Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 29 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Григорій Богословъ († ок. 390 г.)
ПѢСНОПѢНІЯ ТАИНСТВЕННЫЯ.

Слово 3, о Святомъ Духѣ.

Что медлишь, душа моя? Воспой и славу Духа; не отдѣляй въ словѣ Того, Кто не исключенъ по естеству. Съ трепетомъ чтимъ великаго Духа: Онъ мой Богъ, Имъ позналъ я Бога, Онъ самъ есть Богъ, и меня въ той жизни творитъ богомъ. Онъ всемогущъ; Онъ раздаятель даровъ, предметъ пѣснопѣній чистаго лика небесныхъ и земныхъ; Онъ Жизнеподатель, сѣдитъ на превознесенномъ престолѣ, исходитъ отъ Отца. Онъ Божія сила, Самовластитель. Онъ не Сынъ (потому что единъ есть благій Сынъ единаго Всеблагаго), но Онъ и не внѣ невидимаго Божества, а равночестенъ.

Кто же хочетъ Божество Небеснаго Духа найти на страницахъ богодухновоннаго закона; тотъ увидитъ многія частыя и вмѣстѣ сходящіеся стези, если только пожелаетъ видѣть, если сколько-нибудь сердцемъ привлекъ чистаго Духа, и умъ у него острозрителенъ. А если кто потребуетъ открытыхъ словъ вселюбезнаго Божества; то пусть знаетъ, что неблагоразумно его требованіе. Ибо доколѣ большей части смертныхъ не было явлено Божество Христово, не надлежало возлагать невѣроятнаго бремени на сердца до крайности немощныя. Не для начинающихъ благовременно совершеннѣйшее слово. Кто станетъ слабымъ еще глазамъ показывать полный блескъ огня, или насыщать ихъ непомѣрнымъ свѣтомъ? Лучше постепенно пріучать ихъ къ яркому блеску, чтобы не повредить и самыхъ источниковъ сладостнаго свѣта. Такъ и слово, открывъ прежде всецѣлое Божество Царя-Отца, стало озарять свѣтомъ великую славу Христову, являемую немногимъ разумнымъ изъ людей, а потомъ, яснѣе открывъ Божество Сына, осіяло намъ и Божество свѣтозарнаго Духа. И для тѣхъ проливало оно малый свѣтъ, большую же часть предоставило намъ, которымъ потомъ обильно и въ огненныхъ языкахъ раздѣленъ Духъ, показавшій явные признаки Своего Божества, когда Спаситель вознесся отъ земли. Знаю же, что Богъ естъ огнь для злыхъ и свѣтъ для добрыхъ.

Такъ доказалъ я тебѣ Божество Духа. Если же ты приходишь въ удивленіе, частію слыша о Сынѣ и не Сынѣ единаго Божества, а частію убѣжденный противоположными, удобоизвращаемыми мѣстами Писанія; то и здѣсь Самъ Богъ снизойдетъ и подастъ мнѣ слово.

Отъ одного первозданнаго произошли жена и Сиѳъ, и половина и порожденіе четы по законамъ брака, и нерожденная и рожденный, хотя тотъ и другая равно человѣкъ. Помня сіе, и ты не уничижай Божества, не предпочитай Одного, унижая Другаго. Одно есть естество неизмѣримое, несозданное, безлѣтное, благое, свободное и равночестное. Единъ есть Богъ въ трехъ Озареніяхъ, управляющій міромъ. Ими и я возбуждаюсь въ новой жизни, когда, погребая смерть въ купели, возвращаюсь ко свѣту. Ибо Троичное Божество даровало мнѣ силу возсіять свѣтоноснымъ. Нѣтъ, не обману тебя, любитель очищенія. Если бы я, омытый Божествомъ, сталъ разсѣкать свѣтлое Божество; то лучше бы... но боюсь докончить недоброе слово. Я входилъ въ купель въ надеждѣ сподобиться Божія дара. Если всего меня очистилъ Богъ; то весь Онъ для меня досточтимъ. Но неравный Божій даръ да получитъ тотъ злочестивый смертный, который самъ разсѣкаетъ свое Божество!

Если въ Божіемъ словѣ и у богоносныхъ мужей слышишь или о Сынѣ, или о благомъ Духѣ, будто бы Они имѣютъ второе мѣсто по Богѣ Отцѣ; то совѣтую тебѣ здѣсь, въ словахъ глубокой мудрости, находить тотъ смыслъ, что она не Божество разсѣкаетъ, но восходитъ къ единому безначальному корню, дабы ты видѣлъ единство державы, а не разность досточтимости.

Изъ Единицы Троица, и изъ Троицы опять Единица — Здѣсь не то же, что ключевая жила, ключъ и большая рѣка, и между тѣмъ единый токъ, въ трехъ видахъ стремящійся по землѣ; не то же, что свѣща изъ пылающаго костра, опять въ него влагаемая; не то же, что слово, исходящее изъ ума и въ немъ пребывающее; не то же, что отблескъ колеблющихся и освѣщенныхъ солнцемъ водъ, мелькающій на стѣнѣ, ни на одно мгновеніе не останавливающійся, но прежде приближенія удаляющійся и прежде удаленія приближающійся; не то же, — потому что естество Божіе не есть что-либо непостоянное или текучее, или опять сливающееся; напротивъ того Богу свойственна неизмѣнность.

А ты, мудрствуя такъ, приноси въ серддѣ чистую жертву. Въ трехъ Свѣтахъ одно естество неподвижно. Единица не безчисленна; потому что покоится въ трехъ Добротахъ. Троица не въ разной мѣрѣ досточтима; потому что естество неразсѣкаемо. Въ Божествѣ Единица, но тречисленны Тѣ, Которымъ принадлежитъ Божество. Каждый есть единый Богъ, если именуешь одного. И опять, единъ Богъ безначальный, изъ Котораго богатство Божества, когда слово упоминаетъ о Трехъ. Въ первомъ случаѣ проповѣдуется смертнымъ досточтимость Трехъ Свѣтовъ; во второмъ мы славимъ пресвѣтлое единодержавіе, и не восхищаемся многоначальнымъ соборомъ боговъ. Ибо, по моему разсужденію, многоначаліе есть то же, что и совершенное безначаліе, находящееся во взаимной борьбѣ. А борьба предполагаетъ раздоръ; а раздоръ быстро ведетъ къ разрушенію. Посему многоначаліе да будетъ у меня, какъ можно, дальше отъ Божества!

Тремя богами можно было бы назвать тѣхъ, которыхъ раздѣляли бы между собою время, или мысль, или державу, или хотѣніе — такъ что каждый никогда бы не былъ тождественъ съ прочими, но всегда находился съ ними въ борьбѣ. Но у моей Троицы одна сила, одна мысль, одна слава, одна держава; а чрезъ сіе не нарушается и единичностъ, которой великая слава въ единой гармоніи Божества.

Сіе только свѣту, который во мнѣ, открыло Троичное сіяніе изъ-за воскрилій завѣсы внутрь Божія храма, за которыми сокрыто царственное естество Божіе. А если нѣчто большее открыто Ангельскимъ ликамъ; то еще гораздо болѣе вѣдомо Самой Троицѣ.

Печатается по изданію: Творенiя иже во святыхъ отца нашего Григорiя Богослова, Архiепископа Константинопольскаго. Томъ II. — СПб.: Издательство П. П. Сойкина, 1910. — С. 22-24.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0