Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 26.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Григорій Богословъ († ок. 390 г.)

Св. Григорій родился ок. 326-328 г. въ Аріанзѣ близъ Назіанза (въ Каппадокіи), гдѣ отецъ его былъ сначала градоначальникомъ, а потомъ епископомъ (см. 1 янв.). Какъ сынъ обѣта, св. Григорій былъ посвященъ Богу съ самаго дѣтства своею благочестивою матерію Нонною, очень рано началъ обнаруживать любовь къ подвигамъ благочестія и во всю жизнь оставался дѣвственникомъ. Образованіе онъ получилъ сначала въ Неокесаріи у Амфилохія, знаменитаго учителя краснорѣчія, потомъ въ Александріи и, наконецъ, въ Аѳинахъ, гдѣ подружился со св. Василіемъ Великимъ. У свв. друзей въ Аѳинахъ была одна комната, одинъ образъ жизни; имъ были знакомы только двѣ дороги: одна — къ св. храмамъ и находящимся при нихъ наставникамъ въ словѣ Божіемъ, другая — къ училищу, гдѣ они слушали наставниковъ наукъ внѣшнихъ; улицъ, ведущихъ на зрѣлища, они не знали, считая недостойнымъ вниманія то, что не ведетъ къ добродѣтели. Въ 356 г. св. Григорій принялъ крещеніе и съ неохладѣваемою ревностію продолжалъ изучать Св. Писаніе и подвизаться въ богомысліи, постѣ и молитвѣ. Пустыня сильно привлекала къ себѣ св. Григорія, но онъ рѣшился остаться въ домѣ родителей, чтобы въ лицѣ ихъ служить обществу и въ то же время жить строгимъ аскетомъ. далѣе>>

Творенія

Свт. Григорій Богословъ († ок. 390 г.)
Письма.

3. Къ Василію Великому (7).

Посѣтивъ св. Василія въ его понтійской пустынѣ, шутливо описываетъ оную (послѣ 360 года).

Смѣйся, черни все наше или въ шутку, или и въ правду; не въ томъ дѣло; будь только веселъ, упоевайся своею ученостію, и наслаждайся моею дружбою. А для меня, если что отъ тебя, что бы оно ни было, и каково бы ни было, все пріятно. И если только понимаю тебя, мнѣ кажется, что и надъ здѣшнимъ смѣешься не для того, чтобъ осмѣять, но для того, чтобы меня привлечь къ себѣ, какъ и рѣки для того преграждаютъ, чтобъ заставить ихъ течь иначе. Ты и всегда поступаешь такъ со мною.

Буду же дивиться твоему Понту и понтійскому сумраку, этому жилищу, достойному бѣглецовъ, этимъ висящимъ надъ головою гребнемъ горъ, и дикимъ звѣрямъ, которые испытываютъ вашу вѣру, этой лежащей внизу пустынкѣ, или кротовой норѣ, съ почетными именами: обители, монастыря, училища, этимъ лѣсамъ дикихъ растеній, этому вѣнцу стремнистыхъ горъ, которымъ вы не увѣнчаны, но заперты. Буду дившъся тому, что въ мѣру у васъ воздухъ, и въ рѣдкость солнце, которое, какъ бы сквозь дымъ, видите вы, понтійскіе Киммеріяне, люди безсолнечные, не на шестимѣсячную только осужденные ночь, какъ разсказываютъ объ иныхъ, но даже никогда въ жизни не бывающіе безъ тѣни, люди, у которыхъ цѣлая жизнь — одна длинная ночь, и въ полномъ смыслѣ (скажу словами Писанія) сѣнь смертная (Лук. 1, 79). Хвалю также этотъ узкій и тѣсный путь, который, не знаю, куда ведетъ, въ царство, или въ адъ, но для тебя пусть ведетъ онъ въ царство. А что въ серединѣ, то не назвать ли мнѣ, если хочешь (только, конечно, не въ правду), эдемомъ и раздѣляемымъ въ четыре начала источникомъ, изъ котораго напоевается вселенная? Или наименовать сухою и безводною пустыней, которую удобритъ какой-нибудь Моисей, жезломъ источившій воду изъ камня? Ибо что не завалено камнями, то изрыто оврагами; а гдѣ нѣтъ овраговъ, тамъ все заросло терніемъ; и надъ терніемъ утесъ, и на утесѣ стремнистая и не надежная тропинка, которая умъ путника пріучаетъ къ собранности и упражняетъ въ осторожности. Внизу шумитъ рѣка; и это у тебя, высокоглаголивый творецъ новыхъ наименованій, это амфиполійскій и тихій Стримонъ, обильный не рыбами, но камнями, не въ озеро изливающійся, но увлекаемый въ пропасть. Рѣка велика и страшна, заглушаетъ псалмопѣнія обитающихъ вверху; въ сравненіи съ нею ничего не значатъ водопады и пороги; столько оглушаетъ васъ день и ночь! Она стремительна, не переходима: мутна и негодна для питья; въ одномъ только снисходительна, что не уноситъ вашей обители, когда горные потоки и ненастья приводятъ ее въ ярость. И вотъ все, что знаю объ этихъ счастливыхъ островахъ, или о васъ счастливцахъ. А ты не выхваляй тѣхъ луновидныхъ изгибовъ, которые больше подавляютъ, нежели ограждаютъ подходъ въ ваше подгорье; не выхваляй этой вершины, висящей надъ головами, которая жизнь вашу дѣлаетъ Танталовою; не хвали мнѣ этихъ провѣвающихъ вѣтерковъ и этой земной прохлады, которые освѣжаютъ васъ, утомленныхъ до омраченія; не хвали и пѣвчихъ птицъ, которыя, хотя и воспѣваютъ, но голодъ, хотя порхаютъ, но въ пустынѣ. Никто къ вамъ не заходитъ; развѣ для того, говоришь, чтобъ погоняться за звѣремъ; присовокупи же къ этому: и посмотрѣть на васъ мертвецовъ. Все это длиннѣе, можетъ быть, письма, но короче сатиры. И ты, если шутку мою пріимешь спокойно, поступишь справедливо. А если нѣтъ; присовокуплю къ этому и бóльшее.

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Григорія Богослова, Архіепископа Константинопольскаго. Томъ II. — СПб.: Издательство П. П. Сойкина, [1910.] — С. 412-413.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0