Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 17 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Григорій Богословъ († ок. 390 г.)
Слово 9, защитительное, по рукоположеніи св. Григорія Богослова въ епископа Сасимскаго, говоренное имъ отцу своему Григорію, въ присутствіи Василія Великаго.

Снова на мнѣ помазаніе и Духъ, и опять хожу плача и сѣтуя (Пс. 34, 14). Вы, можетъ быть, дивитесь сему: но и Исаія, пока не зритъ славы Господней и престола высокаго и превознесеннаго и Серафимовъ окрестъ его, не говоритъ ничего подобнаго, не показываетъ ни огорченія, ни страха; и хотя обвиняетъ Израиля, но себя щадитъ и отдѣляетъ какъ ни въ чемъ невиновнаго. Когда же узрѣлъ сіе и услышалъ святый и таинственный гласъ, — какъ бы начиная лучше сознавать себя, говорить: о окаянний азъ, яко умилихся (Ис. 6, 5), и присовокупляетъ послѣ дующія за симъ слова, которыхъ не скажу, чтобы не произнесть чего окорбительнаго. Нахожу также о Маноѣ, древнемъ Судіи, а потомъ и о Петрѣ, столпѣ Церкви, что одинъ, когда узналъ, сколько бывшее ему видѣніе превышаетъ его природу и силы, говоритъ женѣ: мы погибли, ибо видѣли Бога; другій же не выноситъ Спасителева присутствія и чудодѣйствія, которое явилъ Господь въ ловитвѣ рыбъ плывшимъ съ Нимъ, и потому, хотя приходитъ въ удивленіе, однако же, высылаеть изъ корабля, присовокупляя и причину ту, что самъ онъ недостоинъ Божія явленія и собесѣдованія. И когда слышу въ Евангеліи о сотникѣ, который проситъ Христа показать силу, но отрекается видѣть Его у себя, потому что кровъ его не можетъ вмѣстить Божія достоинства и величія; тогда не могу порицать себя за сей страхъ и сѣтованіе. Ибо какъ солнце обличаетъ слабость глаза, такъ Богъ пришествіемъ Своимъ — немощь души; и для однихъ Онъ — свѣтъ, а для другихъ — огнь, смотря по тому, какое вещество, и какого качества, встрѣчаетъ въ каждомъ. Какъ думать и о Саулѣ? И онъ былъ помазанъ, пріялъ Духа, самъ сталъ духовенъ (не могу и сказать о немъ иначе), даже пророчествовалъ, притомъ такъ неожиданно и необыкновенно, что чудо сіе обратилось въ пословицу, и до нынѣ повторяемую: еда и Саулъ во пророцѣхъ (1 Цар. 10, 11). Поелику же онъ не всецѣло предалъ себя Духу, и не совершенно обратился въ мужа иного, какъ было предречено (1 Цар. 10, 6), но оставалась въ немъ нѣкоторая искра прежняго зла, и нѣсколько худаго сѣмени, еще продолжалась борьба плоти и духа... но къ чему выставлять на позоръ всѣ его недостатки? Вамъ извѣстенъ сей сопротивный духъ, и пѣвецъ, который отгоняетъ его. Развѣ можемъ изъ сего познать еще то, что, какъ благодать не касается людей недостойныхъ и органа худаго и ненастроеннаго (ибо прекрасно сказано, въ чемъ я увѣренъ, яко въ злохудожную душу не внидетъ премудрость (Прем. Сол. 1, 4), такъ (присовокуплю это отъ себя), по причинѣ непостоянства и перемѣнчивости устройства и природы человѣка, не меньше трудное для него дѣло сохранить въ себѣ достоинство и стройность, какъ и вначалѣ благоустроить себя и содѣлаться достойнымъ. Ибо нерѣдко самая благодать (наименую такое зло, которое въ насъ всего бѣдственнѣе и непонятнѣе) приводя въ киченіе и надмевая, удаляла отъ Бога приближавшихся къ Нему неправо; и мы въ самомъ уже возношеніи бываемъ низлагаемы, да будетъ по премногу грѣшенъ грѣхъ, благимъ ми содѣвая смерть (Рим. 7, 13). Сего то убоявшись, исполнился я горести, потупилъ взоры, и испыталъ нѣчто подобное тому, что бываетъ при блескѣ молніи съ дѣтьми, въ которыхъ зрѣлище сіе производитъ удовольствіе, смѣшанное съ ужасомъ. Я вмѣстѣ возлюбилъ и устрашился Духа; нужно стало нѣсколько времени, чтобы мнѣ, собравшись съ самимъ собою истрезвиться и избрать лучшее и безопаснѣйшее, и чтобы, когда не будетъ скорби, какъ плевелъ въ сѣмени, и худыя мысли уступятъ мѣсто лучшимъ, — совершенно побѣдилъ Духъ, и употребилъ меня на Свое служеніе и дѣланіе, къ совершенію людей сихъ, къ управленію душами, къ наученію словомъ, дѣломъ и примѣромъ, оружіи правды десными и шуими (2 Кор. 6, 7), къ благоискусному прохожденію пастырства, которое отвлекаетъ отъ міра, приходитъ къ Богу, истощаетъ тѣло, соединяетъ съ Духомъ, избѣгаетъ тмы, радуется о свѣтѣ, отгоняетъ звѣрей, собираетъ стадо въ ограду, остерегается стремнинъ и пустынь, и гонитъ на горы и высоты, о которыхъ, по моему мнѣнію, говоритъ и чудный Михей, возводя насъ отъ земли на приличную намъ высоту: приближитеся горамъ вѣчнымъ: востани и пойди, яко нѣсть тебѣ сей покой (Мих. 2, 10), хотя нѣкоторые и думаютъ найдти себѣ покой въ земномъ и дольнемъ.

Такому пастырству научите меня, друзья, а теперь уже Пастыри и сопастыри мои; такого пастырства дайте мнѣ уставы, — и ты общій отецъ, въ продолженіе времени поставившій и пережившій многихъ Пастырей, и ты испытатель и судія моего любомудрія! Но застигнутые и оглушаемые бурею, можемъ ли мы искусно пасти и питать стадо? Равнодушно выслушай меня, ты, который, бывъ въ числѣ овецъ, когда мы съ тобою (не оскорбись моимъ словомъ) принадлежали еще къ безсловесному стаду, поступалъ гораздо человѣколюбивѣе, нежели какъ поступаешь, ставъ пастыремъ, когда мы удостоены духовной пажити. Въ твоей сталъ я власти, какъ тебѣ хотѣлось, и ты побѣдилъ непобѣдимаго. Вотъ тебѣ сверхъ прочаго и слово, котораго ты зная домогался, и которое хваля, осыпалъ меня, коснѣющаго въ безмолвіи, частыми и густыми снѣгами словъ твоихъ. Но есть нѣчто, за что могу укорить тебя въ дружбѣ. Кто изъ общихъ друзей разсудитъ меня, кто будетъ неподкупнымъ судіею, и произнесетъ правдивый приговоръ, не станетъ, какъ поступаютъ многіе, уважать лица на судѣ? Прикажешь ли сказать, въ чемъ укоряю? и не обратишь ли опять противъ меня слова своего? И у тебя, дивный мужъ, произошло со мною нѣчто неизъяснимое, подлинно неизъяснимое и невѣроятное, чего доселѣ у насъ не слыхано. Я уступилъ не убѣжденію, но принужденію. И не чудно ли! какъ все перемѣнилось, какое положено между нами разстояніе! Чѣмъ? (Какъ угодно тебѣ, такъ и скажу) — престоломъ или величіемъ благодати?

Впрочемъ веди, успѣвай и царствуй (Пс. 44, 5), и паси меня, пастыря, потому что я готовъ слѣдовать за тобою, и быть водимъ твоею пастырскою, высокою и божественною душею. (Ибо надобно сказать истину, хотя изъ любви дерзнулъ я на иное и сверхъ закона). Научи меня своей любви къ паствѣ, своей заботливости и вмѣстѣ благоразумію, внимательности, неусыпности, покорности плоти твоей, съ какою она уступила духу, этому цвѣту лица, свидѣтельствующему о пастырскихъ трудахъ, при кротости строгому обращенію, при производствѣ дѣлъ — веселости и спокойствію (чего не во многихъ найдешь, и чему немного бывало примѣровъ), своимъ ратованіямъ за паству и побѣдамъ, которыя одержалъ ты во Христѣ. Скажи, на какія пажити водить стадо, къ какимъ ходить источникамъ, или какихъ избѣгать пажитей и воды; кого пасти палицею, и кого пасти свирѣлію; когда выводить на пастбища, и когда сзывать съ пастбищъ; какъ вести брань съ волками, и какъ не вести брани съ пастырями, особливо въ нынѣшнее время, когда (выражу скорбь словами святѣйшихъ Пророковъ) обуяша пастыри (Іер. 10, 21), и разсыпаша овци паствы (Іер. 23, 1); — какъ изнемогшее подъять, падшее возставить, заблуждающее обратить, погибшее взыскать и крѣпкое сохранить; какъ мнѣ научиться сему, и соблюсти сіе согласно съ истиннымъ и вашимъ ученіемъ о долгѣ Пастыря, а не стать худымъ пастыремъ, который млеко ѣстъ, волною одѣвается, тучное закалаеть или продаетъ, а прочее оставляетъ звѣрямъ и стремнинамъ, и самого себя пасетъ, а не овецъ, въ чемъ укоряемы были древніе предстоятели Израиля (Іезек. 34, 3-4). Сему научите, сими правилами подкрѣпите меня, по симъ заповѣдямъ будьте Пастырями и сопастырями, и спасите какъ ученіемъ, такъ и молитвами, меня и мою священную паству, чтобы и мнѣ устоять, и вамъ похвалиться въ день явленія и откровенія великаго Бога и Пастыреначальника нашего, Іисуса Христа, чрезъ Котораго и съ Которымъ слава Отцу Вседержителю со Святымъ и Животворящимъ Духомъ и нынѣ, и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Печатается по изданiю: Творенiя иже во святыхъ отца нашего Григорiя Богослова, Архiепископа Константинопольскаго. Томъ I. СПб.: Издательство П. П. Сойкина, [1910.] – С. 189-192.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0