Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 24 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 28.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Григорій Богословъ († ок. 390 г.)
Слово 10, защитительное, по возвращеніи св. Григорія Богослова изъ уединенія, говоренное имъ отцу своему и Василію Великому.

Нѣтъ ничего сильнѣе старости и достоуважаемѣе дружества. Ими приведенъ къ вамъ я — узникъ о Христѣ, связанный не желѣзными веригами, но неразрѣшимыми узами Духа. Доселѣ почиталъ я себя крѣпкимъ и непреодолимымъ, и: (какое неразуміе!) не удѣлялъ словъ моихъ даже симъ друзьямъ моимъ и братіямъ; но все предоставивъ, кому сіе угодно, желалъ жить въ покоѣ, любомудрствовать въ безмолвіи, бесѣдуя съ самимъ собою и съ Духомъ. Представлялъ въ умѣ Кармилъ Иліинъ, пустыню Іоаннову и премірную жизнь любомудрствующихъ, какъ Илія и Іоаннъ; настоящее уподоблялъ бурѣ, и искалъ себѣ какой-нибудь скалы, или утеса, или стѣны, гдѣ бы укрыться. Разсуждалъ самъ съ собою: пусть для другихъ будутъ почести и труды, для другихъ брани и отличія за побѣды, а для меня, избѣгающаго браней и углубляющагося въ самого себя, довольно жить, какъ могу, какъ бы на легкомъ суднѣ преплыть небольшое море, и скудостію здѣшней жизни пріобрѣсть себѣ малую обитель въ жизни будущей. Можетъ быть, болѣе низости, но за то и болѣе осторожности, показываетъ мысль — равно удаляться и высоты и паденія. Такъ размышлялъ я, пока можно еще было писать тѣни и сонныя мечты, и питать умъ пустыми вымыслами. Что же теперь? Превозмогло меня дружество, покорила сѣдина отца — старость мудрости, предѣлъ жизни, безопаснѣйшее пристанище, и дружба того, который самъ богатѣетъ для Бога, и другихъ обогащаетъ. Отлагаю уже гнѣвъ, да услишатъ кротцыи, и возвеселятся (Пс. 33, 3)! Спокойно смотрю на руку, сдѣлавшую мнѣ насиліе, съ радостнымъ взоромъ обращаюсь къ Духу; сердце мое не мятется, разсудокъ возвращается; дружба, подобно потушенному и угасшему пламени, опять оживаетъ и возгарается отъ малой искры.

Отвержеся утѣшитися душа моя (Пс. 76, 3), и уны во мнѣ духъ мой (Пс. 142, 4). Я говорилъ: впредь не буду вѣрить дружеству, и для чего мнѣ надѣяться на человѣка? Ибо всякъ человѣкъ льстивно ходитъ, и всякъ братъ запитніемъ запинаетъ ближняго своего (Іер. 9, 4). Всѣ мы изъ одной персти, изъ одного смѣшенія, вкусили отъ одного и того же древа зла, но одинъ ту, другій другую носимъ благообразнѣйшую личину. И какая мнѣ польза, разсуждалъ я, отъ этой ревностной и прославляемой дружбы, которая началась съ міра и перешла въ духъ? Какая польза изъ того, что у насъ были одинъ кровъ и одна трапеза, общіе наставники и уроки? Что пользы изъ этого, болѣе нежели братскаго, сліянія сердецъ, и впослѣдствіи — искренняго единодушія? Ужели мнѣ не позволятъ и того, чтобы остаться внизу, во время владычества и возвышенія друга, когда многіе домогаются и достигаютъ противнаго, то есть того, чтобы вмѣстѣ съ друзьями владычествовать и участвовать въ ихъ благоденствіи? Но для чего мнѣ пересказывать все, что придумывали печаль и уныніе, которое называю омраченіемъ ума? Но таковы дѣйствительно, и даже еще хуже, были мои разсужденія. Обвиню самъ себя за свое высокоуміе, или безуміе.

Но теперь перемѣняю свои мысли, и самъ перемѣняюсь, что — гораздо справедливѣе прежняго, а для меня приличнѣе. Искренность же моей перемѣны можешь видѣть, дивный мужъ, не только изъ того, что разрѣшено тобою мое молчаніе, на которое ты жаловался, и въ которомъ много укорялъ меня, но также изъ того, что самыя слова мои служатъ тебѣ защитниками. Это явный знакъ нашей дружбы и живущаго въ насъ духа. Но въ чемъ же состоитъ оправданіе твое? (Если погрѣшу въ чемъ-либо, — самъ поправь меня, какъ имѣешь обычай дѣлать въ другихъ случаяхъ). Ты не потерпѣлъ, чтобы дружество предпочтено было Духу: и если я для тебя дороже, можетъ быть, всякаго другаго, то Духъ несравненно для тебя предпочтительнѣе, нежели я. Ты не потерпѣлъ, чтобы талантъ оставался сокрытымъ и закопаннымъ въ землѣ; не потерпѣлъ, чтобы долго скрывался подъ спудомъ свѣтильникъ: ибо такъ ты думаешь о моемъ свѣтѣ и моемъ дѣланіи; ты домогался, чтобы къ тебѣ — Павлу присоединенъ былъ Варнава, домогался, чтобы къ Силуану и Тимоѳею присовокупленъ былъ и Титъ, и чтобы тебѣ чрезъ тѣхъ, которые искренно о тебѣ заботятся, распространять благодать Божію, и отъ Іерусалима и окрестъ даже до Иллирика исполнити благовѣствованіе (Рим 15, 19). Для сего-то и меня изводишь на среду, и когда желалъ бы я уклониться, — берешь и посаждаешь подлѣ себя (въ семъ то, можетъ быть, скажешь ты, состоитъ мое оскорбленіе), и дѣлаешь сообщникомъ заботъ и вѣнцовъ; для сего помазуешь меня въ первосвященника, облекаешь въ подиръ, возлагаешь на меня кидарь, приводишь къ жертвеннику духовнаго всесожженія, приносишь въ жертву тельца освященія, освящаешь руки Духу, вводишь меня для тайнозрѣнія во святая-святыхъ, и содѣлываешь служителемъ скиніи истиннѣй, юже водрузи Господь, а не человѣкъ (Евр. 8, 2). Но достоинъ ли я и помазующихъ, и Того, для Котораго и предъ Которымъ совершается помазаніе, — о семъ знаетъ Отецъ истиннаго и подлиннаго Помазанника, Котораго помазалъ Онъ елеемъ радости паче причастникъ Его (Пс. 44, 8), помазавъ человѣчество Божествомъ, да сотворитъ обоя едино; знаетъ и самъ Богъ и Господь нашъ Іисусъ Христосъ, чрезъ Котораго получили мы примиреніе; знаетъ и Духъ Святый, поставившій насъ на сіе служеніе, въ которомъ стоимъ и хвалимся упованіемъ славы (Рим. 5, 2) Господа нашего Іисуса Христа, Которому слава во вѣки вѣковъ. Аминь.

Печатается по изданiю: Творенiя иже во святыхъ отца нашего Григорiя Богослова, Архiепископа Константинопольскаго. Томъ I. СПб.: Издательство П. П. Сойкина, [1910.] – С. 192-194.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0