Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 15 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Григорій Богословъ († ок. 390 г.)
ПѢСНОПѢНІЯ ТАИНСТВЕННЫЯ.

Слово 2, о Сынѣ.

Прежде всего прославимъ Сына, чтя кровь — очищеніе нашихъ немощей. Ибо, по причинѣ возставшаго на Бога, зломудреннаго, самоубійственнаго языка, нужно, чтобы и смертный помогъ небеснымъ.

Ничего не было прежде великаго Отца; потому что Онъ все имѣетъ въ Себѣ. И Его знаетъ неотлучный отъ Отца — Отцемъ рожденный, безлѣтный Сынъ, великаго Бога Слово, Образъ Первообраза, Естество равное Родителю. Ибо слава Отца — великій Сынъ. А какъ явился онъ отъ Отца — знаетъ единый Отецъ и Явившійся отъ Отца; потому что никто не былъ близъ Божества.

Впрочемъ то несомнѣнно извѣстно и всякому человѣку и мнѣ, что Божеству нельзя приписывать моего рожденія, то-есть теченія, безславнаго сѣченія. Если я дѣлаюсь родителемъ не безъ страданія, потому что составленъ изъ частей, то не слѣдуетъ изъ сего, чтобы подлежалъ страданію, кто вовсе несложенъ и безтѣлесенъ. Ибо что удивительнаго, если у тѣхъ, которые далеки между собою по естеству, и рожденія инаковы? Если время старѣе меня; то оно не прежде Слова, у Котораго Родитель безлѣтенъ.

Какъ Отецъ ничего не оставляетъ для умопредставленія выше безначальнаго Божества; такъ и Сынъ Отчій имѣетъ началомъ безлѣтнаго Отца, подобно тому какъ начало свѣта есть великій и прекраснѣйшій кругъ солнечный. Впрочемъ всякое подобіе ниже великаго Бога, и опасно, чтобы, поставивъ нѣчто между присносущнымъ Отцемъ и присносущнымъ Сыномъ, не отторгнуть намъ Царя-Сына отъ Царя-Отца. Ибо предполагать, что время, или хотѣніе, прежде Бога, по моему мнѣнію, значитъ разсѣкать Божество. Родитель великъ какъ Богъ, какъ родитель. Но если для Отца всего выше не имѣть никакой причины досточтимаго Божества; то и достопокланяемому Рожденію великаго Отца не менѣе высоко имѣть такое начало. Не отсѣкай Бога отъ Бога; потому что не знаешь такого сына, который бы далеко отстоялъ отъ Отца.

А слова: не рожденный и рожденіе отъ Отца не равнозначительны слову: Божество. Иначе кто произвелъ сіи два рода Божества? Въ отношеніи къ Богу оба они не входятъ въ понятіе сущности; естество же, по моему разумѣнію, неразсѣкаемо. Если Слову принадлежитъ рожденіе; то Отецъ, будучи безплотенъ, не пріемлетъ ничего свойственнаго плоти (человѣческій умъ никогда не дойдетъ до такого нечестія, чтобы помыслить сіе); и ты имѣешь Сына-Бога, достойную славу Родителя.

Если же ты, суемудрый, желая возвеличить Божество великаго Отца, и напрасно вселяя въ сердце пустый страхъ, отринулъ рожденіе, и Христа низводишь въ рядъ тварей; то оскорбилъ ты Божество обоихъ. Отецъ лишенъ у тебя Сына, и Христосъ не Богъ, если только Онъ сотворенъ. Ибо все, чего когда-либо не было, принадлежитъ къ тварямъ; а Рожденное по важнымъ причинамъ пребываетъ, и всегда будетъ, равнымъ Богу. Какое же основаніе тому, что ты, наилучшій, чрезъ Христовы страданія, въ послѣдствіи, когда преселишься отселѣ, станешь богомъ, а Христосъ подобнымъ тебѣ рабомъ, вмѣсто Божеской чести припишется Ему только превосходство между рабами?

Если, какъ ковачъ, намѣреваясь сдѣлать колесницу, готовитъ молотъ, такъ и великій Богъ въ послѣдствіи времени создалъ полезное орудіе, чтобы первородною рукою пріобрѣсть меня; то тварь во многихъ отношеніяхъ будетъ превосходнѣе небеснаго Христа, если только Слово для твари, а не тварь для Христа. Но кто же бы сталъ утверждать сіе? Если же Онъ принялъ плоть, чтобы помочь твоимъ немощамъ; а ты за сіе приводишь въ мѣру преславное Божество: то погрѣшилъ Милосердствовавшій о тебѣ. А для меня тѣмъ болѣе Онъ чуденъ, что и Божества не умалилъ, и меня спасъ, какъ врачъ, приникнувъ на мои зловонные струпы.

Онъ былъ смертенъ, но Богъ; родъ Давидовъ, но Адамовъ Создатель; плотоносецъ, но безтѣлесенъ; по матери — Дѣвѣ описанъ, но неизмѣримъ. Ясли вмѣстили Его, но звѣзда вела къ Нему волхвовъ, и принесшіе дары пришли и преклонили предъ Нимъ колѣна. Какъ человѣкъ, былъ Онъ въ бореніи, но, какъ неодолимый, въ троекратной борьбѣ препобѣдилъ искусителя. Вкушалъ Онъ пищу, но напиталъ тысячи, и воду претворялъ въ вино. Крестился; но очистилъ грѣхи; но Духъ громогласно провозгласилъ Его Сыномъ Безначальнаго. Какъ смертный погружался Онъ въ сонъ, и какъ Богъ укрощалъ море. Утомлялся Онъ въ пути; но у изнемогшихъ укрѣплялъ силы и колѣна. Молился; но Кто же внялъ умиленнымъ мольбамъ погибающихъ? Онъ былъ Жертва, но и Архіерей; Жрецъ, но и Богъ; принесъ въ даръ Богу кровь, но очистилъ весь міръ; вознесенъ на крестъ, но ко кресту пригвоздилъ грѣхъ. Къ чему же перечислять все подробно? Онъ приложился къ мертвецамъ, но возбужденъ изъ мертвыхъ, а прежде Самъ воскрешалъ мертвецовъ. Если одно показывало нищету смертнаго; то другое — богатство Безплотнаго. По крайней мѣрѣ ты, видя въ Немъ свойственное смертнымъ, не безчести Божества. Оно содѣлало славнымъ и перстный образъ, который изъ любви къ тебѣ образовалъ нетлѣнный Сынъ.

Печатается по изданію: Творенiя иже во святыхъ отца нашего Григорiя Богослова, Архiепископа Константинопольскаго. Томъ II. — СПб.: Издательство П. П. Сойкина, 1910. — С. 20-22.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0