Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 24 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 26.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Григорій Богословъ († ок. 390 г.)

Св. Григорій родился ок. 326-328 г. въ Аріанзѣ близъ Назіанза (въ Каппадокіи), гдѣ отецъ его былъ сначала градоначальникомъ, а потомъ епископомъ (см. 1 янв.). Какъ сынъ обѣта, св. Григорій былъ посвященъ Богу съ самаго дѣтства своею благочестивою матерію Нонною, очень рано началъ обнаруживать любовь къ подвигамъ благочестія и во всю жизнь оставался дѣвственникомъ. Образованіе онъ получилъ сначала въ Неокесаріи у Амфилохія, знаменитаго учителя краснорѣчія, потомъ въ Александріи и, наконецъ, въ Аѳинахъ, гдѣ подружился со св. Василіемъ Великимъ. У свв. друзей въ Аѳинахъ была одна комната, одинъ образъ жизни; имъ были знакомы только двѣ дороги: одна — къ св. храмамъ и находящимся при нихъ наставникамъ въ словѣ Божіемъ, другая — къ училищу, гдѣ они слушали наставниковъ наукъ внѣшнихъ; улицъ, ведущихъ на зрѣлища, они не знали, считая недостойнымъ вниманія то, что не ведетъ къ добродѣтели. Въ 356 г. св. Григорій принялъ крещеніе и съ неохладѣваемою ревностію продолжалъ изучать Св. Писаніе и подвизаться въ богомысліи, постѣ и молитвѣ. Пустыня сильно привлекала къ себѣ св. Григорія, но онъ рѣшился остаться въ домѣ родителей, чтобы въ лицѣ ихъ служить обществу и въ то же время жить строгимъ аскетомъ. далѣе>>

Творенія

Свт. Григорій Богословъ († ок. 390 г.)
Слово 12, говоренное отцу, когда сей поручилъ ему попеченіе о назіанзской церкви.

Уста моя отверзохъ и привлекохъ Духъ (Псал. 118, 131). Духу предаю все свое и себя самого, и дѣло и слово, и бездѣйствіе и молчаніе, только да обладаетъ Онъ мною, да водитъ меня, да направляетъ руку, умъ и языкъ къ чему должно и къ чему хощетъ; а также и да отводитъ, отъ чего удаляться и должно и для меня лучше. Я органъ Божій, органъ словесный, который настроилъ, и въ который ударяетъ добрый Художникъ — Духъ. Вчера располагалъ Онъ къ молчанію, и моимъ любомудріемъ было — не говорить. Нынѣ ударяетъ въ умъ, и я изглашу слово, моимъ любомудріемъ будетъ — говорить. Я не такъ многорѣчивъ, чтобы пожелалъ говорить, когда заставляютъ молчать и не такъ молчаливъ и малоученъ, чтобы во время приличное для слова сталъ полагать храненіе устамъ: напротивъ того, и заключаю и отверзаю дверь мою (Псал. 140, 5) Уму, Слову и Духу: единому естеству и Божеству. Итакъ, буду говорить, потому что имѣю на сіе повелѣніе. Говорить же буду сему доброму Пастырю и вамъ, священная паства, что, по моему разсужденію, лучше и мнѣ нынѣ сказать, и вамъ слышать.

Для чего сталъ нуженъ сопастырь тебѣ? ибо съ тебя начнется слово, любезная и почтенная для меня глава, равночестная главѣ Аароновой, съ которой точится духовное и священное мѵро даже до брады и одежды (Псал. 132, 2). Для чего ты, когда самъ еще въ состояніи поддерживать и руководствовать многихъ, и дѣйствительно руководствуешь силою Духа, — въ духовныхъ дѣлахъ требуешь для себя жезла и подпоры? Потому ли, что и съ великимъ Аарономъ, какъ знаемъ и слышимъ, помазаны были Елеазаръ и Иѳамаръ, сыны Аароновы? Ибо о Надавѣ и Авіудѣ охотно умолчу, чтобы не произнесть непріязненнаго слова. Потому ли, что и Моисей, еще при жизни, назначаетъ Іисуса вмѣсто себя законодателемъ и вождемъ поспѣшающихъ въ землю обѣтованія? Объ Ааронѣ же и Орѣ, которые поддерживали руки Моисеевы на горѣ, чтобы Амаликъ побѣжденъ былъ Крестомъ, издалека преднаписуемымъ и прообразуемымъ почитаю для себя удобнымъ и не говорить, какъ о примѣрѣ для меня весьма несвойственномъ и неприличномъ; потому что Моисей избралъ ихъ не участниками въ законодательствѣ, но помощниками въ молитвѣ и подпорою для утомленныхъ рукъ. Но у тебя что страждетъ, что утомлено? Тѣло ли? — Я готовъ поддерживать, даже поддерживалъ: и самъ поддержанъ, какъ Іаковъ, отеческими благословеніями. Или духъ? — Но въ комъ онъ крѣпче и пламеннѣе, особенно теперь, когда болѣе и болѣе подчиняется и уступаетъ ему плотское, какъ вещество, противупоставленное свѣту, преграждающее его и препятствующее сіянію? Ибо плоть и духъ всего чаще враждуютъ между собою, и противоборствуютъ другъ другу? и какъ тѣло бываетъ въ добромъ состояніи, когда болѣзнуетъ душа, такъ душа цвѣтетъ и простираетъ взоры горѣ, когда желаніе удовольствій утихаетъ и увядаетъ вмѣстѣ съ тѣломъ. Но въ тебѣ удивился я еще простотѣ и смѣлости: какъ не убоялся ты (чего весьма должно опасаться въ настоящія времена), чтобы твоей духовной ревности не почли однимъ предлогомъ, и не показалось многимъ, будто бы званіе сіе принимаемъ для плотскихъ цѣлей, хотя и представляемъ на видъ духовную пользу. Ибо многіе сдѣлали то, что оно почитается великимъ, самовластнымъ и доставляющимъ какую-то чудную пріятность, хотя бы надлежало быть предстоятелемъ и правителемъ паствы, которая еще менѣе обширна, нежели наша, и приноситъ болѣе досадъ, нежели удовольствія. Сего довольно о твоей простотѣ, или твоемъ чадолюбіи, по которымъ ты и самъ не предпринимаешь ничего вреднаго, и другихъ рѣдко въ томъ подозрѣваешь: ибо кто съ трудомъ преклоняется на зло, тотъ медлителенъ и въ подозрѣніи худаго. А я долженъ еще предложить краткую бесѣду сему твоему или и моему, народу.

Мнѣ сдѣлано принужденіе, друзья и братія, — къ вамъ буду взывать теперь, если не взывалъ тогда, — сдѣлано старостію отца и (выражусь скромно) благосклонностію друга [1]; помогите мнѣ, кто сколько можетъ, и подайте руку угнетаемому и увлекаемому то собственнымъ желаніемъ, то Духомъ! Одно — предлагаетъ мнѣ бѣгство, горы и пустыни, безмолвіе душевное и тѣлесное, совѣтуетъ удалиться умомъ въ самого себя, и отвратиться отъ чувствъ, чтобы неоскверненному бесѣдовать съ Богомъ и чистому озаряться лучами Духа, безъ всякой примѣси дольняго и омраченнаго, безъ всякихъ прегражденій божественному свѣту, пока не прійду къ Источнику здѣшнихъ озареній, и не буду остановленъ въ желаніи и стремленіи тѣмъ, что зерцала упразднятся дѣйствительностію. А духъ требуеть, чтобы я выступилъ на среду, принесъ плодъ обществу, искалъ для себя пользы въ пользѣ другихъ, распространялъ просвѣщеніе, приводилъ къ Богу люди избранны (Тит. 2, 14), царское священіе, языкъ святъ (1 Петр. 2, 9), и сдѣлалъ, чтобы въ большемъ числѣ людей очищался образъ. Ибо какъ въ сравненіи съ однимъ растеніемъ лучше и больше садъ, въ сравненіи съ одною звѣздою — цѣлое небо и всѣ его украшенія, и въ сравненіи съ членомъ — тѣло: такъ и предъ Богомъ цѣлая и благоустроенная Церковь предпочтительнѣе одного человѣка. И надобно имѣть въ виду не себя только, но и другихъ; потому что и Христосъ, Которому можно было пребывать въ Своей чести и Божествѣ, не только истощилъ себя до зрака раба (Флп. 2, 7), но и крестъ претерпѣлъ, о срамотѣ нерадивъ (Евр. 12, 2), чтобы Своими страданіями истребить грѣхъ, и смертію умертвить смерть. Таковы предначертанія моего желанія, и таковы велѣнія Духа! Стоя между желаніемъ и Духомъ и недоумѣвая, чему въ большей мѣрѣ предаться, — вотъ что нашелъ я, какъ разсуждаю, лучшаго и безопаснѣйшаго; сообщу и вамъ, чтобы вы вмѣстѣ со мною изслѣдовали и утвердили мое намѣреніе. Я разсудилъ, что всего лучше и безопаснѣе соблюсти средину между желаніемъ и страхомъ, и въ одномъ уступить желанію, въ другомъ — Духу. А сіе нашелъ я возможнымъ, если не вовсе будутъ убѣгать служенія, чтобы не отринуть благодати, что было бы опасно; и не возьму на себя бремени выше силъ своихъ, что было бы тягостно. Для перваго нужна другая голова, для послѣдняго — другія силы; вѣрнѣе же сказать, то и другое высокоумно. Напротивъ того, благочестиво и вмѣстѣ безопасно соразмѣрять служеніе съ силами и, какъ поступаемъ при употребленіи пищи, что по силамъ, принимать, а что выше силъ, оставлять. Ибо такъ умѣренностію въ томъ и другомъ пріобрѣтается и тѣлесное здравіе и душевное спокойствіе. Посему-то соглашаюсь теперь раздѣлять попеченіе съ добрымъ отцемъ, какъ съ большимъ и высокопарнымъ орломъ летающій близъ него не вовсе неопытный птенецъ. А потомъ предамъ крылья свои Духу — нести, куда угодно, и какъ угодно; и подъ Его руководствомъ никто не принудитъ и не поведетъ меня инуду. Ибо, хотя пріятно наслѣдовать отцевы труды, и привычная паства пріятнѣе незнакомой и чужой (присовокупилъ бы еще: и многоцѣннѣе предъ Богомъ, если только не обманываетъ любовь, и настоящихъ чувствованій не закрываеть привычка); однако же, полезнѣе и безопаснѣе начальствовать желающимъ и надъ желающими. Да и по закону нашему должно водить не насильно, и не нуждею, но волею (1 Петр. 5, 2). И другое начальство не можетъ утвердиться принужденіемъ; управляемое съ насиліемъ при всякомъ удобномъ случаѣ старается освободиться: тѣмъ паче наше, не столько начальство, сколько дѣтовожденіе, всего болѣе соблюдаетъ свободу. Ибо тайна спасенія — для желающихъ, а не для насильствуемыхъ.

Таково мое вамъ, братія, слово, сказанное просто, со всякимъ благорасположеніемъ; такова тайна моего сердца! Да превозможетъ то, что для васъ и для меня будетъ полезно, и дѣлами нашими да управитъ Духъ: ибо опять возвращается слово мое къ Духу, Которому предалъ я самого себя и главу, помазанную елеемъ совершенія во Вседержителѣ Отцѣ, въ Единородномъ Сынѣ и во Святомъ Духѣ и Богѣ. Ибо доколѣ намъ скрывать свѣтильникъ подъ спудомъ и какъ бы лишать другихъ совершеннаго Божества? Время поставить истину сію [2] на свѣщникѣ, да свѣтитъ она всѣмъ Церквамъ и душамъ, и всей полнотѣ вселенной не догадочно предлагаемая, не мысленно только преднаписуемая, но изрекаемая явно, какъ совершеннѣйшее обнаруженіе богословія въ сподобившихся сея благодати чрезъ самого Іисуса Христа, Господа нашего, Которому слава, честь и держава во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Св. Василія Великаго.
[2] Ученіе о Божествѣ Духа Святаго.

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Григорія Богослова, Архіепископа Константинопольскаго. Томъ I. — СПб.: Издательство П. П. Сойкина, [1910.] — С. 199-202.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0