Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 23 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)
ТОЛКОВАТЕЛЬНЫЯ ПИСАНIЯ.

Толкованіе на книгу Числъ.

Въ четвертой книгѣ, именуемой Числа, Моѵсей исчисляетъ колѣна израильскія, желая показать, какъ оныя по благословенію Божію размножились и въ продолженіе двухъ сотъ двадцати лѣтъ отъ седмидесяти душъ возросли до шести сотъ тысячъ владѣющихъ оружіемъ.

Глава 1.

(1) И глагола Господь Моѵсею въ пустынѣ Синайской, въ первый день мѣсяца втораго: возми сочтеніе всего сонма. Во второй мѣсяцъ втораго года по исшествіи Евреевъ изъ Египта сыны Израилевы сочтены Моѵсеемъ. Сіе изображаетъ сочтеніе Еммануиломъ новой твари сыновъ человѣческихъ окрестъ мысленной Его скиніи. Мѣсяцъ есть образъ Еммануила, а годъ есть образъ новой твари; тѣмъ же, что въ сочтеніе входятъ только мужи, показывается, что въ число небесныхъ вчиняются только совершенные, крѣпостію подобные мужамъ, а не тѣ, которые по нерадѣнію и недѣятельности сдѣлались женоподобными. И тѣмъ, что всѣ имена собраны и вписаны по двѣнадцати родоначальникамъ колѣнъ, изображается, что дольніе двѣнадцатію Апостолами вписаны въ Церковь земную; а вѣроятно, и горніе также вписаны по

Главамъ сонмовъ своихъ. Колѣно же Левіино, которое, происходя отъ того же родоначальника Израиля, не вошло въ счисленіе вмѣстѣ съ Израилемъ, служитъ образомъ того, что святые, хотя отъ міра, но не принадлежатъ къ міру. И князи Ангеловъ выше сонмовъ своихъ, какъ

Глава выше членовъ.

(53) И да стрегутъ левити стражу скиніи. Симъ означается наблюденіе надъ облакомъ, чтобы какъ скоро воздвигается облако, днемъ ли то или ночью, воздвигались съ онымъ вмѣстѣ и Евреи.

Глава 2.

На восточной сторонѣ отъ скиніи располагались станомъ колѣна: Іудино, Иссахарово и Завулоново; въ ихъ станахъ было (9) сто восемьдесятъ тысящь и четыреста. Они воздвигались первые. Рувимъ, Симеонъ и Гадъ располагались станомъ къ югу отъ скиніи, въ ихъ станахъ было (16) сто пятдесятъ одна тысяща и четыреста пятьдесятъ, и они воздвигались вторіи. Когда воздвигались сіи колѣна, тогда (17) воздвигалась и скинія съ полкомъ левитскимъ посредѣ полковъ, упомянутыхъ выше и слѣдующихъ за нею. Ефремъ, Манассія, Веніаминъ располагались станомъ на западъ отъ скиніи, — въ ихъ станахъ было (24) сто осмь тысящь и сто; они воздвигались третіи. Данъ, Асиръ и Нефѳалимъ располагались станомъ къ сѣверу отъ скиніи; въ ихъ станахъ было (31) сто пятьдесятъ седмь тысящъ и шесть сотъ. Они воздвигались послѣдніи.

Глава 3.

(16) И сочте Моѵсей сыновъ Левіиныхъ, которымъ заповѣдано было наблюдать надъ облакомъ: (17) и сіи сынове Левіины отъ именъ ихъ, (18) сыны Гирсони: Ловени и Семей. (22) Число мужескаго пола ихъ отъ мѣсяца и вышше седмь тысящь и пятьсотъ. (23) Они располагались станомъ къ западу отъ скиніи и должны были носить (25) скинію и покровы ея, и покровъ дверей скиніи свидѣнія, (26) и опоны двора, и завѣсу дверей двора, иже есть у скиніи, и верви скиніи, со всѣми ея принадлежностями. (27) Сынове Кааѳовы: Амрамъ, и Іесааръ и Озіилъ; (28) число мужескаго ихъ пола отъ мѣсяца и вышше осмь тысящь и шесть сотъ. (29) Они располагались станомъ на югъ отъ скиніи, и должны были носить (31) кивотъ, трапезу, свѣтильникъ, алтарь и сосуды алтаря или святая, въ нихже служатъ. (20) Сынове Мерарины: Мооли и Муси. (34) Число мужескаго ихъ пола отъ мѣсяца и вышше шесть тысящь и двѣсти. (35) Они располагались станомъ на сѣверъ отъ скиніи, и должны были носить (36) главицы скиніи, и вереи ея, и столпы ея, и стояла ея. Моѵсей и Ааронъ занимали (37) мѣсто сопреди къ востоку отъ скиніи. Все число левитовъ (39) отъ мѣсяца и вышше было двадцать двѣ тысящи. Сыны Гирсоновы изображаютъ раба, которому данъ одинъ талантъ; сыны Мерарины — раба, которому даны два таланта; а сыны Кааѳовы — раба, пріявшаго пять талантовъ. Въ иномъ смыслѣ сыны Гирсоновы суть образъ кающихся, Мерарины — праведниковъ, Кааѳовы — совершенныхъ. И еще: сыны Гирсоновы изображаютъ Пророковъ, Мерарины — Апостоловъ, Кааѳовы — служебныхъ духовъ. И наконецъ, сыны Гирсоновы представляютъ земныхъ, Мерарины — небесныхъ, Кааѳовы — Престолы.

(47) Да возмеши по пяти сикль на главу, двадесять пенязей сикль, (48) и даси сребро Аарону и сынамъ его. Такой сикль сдѣланъ былъ, вѣроятно, самимъ Аарономъ, и запечатанъ его печатью: число всѣхъ служащихъ левитовъ было семь тысячъ восемдесять пять.

Глава 5.

(1) Повели сыномъ Израилевымъ, да изгонятъ изъ полка всякаго прокаженнаго, и всякаго проливающаго сѣмя. Сіе заповѣдано съ намѣреніемъ возбудить Евреевъ къ размышленію. что, если нечистыми дѣлаютъ и невольныя оскверненія, то кольми паче мерзки грѣхи произвольные. А также побуждало сіе отлучаемыхъ и принужденныхъ жить внѣ жилищъ своихъ озаботиться о томъ, чтобы скорѣе очиститься, войдти снова въ жилище свое и присоединиться къ сонму.

(6) Мужъ или жена, иже аще согрѣшитъ, (7) да отдастъ преступленіе истое, и пятую часть да приложитъ къ тому, емуже согрѣши. Сей законъ распространяется и на согрѣшившихъ въ томъ, что, по какой-либо причинѣ, не вносили десятинъ въ назначенное время. (12) Мужа, мужа аще преступитъ жена его, (13) и утаится сіе отъ очію мужа ея, и укрыется, (24) жрецъ напоитъ жену водою обличенія; (28) и аще не будетъ осквернена жена, останется невредима, и плодствовати будетъ, то-есть, если прежде была неплодна, то за обиду вознаграждена будетъ разрѣшеніемъ утробы ея. Поелику же она нестрогою и вольною жизнію возбудила въ мужѣ ревность, то должна подвергнуться очищенію, а мужъ какъ стражъ ея, долженъ очистить ее отъ грѣха. (18) Въ руцѣ же жреца да будетъ горькая вода обличенія. Это была вода, надъ которою жрецъ произносилъ проклятія, и которая потому называлась водою укоризны.

Глава 6.

(2) Мужъ или жена, иже аще отлучитъ себя, и дастъ обѣтъ назорейства, чтобы быть назореемъ Господу, (3) елика дѣлаются отъ гроздъ винныхъ, да не піетъ, (5) и бритва да не взыдетъ на главу. Назорей, которому повелѣно не пить вина и сикера во все время назорейства, изображаетъ еврейскій народъ, которому законодатель далъ заповѣдь, также отринуть нравы египетскіе, подобные опьяняющему вину, какъ отрекся онъ отъ употребленія вина, и не вкушать сикера, то-есть не входить въ общеніе съ Хананеями. Ибо вино есть образъ ученія египетскаго, а сикера — образъ ученія Хананеевъ, опьяняющая же сила того и другаго — нечестія жителей Египта. Грозды свѣжіе и сухіе изображаютъ дѣла Египтянъ и Хананеевъ, кость и скорлупа суть останки ихъ нечестія. Въ другомъ смыслѣ: вина и сикера да не піетъ, то-есть, да не позволяетъ плоти своей упиваться страстями, и духу своему возмущаться помыслами. Сверхъ того, законъ, запрещая ѣсть грозды, повелѣваетъ отсѣкать всякій отпрыскъ страстей; а запрещая ѣсть кости и скорлупу, учитъ заботиться и о маловажномъ. Назорею повелѣвается растить волосы на головѣ въ ознаменованіе того, что долженъ онъ быть совершенъ въ добродѣтеляхъ; бритва да не взыдетъ на главу его, то-есть да не позволяетъ онъ мірскому возобладать надъ лѣпотою души его. (9) Аще кто умретъ у него, абіе осквернится; то-есть, если возобладаетъ надъ нимъ, и приведенъ будетъ въ исполненіе, мертвенный помыслъ, то всѣ добродѣтели его отъемлются у него.

Глава 7.

(2) Приведоша князи Израильтестіи (3) дары своя предъ Господа, шесть колесницъ покрытыхъ и дванадесять воловъ. Двѣнадцать князей изображаютъ служебныхъ духовъ, а волы — Апостоловъ. Двѣнадцать колѣнъ, отъ которыхъ произошли Пророки и Апостолы, были также образомъ ихъ. Шесть колесницъ изображаютъ шесть странъ, въ которыя пронеслось Евангеліе Христово. (18) Блюдо сребряно едино изображаетъ нравы Апостоловъ, а сребряныя чаши изображаютъ нравы Пророковъ. (14) Ѳиміамникъ, исполненный благовоній, изображаетъ душу Еммануила, которую не возмущали грѣховныя страсти. Въ другомъ смыслѣ, серебряныя блюда служатъ образомъ праведныхъ, чаши — образомъ кающихся, ѳиміамникъ — образомъ совершенныхъ. И еще: ѳиміамникъ представляетъ собою избранную Церковь, восходящую въ скинію мысленную; а ароматы въ ѳиміамникѣ изображаютъ племена и народы, которые вѣрою соединены въ воню благоуханія. И еще ѳиміамникъ, исполненный благовоній, изображаетъ душу исполненную добродѣтелей, представленныхъ подъ образомъ различныхъ благовоній.

Глава 10.

Облако надъ скиніею, иногда пребывало многіе дни, а иногда оставалось не на долго. Нисхожденіемъ облака на скинію и воздвиженіемъ его указывалось время продолжительнаго, или краткаго пребыванія Евреевъ на мѣстѣ. (11) Во второе лѣто, въ десятый день втораго мѣсяца вознесеся облакъ отъ скиніи. Такъ въ первый разъ вознеслось облако надъ скиніею, и перешло отъ Синая въ Фаранъ.

(29) И рече Моѵсей Іоваву, сыну Рагуилеву: воздвизаемся мы на мѣсто, о немже Господь рече, сіе дамъ вамъ: и что доброе сотворитъ намъ Богъ, сотворимъ тебѣ; (31) не остави насъ: и будеши намъ око; потому что онъ былъ мужъ способный управлять. Іовавъ сей называется тестемъ Моѵсеевымъ, но онъ былъ отецъ Іоѳора, тестя Моѵсеева; называетея же тестемъ, какъ старецъ, притомъ старѣйшій въ семействѣ и

Глава дома. А тѣмъ, что Іовава просилъ Моѵсей идти, и онъ не пошелъ, изображается, какъ Еммануилъ призывалъ народъ іудейскій слѣдовать ученію Его, но Іудеи не послѣдовали.

Глава 9.

(2) Да сотворятъ сынове Израильтестіи пасху. Пасха первая, совершенная въ Египтѣ, изображаетъ радость праведныхъ въ настоящей скорбной жизни, радость неполную. Пасха вторая, совершенная по исшествіи въ пустынѣ, изображаетъ веселіе совершенное, и радость полную по скончаніи сей временной жизни. Въ иномъ смыслѣ пасха первая, совершенная во время рабства, изображаетъ состояніе подзаконное, а пасха вторая, совершенная по избавленіи отъ рабства, указываетъ на пасху новую, въ Церкви Христовой; пасха же третья, какую совершили сыны Израилевы по возвращеніи въ землю обѣтованія и по раздѣленіи наслѣдія ихъ, знаменуетъ воскресеніе мертвыхъ и общую пасху всѣхъ разумныхъ существъ — человѣковъ и Ангеловъ, также вселеніе каждаго въ его обители. Три чина приходившихъ на пасху законную изображаютъ три чина тѣхъ, которые прійдутъ на праздникъ небесныхъ и земныхъ; первые будутъ выше суда, другіе судимые, третьи неприходящіе на судъ. Выше суда тѣ, которыхъ дѣла совершенны; судимые тѣ, которыхъ дѣла искушаются здѣсь огнемъ покаянія, и которые улучатъ жизнь; неприходящіе на судъ тѣ, которые не сдѣлали ничего добраго, и сіи идутъ въ муку вѣчную, по сказанному: не воскреснутъ нечестивіи на судъ (Псал. 1, 5).

Глава 11.

(1) Огнь потреби часть отъ полка за то, что у Египтянъ научились хуламъ, и у пришельцевъ, бывшихъ среди нихъ, похотѣнію.

(33) Мяса бяху имъ еще въ зубѣхъ ихъ, и не были еще съѣдены, и Господь разгнѣвася зѣло на люди; потому что они не удержались отъ похотѣній, и, какъ говоритъ Давидъ, съ лукавствомъ говорили: понеже порази камень, и потекоша воды: еда и хлѣбъ можетъ дати (Псал. 77, 20)? Искусиша Мя се десятое (Числ. 14, 22): какъ говоритъ Давидъ, во-первыхъ, преогорчиша восходяще въ Чермное море (Псал. 105, 7); во-вторыхъ, искусиша Бога въ безводнѣй (14); въ-третьихъ, прогнѣваша Моѵсеа въ стану (16); въ-четвертыхъ, сотвориша тельца въ Хоривѣ, и поклонишася истуканному (19); въ-пятыхъ, уничижиша землю желанную (24); въ-шестыхъ, причастишася Веелфегору (28); въ-седьмыхъ прогнѣваша Бога на водѣ прерѣканія (32); въ-осьмыхъ, смѣсишася во языцѣхъ, и бысть имъ въ соблазнъ (35-36); въ-девятыхъ, пожроша сыны своя и дщери бѣсовомъ (37); въ-десятыхъ, раздражиша Бога въ начинаніихъ своихъ (29). Пришельцы, бывшіе среди Евреевъ, похотѣніемъ похотѣвъ, пришли и съ плачемъ говорили сынамъ израильскимъ: (5) помянухомъ рыбы, яже ядохомъ въ Египтѣ. Пришельцы сіи, похотѣвшіе рыбъ, дынь и прочаго, изображаютъ лукавые помыслы, которые, овладѣвъ душею, влекутъ ее во слѣдъ плотскихъ вожделѣній и внушаютъ ей пренебреженіе къ вожделѣнію и дѣланію добродѣтелей, сей мысленной манны.

(7) Манна же бяше аки сѣмя коріандрово. Сказанное о маннѣ, что она была подобна сѣмени коріандра, показываетъ, что всякая пища изъ нея могла быть приготовляема, что она имѣла и вкусъ, и сочность, и пріятность всякой пищи. Видъ ея, яко видъ кристалла; то-есть видомъ была подобна льду. (8) И меляху въ жерновахъ, и толцаху въ ступахъ, и варяху въ горшкахъ, и творяху изъ нея потребники; и при этомъ манна принимала различный вкусъ. Вкушающіе манну, измолотую въ жерновахъ, изображаютъ совершенныхъ; толкущіе въ ступахъ представляютъ праведниковъ; вкушающіе манну, сваренную въ горшкахъ, представляютъ кающихся, потому что хлѣбъ ихъ растворенъ слезами: а дѣлающіе изъ манны потребники изображаютъ грѣшныхъ, которые питаютъ помыслы свои прахомъ и пепломъ, и ѣдятъ недозволенное имъ.

(16) Собери семдесятъ старцевъ, и да приведеши я ко скиніи, (17) и уйму отъ духа, иже въ тебѣ, и возложу на ня. Собери семдесятъ старцевъ, чтобы помогали Тебѣ въ дѣлахъ народныхъ; и уйму отъ духа, иже въ тебѣ, и возложу на ня, чтобы не превозносились предъ тобою, зная, что они причастники той силы, которая въ тебѣ.

Говорятъ: (18) кто ны напитаетъ мясы? И дастъ Господь вамъ мяса ясти, (20) и будете ясти, дондеже изыдетъ изъ ноздрій вашихъ: и будетъ въ мерзость, то-есть сдѣлается для васъ такъ отвратительно, какъ и пища, переваренная въ желудкѣ. Въ таинственномъ смыслѣ означается симъ въ народѣ еврейскомъ то похотѣніе, остающееся донынѣ, съ какимъ вожделѣваютъ совершать свою пасху послѣ того, какъ видѣли они истинную Жертву, принесенную на Голгоѳѣ, и отринули ее, какъ отцы ихъ отринули манну съ небеси. Но уразумѣвай, что мерзость есть двоякая: плотская и духовная: одна вредитъ чреву, другая душѣ. Убоимся той и другой; ибо когда Евреи ѣли крастелей безъ вождѣленія, сіе было въ пользу имъ; а когда стали ѣсть съ жадностію, тогда, поелику ѣли по вожделѣнію и не по мѣрѣ потребности, прежде бывшее для нихъ полезнымъ сдѣлалось вреднымъ. Поэтому, весьма много и безмѣрно безумны тѣ, которые преступаютъ предѣлы, назначенные природою, и въ пищѣ слѣдуютъ своему вожделѣнію. Если бы уловить для нихъ всѣхъ рыбъ, какія есть въ морѣ, то и сіе неудовлетворило бы ихъ похотливости.

(11) И рече Моѵсей ко Господу: (13) откуду мнѣ мяса, дати всѣмъ людемъ симъ? Въ сихъ словахъ видно не сомнѣніе Моѵсея, а только желаніе напередъ знать, какъ сіе будетъ, и откуда даны будутъ мяса. (25) И уя отъ духа, иже на немъ, и возложи на семдесятъ мужей. Какъ древесные плоды получаютъ жизненный сокъ изъ древесныхъ вѣтвей; такъ семдесятъ старцевъ ощутили, что духъ, источаясь изъ Моѵсея, вошелъ въ ихъ внутренность. Сказанное же, что взято отъ духа въ Моѵсеѣ и дано седмидесяти старцамъ, не означаетъ, что отъятъ духъ у Моѵсея, но даетъ разумѣть, что всѣ разумныя существа пріемлютъ Духа отъ Христа. Двое изъ седмидесяти Элдадъ и Модадъ (26) пророчествоваша въ полцѣ. Іисусъ говоритъ Моѵсею: (28) запрети имъ. Почему же сказалъ онъ это? Говорятъ, будто бы пророчествовали они: Моѵсей извелъ насъ изъ Египта, введетъ же въ землю обѣтованія Іисусъ. Потому и сказалъ Моѵсей: я не ревную о семъ, и желалъ бы, чтобы весь народъ содѣлался причастникомъ дара пророчества, и Господь вмѣсто духа лукаваго, который теперь ими движитъ, отгнавъ его, далъ имъ Духа Своего Святаго.

Глава 12.

(1) Возглаголаша Маріамъ и Ааронъ на Моѵсея, и обратившись (10) воззрѣ Ааронъ на Маріамъ, и се прокажена. Маріамъ, какъ повѣствуетъ Писаніе, укоряла жену Моѵсееву и самого Моѵсея. Говорили Ааронъ и Маріамъ: (2) еда Моѵсею единому глагола Господь? еда и намъ не глаголаше? Если бы одного Моѵсея избралъ Богъ истолкователемъ таинъ, то не глаголалъ бы къ намъ.

(11) И рече Ааронъ къ Моѵсею: (12) да не будетъ сія, яко извергъ изверженъ изъ ложеснъ матернихъ, и се уже пояде полъ плоти ея. Ибо проказа повреждаетъ и умерщвляетъ кожу на тѣлѣ, останавливается въ ней обращеніе крови, почему и не растутъ на ней волосы.

(14) И рече Господь къ Моѵсею: аще бы отецъ ея плюя заплевалъ въ лице ея, не посрамится ли седмь дней? Да отлучится седмь дней внѣ полка. Сіе сдѣлано для того, чтобы весь сонмъ, слыша о поступкѣ Маріамы, и видя, какъ она наказана, устрашился. Ибо, если пророчица за продерзость языка понесла такое наказаніе на главѣ своей; то гдѣ обрящемся мы, когда согрѣшимъ? Если же Ааронъ не подвергся наказанію вмѣстѣ съ Маріамою, то сіе даровано ему ради преимущественной чести, какую Богъ далъ священству. И если Богъ такъ почтилъ и уважилъ въ Ааронѣ священство; то кольми паче должны мы чествовать священниковъ и воздавать имъ должное уваженіе.

Глава 13.

(4) и посла Моѵсей соглядатаевъ, (3) да соглядаютъ землю Ханаанску, мужа единаго отъ племене. Послалъ Моѵсей и Іисуса, сына Навина, изъ колѣна Ефремова, и онъ пошелъ съ ними. Сдѣлалъ сіе Моѵсей, чтобы испытать и соглядатаевъ даннымъ имъ порученіемъ, и народъ — тѣмъ, что скажутъ соглядатаи. Но вмѣсто того, чтобы ободрить народъ разсказами о жителяхъ и возбудить сердца извѣстіями о плодахъ земли хананейской, соглядатаи, по возвращеніи своемъ, стали устрашать Евреевъ. Только Іисусъ, сынъ Навинъ, и Халевъ, сынъ Іефонніинъ, изъ колѣна Іудина, ободряли народъ, и хвалили землю и плоды ея. Соглядатаи, посланные Моѵсеемъ соглядать землю, служатъ образомъ Пророковъ и учителей, которые посылаемы были Богомъ на путь закона, чтобы привести народъ къ служенію евангельскому.

(24) И урѣзаша оттуду вѣтвь, и гроздъ винограда единъ, и несли ее на жерди. Гроздъ, который несли двое на жерди, и который висѣлъ на вѣтви, гдѣ онъ и выросъ, изображаетъ то, что Пророки и Апостолы какъ бы пронесли на себѣ Еммануила. Въ другомъ же смыслѣ представляетъ намъ сіе образъ креста, а несшіе гроздъ представляютъ образъ двоихъ разбойниковъ.

Глава 14.

(13) И рече Моѵсей ко Господу: услышатъ Египтяне, и скажутъ: (16) не возможе Господь людей Своихъ ввести въ землю, о ней же клятся имъ, и потому погуби ихъ въ пустыни. Сіе было сказано, чтобы обнаружилась любовь Моѵсеева: не изъ опасенія лишиться своего начальства, но по любви ходатайствуетъ Моѵсей за народъ. Ибо ему обѣщано было, что, если и истреблены будутъ Евреи, то онъ будетъ начальникомъ еще большаго народа (Исх. 22, 10).

И сказалъ Господь: (28) якоже глаголасте, (29) въ пустынѣ сей падутъ тѣлеса ваша. Смерть поразила соглядатаевъ прежде другихъ за то, что они заградили народу дверь въ обладаніе землею, столь для нихъ желанною; соглядатаи отверзли дверь шеола для шестисотъ тысячъ, которые сошли туда послѣ нихъ.

Глава 15.

(19) Отложите участіе во отдѣленіе Господу: начатокъ тѣста вашего, хлѣбъ отлучите. Богъ повелѣваетъ изъ замѣшаннаго тѣста отдѣлять часть, и прежде, нежели сами вкусятъ хлѣба, отдѣленное отдавать жрецу, или бѣднымъ.

(23) Обрѣтоша мужа собирающа дрова въ день субботный. Собиравшій дрова побитъ камнями; ибо онъ сдѣлалъ нѣчто подобное тому, что сдѣлано Замвріемъ, сыномъ Салмонимъ. Замврій, въ глазахъ Моѵсея и старцевъ, вошелъ къ Хазви; а этотъ предъ глазами всего покоющагося сонма вышелъ собирать дрова, и оскорбилъ святость дня, чтимаго всѣмъ сонмомъ; а когда обвиняли его, говорилъ, что онъ сдѣлалъ сіе по забвенію.

(38) Да сотворятъ себѣ рясны на воскриліяхъ ризъ своихъ въ роды своя. Повелѣвается сдѣлать рясны на воскриліяхъ ризъ въ пособіе памяти, чтобы не забывать имъ закона Божія.

Глава 16.

Возмутились (1) Корей сынъ Іссаара, сына Кааѳа сына Левіина, и Даѳанъ и Авиронъ сынове Еліавли, и Авнанъ сынъ Фалеѳа сына Рувимля. Возмутились противъ Аарона, съ намѣреніемъ или отнять у него священство, или съ нимъ вмѣстѣ священнодѣйствовать въ скиніи. Но, когда въ Египтѣ дѣлали кирпичи, не желали сего; когда Египтяне били ихъ, не вождѣлевали этого; когда раздѣлено было море, не просили о томъ; когда Египтяне погрязли, не домогались этого; когда Евреи переходили море, не приходило имъ сіе на мысль; потому что боялись суда и наказанія. Корей и прочіе, возмутившіеся противъ Аарона и желавшіе получить его священство, представляютъ образъ первосвященниковъ, возмутившихся противъ Господа нашего, и по сказанному въ притчѣ о виноградникѣ, восхотѣвшихъ получить Его наслѣдіе.

(31) И разсѣдеся земля подъ ногами ихъ. Такъ Богъ низвелъ въ землю тѣхъ, которые, лишась египетскихъ удовольствій, возмутились, и вмѣсто оныхъ пожелали себѣ священства, и исполнецный злочестія Египетъ сравнили съ святымъ священствомъ.

(37) Собери кадильники отъ среды изгорѣвшихъ, яко освятишася кадильницы грѣшныхъ сихъ въ душахъ ихъ, (38) и сотвори я дщицы кованы, обложеніе у олтаря. Если кадильницы прогнѣвавшихъ Бога освятишася въ душахъ ихъ и употреблены на украшенія алтаря; то кольми паче освящаются тѣла исповѣдниковъ въ душахъ ихъ.

Глава 17.

(1) И рече Господь къ Моѵсею глаголя: (2) глаголи сыномъ израилевымъ, и возми отъ нихъ по единому жезлу по домомъ отечества ихъ. (5) И будетъ человѣкъ, егоже аще изберу, жезлъ его прозябнетъ. Хотя ропотъ произошелъ въ домѣ Рувимовомъ и между левитами; но собраны и положены въ ковчегъ жезлы всѣхъ колѣнъ, чтобы роптавшіе не могли сказать: почему не избралъ жезла дома Рувимова, когда избралъ жезлы дома Іудина, дома Гадова? Поэтому, Моѵсей полагаетъ жезлы всѣхъ колѣнъ, чтобы отвергнуть всѣхъ, и домъ Аароновъ избавить отъ общаго всѣхъ противъ него возмущенія. Жезлъ Аароновъ, который одинъ изъ всѣхъ жезловъ прозябъ, служитъ образомъ достопокланяемой плоти Еммануиловой; ибо Еммануилъ, ставъ сыномъ естества тлѣнныхъ, одинъ пребылъ во гробѣ нетлѣннымъ, и понесши неповинное страданіе, въ Себѣ одномъ явилъ тайну нетлѣнія, безстрастія и безсмертія. И еще, жезлъ Аароновъ, который прозябъ одинъ изъ всѣхъ жезловъ, показываетъ, что плоть Христа, сына тлѣнныхъ, одна не видѣла истлѣнія, и не осталась во гробѣ.

Глава 18.

(12) Всякъ тукъ пшеницы и вина, и начатокъ ихъ, елика аще отдадятъ Господу, тебѣ дахъ я. Первородная вся въ земли ихъ, елика аще принесутъ, тебѣ да будутъ. Сынамъ Аароновымъ отдалъ Богъ всѣхъ первенцевъ людей, и скотовъ, овецъ, тельцевъ, козъ. (15) Вся первенцы человѣчестіи, и первенцы скотовъ нечистыхъ да искупятся: (17) обаче первородная телцевъ, козъ и овецъ да не искупятся; мяса ихъ да будутъ священникамъ, кромѣ тука, который должно было приносить на алтарь. (26) Аще отдѣлите тукъ участія, (27) вмѣнится вамъ, яко плодъ гумна и яко плодъ точила. Богъ далъ левитамъ десятину всѣхъ достояній и плодовъ. Народъ приносилъ десятину левитамъ, левиты — Аарону, а Ааронъ — Богу.

Глава 19.

(1) И рече Господь къ Моѵсею, глаголя: (2) да приведутъ къ тебѣ юницу рыжу непорочну, яже не имать на себѣ порока, (3) и дадутъ Елеазару, и да заколютъ предъ нимъ. Юница рыжая, заколаемая жрецомъ, назначалась не для жертвы, какъ показываетъ пепелъ юнчій, который былъ употребляемъ для очищенія имѣющихъ нужду въ очищеніи. И какъ юница вся предавалась всесожженію, то изъ сего видно, что жрецъ и не для своей потребности заколалъ ее.

(18) И да возметъ ѵссопъ и омочитъ въ воду мужъ чистъ, и да воскропитъ на домъ и на сосуды. Ѵссопъ и (6) сосканіе червленое употребляемы были, по ихъ многоцѣнности, какъ вещи, которыя надлежало покупать, что въ глазахъ народа придавало болѣе важности дѣлу, и онъ не могъ пренебрегать симъ, какъ чѣмъ-либо нестоющимъ никакихъ издержекъ.

Глава 20.

(10) Созва Моѵсей и Ааронъ сонмъ предъ камень, и рече къ нимъ: послушайте непокоривіи, еда изъ камене сего изведемъ вамъ воду? (12) понеже не вѣровасте Мнѣ освятити Мя предъ сынми израильтескими. Поелику Моѵсей не прославилъ Господа и не явилъ силы Его на камнѣ, укорялъ народъ; то и самъ укоренъ за то, что, вопреки прежнимъ примѣрамъ, ударилъ въ камень два раза, когда вода была уже дана.

Глава 21.

(6) И посла Господь на люди зміевъ ядовитыхъ, и угрызаху людей. Потомъ (7) помолися Моѵсей о тысящахъ угрызенныхъ, и былъ услышанъ. Но если онъ и самъ согрѣшилъ: то почему не молился о душѣ своей? Хотя молился онъ, чтобы войти ему въ землю обѣтованную, но не молился о прощеніи ему грѣха. А если онъ согрѣшилъ, то надлежало ему заботиться объ отпущеніи грѣха, а не о землѣ ханаанской. Лучше было ему очистившись умереть въ пустынѣ, нежели виновному въ грѣхѣ войдти въ землю и увидѣть ее. Значитъ, не молился онъ о грѣхѣ, потому что не было грѣха; молился же о землѣ, потому что желалъ войдти въ нее. Но чего желалъ онъ, того не далъ ему Богъ, а даровалъ, что было больше просимаго. Ибо овладѣніе землею было отложено на долгое время, а ему предварительно дано увидѣть ее.

(9) Сотвори змію мѣдяну, и бысть егда угрызаше змія человѣка, и взираше на змію мѣдяну, и оживаше. Евреевъ за то, что роптали на манну — хлѣбъ ангельскій, угрызали змѣи, которыя питаются прахомъ, и не ропщутъ на то. Предъ дверми скиніи воздвигъ Моѵсей сіе изображеніе, чтобы туда обращали взоръ свой отвратившіеся мыслію отъ Бога, и чтобы досточтимымъ для нихъ содѣлалось мѣсто, изъ котораго исходило имъ врачеваніе. Представленъ же въ семъ образъ Того, Кто сказалъ: якоже Моѵсей вознесе змія въ пустыни для изцѣленія сыновъ народа своего, тако подобаетъ вознестися Сыну человѣческому (Іоан. 3, 14) на крестъ для спасенія вѣхъ народовъ.

(17) Тогда воспѣ Израиль пѣснь сію: возходи кладязь, пойте ему. (18) Кладязь сей ископаша князи, изсѣкоша его вожди народа, жезлами своими указали отъ пустыни въ Манѳанаилъ. Сказано: ископали кладязь князи, то-есть, ископали принадлежавшіе къ дому Моѵеееву, изсѣкли вожди народа, то-есть, начальники колѣнъ, указали его жезлами своими, то-есть, властію своею. Говорятъ, что за Евреями шелъ и камень, и когда стояли они на одномъ мѣстѣ, истекали двѣнадцать источниковъ, а когда переходили съ одного мѣста на другое, источниковъ не было, но не лишались однакоже и воды; когда же приходили на мѣсто, тогда бывшіе изъ дома Моѵсеева и начальники колѣнъ выходили съ жезлами своими, воспѣвали хвалебную пѣснь, и источники наполнялись обильно водою. Отъ пустыни въ Манѳанаилъ; (19) отъ Манѳанаила въ Наадіилъ, отъ Наадіила въ Вамоѳъ, долину на верхъ холма. Верхъ холма изображаетъ естество Божіе; Вамоѳъ — Престолы; Наадіилъ — Ангеловъ; Манѳанаилъ — Пророковъ; пустыня — явленіе Апостоловъ и призваніе народовъ.

(27) Сего ради говорятъ приточницы: пріидите во Есевонъ, то-есть, придите Евреи въ наслѣдіе свое. Да соградится и созиждется градъ Сіонъ; хотя городъ сей былъ разрушенъ, когда овладѣли имъ сыны Израилевы, однакоже послѣ возобновили и возсоздали оный сыны Рувимовы, когда получили въ наслѣдіе себѣ.

Глава 22.

(13) И Валаамъ рече княземъ Валаковымъ: не попущаетъ ми Богъ ити съ вами. Сказанное, что Богъ не попустилъ Валааму проклясть народъ, не означаетъ, что, если бы Валаамъ проклялъ, то народъ и былъ бы проклятъ, показываетъ же, что сатана не можетъ вредить святымъ. (25) И узрѣвъ оселъ Ангела Божія, приложися ко оградѣ. (27) И біяте осля Валаамъ. Валаамъ три раза бьетъ осла жезломъ, но не можетъ заставить его идти. Оселъ Валаамовъ есть образъ человѣческаго рода, который сталъ какъ бы колесницею діавола. Ослица, увидѣвъ Ангела, свергла съ себя Валаама; такъ душа, сподобившись видѣть Жениха въ явленіе Его, свергла съ выи своей чуждое иго, и содѣлалась колесницею Еммануиловою, бывъ прежде колесницею полчищъ супостата.

Глава 23.

(10) И рече Валаамъ: кто изочтетъ песокъ Іакова и число четвертой части его? Песокъ Іакова означаетъ сѣмя его, умножившееся какъ песокъ морскій, такъ что невозможно исчислить и четвертой части Израиля. (11) И рече Валакъ: на проклятіе врагъ моихъ призвахъ тя. Богъ не попустилъ Валааму проклясть народъ, который вскорѣ впалъ въ блудъ съ дщерями моавитскими, и за сіе наказанъ язвою, не попустилъ, чтобы, когда постигнетъ Евреевъ судъ правды за нечестіе ихъ, не подумали они, что наказаніе постигло ихъ вслѣдствіе проклятія Валаамова, и не обратились во слѣдъ волхвователей, подумавъ, что дѣйствительно имѣютъ они силу, которой нѣтъ у нихъ. Сверхъ того, чтобы самъ Валаамъ не подумалъ и не утвердился въ той мысли, что его проклятія навлекли на Евреевъ язву, Богъ содѣлалъ, что Валаамъ благословилъ народъ въ присутствіи Валака, самого же Валака, стоявшаго при требищахъ его и всѣхъ враговъ народа Божія, предалъ проклятію. Ибо Валаамъ говоритъ: благословящіи тя, благословени, и проклинающіи тя, прокляти (Числ. 24, 9). Но хотя Валаамъ и не проклялъ Евреевъ, что было изъ сего пользы народу, который послѣ его благословенія подвергся проклятію? Богъ попускаетъ Валааму благословить народъ еврейскій и себя самого благословить тѣмъ же благословеніемъ. (10) Да будетъ кончина моя, какъ ихъ. Но народъ и Валаамъ вмѣстѣ погибли, и благословеніе обратилось въ проклятіе; ибо Евреи истреблены заразою; Валаамъ палъ вмѣстѣ съ Мадіанитянами, которые были имъ прокляты, и которыхъ поразили Евреи.

Глава 24.

(17) Возсіяетъ звѣзда отъ Іакова. Это — Зоровавель, спаситель Іудеевъ и образъ Іисуса, Спасителя всѣхъ народовъ. И востанетъ князь отъ Израиля, это — Зоровавель. И погубитъ исполины моавитскія по возвращеніи изъ плѣна и плѣнитъ вся сыны Сиѳовы, то-есть, царства, сопредѣльныя Іудеѣ. (20) Начало языковъ Амаликъ, потому что онъ первый вступилъ въ брань съ Израилемъ. И конецъ его погибнетъ въ вѣкъ. Это — Антіохъ, одинъ изъ преемниковъ Александровыхъ, утѣснявшій Евреевъ во времена маккавейскія.

Глава 25.

(8) Вниде въ слѣдъ человѣка израильтянина въ ложницу, и прдбоде обоихъ, (11) и возревновалъ ревностію Моею въ нихъ. И тѣмъ что (10) возревнова по Бозѣ своемъ, умилостиви о сынѣхъ израилевыхъ. (14) Имя человѣку Замврій, сынъ Салмонь. Сей Замврій, сынъ Салмонь, который въ глазахъ братій своихъ дерзнулъ войдти къ Мадіанитянкѣ, и котораго князи народные не убили за сіе, естъ образъ сатаны, который безстыдно вводитъ въ грѣхъ сыновъ человѣческихъ. А что Замврія не убили князи народные, сіе служитъ образомъ, что и сатану не могли одолѣть и небесныя силы, и праотцы, и Пророки; одолѣлъ же его Еммануилъ, Котораго изображаетъ Финеесъ, и Который крестомъ Своимъ низложилъ и сокрушилъ сатану и всю силу его. (8) И преста вредъ отъ сыновъ израилевыхъ. Такъ, приведена въ бездѣйствіе сила смерти, какъ-скоро отъятъ грѣхъ.

(15) И имя женѣ Мадіанитынѣ, Хазви, дщи Сура, начальника племени изъ поколѣнія мадіамскаго. Когда умерщвлена была Хазви въ кущѣ ея; тогда всѣ Мадіанитянки убоялись подобной смерти, сняли шатры свои и убѣжали. Для сыновъ Израилевыхъ прекратилась возможность грѣшить, потому что сѣти бѣжали отъ добычи, чтобы не впадала она въ сѣти. Сулица, вонзенная въ Замврія и Хазви, положила предѣлъ гнѣву, излитому правосудіемъ на народъ, навела страхъ и ужасъ на весь сонмъ, и возбудила вопль въ семействѣ убитыхъ. А Моѵсей обратился къ молитвѣ, чтобы успокоиться отъ скорби, какую производилъ въ немъ видъ мертвыхъ тѣлъ.

Глава 27.

(1) И сіи имена дщерей Салпаада: Маала и Нуя, и Егла, и Мелха, и Ѳерса. Дочери Салпаада говорили, что отецъ ихъ не былъ въ числѣ тѣхъ пяти, которые возстали на Господа и преогорчили Его своими куреніями, но въ пустыни (3) грѣха своего ради умре, какъ и всѣ шесть сотъ тысячъ Евреевъ, и не былъ пожженъ огнемъ, и не сошелъ во адъ живый. Посему, дано повелѣніе, чтобы каждый имѣлъ наслѣдіе въ своемъ колѣнѣ, и наслѣдіе одного колѣна не смѣшивалось съ наслѣдіемъ другихъ колѣнъ и не переходило въ другое колѣно. Въ иномъ смыслѣ, дочери Салпаадовы, получающія наслѣдія вмѣстѣ съ другими собратіями, изображаютъ святыхъ женъ, которыя вмѣстѣ съ мужами пріемлютъ наслѣдіе во царствіи Божіемъ.

Глава 31.

(1) Рече Господь къ Моѵсею: отмсти месть сыновъ израилевыхъ отъ мадіанитовъ. Подъ образомъ (8) пяти царей мадіамскихъ разумѣемъ пять орудій грѣха. Ибо всѣ грѣхи входятъ въ человѣка пятью дверями, то-есть зрѣніемъ, слухомъ, вкусомъ, обоняніемъ и осязаніемъ. Въ томъ, что Финеесомъ убиты сіи пять царей, видимъ образъ Еммануила, Который привелъ въ изнеможеніе силу грѣха. О сихъ пяти дверяхъ написано: смерть взыде сквозѣ окна, и вниде въ землю нашу (Іер. 9, 21). Пророкъ именуетъ здѣсь окнами чувства.

(6) Сосуды святые, и трубы знаменныя въ рукахъ Финееса. Трубы знаменныя, предшествовавшія кивоту, означаютъ трубы Пророковъ, которые взывали: идетъ Еммануилъ; а трубы знаменныя, сопровождавшія кивотъ, изображаютъ Евангелистовъ, которые проповѣдали: пришелъ Еммануилъ.

(22) Золото, серебро, мѣдь, желѣзо, свинецъ и олово, (23) всяка вещь, яже пройдетъ сквозѣ огнь, очистится. Золотые сосуды, очищаемые огнемъ, изображаютъ Апостоловъ, серебряные — Пророковъ; подъ образомъ же сосудовъ мѣдныхъ, желѣзныхъ, свинцовыхъ и оловянныхъ разумѣемъ учителей Церкви, потому что они, хотя пріемлютъ Духа, но не какъ Апостолы и Пророки, а въ меньшей мѣрѣ. Сосуды, очищаемые водою, изображаютъ среднихъ и низшихъ, крещенныхъ и оглашенныхъ.

(4-8) И пріидоша къ Моѵсею поставленніи надъ тысящами силы, и стоначальники. (49) И рекоша: (50) принесохомъ, мужъ еже обрѣте, сосуды златы, гривны и перстни, и прочая. Это суть избранные сосуды, какіе Апостолами принесены Христу отъ языческихъ народовъ. А также и сами Апостолы, Пророки и учители именуются златыми сосудами. Какъ Моѵсей и Елеазаръ сосуды сіи (54) внесоша въ скинію свидѣнія; такъ Еммануилъ, научивъ Апостоловъ и святыхъ, ввелъ ихъ въ сокровенную славу небесной скиніи.

(30) Да возмеши едино отъ пятидесяти человѣкъ, и отъ воловъ, и отъ овецъ, и отъ ослятъ, и отъ всѣхъ скотовъ, и даси я левитомъ, какъ отдѣленное Господу. Овецъ, взятыхъ въ добычу у непріятелей, было самое большее число; потому что въ Церкви больше людей простыхъ, требующихъ наученія, нежели премудрыхъ по плоти, сильныхъ и благородныхъ (1 Кор. 1, 26), Подъ образомъ воловъ представлены Пророки, Апостолы и учители; подъ образомъ осла представляется дѣланіе правды; подъ образомъ женъ представлены труды и сокрушеніе кающихся и стоящихъ на низшей степени.

Глава 33.

(1) И сіи станове сыновъ Израилевыхъ. Написанное Моѵсеемъ о станахъ шествія сыновъ Израилевыхъ, откуда и куда они переходили, пока не вошли въ землю упокоенія, изображаетъ, какъ Господь предъ Ангелами явитъ святыхъ. Станы суть образъ ихъ трудовъ и подвиговъ, и восхожденія отъ добродѣтели къ добродѣтелямъ.

(38) И взыде Ааронъ жрецъ на гору Оръ повелѣніемъ Господнимъ, и умре тамо. И данъ законъ, чтобы всѣ, заключенные въ городахъ убѣжища, какъ въ темницѣ, по умертвіи жреца великаго (Числ. 35, 28) выходили и получали свободу. Возвращеніе сіе въ свое наслѣдіе, дозволяемое при смерти первоовященника убійцамъ, которые укрывались въ городахъ убѣжища, и спасались отъ мести за убійство, представляетъ намъ образъ того небеснаго Архіерея, Который смертію Своею освободилъ изъ ада весь родъ человѣческій, бывшій въ рабствѣ подъ державою смерти.

Печатается по изданію: Творенiя преподобнаго отца нашего Ефрема Сирина. Часть шестая. — Репринтъ. — М.: Издательство «Отчій домъ», 1995. — С. 402-423. — Репр. изд.: Сергiевъ Посадъ, 1901 г.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0