Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 24 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Григорій Богословъ († ок. 390 г.)
Слово 44. На недѣлю новую, на весну и на память мученика Маманта.

Древенъ и съ доброю цѣлію установленъ законъ чтить день Обновленія, лучше же сказать, съ днемъ Обновленія чтить новыя благодѣянія, и чтить не однажды, но многократно, всякій разъ какъ съ новымъ обращеніемъ года возвращается тотъ же день, дабы дарованное благо современемъ не изгладилось изъ памяти, и не исчезло, потерявшись въ глубинѣ забвенія. Обновляются, какъ читаемъ у Исаіи, острови къ Богу (Ис. 41, 1): что бы ни надлежало разумѣть подъ сими островами, а по моему мнѣнію разумѣть дóлжно Церкви, издавно устроенныя изъ язычниковъ, возникающія изъ горькаго невѣрія и получающія твердость удобовосходимую для Бога. Обновляется, у другаго Пророка (Іер. 1, 18), стѣна мѣдяна, то-есть, какъ думаю, душа твердая и златовидная, новоутвержденная въ благочестіи. Мы имѣемъ повелѣніе пѣть Господеви пѣснь нову (Псал. 149, 1), увлечены ли мы были грѣхомъ въ Вавилонъ, въ эту лукавую слитность, и потомъ счастливо возвратились во Іерусалимъ, и какъ тамъ, бывъ на землѣ чуждой, не могли пѣть божественной пѣсни, такъ здѣсь составли и новую пѣснь и новый образъ жизни, или постоянно пребывали и преуспѣвали въ добрѣ, и иное уже совершили, а иное еще совершаемъ при помощи Святаго и обновляющаго Духа. Обновляется, и притомъ весьма великолѣпно, Скинія свидѣнія, которую Богъ показалъ, Веселіилъ совершилъ, а Моисей водрузилъ. Обновляется и царство Давидово, даже однажды, но въ первый разъ при помазаніи, а въ другой — при провозглашеніи Давида царемъ. Быша же обновленія во Іеросолимѣхъ, и зима бѣ (Іоан. 10, 22), то-есть зима невѣрія. И пришелъ Іисусъ — Богъ и храмъ, Богъ вѣчный, храмъ новый въ одинъ день разоряемый, въ три дня возстановляемый и пребывающій во вѣки, да буду я спасенъ, воззванъ отъ древняго паденія, и содѣлаюсь новою тварію, возсозданный тавовымъ человѣколюбіемъ. Божественный Давидъ желаетъ сердца чистаго, въ немъ созидаемаго, и духа праваго, обновляемаго во утробѣ его, не потому, чтобы не имѣлъ (кому же и имѣть, какъ не великому Давиду?), но потому, что признаетъ новымъ настоящее непрестанно прилагаемое къ прошедшему. Но какая мнѣ нужда говорить о большемъ числѣ обновленій? Могу объяснить настоящее Обновленіе, которое нынѣ празднуемъ — отъ смерти преходя къ жизни. Обновленіе, обновленіе нашъ праздникъ, братія; да повторяется сіе неоднократно отъ удовольствія! И какое еще обновленіе? Кто знаетъ, пусть научитъ сему, а не знающій да обновитъ слухъ!

Богъ есть свѣтъ неприступный. Онъ непрерывенъ, не начинался, не прекратится; Онъ неизмѣняемъ, вѣчносіяющъ и трисіятеленъ: немногіе (думаю же, едва ли и не многіе) созерцаютъ Его во всей полнотѣ. Силы, окружающія Бога и служебные духи — суть вторые свѣты, отблески Свѣта перваго. А свѣтъ, который у насъ, не только начался впослѣдствіи, но пресѣкается ночью, и самъ равномѣрно пресѣкаетъ ночь. Онъ ввѣренъ зрѣнію, разлитъ въ воздухѣ, и самъ пріемлегь то, что отдаетъ; ибо доставляетъ зрѣнію возможностъ видѣть, и первый бываетъ видимъ посредствомъ зрѣнія, разлитый же вокругъ видимыхъ предметовъ сообщаетъ имъ видимость. Богъ, восхотѣвшій устроить сей міръ, который состоитъ изъ видимаго и невидимаго, и служитъ великимъ и дивнымъ проповѣдникомъ Его величія, сей Богъ для существъ присносущихъ Самъ есть Свѣтъ, а не иной кто (ибо нуженъ ли свѣтъ вторичный для тѣхъ, которые имѣютъ Свѣтъ высочайшій?). А существа дальнія и насъ окружающія прежде всего осіяваетъ Онъ симъ видимымъ свѣтомъ. Ибо великому Свѣту прилично было начать мірозданіе сотвореніемъ свѣта, которымъ уничтожаетъ Онъ тьму и бывшіе дотолѣ нестроеніе и безпорядокъ. И, какъ разсуждаю, въ началѣ Богъ сотворилъ не этотъ органическій и солнечный свѣтъ, но не заключенный въ тѣлѣ и въ солнцѣ, а потомъ уже данный солнцу освѣщать всю вселенную. Когда для другихъ тварей осуществилъ Онъ прежде вещество, а впослѣдствіи облекъ въ форму, давъ каждому существу устройство частей, очертаніе и величину; тогда, чтобы содѣлать еще большее чудо, осуществилъ здѣсь форму прежде вещества (ибо форма солнца — свѣтъ), а потомъ уже присовокупляетъ вещество, создавъ око дня, то-есть солнце. Посему къ днямъ причисляется нѣчто первое, второе, третье и такъ далѣе до дня седьмаго, упокоевающаго отъ дѣлъ, и сими днями раздѣляется все сотворенное, приводимое въ устройство по неизрѣченнымъ законамъ, а не мгновенно производимое Всемогущимъ Словомъ, для Котораго помыслить или изрѣчь значитъ уже совершить дѣло. Если же послѣднимъ явился въ міръ человѣкъ, почтенный Божіимъ рукотвореніемъ и образомъ; то сіе нимало не удивительно; ибо для него, какъ для царя, надлежало приготовить царскую обителъ, и потомъ уже ввести въ нее царя въ сопровожденіи всѣхъ тварей.

Итакъ, если бы мы пребыли тѣмъ, чѣмъ были, и сохранили заповѣдь, то одѣлались бы тѣмъ, чѣмъ не были, и пришли бы къ древу жизни отъ древа познанія. Чѣмъ же бы мы сдѣлались? Безсмертными и близкими къ Богу. Но поелику завистію лукаваго смерть въ міръ вниде (Прем. 2, 24) и овладѣла человѣкомъ чрезъ обольщеніе; то Богъ, ставъ человѣкомъ, страждетъ какъ человѣкъ, и обнищаваетъ до воспріятія плоти, чтобы мы обогатились Его нищетою. Отсюда смерть, и гробъ, и воскресеніе. Отсюда новая тварь и по праздникѣ праздникъ; и я опять учредитель торжества, праздную обновленіе моего спасенія.

«Что же?» скажешь. «Развѣ не обновленія день былъ и первый Воскресный день, послѣдовавшій за оною священною и свѣтоносною ночью? Для чего даешь сіе наименованіе нынѣшнему дню, о празднолюбецъ, вымышляющій многія веселія?» — То былъ день спасенія, а это день воспоминанія спасенія. Тотъ день разграничиваетъ собою погребеніе и воскресеніе, а этоть есть чисто день новаго рожденія, чтобы, какъ первое твореніе начинается днемъ недѣльнымъ (а сіе видно изъ того, что седьмый отъ него день дѣлается субботою, потому что онъ день упокоенія отъ дѣлъ), такъ и второе твореніе начиналось опять тѣмъ же днемъ; потому что онъ есть первый въ числѣ послѣдующихъ за нимъ, и осмый въ числѣ предшествующихъ ему — день изъ высокихъ высокій, изъ дивныхъ дивный; ибо ведетъ къ горнему состоянію. О семъ днѣ, мнѣ кажетея, гадательствуетъ и божественный Соломонъ, повелѣвая давать часть седмимъ, то-есть настоящей жизни, и осмимъ (Еккл. 11, 2), то-есть жизни будущей, какъ отъ здѣшняго благодѣланія, такъ и отъ тамошняго возстановленія. Но и великій Давидъ въ честь сего же дня воспѣваетъ псалмы свои: о осмомъ (Псал. 6 и 11), такъ какъ сему же дню обновленій воспѣваеть другой псаломъ (Псал. 29), именуя какое-то обновленіе дому; а сей домъ — мы, которые удостоились быть, именоваться и содѣловаться храмомъ Божіимъ.

Вотъ вамъ слово о днѣ Обновленія! Но и сами обновитесь, и совлекшись ветхаго человѣка, во обновленіи жизни (Рим. 6, 4) жительствуйте, наложивъ узду на все, отъ чего бываетъ смерть, обучивъ всѣ члены, возненавидѣвъ или изблевавъ всякую негодную снѣдь древа, и для того только памятуя древнее, чтобы избѣгать его. Красенъ на видъ и добръ въ снѣдь былъ тоть плодъ, который умертвилъ меня. Будемъ бѣгать доброцвѣтности, станемъ смотрѣть на самихъ себя. Да не побѣдитъ тя доброты похоть, ниже да восхитишися вѣждами (Прит. 6, 24), если можно, даже и бѣглаго взгляда, помня Еву, сію сладкую приманку, драгоцѣнную отраву. Спасетъ ли того чужая, кого погубила своя? Да не услаждается гортань твоя, въ которой бываетъ поглощено все, что даютъ ей, и многоцѣнное, прежде нежели ею принято, дѣлается ничего нестоющимъ по принятіи. Тебя изнѣжило обоняніе? Бѣгай благовоній. Разслабило осязаніе? откажись отъ всего, что гладно и мягко. Убѣдилъ слухъ? затвори двери всякой обольстительной и праздной бесѣдѣ. Отверзай уста твоя слову Божію (Прит. 31, 81), чтобы привлечь Духъ, а не похититъ себѣ смерти. Если обольщаетъ тебя что-нибудь запрещенное, вспомни, кто ты былъ, и отъ чего погибъ. Если хотя нѣсколько уклонился ты отъ здраваго смысла; войди въ себя, пока не совершенно обезумѣлъ и подвергся смерти, изъ ветхаго стань новымъ, и празднуй обновленіе души. Гнѣвъ питай на одного только змія, чрезъ котораго ты палъ. Всю вожделѣвательную силу твою устреми къ Богу, а не къ чему-либо иному злокозненному и обманчивому. Во всемъ да начальствуетъ разсудокъ, и лучшее въ тебѣ да не увлекается худшимъ. Не питай ненависти, и притомъ безъ причины, къ брату своему, за котораго Христосъ умеръ и, будучи Богомъ и Владыкой, сталъ твоимъ братомъ. Не завидуй благоуспѣвшему ты, который самъ возбудилъ къ себѣ зависть, повѣрилъ, что тебѣ завидуютъ, и чрезъ то низложенъ. Не презирай слезъ ты, который самъ претерпѣлъ достойное многихъ слезъ, и потомъ помилованъ. Не отталкивай отъ себя бѣднаго ты, который обогащенъ Божествомъ; въ противномъ случаѣ по крайней мѣрѣ не обогащайся во вредъ бѣдному; ибо и это уже много значитъ при нашей ненасытности. Не презирай странника, за котораго Христосъ былъ странникомъ (а у Христа всѣ мы странники и пришельцы), да не будешь по-прежнему устраненъ изъ рая. Нуждающемуся въ кровѣ, пищѣ и одеждѣ, доставь сіе ты, который пользуешься этимъ, и еще сверхъ нужды. Не люби богатства, если оно не помогаетъ бѣднымъ. Прощай — получившій прощеніе; милуй — помилованный. Человѣколюбіемъ пріобрѣтай человѣколюбіе, пока есть къ тому время. Да обновится у тебя вся жизнь, да обновятся всѣ пути твоей дѣятельности. Живущіе подъ игомъ супружества! дайте нѣчто и Богу, потому что вы связаны. Дѣвы! отдайте Богу все; потому что вы свободны. Не будьте хищницами рабскаго сластолюбія, избѣгающія свободы тѣмъ, что живете съ мужьями, хотя они вамъ не мужья. Не терплю, чтобы вы непрестанно страдали сладострастными воспоминаніями. Ненавижу знакомства чрезъ воздухъ. Сильные, убойтесь Сильнѣйшаго; сѣдящіе на высокихъ престолахъ, устрашитесь Вышняго! Не дивись тому, что непостоянно. Не презирай того, что постоянно. Не сжимай крѣпко того, что взятое въ руки расплывается. Не ревнуй о томъ, что достойно не зависти, а ненависти. Не возносись высоко, чтобы не пасть глубже. Не ставь въ великое, что кажешься лучше худыхъ, но скорби, что превосходятъ тебя добрые. Не смѣйся паденію ближняго; самъ ходи, сколько можешь, непреткновенно, но и лежащему на землѣ подавай руку. Въ печали не теряй надежды на благоденствіе, и при успѣшномъ теченіи дѣлъ жди печали. Въ одинъ годъ бываютъ четыре годовыя времени; одно мгновеніе производитъ многіе перевороты. Удовольствіе да пресѣкается у тебя заботою, а скорбь — лучшею надеждою. Такъ обновляется человѣкъ, такъ чествуется день обновленія, такимъ наслажденіемъ, такими яствами. Да не явишися, сказано, предо Мною (ϰενὸς) тощь (Исх. 23, 15), но принеси съ собою что-нибудь доброе. А теперь явись (ϰαινὸς) новъ, съ иными нравами, всецѣло измѣненъ. Древняя мимоидоша, се быша вся нова (2 Кор. 5, 17). Сіе плодоноси празднику, измѣнись добрымъ измѣненіемъ, и даже въ такомъ случаѣ не думай о себѣ высоко, но скажи съ Давидомъ: сія измѣна десницы Вишняго (Псал. 76, 11), отъ Котораго все благоуспѣшное въ людяхъ. Слово Божіе хочетъ, чтобы ты не на одномъ мѣстѣ стоялъ, но былъ приснодвиженъ, благодвиженъ, совершенно новозданъ, и если согрѣшаешь, обращался отъ грѣха, а если благоуспѣваешь, еще болѣе напрягалъ силы. Вчера вѣра твоя была сообразна съ обстоятельствами времени, нынѣ познай вѣру Божію. Доколѣ храмлешь на обѣ плеснѣ (3 Цар. 18, 21)? Долго ли будешь готовить нужное къ строенію? Займись наконецъ самою постройкою. Вчера вмѣнялъ ты себѣ въ честь казаться; нынѣ вмѣни въ большую себѣ честь быть тѣмъ на самомъ дѣлѣ. Долго ли будутъ однѣ грезы? Позаботься когда-нибудь и о дѣйствительности! Вчера ты былъ любителемъ зрѣлищъ; окаждсь нынѣ любителемъ созерцаній. Вчера былъ ты злорѣчивъ, наглъ, нынѣ говори одно доброе и будь кротокъ. Вчера предавался ты піянству; нынѣ служи цѣломудрію. Нынѣ пьешь вино; завтра пей воду. Нынѣ сладкосердствуешь на одрѣхъ отъ костей слоновыхъ и мажешься первыми вонями (Ам. 6, 4. 6); завтра ложись на голой землѣ и бодрствуй. Изъ смѣющагося сдѣлайся задумчивымъ, вмѣсто щегольскихъ одеждъ надѣнь рубище, вмѣсто высокомѣрнаго и напыщеннаго вида прими простую наружность, изъ златоносца стань нищетолюбцемъ, изъ высоковыйнаго поникшимъ къ землѣ. Если такъ будешь разсуждать и поступать; то будетъ небо новое и земля новая для тебя, постигающаго какъ прочее, такъ и сему основаніе.

Но перейдемъ уже и къ тому, чтобы воспраздновать прилично времени. Ибо все прекрасно стекается къ торжеству и сорадуется. Смотри, каково видимое! Царица годовыхъ временъ исходитъ во срѣтеніе царицѣ дней, и приноситъ отъ себя въ даръ все, что есть прекраснѣйшаго и пріятнѣйшаго. Нынѣ небо прозрачно; нынѣ солнце выше и златовиднѣе, нынѣ кругъ луны свѣтлѣе и сонмъ звѣздъ чище. Нынѣ вступаютъ въ примиреніе волны съ берегами, облака съ солнцемъ, вѣтры съ воздухомъ, земля съ растеніями, растенія со взорами. Нынѣ источники струятся прозрачнѣе, нынѣ рѣки текутъ обильнѣе, разрѣшившись отъ зимнихъ узъ; лугъ благоухаетъ, растеніе цвѣтетъ, трава посѣкается, и агнцы скачутъ на злачныхъ поляхъ. Уже корабль выводится изъ пристани съ восклицаніями, притомъ большею частію благоугодными, и окриляется парусомъ; дельфинъ, съ возможнымъ удовольсгвіемъ переводя дыханіе и поднимаясь на-верхъ, играетъ около корабля и неутомимо сопровождаетъ пловцовъ. Уже земледѣлецъ водружаетъ въ землю плугъ, возводя взоръ горѣ и призывая на помощь Подателя плодовъ; уже ведетъ онъ подъ ярмо вола — оратая, нарѣзываетъ пышную борозду, и веселится надеждами. Уже пасущіе овецъ и воловъ настроиваютъ свирѣли, наигрываютъ пастушескую пѣснь, и встрѣчаютъ весну подъ деревьями и на утесахъ; уже садовникъ ухаживаетъ за деревьями; птицеловъ заготовляетъ клѣтки, осматриваетъ лучки, замѣчаеть полетъ птицъ; рыболовъ всматривается въ глубины, очищаетъ сѣтки, и сидитъ на камняхъ. Уже трудолюбивая пчела, расправивъ крылья и оставивъ улей, показываетъ свою мудростъ, летаетъ по лугамъ, собираетъ добычу съ цвѣтовъ, и иная обдѣлываетъ соты, переплетая шестиугольныя и одна на другую опрокинутыя чашечки, и смыкая ихъ поперемѣнно, то прямо, то подъ угломъ, вмѣстѣ для красоты и для прочности; а иная складываетъ медъ въ сіи хранилища, и воздѣлываетъ для пришлаго гостя сладкій и безъ плуга возращенный плодъ. О если бы поступили такъ и мы, Христовъ пчельникъ, мы — имѣющіе передъ собою такой образецъ мудрости и трудолюбія! Уже птица вьетъ себѣ гнѣздо; одна прилетаетъ въ него временно, другая живетъ въ немъ постоянно, а иная летаетъ вокругъ, оглашаетъ лѣсъ и какъ-бы разговариваетъ съ человѣкомъ. Все воспѣваетъ Бога и славитъ Его безсловесными гласами. И чрезъ меня за все приносится благодареніе Богу. Такимъ образомъ хвалебная ихъ пѣснь дѣлается моею, отъ нихъ и я беру поводъ къ пѣснословію. Ибо нынѣ выражаетъ радость свою все живущее, и у насъ наслаждается всякое чувство. Нынѣ высоковыйный и рьяный конь, наскучивъ стоять подъ кровлей и разорвавъ привязь, скачетъ по полю и красуется при рѣкахъ.

Что еще? Нынѣ Мученики подъ открытымъ небомъ совершаютъ торжественное шествіе, къ свѣтлымъ алтарямъ созываютъ народъ христолюбивый и возвѣщаютъ свои подвиги. Къ ихъ числу принадлежитъ и мой вѣнценосецъ (онъ мой, хотя и не у меня: да падетъ зависть! говорю знающимъ), знаменитѣйшій Мамантъ, и пастырь и мученикъ. Онъ прежде доилъ ланей, которыя одна предъ другою поспѣшали напитать праведника необыкновеннымъ млекомъ; а теперь пасетъ народъ матери градовъ, и сегодня, среди многихъ тысячъ отвсюду поспѣшающихъ людей, празднуетъ обновленіе весны — какъ отличающейся красотами добродѣтелей, такъ достойной Пастырей и торжественныхъ словъ.

Скажу еще короче: нынѣ весна естественная, весна духовная, весна для душъ, весна для тѣлъ, весна видимая, весна невидимая; и о если бы мы сподобились ея тамъ, прекрасно измѣнившись здѣсь, и обновленными прейдя въ новую жизнь, о Христѣ Іисусѣ Господѣ нашемъ, Которому всякая слава и честь и держава со Святымъ Духомъ, во славу Бога Отца, аминь!

Печатается по изданiю: Творенiя иже во святыхъ отца нашего Григорiя Богослова, Архiепископа Константинопольскаго. Томъ I. СПб.: Издательство П. П. Сойкина, [1910.] – С. 655-661.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0