Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 22 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 22.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Григорій Богословъ († ок. 390 г.)
ПОСЛАНІЯ.

Посланіе 1, къ монаху Евагрію, о Божествѣ.

Весьма дивлюсь ясности твоего ума и прихожу въ крайнее изумленіе отъ того, что, чрезъ точные вопросы свои, дѣлаешься ты виновникомъ такихъ умозрѣній и столь важныхъ изслѣдованій, когда приводишь меня въ необходимость говорить и трудиться надъ доказательствами тѣмъ, что предлагаешь мнѣ необходимые и полезные вопросы. Ибо, послѣ твоихъ вопросовъ, и мнѣ совершенно необходимо дать ясные на нихъ отвѣты. Такъ и теперь предложенный тобою вопросъ былъ слѣдующаго содержанія: какъ представитъ себѣ естество (иный правильнѣе назвалъ бы сіе сущностію, а не естествомъ) Отца и Сына и Святаго Духа? простымъ, или сложнымъ? Если оно просто: то какъ заключаетъ въ себѣ Три — число наименованныхъ выше? Что просто, то одновидно и нечисленно; а что подлежитъ счисленію, то необходимо разсѣкается, хотя бы и не было счисляемо; и разсѣкаемое подлежитъ страданію: ибо сѣченіе есть страданіе. Итакъ, если естество Всесовершеннаго просто; то напрасно нареченіе Именъ: а если нареченіе Именъ истинно, и дóлжно вѣровать въ Имена; то не имѣетъ уже мѣста одновидность и простота. Посему какое же естество Божіе? — спрашивалъ ты меня.

Слово истины представитъ на сіе объясненіе со всею тщательностью; оно не будетъ, по недостатку доказательствъ, неразумно замѣнятъ ихъ призракомъ безотчетной вѣры, не покусится нетвердость своего убѣжденія закрывать свидѣтельствами древнихъ басней: но точнымъ изслѣдованіемъ и прямыми заключеніями приведетъ въ ясность достовѣрность умозрѣнія. Да поступитъ же слово наше съ сего, и да окажетъ, какъ дóлжно представлять себѣ Божество, простымъ ли чѣмъ, или тройственнымъ? Ибо такъ говорить и вѣровать принуждаетъ насъ тройственность именъ. И нѣкоторые, употребивъ во зло сіи имена, составили нетвердыя и совершенно неумѣстныя ученія, полагая, что съ произношеніемъ именъ вмѣстѣ и сущность терпитъ уже раздѣленіе. Но намъ, какъ и самъ ты говоришь, дóлжно оставить таковыхъ, нетвердо доказывающихъ пріемлемое ими ученіе; устремимъ же умъ свой на правильное усвоеніе познанія. Итакъ, прежде опредѣлимъ, что такое есть Богъ; потомъ тщательно займемся доказательствами.

Сущность Божія, безъ сомнѣнія, проста и нераздѣльна, по самому естеству имѣя въ себѣ простоту и безтѣлесность. Но можетъ быть противорѣчитъ сему понятіе о раздѣльности именъ, числомъ три уничтожая одновидность Всесовершеннаго. Неужели же ради одновидности необходимо намъ оставить исповѣданіе Отца и Сына и Святаго Духа? Никакъ. Ибо нареченіе именъ не повредитъ нераздѣльному единству Всесовершеннаго. Умопостигаемое, хотя и многоименно (у каждаго народа оно именуется весьма многими именами), однакоже выше всякаго наименованія; потому что для умосозерцаемаго и безплотнаго нѣтъ ни одного собственнаго имени. И какъ наименовать собственно то, что не подлежитъ нашимъ взорамъ, чего вовсе не можемъ уловить человѣческими чувствами? Но для точнѣйшаго уразумѣнія цѣлаго возмемъ малѣйшую частицу умосозерцаемаго — душу. Душа называется именемъ женскаго рода, но не имѣетъ въ себѣ никакого женственнаго свойства, такъ какъ, по существу своему, она ни мужескій полъ, ни женскій. Подобнымъ образомъ и раждаемый душею λόγος (слово) хотя имѣетъ имя мужескаго рода, однакоже и онъ, какъ извѣстно, состоитъ внѣ всякой, мужеской ли то или женской, тѣлесности. А если и послѣдній изъ умосозерцаемыхъ — душа и слово, не имѣютъ собственныхъ именъ: то какъ можно сказать, что собственными именами называются такіе предметы, которые въ ряду умосозерцаемыхъ суть первые и даже выше умосерзцаемаго? Но хотя употребленіе именъ полезно по необходимости, такъ какъ оно ведетъ насъ къ составленію понятія о предметахъ умосозерцаемыхъ; однако же нѣкоторые, думая, что вмѣстѣ съ наименованіями и самая сущность грубымъ образомъ дѣлится на части, представляютъ въ мысляхъ своихъ нѣчто во всѣхъ отношеніяхъ недостойное Божественнаго. Намъ же, цѣнителямъ истины, дóлжно знать, что божественная и нераздѣльная сущность Всесовершеннаго не сложна и единовидна, но, для пользы нашего душевнаго спасенія, какъ сказали мы, дѣлится, повидимому, наименованіями, и допускаетъ необходимость дѣленія. Какъ душа, которая сама есть существо умосозерцаемое, пораждаетъ множество безпредѣльныхъ мыслей, однакоже не дѣлится отъ того, что подлежитъ мышленію, и отъ предшествовавшихъ въ ней мыслей не истощается; въ богатствѣ мыслей, но болѣе обогащается, нежели оскудѣваетъ; и какъ сіе самое призносимое и общее всѣмъ слово не отдѣльно отъ души, его произносящей, но тѣмъ не менѣе бываетъ въ то же время и въ душахъ слушающихъ, такъ что и отъ первой не отлучается, и въ послѣднихъ находится, производитъ же болѣе единеніе, нежели раздѣленіе ихъ и нашихъ душъ: такъ и ты представляй Сына нимало неотлучнымъ отъ Отца, и опять Духа Святаго неотлучнымъ отъ Сына, подобно какъ мысль въ умѣ.

Какъ между умомъ, мыслію и душею невозможно представить какого-либо дѣленія или сѣченія, такъ равно невозможно представлять никакого дѣленія или сѣченія между Святымъ Духомъ, и Спасителемъ, и Отцемъ: потому что, какъ сказали мы, естество умосозерцаемаго и Божественнаго нераздѣльно. Или еще: какъ невозможно найдти дѣленія между кругомъ солнечнымъ и лучемъ по причинѣ неизмѣняемости, безтѣлесности, простоты и недѣлимости, напротивъ того лучъ соединенъ съ кругомъ и наоборотъ, кругъ, подобно роднику, потоками изливаетъ на все лучи, какъ бы наводняя насъ свѣтомъ и вдругъ погружая въ море красоты: такъ, подобно какимъ-то лучамъ, ниспосланы къ намъ отъ Отца свѣтоносный Іисусъ и Святый Духъ. Ибо какъ лучи свѣта, по природѣ своей имѣя между собою нераздѣльное соотношеніе, отъ свѣта не отлучаются, другъ отъ друга не отсѣкаются, и до насъ низводятъ даръ свѣта: такимъ же образомъ и Спаситель нашъ и Святый Духъ — какъ сугубый лучъ Отца, и намъ преподаютъ свѣтъ истины, и пребываютъ соединены со Отцемъ. И какимъ образомъ изъ воднаго источника, дающаго безъ оскудѣнія сладкую воду, иногда обильная и неудержимая струя, выходя въ началѣ изъ одного ключа единымъ токомъ, въ теченіи сѣчется на два ручья и, если смотрѣть на образовавшіеся ручьи, имѣетъ двойное теченіе, въ самой же сущности отъ такого дѣленія ничего не терпитъ, потому что токъ, хотя раздѣляется положеніемъ ручьевъ, однакоже сохраняетъ одно и то же качество влаги, и каждый изъ означенныхъ ручьевъ, хотя представляется теряющимся вдали и далеко отстоящимъ отъ источника, но, по непрерывности теченія въ источникѣ, относительно къ началу, соединенъ съ источникомъ, его пораждающимъ: подобнымъ образомъ и Богъ всѣхъ благъ, Строитель истины, Отецъ Спасителя, первая вина жизни, стебль безсмертія, источникъ присносущной жизни, ниспослалъ намъ сугубый, умосозерцаемый даръ — Сына и Святаго Духа, но Самъ и по Своей сущности, не потерпѣлъ отъ сего никакого ущерба (ибо не подвергся какому-либо умаленію вслѣдствіе пришествія Ихъ къ намъ). Они, снисшедши къ намъ, тѣмъ не менѣе пребываютъ неотлучными отъ Отца. Ибо, какъ сказали мы въ началѣ, естество Всесовершенныхъ нераздѣльно.

Весьма многое, достопочтеннѣйшій, и гораздо больше, чѣмъ сказано, можно было бы найдти къ ясному изложенію самаго необходимаго вопроса объ Отцѣ и Сынѣ и Святомъ Духѣ, какъ именно надлежитъ понимать оный: но поелику для тебя и для подобныхъ тебѣ нетрудно и изъ немногаго познать многое, то по сей причинѣ призналъ я справедливымъ здѣсь прекратить слово о семъ членѣ ученія.

Печатается по изданію: Творенiя иже во святыхъ отца нашего Григорiя Богослова, Архiепископа Константинопольскаго. Томъ II. — СПб.: Издательство П. П. Сойкина, 1910. — С. 3-6.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0