Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 29 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Григорій Богословъ († ок. 390 г.)
ПОСЛАНІЯ.

Посланіе 2, къ Нектарію, епископу Константинопольсному.

Повидимому, настоящая жизнь наша во всемъ оставлена безъ Божія попеченія, которое охраняло Церкви во времена, намъ предшествовавшія. И у меня до того упалъ духъ отъ бѣдствія, что я не считаю несчастіями собственныхъ скорбей въ жизни своей, хотя онѣ весьма тяжки и многочисленны и, приключившись кому иному, показались бы неудобовыносимыми, но смотрю на одни общія страданія Церквей, объ уврачеваніи которыхъ если не заботиться въ настоящее время, то, дѣло дойдетъ постепенно до совершенной безнадежности. Еретики Аріане и Евдоксіане, не знаю кѣмъ подвигнутые къ безумію, какъ будто получивъ на то свободу, выставляютъ напоказъ свой недугъ, собирая Церкви, какъ будто дѣлаютъ сіе по праву. А спорливые послѣдователи Македонія дошли до такого безумія, что, присвоивъ себѣ имя епископовъ, появляются въ нашихъ мѣстахъ, называя рукоположителемъ своимъ Елевсія. Домашнее же наше зло — Евномій не довольствуется чѣмъ-нибудь обыкновеннымъ, но считаетъ для себя потерею, если не всѣхъ увлекъ съ собою въ погибель. Но это еще сносно; всего же тягостнѣе въ церковныхъ бѣдствіяхъ дерзость Аполлинаристовъ, которымъ, не знаю какъ, твоя святость попустила присвоить себѣ наровнѣ съ нами власть имѣть свои собранія. Безъ сомнѣнія ты, по Божіей благодати, весьма свѣдущъ въ божественныхъ таинствахъ, не только можешь защитить правое ученіе, но знаешь и то, что выдумано еретиками противъ здравой вѣры, — впрочемъ и отъ нашего можетъ быть смиренія не безвременно будетъ твоей пречестности услышать, что въ рукахъ у меня есть Аполлинаріево сочиненіе, въ которомъ излагаемое превосходитъ всякое еретическое ученіе. Ибо въ немъ утверждается, что плоть, принятая Единороднымъ Сыномъ Божіимъ въ дѣлѣ домостроительства для обновленія естества нашего, не въ послѣдствіи пріобщена, но отъ начала было въ Сынѣ сіе тѣлесное естество, и въ доказательство таковой нелѣпости, худо воспользовавшись однимъ изреченіемъ Евангельскимъ, Алоллинарій приводитъ: никто же взыде на небо, токмо сшедый съ небесе Сынъ человѣческій (Іоан. 3, 13), — какъ будто Онъ былъ уже Сыномъ человѣческимъ еще до снисшествія на землю, и снисшелъ, принеся съ Собою собственную плоть, ту, которую имѣлъ на небѣ, предвѣчную и принадлежащую къ сущности. Приводитъ еще и Апостольское одно изреченіе, оторвавъ оное отъ цѣлаго состава рѣчи; вторый человѣкъ съ небесе (1 Кор. 15, 47). Потомъ доказываетъ, что сей приходящій свыше человѣкъ не имѣетъ ума, и Божество Единороднаго, восполняющее въ Немъ мѣсто ума, составляетъ часть человѣческаго состава и именно третію; потому что въ Немъ есть душа и тѣло по человѣчеству, а ума нѣтъ, но мѣсто ума восполняетъ Божіе Слово. И это еще не самое худшее; напротивъ того, всего нестерпимѣе, что, по разсужденію Аполлинарія, самъ Единородный Богъ, Судія всѣхъ, Начальникъ жизни и Истребитель смерти, смертенъ, пріялъ страданіе собственнымъ Божествомъ Своимъ, и во время тридневнаго умершвленія плоти, соумерщвлялось и Божество, и такимъ образомъ воскрешено опять отъ смерти Отцемъ. Долго было бы пересказывать все прочее, что еще присовокупляетъ онъ къ таковымъ нелѣпостямъ. Посему, если такъ умствующіе имѣютъ право имѣть свои собранія, да разсудитъ твоя испытанная во Христѣ мудрость, что, когда мы несогласны съ ними въ образѣ мыслей, дать имъ право имѣть свои собранія значитъ не иное что, какъ признать, что ученіе ихъ истиннѣе нашего. Ибо, если дозволяется имъ, какъ благочестивымъ, учить сообразно съ ихъ образомъ мыслей и свободно проповѣдывать содержимое ими ученіе, то не явно ли симъ осуждается ученіе Церкви, какъ будто истина на ихъ сторонѣ? Ибо не естественно быть истинными двумъ противнымъ ученіямъ объ одномъ и томъ же. Какъ же твой великодаровитый и высокій умъ потерпѣлъ, чтобы не воспользоваться обычною свободою къ уврачеванію такого зла? Но если прежде не было сдѣлано сего, по крайней мѣрѣ теперь да возстанетъ твое не укоризненное въ добродѣтели совершенство и внушитъ благочестивѣйшему Царю, что не будетъ никакой пользы отъ всей заботливости его о Церквахъ, если такое зло, стремящееся къ ниспроверженію здравой вѣры, усилится по причинѣ данной имъ свободы.

Печатается по изданію: Творенiя иже во святыхъ отца нашего Григорiя Богослова, Архiепископа Константинопольскаго. Томъ II. — СПб.: Издательство П. П. Сойкина, 1910. — С. 6-7.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0