Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 20 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)
ТОЛКОВАТЕЛЬНЫЯ ПИСАНIЯ.

Толкованіе на книгу Второзаконіе.

Глава 1.

(1) Сія словеса, яже глагола Моѵсей сонму Израилеву, объ ону страну Іордана, въ пустыни на равнинѣ близъ Чермнаго моря, между Фараномъ и Тофиломъ, и Ловономъ, и Асироѳомъ и Дизагавомъ. Что было по частямъ писано въ трехъ книгахъ, то теперь Моѵсей совокупляетъ и излагаетъ въ порядкѣ въ одной книгѣ Второзаконія. Лѣнивые могли отговариваться трудностію отыскивать законы, и для прилежныхъ отыскиваніе оныхъ было бы утомительно; посему, Моѵсей, собралъ ихъ изъ трехъ книгъ въ одну, чтобы желающіе знать законы безъ труда извлекали для себя пользу. Законъ же дается Евреямъ двукратно. Поелику законъ, данный въ первый разъ, утратили они, поклонившись тельцу: то данъ имъ сей вторый законъ. Но если бы послушали они, и сохранили законъ первый; то не было бы нужды во второмъ. Притомъ, всѣ слышавшіе первый законъ, по совершившемуся надъ ними опредѣленію суда, не были уже въ живыхъ, когда данъ вторый законъ.

(2) Единонадесяти дней путь отъ Хорива до горы Сеиръ. Вторый законъ изреченъ и изъясненъ послѣ одиннадцати дней пути отъ Хорива до горы Сеиръ. Въ семъ скрывается тайна, что въ единонадесятый часъ изшелъ Еммануилъ, взыскать заблудшіеся народы, и научилъ ихъ заповѣдямъ новаго завѣта. Между Фараномъ, Тофоломь, Ловономъ, Асироѳомъ, Дизагавомъ. Мѣстъ сихъ пять, и симъ указывается тайна пятаго вѣка, подъ которымъ приточно разумѣется время пришествія Господа нашего, подобно тому, какъ, по сказанному въ причтѣ, исходилъ онъ нанимать дѣлателей въ вертоградъ Свой утромъ, въ третій, шестый, девятый и единонадесятый часъ (Матѳ. 20, 1-6).

(18) Изберите себѣ мужи мудры, (15) тысященачальники, и стоначальники, и пятьдесятоначальники, и десятоначальники. Тысященачальниками именуются Апостолы, стоначальниками — Пророки, пятьдесятоначальниками — учители, десятоначальниками — истолкователи. Въ иномъ смыслѣ, тысященачальники означаютъ не только верховное Божество, но и Престоловъ и Господствія, стоначальники — Архангеловъ, Начала и Власти, пятьдесятоначальники — Ангеловъ, Силы, Херувимомъ и Серафимовъ, десятоначальники — Апостоловъ, Пророковъ, учителей. Первый смыслъ относится къ Церкви видимой, а вторый — къ Церкви умосозерцаемой. Ибо въ видимой Церкви воплотившійся Еммануилъ поставилъ тысященачальниковъ, стоначальниковъ, пятьдесятоначальниковъ и проч.

(22) Послемъ мужи предъ нами, да соглядаютъ намъ землю. Поелику же соглядатаи пришли, но вы не хотѣли видѣть плодовъ земли, и слушать Халева и Іисуса; то преогорчили симъ Господа, и таково было слово устъ Его: (38) Іисуса сына Навина, иже стоитъ предъ тобою, сего укрѣпи, яко сей дастъ землю въ наслѣдіе Израилю. Богъ уничижилъ Моѵсея тѣмъ, что не ему далъ ввести Евреевъ въ обѣтованную землю; но и возвысилъ его тѣмъ, что Іисуса, которому даетъ преимущество предъ Моѵсеемъ, поставляетъ предъ нимъ какъ бы служителемъ. Ибо Моѵсей, какъ большій Іисуса, долженъ былъ укрѣпить его.

Глава 2.

(4) Людемъ заповѣждь, и скажи: вы пройдете сквозѣ предѣлы братіи вашея, сыновъ Исавовыхъ, и остерегайтесь всячески. (5) Не сотворите съ ними рати: не дамъ бо вамъ отъ земли ихъ. Не попущу вамъ сдѣлать зла сынамъ Исавовымъ и отнять у нихъ наслѣдіе ихъ. Сіе было бы и несправедливо и безполезно; потому что Господь для нихъ отнялъ землю сію у Хорреевъ, и имъ не отдалъ.

(12) Въ Сеирѣ жили прежде Хорреи, но сынове Исавовы овладѣли ими. Тоже сказалъ намъ Господь о наслѣдіи сыновъ Лотовыхъ (Моавитянъ), и повелѣлъ не дѣлать имъ вреда; потому что Господь далъ имъ наслѣдіе, какъ намъ далъ въ наслѣдіе землю Хананеевъ. Тоже сказалъ намъ Господь о наслѣдіи сыновъ Аммоновыхъ; потому что Господь отнялъ землю ихъ у исполиновъ, и отдалъ имъ въ наслѣдіе. Далъ же намъ землю царя Сіона; не потому что возненавидѣлъ Сіона, но потому что онъ безъ причины дѣлалъ зло сынамъ Лотовымъ. Какъ отмщено Египтянамъ, которые намъ дѣлали зло; такъ руками нашими отмщено Аммореямъ, которые дѣлали зло сынамъ Лотовымъ.

(30) И не восхотѣ Сіонъ царь Есевонь да пройдемъ, яко ожесточи Господь Богъ твой духъ его. Если сказано, что Господь ожесточилъ сердце Сіоново, какъ ожесточилъ и сердце Фараоново: то ожесточилъ справедливо; потому что Сіонъ такъ-же дѣлалъ зло, какъ и Фараонъ; а за сіе и истребленъ подобно Фараону. Такъ-же точно истребленъ и Огъ; потому что во всемъ подобенъ былъ Сіону.

Глава 3.

(4) Шестьдесятъ градовъ, вся предѣлы Аргова, (5) грады открытые многи зѣло. Шестьдесятъ городовъ, въ которыхъ царствовалъ Огъ, изображаютъ тайну шестидесяти родовъ, надъ которыми царствовала смерть, отъ Адама до пришествія Еммануилова. Отъ Адама до Авраама двадцать родовъ; отъ Авраама до Распятаго сорокъ родовъ, за исключеніемъ родовъ, считаемыхъ по закону ужичества и упоминаемыхъ только у Луки. Шестьдесятъ родовъ служатъ еще образомъ шестидесяти царицъ у Соломона (Пѣсн. 6, 7) и шестидесяти сильныхъ, окружавшихъ одръ Соломонь (Пѣсп. 3, 7).

Глава 4.

(26) Засвидѣтельствую вамъ днесь небесемъ и землею, яко пагубою погибнете вскорѣ, если вступите въ содружество съ языческими народами. Поэтому, не заключай договоровъ съ народами языческими; ибо они не покаялись, хотя и обѣщали тебѣ это; а между-тѣмъ кончились уже четыреста лѣтъ испытанія, которыя даны имъ были на покаяніе. Итакъ, знайте, что погибаютъ они по правдѣ. И о васъ самихъ свидѣтельствую здѣсь, что, если обратитесь къ дѣламъ ихъ, то пагубою погибнете. Погибнете вы такъ-же, какъ и народы сіи, которыхъ Господь погубилъ предъ вами.

Глава 7.

(5) Требища ихъ да разсыплете, и столпы ихъ да сокрушите, и дубравы ихъ да посѣчете. Повелѣваетъ разорить жертвенники ложныхъ боговъ, сокрушить идоловъ, посѣчь ихъ дубравы, чтобы народъ, преданный идолопоклонству, смотря на красоту деревъ и изваяній, не подумалъ, что въ нихъ есть какая-либо сила.

(9) И да увѣси, яко Господь Богъ твой, сей Богъ вѣрный, храняй завѣтъ Свой, и милость любящимъ Его въ тысящи родовъ, или въ томъ смыслѣ, что сынамъ воздаетъ обѣтованное отцамъ ихъ, по сказанному: въ четвертомъ родѣ возвратятся сѣмо (Быт. 15, 16), или въ томъ, что Богъ до тысячи родовъ простираетъ благость Свою на отдаленныхъ потомковъ ради благочестивыхъ отцевъ, по сказанному: спасу Іерусалимъ Мене ради и Давида ради раба Моего (4 Цар. 19, 34).

(10) Воздаяй ненавидящимъ Его въ жизни ихъ, потребити я, и не умедлитъ, во-первыхъ, чтобы не умножилось число грѣховъ ихъ, и во-вторыхъ, чтобы не послужили они худымъ примѣромъ для народа своего и для сыновъ своихъ, и наконецъ, чтобы ихъ истребленіе обратилосъ въ пользу другимъ, которые не хотѣли извлечь себѣ пользы изъ добрыхъ дѣлъ. Воздаяй нвнавидящимъ Его въ жизни ихъ. Сіе говорится не о здѣшней только жизни, но и о жизни будущей по воскресеніи, когда грѣшники преданы будутъ мученію.

(12) Сохранитъ Господь Богъ твой тебѣ завѣтъ и милость, якоже клятся отцемь вашимъ, (13) и благословитъ тя. Возлюбилъ Господь отцевъ за добрыя дѣла ихъ, и оставшееся послѣ нихъ сѣмя избралъ изъ всѣхъ народовъ, предостерегалъ сыновъ ихъ, заповѣдывалъ имъ быть благочестивыми. Но если не будутъ они благочестивы, то, для исправленія ихъ, предастъ ихъ въ плѣнъ. Когда же и тѣмъ не вразумятся они; тогда отринетъ ихъ за невѣріе ихъ, какъ отринулъ презрѣвшіе Его народы за идолослуженіе.

Глава 8.

(3) И напита тя манною; еяже ты не увѣдѣлъ еси, ни отцы твои. Манною называетъ здѣсь плоть Господа нашего. (4) Ризы твоя не обетшаша на тебѣ. Ризы изображаютъ намъ дары Святаго Духа, подаваемые въ крещеніи.

(7) Господь Богъ твой введетъ тя въ землю благую, (9) въ землю, въ нейже каменіе желѣзно, это земля Маргасъ. И отъ горъ ея ископаеши мѣдь, т. е. изъ горъ земли палестинской, изобилующихъ желѣзомъ и мѣдью.

Глава 9.

(9) Восходящу мнѣ на гору, пребыхъ въ горгь четыредесять дней и четыредесять нощей: хлѣба не ядохъ и воды не пихъ. Моѵсей постился три четыредесятницы; въ первый разъ, когда пріялъ законъ; во вторый, когда молился за народъ; въ третій, когда молился за Аарона. Ибо въ еврейскомъ текстѣ слово: молился равнозначительно слову: постился.

Глава 12.

(23) Вонмите крѣпцѣ, еже не ясти крове: кровь бо есть душа, то-есть не дерзай изслѣдовать естество Божіе, Которое есть свѣтъ, и душа, и жизнь всѣхъ разумныхъ существъ.

Глава 13.

(1) Аще востанетъ въ васъ Пророкъ, или видяй соніе: (3) искушая искушаетъ тя Господь, еже увѣдѣти, аще любите Его. Если искушаетъ тебя или пророкомъ, который изрекаетъ слово, или и пророкомъ, который рукою своею творитъ знаменіе; то не внимай убѣжденіямъ его, служить богамъ инымъ.

Глава 14.

(1) Да не нарѣзуетеся, и не возложите плѣши между очима вашима надъ мертвымъ. Повелѣваетъ и постановляетъ закономъ, на тѣлахъ своихъ не дѣлать ѣдкими составами неизгладимыхъ начертаній, подобно тому, какъ дѣлаютъ Египтяне, на тѣлахъ своихъ начертывая неизгладимыя изображенія боговъ своихъ. Плѣшію называетъ то состояніе души, когда предается она страстямъ и умерщвляется смертными грѣхами.

(4) Сія скоты ядите: тельца, агнца, козла, (5) еленя, серну, буйвола, зубря и прочая. Подъ сими животными разумѣетъ тѣхъ, которыя самымъ дѣломъ исполняютъ, что предприняли добраго, у которыхъ уста полны славословія Божія, почему и называются отрыгающими жваніе, и которые совершенны въ дѣланіи правды и любятъ правду, почему и называются раздвояющими копыта.

(7) Верблюда, заяца, кролика: яко отрыгаютъ жваніе сіи, но копытъ не раздвояютъ, сихъ да не снѣсте. Подъ образомъ отрыгающихъ жваніе, но не раздвояющихъ копытъ, разумѣетъ тѣхъ, которые Бога исповѣдуютъ вѣдѣти, а дѣлы отмещутся Его (Тит. 1, 16). А подъ образомъ животныхъ, которыя (9) копыта раздвояютъ, но не отрыгаютъ жванія, разумѣются тѣ, которыя представляются блюстителями поста и благоговѣйными, но вмѣстѣ и еретики.

(9) Отъ всѣхъ, яже въ водѣ, имъ же суть періе и чешуя, ядите. Симъ означаются тѣ, которые, окрылившись въ крещеніи, добрымъ житіемъ воспаряютъ къ общенію съ существами духовными. Дѣла праведныя для нихъ тоже, что для живущихъ въ водѣ чешуя. А погрязающіе въ похотяхъ, и упокоевающіеся во глубинѣ страстей, подобны гадамъ и рыбамъ, (10) имже нѣсть перія, ни чешуи. По отяготѣнію плоти своей не изникаютъ они изъ глубины и тины.

(11) Чистыми птицами, которыхъ законъ повелѣваетъ ѣсть, таинственно именуются тѣ, которыя, по любви къ небесному, мыслію своею воспаряютъ въ высоту, и чтобы не низринуться въ бездну, безъ пытливости пріемлютъ даруемое свыше.

(12) Всякую птицу, которая нечиста, не ѣшьте, а именно: (13) орла, грифа, орла морскаго съ породою ихъ, (14) строуса, ястреба, совы, рыболова, пеликана, сыча, лебедя, попугая, аиста, сокола съ породою ихъ, вдода, павлина. Первыхъ трехъ родовъ птицы, летающія высоко, служатъ образомъ пытливыхъ изслѣдователей и еретиковъ, которые отмещутся отъ духовной трапезы за свое пытливое изслѣдованіе неизслѣдимаго.

Строусъ изображаетъ тѣхъ, которые извращаютъ слово Писанія, и толкуютъ, повреждая смыслъ онаго. Какъ птица сія, поглощая куски и обломки желѣза, истончеваетъ ихъ въ своемъ желудкѣ, пока не обратятся они въ пометъ; такъ и сіи толкователи, по немощному изволенію души своей, извращаютъ слово ученія и страха Божія, и отрицаются силы его.

Ястребъ изображаетъ тѣхъ, которые соблазняютъ и умерщвляютъ души людей простыхъ. Сова есть образъ прелюбодѣевъ и татей. Птица сія летаетъ ночью; такъ и прелюбодѣи любятъ тьму. Пеликанъ и сычъ изображаютъ собою обольстителей и людей лживыхъ.

Рыболовъ служитъ образомъ того, кто привлекаетъ къ себѣ новокрещенныхъ, и даетъ вкусить имъ ученія чуждаго, а тѣмъ губитъ ихъ.

Лебедь и попугай изображаютъ собою пустослововъ, суесловящихъ безъ разсужденія. Птица сія нападаетъ на гадовъ, живущихъ въ мѣстахъ нечистыхъ, и ими питается, любитъ пустыню, и во всякое время не умолкая издаетъ голосъ.

Аистъ и соколъ служатъ образомъ людей, которые въ мысли своей пресыщаются нечистотою страстей и мерзостію мертвыхъ дѣлъ.

Вдодъ есть образъ людей, которые прилежно занимаются ученіями языческими, съ усердіемъ проводятъ ночи въ чтеніи зловредныхъ иносказаній и мерзкихъ эллинскихъ повѣствованій, а не помышляютъ о мирѣ, какой даетъ ученіе Распятаго.

Павлинъ изображаетъ, или невоздержныхъ блудниковъ, или любителей нарядныхъ одеждъ.

(21) Да не свариши козленка въ млецѣ матери его. Козленокъ есть образъ грѣшника; матерь его — заблужденіе его. Когда приходитъ онъ въ училище истины, — неприлично ему закоснѣвать въ прежнихъ навыкахъ. Иначе, козленокъ есть образъ сатанинскаго помышленія; матерь его — душа должна умертвить его въ первую же ночь, и не дозволять ему питаться чистымъ душевнымъ млекомъ.

Глава 15.

(7) Да не отвратиши сердца твоего, ниже сожмеши руки твоея предъ братомъ твоимъ. Въ сихъ словахъ тѣмъ, кому ввѣрено слово ученія, повелѣвается не превозноситься предъ невѣждами и простолюдинами, но съ смиреніемъ учить всякаго и сколько кому нужно, сообщать пріятаго имъ слова ученія.

Ниже сожмеши руки твоея предъ братомъ твоимъ требующимъ, то-есть, если ты богатъ, подавай милостыню; если здоровъ, служи; если праведенъ, терпи; если крѣпокъ, неси на себѣ немощи немощныхъ.

Глава 16.

(21) Да не насадиши себѣ дубравы и всякаго древа близъ олтаря. У язычниковъ былъ обычай, подъ всякимъ вѣтвистымъ деревомъ, и во всякой красивой дубравѣ созидать алтари и требища идоламъ своимъ. Посему, повелѣвается не подражать сему языческому обычаю. Алтаремъ именуется здѣсь сердце, а деревами называются лукавые помыслы; ихъ-то повелѣвается искоренять и извергать.

Глава 17.

(16) Царь да не умножитъ себѣ коней (17) и женъ, и сребра, и злата. Но все сіе сдѣлалъ царь Соломонъ.

Глава 18.

(15) Пророка отъ братіи твоея, якоже мене, возставитъ тебѣ Господь Богъ твой, того послушайте. Хотя въ образѣ исполнилось сіе на Іисусѣ, сынѣ Навинѣ, и на другихъ (16) по всему, елико просилъ еси отъ Господа Бога твоего въ Хоривѣ въ день собранія; но въ дѣйствительности исполнилось сіе на Господѣ нашемъ. Ибо не воставалъ Пророкъ, подобный Моѵсею, давшему завѣтъ и различные законы, кромѣ Господа нашего, Который далъ новый завѣтъ, и законы, возводящіе людей къ совершенству.

Глава 19.

(5) Аще подниметъ руку сѣкущій древо, и спадши сѣкира съ топорища, улучитъ подруга его, и умретъ: сей да бѣжитъ во единъ отъ градовъ убѣжища. (3) Уготови путь къ городамъ убѣжища, чтобы нетрудно было убѣжать въ нихъ, не встрѣчалось никакихъ къ тому препятствій, и можно было предупредить отмщеніе.

Глава 20.

(10) Аще пріидеши ко граду воевати на-нь, воззовеши я съ миромъ. (15) Тако да сотвориши всѣмъ градомъ, иже суть далече отъ тебѣ; иже не суть отъ градовъ тѣхъ седми народовъ, которые приносятъ въ жертву и сожигаютъ дѣтей своихъ. (18) Да не научатъ тебя творити всякія мерзости своя, елика твориша богомъ своимъ.

Глава 21.

(10) Аще плѣниши плѣнъ, (11) и узриши въ плѣнѣ жену добру обличіемъ, и возлюбиши ю, пояти ю себѣ въ жену, (13) въ дому твоемъ да плачется отца своего и матере своея тридесять дней. Предписывается сіе во-первыхъ для того, чтобы бракъ плѣнницы не былъ въ день ея сѣтованія; а во-вторыхъ, чтобы предохранить ее отъ насилія. Законъ повелѣваетъ медлить тридцать дней, чтобы плѣнившій испыталъ себя. Ибо, если дѣйствительно пожелаетъ имѣть ее женою; то воздержится все то время, какое назначено закономъ. А если бы погналъ онъ плѣнницу въ самый день плѣна; то сіе было бы только по воспламененію похоти, а не по любви, и таковому легко было бы оставить ее.

(15) Аще будутъ мужу двѣ жены, едина оть нихъ люба, а другая не люба. Жена любимая изображаетъ собою синагогу, которая въ домъ Божій введена первая, какъ возлюбленная, а жена не любимая есть дщерь язычниковъ и у ней сынъ перворожденный; потому что сыны Церкви суть первые во царствіи, и имъ дана сугубая часть — ученіе Апостоловъ и Пророковъ, по сказанному въ законѣ, (17) что первенецъ долженъ получить двойную часть, хотя бы онъ былъ сыномъ и нелюбимой жены, а только сыномъ старшимъ.

(18) Аще кому будетъ сынъ не покоривъ, (19) да изведутъ его отецъ его и мати его, (20) и рекутъ: сластолюбствуя піянствуетъ, и возложатъ на главу его руки свои отецъ и матерь его. Законъ требуетъ, чтобы вмѣстѣ дѣйствовали и отецъ и матерь. Ибо невозможно, чтобы оба они равно были немилосерды къ сыну, и чтобы сынъ равно и вполнѣ не любилъ и отца и матерь.

Глава 22.

(1) Видѣвъ телца брата твоего, или овцу его заблуждающыя на пути, да не презриши я. Замѣчено, что, по ненависти къ врагу, человѣкъ оказываетъ ненависть свою и къ скотамъ его. Но, если повелѣно тебѣ быть милосердымъ къ скотамъ, животнымъ и птицамъ; то не гораздо ли болѣе долженъ ты быть милосердъ къ человѣку? И если за добро, какое сдѣлаешь телцу и ослу, обѣщано добро тебѣ самому; то не тѣмъ ли паче воздано тебѣ будетъ добромъ за всякое добро, оказанное тобой человѣку?

(6) Аще улучиши гнѣздо птичіе, и мати сѣдить на птенцѣхъ, или яицѣхь, да не возмеши ея со птенцы, потому что матерь, оставленная въ живыхъ, можетъ имѣть другихъ птенцевъ. Но если оставишь птенцевъ, взявъ матерь ихъ; то они умрутъ злою смертію. А если возмешь и матерь и птенцевъ; то землю свою лишишь птицъ. Законъ предписываетъ имѣть любовь и къ птицамъ, какой же любви требуетъ онъ отъ тебя къ человѣку? При семъ помни и сіе изреченіе: кто не любитъ убійцу, тотъ заботится о благосостояніи общества: и другое изреченіе: кто любитъ убійцъ, тотъ обнаруживаетъ ненависть свою къ убитымъ, и препятствуетъ благоденствію живыхъ, потому что жизнь ихъ не избавлена отъ страха.

(8) Да сотвориши огражденіе на кровѣ дому твоего. Новый домъ — новое Евангеліе; огражденіе — заповѣди Христовы.

(11) Да не облечешися въ ризу отъ льна и волны вкупѣ ткану. Законодатель хотѣлъ, чтобы народъ его и въ самой одеждѣ далекъ былъ отъ народовъ языческихъ.

(13) Аще кто пойметъ жену, (14) и возглаголетъ на ню: не обрѣтохъ ю дѣвицею, и наложитъ на ню обличительныя словеса; то, если жена дѣйствительно виновна въ любодѣяніи, должна быть побита каменіемъ, а если обвиненіе мужа ложно, онъ долженъ заплатить сто сиклей серебра. И если мужъ богатъ, то, заплативъ сіе, подвергается поруганію; а если бѣденъ, то подвергается поруганію, и даетъ за себя залогъ. И если, по невозможности отпустить отъ себя жену, будетъ мучить ее; то подлежитъ за сіе наказанію. Но чтобы тотъ, кто не можетъ предать жену смерти по ложному обвиненію, не убилъ ее по ненависти, дозволено давать книгу отпущенія. Посему-то Господь нашъ говоритъ: Моѵсей по жестосердію вашему повелѣ вамъ пустити жены ваша, развѣ словесе прелюбодѣйна (Матѳ. 19, 8-9).

(22) Аще обрящется человѣкъ лежай съ женою мужатою, убійте обоихъ вмѣстѣ, (24) и измите злое отъ себе самихъ. Оба должны быть преданы смерти, — жена за то, что отвергла стыдъ, и особенно за то, что, имѣя мужа, пожелала другаго; прелюбодѣя же за то, что могъ быть не блудникомъ, а мужемъ своей жены. Такъ же должно предавать смерти и того, кто преспитъ съ обрученною дѣвою. Ибо мечъ жаждетъ крови того, кто піетъ воду татьбы отъ источника чуждаго (Прит. 9, 17-18).

Глава 23.

(3) Да не внидетъ Амманитинъ и Моавитинъ во храмъ Господень, даже до десятаго рода: (4) яко наяша на тя Валаама сына Веорова изъ Ваѳура отъ Месопотаміи, да тя прокленетъ. Обманщикъ Валаамъ, когда шелъ въ путь, съ хитростію говорилъ: слово, еже аще вложитъ Богъ во уста моя, сіе реку (Числ. 22, 38). Амманитянинъ изображаетъ собою язычника, а Моавитянинъ — еретика.

Объ Идумеянинѣ сказано: (8) въ родѣ третіемъ да внидетъ; потому что Идумеянинъ никого не нанималъ на погибель твою. Такъ-же и объ Египтянахъ сказано: въ родѣ третіемъ да внидутъ. Хотя въ послѣднее время причинили они вамъ много зла; но должны вы помнить то добро, какое сдѣлали вамъ при жизни Іосифа. Въ родѣ третіемъ да внидутъ, то-есть, послѣ того, какъ оставятъ худые обычаи отцевъ своихъ. Ибо сказано: послѣ того, какъ будетъ у нихъ третій родъ. И если оставятъ языческіе обычаи отцевъ своихъ, то внидутъ; а если не оставятъ, то не внидутъ и въ десятомъ родѣ.

(13) Рылецъ да будетъ у тебе кромѣ оружія твоего, и егда сядеши, да ископаеши имъ, и покрыеши стыдѣніе твое. Рылецъ означаетъ сѣдѣніе и разумѣніе, или покаяніе и сердечное сокрушеніе. Душа разумная въ слезахъ скрываетъ грѣхи — сію душевную нечистоту. Оружіемъ же именуются или заповѣди, или благодатная сила святыхъ таинствъ, составляющихъ для души непреодолимое оружіе.

(15) Да не предаси раба господину его. Если кто изъ язычниковъ, напримѣръ Персъ, былъ въ рабствѣ у Идумеянина, не выдавай его господину его. Отсюда заимствовалъ и Соломонъ сказанное имъ: не предаждь раба въ руцѣ господина, да не когда проклянетъ тя (Прит. 30, 10). Въ смыслѣ духовномъ, можно понимать сіе о діаволѣ и душѣ, спасающейся отъ него бѣгствомъ.

(18) Да не принесеши мзды блудничи, ниже цѣны песіи въ домъ Господа Бога твоего. Мзда блуднича — постъ, молитва и милостыня еретиковъ; цѣна песія — милосердіе и приношенія язычниковъ и Іудеевъ. Законодатель даетъ симъ разумѣть, что обѣты ихъ неблагоугодны Богу.

(25) Аще внидеши въ виноградъ ближняго своего, да яси гроздіе, елико души твоей насытитися, въ сосудъ же да не вложиши. Пусть наполнится до сытости чрево твое по причинѣ голода, но пустымъ да остается нѣдро твое; и мысль твоя да не вмѣщаетъ въ себѣ обмана.

(24) Аще внидеши на ниву ближняго своего, собирай въ руцѣ свои класы, а серпа да не возложиши на ниву ближняго. И здѣсь пусть прострется рука твоя, по причинѣ голода, но не заноси серпа; потому что симъ покажешь уже алчность.

Глава 24.

(1) Аще кто пойметъ жену, и поживетъ съ нею, потомъ отпуститъ ее, и выйдетъ она изъ дому его, (4) не возможетъ возвратить ее и ввести къ себѣ въ домъ, во-первыхъ, чтобы не возбудилось опасенія во второмъ ея мужѣ, и тѣмъ не произведена была взаимная вражда между первымъ и вторымъ мужемъ, а во-вторыхъ, чтобы жена, вслѣдствіе возбужденнаго подозрѣнія, не была совершенно оставлена, когда одинъ не удержитъ ее у себя по ненависти, и другой не возметъ къ себѣ изъ страха и опасенія.

(6) Да не возмеши въ залогъ верхняго и нижняго жерновнаго камня. Нижнимъ жерновнымъ камнемъ называетъ іудейскую синагогу, а верхнимъ — законъ, въ послѣдствіи отнятый у Іудеевъ, или самого Отца, Вождя ихъ, который какъ бы носимъ былъ на ученіи Пророковъ.

(19) Аще пожнеши ниву твою, и забудеши снопъ, да не возвратишися взяти его. Сжатый тобою снопъ оставь въ пищу бѣдному, чтобы самому тебѣ найдти насыщеніе въ жатвѣ; тобою собранной.

(20) Аще масличіе собираеши, не пересматривай, не осталось ли что позади тебя. Не желай оставить маслины свои безъ всякаго на нихъ плода, чтобы не угодно стало Богу содѣлать ихъ безплодными. Богъ повелѣваетъ тебѣ собрать многое и оставить малое; и тебѣ, собравъ многое, надлежитъ, хотя немногое, оставить бѣдному.

Глава 25.

(7) Аще не восхощетъ братъ мужа возставити имя брата своего во Израили, (9) приступивши жена брата его къ нему, изуетъ сапогъ его, и речетъ: сице да сотворятъ человѣку, иже не созиждетъ дому брата своего.

(10) И прозовется имя его во Израили, домъ изутаго изъ сапога. Это есть образъ Церкви, которая изула духовный сапогъ народа еврейскаго, и отдала оный сынамъ своимъ, плюнула въ лице народу еврейскому, потому что не восхотѣлъ создать дому Еммануила, Который, воплотившись отъ Дѣвы, содѣлался братомъ сыновъ Іаковлевыхъ. Прозовется домомъ изутаго изъ сапога: такъ и народъ еврейскій донынѣ именуется народомъ распинателей.

(13) Да не будетъ во влагалищи твоемъ мѣрило и мѣрило, великое и малое. (15) Мѣрило истинно и праведно да будетъ тебѣ. Мѣрилами, великимъ и малымъ, именуются расположеніе и любовь искреннія и всецѣлыя, также расположеніе и любовь неполныя и нетвердыя. Влагалищемъ же называется душа, для которой невмѣстима стала другая любовь. Подъ образомъ двухъ мѣръ представлены истина и заблужденіе, или два образа жизни, одинъ по истинѣ и духу, а другой по плоти и заблужденію.

Глава 26.

(2) Да возмеши отъ начатка плодовъ земли твоея, и вложиши въ котницу, и вставъ пойдеши на мѣсто, еже изберетъ Господь Богъ твой, призывати имя Его тамо. (4) И возметъ жрецъ отъ руку твоею кошницу, (13) и речеши: изыскалъ я святая изъ дому моего; и дахъ я левиту, то-есть, принесъ я десятину начатковъ и отдалъ левитамъ. (14) И не ядохъ въ болѣзни моей отъ нихъ; потому что не въ чемъ мнѣ было раскаяваться, когда вкушалъ я произведенія земли; сперва далъ я десятину, а потомъ уже вкусилъ. Не принесохъ отъ нихъ, когда былъ нечистъ. Святъ я былъ, когда принесъ десятину. Ниже дахъ отъ нихъ умершему. Симъ указывается на обычай язычниковъ — уготовлять трапезы мертвыхъ.

Глава 27.

(2) Когда прейдете Іорданъ, поставьте себѣ каменіе велико, взятое изъ Іордана. Израилю повелѣвается по переходѣ чрезъ Іорданъ создать алтарь изъ цѣльныхъ камней, которыхъ не касалось желѣзо, и потомъ обѣлить мѣломъ. Алтарь сей есть Еммануилъ, пріемлющій крещаемыхъ по крещеніи ихъ. Камни же изображаютъ собою племена и народы, которые по крещеніи созидаются въ сей алтарь, и въ единеніи духа составляютъ изъ себя единое цѣлое. Мѣлъ указываетъ на бѣлыя одежды, въ какія облекаются восходящіе отъ святыхъ водъ. А тѣмъ, что камней не касалось желѣзо, дается разумѣть, что собственная праведность крещаемыхъ есть ничто.

(13) И сіи да станутъ на клятву на горѣ Гевалъ. (14) И рекутъ: (15) проклятъ человѣкъ, иже сотворитъ изваяніе. Въ законѣ проклятія предпоставлены благословеніямъ, потому что сообразно сіе съ духомъ закона. Ибо законъ къ исполненію заповѣдей ведетъ принужденіемъ. Благословенія же, изреченныя послѣ проклятій, суть образъ новыхъ евангельскихъ заповѣдей, потому что онѣ къ исполненію ихъ ведутъ не насильственно, и не страхомъ, а любовію.

Глава 28.

(3) Благословенъ ты во градѣ. Симъ означается сонмъ сыновъ Церкви. Благословенъ ты на селѣ твоемъ. Подъ симъ разумѣй дѣланіе учениковъ Христовыхъ. (4) Благословена исчадія чрева твоего. Сіе толкуй о порожденіяхъ святыхъ помысловъ. И плоды земли твоея. Сіе означаетъ плодоношеніе добрыхъ дѣлъ. Стада воловъ. Сіе разумѣй объ Апостолахъ. И паствы овецъ. Сіе указываетъ на сонмъ вѣрующихъ въ Распятаго. (5) Благословенна кошница твоя. Симъ напоминается о святой трапезѣ, и о Плоти, съ нея преподаваемой. И тѣсто твое. Сіе разумѣй о квасѣ святыни. (6) Благословенъ ты при вшествіи твоемъ. Вшествіемъ называется приступленіе къ ученію. Благословенъ ты при исшествіи твоемъ. Сіе указываетъ на время увѣнчанія послѣ подвига.

(7) Враги твоя путемъ единѣмъ изыдутъ на тя, и седмію путми побѣжатъ отъ лица твоего. Разумѣй сіе о соборищѣ демоновъ, которые совокупно исходятъ на брань, и силою седми даровъ Святаго Духа бываютъ сокрушены.

(8) Да послетъ Господь на тя благословеніе въ хранилищахъ твоихъ. Подъ хранилищами разумѣется дождь ученія церковныхъ учителей. (12) Да отверзетъ тебѣ Господь сокровище Свое благое, небо. Симъ преподается ученіе о сошествіи Духа отъ Существа вѣчнаго. Дастъ дождь земли твоей во время свое. Симъ изображается откровеніе таинъ.

Даси взаимъ языкомъ многимъ, ты же не одолжишися. Это — святый народъ, въ ученіи котораго имѣетъ нужду всякій, и который самъ ни у кого не заимствуетъ, потому что не преклоняетъ слуха къ ученіямъ убогимъ.

(23) Будетъ небо надъ тобою мѣдяно. Сіе и было во дни Иліи. И земля желѣзна. И сіе было во дни ученика его. Ибо при Елисеѣ былъ седмилѣтній голодъ.

(27) Поразитъ тя Господь предъ врагами твоими. Моѵсей говоритъ: единъ изъ васъ поженетъ тысящи (Втор. 32, 30), что и было во дни Давида, а два тму, что было при Гедеонѣ: враги путемъ единѣмъ изыдутъ на тя и седмію путми побѣжатъ, что было во времена Давида, Іосафата и Езекіи. Но когда народъ Божій оставлялъ Бога, согрѣшалъ; тогда было съ нимъ противное сему, седмію путми бѣжалъ онъ отъ враговъ своихъ, что и было при судіяхъ, во дни Саула, въ нашествіе Ассиріанъ и Вавилонянъ.

(38) Сѣмя много изнесетъ поле твое, и соберешь мало. Коръ сѣмянъ принесетъ сату.

(48) И возложить яремъ желѣзенъ на выю твою, то-есть владычествовать надъ ними будутъ цари языческихъ народовъ.

(49) Наведетъ на тя языкъ издалеча, то-есть Вавилонянъ, какъ говоритъ о семъ Пророкъ Іеремія (Іер. 5, 15).

(51) Не оставитъ тебѣ, пшеницы, ни вина. Сіе сказано о голодѣ, бывшемъ во время осады, когда весьма многіе умирали отъ недостатка пищи. (5) Снѣси плоть сыновъ твоихъ. Сіе было во время той-же осады, какъ свидѣтельствуютъ Іеремія (Іер. 19, 9) и Іезекіиль (Іез. 5, 10).

(60) И обратитъ на тя Господь всѣ язвы египетскія, и другія тягчайшія, (61) написанныя въ книзѣ сей. (62) И останется въ числѣ маломъ; потому что, и прежде плѣненія и гибели отъ меча, многіе изъ Евреевъ погибли отъ голода.

(64) Разсѣетъ тя Господь во вся языки, и послужиши тамо богомъ инымъ. Сіе было въ Вавилонѣ, гдѣ оставались съ Даніиломъ три только мужа, явно проповѣдавшіе, что не поклонятся они истуканамъ и какому бы то ни было идолу (Дан. 3, 18).

(65) Дастъ тебѣ Господь тамо сердце печальное, и оскудѣвающая очеса, и истаявающую душу. (66) И будетъ животъ твой висящъ предъ тобою. (68) И возвратитъ тя Господь во Египетъ въ корабляхъ, въ корабляхъ враговъ, которые плѣнятъ тебя, и не будетъ тебѣ спасенія.

Глава 29.

(4) И не даде Господь вамъ сердца разумѣти, и очесъ видѣти, и ушесъ слышати. Евреи, подобно Фараону, и еще больше его, оказались нечестивыми; и за сіе, какъ подпалъ Фараонъ, такъ и они подпадаютъ осужденію. Слова же: не даде и прочая, поставлены въ связи съ сказаннымъ объ одеждѣ и обуви: (5) не обетшаша ризы ваша и сапози ваша не сотрошася на нозѣхъ вашихъ; и еще: (26) и шедше послужиша богомъ инымъ, ихже не вѣдяху, и которые не вамъ назначены, то-есть, Евреямъ не предназначено служить симъ богамъ и славословить ихъ, чѣмъ какъ бы дается такая мысль, что сіи иные боги назначены народамъ языческимъ.

(29) Тайная Господеви Богу нашему: намъ же явленная и чадомъ нашимъ. Сіе сказано для того, чтобы Евреи не трудились надъ изысканіемъ и изслѣдованіемъ сокровеннаго, потому что оно непостижимо, но вникали бы, дѣйствительно ли они внимаютъ и послѣдуютъ тому, что имъ открыто и заповѣдано. Посему и присовокупляетъ: творити вся словеса закона сего.

Глава 30.

Если покаешься; то (4) аще будетъ разсѣяніе твое отъ края небесе, даже до края небесе, оттуду соберетъ тя. Разсѣяны они были во время вавилонскаго плѣна, собраны и возвращены въ землю свою при Зоровавелѣ.

(19) Засвидѣтельствую вамъ днесь небомъ и землею: животъ и смерть дахъ предъ лицемъ вашимъ, благословеніе и клятву: и избери животъ, (20) и возлюби Господа, да живешь на земли, еюже клятся Господь отцемъ твоимъ, Аврааму и Исааку и Іакову, дати имъ. Вотъ Господь совершилъ, что обѣщалъ Аврааму, Исааку и Іакову, потому что возлюбили Его. Во свидѣтельство сему представляю небо и землю. Таковъ смыслъ и присовокупленныхъ словъ: да живешь на земли, еюже клятся Господь отцемъ твоимъ.

Глава 32.

(4) Богъ вѣренъ, и нѣсть неправды въ Немъ. Евреи сами себѣ сдѣлали зло отступничествомъ своимъ къ идоламъ. Не идолы извели ихъ отъ пещи желѣзной (Втор. 4, 20), не они дали имъ множество благъ въ этой пустынѣ.

(7) Помяните дни вѣчныя. Отъ дней Адама Богъ (8) постави предѣлы языковъ по числу сыновъ Израилевыхъ; опредѣлилъ, чтобы число разныхъ племенъ и языковъ равнялось числу сыновъ Израиля, вошедшихъ съ Іаковомъ въ Египетъ въ числѣ седмидесяти душъ.

Сдѣлалъ, что (13) ссаша медъ изъ камене. Симъ означается такое плодородіе и обиліе земли, что, по множеству пчелъ, медъ текъ изъ каменныхъ скалъ. По изъясненію другихъ сіе означало, что питіе, истекавшее изъ камене, для всякаго было тѣмъ, чего хотѣлось ему; кто хотѣлъ меда, для того было медомъ, а для другаго было елеемъ, для инаго же (14) масломъ кравіимъ или тукомъ пшеничнымъ. Таинственно же означало сіе Христа. Онъ истинный краеугольный камень, для цѣлаго міра источникъ жизни, для всякаго, приходящаго къ Нему, Онъ есть, чего желаетъ каждый, для одного свѣтъ, для другаго дверь, для инаго путь, для инаго же Премудрость. Онъ есть для всякаго все и всякому на пользу.

И елей отъ камене тверда. И здѣсь елеемъ именуетъ Моѵсей, или сладкія воды, изведенныя изъ каменной горы, или манну, имѣвшую вкусъ муки пряжены съ елеемъ (Числ. 11, 8), или плоды маслинъ, ростущихъ на горахъ, и послѣ благословенія содѣлавшихся еще болѣе плодоносными.

(15) Уты Израиль, и оскорбилъ Всемогущаго, спасшаго его. Вмѣсто того, чтобы, за пріятыя отъ Бога благодѣянія, воздать Ему благодарностію, Израиль оставилъ и оскорблялъ Бога, Который содѣлалъ его наслѣдникомъ всѣхъ народовъ.

(24) Зубы звѣрей послю въ ня, чтобы лишить ихъ спокойствія.

(25) Отвнѣ обезчадитъ ихъ мечъ, то-есть, враги истребятъ дѣтей ихъ. Въ домахъ ихъ ужасъ. Гонители наведутъ на нихъ ужасъ, въ какомъ былъ Каинъ.

(32) Отъ виноградовъ бо Содомскшъ виноградъ ихъ, а не отъ Авраамовыхъ; потому что дѣлами своими уподобились они Содомлянамъ. И розга ихъ отъ Гоморры, а не отъ Сарры. Гроздъ ихъ, гроздъ горести, то-есть, дѣла ихъ злочестивы. Гроздъ ихъ, гроздъ желчи для нихъ; то-есть, плоды дѣлъ ихъ навлекутъ на нихъ бѣдствія.

(33) Ярость зміевъ ярость ихъ. Ярость ихъ подобна ярости змія, который никогда не отступаетъ. И

Глава самаго злаго аспида.

(34) Вотъ народъ Мой укрылся и запечатлѣнъ въ сокровищахъ, то-есть, и при всемъ этомъ будетъ онъ сохраненъ здѣсь, въ наслѣдіи своемъ. Ибо сказано: (36) судити имать Господь людемъ Своимъ, и о рабѣхъ Своихъ пожалѣетъ.

(41) Воздамъ месть врагомъ Моимъ, и ненавидящимъ Мя воздамъ; то-есть, предамъ ихъ въ руки Мидянъ, Халдеевъ и Ассиріанъ.

(49) Взыди на гору Нево, и виждь землю Ханааню. Сіе изображаетъ намъ Пророковъ и законъ, которые пришествіе Еммануилово видѣли въ образахъ, но не достигли до времени сего пришествія; видѣли призваніе язычниковъ, но сами не вошли въ духовный евангельскій овчій дворъ. Вси бо Пророцы и законъ до Іоанна прорекоша (Матѳ. 11, 13).

Глава 34.

(7) Моѵсею бѣ сто и двадесятъ лѣтъ, егда скончася: не отемнѣстѣ очи его, ни истлѣста устнѣ его; то-есть, до того времени, какъ явился Еммануилъ, и какъ бы предалъ погребенію законъ, Пророки ясно видѣли тайну пришествія Еммануилева; пророческія трубы не умолкали, и гласъ провозвѣстниковъ не изнемогалъ до дня явленія Сына.

Глава 33.

(2) Господь отъ Синаи пріиде. Тамъ Господь явился мнѣ, когда послалъ меня. И явися отъ Сіира намъ, а послѣ того явился и всему народу въ пустынѣ отъ горы Фарани; тьмы святыхъ съ Нимъ, то-есть, окрестъ Его, одесную и ошуюю, были Ангелы, когда далъ намъ законъ.

(3) Возлюбилъ люди; или такъ называетъ народъ израильскій, или показываетъ, что Богъ не имѣетъ ненависти ни къ одному дѣлу рукъ Своихъ, и любитъ всѣ народы. Моѵсей говоритъ сперва объ Іудѣ, по причинѣ его царственнаго достоинства, а потомъ — о Левіи, по причинѣ его священства. Послѣ Левіи о Веніаминѣ, и потомъ объ Іосифѣ, по причинѣ начальственнаго достоинства. Симъ объясняется, почему Моѵсей пересчитываетъ имена сыновъ Іаковлевыхъ не въ порядкѣ. Сколько позволитъ невѣдѣніе наше, начнемъ изъясненіе благословеній.

(12) Возлюбленный Господемъ вселится спокойно. Симъ указываетса на тотъ покой, въ какой, потомокъ Веніаминовъ, Павелъ приведенъ былъ откровеніемъ, бывшимъ ему на пути въ Дамаскъ. Осѣнитъ его весь день, и посредѣ раменъ его почіетъ. Симъ указуется на тотъ гласъ, который осѣнилъ Павла съ неба, и показалъ ему мысленныя небеса. И сіе согласно съ тѣмъ, что Богъ сказалъ о Павлѣ Ананіи: онъ пронесетъ имя Мое предъ языки, яко сосудъ избранъ Ми есть (Дѣян. 9, 15). Удѣлъ Веніаминовъ былъ въ предѣлахъ Іерусалима, Еммануилъ осѣнялъ его весь день, когда, пригвожденный ко кресту на горѣ Голгоѳѣ, до вечера простиралъ руки Свои.

(13) Іосифови рече: благословена земля его Господомъ въ плодахъ отъ росы небесной. Въ Іосифѣ, какъ въ образѣ, видимъ Еммануила. Земля есть человѣческое Его естество. Плодъ отъ росы небесной свыше, и отъ бездны лежащей внизу. Росою небесною изображается въ Немъ вѣдѣніе небеснаго, землею же вѣдѣніе земнаго и того, что надъ землею. (14) Первый изъ плодовъ солнечныхъ, какихъ Моѵсей желаетъ Іосифу, то-есть, разумѣніе святыхъ, изображаетъ собою первый плодъ Божества. Плодъ, какой произведетъ луна, есть тварь. (15) Плодъ холмовъ вѣчныхъ есть воскресеніе для блаженства послѣ суда. (16) Плодъ земли и исполненія ея указываетъ на блаженство тѣлъ по воскресеніи. Благоволеніе Обитающаго въ купинѣ, то-есть, благословенія сіи да пріидутъ на главу Іосифу, на вершину вѣнца братьевъ его, по благоволенію Того, Кто обитаетъ въ купинѣ.

(17) Первородный юнца доброта его; не что-либо обыкновенное принесетъ въ даръ Богу, но одесятствуетъ и принесетъ въ даръ первородныхъ юнцевъ. Рози единорога рози его: ими же языки избодетъ вкупѣ. Какъ не знаетъ ярма единорогъ, такъ и Ефремъ не будетъ рабствовать. Сіи тысящи Манассіи. Ефремъ изображаетъ народы языческіе, которые спасены, потому что вѣра ихъ возросла и умножилась паче вѣры народа еврейскаго, представляемаго здѣсь въ образѣ Манассіи.

(18) Возвеселися, Завулоне, во исходѣ твоемъ. Симъ означается радость языческихъ народовъ, которые пришли отъ невѣдѣнія къ вѣдѣнію, отъ заблужденія къ высокой истинѣ.

И Иссахаре въ селеніихъ твоихъ. Симъ указывается на веселіе святыхъ Апостоловъ въ небесныхъ обителяхъ. Ибо имъ даны обители, отъ которыхъ отбѣже печаль.

(19) Призовутъ народы на гору. Трубами Апостоловъ и Пророковъ призванные народы изъ пропасти грѣха вошли на духовную гору. Богатство морское воздоитъ ихъ, и корабли сокрытые въ пескѣ. Симъ изображается обращеніе Апостолами всѣхъ народовъ. Обремененные тяжестію грѣха, и погрязшіе въ нечистотѣ, не могли они войдти въ духовное море; но Апостолами проложенъ имъ путь, и они вступили въ умную пристань.

(20) Благословенъ разширяяй Гада. Симъ указуется на Еммануила, который чрезъ Апостоловъ отверзъ входъ въ царство евангельскаго ученія, и расширилъ оное. Яко левъ почи, сокрушилъ мышцу и главу. Мышцею именуется область демоновъ, а главою — діаволъ, которые сокрушены.

(21) Тамъ сокрыта часть истолкователя, то есть, часть Моѵсея и Пророковъ, истолкователей таинъ Христовыхъ.

(22) Данъ, скименъ львовъ, ссетъ изъ Маѳнаина. Маѳнаинъ есть образъ грѣха и ада. Скименъ львовъ есть Еммануилъ, Который языческіе народы, бывшіе дотолѣ младенцами въ духовномъ, освободилъ отъ грѣха, возлегъ, и изъ ада извлекъ души святыхъ подобно тому, какъ львенокъ высасываетъ молоко у львицы.

(23) Нефѳалимъ насыщенъ благоволеніемъ и исполненъ благословеніемъ отъ Господа. Нафѳалимъ изображаетъ собою достигшихъ совершенства по благодати Еммануила, Который есть благоволеніе Отца небеснаго. Западъ и югъ наслѣдитъ. Наслѣдіе на западѣ есть Христосъ. О немъ взываетъ Пророкъ, говоря: воспойте Возшедшему на запады, Господь имя Ему (Псал. 67, 5). Наслѣдіе на югѣ есть также Христосъ, раздѣляющій обители святымъ въ царствѣ Своемъ.

(24) Благословенъ отъ чадъ Асиръ. Асиръ значитъ начальникъ поющихъ; поэтому, онъ предначинатель славословій. Омочитъ въ елей ногу свою. Елей означаетъ причастіе Духа; нога же — дѣланіе правды.

(25) Желѣзо и мѣдь сапогъ твой. Симъ дается разумѣть, сколько тверды и постоянны должны быть тѣ, которые славословятъ и возвѣщаютъ Бога.

Симеонъ не благословленъ; потому что былъ проклятъ отцомъ своимъ Іаковомъ за избіеніе Сихемлянъ, и вмѣсто того, чтобы покаяться въ первомъ своемъ преступленіи, приложилъ къ сему новое преступленіе въ лицѣ Замврія, сына Салмоня, подвергнулъ истребленію двадесять четыре тысящи (Числ. 25, 9), которые за грѣхъ его поражены язвою. Левій же, хотя и былъ проклятъ вмѣстѣ съ Симеономъ, но пріялъ благословеніе отъ Моѵсея, во-первыхъ за ревность левитовъ, которые поразили братій своихъ, поклонившихся телцу, а во-вторыхъза ревность левита Финееса, съ какою онъ устремился на Замврія, сына Салмоня, и убилъ его.

Печатается по изданію: Творенiя преподобнаго отца нашего Ефрема Сирина. Часть шестая. — Репринтъ. — М.: Издательство «Отчій домъ», 1995. — С. 424-449. — Репр. изд.: Сергiевъ Посадъ, 1901 г.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0