Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 30 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ, заслужившій своими высокими поученіями названіе Сирскаго пророка и учителя, родился въ началѣ IV вѣка въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитывали своего сына въ страхѣ Божіемъ. Но лѣта юности не прошли для Ефрема безъ нѣкоторыхъ увлеченій и преткновеній. Отъ природы пламенный, онъ былъ раздражителенъ и въ юности своей, какъ самъ онъ говорилъ, нерѣдко ссорился, поступалъ безразсудно и сомнѣвался даже въ промыслѣ Божіемъ. Его напрасно обвинили въ похищеніи овецъ и посадили въ темницу. Здѣсь Ефремъ удостоился слышать голосъ, призывающій его къ благочестію. Оправданный на судѣ и освобожденный изъ темницы, онъ, увидѣвъ въ этомъ руку Божію, премудро правящую міромъ, оставилъ мысль о случайности совершающагося съ человѣкомъ и позналъ, что «есть Око, надъ всѣмъ назирающее» и карающее всякое преступленіе. Возвратясь домой, онъ оставилъ міръ и удалился въ горы къ преп. Іакову Низибійскому (см. 13 янв.). Подъ руководствомъ преп. Іакова онъ упражнялся въ строгихъ подвигахъ благочестія и усердно изучалъ Св. Писаніе. далѣе>>

Творенія

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)
Толкованіе на Четвероевангеліе.

Глава вторая.

Рождество Іисуса Христа было такъ: по обрученіи Матери Его Маріи съ Іосифомъ прежде, чѣмъ она дана была мужу, оказалось, что она имѣетъ во чревѣ отъ Духа Святаго (Матѳ. 1, 18). Сіе сказалъ Евангелистъ не въ безчестномъ смыслѣ, подобно тому, какъ язычники баснословятъ въ своихъ повѣствованіяхъ, что боги ихъ были такъ низки, что отдавались постыдной усладѣ страстей и противоестественному рожденію дѣтей. Посему, дабы и ты, когда слышишь сіе о Маріи, не заподозрилъ таковаго же, что баснословятъ язычники, прибавляетъ, что отъ Духа она оказалась имущею во чревѣ, а отнюдь не отъ супружества родила. Ибо ея святымъ зачатіемъ открывался входъ Божественному Милосердію, дабы оно обитало во всякой плоти. А что Марія прежде была обручена и приняла имя своего мужа, а потомъ зачала во чревѣ, то сіе произошло ради преемства царей, такъ какъ невозможно было, чтобы младенецъ вписывался въ родословную по имени своей матери; по сему же основанію сынъ Давида приписанъ былъ къ царямъ. Или сіе произошло ради коварныхъ людей, которые стали бы возводить на Марію клевету прелюбодѣянія; посему она дана была мужу кроткому, который удержалъ ее, когда она оказалась непраздною, и не изгналъ изъ дома, когда родила, но жительствовалъ съ нею и оказался добровольнымъ союзникомъ подверженной клеветамъ. Онъ былъ свидѣтелемъ за Марію предъ всѣми, что сынъ ея явился не по любодѣянію, но зачатъ былъ силою Духа.

Родился же безъ мужа. Какъ отъ начала Ева явилась на свѣтъ отъ Адама безъ сопряженія, такъ и Марія была Іосифу и дѣвой и женой. Ева родила убійцу, посему Марія родила Животворца. Та родила пролившаго кровь брата своего, сія родила Того, Чья кровь пролита Его братьями. Та узрѣла того, который вслѣдствіе проклятій земли находился въ трепетѣ и скитался (Быт. 4, 11-12), а сія узрѣла Того, Кто подъялъ проклятія и гвоздями прибилъ на древѣ креста. Въ зачатіи Дѣвы научись, что Тотъ же, Кто безъ сопряженія произвелъ Адама изъ дѣвственной земли, образовалъ и втораго Адама въ утробѣ Дѣвы. И поелику первый человѣкъ возвратился въ утробу матери своей, то чрезъ сего втораго, который не возвращался въ утробу матери своей, возведенъ и тотъ первый, который погребенъ былъ въ утробѣ матери своей [1].

Марія старалась убѣдить Іосифа, что ея зачатіе было отъ Духа, но онъ не соглашался, такъ какъ дѣло было неслыханное и совсѣмъ новое. Когда Іосифъ видѣлъ лицо ея радостнымъ, чрево же непразднымъ, онъ изъ-за своей праведности помышлялъ о томъ, чтобы не подвергать ее безчестію и позору, но молча отпустить, ибо ни грѣха ея не зналъ, ни о зачатіи ея ни былъ увѣренъ, откуда оно произоизошло. Посему явился ему Ангелъ и сказалъ: не бойся (Матѳ. 1, 20). Ибо если ты сомнѣваешься, то услышь пророка Исаію, глаголющаго: се, дѣва зачнетъ (Ис. 7, 14), и Даніилъ говоритъ: камень отсѣченный безъ (содѣйствія) руки (Дан. 2, 34). Сіе не подобно другому изреченію: взгляните на гору и долину, въ каковомъ мѣстѣ указываетъ мужа и жену, здѣсь же сказалъ: безъ (содѣйствія) руки [2]. Какъ Адамъ въ созданіи Евы исполнилъ дѣло отца и матери, такъ и Марія въ рождествѣ Господа нашего.

Іосифъ, будучи мужемъ праведнымъ, не хотѣлъ огласить Марію (Матѳ. 1, 19). Но вотъ, праведность его враждебна и противна закону, который сказалъ: рука твоя прежде всѣхъ должна начать побивать ее камнями (ср. Втор. 17, 7), а онъ хотѣлъ тайно отпустить ее. Но Іосифъ зналъ, что сіе зачатіе было особенное и что случились вещи, несвойственныя положенію женщинъ и состоянію беременныхъ новобрачныхъ, каковые всѣ признаки давали ему знать, что дѣло сіе произошло отъ Бога. Ибо никогда ни въ чемъ онъ не замѣчалъ въ Маріи чего-либо постыднаго и не могъ не вѣрить той, которая имѣла многія свидѣтельства — Захарію нѣмаго, Елисавету зачавшую, возвѣщеніе Ангела, взыграніе Іоанна и пророчество его отца; ибо все это со многимъ другимъ возвѣщало о дѣвственномъ зачатіи. Посему праведно онъ помыслилъ о томъ, чтобы тайно отпустить ее. Ибо если бы онъ зналъ, что зачатіе ея произошло не отъ Духа Святаго, то было бы несправедливо не огласить ея.

Однако-же, хорошо зная, что сіе есть дѣло Божіе, хотя дивное само по себѣ, но для другихъ невѣроятное, онъ разсудилъ въ своемъ умѣ, что справедливо будетъ отпустить ее. Кромѣ того помыслилъ, что, быть можетъ, столь великому дѣлу какимъ-либо образомъ причинено будетъ что-либо нечистое, если они будутъ сожительствовать вмѣстѣ. И тщательнѣе размышляя въ себѣ, сказалъ: не знаю, не будетъ-ли мнѣ какого-либо грѣха, если назовусь отцомъ Божественнаго рожденія. И боялся жительствовать съ нею, говоря: да не погублю какъ-либо имя дѣвы. Посему Ангелъ сказалъ ему: не бойся принять Марію (Матѳ. 1, 20). Продолжаетъ Писаніе: свято жительствовалъ съ нею и т. д. (Матѳ. 1, 25). И потому, какъ говорятъ нѣкоторые, убили Захарію, что онъ охранялъ Марію въ пристройкѣ храмовой, ибо дѣвы тѣ [3] собирались въ одной части храма. Другіе говорятъ, что Захарія былъ убитъ предъ алтаремъ — какъ сказалъ Господь (Матѳ. 23, 35), — потому что, когда при избіеніи младенцевъ у него потребовали сына, онъ спасъ его бѣгствомъ въ пустыню. Есть такіе, кои осмѣливаются говорить, что Марія послѣ рождества Спасителя была женою Іосифа. Но какимъ образомъ могло быть, чтобы та, которая была жилищемъ и обителью Духа и которую осѣняла Божественная сила, сдѣлалась потомъ супругой смертнаго человѣка и рождала въ болѣзняхъ по подобію перваго проклятія? Ибо, если Марія благословенна между женами, то чрезъ нее разрѣшены первоначальныя проклятія, по которымъ дѣти рождаются въ болѣзняхъ и проклятіяхъ. Та, которая рождаетъ въ сихъ болѣзняхъ, не можетъ быть названа благословенной. Но какъ Господь вошелъ вратами заключенными, такимъ же образомъ и изшелъ изъ дѣвственной утробы, такъ какъ дѣва сія безъ болѣзней рожденія дѣйствительно и истинно родила. Если ради Ноя звѣри въ ковчегѣ сдѣлались цѣломудренными и кроткими, то тѣмъ болѣе дѣвѣ, возвѣщенной пророкомъ, въ которой обиталъ Еммануилъ, надлежало не приступать къ брачному сожитію. Звѣри Ноя дѣлали это по необходимости, Марія же по волѣ [4]. Какъ въ чистотѣ зачала, такъ въ святости и пребыла.

Если сыновья Аарона были умерщвлены за то, что внесли (въ святилище) огонь нечистый (Лев. 10, 1-2), то сколь великимъ наказаніямъ была бы подвергнута сія? И если продавцамъ, примѣшивающимъ воду къ вину, законъ полагаетъ наказанія, то тѣмъ болѣе и здѣсь послѣдовалъ бы приговоръ осужденія. Если же на основаніи того, что нѣкоторые ученики именуются братьями Господа, думаютъ, что они были дѣтьми Маріи, то пусть знаютъ, что и Самъ Христосъ называемъ былъ сыномъ Іосифа, и притомъ не только іудеями, но и Маріей, матерію Своей, Вотъ, — говоритъ, — я и отецъ Твой съ печалью и скорбію [5] повсюду искали Тебя (Лук. 2, 48). Что ангелъ повелѣлъ Іосифу принять Марію жену (Матѳ. 1, 20), то сіе было сдѣлано для того, чтобы удалить подозрѣніе у тѣхъ людей, которые могли клеветать на нее, преимущественно же для того, чтобы Іосифъ охранялъ ее, дабы она не была убита тѣми, кои по причинѣ зачатія имѣли подозрѣніе относительно ангела. Ибо великимъ соблазномъ было для нихъ рожденіе (сына) дѣвою, такъ какъ вѣровали и знали, что съ рожденіемъ (сына) отъ нея городъ ихъ будетъ разрушенъ и священство и царство отмѣнятся. Посему также и пророка Исаію убили за то, что онъ возвѣстилъ о дѣвѣ, что она (зачнетъ) и родитъ. Итакъ, дѣва родила первенца, и дѣвство ея пребыло непорочно и ненарушимо. Самъ же первенецъ родилъ насъ въ крещеніи и своими дарами сдѣлалъ первенцами; ибо въ лонѣ крещенія нѣтъ ни старшаго, ни младшаго, такъ какъ всѣ мы — первенцы вѣрою, и на насъ исполнилось то, что говоритъ Писаніе: всякое перворожденное, отверзающее утробу, святымъ Господу наречется (Исх. 13, 2; Лук. 2, 23). Ибо крещеніе принимаетъ насъ (въ свое лоно) загрязненными въ грѣхахъ и какъ бы ржавчиною поврежденными и возрождаетъ изъ лона своего очищенными отъ грѣха.

Въ святости жительствовалъ съ нею [6], доколѣ родила первенца (Матѳ. I, 25). Въ обратномъ порядкѣ сказаны (сіи) слова. Сначала, конечно, взялъ ее, а потомъ жительствовалъ съ нею въ святости; между тѣмъ читается такъ: жительствовалъ съ нею въ святости и взялъ ее. Взялъ ее, говоритъ Писаніе, потому что послѣ зачатія былъ наименованъ ея мужемъ. Или слова: въ святости жительствовалъ съ нею, можно понимать такъ, что при видѣ ея вождѣленіе никогда не приходило въ его помыселъ. Доколѣ родила первенца, т. е. въ рождествѣ первенца увѣровали и узнали, что не отъ человѣческаго естества оно произошло, но было дѣйствіемъ Божественнымъ.

Еще: въ святости жительствовалъ съ нею, доколѣ родила первенца. Сія святость была дѣломъ необходимости, хотя и при содѣйствіи ихъ собственной воли; но святость, которую они соблюдали послѣ рождества Господа нашего, была дѣломъ ихъ свободы. Говоря доколѣ, (Писаніе) и опредѣляетъ это время необходимости и конецъ его обозначаетъ. Далѣе: въ святости жительствовалъ съ нею, доколѣ она родила первенца. Если это было такъ, то повидимому должно (отсюда) слѣдовать, что послѣ рожденія Іосифъ (уже) не жительствовалъ съ нею въ святости, такъ какъ (Писаніе) сказало: доколѣ. Но доколѣ въ семъ мѣстѣ не обозначаетъ какого-либо предѣла, — точно такъ-же, какъ и въ слѣдующемъ мѣстѣ: сказалъ Господь Господу моему, сѣди одесную Меня, доколѣ положу враговъ Твоихъ подъ ноги Твои (Псал. 109, 1). Въ противномъ случаѣ говорилось бы (въ этихъ словахъ), что, когда враги будутъ положены подъ ноги Его, Онъ Самъ долженъ будетъ встать [7]. Въ святости жительствовалъ съ нею. Итакъ, неужели не свято супружество, когда Апостолъ свидѣтельствуетъ и говоритъ: ложе ихъ свято? [8] Если же скажутъ: вотъ въ Евангеліи упоминаются братья Господа нашего, то отвѣчаю: такъ какъ Господь нашъ передалъ Марію Іоанну, то (этимъ) показалъ, что какъ эти ученики не были дѣтьми Маріи, такъ и Іосифъ не былъ ея мужемъ. Ибо какимъ образомъ Тотъ, Кто сказалъ: чти отца твоего и матерь твою, могъ бы отдѣлить мать отъ дѣтей и передать Іоанну?

Записывался каждый въ своемъ городѣ (Лук. 2, 3) — такъ какъ Израиль былъ разсѣянъ и Іудея порабощена и такъ какъ истинны суть свидѣтельства, изложенныя въ родословіи царей [9]. Итакъ, сказалъ, что рождество Христа было во дни Августа. Почему же эта первая перепись по землѣ произведена была въ то время, когда родился Господь? Потому что написано: не прекратится князь отъ Іуды и властитель отъ чреслъ его, доколѣ пріидетъ Тотъ, Коего владѣніе (царство) есть (Іуда) [10]. Изъ того, что при Его явленіи произведена была перепись, да будетъ ясно, что во время рождества Его язычники господствовали надъ народомъ, который прежде самъ повелѣвалъ (ими), дабы исполнилось то, что сказало (Писаніе): и на Него язычники уповать будутъ (Ис. 11, 10; Рим. 15, 12). Итакъ, въ это время пришелъ, поелику царь и пророкъ прекратились.

Нынѣ родился вамъ Спаситель (Лук. 2, 11). Не говоритъ: родился человѣкъ, дабы сдѣлался онъ Спасителемъ, или, дабы Онъ сдѣлался Христомъ, но: нынѣ родился вамъ Спаситель, который и есть именно Спаситель. И не сказалъ, который долженъ сдѣлаться Христомъ Господнимъ, но: который уже есть Христосъ Господа (Лук. 2, 11) [11].

Поелику (симъ) было положено начало къ устроенію мира, то ангелы провозгласили славу въ вышнихъ и миръ на землѣ (Лук. 2, 14). Итакъ какъ земные возвышались къ небеснымъ, то возгласили славу на землѣ и миръ на небѣ. Въ то время, когда Божество низошло и облеклось человѣческимъ естествомъ, ангелы воззвали миръ на землѣ. Когда же человѣческое естество, соединенное съ Божествомъ, должно было возвыситься до того, чтобы возсѣсть одесную (Бога), тогда дѣти возвѣстили предъ нимъ миръ на небесахъ, говоря: благословеніе въ вышнихъ (Матѳ. 21, 9. 15). Отсюда и Апостолъ научился говорить: умиротворилъ кровію креста Своего то, что на небѣ, и то, что на землѣ (Кол. 1, 20).

Еще для того ангелы слава въ вышнихъ и миръ на землѣ и дѣти «миръ на небесахъ и слава на землѣ» говорили, чтобы показать, что какъ благодать и милосердіе Его радуютъ грѣшниковъ на землѣ, такъ покаяніе послѣднихъ радуетъ ангеловъ на небесахъ. Богу слава отъ свободной воли [12], и тѣмъ, на кого Онъ прогнѣванъ, миръ и примиреніе, и тѣмъ, кои виновны были, надежда и прощеніе. Пастырямъ первоначально было возвѣщено сіе, дабы никто изъ тѣхъ, кто жительствуетъ въ пустынѣ, не падалъ духомъ, но наипаче соблюдая себя, въ обѣтованіяхъ истиннаго пастыря имѣли миръ. Слава въ вышнихъ Богу и миръ на землѣ, — не безсловеснымъ и бездушнымъ, но добрымъ сынамъ человѣческимъ надежда.

Нынѣ отпускаешь раба Твоего (Лук. 2, 29), — поелику онъ (Симеонъ) носилъ утѣшеніе народа и на рукахъ держалъ наслѣдіе Израиля. Иное толкованіе: такъ какъ онъ взиралъ на Того, народомъ Коего и былъ Израиль, то сказалъ: нынѣ отпускаешь раба Твоего въ мирѣ — такъ-же, какъ законъ и священство. Слова: отпускаешь раба Твоего въ мирѣ сказаны, конечно, о Симеонѣ, не обозначаютъ и законъ. Симеонъ и Моисей отпустили его, и именно въ мирѣ; ибо не по враждѣ произошло отпущеніе закона, но въ любви и мирѣ содѣлалъ его отмѣненіе. Что говоритъ (затѣмъ): се, видѣли очи мои милосердіе Твое, которое Ты уготовалъ предъ всѣми народами (Лук. 2, 30-31), — сіе согласно съ другимъ мѣстомъ: его будумъ ожидать всѣ язычники (Ис. 11, 10). Что говоритъ (далѣе): се, стоитъ сей на паденіе и на возстаніе (Лук. 2, 34), — это есть тоже самое, что говоритъ Писаніе въ иномъ мѣстѣ: се, полагаю въ Сіонѣ камень преткновенія, и тотъ, кто вѣруетъ въ него, не постыдится (Ис. 8, 14; 28, 16; Рим. 9, 33). Или такъ понимай: на паденіе и возстаніе народа и язычниковъ, или на паденіе неправды и возстаніе правды.

И въ знаменіе пререканія и тебѣ самой душу [13] (Лук. 2, 34-35), — такъ какъ различно думали о Немъ многіе еретики. Ибо нѣкоторые говорили: тѣло безстрастное Онъ принялъ, другіе же говорили: не въ истинномъ тѣлѣ Онъ совершилъ Свое домостроительство. Иные говорятъ, что тѣло Его земное [14], другіе — небесное. Нѣкоторые еще говорятъ: Онъ существовалъ прежде земли, другіе же: начало Его было въ Маріи. Пройдетъ мечъ (Лук. 2, 35). Поелику тотъ мечъ, который ради Евы ограждалъ рай, былъ устраненъ чрезъ Марію. Или: Пройдетъ мечъ т. е. отрицаніе [15]. Но греческій текстъ ясно говоритъ: да откроются во многихъ сердцахъ помышленія (Лук. 2, 35). Именно, помышленія тѣхъ, которые сомнѣвались [16]. Ибо, говорятъ, Марія дивилась и о рождествѣ и о зачатіи Его и другимъ разсказывала, какъ зачала и почему родила, и нѣкоторые, удивляясь слову ея, укрѣплялись, но были и такіе, которые сомнѣвались о томъ.

Явилась звѣзда [17], поелику пророки прекратились [18]. Шла звѣзда, дабы показать, кто былъ Тотъ, къ Которому устремлялись вѣщанія пророковъ. Ибо какъ ради Езекіи солнце съ запада пошло къ востоку [19], такъ и ради Младенца, Который былъ въ ясляхъ, звѣзда отъ востока пошла къ западу.

Итакъ, тѣ, предки, ради знаменія солнца подвергли Израиля осужденію [20], эти же, потомки, пришли, чтобы тотъ-же народъ постыдить принесенными дарами. Волхвы пришли со своими знаменіями, какъ пророки, и засвидѣтельствовали о рожденіи Его. Сіе же произошло для того, чтобы Онъ, когда явится, не былъ принятъ, какъ чужестранецъ, но чтобы вся тварь знала о рождествѣ Его. Захарія сталъ нѣмымъ и Елисавета зачала, дабы вся земля извѣщена была о явленіи Его.

Далѣе, сія звѣзда при восходѣ и заходѣ сама управляла своимъ движеніемъ, какъ звѣзда блуждающая и подвижная, такъ какъ управлялась воздухомъ небеснымъ, но къ небу не была прикрѣплена. Скрылась же для того, чтобы они не пришли въ Виѳлеемъ прямымъ путемъ. Для смущенія Израиля Богъ скрылъ звѣзду отъ волхвовъ, дабы когда они явятся въ Іерусалимъ, книжники истолковали имъ о рождествѣ Его и такимъ образомъ они получили бы истинное свидѣтельство и отъ пророковъ, и отъ священниковъ. Затѣмъ, сіе произошло для того, чтобы они не подумали, что есть какая-либо иная сила, кромѣ «покоя» [21] Того, Кто обиталъ въ Іерусалимѣ, — подобно тому, какъ и старѣйшины приняли отъ духа, бывшаго въ Моисеѣ (ср. Числ. 11, 17), дабы кто не подумалъ, что есть какой-либо иной духъ.

Итакъ, жители Востока просвѣщены были звѣздой, между тѣмъ какъ Израильтяне ослѣплены были солнцемъ омрачившимся [22]. Итакъ, сначала Востокъ поклонился Христу, какъ и говоритъ (Писаніе): Востокъ съ высоты дастъ свѣтъ (Лук. 1, 78). Послѣ того, какъ звѣзда провела ихъ къ Солнцу, она достигла своего предѣла и, послѣ того какъ возвѣстила о Немъ, окончила свой путь. Подобно сему, Іоаннъ былъ гласомъ, возвѣщавшимъ о Словѣ; когда же (Само) Слово было услышано (людьми) и воплотилось, и открылось, гласъ, приготовлявшій Ему путь, воскликнулъ: Ему должно расти, а мнѣ умаляться (Іоан. 3, 30). Волхвы, поклоняющіеся свѣтиламъ, не имѣли бы повода идти къ Солнцу, если бы звѣзда не привлекла ихъ своимъ свѣтомъ. Любовь ихъ, привязанная къ свѣту преходящему, привела ихъ къ свѣту, который не преходитъ.

Иродъ же, который по своему лукавству приказалъ волхвамъ возвратиться и хотѣлъ обмануть ихъ, благодаря видѣнію во снѣ, обманулся (въ своихъ намѣреніяхъ). И получили они въ видѣніи повелѣніе не возвращаться къ нему (Матѳ. 2, 12). Волхвы, въ бодрственномъ состояніи похвалившіе Ирода за то, что онъ не позавидовалъ родившемуся Христу, ибо сказалъ: и я пойду, поклонюсь Ему (Матѳ. 2, 8), посредствомъ сна своего обличили его въ томъ, что онъ лгалъ имъ въ этихъ словахъ, такъ какъ на самомъ дѣлѣ хотѣлъ Его убить. Получивши въ видѣніи повелѣніе не возвращаться къ нему, они какъ бы въ зеркалѣ усмотрѣли коварство убійцы. Итакъ, кто хотѣлъ обольстить бодрствующихъ, тотъ самъ былъ обманутъ спящими.

Иродъ думалъ надсмѣяться надъ волхвами, такъ какъ видѣлъ, что они довѣряютъ ему, но самъ былъ осмѣянъ ими при помощи видѣнія. Такимъ образомъ тотъ, кто ранѣе смѣялся, былъ осмѣянъ, послѣ того какъ волхвы узнали въ видѣніи, что они обмануты были имъ, когда онъ говорилъ: и я пойду и поклонюсь Ему. Ибо какъ ради Езекіи дано было знаменіе, возвѣстившее всѣмъ истину, дабы посредствомъ солнца, возвратившагося назадъ, уразумѣли, кто есть Тотъ, Который возводитъ отъ смерти къ жизни, такъ точно и эта звѣзда, хотя и явилась ради волхвовъ, однако была знаменіемъ, благовѣстившимъ чрезъ волхвовъ всѣмъ созданіямъ. Ибо отъ сей звѣзды, которая вопреки естественному порядку подчинялась людямъ и указывала имъ путь, они научались уповать на Бога, низпославшаго Себя къ людямъ, дабы указать имъ путь къ Своему царству. И какъ при Его смерти солнце покрылось мракомъ, дабы міръ узналъ о смерти Его, такъ и явившаяся звѣзда потухла, дабы вся земля узнала о родившемся Сынѣ.

При радостномъ рожденіи явилась радостная звѣзда, а во время скорбной смерти явился печальный мракъ. И какъ Езекія чрезъ знаменіе былъ освобожденъ отъ смерти видимой, такъ и волхвы знаменіемъ освобождены были отъ смерти сокровенной. Звѣзда, подъ водительствомъ которой волхвы совершали путь, конечно, была видима имъ, тѣло же ея было скрыто; въ семъ качествѣ она подобна была Христу, Коего свѣтъ свѣтилъ, конечно, всѣмъ людямъ, но пути шествія сокрыты были отъ всѣхъ людей.

И открыли сокровища свои и принесли Ему дары (Матѳ. 2, 11), золото человѣчеству Его, смирну смерти Его и ладанъ Божеству Его; или, золото, какъ царю, ладанъ, какъ Богу, и смирну, какъ смертному. Золото еще потому, что поклоненіе, которое дѣлалось предъ золотомъ, должно возвратиться къ Господу своему [23], и ладанъ и смирну, такъ какъ они указывали на врача, который долженъ исцѣлить раны Адама. Тотъ же, Кто чрезъ откровеніе вразумилъ волхвовъ не возвращаться къ Ироду, чрезъ откровеніе повелѣлъ и имъ (т. е. Іосифу и Маріи) выйти изъ Египта, въ чемъ исполнились два пророчества: — одно, которое говоритъ: изъ земли Египетской призову Сына Моего (Ос. 11, 1; Матѳ. 2, 15), и другое: Рахиль плакала. Сбылось, говоритъ, слово, сказанное Іереміей и т. д.

Примѣчанія:
[1] Т. е. Адамъ умершій и обратившійся въ прахъ возведенъ Христомъ, вторымъ Адамомъ, въ прахъ не обращавшимся.
[2] Т. е. Священное Писаніе естественное зачатіе обозначаетъ образомъ горы и долины, дѣвственное же рожденіе Даніилъ описываетъ подъ видомъ камня, отсѣченнаго отъ горы безъ содѣйствія руки.
[3] Т. е. дѣвы посвященныя Богу и жительствовавшія при храмѣ.
[4] Ср. Ephr. Syri. Opp. Syr. ed. Romae, t. 1. p. 150. Русс. пер. изд. 3-е, ч. VI, стр. 360.
[5] Чит. какъ греч. код. Д. нѣкот. Итал. и Сирскій Cureton’а ὁδυνώμενοι ϰαὶ λυπούμενοι.
[6] Такъ Сир. Curet.
[7] А не сидѣть одесную Бога Отца.
[8] Евр. 13, 4: честенъ бракъ у всѣхъ и ложе непорочно, — ср. 1 Кор. 7, 14 и толкованіе св. Ефрема къ Евр. 13, 4, рус. пер. стр. 313.
[9] Т. е. сія перепись была произведена для того, чтобы показать, что Христосъ родился изъ дома Давидова, и чтобы засвидѣтельствовать истинность Его родословной.
[10] Быт. 49, 15. Такъ и въ толков. св. Ефрема на Быт. «не отнимется скипетръ и истолкователь, т. е. царь и пророкъ, доколѣ пріидетъ Тотъ, Кому принадлежитъ царство» (S. Ephremi Syri opera omnia, ed. Romae, Opp. Syr. t. 1. p. 107-108, рус. пер. изд. 3-е, ч. 6, стр. 441-442).
[11] Имѣется въ виду лжеученіе гностиковъ, утверждавшихъ, что Іисусъ только при крещеніи, чрезъ сошедшаго на Него эона, сдѣлался Богомъ и Христомъ.
[12] Т. е. отъ тѣхъ, кто по волѣ и охотно Ему служитъ.
[13] Буквально: и твою самой душу (оружіе пройдетъ).
[14] Т. е. отъ земли, перстное.
[15] Разумѣется невѣріе іудеевъ во Христа.
[16] Въ подлинномъ текстѣ, послѣ этихъ словъ, находится слѣдующая вставка: «и сіе говоритъ: пройдетъ мечъ т. е. и ты усумнишься, — такъ какъ Марія думала, что Онъ — садовникъ». Нужно, впрочемъ, замѣтить, что и въ разсказѣ о воскресеніи Христовомъ св. Ефремъ смѣшиваетъ Марію, матерь Господа, съ Маріей Магдалиной.
[17] Этими словами начинается толкованіе Матѳ. 2, 1-15.
[18] Т. е. съ прекращеніемъ пророковъ звѣзда, вмѣсто нихъ, возвѣстила о рожденіи Христа.
[19] 4 Цар. 20 гл. 2 Пар. 32, 24 сл. и Ис. 38-39 глл.
[20] Объясненіе этому толкованію находимъ въ толкованіи св. Ефрема на Ис. 39, 1-2 и 4 Цар. 20 гл. (Opp. Syr. t. 1 p. 561-562 и t. 2. p. 82-84). Такъ какъ чудо съ солнцемъ видно было и въ Вавилонѣ, то царь Вавилонскій, узнавъ отъ тамошнихъ евреевъ, что это чудо дано было Езекіи въ удостовѣреніе словъ пророка Исаіи, отправляетъ къ Езекіи посольство съ письмомъ и поздравленіемъ, чтобы обстоятельно развѣдать о чудѣ. Польщенный этимъ посольствомъ, Езекія вмѣсто того, чтобы удостовѣрить пословъ въ истинѣ событія, по которому они были присланы, показывалъ имъ свои сокровища. За это Господь чрезъ пророка Исаію подвергъ Езекію порицанію, предвозвѣстивъ, что всѣ эти богатства перейдутъ въ Вавилонъ. Такимъ образомъ чудо съ солицемъ послужило поводомъ къ порицанію и осужденію Израиля чрезъ возвѣщеніе Вавилонскаго плѣна (ср. 2 Пар. 32, 25). Ср. Русс. пер. твор. св. Ефрема, изд. 3-е, ч. V, стр. 555-556.
[21] Т. е. ковчега завѣта, святаго святыхъ и вообще храма (1 Пар. 6, 31; 2 Пар. 6, 41; Ис. 66, 1; Псал. 94, 7-11; Евр. 3, 1; ср. Сир. 36, 12.
[22] Разумѣется помраченіе солнца во время крестныхъ страданій Господа. Другое чтеніе: солнцемъ восшедшимъ.
[23] Т. е. поклоненіе, которое совершалось предъ золотыми истуканами, съ явленіемъ Христа должно было смѣниться поклоненіемъ истинному Богу.

Источникъ: Творенія святаго Ефрема Сирина. Часть восьмая. — Сергіевъ Посадъ: 2-я типографія А. И. Снегиревой, 1896. — С. 32-46. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, Томъ 61.)

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0