Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 24 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Григорій Нисскій († ок. 394 г.)
Слово на святую и спасительную Пасху

Истинный покой Субботы, Богомъ благословенной, въ которую Господь почилъ отъ дѣлъ своихъ — одержавъ побѣду надъ смертію для спасенія міра, — сей истинный покой уже кончился, и усладилъ какъ взоры, такъ и слухъ и сердце всѣмъ тѣмъ, что мы, при совершеніи торжества, видѣли, слышали, и чувствовали радостнаго для сердца; ибо очи наши видѣли свѣтъ, сіявшій отъ свѣщей и, подобно огненному облаку, носившійся предъ нами въ нощномъ мракѣ; слухъ оглашался во всю нощь словомъ (Божіимъ), псалмами, пѣніями и пѣснями духовными, кои, втекая въ душу радостнымъ потокомъ, преисполняли насъ благими надеждами, и сердце наше, приходя въ восхищеніе отъ слышимаго и видамаго, и возносясь чрезъ чувственное къ духовному, предвкушало несказанное блаженство, такъ что блага сего покоя, удостовѣряя собою въ неизреченной надеждѣ на полученіе уготованнаго, служатъ для насъ образомъ тѣхъ благъ, ихже око не видѣ и ухо не слыша и яже на сердце человѣку не взыдоша (1 Кор. 2, 9). Поелику свѣтлая сія нощь, слившая свѣтъ свѣщный съ утренними лучами солнца, составила одинъ безпрерывный день, не раздѣленный ни малымъ промежуткомъ мрака, то размыслимъ, братія, ο пророчествѣ, возвѣщающемъ, что день сей есть день, егоже сотвори Господь. Нe тяжкое какое либо и неудобоисполнимое дѣло заповѣдано въ сей день, но радость и веселіе. Ибо пророкъ прибавляетъ: возрадуемся и возвеселимся въ онь (Псал. 117, 24). Какой легкій подвигъ! Какое нетрудное обязательство! Кто станетъ медлить исполненіемъ такого повелѣнія? Кто не почтетъ за ущербъ даже малѣйшую отсрочку въ такомъ занятіи? Веселіе и радость — вотъ предписаніе, вотъ обязанность! Ими полагается предѣлъ осужденію за грѣхъ. Мудрость изрекла, что въ день веселія забываютъ ο бѣдствіи. Настоящій день заставилъ насъ забыть первый, произнесенный на насъ приговоръ, или лучше, не только заставилъ забыть, но и уничтожилъ его для насъ, ибо совершенно изгладилъ всякое воспоминаніе ο нашемъ осужденіи. Тогда сказано: въ болѣзнехъ родиши чада, нынѣ рожденіе безболѣзненно. Тогда рожденное отъ плоти было плоть, нынѣ рожденное отъ Духа духъ есть. Тогда мы родились сынами человѣческими, нынѣ — чадами Божіими. Тогда мы низпали съ неба на землю, нынѣ Небесный содѣлалъ и насъ небесными. Тогда чрезъ грѣхъ воцарилась смерть, нынѣ жизнь опять получила владычество чрезъ правду. Тогда одинъ отверзъ входъ смерти, и нынѣ Единымъ же вводится снова жизнь. Тогда чрезъ смерть мы отпали отъ жизни, нынѣ жизнію упраздняется смерть. Тогда отъ стыда сокрылись подъ смоковницею, нынѣ со славою приблизились къ древу жизни. Тогда за преслушаніе изгнаны были изъ рая, нынѣ за вѣру вводимся въ рай. Опять предложенъ намъ плодъ жизни въ наслажденіе, по желанію нашему. Опять райскій источникъ, раздѣленный на четыре начала Евангельскими потоками, напаяетъ все поле Церкви, и бразды, проведенныя Сѣятелемъ слова въ душахь нашихъ раломъ ученія, упитываясь оными, даютъ обильную жатву добродѣтелей. Что же послѣ сего намъ дóлжно дѣлать? — Что другое, какъ не взыграть подобно горамъ и холмамъ, коимъ возвѣщалъ пророкъ, говоря: Горы взыграйтеся, яко овни, и холми, яко агнцы овчіи (Псал. 113, 6)?

Итакъ, пріидите, возвеселимся ο Господѣ! Онъ сокрушилъ силу врага, и водрузилъ для насъ побѣдное знаменіе Креста, поразивъ противника. Воскликнемъ тѣмъ гласомъ радости, какимъ обыкновенно восклицаютъ побѣдители надъ трупами побѣжденныхъ. Поелику пали полки вражескіе, и самъ имущій державу надъ злымъ демонскимъ воинствомъ низложенъ, истребленъ и обращенъ въ ничто, то возопіемъ: Богъ нашъ есть сильнѣйшій Владыка и Царь Великій надъ всею землею; Онъ благословилъ вѣнецъ лѣта благости Своея, и собралъ насъ для сего духовнаго ликовствованія ο Христѣ Іисусѣ Господѣ, Которому слава во вѣки. Аминь.

Печатается по изданiю: Святаго Григорія Нисскаго, На святую и спасительную Пасху. // Журналъ «Христiанское чтенiе, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академiи». — СПб.: Въ Типографiи Ильи Глазунова и К°. — 1839 г. — Часть II. — С. 47-51.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0