Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 16 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Григорій Богословъ († ок. 390 г.)
ПѢСНОПѢНІЯ ТАИНСТВЕННЫЯ.

Слово 8. О завѣтахъ и о пришествіи Христовомъ.

Теперь вникни въ значеніе двоякаго залсона, обнародованнаго подъ именемъ ветхаго и подъ именемъ новаго, и даннаго сперва евреямъ, потому что они первые познали царствующаго въ горнихъ Бога, а потомъ и всѣмъ концамъ земли. Ибо Богъ всевѣдецъ управляетъ человѣкомъ, изрекая ему повелѣнія не противорѣчащія, какъ дѣлаетъ какой-нибудь несвѣдущій умъ, и не измѣняющіяся, что ставится въ вину даже смертнымъ. Таково мое понятіе о помощи возлюбившаго насъ Бога.

Злобный врагъ, послѣ того, какъ извергъ изъ рая перваго Адама, обольстивъ его вредоноснымъ плодомъ человѣкоубійственнаго древа, подобно тому, какъ поражаютъ оружіемъ воинство, въ которомъ убитъ предводитель, старался и въ дѣтяхъ Адамовыхъ насадитъ зло и смерть. Онъ съ злохитреннымъ умышленіемъ, отвлекши человѣка отъ небеснаго Бога, обратилъ его взоры на звѣздное небо, сіяющее свѣтозарными красотами, и на изображенія людей умершихъ, какія соорудила любовь, и ввела въ славу баснь, сперва принятая съ вѣрою незложелательными друзьями, потомъ никѣмъ не уличенная во лжи, съ теченіемъ же лѣтъ непрестанно пріобрѣтавшая новую силу. И священный еврейскій родъ погубилъ умъ, не покорялся пророкамъ, которые жаловалисъ, умоляли и непрестанно угрожали гнѣвомъ Царя, а въ прежнія времена даже убивалъ ихъ. Самые цари не имѣли страха Божія, но большею частію оказались злонравными; и при нихъ не вовсе были оставлены рощи, высоты горъ и кровавыя жертвы демонамъ. За сіе евреи навлекли на себя ревнивый гнѣвъ великаго Бога, и погибли; а вмѣсто ихъ вступилъ на путь я, чтобы, возбудивъ въ нихъ соревнованіе, заставить и ихъ возвратиться къ благочестивой вѣрѣ во Христа, послѣ поздняго раскаянія, когда насытятся скорбію о предпочтеніи имъ нововведеннаго народа, заступившаго ихъ мѣсто.

Но сіе будетъ впослѣдствіи. Поелику же евреи презрѣли законъ; то родъ человѣческій удостоенъ, наконецъ, слѣдующей чести, по мановенію безсмертнаго Отца и дѣйствіемъ Сына. Христосъ, когда увидѣлъ, что душепагубный грѣхъ истребилъ въ человѣческомъ тѣлѣ все, что было вложено небеснаго, и хитрый змій царствуетъ надъ людьми, тогда, для возвращенія Себѣ Своего достоянія, не другихъ помощниковъ послалъ противъ болѣзни (потому что въ великихъ страданіяхъ слабое врачевство недостаточно), но Самъ истощивъ славу, какую имѣлъ, какъ безматерній Сынъ безсмертнаго Бога Отца, явился безъ отца необычайнымъ для меня сыномъ, даже не необычайнымъ, потому что произошелъ отъ меня, и Безсмертный, ставъ смертнымъ, пришелъ чрезъ Матерь-Дѣву, чтобы цѣлому спасти цѣлаго человѣка. И поелику чрезъ преступное вкушеніе палъ цѣлый Адамъ; то, по человѣческимъ и вмѣстѣ не человѣческимъ законамъ, воплотившись въ честной утробѣ жены, не познавшей брака (о, чудо невѣроятное для немощнѣйшихъ!), пришелъ Богъ и вмѣстѣ смертный, сочетавшій во едино два естества — одно сокровенное и другое видимое для людей, и изъ которыхъ одно было Богъ, а другое родилось для насъ въ послѣдокъ дней. Въ двухъ естествахъ единый есть Богъ — мой Царь и Христосъ; потому что соединенъ съ Божествомъ и изъ Божества сталъ человѣкъ, чтобы, явившись среди земнородныхъ другимъ, новымъ Адамомъ, уврачевать прежняго Адама. Но Онъ явился, закрывшись отвсюду завѣсою, потому что иначе невозможно было бы приблизиться къ моимъ немощамъ, и притомъ нужно было, чтобы змій, почитающій себя мудрымъ, приступивъ къ Адаму, сверхъ чаянія встрѣтилъ Бога, и о крѣпость Его сокрушилъ свою злобу, какъ шумное море сокрушается о твердый утесъ. Когда же явился Христосъ; при Его рожденіи поколебались земля и небо. Небесный ликъ возгласилъ пѣснопѣнія, а звѣзда съ востока указывала путь волхвамъ — служителямъ новорожденнаго Царя, приносяшимъ Ему дары.

Таково мое слово о новомъ рожденіи Христовомъ! Здѣсь нѣтъ ничего позорнаго; потому что позоренъ одинъ грѣхъ. А во Христѣ не имѣетъ мѣста позорное; потому что Его [1] создало Слово, а не отъ человѣческаго сѣмени сталъ Онъ человѣкомъ. Но изъ плоти Пречистой неневѣстной Матери, которую предварительно очистилъ Духъ, исшелъ самосозданный человѣкъ; принялъ же очищеніе ради меня. Ибо и все законное исполнилъ, какъ думаю, для того, чтобы воздать Закону и награду, какъ воспитателю, и погребальную честь, какъ отмѣняемому.

Но когда явился Предреченный пресвѣтлымъ свѣтильникомъ великаго Свѣта, предтечею въ рожденіи, предтечею и въ словѣ, вопіющимъ среди пустыни, что Христосъ мой есть Богъ; тогда сталъ Онъ посредникомъ двухъ народовъ, одного дальняго, другого ближняго (потому что былъ общимъ для нихъ краеугольнымъ камнемъ), и даровалъ смертнымъ двоякое очищеніе — одно вѣчнаго Духа, и имъ очистилъ во мнѣ прежнее поврежденіе, рождаемое отъ плоти, — другое — нашея крови (ибо своею называю ту кровь, которую истощилъ Христосъ Богъ мой), искупленіе первородныхъ немощей и избавленіе міра.

Если бы я былъ не человѣкъ измѣняемый, а не преодолимый; то была бы нужна мнѣ только заповѣдь великаго Бога, и она бы меня украшала, спасала и вела къ высокой славѣ. Но теперь не богомъ создалъ меня Богъ, а поставилъ въ равновѣсіи удобопреклоннымъ туда и сюда; потому и поддерживаетъ меня многими опорами, изъ которыхъ одною служитъ для людей благодатъ омовенія. Какъ нѣкогда еврейскія дѣти спасались отъ погубленія Христовою кровію, и очищали праги дверей, между тѣмъ какъ въ одну ночь погибли всѣ первородные Египта; такъ и это для меня есть печать избавляющаго насъ отъ золъ Бога, и для младенцевъ только печать, а для возрастныхъ врачевство и совершеннѣйшая божественная печать Христа Свѣтодавца, чтобы, спасшись изъ глубины скорбей и облегчивъ нѣсколько выю отъ бремени, обратилъ я стопы свои къ жизни. Ибо и путникъ, отдохнувъ отъ утомленія, воздвигаетъ укрѣпленныя въ силахъ колѣна. Какъ общее всѣхъ достояніе — воздухъ, земля, широкое небо и все, что влечетъ за собою кругъ годовыхъ временъ, такъ общимъ достояніемъ человѣковъ содѣлалась и спасительная купель.

Примѣчаніе:
[1] То-есть человѣчество Іисуса Христа.

Печатается по изданію: Творенiя иже во святыхъ отца нашего Григорiя Богослова, Архiепископа Константинопольскаго. Томъ II. — СПб.: Издательство П. П. Сойкина, 1910. — С. 35-37.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0