Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 17 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Григорій Богословъ († ок. 390 г.)

Св. Григорій родился ок. 326-328 г. въ Аріанзѣ близъ Назіанза (въ Каппадокіи), гдѣ отецъ его былъ сначала градоначальникомъ, а потомъ епископомъ (см. 1 янв.). Какъ сынъ обѣта, св. Григорій былъ посвященъ Богу съ самаго дѣтства своею благочестивою матерію Нонною, очень рано началъ обнаруживать любовь къ подвигамъ благочестія и во всю жизнь оставался дѣвственникомъ. Образованіе онъ получилъ сначала въ Неокесаріи у Амфилохія, знаменитаго учителя краснорѣчія, потомъ въ Александріи и, наконецъ, въ Аѳинахъ, гдѣ подружился со св. Василіемъ Великимъ. У свв. друзей въ Аѳинахъ была одна комната, одинъ образъ жизни; имъ были знакомы только двѣ дороги: одна — къ св. храмамъ и находящимся при нихъ наставникамъ въ словѣ Божіемъ, другая — къ училищу, гдѣ они слушали наставниковъ наукъ внѣшнихъ; улицъ, ведущихъ на зрѣлища, они не знали, считая недостойнымъ вниманія то, что не ведетъ къ добродѣтели. Въ 356 г. св. Григорій принялъ крещеніе и съ неохладѣваемою ревностію продолжалъ изучать Св. Писаніе и подвизаться въ богомысліи, постѣ и молитвѣ. Пустыня сильно привлекала къ себѣ св. Григорія, но онъ рѣшился остаться въ домѣ родителей, чтобы въ лицѣ ихъ служить обществу и въ то же время жить строгимъ аскетомъ. далѣе>>

Творенія

Свт. Григорій Богословъ († ок. 390 г.)
Слово 13, произнесенное при рукоположеніи Евлалія въ епископа Доарскаго.

Пріимите, братія, слово мое, хотя оно весьма кратко и далеко отъ совершенства. Но Владыка Богъ знаетъ, какъ праведнымъ судомъ взвѣшивать милость; ибо пріемлетъ и Павлово насажденіе, какъ Павлово, и Аполлосово напоеніе (1 Кор. 3, 6), и двѣ лепты вдовицы (Лук. 21, 3), и смиреніе мытаря (Лук. 18, 14), и Манасіино исповѣданіе (2 Цар. 33, 13). Пріимите и вы новосоставленное слово о новопоставленномъ Пастырѣ. Пріимите гласъ благодаренія за видимыя нами чудеса. Хотя мы малы и послѣдніе въ сынахъ Израилевыхъ: но благодарить богато ничто не препятствуетъ и малымъ. Конечно, совершеннѣйшіе воздадутъ Богу и хвалу совершеннѣйшую: а мы принесемъ Ему нынѣ, какую можемъ.

Итакъ, воспойте Господеви пѣснь нову, яко дивна сотвори (Псал. 97, 1)! Мы были обуреваемы волнами, побораемы, изгоняемы; одни бѣдствія уже угнетали насъ, а другія угрожали намъ. Кто же премѣнилъ бурю въ тихій вѣтръ? Кто сокрушилъ оружіе, мечъ и брань? Кто принялъ насъ изгнанныхъ и отверженныхъ? Не ты ли, Боже, сотворилъ сіе? Господь крѣпокъ и силенъ, Господь силенъ въ брани (Псал. 22, 8), — Онъ разсѣкъ море, Онъ питалъ въ пустынѣ народъ бѣгствующій, пославъ ему чудный дождь [1], Онъ источилъ воду изъ камня, Онъ побѣдилъ Амалика неизъяснимымъ и таинственнымъ воздѣяніемъ рукъ (ибо руки священника, воздвигаемыя на горѣ и принимающія молитвенное положеніе, совершили то, чего не могли сдѣлать многія тысячи); Онъ разрушилъ стѣны безъ стѣнобитныхъ орудій и битвы; скажу, наконецъ, Онъ низложилъ Голіафа, гордаго и надменнаго потомка исполиновъ, дерзнувшаго выйти противъ великаго Давида. Посему скажемъ единодушно: Благословенъ Господь, Еже не даде насъ въ ловитву зубомъ ихъ. Потокъ прейде душа наша, яко птица избавися отъ сѣти ловящихъ (Псал. 123, 4. 6. 7); присовокупимъ и прочее, чтó вѣщаетъ душа, обрадованная великимъ даромъ Божіимъ.

Я шелъ, чтобы принесть не мечъ, но миръ. Я шелъ не къ посрамленію великаго Пастыря [2], который предсѣдательствуетъ въ славномъ городѣ [3]. Знаю, что онъ достопочтенъ, признаю его главою, именую святымъ, хотя и потерпѣлъ обиду; пусть онъ только будетъ чадолюбивъ и печется о своей Церкви. Я старался увеличить, а не сократить число іереевъ; низложить еретиковъ, а не уменьшить число православныхъ.

Что говоришь ты, сынъ Даѳана и Авирона [4], не вразумляющійся вождь, осмѣлившійся возстать противъ Моисея и поднять на насъ руки, какъ тѣ отверзали уста на великаго раба Божія? И ты не пришелъ въ ужасъ? ты не устыдился? не разсыпалась плоть твоя по землѣ, когда злоумышлялъ сіе? И послѣ сего будешь простирать тѣ же руки къ Богу? станешь приносить Ему дары, молиться о народѣ? Боюсь, чтобы мечъ Божій и до того не остался въ бездѣйствіи и покоѣ. Ты Пастырю своему не сдѣлалъ ничего важнаго, а себѣ причинилъ весьма много вреда, отчуждивъ себя отъ благодати Божіей.

Теперь приступи лучшій и совершеннѣйшій изъ Пастырей [5], и вмѣстѣ съ нами, или еще прежде насъ, прійми народъ свой, который поручилъ тебѣ Духъ Святый, который приводятъ къ тебѣ Ангелы, который пріобрѣли тебѣ твоя жизнь и добрые нравы! Не удивляйся же, что наслѣдуешь престолъ при различныхъ искушеніяхъ и препятствіяхъ. Ничто великое не бываетъ безъ искушенія и испытанія; ибо по естественному порядку маловажное сопровождается удобствомъ, а высокое — трудностію. Ты слышалъ сказавшаго, яко многими скорбми подобаетъ намъ внити въ Царствіе небесное (Дѣян. 14, 22), — скажи и самъ: проидохомъ сквозѣ огнь и воду, и извелъ еси ны въ покой (Псал. 65, 12). О, чудо! вечеръ водворися плачъ, и заутра радость (Псал. 29, 6). Пусть кричатъ враги и расширяютъ уста, какъ псы, которые лаютъ по пустому, а мы не будемъ вести брани. Учи покланяться Богу Отцу, Богу Сыну, Богу Духу Святому, въ трехъ ѵпостасяхъ, въ единой же славѣ и свѣтлости. Погибшее взыщи, немощное укрѣпи, крѣпкое снабди (Іез. 34, 16). Мы ожидаемъ отъ тебя такого же благоискусства въ дѣлахъ духовныхъ, какое ты, какъ извѣстно намъ, имѣешь въ мірскихъ. Итакъ, прійми отъ высшихъ вождей совершеннѣйшее вооруженіе, посредствомъ котораго возможешь стрѣлы лукаваго разженныя угасити (Ефес. 6, 16), и представить Господу люди избранны (Тит. 2, 14), языкъ святъ, царское священіе (1 Петр. 2, 9), во Христѣ Іисусѣ Господѣ, Которому слава во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Манну.
[2] Василія Великаго.
[3] Въ Кесаріи.
[4] Сіи и послѣдующія слова относятся къ Анѳиму, епископу Тіанскому, который былъ во враждѣ съ Василіемъ Великимъ.
[5] Рѣчь обращена къ Евладію.

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Григорія Богослова, Архіепископа Константинопольскаго. Томъ I. — СПб.: Издательство П. П. Сойкина, [1910.] — С. 203-204.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0