Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 23 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Григорій Богословъ († ок. 390 г.)
ПѢСНОПѢНІЯ ТАИНСТВЕННЫЯ.

Слово 12, блаженства и опредѣленія духовной жизни [1].

Блаженъ, кто ведетъ пустынную жизнь, не имѣетъ общенія съ привязанными къ землѣ, но обожилъ свой умъ.

Блаженъ, кто, въ общеніи со многими, не развлекается многимъ, но преселилъ къ Богу всецѣлое сердце.

Блаженъ, кто, вмѣсто всѣхъ стяжаній, пріобрѣлъ Христа, у кого одно стяжаніе — крестъ, который и несетъ онъ высоко.

Блаженъ, кто господинъ своихъ чистыхъ отъ неправды стяжаній, и подаетъ нуждающимся божескую руку.

Блаженна жизнь счастливыхъ дѣвственниковъ, которые, отрясши плоть, близки къ чистому Божеству.

Блаженъ, кто, уступивъ немногое законамъ брака, приноситъ въ даръ Христу большую часть любви.

Блаженъ, кто, воспріявъ на себя власть надъ народомъ, чистыми и великими жертвами примиряетъ Христа съ земнородными.

Блаженъ, кто, принадлежа къ стаду, занимаетъ мѣсто между пасомыми, какъ совершеннѣйшая овца Христова.

Блаженъ, кто, въ высокихъ пареніяхъ очищеннаго ума, видитъ свѣтозарность небесныхъ свѣтовъ.

Блаженъ, кто многотрудными руками чтитъ царя, и для многихъ служитъ закономъ жизни.

Всѣ они наполняютъ собою небесныя точила — эти влагалища для плода нашихъ душъ, хотя каждая добродѣтель ведетъ въ особое мѣсто; потому что много обителей для многихъ родовъ жизни.

Блаженъ, кто показалъ великій духъ, обнищавшій страстями, кто проводитъ здѣшнюю жизнь въ слезахъ, кто всегда алчетъ небесной снѣди, кто чрезъ кротость дѣлаетъ себя наслѣдникомъ великихъ обѣтованій, кто своею сострадательностію привлекаетъ къ себѣ великое Божіе милосердіе, кто другъ мира и чистъ сердцемъ, кто терпитъ великія скорби ради Христа — великой славы, и самъ идетъ во срѣтеніе великой славѣ.

Иди, какою хочешь изъ этихъ, стезею. Если пойдешь всѣми; это всего лучше. Если пойдешь немногими, — вторый тебѣ вѣнецъ А если пойдешь и одною, но превосходно; — и то пріятно. Всѣмъ уготованы обители по достоинству — и совершеннѣйшимъ и менѣе совершеннымъ.

И Раавъ неблагочинную вела жизнь, но и ту содѣлала славною черезъ свое превосходное страннолюбіе. Мытарь за одно — за смиренномудріе получилъ преимущество предъ фарисеемъ, который много превозносился. Лучше дѣвственная жизнь; подлинно лучше! — но если она предана міру и земному, то хуже супружества. Высока жизнь цѣломудренныхъ нестяжателей, привитающихъ въ горахъ; но гордость и ихъ низлагала неоднократно; потому что они, не измѣряя своей добродѣтели другими совершеннѣйшими образцами, иногда въ сердцѣ своемъ именуютъ высотою, что не высоко, а не рѣдко, при пламенѣющемъ умѣ, ноги, какъ горячіе кони, несутъ ихъ далѣе цѣли. Посему, или на легкихъ крылахъ несись все выше и выше, или, оставаясь внизу, совершай безопасное теченіе, не страшась, что какая-нибудь тяжесть преклонитъ крылья твои къ землѣ, и ты, вознесшись, падешь жалкимъ паденіемъ.

Малый корабль, скрѣпленный частыми гвоздями, поднимаетъ больше груза, нежели большой корабль, худо связанный. Тѣсный путь устроенъ къ Божіимъ вратамъ; но многія стези выводятъ на одну дорогу. Пусть одни идутъ тою, а другіе — другою стезею, какую кому указываетъ природа, только бы всякій вступилъ на тѣсный путь. Не всѣмъ равно пріятна одна снѣдь; и христіанамъ приличенъ не одинъ образъ жизни.

Для всѣхъ превосходны слезы, бдѣнія и труды. Для всѣхъ хорошо обуздывать ярость безпокойныхъ страстей, преодолѣватъ невоздержность, подкланяться подъ державную руку Христову и трепетать грядущаго дня [2]. Если же идешь совершенно горнимъ путемъ; ты уже не смертный, но, по Григоріеву слову, одинъ изъ небожителей.

[3] Поклялся я самимъ Словомъ, Которое для меня есть высочайшій Богъ, Начало отъ Начала — отъ безсмертнаго Отца, Образъ Первообраза, естество, равное Отчему, Богъ, пришедшій съ небесъ и вступившій въ человѣческую жизнь, — поклялся я, ни умомъ, замыслившимъ вражду, не унижать великій Умъ, ни чуждымъ словомъ — Слово. А если бы, послѣдовавъ внушеніямъ богоборныхъ временъ, сталъ я разсѣкать Божество пресвѣтлой Троицы; если бы мой умъ обольстился высокимъ престоломъ, или подалъ я руку искательству другихъ; если бы предпочелъ я Богу смертнаго помощника, привязавъ корабль свой къ хрупкому камню; если бы въ счастіи возгордился я сердцемъ, или опять, встрѣтившись съ напастями, унылъ духомъ; если бы сталъ я судить судъ, уклонившись сколько-нибудь отъ закона; если бы человѣческой гордости отдалъ я предпочтеніе предъ преподобными, если бы, видя, какъ злые наслаждаются тишиною, а добрые разбиваются объ утесы, уклонился я отъ праваго пути; если бы зависть изсушила мое сердце, если бы посмѣялся я паденію другихъ, хотя и не святыхъ, какъ будто бы самъ стою неподвижною ногою; если бы отъ умножившейся желчи палъ мой умъ; если бы языкъ побѣжалъ безъ узды, и похотливое око увлекло за собою сердце; если бы возненавидѣлъ я кого напрасно; если бы коварно или явно сталъ я мстить своему врагу; если бы отпустилъ я отъ себя нищаго съ пустыми руками, или съ сердцемъ, жаждущимъ небеснаго слова: то Христосъ да будетъ милосердъ къ другому, а не ко мнѣ; мои же труды, до самой сѣдины, да развиваетъ вѣтеръ!

Такими законами связалъ я жизнь свою. А если въ желаемомъ досгигну конца; то по Твоей благодати, Нетлѣнный!

Примѣчанія:
[1] У Биллія стихотвореніе 16-е.
[2] Суда по всеобщемъ воскресеніи.
[3] У Биллія начинается здѣсь стихотвореніе 17-е, подъ заглавіемъ: клятвы или клятвенные обѣты. Впрочемъ, самъ Биллій въ толкованіи своемъ замѣчаетъ, что стихотвореніе сіе въ рукописи соединено съ предыдущимъ.

Печатается по изданію: Творенiя иже во святыхъ отца нашего Григорiя Богослова, Архiепископа Константинопольскаго. Томъ II. — СПб.: Издательство П. П. Сойкина, 1910. — С. 45-49.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0