Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 25 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)
ТОЛКОВАТЕЛЬНЫЯ ПИСАНIЯ.

Толкованіе на посланіе къ Галатамъ.

Галаты были слушателями Павла не для того, чтобы наблюдать исполненіе закона, упраздненнаго страстію Креста, — но для того, чтобы вѣровать въ Самую Троицу и проповѣдывать новое Евангеліе. Но вотъ пришли нѣкіе изъ самихъ Евреевъ, кои желали не того, чтобы отвратить ихъ отъ возвѣщеннаго имъ Павломъ Евангелія, но чтобы присоединить къ нему и исполненіе ими Ветхаго Завѣта и ихъ, благодатію освобожденныхъ, снова подчинить игу рабства. И поелику они хвалились именемъ Симона (Петра), который имѣлъ преимущество среди Апостоловъ обрѣзанія, то Павелъ начинаетъ писать противъ нихъ, говоря такъ:

Глава 1-я.

1-6. Павелъ Апостолъ не отъ людей, разумѣй не отъ Симона и не чрезъ Симона, но чрезъ Іисуса Христа, открывшагося мнѣ на пути въ Дамаскъ (Дѣян. 9, 1 сл.), и чрезъ Бога Отца, воскресившаго Его изъ мертвыхъ, — дабы объявить о воскресеніи Своемъ всѣмъ еретикамъ, отрицавшимъ Его воскресеніе. Церквамъ Галатіи, — какъ тѣ, что были поколеблены (въ вѣрѣ), такъ и тѣ, кои были тверды, т.-е. изъ Евреевъ (?). Благодать вамъ и миръ отъ Бога Отца нашего, призвавшаго васъ къ всыновленію, — и отъ Господа нашего Іисуса Христа, а не чрезъ Господа нашего Іисуса Христа. Давшаго Себя за грѣхи наши, чтобы изъять насъ изъ настоящаго вѣка лукаваго, то-есть отъ золъ, совершающихся въ семъ вѣкѣ, — по волѣ Бога Отца нашего, чтобы открыть о явленной въ мірѣ благодати Отца и Сына.

6-15. Удивляюсь, что вы такъ скоро переходите, не отъ меня, но отъ Призвавшаго васъ чрезъ меня къ благодати Своей, чтобы отойти къ другому Евангелію. И хотя я подумалъ, что рѣчь идетъ о проповѣди Симона, однако — это не есть что-либо иное, такъ какъ оконченъ срокъ закона, въ коемъ возвѣщалась. Не есть иное, или иной Христосъ, или иная истина. Но люди по своему произволу хотятъ совратить васъ отъ Евангелія Христова. Если вы увидите у нихъ чудеса, или плѣнитесь ихъ завѣреніями о себѣ самихъ, что они суть ученики Симона, — если-бы я самъ даже пришелъ къ вамъ съ инымъ Евангеліемъ, или Ангелъ, который, конечно, не можетъ низойти, но если-бы нисшелъ для того, чтобы прибавить или уменьшить противъ того, что я предалъ вамъ: анаѳема да будетъ. Принятіемъ обрѣзанія не оказывайте лести проповѣдникамъ обрѣзанія. Вѣдь, если-бы я угождалъ священникамъ, кои меня не учили, то я уже не былъ-бы Христовымъ слугою, каковымъ теперь видите меня. Итакъ, то Евангеліе, которое я вамъ благовѣствовалъ, не отъ людей я принялъ, какъ новые учители ваши, то-есть ревностные ваши соблазнители; но бывшее мнѣ откровеніе обратило меня отъ прежней жизни моей въ іудействѣ. Вѣдь слышали вы, что чрезмѣрно преслѣдовалъ я Церковь Божію, разрушая и опустошая, — или какъ преуспѣвалъ я въ іудействѣ болѣе многихъ сверстниковъ моихъ въ дѣлахъ закона.

15-24. Когда же благоволилъ Богъ, Избравшій отъ чрева матери моей, чтобы вмѣсто преслѣдователя я сталъ преслѣдуемымъ въ Церкви Христовой и благовѣстителемъ Христа не у Іудеевъ, но среди язычниковъ: тогда я не пошелъ въ Іерусалимъ къ Апостоламъ и не отправился туда, куда не посылалъ меня, но отошелъ въ Аравію и въ Дамаскъ языческій. Потомъ, послѣ лѣтъ трехъ пришелъ въ Іерусалимъ не для того, чтобы научиться Евангелію у Петра, но чтобы видѣть Петра, — и пробылъ у него дней пятнадцать (ср. Дѣян. 9, 26). Ничего новаго не сообщилъ онъ мнѣ, и я пришелъ въ страны Сиріи и Киликіи (Дѣян. 9, 30; 15, 41). Былъ даже не знакомъ церквамъ сущимъ во Христѣ отъ обрѣзанія, ибо я не путешествовалъ туда послѣ откровенія. А только былъ у нихъ слухъ, что преслѣдовавшій насъ нѣкогда, нынѣ, придя, благовѣствуетъ вѣру, которую нѣкогда презиралъ и опустошалъ. И во мнѣ (ради меня) прославляли Бога за чудесное обновленіе, которое Онъ совершалъ во мнѣ.

Глава 2-я.

1-8. Потомъ, чрезъ четырнадцать лѣтъ опять ходилъ въ Іерусалимъ, — не безъ повелѣнія (свыше), а по откровенію, чтобы объявить имъ въ присутствіи Тита Евангеліе, которое я благовѣствовалъ у язычниковъ, такъ какъ я ради откровенія, которое послало меня, заботливо опасался того, чтобы не вотще подвизался я въ этой проповѣди. Но даже и Титъ, который изъ язычниковъ былъ, а не изъ насъ, въ Іерусалимѣ не принялъ обрѣзанія, какъ настаивали лжебратья, хотѣвшіе повергнуть нашу свободу, которую имѣемъ во Христѣ, въ рабство закона, — коимъ ни даже на малое время не унизили мы себя подчиненіемъ, исполненіемъ, то-есть, закона, такъ что и вы подражателями нашими будьте и не уступайте, дабы истина благовѣстія, которое мы проповѣдали вамъ, пребывала твердою у васъ. Тѣ-же, кои горделиво мнятъ о себѣ, что они есть (составляютъ, значатъ) что то (6, 3) благодаря тому, что соблюдаютъ ветхое съ новымъ, какъ при этомъ мнѣніи были они, — никакой заботы у меня нѣтъ о нихъ; ибо Богъ лицо людей не пріемлетъ, то-есть тѣхъ, кои думаютъ о себѣ, что они угождаютъ Ему соблюденіемъ закона и обрѣзанія Авраамова. Они-то и возстали противъ меня, когда увидали, что я вѣренъ Евангелію среди язычниковъ необрѣзанныхъ, какъ и Петръ былъ вѣренъ у покоренныхъ имъ чрезъ Евангеліе обрѣзанія. Ибо Содѣйствовавшій Петру въ апостольствѣ обрѣзанія, чтобы, то-есть, научилъ обрѣзанныхъ чрезъ это, — послалъ меня для наученія язычниковъ — безъ сего.

9-14. Когда же узнали (благодать данную мнѣ) Петръ и Іаковъ и Іоаннъ, главные изъ апостоловъ, кои дѣйствительно были столпами церквей, то они ничего не уменьшили и ничего не прибавили къ тому, что я открылъ имъ касательно проповѣди моей у язычниковъ, но руку (правую) согласія дали мнѣ и Варнавѣ, чтобы мы проповѣдывали у язычниковъ, какъ и было повелѣно намъ, а они — у обрѣзанныхъ, какъ и имъ заповѣдано. Только повелѣніе дали они намъ о томъ, чтобы мы заботились о бѣдныхъ, кои были у язычниковъ, что и дѣлали мы дѣйствительно. Но заботились мы также и о бѣдныхъ, кои были въ Іерусалимѣ. Дѣлать это я старался потому, что враги креста нисколько не заботились восполнить недостатокъ у тѣхъ возлюбленныхъ Христомъ язычниковъ. Но дабы вы узнали, что если-бы пришли сами Апостолы къ язычникамъ, то стали-бы возвѣщать ту же проповѣдь, какую возвѣщаю я, — сообщу вотъ что: когда приходилъ Кифа [1] въ Антіохію, сама глава Апостоловъ и основаніе (?) Церкви, я осмѣлился (тогда) обличать его, — не потому, чтобы самъ онъ заслуживалъ обличенія, — но потому, что подвергался обвиненію отъ обрѣзанныхъ, ходившихъ съ нимъ. Ибо прежде, чѣмъ пришли къ нему обрѣзанные отъ Іакова брата Господа нашего, онъ съ язычниками вмѣстѣ и отъ пищи языческой ѣлъ; когда же пришли они, сталъ дѣлать различіе, то-есть не безразлично, а съ различеніемъ, опасаясь за обрѣзанныхъ, кои были между язычниковъ, чтобы они, увѣровавъ въ Христа, не возвратились опять къ сынамъ народа своего, какъ-бы отчужденные отъ Христа. И не онъ (Петръ) одинъ это дѣлалъ, но и Іудеи, ставшіе учениками въ Антіохіи, кои прежде не лицемѣрили, какъ Симонъ, стали и они лицемѣрить вмѣстѣ съ Симономъ. Такъ даже и Варнава, который былъ изъ язычниковъ, вынужденъ былъ ради Симона различать роды пищи Евреевъ. Но когда я увидѣлъ, что они не прямо идутъ къ истинѣ Евангелія, — поелику были и язычниками и іудеями, послѣдователями Христа и закона, — а Симонъ боялся что-либо говорить имъ, чтобы не соблазнить ихъ, — тогда я сказалъ Петру, не наединѣ, но предъ всѣми, — ибо не самъ онъ былъ въ чемъ-либо нетвердъ, но ради нетвердыхъ по необходимости вынужденъ былъ дѣлать это. Итакъ, въ лицѣ его я сказалъ къ обрѣзаннымъ: если ты, Іудеемъ будучи, по язычески жилъ вчера, то какъ сегодня принуждаешь, — не словомъ, но дѣломъ, — язычниковъ іудействовать?

15-21. Но мы по природѣ Іудеи, опытные въ законѣ, узнали, что не оправдывается человѣкъ отъ дѣлъ закона, какъ только чрезъ вѣру Іисуса Христа, и потому мы оставили законъ и увѣровали во Іисуса Христа, дабы оправдаться намъ отъ вѣры (вѣрою), а не отъ дѣлъ (дѣлами) закона, потому что отъ закона (закономъ) никто не можетъ оправдаться, такъ какъ не можетъ исполнить его. Если же мы, ища оправданія (оправдаться) во Христѣ, оказываемся и сами грѣшниками, такъ какъ не исполняются нѣкоторыя предписанія закона: то неужели Іисусъ Христосъ грѣха служитель былъ, поелику Онъ упразднилъ заповѣди, кои осуждали нарушавшихъ оныя? Да не будетъ. Вѣдь (ибо) если то, что разрушилъ я (и такъ поступалъ) до настоящаго времени, съ сего дня и потомъ опять сіе созидаю, то такимъ образомъ преступникомъ заповѣди себя представляю, ибо возвращаюсь къ соблюденію того, что не вполнѣ разрушилъ. Но я для всѣхъ заповѣдей закона умеръ, дабы Богу жить. Какъ же это? Такъ, что живу уже не такъ, какъ прежде, по закону, но вѣрою Сына Божія живу. Не отвергаю благодать Божію, которая дана мнѣ чрезъ Крестъ; ибо если чрезъ законъ правда, какъ говорите вы, то слѣдовательно напрасно Христосъ умеръ.

Глава 3-я.

1-10. Послѣ того какъ убѣдилъ ихъ касательно событія въ Антіохіи, возвращается къ порицанію и увѣщанію Галатовъ, говоря такъ: о неразумные Галаты, склоняющіеся ко всѣмъ ученіямъ! Кто васъ очаровалъ? Вѣдь, вы прежде оказали успѣхъ въ усвоеніи Евангелія, а теперь хотите отступить? Ибо вотъ предъ глазами вашими написано и въ Новомъ и въ Ветхомъ (Завѣтѣ) о Христѣ Іисусѣ, какъ объ имѣвшемъ претерпѣть распятіе, ибо древнее Писаніе, которое любите вы, свидѣтельствуетъ, что Онъ долженъ быть распятъ. Теперь сіе только отъ васъ желаю узнать: отъ дѣлъ закона, кои заставляютъ васъ нынѣ подвергаться обрѣзанію, Духа приняли вы пророчества и языковъ и истолкованія языковъ, или отъ слуха (посредствомъ воспріятія слухомъ наставленій) вѣры, которую мы проповѣдали вамъ? Вѣдь если-бы вы были отринуты за то, что не соблюдали постановленій закона, то какимъ образомъ нынѣ содѣлались достойными даровъ Духа? — Если же вы были совершенны, то смотрите, какъ не разумны вы (есте) тѣмъ, что, между тѣмъ какъ Іудеи оставили законъ и перешли къ этому Новому (Евангелію), вы, начавъ духомъ, то-есть Евангеліемъ, теперь благодаря закону хотите плотію окончить? А если это такъ, то и скорби, кои вы претерпѣли ради обѣтованія Христова, напрасно претерпѣли вы. Но скажите мнѣ: кто даровалъ вамъ Духа и совершилъ у васъ силы (чудеса) Того же Духа, отъ дѣлъ ли закона, коихъ не исполняетъ человѣкъ, совершилъ Онъ (Богъ), или отъ слуха вѣры? Если же думаете вы или ваши учители, что вѣра меньше дѣлъ, то вотъ Авраамъ не потому, что совершилъ дѣла (закона), а потому, что увѣровалъ въ Бога, вмѣнено ему въ правду. Понимаете ли изъ этого, что вѣрующіе, подобные Аврааму, называются сынами Авраама? Провидѣло, то-есть отъ самыхъ дней Авраама указало, Писаніе, что отъ вѣры (вѣрою) оправдаетъ язычниковъ Богъ, когда говорилъ ему: благословятся въ тебѣ всѣ народы (Быт. 12, 3). Итакъ, увѣровавшіе благословляются съ Авраамомъ вѣрнымъ. Ибо всѣ, кои отъ дѣлъ закона (суть) подъ проклятіемъ находятся, ибо написано: проклятъ, говоритъ, всякъ человѣкъ, кто не пребудетъ во всемъ написанномъ въ книгѣ закона, чтобы исполнять это (Втор. 27, 26).

10-29. Ясно, что закономъ самимъ никто не оправдывается, такъ какъ нѣтъ никого изъ праведниковъ, большаго или меньшаго, который не былъ-бы преступникомъ закона и не подлежалъ-бы проклятію закона; ибо, опять говоритъ, праведный отъ вѣры живъ будетъ (Авв. 2, 4). Законъ же не отъ вѣры животворитъ, но исполнившій это (заповѣди закона) живъ будетъ этимъ (Лев. 18, 5). Христосъ насъ искупилъ отъ проклятія закона, ибо, придя (на землю), претерпѣлъ за насъ проклятіе: проклятъ, сказано, всякъ висящій на древѣ (Втор. 21, 23). Теперь же, поелику благословеніе Авраама чрезъ Евангеліе Христово достигло до язычниковъ, почему не спѣшите съ радостью принять благословеніе Духа, обѣщанное Аврааму чрезъ вѣру, которая прежде оправдала Авраама? — Приводитъ въ рѣчи своей примѣръ, что, какъ завѣщаніе утвержденное не отмѣняется, и не прибавляется какое-либо другое постановленіе сверхъ того, что положено въ немъ, — такъ и Аврааму изречено обѣтованіе: не ему и сѣменамъ его многимъ, потомству Хеттуры и Измаила, но ему самому и сѣмени его (Одному), Кто есть Христосъ. Итакъ, этого обѣтованія, которое подобно завѣщанію утверждено было у Бога, отъ — самыхъ дней Авраама, законъ, бывшій послѣ четыреста и тридцати лѣтъ, не можетъ отмѣнить, и сдѣлать бездѣйственнымъ обѣтованіе. Ибо если, какъ утверждаютъ ваши новые учители, по закону наслѣдство, то уже не по обѣтованію, какъ сказалъ самъ Богъ. Но мы знаемъ, что Аврааму чрезъ обѣтованіе даровалъ Богъ, а не чрезъ законъ, который преступниковъ ради положенъ былъ, чтобы онъ своими установленіями могъ подготовлять людей до времени, то-есть — доколѣ не пришло сѣмя, которое обѣтовано, въ присутствіи сонма Ангеловъ, рукою посредника. Но посредничество Ангеловъ было не въ одномъ лицѣ; Богъ же, бывшій среди нихъ и давшій это обѣтованіе, одинъ былъ, который не измѣняется. Итакъ, законъ — не противъ обѣтованій Аврааму, ибо если-бы данъ былъ законъ могущій оживотворить, то упразднено было-бы обѣтованіе. Но заключило Писаніе исполнителей закона подъ грѣхъ, дабы обѣтованіе отъ вѣры Іисуса Христа дано было не дѣлающимъ (дѣла закона), но вѣрующимъ. Однако же не совсѣмъ безполезенъ былъ законъ, но былъ для насъ стражемъ отъ грѣховъ, благодаря своимъ прещеніямъ и наказаніямъ. Заключены были — разумѣй: сохраняемы были для той вѣры, которая уготована была для откровенія намъ. Итакъ, законъ дѣтоводителемъ насъ былъ, поелику васъ, укрощенныхъ и усмиренныхъ, приводитъ къ вѣрѣ во Христа, которая оправдываетъ насъ. Но когда пришла вѣра, уже не у дѣтоводителя мы, то-есть подъ закономъ; ибо всѣ мы сыны Божіи чрезъ вѣру Іисуса Христа, а не прежніе рабы, угнетаемые подъ игомъ закона. Всѣ, кои во Христа крестились и вѣруютъ, что облеклись во Христа, — не только освободились отъ проклятія закона, но и приняли какъ-бы другой образъ, хотя и остались тѣми же по естеству. Итакъ послѣ прощенія въ крещеніи нѣтъ уже Іудея надменнаго, ни язычника отверженнаго, ни раба слабаго, ни владыки горделиваго, ни мужчины по власти своей и женщины съ подчиненіемъ своимъ: ибо всѣ вы одно есте во Христѣ Іисусѣ. Если же вы принадлежите Христу, Который отъ Авраама, то сѣмя Авраамово вы, ставшіе наслѣдниками обѣтованія.

Глава 4-я.

1-6. Привелъ для уясненія мысли и другой примѣръ. Въ то время, пока наслѣдникъ дитя, онъ ничѣмъ не отличается отъ раба, хотя и господинъ всего. Но подчиненъ опекунамъ и домоправителямъ до времени, предназначеннаго отцомъ. Такъ и мы, когда были дѣтьми, то-есть пока міръ былъ дитятею подъ нетвердымъ порядкомъ закона, то какъ-бы началамъ міра мы были порабощены. А когда пришла полнота времени, послалъ Богъ Сына Своего, Который родился отъ Дѣвы, какъ сказалъ Исаія (7, 14), и подчинился закону, чтобы дѣтей подзаконныхъ искупить, дабы они усыновленіе получили. А чтобы яснымъ сдѣлать, что вы (есте) сыны, послалъ Богъ Духа Сына Своего въ сердца ваша, вопіющаго чрезъ васъ, какъ чрезъ сыновъ, ежедневно: Отче нашъ, иже еси на небесѣхъ; да святится имя Твое (Матѳ. 6, 9 ср. Лук. 11, 2).

8-11. Но тогда то, когда не знали Бога, вы служили идоламъ, кои по природѣ своей не суть боги. Но нынѣ вы познали Бога, лучше же — Богъ Самъ позналъ васъ по дѣламъ вашимъ и избралъ васъ Себѣ въ народъ святой: какъ обращаетесь опять къ ничтожнымъ и немощнымъ началамъ закона и, когда уже окончилось время ихъ, хотите подчиниться игу рабства? Дни наблюдаете и мѣсяцы и годы, кои соблюдалъ народъ Израильскій. Боюсь за васъ, чтобы не унизились вы до перехода въ іудейство и не напрасны были труды наши, коими мы трудились у васъ.

12-20. Будьте какъ я теперь безъ этихъ (дѣлъ закона), поелику и я какъ вы наблюдалъ эти предписанія. Ничѣмъ вы не обидѣли, что могло-бы побудить меня перемѣниться въ отношеніи къ вамъ. Знаю я, что по (причинѣ) немощи плоти моей благовѣствовалъ я вамъ прежде: или въ слабости членовъ своихъ, или въ искушеніи отъ враговъ своихъ. Это-то самое искушеніе, которое представлялъ я въ себѣ самомъ, вы не презрѣли, но какъ Ангела, который лишенъ страданій, въ самомъ страданіи приняли меня. Посему такимъ людямъ, кои, если бы возможно было, очи ваши исторгли бы и дали бы мнѣ, — неужели я сталъ бы преподавать вамъ ложь, смѣшанную съ истиною? Также и я не врагъ вамъ, но довѣрилъ вамъ всю истину, то-есть утвердилъ васъ во всей истинѣ, когда проповѣдывалъ вамъ. Но тѣ, кои ненавидятъ васъ за то, что вы получили Духа безъ соблюденія закона, принудить васъ хотятъ, чтобы, обратившись къ нимъ, вы соревновали имъ, обрѣзываясь вмѣстѣ съ ненавидящими васъ за то, что вы получили, чего у нихъ нѣтъ. Хорошо же, если кто соревнуетъ не въ предметахъ вредныхъ, но въ хорошемъ и полезномъ. Опять мучаюсь я рожденіемъ васъ дотолѣ, когда изобразится Христосъ въ васъ, то-есть пока не вселится въ васъ Христосъ. Желалъ бы я быть у васъ и измѣнить голосъ мой, для утвержденія васъ другимъ ученіемъ, поелику удивляюсь столь быстрой перемѣнѣ вашей.

21-31. Неужели въ самомъ Авраамѣ не усматриваете, что двухъ сыновъ имѣлъ. Который отъ рабыни былъ, по плоти рожденъ; ибо онъ не былъ по обѣтованію, какъ Исаакъ, сынъ свободной (Быт. гл. 16, 17, 21). Но это были образы двухъ завѣтовъ. Одинъ — съ народомъ Іудейскимъ, по закону въ рабствѣ рождающій по подобію той Агари; ибо Агарь есть гора Синай въ Аравіи. Она служитъ подобіемъ сего Іерусалима, поелику онъ въ порабощены находится и вмѣстѣ съ чадами своими рабствуетъ Римлянамъ. Вышній же Іерусалимъ свободенъ (есть), какъ Сара, и выше всѣхъ властей и начальствъ. Онъ есть мать наша, Церковь святая, которую мы исповѣдуемъ. Не мы изобрѣли это ученіе, ибо Исаія предсказалъ о ней: возвеселись безплодная нерождающая потому, что много явилось дѣтей Церкви неплодной, болѣе чѣмъ у Израиля, имѣющаго мужа (Ис. 54, 1). Вы же, братья, по Исааку обѣтованія чада есте. Но какъ Измаилъ обижалъ (гналъ) Исаака (Быт. 21, 9), такъ и мы теперь терпимъ преслѣдованія отъ нихъ. И какъ сказалъ ему (Аврааму): изгони рабыню (служанку) и сына ея, да не наслѣдуетъ сынъ рабыни (служанки) съ сыномъ свободной (Быт. 21, 10), — такъ отдѣлились и они, чтобы не быть имъ наслѣдниками вмѣстѣ съ вами. Итакъ мы не оказываемся рабами благодаря той свободѣ, которую получили чрезъ Христа.

Глава 5-я.

1-6. Твердо да стоимъ во Христѣ, и опять игу рабства закона да не подвергаемся. Вотъ я Павелъ, который болѣе васъ знаю это, говорю вамъ, что если будете обрѣзываться, какъ говорятъ вамъ, то въ этомъ и ради этого Христосъ вамъ ничѣмъ не будетъ полезенъ. Притомъ, вѣдь всякій, кто допускаетъ обрѣзаніе, долженъ потомъ исполнять онъ и весь законъ; то-есть хранить субботы его, совершать праздники его, вкушать опрѣсноки его и агнца и горькія травы. А если это вы будете дѣлать, то вы остались безъ Христа, кои этимъ закономъ хотите оправдаться. Если хотите получить оправданіе своими дѣлами по закону, то отъ благодати, которая совершена у васъ, какъ и у всѣхъ язычниковъ, вы отпали. Но (ибо) мы духомъ вѣры, которую приняли, надежду оправданія, которое дается этою вѣрою, ожидаемъ: ибо во Христѣ Іисусѣ ни обрѣзаніе не имѣетъ никакой силы, ни необрѣзаніе, но вѣра, чрезъ любовь превозмогающая, чрезъ вѣру, очевидно, нашу въ Господа нашего и нашу взаимную любовь другъ къ другу.

7-12. Хорошо шли вы въ томъ, что указалъ я, — кто васъ остановилъ и прельстилъ отпасть отъ истины, которую я предалъ вамъ? Ибо то, во что увѣровали вы (прежде, происходитъ) отъ Того, Кто васъ призвалъ, а убѣжденіе это, противоположное прежнему — отъ того, кто васъ прельстилъ и остановилъ теперь, — или: убѣжденіе ваше отъ Бога есть, отъ Коего и призваніе всѣхъ язычниковъ. Подобно закваскѣ (дрожжамъ) всякое ученіе: въ кого оно влагается, умъ того, какъ тѣсто, заквашиваетъ собою. Но я надѣюсь на (о) васъ въ Господѣ, что ничего другаго кромѣ того, что я предалъ вамъ, не помыслите. А смущающій истину, которую я посѣялъ въ васъ, онъ одинъ понесетъ осужденіе, которое придетъ на того, кто соблазняетъ ближняго (ср. Матѳ. 18, 6 сл.). Я же, если бы обрѣзаніе проповѣдывалъ (продолжалъ проповѣдывать), конечно, не подвергался бы гоненію отъ самихъ Іудеевъ. Слѣдовательно упраздненъ соблазнъ Креста, то-есть уничиженіе Креста, которое мы проповѣдуемъ, — чрезъ обрѣзаніе, которое они проповѣдуютъ. О если бы и совсѣмъ удалены были за нашу ревность тѣ, кои возмущаютъ васъ!

13-15. Вы же, братья, къ свободѣ призваны были, поэтому не обращайтесь къ закону. И свобода ваша да не будетъ въ пробужденіе (пожеланіямъ) плоти, но любовію рабствуйте другъ другу, а не чуждымъ ученіемъ. Вѣдь законъ, къ коему вы прибѣгаете для исполненія многихъ постановленій его, въ немногихъ дѣлахъ исполняется, именно: возлюбишь ближняго твоего какъ себя самого (Лев. 19, 18 ср. Матѳ. 22, 39; Марк. 12, 31; Рим. 13, 8 сл.). Если же другъ друга ненавидите и угрызаете, то не только законъ не исполняете, но и другъ отъ друга истребляетесь.

16-26. Но говорю: духомъ, дѣлами именно духа, ходите, и похоти плоти вашей не совершайте: ибо плоть вожделѣваетъ того, что не есть воля (желаніе) духа, — а духъ желаетъ того, что служитъ къ обузданію плоти. Поелику же двѣ эти стороны человѣческаго существа другъ другу противоположны (противятся), то не только не творите (всего) того, что ни пожелаете, но дѣлайте то, чего желаетъ духъ, живущій въ васъ. Если же духомъ водитесь, то вы (есте) не подъ закономъ. Извѣстны дѣла плоти, когда господствуетъ законъ ея, каковы суть: блудодѣянія, нечистоты и прочія, — о коихъ я говорилъ, пока находился у васъ, — и теперь въ отсутствіи пишу вамъ, что таковыя (дѣла) совершающіе Царства Божія не наслѣдуютъ. Плодъ же духа есть любовь и миръ и прочее. На таковыя (дѣла) нѣтъ закона, такъ какъ не написано въ законѣ — совершать ихъ, но по нашей свободной волѣ мы охотно рѣшаемся дѣлать это. Кои же суть Христовы, тѣ плоть свою распяли со всѣми похотями плоти, мною указанными. Станемъ жить по духу и послѣдуемъ ему чрезъ добрыя дѣла наши. Да не будемъ тщеславны, другъ друга вызывая къ соблюденію закона ветхозавѣтнаго.

Глава 6-я.

1-10. А если по непредвиденности впадетъ человѣкъ въ какое-либо прегрѣшеніе, то тѣ, кои благодаря духовнымъ дѣламъ своимъ далеки отъ прегрѣшенія, пусть они наставляютъ таковаго въ духѣ кротости, но пусть и остерегаются, чтобы при этомъ не возобладалъ ими, едва побѣжденный ими, порокъ гордыни, — чтобы и сами они, будучи свободны отъ прегрѣшенія, въ которое впали ихъ ближніе, не подвергались искушенію тщеславіемъ. Когда одинъ другаго тягости носитъ, тогда (такимъ образомъ) исполнится законъ. А не тогда, когда кто мнитъ (себя) быть чѣмъ-то (ср. 2, 6). Но да испытываемъ себя и дѣла свои, отъ Бога ли они, и тогда (такимъ образомъ) въ себѣ самихъ только похвалу будемъ имѣть, а не въ другомъ, то-есть не въ дѣлахъ другого. Каждый (собственное) бремя свое будетъ носить, и да не похваляется бременемъ другихъ, которое не суть. Неопытный пусть согласуется съ опытнымъ во всемъ добромъ, то-есть: ученикъ да подражаетъ во всемъ добромъ своему учителю, который его учитъ. Не думайте же, что нѣтъ суда, и не рѣшайтесь на грѣхъ, Богъ не допускаетъ поруганія чьего-либо: поелику сѣющій въ плоти своей дѣла плоти, тотъ тлѣніе пожинаетъ, и именно корысть его есть тлѣніе, — а въ духѣ дѣла духа сѣющій, отъ самыхъ дѣлъ своихъ жизнь вѣчнаго воскресенія пожинаетъ. А добро творя да не унываемъ и да не ослабѣваемъ въ постоянствѣ, ибо придетъ время, далекое отъ косности, — и мы вѣчно пожинать будемъ безъ всякаго остатка. Да совершаемъ добро другъ другу, преимущественно же своимъ по вѣрѣ, то-есть святымъ, кои были въ Іерусалимѣ, и товарищамъ тѣхъ, кои были у язычниковъ и радостно переносили расхищеніе своихъ имуществъ.

11-16. Смотрите, какими письменами написалъ я вамъ моею рукою, объ обрѣзаніи. А тѣ, что желаютъ льстить и хвалиться во плоти, то-есть обрѣзаніемъ, они принуждаютъ васъ обрѣзываться, дабы хвалиться вашимъ обрѣзаніемъ, говоря такъ: вотъ, мы обрѣзываемъ тѣхъ, коихъ Павелъ училъ не обрѣзываться. Мнѣ же да не будетъ похвалы, если не однимъ только крестомъ Господа нашего Іисуса Христа, въ немъ да будетъ похвала моя; ибо чрезъ него міръ мнѣ распятъ и я распятъ страданіями и гоненіями на виду міра. Подлинно, во Христѣ Іисусѣ ни обрѣзаніе что-либо можетъ, ни необрѣзаніе, но только то, что человѣкъ есть новая тварь. И тѣ, кои это правило благодати (благодатное) твердо содержатъ, миръ будетъ на нихъ, язычники ли то будутъ или Израильтяне Божіи.

17. Впрочемъ изъ-за правила обрѣзанія никто мнѣ трудовъ да не доставляетъ, ибо вмѣсто обрѣзанія, которое совершается надъ однимъ членомъ и которымъ хвалятся обрѣзанные, я страданіе Господа Іисуса Христа во всемъ тѣлѣ моемъ ношу.

18. Благодать Господа нашего Іисуса Христа съ вами всѣми, посему не ищите оправданія отъ закона.

Примѣчаніе:
[1] Чтеніе возбуждаетъ подозрѣніе по вѣроисповѣдному оттѣнку католическому и въ виду 1 Кор. 3, 11; быть можетъ, вмѣсто основаніе — надо камень (Матѳ. 16, 18).

Печатается по изданію: Творенiя преподобнаго отца нашего Ефрема Сирина. Часть седьмая. — Репринтъ. — М.: Издательство «Отчій домъ», 1995. — С. 156-176. — Репр. изд.: Сергiевъ Посадъ, 1913 г.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0