Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 19 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Григорій Богословъ († ок. 390 г.)
ПѢСНОПѢНІЯ ТАИНСТВЕННЫЯ.

Слово 5, о Промыслѣ.

Такъ водруженъ широко основанный міръ великимъ безконечнымъ Умомъ, Который все носитъ въ Себѣ и Самъ превыше всего. Но что за помыслъ объять необъятное? Богъ, какъ скоро устроилъ міръ, съ перваго же мгновенія, по великимъ и непреложнымъ законамъ, движетъ и водитъ его, какъ кубарь, ходящій кругами подъ ударомъ. Ибо не самослучайно естество сего обширнаго и прекраснаго міра, которому нельзя и вообразить чего-либо подобнаго, и въ продолженіе толикаго времени предоставленъ онъ не самослучайнымъ законамъ. Видалъ ли кто домъ, или корабль, или быструю колесницу, или щитъ и шлемъ, которые бы не были сдѣланы руками? Міръ не простоялъ бы столько времени, если бы въ немъ было безначаліе. И ликъ пѣвцевъ разстроится, если никто имъ не правитъ. Вселенной же не свойственно имѣть иного Правителя, кромѣ Того, Кто устроилъ ее.

Ты, который представляешь звѣзды вождями нашего рожденія, нашей жизни и цѣлаго міра, скажи: какое еще иное небо прострешь надъ самыми звѣздами, и надъ нимъ поставишь ли еще новое и новое, чтобы было кому водить водящихъ? Подъ одною звѣздою родится одинъ царь и много другихъ людей, изъ которыхъ иный добръ, а другой худъ, одинъ витія, другой купецъ, третій бродяга, иного же высокій престолъ дѣлаетъ надменнымъ. Для многихъ, родившихся подъ разными звѣздами, равная участь и на морѣ, и на войнѣ. Кого связывали звѣзды, тѣхъ не связалъ между собою одинакій конецъ. А другихъ, хотя раздѣлили звѣзды, одинакая соединила кончина. Если для каждаго есть своя какая-то первая необходимость; то сіе чистая баснь. А если и надъ нею господствуетъ еще общая сильнѣйшая, и есть звѣзды противныя звѣздамъ; то кто же смѣшалъ ихъ? Ибо кто сочеталъ, тотъ, если захочетъ, и расторгнетъ союзъ. А если совершилъ сіе Богъ; то какъ же стало первымъ то, что замѣнило у тебя моего Бога, если и самаго Бога не подчинишь своимъ звѣздамъ? Если же нѣтъ господствующаго, то какъ будетъ стоять міръ? — Я не вижу этой возможности, — хотя бы кто и желалъ такими разсужденіями изгнать Бога. Ибо необходимо надобно кому-нибудь управлятъ, или Богу, или звѣздамъ.

А я знаю слѣдующее: Богъ управляетъ вселенною. Божіе Слово и здѣсь и тамъ распредѣляетъ все, чему положено въ Его совѣтѣ быть на небесе и на землѣ; и однимъ тварямъ даны навсегда непреложно постоянная стройность и теченіе, а другимъ удѣлена жизнь измѣняющая и принимающая многіе виды. О нихъ иное явилъ намъ Богъ, а иное блюдетъ въ таинницахъ Своей премудрости, чѣмъ хочетъ обличить пустое тщеславіе смертнаго; одно поставилъ Онъ здѣсь, а другое явится въ послѣдніе дни. И земледѣлецъ пожинаетъ все зрѣлое; такъ и Христосъ, наилучшій судія моей жизни.

Таково мое слово; оно независимо отъ звѣздъ и идетъ своимъ путемъ. Говори ты мнѣ о своихъ гороскопахъ, о мелкихъ частяхъ зодіакальнаго круга и о мѣрахъ пути; разоряй у меня законы жизни — страхъ злочестивыхъ и надежду добрыхъ, борющуюся до конца! Если все даетъ звѣздный кругъ; то и я влекусь его же вращеніемъ. И самое хотѣніе производится во мнѣ тѣмъ же кругомъ; нѣтъ у меня никакой силы воли или ума, которыя бы вели меня къ добру; но и къ этому влечетъ меня небо.

Не упоминай мнѣ о великой славѣ Христовой, звѣздѣ благовѣстницѣ, которая съ востока путеводила волхвовъ въ тотъ городъ, гдѣ возсіялъ Христосъ — безлѣтный сынъ смертнаго рода! Она не изъ числа тѣхъ, истолкователями которыхъ астрологи, но необыкновенная и не являвшаяся прежде сего, а замѣченная въ еврейскихъ книгахъ. Изъ нихъ предузнавъ о звѣздѣ, посвятившіе жизнь звѣздословію халдеи, когда съ удивленіемъ отличили ее отъ множества наблюдаемыхъ ими звѣздъ, и примѣтили, что съ новымъ сіяніемъ несется она съ востока по воздуху въ еврейскую землю; заключили о рожденіи Царя. И въ то именно время, какъ, вмѣстѣ съ небожителями, поклонились Царю астрологи, отпало у нихъ попеченіе о своемъ искусствѣ.

Но пусть текутъ своимъ путемъ, какой указалъ имъ Царь-Христосъ, сіи огнистыя, вѣчнодвижущіяся, несовратимыя съ своихъ путей звѣзды, какъ неподвижныя, такъ и блуждающія, описывающія, какъ говорятъ, одни и тѣ же круги; и мы оставимъ безъ изслѣдованія, возможна ли природа огня, поддерживаемая безъ питанія, или есть нѣкоторое, такъ называемое, пятое тѣло. Что же касается до насъ, пойдемъ своимъ путемъ. Ибо мы, хотя узники земные, однако же поспѣшаемъ къ разумному и небесному естеству.

Печатается по изданію: Творенiя иже во святыхъ отца нашего Григорiя Богослова, Архiепископа Константинопольскаго. Томъ II. — СПб.: Издательство П. П. Сойкина, 1910. — С. 27-29.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0