Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 30 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 22.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)
ТОЛКОВАТЕЛЬНЫЯ ПИСАНIЯ.

Толкованіе на Второе посланіе къ Ѳессалоникійцамъ.

Послѣ того какъ Ѳессалоникійцы получили первое посланіе и прочитали среди народа, какъ повѣлено было имъ (1 Ѳес. 5, 27), праздные ревнители суетнаго вмѣсто того, чтобы трудиться и ѣсть, по заповѣди, имъ данной (2 Ѳес. 3, 10), еще болѣе стали прельщать и соблазнять ближнихъ своихъ, дабы тѣхъ, кои отторгнуты были отъ отступничества, плѣнить разными хитрыми способами и ввести въ заблужденіе. Діаволъ искушалъ Ѳессалоникійцевъ гоненіями, кои разъ и два воздвигалъ на нихъ. И поелику они отказывались отрицать Христа, то самихъ же тѣхъ празднолюбцевъ и сдѣлалъ (сатана) проповѣдниками пришествія Господа, дабы чрезъ пришествіе, которое, по ихъ проповѣди, должно было наступить немедленно, смутить и отклонить ожидающихъ таковаго (немедленнаго) пришествія (Господня), то есть отвлечь и отклонить отъ истиннаго пришествія, коего они ожидали. Эти лжеучители и ихъ сотоварищи, коими овладѣлъ сатана, выдумали также и ложныя видѣнія и соблазняли простой народъ лживыми рѣчами. Писали даже и посланія отъ имени Апостола и читали предъ ними, чтобы всякаго рода злоухищреніями отвлечь ихъ по крайней мѣрѣ отъ истинной вѣры въ пришествіе Господа нашего, когда оказались не въ состояніи отклонить ихъ отъ Самого Господа. Впрочемъ, эта слабость была у нѣкоторыхъ изъ нихъ съ самаго начала, почему въ первомъ своемъ посланіи увѣщалъ ихъ, говоря: о годахъ и временахъ нѣтъ нужды писать вамъ (1 Ѳес. 5, 1). Но когда узналъ и уразумѣлъ Павелъ, что заблужденіе возобновилось чрезъ тѣхъ, кои со всякимъ стараніемъ проповѣдывали его, — снова рѣшается писать къ нимъ, говоря такъ:

Глава 1-я.

1. Павелъ и Силванъ и Тимоѳей церкви Ѳессалоникійцевъ, въ Богѣ Отцѣ нашемъ и Господѣ Іисусѣ Христѣ. Между тѣмъ какъ отверженные язычники заслуживали порицанія и были исполнены постыдныхъ дѣлъ, такъ что за свои заблужденія назначены были къ мечу и погибели, Богъ однакоже возлюбилъ ихъ, такъ что, по обращеніи ихъ, сталъ называться Отцемъ ихъ, коимъ прежде не желалъ именоваться даже Богомъ.

2. Благодать, говоритъ, чрезъ благодать Евангелія, которая съ вами пребываетъ, и миръ отъ Бога Отца нашего Іисуса Христа, а не чрезъ Господа нашего Іисуса Христа.

3. Благодарить должны мы всегда Бога за васъ, потому что слышимъ, что возрастаетъ вѣра ваша, посредствомъ терпѣнія вашего, и со дня на день умножается любовь каждаго изъ васъ другъ къ другу, при взаимномъ вашемъ стараніи о семъ.

4. Такъ что и мы сами въ васъ [1] хвалился во всѣхъ церквахъ, чрезъ васъ внѣдряя другимъ ревность къ подражанію вамъ разсказами о вѣрѣ вашей и о томъ, что вы ни въ чемъ не смущаетесь и не уклоняетесь, — и о терпѣніи вашемъ не въ одномъ только гоненіи, но во всѣхъ скорбяхъ вашихъ и преслѣдованіяхъ на васъ, коимъ подвергаетесь.

5. Въ доказательство праведнаго суда Божія, то-есть чрезъ терпѣніе ваше возвѣщается праведный судъ Божій; ибо не всуе подвергаетесь этому, но дабы чрезъ это вы достойными содѣлались царства Божія, за которое и терпите.

6-7. Вѣдь праведно у Бога воздать, то-есть на послѣднемъ судѣ, оскорбляющимъ васъ скорбію, а вамъ, въ семъ мірѣ оскорбляемымъ одинаковою съ нами скорбію и терпѣливо переносящимъ страданія, будетъ упокоеніе съ нами въ день откровенія Того, за Кого вы и мы терпимъ преслѣдованіе. Онъ пріидетъ съ неба, — не въ уничиженіи, какъ въ первое пришествіе Свое, но пріидетъ въ величіи Своемъ, съ Ангелами силы Его.

8. И притомъ пріидетъ онъ не для того, чтобы быть судимымъ, но пріидетъ въ пламени огня для назначенія на судѣ отмщенія не вѣдущимъ Бога, — язычникамъ, кои доселѣ не пожелали познать Бога, и Іудеямъ, не подчиняющимся Евангелію Господа нашего Іисуса Христа.

9. Ибо они подвергнутся наказанію, и притомъ не временному, ибо то будетъ вѣкъ не временный, но въ погибели вѣчной, отъ лица Господа нашего Іисуса Христа, Который претерпѣлъ отъ нихъ поруганія и подвергся отъ нихъ оскорбленіямъ, — и отъ славы силы Его, то-есть отъ славы, коею будутъ облечены Ангелы и окружающія Его Силы.

10. Когда же постигнетъ это нечестивыхъ? Когда пріидетъ прославиться во святыхъ Своихъ и явиться дивнымъ во всѣхъ увѣровавшихъ, то-есть когда возсіяютъ праведники какъ солнце на небесахъ (Матѳ. 13, 43) и вѣрующіе воспріимутъ дивную награду свою, — въ день тотъ вы явите, что принято вѣрою (и достовѣрно) свидѣтельство наше о васъ.

11. Посему просимъ въ нашихъ молитвахъ о васъ, да содѣлаетъ васъ Богъ достойными званія своего, ибо Онъ васъ призвалъ и возбудилъ (къ вѣрѣ) чрезъ насъ, — и да исполнитъ въ концѣ (міра) всякое благоволеніе благости и всякое дѣло вѣры въ силѣ Божіей, то-есть да воздастъ вамъ при кончинѣ вѣка не за дѣло только вѣры вашей, но и за благія ваши пожеланія добра, хотя бы, по немощи вашей, вы и были не въ состояніи исполнить ихъ въ дѣлахъ.

12. Дабы прославилось имя Господа нашего Іисуса Христа въ васъ тамъ, какъ и здѣсь, — и мы да прославимся, чрезъ сохраненіе ваше, по благодати Бога и Господа нашего Іисуса Христа, которая призвала насъ и укрѣпила для проповѣди язычникамъ.

Глава 2-я.

1-2. А о пришествіи Господа нашего, о которомъ вы безпокоились, и о нашемъ собраніи вѣрующихъ, когда именно соберемся къ Нему,(просимъ васъ) не скоро колебайтесь (не подвергайтесь скорымъ колебаніямъ) отъ ума (умомъ) вашего, вслѣдствіе ложныхъ свѣдѣній, усердно сообщаемыхъ вамъ, — и нимало не смущайтесь въ духѣ, то-есть ложными видѣніями, кои показываютъ вамъ, — или хитроумными и обольстительными словами, кои говорятъ вамъ, — и даже ложными посланіями, совсѣмъ нами не писанными, но какъ бы чрезъ (отъ) насъ посланными.

3. Итакъ, никто васъ да не обольститъ ни коимъ изъ подобныхъ образомъ, и не думайте, что будто-бы уже настанетъ день Господа нашего; поелику, если прежде не прійдетъ, или одинъ изъ его пророковъ или множество апостоловъ его, кои имѣютъ явиться предъ тѣмъ отступникомъ, — но доколѣ не послѣдуетъ скончаніе пророковъ и апостоловъ его, кои будутъ посланы предъ нимъ, — и послѣ нихъ придетъ самъ отступпикъ и будетъ открытъ (явиться) человѣкъ грѣха, сынъ погибели, — а потомъ уже будетъ пришествіе (Господа). Отступникомъ назвалъ его, дабы показать, что какъ мятежникъ отпалъ онъ и измѣнилъ, когда захотѣлъ и потому что захотѣлъ. Человѣкомъ же грѣха наименовалъ его, дабы указать на то, что чрезъ человѣка (какъ человѣкъ) придетъ онъ, а не въ образѣ (только) человѣка, ибо пришествію Господа нашего подражаетъ, — человѣкомъ придетъ онъ не изъ язычниковъ, но изъ самого народа (Израильскаго) и изъ колѣна Іудина, — не въ необрѣзаніи, а въ обрѣзаніи, дабы подъ предлогомъ своего происхожденія и обрѣзанія плѣнить народъ (Израильскій), который ожидаетъ его пришествія именно въ такомъ видѣ. Кромѣ того назвалъ его сыномъ погибели, самаго человѣка именуя сыномъ погибели, то-есть сыномъ діавола губителя.

4. Который противникъ есть, то-есть вышнихъ и низшихъ и Господа всяческихъ, — который, говоритъ, превозносится, не надъ тѣми, но надъ всѣмъ, что, по имени только, называется Богомъ или почитается. Самъ онъ почитаетъ Бога (истиннаго), дабы привлечь къ себѣ распявшихъ, — и хулитъ и уничижаетъ все, что называется (только) Богомъ или почитается, чтобы тѣмъ можно плѣнить умъ истинныхъ поклонниковъ.

Такимъ образомъ онъ явится и взойдетъ въ храмъ Божій, чтобы сѣсть внутри и именно въ церкви Божіей. Онъ не отклоняетъ въ другое какое-либо общество изъ еретическихъ сектъ, чтобы не узнали его, — но съ презрѣніемъ отвергаетъ всѣ культы (ложные), чтобы можно было плѣнить Церковь. Поэтому-то и взойдетъ онъ въ самый храмъ Божій, чтобы сѣсть и показать себя, что онъ есть какъ бы Богъ. Какимъ же образомъ онъ покажетъ, что есть Богъ истинный? Кромѣ славы и чести, коими будетъ облеченъ, онъ еще болѣе покажетъ это посредствомъ той вражды, которую будетъ вести противъ еретическихъ сектъ. Такъ какъ онъ не будетъ склонять къ какой-либо ереси, то, благодаря своей (притворной) любви къ чадамъ Церкви, заставитъ думать, что любитъ ихъ, какъ истинныхъ (чадъ Церкви), и въ храмъ ихъ придетъ и сядетъ, какъ въ храмѣ истины, дабы показать, что онъ есть Богъ. Онъ порицаетъ лицемѣріе въ притворствѣ (притворно) и надѣваетъ личину истины въ коварствѣ (коварно). Онъ такъ искусно будетъ притворяться, что плѣнитъ народъ посредствомъ плотскихъ предметовъ и будетъ управлять Церковью подъ личиною истины.

5. Не помните ли, говоритъ, что когда еще я былъ у васъ, это говорилъ вамъ? Отсюда можешь видѣть, что еще за много времени до того Ѳессалоникійцы были научены высказанному въ этихъ словахъ.

6. Теперь же, говоритъ, вы сами знаете то, что содѣйствуетъ тому, чтобы онъ открылся въ свое время: такъ какъ превозмогло апостольство и послѣ него будетъ распространяться ученіе до дня, въ который Сынъ откроется въ свое время.

7-8. Ибо тайна беззаконія уже начала дѣйствовать, — ученіе доселѣ еще не вошло (во всѣхъ) и апостольство, даже доселѣ еще не прекращаясь, уже процвѣло и возъимѣло силу. Однако доколѣ тотъ, кто удерживаетъ теперь, не возмется отъ среды,беззаконникъ не откроется. Какъ бы поспѣшалъ Господь нашъ пришествіемъ Своимъ на судъ всѣхъ народовъ, такъ какъ доселѣ не благовѣствовано народамъ (всѣмъ). Но и первый культъ еще не кончился, когда самый храмъ стоитъ, доселѣ приносятся жертвы и обрѣзаніе распространяется, а церковь еще не построена, ибо и сами Апостолы ходили въ храмъ для молитвы (Дѣян. 2, 46; 3, 1 сл. 5, 20; 21, 26; 22, 17), хотя, собираясь на вечерю, преломляли хлѣбъ (Дѣян. 2, 46; 20, 7 сл.). Если такимъ образомъ храмъ съ своими службами стоялъ въ полномъ украшеніи, то церковь еще какъ бы не начиналась (не была построена), хотя и была основана; ибо когда упразднится домъ тотъ и его жертвоприношенія будутъ имѣть конецъ, тогда наступитъ начало проповѣди Евангелія. Итакъ, если Евангеліе не пришло, поелику ветхое служеніе держится доселѣ, то какимъ образомъ, прежде чѣмъ проповѣдано новое служеніе и ветхое еще не прекратилось, откроется Онъ для воздаянія тѣмъ, кои не послушались (слова евангельскаго), когда доселѣ еще Онъ не былъ имъ благовѣствованъ? И что тогда будутъ значить слова: идите ко всѣмъ народомъ и учите (Матѳ. 28, 19-20), — или; прежде проповѣдано будетъ, то-есть прежде откровенія антихриста возвѣщено будетъ евангеліе то по всему міру (Марк. 13, 10 ср. Матѳ. 24, 14)? Итакъ, пока не упразднится древнее богослуженіе, которое теперь удерживаетъ, чрезъ уготованное уже разрушеніе города (Іерусалима), и пока не удержится притомъ апостольство, которое теперь проповѣдуетъ, и послѣ него не распространится ученіе, — дотолѣ не пріидетъ день Господень, о коемъ тѣ лживые соблазнители проповѣдуютъ вамъ, что онъ уже настаетъ теперь. Но какъ существовало время Ветхаго (Завѣта), и не прешло пророчество, ни огонь, ни жертвоприношеніе, ни рогъ помазанія, доколѣ пришелъ Христосъ: такъ ничто не можетъ остановить время проповѣди Новаго (Завѣта), пока апостольство не совершитъ данное ему призваніе: идите ко всѣмъ народамъ (Матѳ. 28, 19), и не распространится ученіе (Христово), и не окончится также и его время, и не усовершатся люди чрезъ проповѣдь Апостоловъ и чрезъ ученіе священниковъ: — только тогда, наконецъ, попускается Отступнику придти для испытанія достоинства людей.

8. Но не очень много продолжаются искушенія его, такъ какъ тотчасъ послѣ него откроется Господь нашъ, дабы, благодаря его чудесамъ и знаменіямъ и искуснымъ злоухищреніямъ, не лишилась земля избранниковъ и праведниковъ: ибо Самъ Господь нашъ истребитъ его откровеніемъ пришествія Своего.

9. И притомъ его (отступника) пришествіе есть во всякой силѣ и знаменіяхъ и различныхъ чудесахъ ложныхъ. Когда Апостолъ говоритъ, что придетъ онъ со всякою силою и знаменіями, то никто не долженъ думать, что есть такія знаменія призрачныя и обманчивыя, коихъ онъ не могъ бы совершить, какъ Египетскіе волхвы (при Моисеѣ — Исх. 7, 11), — даже болѣе, чѣмъ они, покажетъ онъ знаменій.

10. И во всякомъ обольщеніи неправды придетъ онъ, дабы погубить, — не вѣрующихъ, такъ какъ ихъ предъупредитъ имѣющій къ нимъ придти благодѣтель, но тѣхъ, кои не приняли слово истины, то-есть распинателей, поелику не пожелали принять Евангеліе, которое обрѣтаетъ погибшихъ.

11. Посему, говоритъ, пошлетъ имъ Богъ лживую силу, такъ что повѣрятъ обману, то-есть попуститъ Богъ придти тому, кого они ожидаютъ.

12. Поелику они не вѣровали истинѣ, чтобы спастись, то вѣруютъ обману, чтобы погибнуть. Не въ пришествіе Его погибаютъ распинающіе, чтобы воспрепятствовать и не приходить, ибо прежде пришествія подвергались погибели за то, что хулили и ругали Того, Кто пришелъ для спасенія міра. Итакъ, они подвергнутся осужденію и проклятію за то, что Одного распяли, а другаго приняли. И посылается къ нимъ беззаконникъ не для того, чтобы насильно принудить ихъ къ вѣрѣ въ него, но затѣмъ, чтобы они подвергались гибели, если добровольно будутъ сочувствовать ему и увѣруютъ въ него. Потомъ, они осуждаются за ту вину, что оставили силу истиную (истинное чудо) и стали приверженцами ложныхъ знаменій: оставили Того, о пришествіи Коего всѣ пророки свидѣтельствуютъ, и быстро обратятся къ тому, о комъ ни Моисей нигдѣ не упомянулъ и никакой пророкъ не написалъ.

13. Мы же должны благодарить Бога всегда о васъ, что избралъ во спасеніе жизни, о чемъ и свидѣтельствуетъ святость Духа, въ которую облеклись вы въ водахъ крещенія, и вѣра истины (истинная), которую имѣете.

14. Въ коей и призвалъ васъ чрезъ Евангеліе наше въ собраніе славы Своей, — разумѣй собраніе самое послѣднее, въ которое праведники соберутся со всѣхъ сторонъ міра въ день Господа нашего Іисуса Христа.

15. Итакъ, твердо стойте и держите заповѣдь ученія, коему научены отъ насъ, или чрезъ слово, когда мы находились у васъ, или чрезъ посланіе наше, когда мы писали къ вамъ въ отсутствіи.

16-17. Самъ же Господь нашъ Іисусъ Христосъ и Богъ Отецъ нашъ, Который возлюбилъ насъ и далъ намъ утѣшеніе вѣчное, то-есть вмѣсто временныхъ жертвъ, кои даны прежнимъ (древнимъ поколѣніямъ) и прешли. Утѣшеніе же вмѣсто жертвъ дастъ намъ въ вѣчномъ служеніи: ибо хотя первое пришествіе упразднило прежнія жертвы, однако наше жертвоприношеніе, которое есть и самое утѣшеніе наше, не прекратится и въ самомъ второмъ пришествіи, но само это пришествіе заставитъ оное даже изобиловать болѣе, чѣмъ есть (теперь). Далъ Онъ намъ и надежду благую, чтобы ею утѣшались сердца наши въ скорби отъ гонителей.

Глава 3-я.

1. Вспоминайте же о насъ въ молитвѣ вашей, братья, дабы слово Божіе распространялось въ пріемлющихъ его и прославлялось посредствомъ дѣлъ слушателей его во всѣхъ мѣстахъ, какъ и у васъ.

2. И да избавимся отъ безчинныхъ и лукавыхъ людей, то-есть отъ преслѣдователей и лицемѣровъ, ибо не всѣхъ есть (не всѣмъ дается) вѣра, хотя по любви своей мы ревностно возвѣщаемъ ее каждому человѣку.

5. И Господь да очиститъ сердца ваши отъ всякихъ соблазновъ и отъ всякихъ страстей въ любви Божіей.

6. Повелѣваемъ вамъ, братья, какъ Апостолы Христовы, чтобы удалялись вы отъ всякаго брата, поступающаго безчинно.

7. Какъ и должно вамъ подражать намъ, потому что мы не безчинствовали у васъ.

8. И никогда даромъ хлѣбъ не ѣли у кого-либо.

9. Не потому, чтобы не имѣли мы власти на такое вознагражденіе за труды и заботы наши, но дабы себя самихъ образцомъ дать вамъ для подражанія намъ.

10. Итакъ, если вы имѣли нужду въ образцѣ для подражанія, то таковымъ были мы, — если вамъ нужно было слово, мы говорили, — если понадобилось посланіе, мы написали, что кто не хочетъ работать, пусть не ѣстъ.

11. Ибо мы услыхали теперь, что нѣкторые у васъ безчинно поступаютъ, ничего не дѣлая, но лукавствуя и предаваясь праздности, чѣмъ наносятъ вредъ ближнимъ и погубляютъ души свои.

12. Тѣмъ, кои таковы суть, даемъ заповѣдь и увѣщаемъ (ихъ), чтобы они, съ безмолвіемъ работая, свой хлѣбъ ѣли. Въ словахъ: «съ безмолвіемъ да работаютъ» разумѣются тѣ изъ нихъ, кои проповѣдывали о днѣ Господнемъ, что онъ уже настаетъ, говоря: зачѣмъ намъ работать, если уже настаетъ пришествіе Господа, — такъ что не только сами ничего не дѣлали, но и другихъ отвлекали отъ дѣла.

13. Вы же, братья, не унывайте, дѣлая добро, кому должно.

14. Если же кто не послушаетъ слова нашего, того замѣтьте и не сообщайтесь съ нимъ, чтобы устыдился.

15. Однако не какъ врага считайте его, дабы не лишить его той пользы, какую можетъ имѣть онъ отъ ближняго своего, но вразумляйте его со скорбію, какъ брата, какъ отсѣченный и отверженный членъ отъ совершеннаго тѣла.

16. Самъ же Господь мира да дастъ вамъ миръ всегда во всемъ, то-есть, который вы однажды получили и который имѣете въ любви — тотъ и другой да будетъ у васъ.

17. Поелику же они написали посланія отъ моего имени и читали ихъ предъ вами, то привѣтствіе сіе моею рукою Павла я написалъ, и для всѣхъ посланій моихъ это полагаю знакомъ (ихъ подлинности). Поэтому всѣ посланія, приносимыя къ вамъ и не имѣющія этого знака, да считаются вами за излишнія и безполезныя.

Примѣчаніе:
[1] Вами, или чрезъ васъ, или въ лицѣ вашемъ.

Печатается по изданію: Творенiя преподобнаго отца нашего Ефрема Сирина. Часть седьмая. — Репринтъ. — М.: Издательство «Отчій домъ», 1995. — С. 241-253. — Репр. изд.: Сергiевъ Посадъ, 1913 г.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0