Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Григорій Нисскій (†ок. 394 г.)

Младшій братъ св. Василія Великаго, весьма похожій на него наружностію, онъ получилъ прекрасное образованіе. Онъ былъ краснорѣчивымъ проповѣдникомъ и толкователемъ Слова Божія сначала въ санѣ пресвитера, а потомъ (съ 372 года) въ санѣ епископа г. Ниссы въ Каппадокіи. Онъ присутствовалъ на 2-мъ Вселенскомъ Соборѣ и ему приписываютъ дополненіе Никейскаго Сѵмвола, относительно ученія о Святомъ Духѣ. Какъ «сѣкира, сѣкущая еретиковъ стремленія», и какъ «огнь, хврастныя ереси попаляющій», онъ по проискамъ аріанъ, противъ которыхъ онъ много писалъ обличеній, лишенъ былъ сана и провелъ 8 лѣтъ въ изгнаніи. Императоръ Граціанъ возвратилъ ему снова епископскій санъ. «Проповѣдникъ истины, основаніе благочестія, источникъ догматовъ высокихъ, наказаній потокъ медоточныхъ, цѣвница боговѣщанная», св. Григорій отличался пламенною ревностію о правой вѣрѣ, сострадательностію къ нищимъ, терпѣливостію, миролюбіемъ, прямодушіемъ и рѣдкою почтительностію къ своимъ роднымъ. Онъ скончался послѣ 394 г. Отъ него дошло нѣсколько поученій и книгъ въ защиту православія и въ обличеніе аріанъ и македоніанъ. (С. В. Булгаковъ. «Мѣсяцесловъ Православной Церкви».)

Творенія

Свт. Григорій Нисскій († ок. 394 г.)
Слово на Рождество Господа нашего Іисуса Христа
[1].

Братіе! Не случайно и не безъ причины ко времени настоящаго празднества, когда Божественная жизнь облеклась въ жизнь человѣческую, — стеклось то обстоятельство, что ночь уменьшается, а день увеличивается. Этимъ явленіемъ своимъ природа какъ бы такъ говоритъ каждому изъ насъ: «ты видишь, земнородный, что ночь, достигши крайняго предѣла долготы своей, отступаетъ назадъ и начинаетъ умаляться. Знай, что и гибельная ночь грѣха, беззаконіями всякаго рода доведенная до высочайшей степени нечестія, нынѣ перестаетъ получать приращеніе и съ сего времени начинаетъ умаляться. Ты видишь, что лучъ свѣта становится ярче, и солнце восходитъ выше обыкновеннаго: знай, что явился истинный Свѣтъ, озаряющій всю вселенную лучами Евангелія». А что Божественное явленіе Господа роду человѣческому послѣдовало не въ началѣ, но въ послѣднія времена, тому по всей справедливости можно представить слѣдующую причину. Тотъ, Кто восхотѣлъ принять жизнь человѣческую для того, чтобы истребить нечестіе, — ожидалъ (и это было необходимо!), пока весь грѣхъ, посѣянный врагомъ, произрастетъ, и послѣ того уже, какъ говоритъ Евангеліе, Онъ поднесъ сѣкиру къ самому корню (Матѳ. 3, 10). Искуснѣйшіе врачи нерѣдко (во время горячки) уступаютъ болѣзни, не позволяя больному подкрѣплять себя какою-либо пищею, доколѣ болѣзнь не достигнетъ крайней степени, и начинаютъ употреблять свое искусство уже тогда, когда болѣзнь, обнаружившись вполнѣ, не будетъ распространяться болѣе. Такъ и Врачъ бодящихъ нашихъ душъ медлилъ, пока болѣзнь грѣховная, которою заразилась человѣческая природа, откроется во всей поднотѣ, такъ чтобы ничто не утаилось и не осталось неисцѣленнымъ (а это могло бы случиться, если бы Онъ врачевалъ только то, что обнаруживалось бы по временамъ). Посему-то Господь не является съ врачевствомъ во дни Ноя, когда всякая плоть растлилась отъ неправды, поелику еще не произрасло беззаконіе содомское; не является и во время гибели Содома, ибо еще не было богопротивнаго фараона, и не открылась неукротимая злоба египтянъ. Даже и тогда, когда открылось нечестіе египтянъ, Преобразователю міра не время было вступить въ сію жизнь, потому что надлежало обнаружиться непокорности израильтянъ, надлежало еще явиться въ мірѣ царству ассирійскому. Надобно было, чтобы изъ злаго корня, насажденнаго діаволомъ, произрасло, какъ бы какое негодное и тернистое растеніе, убійство праведниковъ; надобно было, чтобы обнаружилось неистовство іудеевъ, которые умерщвляли пророковъ, побивали камнями посланныхъ къ нимъ и, наконецъ, совершили злодѣяніе надъ Захаріею между храмомъ и алтаремъ.

Итакъ, когда изъ грѣховнаго корня обнаружилась вся сила нечестія, возрасла и раскрылась многоразличными видами въ водяхъ людей, раскинувъ вѣтви свои по всѣмъ вѣкамъ, прославившимся злодѣяніями; когда все растлилось и мракъ нечестія тостигъ послѣдней степени: тогда возсіялъ лучъ истиннаго свѣта, и взошло Солнце правды для сѣдящихъ во тьмѣ и сѣни смертнѣй; тогда принявшій плоть человѣческую сокрушилъ многоглаваго змія, поправъ его и стерши о землю. И никто, смотря на то, что происходитъ нынѣ въ мірѣ, не долженъ почитать несправедливою причину, по которой, какъ мы сказали, Господь снизшелъ къ людямъ въ послѣднія времена. Въ самомъ дѣлѣ, намъ могутъ возразить, что Тотъ, Кто столько времени ожидалъ обнаруженія зла, дабы истребить его до основанія, послѣ того какъ оно обнаружилось, разумѣется, истребилъ грѣхъ всецѣло такъ, что ни малѣйшей его части не осталось въ мірѣ, между тѣмъ какъ и нынѣ производятся и убійства, и хищенія, и прелюбодѣянія, и всѣ другія преступленія. Но сомнѣніе, возникающее при встрѣчѣ такихъ преступленій, можно разрѣшить самымъ обыкновеннымъ примѣромъ. Извѣстно, что при убіеніи змія ударъ, наносимый въ голову, въ то же время не раздробляетъ задней части пресмыкающагося, и, когда первая совершенно лишится жизни, послѣдняя еще одушевляется собственною жизнію и являетъ въ себѣ признаки жизненной силы: такъ точно и Истребитель того дракона, который, возрастая съ каждымъ поколѣніемъ людей, сдѣлался огромнымъ звѣремъ, сокрушивъ его главу, т. е. смертоносную для добра силу, вмѣщающую въ себѣ другія многочисленныя главы, оставилъ въ цѣлости его туловище; а это Онъ (Божественный Искупитель) сдѣлалъ для того, чтобы движеніе, остававшееся въ умерщвленномъ звѣрѣ, возбуждало человѣковъ къ боренію съ нимъ. Какая же это умерщвленная глава? та, которая лукавымъ совѣтомъ внесла смерть въ міръ и, уязвивъ человѣка, влила въ него смертоносный ядъ. Итакъ, Разрушившій державу смерти сокрушилъ, по реченію царя Давида, силу, заключавшуюся въ головѣ змія (Псал. 73, 14), а туловище сего чудовища, распростершись по всему человѣческому роду, еще уязвляетъ его грѣховною чешуею и будетъ уязвлять до тѣхъ поръ, пока люди не освободятся отъ влеченій грѣховныхъ; впрочемъ, оно уже не имѣетъ прежней силы, такъ какъ сокрушена глава змія. Когда же наступитъ конецъ времени и съ наступленіемъ ожидаемой кончины жизни сей остановится все движущееся, тогда истребится конечная и послѣдняя часть врага, т. е. смерть, и такимъ образомъ воспослѣдуетъ окончательное уничтоженіе грѣха, поелику чрезъ воскресеніе всѣ будутъ призваны къ жизни: праведные немедленно переселятся въ горнія обители, а оставшіеся во грѣхахъ будутъ преданы огню гееннскому.

Радость настоящаго дня ангелы благовѣствуютъ пастырямъ, небеса проповѣдуютъ волхвамъ. Тотъ, Кто повелѣваетъ солнцу восходить надъ праведными и неправедными, ниспослалъ лучъ вѣдѣнія и въ уста иноплеменниковъ, дабы свидѣтельствомъ чуждыхъ истины тѣмъ болѣе утвердить истину для насъ. Прорицатель Валаамъ, по вдохновенію свыше, предрекаетъ икоплеменникамъ, что возсіяетъ звѣзда отъ Іакова (Числ. 24, 17). И вотъ, по предсказанію своего родоначальника, волхвы тщательно наблюдаютъ восхожденіе новой звѣзды, которая движется, предшествуя волхвамъ, и останавливается, указывая мѣсто имъ... Пророкъ Исаія изрекъ: яко Отроча родися намъ, Сынъ и дадеся намъ (Ис. 9, 6). Какъ же родилось Отроча? Какъ дарованъ Сынъ? Не по естественному закону: Владыка твари не подчиняется законамъ природы. Се, взываетъ св. Пророкъ, Дѣва во чревѣ зачнетъ и родитъ Сына и нарекутъ имя Ему Еммануилъ: еже есть сказаемо, съ нами Богъ (Ис. 7, 14; Матѳ. 1, 23). Дѣва становится матерью и пребываетъ дѣвою: ни дѣвство не воспрепятствовало рожденію, ни рожденіе не нарушило дѣвства. Тому, Кто снизшелъ въ человѣческую жизнь, дабы избавить отъ тлѣнія весь родъ человѣческій, — Тому надлежало принять рожденіе отъ неистлѣнной, отъ непознавшей мужа (эту тайну предузналъ и великій Моисей во время бывшаго ему Богоявленія въ огнѣ: какъ тамъ купина горитъ и не сгараетъ, такъ и здѣсь Дѣва раждаетъ Свѣтъ и пребываетъ нетлѣнна)... А какой гласъ мы слышимъ нынѣ отъ ликующихъ ангеловъ? Слава въ вышнихъ Богу. Почему же ангелы гласомъ своимъ прославляютъ Божество, созерцаемое въ вышнихъ? Потому, отвѣтствуютъ они, что и на земли миръ. Земля, которая прежде была проклята, которая произращала тернія и волчцы, земля — страна брани, мѣсто изгнанія осужденныхъ, — эта земля приняла миръ. И все это совершается по благоволенію къ людямъ: Богъ нисходитъ и пріобщается человѣческой природы, дабы вознести человѣчество на высоту Божественную. Но благовѣствованіе ангеловъ приглашаетъ насъ въ вертепъ, дабы приникнуть въ тайны, являющіяся тамъ. Для чего Владыка снизшелъ въ жизнь, во время переписи, учиненной для сбора подати? Поелику Онъ искупаетъ насъ отъ клятвы законныя, Самъ содѣлавшись за насъ клятвою, и пріемлетъ язвы наши на Себя, дабы мы исцѣлились Его язвою: то, явно, и податію Онъ облагается для того, чтобы освободить насъ отъ тяжкой дани, которую люди платили смерти. Видя вертепъ, въ коемъ раждается Господь Богъ, приводи на мысль себѣ тьму и прахъ, въ кои былъ погруженъ родъ человѣческій въ то время, когда Господь явился во тьмѣ и сѣни сѣдящимъ. Повитіе Богомладенца пеленами знаменуетъ то, что Господь возлагаетъ на Себя узы грѣховъ нашихъ. Въ ясляхъ, гдѣ питаются безсловесныя, Господь рождается для того, чтобы волъ позналъ стяжавшаго его (Ис. 1, 3) и оселъ ясли господина своего; подъ водомъ разумѣй подчиненнаго закону, а оселъ (какъ животное носящее тяжести) обозначаетъ обремененнаго грѣхами идолослуженія. Въ ясляхъ — пріютѣ вола и осла Господь ихъ возлегъ для того, чтобы по разрушеніи средостѣнія ограды обоихъ возсоздать чрезъ Себя въ одного новаго человѣка, съ перваго снявъ тяжелый яремъ закона, а послѣдняго освободивъ отъ бремени идолослуженія.

Какой же праздникъ, братіе, можетъ быть для насъ благознаменитѣе настоящаго дня, въ который Солнце правды, разгнавъ злогубительный мракъ діавола, просвѣщаетъ міръ чрезъ наше естество, — дня, въ который отпадшее отъ жизни возвращается въ жизнь, плѣненное снова возводится въ достоинство царское, связанное узами смерти возвращается въ страну живыхъ? Нынѣ, по пророчеству, сокрушаются мѣдная врата смерти, сламываются вереи желѣзныя (Псал. 106, 16), кои прежде содержали родъ человѣческій подъ стражей тлѣнія; нынѣ отверзаются врата правды (Псал. 106, 17. 19), — и по всей вселенной слышенъ единодушный гласъ празднующихъ. Чрезъ человѣка — смерть, чрезъ Богочеловѣка спасеніе; тотъ палъ въ грѣхъ, Сей воздвигъ падшаго. Жена спасена Женою: первая открыла входъ грѣху, вторая — правдѣ; первая древомъ ввела грѣхъ, послѣдняя чрезъ древо же (крестное) внесла правду. Плодъ сего древа есть вѣчно цвѣтущая и неувядаемая жизнь для вкушающихъ отъ него. И не слѣдуетъ думать, что такая радость приличествуетъ только торжеству таинственной Пасхи: рожденіе предшествуетъ воскресенію, посему и блага, дарованныя Пасхою, зависятъ отъ благъ, дарованныхъ Рождествомъ Христовымъ. Итакъ, возрадуемся и возвеселимся нынѣ: поелику днесь благость, премудрость, правосудіе, всемогущество Божіи совокупились въ явленномъ намъ благодѣяніи. Какъ благій, Господь Богъ возлюбилъ преступнаго человѣка; какъ премудрый, Онъ изыскалъ средство возвратить плѣненныхъ; какъ правосудный, Онъ, взамѣнъ содержимыхъ въ рабствѣ, отдаетъ Себя Самого; какъ всемогущій, Онъ не былъ удержанъ адомъ, и плоть Его не видѣла истлѣнія (Псал. 15, 10). Поелику не было другаго способа извлечь земнородныхъ изъ бездны золъ, то Царь всякаго блаженства благоизволилъ собственную славу промѣнять на уничиженіе нашей жизни. Чистота вмѣщается въ нашей нечистотѣ, но нечистое не прикасается къ чистому (Іоан. 1, 5); смертное поглошается жизнію, по слову Апостола (2 Кор. 5, 4), и жизнь не истощается смертію; истлѣвшее сохраняется отъ нетлѣннаго, и къ нетлѣнію не прикасается тлѣніе. Такимъ образомъ, вся тваръ участвуетъ въ хваленіи Господа, и всякій языкъ небесныхъ и земныхъ и преисподнихъ взываетъ, яко Господь Іисусъ Христосъ въ славу Бога Отца благословенъ во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Въ сокращеніи и переложеніи на русскій языкъ. Curs. Compl. Patrologiae, edit. Migne, Paris, tom. LXYI col. 1127-1150; сравн. Христ. Чтен. 1837 г., IV, 247-274 стр.

Источникъ: Слово на Рождество Господа нашего Іисуса Христа. Иже во святыхъ отца нашего Григорія, епископа Нисскаго. // Прибавленія къ Церковнымъ вѣдомостямъ, издаваемымъ при Святѣйшемъ Правительствующемъ Сѵнодѣ. Еженѣдельное изданіе. № 51-52. — 20 Декабря 1897 года. — СПб.: Сѵнодальная Типографія, 1897. — С. 1877-1881.

/ Къ оглавленію раздѣла /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0