Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 30 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 27.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Григорій Нисскій († ок. 394 г)
О цѣли жизни по Богѣ; объ истинномъ подвижничествѣ; отвѣтъ подвижникамъ, спрашивавшимъ о цѣли благочестія, и начертаніе, какъ жить и подвизаться въ обществѣ.

Если кто, хотя немного, отрѣшивъ свой разумъ отъ тѣла и ставъ чуждъ рабству страстямъ и неразсудительности, ясною и проницательною мыслію взглянетъ на свою душу, тотъ въ естествѣ ея во всей чистотѣ увидитъ любовь Божію къ намъ и намѣреніе, какое Онъ имѣлъ при созданіи ея. Ибо разсматривая ее такимъ образомъ, онъ найдетъ, что съ самою сущностію и природою человѣка соединено стремленіе желанія къ добру и совершенству, и что съ самымъ естествомъ его сопряжена безстрастная и блаженная любовь къ тому умопостигаемому и блаженному Образу, котораго человѣкъ есть подобіе. Но нѣкое блужданіе сихъ видимыхъ и вѣчно текущихъ вещей, посредствомъ неразумной страсти и горькаго удовольствія обольщая и очаровывая небрежную и нерадивую отъ безпечности душу, влечетъ ее къ тяжкому пороку, раждающемуся отъ удовольствій жизни и раждающему смерть для своихъ любителей. По сему, благодать Спасителя нашего даровала любовію пріемлющимъ, познаніе истины, какъ спасительное врачество душамъ, имъ разрушается обольщеніе чарующее человѣка, угашается безчестное мудрованіе плоти, когда душа пріявшая единеніе, свѣтомъ истины путеводится къ Божеству и собственному спасенію. Итакъ, кто намѣренъ душу и тѣло по закону благочестія привести Богу и воздавать Ему непорочное и чистое служеніе, тотъ, содѣлавъ руководительницею жизни благочестивую вѣру, которую возглашаютъ по всему Писанію уста святыхъ, съ довѣрчивою и послушною душею, долженъ предаться теченію добродѣтели, отрѣшивъ себя отъ узъ жизни, всецѣло и единственно предавъ себя вѣрѣ и жизни Божіей, ясно зная, что въ комъ благочестивая вѣра и непорочная жизнь, тому присуща и сила Христова, а въ комъ Христова сила, отъ того бѣжитъ зло. Велико, истинно велико святое крещеніе для пріемлющихъ оное со страхомъ, въ дѣлѣ стяжанія умопостигаемыхъ благъ. Ибо богатый и независтный Духъ, присно текущій для всѣхъ пріявшихъ благодать, исполненные которою святые апостолы явили Христовымъ церквамъ плоды полноты, — сей Духъ, для всѣхъ искренно пріявшихъ даръ, по мѣрѣ вѣры каждаго изъ пріемлющихъ, пребываетъ помощникомъ и сожителемъ, создавая въ каждомъ все благое для споспѣшествованія душѣ въ дѣлахъ вѣры. Итакъ, каждый изъ насъ, чрезъ преуспѣяніе въ добродѣтели, долженъ доводить себя до мѣры возраста мужа совершеннаго, по слову апостола: дондеже достигнемъ вси въ соединеніе вѣры и познанія Сына Божія, въ мужа совершенна, въ мѣру возраста исполненія Христова (Ефес. 4, 13). Приращеніе тѣла въ его возрастаніи нисколько не зависитъ отъ насъ; ибо природа не соразмѣряетъ величины тѣла съ мыслію и желаніемъ человѣка, но съ своими стремленіями и необходимыми законами. А въ обновленномъ рожденіи, мѣра и красота души, даруемыя благодатію Духа по мѣрѣ заботы о томъ воспріемлющихъ оную, зависятъ отъ нашего желанія; ибо до какой мѣры простираемъ подвиги благочестивой жизни, до такой мѣры вмѣстѣ съ ними простирается и величіе души. И вѣчную жизнь и неизреченеую радость на небесахъ даетъ благодать Духа; а достоинство принять даръ и вкусить благодать получаетъ любовь по вѣрѣ трудами.

Достигнувъ до сего, правда дѣлъ и благодать Духа взаимно исполняютъ блаженною жизнію душу, въ коей стеклись; находясь же въ разъединеніи другъ съ другомъ, не доставляютъ никакой пользы душѣ. Ибо какъ благодать Божія не можетъ привитать въ душахъ бѣгущихъ спасенія; такъ и сила человѣческой добродѣтели сама по себѣ недостаточна, чтобы души непричастныя благодати возвести къ совершенному виду жизни: аще не Господь созиждетъ домъ и сохранитъ градъ, всуе (Псал. 126, 1) трудятся заботящіеся о томъ; отсюда научаемся, что не должно думать, будто вѣнецъ всецѣло зависитъ отъ человѣческихъ стараній, но надежду достигнуть онаго должно возлагать на волю Божію. А воля Божія состоитъ въ томъ, чтобы очистить душу благодатію, и чистою привести ее къ Богу; ибо такихъ ублажаетъ Господь, говоря: блажени чистіи сердцемъ, яко тіи Бога узрятъ (Матѳ. 5, 8). Видишь ли награду за чистоту? Видѣть Бога, въ какой мѣрѣ доступно намъ, — чтó можетъ быть лучше сего? Посему и Давидъ проситъ сего, говоря: буди сердце мое непорочно во оправданіихъ Твоихъ, яко да не постыжуся (Псал. 118, 80); повелѣваетъ бояться постыднаго и отлагать оное какъ оскверненную одежду. Еще говоритъ: тогда не постыжуся, внегда призрѣти ми на вся заповѣди Твоя (Псал. 118, 4); ибо въ исполненіи заповѣдей Духъ полагаетъ дерзновеніе. И опять: сердце чисто созижди во мнѣ Боже, и: духомъ владычнимъ утверди мя (Псал. 50, 12. 14). А въ другомъ мѣстѣ спрашиваетъ: кто взыдетъ на гору Господню? За тѣмъ отвѣчаетъ: неповиненъ рукама и чистъ сердцемъ (Псал. 23, 3-4). Желающему сблизиться съ кѣмъ нибудь, должно подражать его нраву; такъ и душѣ желающей быть невѣстою Христа необходимо уподобляться по возможности красотѣ Христовой. Душа, намѣревающаяся возлетѣть къ Божеству и прилѣпиться Христу, должна изгнать изъ себя всякій грѣхъ, — разумѣю кражу и хищничество, прелюбодѣяніе и корыстолюбіе и блудъ и болѣзнь языка и всѣ роды прегрѣшеній, какъ явныхъ такъ и тайныхъ, каковы напримѣръ: зависть, невѣріе, злонравіе, обманъ и весь потаенный рой пороковъ, которые какъ и явный родъ грѣховъ равно ненавидитъ Писаніе и гнушается ими. Чьи кости разсыпа Господь? не человѣкоугодниковъ ли (Псал. 52, 6)? Кѣмъ гнушается Господь, какъ преступникомъ и убійцею? не мужемъ ли лживымъ и коварнымъ? Ибо мужа кровей и лстива гнушается Господь (Псал. 5, 7). Не явно ли Давидъ предаетъ проклятію глаголющихъ миръ съ ближними своими, злая же въ сердцахъ своихъ (Псал. 27, 3)? Посему и заповѣдано намъ не гоняться за похвалами людей и не стыдиться безчестія отъ нахъ: ибо всѣхъ дѣлающихъ какое либо доброе дѣло напоказъ Писаніе лишаетъ награды на небесахъ, какъ получающихъ хвалу здѣсь, отъ людей (Матѳ. 6, 1).

Но скажешь: какъ же Господь говоритъ: тако да просвѣтится свѣтъ вашъ предъ человѣки, яко да видятъ ваша добрая дѣла, и прославятъ Отца вашего, иже на небесехъ (Матѳ. 5, 16)? На это отвѣчу тебѣ: слово Божіе повелѣваетъ послѣдующему заповѣдямъ Божіимъ все, что бы онъ ни дѣлалъ, дѣлать имѣя въ виду Его одного и Ему единому угождать, не гоняясь ни за какою славою отъ людей, но бѣгая похвалъ отъ нихъ и тщеславія, всего себя являть жизнію и дѣлами, дабы зрители ихъ, — не сказалъ Господь: подивились старающемуся выказать себя, но — прославили Отца вашего, иже на небесехъ. Ибо къ Тому повелѣваетъ относить всякую славу, и по Того волѣ совершать всякое дѣло, у котораго отложена и награда за добрыя дѣла. Стремись къ горнимъ похваламъ, говоря съ Давидомъ: отъ Тебе похвала моя (Псал. 21, 26), и: о Господѣ похвалится душа тоя (Псал. 33, 3). Желающаго чести здѣсь, Господь причисляетъ къ невѣрнымъ: како, говоритъ, вы можете вѣровати, славу другъ отъ друга пріемлюще, и славы, яже отъ единаго Бога не ищете (Іоан. 5, 44).

Къ неявнымъ грѣхамъ принадлежитъ и ненависть. Послушай Господа, который говоритъ: ненавидяй брата своего человѣкоубійца есть; и: вѣсте, яко всякъ человѣкоубійца не имать живота вѣчнаго (1 Іоан. 3, 15). Итакъ того, кто ненавидитъ брата, извергаетъ изъ жизни, какъ человѣкоубійцу. А о томъ, что нѣтъ никакого различія между внутрь сокрытыми и явными пороками, послушай апостола, который говоритъ: якоже не искусиша имѣти Бога въ разумѣ, предаде ихъ Богъ въ неискусенъ умъ, творити неподобная, исполненныхъ всякія неправды, блуженія, лукавства, лихоиманія, злобы: исполненныхъ зависти, убійства, рвенія, лсти, злонравія: шепотники, клеветники, богомерзки, досадители, величавы, горды, обрѣтатели злыхъ, родителемъ непокоривы, неразумны, непримирительны, нелюбовны, неклятвохранительны, немилостивы. Нѣцыи же и оправданіе Божіе разумѣвше, яко таковая творящіи достойни смерти суть... (Рим. 1, 28-32). Видишь, какъ злонравіе и самохвальство и обманъ и прочіе тайные пороки апостолъ поставилъ на ряду съ убійствомъ и корыстолюбіемъ и тому подобнымъ. Сокрытые въ душѣ пороки столь злы и неудобоисцѣлимы, что однимъ человѣческимъ стараніемъ и добродѣтелью, безъ пріятія на помощь силы Духа, увичтожить и изгнать ихъ невозможно. Посему и Давидъ говоритъ: отъ тайныхъ моихъ очисти мя, и отъ чуждихъ пощади раба Твоего (Псал. 18, 13-14). Ибо изъ двухъ частей состоитъ единый человѣкъ, изъ души и тѣла; тѣло внѣ его, а жизнь души есть внутренняя. Итакъ человѣку нужно бодрствовать надъ тѣмъ, что внѣ его, наблюдая, чтобы какое либо опасное прегрѣшеніе прившедши въ душу, не поколебало и не растлило ея. Таковому угрожаетъ и апостолъ, говоря: аще кто Божій храмъ растлитъ, растлитъ сего Богъ (1 Кор. 3, 5). Внутренняго же человѣка должно охранять со всею бдительностію, чтобы какая нибудь злая мысль, возникнувъ откуда-то изъ глубины и растливъ помыслъ благочестія, не поработила душу, исполнивъ оную тайно расторгающими ее страстями. Не сопрягай, говоритъ блаженный Моисей, на гумнѣ твоемъ животныхъ разнородныхъ вмѣстѣ, какъ-то вола и осла, и не соединяй въ ткани одежды шерсти со льномъ (Втор. 22, 10-11); не воздѣлывай на полѣ земли твоей двухъ родовъ хлѣба вмѣстѣ и дважды въ тотъ же годъ (Лев. 19, 19); не совокупляй инородное животное съ другимъ для приплода (Втор. 22, 9).

Что значатъ сіи загадочныя реченія? Что не должно въ той же душѣ насаждать вмѣстѣ порока и добродѣтели. Какая дружба можетъ быть между цѣломудріемъ и невоздержаніемъ? Какое единомысліе между правдою и неправдою? Одно всегда должно уступать другому. И такъ мудрый землѣделецъ долженъ, какъ бы изъ годнаго для питья и благаго источника, источать чистыя струи жизни, зная одно земледѣланіе Божіе, и надъ нимъ трудясь всю жизнь, дабы, если и прорастетъ въ тайникѣ добродѣтели какой либо чуждый помыслъ, Всевидящій видя твои труды, своею силою въ скорости истребилъ сокрытый корень помысловъ прежде произрастанія. Ибо не можетъ обмануться въ надеждѣ или остаться безъ отмщенія тотъ, кто постоянно прибѣгаетъ къ Богу. Если евангельская вдовица, которую привела къ нечеловѣколюбивому судьѣ великость обиды, посредствомъ великаго труда и постоянства въ прошеніи побѣдивъ нравъ судьи, вызвала отмщеніе обидѣвшему ее (Лук. 18, 2-9); то и ты молясь, не получишь отказа. Если ея неотступность въ прошеніи, склонила немилостиваго начальника, то какъ можемъ мы отказываться отъ жизни по Богѣ, коего милость, какъ знаешь, часто предваряетъ прошеніе. Ревнуйте, говоритъ апостолъ, дарованій большихъ; и еще по превосхожденію путь вамъ показую. Аще языки человѣческими глаголю и ангельскими, любве же не имамъ, быхъ яко мѣдь звѣнящи, или кимвалъ звяцаяй (1 Кор. 12, 31; 13, 1). А въ чемъ состоитъ преимущество любви, объясняетъ такъ: любы не завидитъ: любы не превозносится, не гордится, не безчинствуетъ, не ищетъ своихъ си, не раздражается, не мыслитъ зла, не радуется о неправдѣ, радуется же о истинѣ: вся покрываетъ, всему вѣру емлетъ, вся уповаетъ, вся терпитъ; любы николиже отпадаетъ (1 Кор. 13, 4-9). Что это значитъ? Если кто, хотя и получилъ другія дарованія, которыя сообщаетъ Духъ (говорю о иностранныхъ языкахъ, пророчествѣ, знаніи и дарованіяхъ исцѣленій), но еще не освободился чисто, помощію Духа, отъ внутреннихъ удручающихъ его страстей, тотъ еще не принялъ окончательнаго врачевства спасенія; онъ находится еще въ опасности паденія, не имѣя любви укрѣпляющей и утверждающей въ постоянствѣ добродѣтели. Итакъ, когда низойдетъ къ тебѣ оное богатство просимаго, тогда будь нищъ мыслію, всегда припадая и ожидая для души блага любви, какъ бы какого украшенія сокровищу благодати, и подвизаясь противъ всякой страсти, пока не достигнешь цѣли благочестія. Опять апостолъ говоритъ: аще кто во Христѣ нова тварь: древняя мимоидоша (2 Кор. 5, 17). Новою тварію называетъ вселеніе Святаго Духа въ чистомъ и непорочномъ сердцѣ, свободномъ отъ всякаго зла, лукавства и всего постыднаго. Ибо какъ скоро душа возненавидитъ грѣхъ, усвоитъ себѣ по возможности добродѣтельный образъ жизни и пріиметъ въ себя благодать Духа, претворивъ оную въ жизнь, то она станетъ всецѣло новою и возсозданною. И слова апостола: очистите ветхій квасъ, да будете ново смѣшеніе; и: да празднуемъ не въ квасѣ ветсѣ, но въ безквасіихъ чистоты и истины (1 Кор. 5, 7-8), согласны съ сказаннымъ о новой твари. Много сѣтей ставитъ душѣ искуситель; человѣческая же природа сама по себѣ слаба для побѣды надъ нимъ. Посему апостолъ и повелѣваетъ намъ вооружать члены небеснымъ оружіемъ, бронею правды, говоря: облекитеся и обуйте нозѣ во уготованіе мира и препояшьте чресла истиною; надъ всѣми же воспріимите щитъ вѣры, въ немъ же возможете вся стрѣлы лукаваго разженныя (то есть необузданныя страсти) угасити (Ефес. 6, 13-17). Повелѣваетъ также воспріять и шлемъ спасенія и святый мечь Духа (Ефес. 6, 18); мечемъ именуетъ слово въ силѣ Божіей, коимъ вооруживъ десницу души, должно сокрушать козни врага. Видишь, сколько способовъ спасенія, направленныхъ къ одному предмету и къ одной цѣли, указалъ тебѣ апостолъ; при помощи ихъ удобно совершается теченіе жизни къ вершинѣ заповѣдей Божіихъ.

Такова цѣль благочестія. Посвятившимъ себя любомудрію должно точно знать ее, чтобы всѣмъ огвергнуть высокомѣріе и не думать много о своихъ успѣхахъ, но отвергшись своей души съ жизнію, взирать на единое богатство, которое какъ награду за любовь во Христѣ даровалъ Богъ любящимъ, какъ говоритъ тотъ же апостолъ: терпѣніемъ да течемъ на предлежащій намъ подвигъ: взирающе на начальника вѣры и совершителя Іисуса (Евр. 12, 1). Итакъ не станемъ превозвоситься дарованіями Духа и какой либо успѣхъ въ добродѣтели дѣлать поводомъ къ самомнѣнію и гордости, прежде достиженія конца уповаемаго, дабы не лишиться того, къ чему стремимся, высокомѣріемъ сдѣлавъ безполезнымъ для себя предыдущій трудъ и оказавшись недостойными того совершенства, къ которому влекла насъ благодать Духа. Въ томъ состоитъ великое совершенство любомудрія, чтобы будучи великимъ... смиряться... [1] сердцемъ и осуждать свою жизнь, не полагая въ своей совѣсти, будто содѣлали что либо достойное Бога.

Думаю, что для рѣшившихся жить по правиламъ любомудрія, въ надеждѣ достиженія цѣли, сказано достаточно. Къ сказанному наконецъ должно присовокупить наставленіе и о томъ, какъ таковымъ должно жить вмѣстѣ другъ съ другомъ, какъ вмѣстѣ стремиться, пока не достигнутъ горняго града. Итакъ искренно презрѣвшій все цѣнимое въ сей жизни и отвергшійся всякой дольней славы долженъ вмѣстѣ съ жизнію отвергнуться и собственной души. Отверженіе же души состоитъ въ томъ, чтобы никакъ не искать своей воли, но воли Божіей, и подчиняться ей какъ благому кормчему, который общую совокупность братства съ единомысліемъ направляетъ къ пристани божественной воли, и не имѣть никакой собственности кромѣ общей, исключая одежды покрывающей тѣло. Ибо при этомъ будетъ больше готовности, усердно съ удовольствіемъ и надеждою исполнять приказанія предстоятелей, какъ слѣдуетъ рабу Христову и искупленному для служенія всѣмъ братіямъ. Сего хочетъ и Господь, говоря: кто хочетъ быть между вами первымъ и великимъ, да будетъ всѣмъ меньшій и всѣмъ рабъ (Марк. 9, 34). Рабство же это должно быть безмезднымъ у людей, и таковый долженъ подчиняться всѣмъ и служить братіи какъ заложившій себя должникъ. А предстоятели сего духовнаго лика, имѣя въ виду величіе лежащей на нихъ заботы и силу зла, замышляющаго ковы противъ вѣры, должны достойно нести подвигъ настоятельства и не надмѣваться властію. Ибо въ настоятельствѣ предстоятели должны трудиться больше другихъ, начальники думать о себѣ смиреннѣе другихъ, и представлять свою жизнь какъ образецъ служенія другимъ, почитая ввѣренныхъ имъ залогомъ Божіимъ. Итакъ, предстоятели должны пещись о братіяхъ какъ способные воспитатели нѣжныхъ дѣтей, ввѣренныхъ ихъ отцами. Тѣ, наблюдая нравы дѣтей, на одного дѣйствуютъ ударами, на другаго увѣщаніемъ, на инаго похвалою, на инаго чѣмъ либо инымъ тому подобнымъ, не дѣлая ничего, что имъ по нраву, или не нравится; такъ должны поступать и духовные предстоятели. Если въ такомъ отношеніи будете другъ къ другу, ученики и наставники, первые съ радостію довѣряя приказаніямъ, а послѣдніе съ удовольствіемъ руководствуя братій къ совершенству, и если въ почтительности станете предупреждать другъ друга (Рим. 12, 10), то на землѣ будете жить жизнію ангельскою. Пусть каждый убѣдитъ себя, что онъ ничтожнѣе не только брата живущаго съ нимъ, но и всякаго человѣка; ибо сознавая сіе, онъ будетъ подлинно ученикомъ Христовымъ. Итакъ зная плоды смиренія и вредъ гордости, подражайте Владыкѣ и единымъ тѣломъ и одною душею теките къ горнему званію, любя Бога и другъ друга. Ибо любовь и страхъ къ Господу есть первое исполненіе закона. Только любовь къ Богу обыкновенно возникаетъ въ насъ не просто и самопроизвольно, но посредствомъ многихъ трудовъ и великихъ заботъ и при содѣйствіи Христовомъ, какъ говоритъ премудрость: аще взыщеши ея яко сребра и якоже сокровища испытаеши ю: тогда уразумѣеши страхъ Господень и познаніе Божіе обрящеши (Прит. 2, 4-5). А обрѣтши познаніе Божіе, съ тѣмъ вмѣстѣ удобно уразумѣешь и страхъ, и успѣешь въ слѣдующемъ за тѣмъ, — говорю о любви къ ближнему. Ибо когда трудомъ пріобрѣтено первое и великое, второе, какъ меньшее, менѣе трудно. Поелику не возлюбившій Бога всѣмъ сердцемъ и всею мыслію можетъ ли искренно и безъ обмана заботиться о томъ, чтобы любить братій?

А виновникъ зла нашедши кого либо не всецѣло отдавшимъ душу Богу и не вполнѣ отверзшимъ ее для любви къ Нему, овладѣваетъ имъ, удобно обольщая лукавыми помыслами, то представляя трудными заповѣди писанія и тягостнымъ служеніе братіямъ, то посредствомъ самаго служенія сослужителямъ надмѣвая высокомѣріемъ и гордостію, какъ бы внушая искать славы у людей и требовать чести отъ братій, и такимъ образомъ поступать и дѣйствовать подобно невѣрнымъ. Ибо кто гонится за человѣческими почестями, вмѣсто небесныхъ, тотъ есть невѣрный, какъ говоритъ нѣгдѣ самъ Господь: како вы можете вѣровати, славу другъ отъ друга пріемлюще, и славы, яже отъ единаго Бога не ищуще (Іоан. 5, 44)? Итакъ если намъ присуща любовь Божія, то необходимо, чтобы за нею слѣдовало и прочее: и братолюбіе, кротость, нелицемѣріе, постоянство и тщаніе въ молитвахъ и, вообще, всѣ добродѣтели. Такъ какъ сокровище велико, то велики должны быть и труды для пріобрѣтенія его, предпринимаемые не напоказъ людямъ, но для угожденія Богу, вѣдущему тайное. Для любящихъ же Бога, трудъ исполненія заповѣдей удобенъ и пріятенъ, поелику любовь къ Нему дѣлаетъ для насъ подвигъ нетруднымъ и любезнымъ. Посему и лукавый, всѣми способами усиливается изгнать изъ нашихъ душъ страхъ Господень и преступными удовольствіями разрушить любовь къ Нему. Ибо онъ обладаетъ большимъ искусствомъ, какъ скоро найдетъ стражей безпечными, улучить время и вторгнуться въ труды добродѣтели и всѣять въ пшеницу свои плевелы: — разумѣю злословіе, гордость, тщеславіе, желаніе почести и прочія произведенія зла. Итакъ нужно бодрствовать и отвсюду наблюдать за врагомъ, дабы, если по своему безстыдству и устроитъ какой-либо ковъ, сокрушить его, прежде чѣмъ коснется души. Помните также постоянно и то, что Авель принесъ Богу жертву отъ первородныхъ овецъ и отъ тука, а Каинъ отъ плодовъ земныхъ, но не отъ овецъ: и призрѣ Богъ на жертвы Авеля, на дары же Каина не внятъ (Быт. 4, 4-5). Изъ сего повѣствованія можно видѣть, что Богу благоугодно все совершаемое со страхомъ и вѣрою, а не то, чтó хотя и многоцѣнно, но безъ любви. Ибо и Авраамъ не иначе пріялъ благословеніе отъ Мельхиседека, какъ принесши священнику Божію начатки и лучшее (Быт. 14, 19-20). Первою же и лучшею частію добычи называетъ самую душу и умъ, повелѣвая намъ не скупо приносить Богу въ жертву хвалы и молитвы, и не предлагать Владыкѣ что ни случится, но посвящать Ему что ни есть лучшаго въ душѣ, или лучше сказать всю ее всецѣло. А какую изъ частныхъ добродѣтелей почитать совершеннѣйшею и достойною заботы прежде прочихъ, и какую за симъ второю, и какія остальными дальнѣйшими, — сказать нельзя. Ибо онѣ одинаково зависятъ одна отъ другой и обладающихъ ими, одна посредствомъ другой ведутъ на высоту совершенства, ибо простота отсылаетъ къ послушанію, послушаніе къ вѣрѣ, вѣра къ надеждѣ, а надежда къ правдѣ; послѣдняя къ служенію, а это къ смиренію; смиреніемъ объемлется кротость, которая ведетъ къ радости; радость же къ любви, любовь къ молитвѣ; и такимъ образомъ взаимно завися и воставляя въ зависимость отъ себя обладающаго ими, возводятъ его на самую вершину желаемаго; также наоборотъ и зло своихъ друзей, свойственными себѣ мѣрами, низводитъ до крайней порочности. Но болѣе всего должно вамъ прилежать къ молитвѣ; ибо она есть какъ бы нѣкій предводитель лика добродѣтелей, и посредствомъ таинственной святости и духовнаго дѣйствія и неизреченнаго расположенія, прилежнаго въ молитвѣ вводитъ въ единеніе съ Богомъ. Кто пламенѣетъ любовію, никогда не находитъ насыщенія въ молитвѣ, но всегда сгараетъ желаніемъ блага, по написанному: ядущіи мя еще взалчутъ, и піющіи мя еще вжаждутся (Сир. 24, 23); и въ другомъ мѣстѣ: далъ еси веселіе въ сердцѣ моемъ (Псал. 4, 8); и Господь говоритъ: Царствіе Божіе внутрь васъ есть (Лук. 17, 21). Царствіемъ же назвалъ раждаемую въ душахъ Духомъ радость, коею будутъ наслаждаться тогда души святыхъ.

Итакъ, поелику показано, въ чемъ состоитъ цѣль благочестія, которую должны предположить себѣ избравшіе боголюбивую жизнь, — что она есть очищеніе души и вселеніе Духа чрезъ преуспѣяніе въ добрыхъ дѣлахъ, то каждый изъ васъ, устроивъ душу указаннымъ способомъ и исполнивъ ее божественной любви, пусть посвятитъ себя молитвамъ и постамъ, помня увѣщаніе непрестанно (1 Сол. 5, 16) молитися и не стужати си (Лук. 18, 1). Ибо тщательность въ молитвѣ много намъ даруетъ; только каждый пусть дѣлаетъ это съ внимательною и правою совѣстію, никакъ не блуждая мыслію по произволу и не воздавая молитву какъ бы необходимый, невольный долгъ, но исполняя ею любовь и желаніе души. Но и самъ Господь внушитъ просящимъ какъ молиться, по сказанному: даяй молитву молящемуся.

Итакъ, прилежный къ молитвѣ долженъ просить оной и знать, что въ столь важномъ дѣлѣ онъ со многимъ стараніемъ и усиліемъ долженъ выдержать тяжкую борьбу. Поелику съ особенною силою нападаетъ на таковыхъ злоба, отовсюду стараясь ниспровергнуть наше стараніе. Тамъ ослабленіе тѣла и души, здѣсь изнѣженность, беззаботность, нерадѣніе, и все прочее, что губитъ душу, терзаемую по частямъ и предающуюся врагу своему. Итакъ должно, чтобы душею, какъ бы мудрый кормчій, управлялъ разумъ, указывая прямой путь къ горней пристани и предавая душу неповрежденною ввѣрившему оную Богу. И настоятели должны также приходить на помощь къ таковому, и при помощи всякой старательности и увѣщанія, питать въ молящемся любовь къ предлежащему ему дѣлу. Ибо плодъ добродѣтелей у истинно молящихся, явный для разумѣющихъ, приноситъ пользу не одному только преуспѣвающему, но и младенцамъ еще и нуждающимся въ наставленіи, возбуждая ихъ къ подражанію тому, что видятъ. Плоды же искренней молитвы: простота, любовь, смиренномудріе, терпѣніе, незлобіе и тому подобное; все это, и прежде принесенія вѣчныхъ плодовъ, здѣсь произращаетъ плодъ въ жизни старательнаго. Таковы плоды украшающіе молитву; если недостаетъ ихъ, то напрасенъ ея трудъ. И не одна только молитва, но и вся жизнь любомудрія, возрастая такимъ образомъ, есть подлинно путь правды и ведетъ къ прямой цѣли; лишенный же сего остается при одномъ пустомъ имени. Какая польза отъ насажденной съ трудомъ виноградной лозы, если нѣтъ на ней плодовъ, ради которыхъ земледѣлецъ понесъ трудъ? Какая выгода отъ поста и молитвы и бодрствованія, если нѣтъ мира и радости и любви и прочихъ плодовъ благодати Духа? Итакъ должно, чтобы труды поста и молитвы и прочихъ дѣлъ сопровождались большимъ удовольствіемъ и радостію; цвѣты же и плоды трудовъ происходятъ, какъ слѣдуетъ вѣровать, отъ дѣйствія Духа.

Если же кто припишетъ ихъ самому себѣ и отнесетъ все къ своимъ трудамъ, то у таковаго, вмѣсто оныхъ нетлѣнныхъ плодовъ, раждается высокомѣрный образъ мыслей. Посему, подвиги добродѣтели должно нести съ удовольствіемъ, а освобожденіе души отъ страстей относить къ Богу, дабы такимъ образомъ душа, ставъ превыше самой себя и сильнѣйшей злобы врага, представила себя благимъ жилищемъ покланяемому и Святому Духу, пріявъ отъ котораго безсмертный миръ Христовъ, чрезъ оный соединяется съ Господомъ и прилѣпляется Ему. Если же нѣкоторые, еще не имѣя ни напряженности совершенной молитвы, ни приличной этому дѣлу старательности и силы, лишены этой добродѣтели; то пусть исполняютъ послушаніе въ иномъ родѣ, по силѣ служатъ другимъ, усердно дѣлая, работая тщательно съ удовольствіемъ, не за какую-либо награду и не ради славы человѣческой, служа другимъ не какъ чужимъ тѣламъ и душамъ, но какъ рабамъ Христовымъ, какъ нашимъ роднымъ, чтобы наше дѣло явилось предъ Господомъ чистымъ и безъ обмана. И никто пусть не извиняетъ себя безсиліемъ для подвига добродѣтели; ибо Господь не повелѣваетъ ничего невозможнаго; иже аще, говоритъ, напоитъ чашею студены воды, во имя ученика, аминь глаголю вамъ, не погубитъ мзды своея (Матѳ. 10, 42). Что удобоисполнимѣе сей заповѣди? А награда за удобоисполнимое дѣло — небесная. И опять: что единому сихъ сотвористе, Мнѣ сотвористе (Матѳ. 25, 40). Заповѣдь мала; а польза отъ послушанія велика. Такимъ образомъ ничего не требуетъ сверхъ силы, но малое ли, великое ли сдѣлаешь, послѣдуетъ тебѣ награда, какую пожелаешь избрать. Ибо если станешь творить добрыя дѣла во имя Божіе и по страху Божію, получишь неотъемлемый даръ; а если напоказъ, то послушай Господа, съ клятвою утверждающаго: аминь, глаголю вамъ, воспріиметъ мзду свою (Матѳ. 6, 2). А чтобы кто не испыталъ сего, заповѣдуетъ ученикамъ, а чрезъ нихъ намъ: внемлите, не творите милостыни вашей, или молитвы или поста предъ человѣки; аще ли же ни, мзды не имате отъ Отца вашего, иже есть на небесехъ (Матѳ. 6, 1-9); Ему слава во вѣки. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Здѣсь въ изданіи твореній св. Григорія находится пропускъ.

Печатается по изданiю: Творенiя святаго Григорiя Нисскаго. Часть седьмая. М.: Типографiя В. Готье, 1865. – С. 263-283. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 44.)

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0