Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 24 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ, заслужившій своими высокими поученіями названіе Сирскаго пророка и учителя, родился въ началѣ IV вѣка въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитывали своего сына въ страхѣ Божіемъ. Но лѣта юности не прошли для Ефрема безъ нѣкоторыхъ увлеченій и преткновеній. Отъ природы пламенный, онъ былъ раздражителенъ и въ юности своей, какъ самъ онъ говорилъ, нерѣдко ссорился, поступалъ безразсудно и сомнѣвался даже въ промыслѣ Божіемъ. Его напрасно обвинили въ похищеніи овецъ и посадили въ темницу. Здѣсь Ефремъ удостоился слышать голосъ, призывающій его къ благочестію. Оправданный на судѣ и освобожденный изъ темницы, онъ, увидѣвъ въ этомъ руку Божію, премудро правящую міромъ, оставилъ мысль о случайности совершающагося съ человѣкомъ и позналъ, что «есть Око, надъ всѣмъ назирающее» и карающее всякое преступленіе. Возвратясь домой, онъ оставилъ міръ и удалился въ горы къ преп. Іакову Низибійскому (см. 13 янв.). Подъ руководствомъ преп. Іакова онъ упражнялся въ строгихъ подвигахъ благочестія и усердно изучалъ Св. Писаніе. далѣе>>

Творенія

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)
Пророческія вѣщанія о пришествіи антихриста.

Я наималѣйшій, грѣшный, исполненный проступковъ Ефремъ, въ состояніи-ли буду выговорить о томъ, что выше силъ моихъ? Но поелику Спаситель по благоутробію Своему и некнижныхъ научилъ премудрости, а чрезъ нихъ повсюду озарилъ вѣрныхъ, то и мой языкъ содѣлаетъ Онъ безъ недостатка яснымъ къ пользѣ и назиданію какъ меня самого, который говорю, такъ и всѣхъ слушателей. Но съ болѣзнію начну рѣчь, и съ воздыханіями буду говорить о скончаніи настоящаго міра и о томъ безстыднѣйшемъ и ужасномъ зміѣ, который приведетъ въ смятеніе всю поднебесную, въ сердца человѣческія вложитъ боязнь, малодушіе и страшное невѣріе, и произведетъ чудеса, знаменія и страхованія, якоже прельстити, аще возможно, и избранныя (Матѳ. 24, 24), и всѣхъ обмануть ложными знаменіями и призраками чудесъ имъ совершаемыхъ. Ибо попущеніемъ Святого Бога получитъ онъ власть обольщать міръ, потому что исполнилось нечестіе міра, и повсюду совершаются всякаго рода ужасы. Посему-то пречистый Владыка за нечестіе людей попустилъ, чтобы міръ былъ искушенъ духомъ льсти, такъ какъ восхотѣли люди отступить отъ Бога и возлюбить лукаваго.

Великъ подвигъ, братія, въ тѣ времена, особливо для вѣрныхъ, когда самимъ зміемъ съ великою властію совершаемы будутъ знаменія и чудеса, когда въ страшныхъ призракахъ покажетъ онъ себя подобнымъ Богу, будетъ летать по воздуху, и всѣ бѣсы, подобно Ангеламъ, вознесутся предъ мучителемъ. Ибо съ крѣпостію возопіетъ, измѣняя свой видъ и безмѣрно устрашая всѣхъ людей. Кто тогда, братія, окажется огражденнымъ, непоколебимымъ вѣрою, имѣющимъ въ душѣ вѣрный знакъ — святое пришествіе Единороднаго Сына — Бога нашего, какъ скоро увидитъ сію неизреченную скорбь, отовсюду приходящую на всякую душу, потому что совершенно ни откуда нѣтъ у ней ни на землѣ, ни на морѣ никакого утѣшенія, ни покоя; — какъ скоро увидитъ, что весь міръ въ смятеніи, что каждый бѣжитъ укрыться въ горахъ, а одни умираютъ отъ голода, другіе истаяваютъ, какъ воскъ, отъ жажды, и нѣтъ милующаго; — какъ скоро увидитъ, что всякое лицо проливаетъ слезы и съ сильнымъ желаніемъ спрашиваетъ: «есть-ли гдѣ на землѣ слово Божіе», и слышитъ въ отвѣтъ: «нигдѣ»? Кто перенесетъ дни сіи, кто стерпитъ невыносимую скорбь, какъ скоро увидитъ смѣшеніе народовъ, которые отъ концовъ земли идутъ увидѣть мучителя, и многіе поклоняются мучителю, съ трепетомъ взывая: «ты — нашъ Спаситель»? Море мятется, земля изсыхаетъ, небеса не дождятъ, растенія увядаютъ, и всѣ живущіе на востокѣ земли отъ великаго страха бѣгутъ на западъ, а также живущіе на западѣ солнца съ трепетомъ бѣгутъ на востокъ. Безстыдный же, принявъ тогда власть, пошлетъ бѣсовъ во всѣ концы смѣло проповѣдывать: «великій царь явился во славѣ, идите и видите его». У кого же будетъ такая адамантовая душа, чтобы мужественно перенести ему всѣ сіи соблазны? Гдѣ, какъ сказалъ я, такой человѣкъ, котораго бы ублажали всѣ Ангелы?

А я, христолюбивые и совершенные братія, прихожу въ ужасъ при одномъ воспоминаніи о зміѣ, помышляя въ себѣ о той скорби, какая постигнетъ людей въ сіи времена, помышляя о томъ, сколько жестокимъ къ человѣческому роду окажется сей скверный змій, и еще болѣе злобы будетъ имѣть на святыхъ, которые могутъ преодолѣть его мечтательныя чудеса. Ибо много найдется тогда людей благоугодившихъ Богу, которымъ въ горахъ и въ мѣстахъ пустынныхъ можно будетъ спастись многими молитвами и невыносимымъ плачемъ. Ибо Святый Богъ, видя ихъ несказанныя слезы и искреннюю вѣру, умилосердится надъ ними, какъ нѣжный отецъ, и соблюдетъ ихъ тамъ, гдѣ они укроются; между тѣмъ какъ всескверный змій не перестанетъ отыскивать святыхъ и на землѣ, и на морѣ, разсуждая, что уже воцарился онъ на землѣ и всѣ ему подчинены. И не сознавая своей немощи и той гордыни, отъ которой палъ, замыслитъ несчастный воспротивиться въ тотъ страшный часъ, когда Господь придетъ съ небесъ. Впрочемъ, приведетъ въ смятеніе землю, устрашитъ всѣхъ ложными чародѣйными знаменіями.

Въ то время, когда прійдетъ змій, не будетъ покоя на землѣ: будетъ великая скорбь, смятеніе, замѣшательство, смерти и глады во всѣхъ концахъ, ибо Самъ Господь нашъ Божественными устами изрекъ, что таковая скорбь не бысть отъ начала созданія (Марк. 13, 19). Какъ же мы, грѣшные, изобразимъ сію чрезмѣрную, даже несказанную скорбь, когда такъ наименовалъ ее Богъ? Да остановитъ каждый со вниманіемъ умъ свой на святыхъ реченіяхъ Господа и Спасителя, какъ Онъ, по Своему благоутробію, ради чрезмѣрной нужды и скорби, желаетъ сократить дни скорби увѣщавая насъ и говоря: молитеся, да не будетъ бѣгство ваше зимою, или въ субботу (Матѳ. 24, 20); и еще: бдите на всяко время, непрестанно молящеся, да сподобитеся убѣжати и стати предъ Богомъ (Лук. 21, 36), потому что время близко. И всѣ мы подвержены сему бѣдствію, но не вѣримъ. Будемъ же непрестанно просить въ слезахъ и молитвахъ, день и ночь припадая къ Богу, чтобы спастись намъ грѣшнымъ.

У кого есть сокрушеніе и слезы, тотъ въ молитвахъ да проситъ Господа, чтобы избѣгнуть ему великой скорби, какая прійдетъ на землю, и чтобы вовсе не видѣть самого звѣря, и не слышать также, какія будутъ по мѣстамъ страхованія, землетрясенія, глады и различныя смерти на землѣ. Нужна душа мужественная, способная, скажу такъ, управить свою жизнь среди сихъ соблазновъ. А если какой человѣкъ окажется, хотя нѣсколько, нерадивымъ, того удобно преодолѣютъ и плѣнятъ знаменія лукаваго и коварнаго змія. И таковый на судѣ окажется неизвинимымъ, потому что самъ добровольно повѣрилъ мучителю. Много нужно намъ молитвъ и слезъ, возлюбленные, чтобы твердо устоять въ искушеніяхъ. Много мечтаній наведетъ звѣрь, потому что онъ, богоборецъ, захочетъ всѣхъ погубить.

Послушайте, христолюбивые братіи мои, что сдѣлалъ онъ въ пустыни съ Израилемъ, исшедшимъ изъ Египта, какъ ухитрился онъ, окаянный и всескверный, вовлечь всѣхъ въ самый тяжкій грѣхъ; внушилъ мысль Валааму, подать самый злой совѣтъ Валаку, царю Мадіамскому, чтобы городскихъ женщинъ вывелъ въ кущи и уловилъ ими израильтянъ, склонилъ къ блуду и жертвоприношенію, чтобы въ конецъ потребилъ ихъ Богъ, какъ нечестивцевъ, когда всѣ будутъ блудодѣйствовать съ сими женщинами, подобно безсловеснымъ. И поставилъ царь женщинъ открыто предъ народомъ и трапезы при дверяхъ съ возліяніями и жертвами, всѣхъ вовлекая въ смерть, чтобы желающій блудодѣйствовать съ сими скверными сперва сдѣлалъ возліяніе, и потомъ вошелъ въ кущу, потому что женщины ничего не брали у израильтянъ, но всякаго приходящаго къ нимъ принуждали принести жертву. И князьямъ вывелъ онъ дочерей княжествъ, а также богатымъ дочерей людей богатыхъ, всему же народу множество женщинъ изъ простого народа, чтобы вдругъ всѣхъ уловить въ смерть, и богатый не погнушался бѣдною, и князь какою-либо дочерью простолюдина. Видишь дѣло неправды, лукавый умыселъ! Какъ всѣмъ ископалъ ровъ погибели въ смерть! Видѣлъ-ли кто изъ васъ когда-нибудь такое безстыдное дѣло — блудъ вооруженный мечемъ обоюдуострымъ? Ибо сугубою страшною смертію истребляли женщины входящихъ къ нимъ, побуждая приносить жертвы и блудодѣйствовать.

Сей же самый способъ употребитъ мучитель, чтобы всѣ носили на себѣ печать звѣря, когда въ свое время, при исполненіи временъ, придетъ онъ прельстить всѣхъ знаменіями, чтобъ такимъ только образомъ могли купить себѣ пищи и всего нужнаго; для исполненія же сего повелѣнія поставитъ народныхъ начальниковъ. Обратите вниманіе, братія, на чрезмѣрную злокозненность звѣря, на ухищренія его лукавства — начинаетъ онъ съ чрева, чтобы человѣкъ, доведенный до крайности недостаткомъ пищи, принужденъ былъ принять его печать. И будетъ полагать свою печать сей скверный, не на какомъ бы то ни было членѣ тѣла, но чтобы не затруднялись симъ, будетъ полагать ее на правой рукѣ человѣка. А также и на челѣ положитъ нечестивое начертаніе, чтобы человѣкъ не имѣлъ возможности правою рукою напечатлѣвать на себѣ знаменіе Христа Спасителя нашего, и также не могъ назнаменовать у себя на челѣ, безъ сомнѣнія, страшное и святое имя Господне и славный и страшный крестъ Спасителевъ. Ибо знаетъ сей злосчастный, что крестъ Господень, если будетъ на комъ напечатлѣнъ, разрушитъ всю его силу. И потому будетъ класть печать на правой рукѣ человѣка, такъ какъ она запечатлѣваетъ крестомъ всѣ члены наши, а подобнымъ образомъ и чело на верхѣ своемъ носитъ свѣтильникъ свѣта. Итакъ, братія мои, всѣмъ вѣрнымъ и сильнымъ христолюбивымъ людямъ предлежитъ страшный подвигъ, чтобы ни однажды не уступить до часа смертнаго, и не изнемочь, когда змій будетъ начертывать печать свою вмѣсто креста. Ибо всѣми способами будетъ ухищряться, чтобы имя Господа и Спасителя — сіе всесвятое и пречистое имя, вовсе не было именуемо во времена змія. Сдѣлаетъ же сіе немощный страшась и трепеща святой силы Спасителева имени. Ибо кто не запечатлѣется его печатью, тотъ не будетъ плѣнникомъ его мечтаній; отъ таковаго не отступитъ Господь, но будетъ просвѣщать его сердце и привлечетъ къ Себѣ.

Сонмъ святыхъ, христолюбивые и вѣрные! Со слезами умоляю и увѣщаваю васъ я, жалкій, вовсе не будемъ удобоуловимы врагомъ, лучше сказать, не будемъ неудобоуловимы силою крестною. Неизбѣжный подвигъ уже при дверяхъ. Всѣ воспріимемъ на себя щитъ вѣры; съ любовію почерпнемъ изъ Божественнаго Источника спасительныя для души нашей надежды. Разумѣю же, возлюбленные братія, несозданную Единосущную Троицу, сей Источникъ, источающій жизнь. Если душа наша ограждена такими оружіями, то змій попранъ. При всемъ томъ, должно намъ молиться, чтобы не внити въ напасть, и не зимою спасаться бѣгствомъ. Итакъ, будьте готовы, какъ вѣрные служители, любящіе своего Владыку и не принимающіе иного. Ибо сей злочестивый и грозный тать придетъ прежде, во время свое, съ намѣреніемъ похитить, заклать и погубить избранное стадо истиннаго Пастыря. Онъ приметъ видъ истиннаго пастыря, чтобы обольститъ овецъ стада. Но хорошо знающіе святой гласъ истиннаго Пастыря, тотчасъ узнаютъ обманщика, потому что голосъ злочестиваго ни мало не походитъ на гласъ истиннаго Пастыря и язвителенъ; голосъ татя притворенъ, и вскорѣ дѣлается извѣстнымъ, каковъ онъ. Постараемся же узнать, други, въ какомъ образѣ придетъ на землю безстыдный змій.

Спаситель, вознамѣрившись спасти родъ человѣческій, родился отъ Дѣвы, и во образѣ человѣческомъ попралъ врага святою силою Божества Своего; былъ же кротокъ и смиренъ на землѣ, чтобы насъ вознести отъ земли на небо. Сей самый Богъ, Который дѣйствительно и истинно былъ зачатъ, воплотился и родился во плоти нашей отъ Святой Дѣвы, крестнымъ Своимъ страданіемъ спасъ всѣхъ, давъ заповѣди. Онъ же и опять придетъ въ послѣдній день судить живыхъ и мертвыхъ, и всѣмъ праведнымъ и нечестивымъ воздастъ по дѣламъ ихъ, какъ праведный Судія. Узнавъ сіе врагъ, а именно — что Господь опять придетъ съ неба во славѣ Божества, умыслилъ посему принять на себя образъ Его пришествія и прельстить всѣхъ. Но Господь нашъ на свѣтоносныхъ облакахъ, подобно страшной молніи, придетъ на землю. Не такъ — не на свѣтлыхъ облакахъ придетъ на землю врагъ, потому что онъ — отступникъ. Дѣйствительно же родится орудіе его отъ скверной жены; не самъ онъ воплотится, но въ образѣ его придетъ всескверный, какъ тать, чтобы прельстить всѣхъ. Придетъ притворно благоговѣйнымъ, смиреннымъ, кроткимъ, ненавидящимъ, какъ скажетъ о себѣ, неправды, отвращающимся идоловъ, предпочитающимъ благочестіе, добрымъ, нищелюбивымъ, въ высшей степени благообразнымъ, весьма постояннымъ, ко всѣмъ ласковымъ, уважающимъ особенно народъ іудейскій, потому что іудеи будутъ ожидать его пришествія. При всемъ этомъ, съ великою властію совершитъ знаменія, чудеса и страхованія; приметъ хитрыя мѣры всѣмъ угодить, чтобы въ скоромъ времени полюбилъ его простой народъ. Не будетъ брать даровъ, говорить гнѣвно, показывать пасмурнаго вида, но всегда будетъ ласковъ. И во всемъ этомъ благочинною наружностью станетъ обольщать міръ, пока не воцарится. Ибо когда многіе народы и сословія увидятъ такія добродѣтели, совершенства и силы, всѣ вдругъ возымѣютъ одну мысль, и съ величайшею радостію воцарятъ его, говоря другъ другу: «найдется-ли еще человѣкъ, столь добрый, правдивый?» Всего болѣе воздадутъ честь и обрадуются царствованію его народъ убійцы-іудеи. Почему и онъ, какъ бы изъ предпочтенія, промышляя о нихъ, укажетъ всѣмъ имъ мѣсто и храмъ. Въ царствованіе же на землѣ сего змія народы со всею охотою сдѣлаются его союзниками. Едомъ, Моавъ, а также Аммонитяне съ радостію поклонятся ему, какъ законному царю и будутъ изъ первыхъ его споборниковъ. И скоро утвердится царство его и въ гнѣвѣ поразитъ онъ трехъ великихъ царей. Потомъ чрезъ мѣру вознесется сердцемъ, и изрыгнетъ горечь свою этотъ змій, извергая смертоносный ядъ съ Сіона; смятетъ вселенную, подвигиетъ концы ея, всѣхъ притѣснитъ, осквернитъ многія души; поступая уже не какъ человѣкъ благоговѣйный, благопопечительный, ласковый, но при всякомъ случаѣ суровый, жестокій, гнѣвливый, раздражительный, стремительный, ненавистный, мерзкій, лютый, лукавый, губительный, безстыдный, своимъ неистовствомъ старающійся весь родъ смертныхъ ввергнуть въ пучину нечестія, произведетъ великія знаменія, многочисленныя страхованія, показывая сіе лживо, а не дѣйствительно. Подобнымъ сему образомъ мучитель этотъ будетъ переставлять горы въ одномъ лживомъ призракѣ, а не въ дѣйствительности. Въ присутствіи многолюдной толпы изъ многихъ народовъ и сословій, восхваляющихъ его за мечтательныя чудеса, издастъ онъ крѣпкій гласъ, отъ котораго поколеблется мѣсто, гдѣ собраны предстоящія ему толпы, и съ дерзостью скажетъ: «Познайте, всѣ народы, великую силу моей власти. Вотъ, предъ всѣми вами повелѣваю этой великой горѣ, стоящей напротивъ, чтобы она, по слову моему, изъ-за моря перешла теперь сюда къ намъ». И скажетъ скверный: «повелѣваю тебѣ, переходи сейчасъ сюда чрезъ море». И въ глазахъ зрителей гора пойдетъ, нимало не подвигшись съ своихъ основаній. Ибо, что въ началѣ творенія водрузилъ и поставилъ Всевышній Богъ, надъ тѣмъ не будетъ имѣть власти этотъ всескверный, но станетъ обольщать міръ чародѣйными мечтами. Также другой горѣ, лежащей во глубинѣ великаго моря, въ видѣ весьма великаго острова, повелитъ сойти со своего мѣста и въ удовольствіе зрителей стать на сушѣ на пріятныхъ берегахъ. И хотя островъ вовсе не двинется изъ моря, однакоже будетъ казаться горою, стоящею на сушѣ. Еще змій сей простретъ руки, и соберетъ множество пресмыкающихся и птицъ. Подобнымъ образомъ ступитъ на бездну, и пойдетъ по ней, какъ по сушѣ, представляя все это мечтательно. И многіе повѣрятъ и прославятъ его, какъ крѣпкаго Бога. Но кто имѣетъ въ себѣ Бога, у тѣхъ свѣтлы будутъ сердечныя очи и искреннею вѣрою въ точности увидятъ они и узнаютъ его. Всякій, кто имѣетъ въ себѣ страхъ Божій и у кого свѣтлы сердечныя очи, въ точности будетъ знать, что ни гора не двигалась съ мѣста свбего, ни островъ не переходилъ изъ моря на сушу.

Тогда сильно восплачетъ и воздохнетъ всякая душа; тогда всѣ увидятъ, что несказанная скорбь гнететъ ихъ день и ночь, и нигдѣ не найдутъ пищи, чтобы утолить голодъ. Ибо жестокіе надзиратели будутъ поставлены на мѣсто, и кто только имѣетъ у себя на челѣ или на правой рукѣ печать мучителя, тому позволено будетъ купить немного пищи, какая найдется. Тогда младенцы будутъ умирать на лонѣ матерей, умретъ и матерь надъ своимъ дѣтищемъ, умретъ также и отецъ съ женою и дѣтьми среди торжища, и некому похоронить и положить ихъ во гробъ. Отъ множества труповъ, поверженныхъ на улицахъ, вездѣ будетъ зловоніе, сильно поражающее живыхъ. Съ болѣзнію и воздыханіями скажетъ всякій по утру: «когда наступитъ вечеръ, чтобы имѣть намъ отдыхъ»? Когда настигнетъ вечеръ, съ самыми горькими слезами будутъ говорить сами въ себѣ: «скоро-ли разсвѣтъ, чтобы избѣжать намъ постигшей скорби? Но некуда бѣжать или скрыться, потому что все въ смятеніи и море, и суша. Посему-то сказалъ намъ Господь, чтобы мы бодрствовали, неотступно молясь о томъ, чтобъ избѣжать скорби. Зловоніе на морѣ, зловоніе на сушѣ; глады, землетрясенія; смущеніе на морѣ, смущеніе на сушѣ; страхованія на морѣ, страхованія на сушѣ. Множество золота, и серебра, и шелковыя одежды не принесутъ никому пользы во время сей скорби, но всѣ люди будутъ называть блаженными мертвецовъ, преданныхъ погребенію прежде, нежели пришла на землю эта великая скорбь. И золото, и серебро разсыпаны на улицахъ, и никто до нихъ не касается, потому что все омерзѣло. Всѣ поспѣшатъ бѣжать и скрыться, и негдѣ имъ укрыться отъ скорби; напротивъ того, при голодѣ, скорби и страхѣ, будутъ угрызать плотоядные звѣри и пресмыкающіеся. Страхъ внутри, извнѣ трепетъ; день и ночь трупы на улицахъ. Зловоніе на стогнахъ, зловоніе въ домахъ; голодъ и жажда на стогнахъ, голодъ и жажда въ домахъ; гласъ рыданія на стогнахъ, гласъ рыданія въ домахъ. Съ рыданіемъ встрѣчаются всѣ другъ съ другомъ, — отецъ съ сыномъ, и сынъ съ отцемъ, и матерь съ дочерью. Друзья на улицахъ, обнимаясь съ друзьями, кончаютъ жизнь; братья, обнимаясь съ братьями, умираютъ. Увядаетъ красота лица у всякой плоти, и видъ у людей какъ у мертвецовъ. Омерзѣла и ненавистною стала красота женская. Увянутъ всякая плоть и вожделѣніе человѣческое. Всѣ же, повѣрившіе лютому звѣрю и принявшіе на себѣ печать его — злочестивое начертаніе оскверненнаго, приступятъ къ нему вдругъ, и съ болѣзнію скажутъ: «дай намъ ѣсть и пить, потому что всѣ мы истаяваемъ томимые голодомъ, и отгони отъ насъ ядоносныхъ звѣрей». И этотъ бѣдный, не имѣя къ тому средствъ, съ великою жестокостію дастъ отвѣтъ, говоря: «откуда, люди, дамъ вамъ ѣсть и пить? Небо не хочетъ дать землѣ дождя, и земля также вовсе не даетъ ни жатвы, ни плодовъ». Народы слыша это восплачутъ и прольютъ слезы, не имѣя утѣшенія въ скорби; напротивъ того, другая неизреченная скорбь приложится къ ихъ скорби, а именно, что такъ поспѣшно повѣрили мучителю. Ибо онъ, бѣдный, не въ силахъ помочь себѣ самому: какъ же окажетъ милость имъ? Въ тѣ дни великая будетъ нужда отъ многой скорби, причиненной зміемъ, отъ страха, и землетрясенія, и шума морского; отъ голода, и жажды, и угрызенія звѣрей. И всѣ, принявшіе печать Антихристову и поклонявшіеся Антихристу, какъ благому Богу, не будутъ имѣть никакой части въ царствѣ Христовомъ, но вмѣстѣ съ зміемъ будутъ ввержены въ геенну. Блаженъ, кто окажется всецѣло святымъ и вѣрнымъ, у кого сердце несомнѣнно предано Богу, потому что безстрашно отринетъ онъ всѣ предложенія змія, пренебрегая и истязаніями, и мечтаніями его.

Но прежде нежели будетъ сіе, Господь, по милосердію Своему, пошлетъ Илію Ѳесвитянина и Еноха, чтобы они возвѣстили человѣческому роду богочестіе, дерзновенно проповѣдали всѣмъ благовѣдѣніе, научили не вѣрить мучителю изъ страха, вопія и говоря: «Это лесть, о, человѣки! Никто да не повинуется богоборцу; никто изъ васъ да не приходитъ въ страхъ, потому что онъ скоро будетъ приведенъ въ бездѣйствіе. Вотъ, Святый Господь идетъ съ неба судить всѣхъ повѣрившихъ знаменіямъ его». Впрочемъ, немногіе тогда захотятъ послушать и повѣрить сей проповѣди пророковъ. Спаситель же дѣлаетъ сіе, чтобы показать неизреченное Свое человѣколюбіе, потому что и въ это время не оставляетъ родъ человѣческій безъ проповѣди, да будутъ всѣ безотвѣтными на судѣ.

Многіе изъ святыхъ, какіе только найдутся тогда, въ пришествіе оскверненнаго, рѣками будутъ проливать слезы къ святому Богу, чтобы избавиться имъ отъ змія, съ великою поспѣшностію побѣгутъ въ пустыни, и со страхомъ будутъ укрываться въ горахъ и пещерахъ. И посыплютъ землю и пепелъ на главы свои, въ великомъ смиреніи молясь день и ночь. И будетъ имъ сіе даровано отъ святого Бога; благодать Его отведетъ ихъ въ опредѣленныя для сего мѣста, и спасутся, укрываясь въ пропастяхъ и пещерахъ, не видя знаменій и страхованій антихристовыхъ, потому что имѣющимъ вѣдѣніе безъ труда сдѣлается извѣстнымъ пришествіе Антихриста. А кто имѣетъ умъ на дѣла житейскія и любитъ земное, тому не будетъ сіе ясно, ибо привязанный всегда къ дѣламъ житейскимъ, хотя и услышитъ, не будетъ вѣрить и погнушается тѣмъ, кто говоритъ. А святые укрѣпятся, потому что отринули всякое попеченіе о сей жизни.

Восплачетъ тогда вся земля и море; восплачетъ воздухъ, а вмѣстѣ восплачутъ дикіе звѣри и птицы небесныя; восплачутъ и свѣтила небесныя о родѣ человѣческомъ, потому что всѣ уклонились отъ святого Бога и повѣрили лести, принявъ на себя, вмѣсто Животворящаго Спасителева креста, начертаніе сквернаго и богоборнаго. Восплачутъ земля и море, потому что въ устахъ человѣческихъ прекратится вдругъ гласъ псалма и молитвы; восплачутъ великимъ плачемъ всѣ церкви Христовы, потому что не будетъ священнослуженія и приношенія.

По исполненіи же трехъ съ половиною лѣтъ власти и дѣйствія нечистаго, и когда исполнятся всѣ соблазны всей земли, придетъ, наконецъ, по сказанному, Господь; подобно молніи блещущей съ неба. Придетъ святый, пречистый, страшный и славный Богъ нашъ съ несравненною славою въ предшествіи Его славѣ чиновъ ангельскихъ и архангельскихъ; всѣ же они — пламень огненный; и рѣка въ страшномъ клокотаніи полная огня, Херувимы съ поникшими долу очами и Серафимы летающіе и закрывающіе лица и ноги крылами огненными, и съ трепетомъ взывающіе: «возстаньте почившіе, се, пришелъ Женихъ!» Отверзутся же гробы и во мгновеніе ока пробудятся всѣ колѣна и воззрятъ на святую лѣпоту Жениха, и тьмы темъ и тысячи тысячъ Ангеловъ и Архангеловъ, безчисленныя воинства, возрадуются великою радостію. Святые и праведные и всѣ, не принявшіе печати змія и нечестивца, возвеселятся. Мучитель со всѣми демонами связанный Ангелами, также всѣ принявшіе печать его, всѣ нечестивые и грѣшники, связанными будутъ приведены предъ судилище. И Царь дастъ на нихъ приговоръ вѣчнаго осужденія въ огнь неугасимый. Всѣ же, не принявшіе печати антихристовой и всѣ скрывавшіеся въ пещерахъ, возвеселятся съ Женихомъ въ вѣчномъ и небесномъ чертогѣ со всѣми святыми въ безпредѣльные вѣка вѣковъ. Аминь.

(Творенія преп. отца нашего Ефрема Сирина, часть 2 и 3).

Источникъ: Пророческія вѣщанія преподобнаго Ефрема Сирина о пришествіи Антихриста. // «Православный путь». — Церковно-богословско-философскій ежегодникъ. Приложеніе къ журналу «Православная Русь» за 1991 годъ. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1991. — С. 157-165.

/ Къ оглавленію раздѣла /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0