Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 23 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Григорій Нисскій († ок. 394 г)
15. О чревовѣщательницѣ. Письмо къ епископу Ѳеодосію
.

Изрекшій ученикамъ Своимъ: ищите и обрящете (Матѳ. 7, 7), безъ сомнѣнія, дастъ и силу обрѣсти тѣмъ, которые, по Господней заповѣди, любознательно доискиваются и довѣдываются сокровенныхъ таинъ. Ибо не лживъ Обѣщавшій, по великодаровитости сверхъ прошенія ущедряетъ дарованія. Итакъ внемли чтенію, чадо Тимоѳее (1 Тим. 4, 13), ибо прилично, думаю, къ твоей добротѣ обратиться съ симъ словомъ великаго, и да дастъ тебѣ Господь разумѣніе во всемъ, чтобы обогатиться тебѣ всякимъ словомъ и всякимъ вѣдѣніемъ! Теперь же, о чемъ ты приказывалъ, сколько поможетъ Господь, заблагоразсудилъ я удовлетворить немногимъ твоему желанію, чтобы дозналъ ты изъ сего, что надлежитъ намъ служить другъ другу любовію, взаимнымъ исполненіемъ воли другаго. Посему прежде всего, такъ какъ въ числѣ прочихъ приказаній главный вопросъ касался мнѣнія о Самуилѣ, при помощи Божіей, сколько можно, изложу о семъ кратко. Нѣкоторымъ изъ жившихъ прежде насъ угодно было признавать истиннымъ вызовъ Самуиловой души волшебницею, и въ оправданіе сего предположенія своего представляютъ такое нѣкое доказательство: Самуилъ печалился объ отверженіи Саула, и всегда представлялъ Господу, что, поелику угодно Ему было это, Саулъ очистилъ народъ отъ волшебства, къ обольщенію людей совершаемаго чревовѣщателями; и потому Пророкъ огорчился тѣмъ, что неугодно было Господу примириться съ отверженнымъ. Посему-то, говорятъ, Богъ и попустилъ, чтобы душа пророка была вызвана таковымъ чародѣйствомъ, и Самуилъ увидѣлъ, что несправедливо ходатайствовалъ о Саулѣ предъ Богомъ, называя врагомъ чревовѣщательницъ того самаго, который просилъ о возвращеніи волшебствомъ ихъ Самуиловой души. А я, взирая на евангельскую пропасть, которая между злыми и добрыми утвердися (Лук. 16, 26), говоритъ патріархъ, лучше же сказать, — Господь патріарха, почему невозможно и осужденнымъ войдти въ покой праведныхъ и святымъ вступить въ сонмъ лукавыхъ, — не соглашаюсь, что такія предположенія истинны, будучи наученъ вѣровать, что истинно одно только евангеліе. Итакъ, поелику Самуилъ великъ во святыхъ, а волшебство — достояніе лукавое; то не вѣрю, чтобы Самуилъ, ставъ на такую высоту собственнаго упокоенія, волею или неволею прешелъ оную неудобопроходимую къ нечестивымъ пропасть. Не потерпѣлъ бы онъ сего неволею, потому что не возможно было бы демону перейдти пропасть и подвигнуть святаго, пребывающаго въ ликѣ праведниковъ; но не сдѣлалъ бы сего и волею, потому что не захотѣлъ бы, да и не могъ бы, войдти въ общеніе съ злыми: ибо обилующему благами не желателенъ изъ того состоянія, въ которомъ онъ, переходъ въ противоположное. Даже если бы кто и допустилъ желаніе; свойство пропасти не дастъ прохода.

Итакъ что же, какъ разсуждаемъ объ этомъ? Врагомъ человѣческаго естества есть общій всѣхъ сопротивникъ; у него все помышленіе и стараніе о томъ, чтобы причинить человѣку смертоносный вредъ. Какой же другой ударъ смертоноснѣе для людей этого вреда — быть отверженными животворящимъ Богомъ и добровольно отдаться на смертную пагубу? Итакъ, поелику у плотолюбцевъ въ настоящей жизни есть нѣкая рачительность о томъ, чтобы имѣть сколько нибудь вѣдѣніе о будущемъ, при которомъ надѣются или избѣжать бѣдъ, или же достигнуть желаемаго; то посему, чтобы люди обращали взоръ не къ Богу, исполненное обмана демонское естество изобрѣло многіе способы узнавать будущее, какъ то: птицегаданія, толкованія знаменій, прорицанія, наблюденіе внутренностей у животныхъ, вызываніе мертвыхъ, изступленія, наитія божествъ, вдохновенія и многое другое сему подобное. И какъ скоро какой либо родъ предвѣдѣнія, въ слѣдствіе какого либо обмана, признанъ истиннымъ, обольститель демонъ представляетъ его обольщенному въ оправданіе лживаго предположенія. Такъ устрояетъ демонъ, что полетъ орла служитъ къ возбужденію надежды въ наблюдателѣ, на трепетаніе печени, на колебаніе, происходящее въ вздувшихся мозговыхъ оболочкахъ, на вращеніе глазъ и на всякую ложную примѣту, подобную означенной, ухищреніе демонское указываетъ обольщаемымъ, чтобы люди, отступивъ отъ Бога, обратились къ служенію демонамъ, въ увѣренности, что они совершаютъ подобныя вещи. Посему однимъ изъ видовъ обмана былъ и обманъ чревовѣщателей, о которыхъ вѣрили, что ихъ чародѣйство можетъ души умершихъ снова привлекать въ здѣшнюю жизнь. Посему, когда Саулъ дошелъ до отчаянія въ спасеніи, потому что всѣ филистимляне подвиглись на него со всѣмъ воинствомъ, и вошла ему въ голову та мысль, что Самуилъ укажетъ ему какой нибудь способъ къ спасенію: тогда демонъ, пребывающій въ чревовѣщательницѣ, которымъ она обыкновенно была обольщаема, въ глазахъ этой женщины преобразился въ разные примрачные виды, между тѣмъ какъ Саулу не являлось ничего видимаго женщиною. Какъ скоро приступила она къ волхвованію, и предъ очами женщины начали уже появляться призраки, демонъ удостовѣрить въ томъ, что явленія истинны, ухитрился слѣдующимъ образомъ: сперва сдѣлалъ извѣстнымъ самаго Саула, скрывавшагося въ притворно принятомъ на себя видѣ, чѣмъ паче и пораженъ былъ Саулъ, заключивъ, что женщина ни въ чемъ уже не обманется, когда волшебная сила не неузнала его въ одеждѣ частнаго человѣка. Посему, такъ какъ сказала она: боги и человѣка стара видѣхъ восходящія въ долгомъ одѣяніи (1 Цар. 28, 13-14); то чѣмъ рабы буквы утвердятъ историческую вѣрность? Ибо, если видимый волшебницею дѣйствительно есть Самуилъ, то слѣдуетъ, что и другіе видимые ею въ дѣйствительности боги; богами же Писаніе называетъ демоновъ: вси бози языкъ бѣсове (Псал. 95, 5). Итакъ ужели съ демонами и душа Самуилова? Да не будетъ сего! Напротивъ того демонъ, всегда послушный волшебницѣ, и другихъ духовъ взялъ съ собою для обольщенія самой женщины и обольщаемаго чрезъ нее Саула, и сдѣлалъ, что бѣсы чревовѣщательницею признаны за боговъ, а самъ онъ преобразился въ видъ вызываемаго, притворно говорилъ его голосомъ, и о чемъ естественно было заключать изъ видимаго, какъ бы въ видѣ пророчества, изрекъ и ожидаемый приговоръ чему слѣдовало исполниться. Но демонъ и нехотя обличилъ себя, сказавъ истину: заутра ты и Іонаѳанъ со мною (1 Цар. 28, 19) [1]. Ибо если бы говорившій дѣйствительно былъ Самуилъ, то какъ согласился бы, чтобы съ нимъ вмѣстѣ былъ виновный во всякомъ порокѣ? Напротивъ того явно, что вмѣсто Самуила видимъ былъ лукавый демонъ, и онъ не солгалъ, сказавъ, что съ нимъ будетъ Саулъ. Если же Писаніе говоритъ: и рече Самуилъ (1 Цар. 28, 15), то подобное выраженіе да не смущаетъ свѣдущаго: но да подразумѣваетъ онъ присовокупленное: мнимый Самуилъ. Ибо во многихъ мѣстахъ Писанія находимъ обычай вмѣсто дѣйствительнаго описывать кажущееся, какъ въ исторіи Валаама. Сначала говоритъ онъ: послушаю, чтó возглаголетъ во мнѣ Богъ (Числ. 22, 19)? А послѣ сего Валаамъ, узнавъ, что Богу угодно не проклинать израильтянъ, не иде по обычаю въ срѣтеніе волхвованіемъ (Числ. 24, 1). Неосмотрительный подумаетъ, что и тамъ съ Валаамомъ бесѣдовалъ истинный Богъ; хотя поясненіе показываетъ, что Писаніе такъ наименовало не истиннаго Бога, но кого Валаамъ почиталъ Богомъ. Поэтому и здѣсь представлявшійся Самуиломъ притворно повелъ рѣчь, какъ бы отъ лица Самуилова, и демонъ, искусно заключая по вѣроятностямъ, подражалъ пророчеству.

А что касается Иліи, то требуетъ большаго изслѣдованія, нежели какое требовалось въ предложенномъ вопросѣ. Ибо пророку, получившему повелѣніе пити отъ потока воду (3 Цар. 17, 4), въ тайнѣ внушаемо было Богомъ, чтобы онъ же самъ и отмѣнилъ произнесенный имъ на израильтянъ приговоръ о бездождіи. Ему дозволялось пить изъ одного только потока, по всей вѣроятности изсыхавшаго отъ зноя; и какъ другаго способа къ утоленію жажды у пророка не находилось, потому что запрещалось ему пить въ другомъ мѣстѣ, то необходимо было просить дождя, чтобы не оскудѣла вода въ потокѣ. Служеніе же необходимымъ для жизни совершается пророку вранами, чѣмъ Богъ давалъ пророку видѣть, что много еще осталось служащихъ истинному Богу, отъ которыхъ враны приносили пищу пророку, потому что доставлялись ему неоскверненные хлѣбы и не идоложертвенное мясо; почему и этимъ побуждаемъ былъ Илія умѣрить нѣсколько свое раздраженіе на нечествовавшихъ, дознавъ изъ совершающагося, что много обращающихъ взоры свои къ Богу, и несправедливо наказывать ихъ вмѣстѣ съ виновными. Приносится же ему утромъ хлѣбъ, а вечеромъ мясо, что, можетъ быть, загадочно научаетъ попеченію о добродѣтельной жизни, а именно, что начинающимъ необходима пища болѣе совершенныхъ, по слову Павла, который говоритъ: совершенныхъ же есть твердая пища, имущихъ чувствія обучена долгимъ ученіемъ (Евр. 5, 14).

А что означается покрываломъ Моисеевымъ, не останешься невѣдущимъ этого, если побесѣдуешь съ посланіемъ Павла къ Коринѳянамъ. И касательно вопросовъ, какіе предложилъ ты о жертвахъ, хорошо сдѣлаешь, если съ большимъ трудолюбіемъ изслѣдуешь всю книгу Левитъ, и съ вящшимъ прилѣжаніемъ обозришь вообще касающіеся ихъ законы; ибо въ такомъ случаѣ вмѣстѣ съ цѣлымъ уразумѣешь и часть; одно же это само по себѣ, прежде обозрѣнія цѣлаго, не могло бы и рѣшено быть. Сомнѣнію же о сопротивной силѣ рѣшеніе очевидно, а именно содѣлавшійся отступникомъ былъ не простой Ангелъ, но поставленный въ чинѣ Архангеловъ. Посему явно, что вмѣстѣ съ началомъ указуется и подчиненный ему чинъ, а потому рѣшается вопросъ: почему былъ онъ одинъ, а теперь при немъ множество? Поелику съ нимъ отступило и подчиненное ему воинство; то симъ объясняется искомое. На послѣдній же главный въ числѣ предложенныхъ тобою вопросовъ, разумѣю вопросъ о томъ, почему Духъ сходитъ прежде крещенія (Дѣян. 10, 44), какъ требующій обширнѣйшаго обозрѣнія и изслѣдованія, написавъ отвѣтъ въ особомъ словѣ, если дастъ Богъ, пришлемъ оный къ твоей честности.

Примѣчаніе:
[1] Мѣсто сіе читается здѣсь, не по переводу Седмидесяти, а согласно съ еврейскимъ текстомъ.

Печатается по изданію: Творенiя святаго Григорiя Нисскаго. Часть четвертая. — М.: Типографiя В. Готье, 1862. — С. 192-200. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 40)

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0