Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 24 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 26.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Григорій Нисскій († ок. 394 г.)
Противъ отлагающихъ крещеніе.

Цари сего міра, когда напишутъ законы, предписывающіе добрыя правила для жизни людей, вручая оныя начальникамъ, приказываютъ имъ обнародовать подданнымъ, чтобы такимъ образомъ узаконенное сохранялось ненарушимо. И великій Богъ далъ законы предстоятелямъ церквей, которые, предлагая каждый годъ въ опредѣленныя времена, читаемъ вамъ и повелѣваемъ написаеное хранить по возможности. Итакъ, вотъ благій Распорядитель всяческихъ, возвращающій годы и управляющій кругомъ временъ, привелъ спасительный день, въ который мы обыкновенно призываемъ къ всыновленію чуждыхъ, бѣдныхъ къ причастію благодати, оскверненныхъ прегрѣшеніями къ очищенію грѣховъ. И это есть та древняя проповѣдь, которая не задолго предварила явленіе Спасителя: гласъ вопіющаго въ пустыни; уготовайте путь Господень, правы творите стези Его (Матѳ. 3, 3). Хотя я и не Іоаннъ и не Давидъ, но ничтожность служителя да не повредитъ силѣ закона Господня: ибо не по уваженію къ чтецамъ закона мы повинуемся предписанному; но боясь власти законодателя подчиняемся приказаніямъ. Пришла милость царская, дающая облегченіе двумъ родамъ скорбящихъ: окованнымъ разрѣшеніе, должникамъ прощеніе. Посему и я тѣмъ и другимъ, соотвѣтственное каждому предлагаю врачевство и съ полною увѣренностію обѣщаю помощь отъ врачеванія.

А чтобы не подумалъ кто либо, что дорого врачевство, я напередъ скажу о тѣхъ лекарствахъ, которыя буду употреблять для больныхъ. Однимъ я обѣщаю здравіе при посредствѣ воды и купели; у другихъ уничтожу болѣзнь при помощи нѣсколькихъ слезъ. Просто совершеніе дѣла, и Богомъ ниспосланъ даръ, и великъ по истинѣ успѣхъ безъ прижиганія и сѣченія освободиться отъ застарѣлыхъ ранъ, которыми тяжело страдаемъ отъ уязвленія зміинаго. Итакъ, идите страждущіе къ своему уврачеванію, и не будьте нерадивы къ сему дѣлу. Болѣзнь застарѣвшаяся и долговременная не уступаетъ врачебному искусству. Убогіе и бѣдные спѣшите къ раздачѣ царскихъ дарованій, овцы — къ печати и знаменію креста, избавляющему отъ золъ. Дайте мнѣ имена, чтобы я внесъ ихъ въ видимыя книги о записалъ чернилами, а Богъ означитъ ихъ на негиблющихъ дскахъ, написавъ Своимъ перстомъ, какъ нѣкогда законъ для евреевъ.

Приступите къ Нему и просвѣтитеся и лица ваша не постыдятся (Псал. 33, 6) Измыйтеся, отимите грѣхи ваши (Ис. 1, 16). Сіе написано за долго прежде, но не обветшала сила писанія, но возрастаетъ и съ каждымъ днемъ усиливается. Выходите изъ темницы, прошу васъ. Возненавидьте темныя жилища грѣха. Бѣгите діавола, какъ жестокаго стража темничнаго, питающагося несчастіемъ грѣшныхъ и извлекающаго изъ того выгоду. Ибо какъ Богъ утѣшается правдами нашими, такъ виновникъ грѣха радуется паденіямъ нашимъ. Внѣ рая находишься ты оглашенный, раздѣляя изгнаніе Адама прародителя нашего. Но теперь отворена тебѣ дверь; взойди, откуда ты вышелъ, не медли, чтобы смерть постигнувъ тебя, не преградила входа. Голова уже сѣдѣетъ, близка жатва жизни, можетъ быть серпъ точится противъ насъ, и я боюсь, чтобы тогда, какъ спимъ мы и въ суетѣ праздно проводимъ время, не пришелъ нечаянно грозный жнецъ. Но я юноша, говоришь ты: еще не состарѣлся. Не обманывайся. Смерть не стѣсняется условіями возраста, она не боится находящихся въ цвѣтѣ лѣтъ; не надъ стариками только имѣетъ власть. Тебя научаетъ этому ежедневный опытъ. Видишь одръ, на которомъ выносятъ умершихъ; какъ не равно и какъ случайно, онъ износитъ людей всякаго возраста, нынѣ старика, завтра нѣжнаго и радостнаго отрока, немного спустя человѣка, у котораго едва показывается пухъ на бородѣ, потомъ сильнаго и цвѣтущаго, тотчасъ же престарѣлую, вмѣстѣ съ нею и дѣвицу. Видя это, будемъ беречься безстрашія. Не много нужно, чтобы мѣхъ, наполненный воздухомъ, лишился его; немного откроется ротъ, и человѣку не трудно вдругъ испустить духъ.

Вижу я, что когда случится въ мірѣ землетрясеніе или язва или нашествіе враговъ, всѣ спѣшатъ усердно къ крещальнѣ, чтобы не отойдти изъ міра непричастными благодати. Что же? Развѣ не имѣютъ силы, равной онымъ бѣдствіямъ, другія различныя и неожиданныя несчастія: апоплексіи, удары, нечаянныя удушенія, возмущенія вѣтровъ, и ихъ слѣдствія? Не видимъ ли, какъ иной бесѣдуетъ и падаетъ, другой ѣстъ и совсѣмъ перестаетъ принимать пищу, иной спитъ и незамѣтнымъ образомъ переходитъ къ смерти, сестрѣ сна? Обезопась же себя отъ непостоянства и неизвѣстности жизни. Не торгуйся съ благодатію, чтобы не лишиться дара. Столько бери въ заемъ, сколько можетъ быть прощено, сколько не превыситъ человѣколюбія Царя. И земные властители, когда уличатъ кого либо въ чрезмѣрномъ расточеніи общественнаго имущества и ненасытномъ пользованіи царскими деньгами, не отчаяваясь въ возвращеніи ихъ, жестоко наказываютъ (расточителя), довольствуясь вмѣсто денегъ наказаніями. Много времени ты предавался удовольствію; дай мѣсто и любомудрію. Скинь ветхаго человѣка, какъ одежду нечистую, постыдную, позорвую, сотканную изъ множества грѣховъ, связанную изъ жалкихъ лохмотьевъ беззаконія. Пріими одѣяніе безсмертія, которое Христосъ распростерши предлагаетъ тебѣ; и не отвергай дара, чтобы не оскорбить Того, Кто даритъ. Долго ты валялся въ грязи; спѣши, о человѣкъ, къ моему Іордану; не Іоаннъ зоветъ тебя, но Христосъ убѣждаетъ. Ибо повсюду течетъ рѣка благодати; не въ Палестинѣ имѣетъ она истокъ свой и не скрывается въ сосѣднемъ морѣ, но обтекаетъ всю вселенную и впадаетъ въ рай, на встрѣчу оныхъ четырехъ оттуда вытекающихъ рѣкъ, внося въ рай несравненно драгоцѣннѣйшее, нежели чтó онѣ износили. Ибо тѣ несутъ ароматы, плодоносіе, растительность земли; а эта вноситъ (въ рай) людей, порожденныхъ Духомъ. Куда ни поведешь (сію рѣку), туда и потечетъ; изливается на всю вселенную и не истощается, раздѣляясь на каналы. Ибо имѣетъ богатый источникъ — Христа, и отъ Него истекая, омываетъ волнами весь міръ. Сладка она и удобопіема, безъ всякой примѣси непріятной солености (ибо дѣлается сладкою отъ сошествія Духа, какъ источникъ Мерра, отъ прикосновенія дерева — Исх. 15, 23); удобопреходима для благочестивыхъ, а глубока и недоступна для нечистыхъ. Подражай Іисусу Навину, возьми Евангеліе, какъ онъ кивотъ завѣта; оставь пустыню грѣха, перейди Іорданъ, спѣши къ жительству по Христѣ, въ землю обильную радостными плодами, и текущую, по обѣтованію, медомъ и млекомъ. Разрушь Іерихонъ, старый образъ жизни, не оставляй его твердыни, до основанія разрушь мать грѣховныхъ помысловъ. Сдѣлай лукавыхъ гаваонитянъ рабами Израиля, то есть, лукавыя помышленія слугами евангельской жизни. Да побіется камнями коварный и любостяжательный Ахаръ, похитившій сосудъ золотой; это тотъ, кто нарушилъ сохраненіе честной заповѣди. Все это образъ для насъ; все это предзнаменованіе вещей нынѣ являющихся.

Выпусти наконецъ отъ себя прожорливаго ворона (Быт. 8, 6-7); дай время прилетѣть къ тебѣ голубю, котораго Іисусъ первый образно низвелъ съ неба (Матѳ. 3, 15), голубя незнающаго лукавства, кроткаго, многоплоднаго, который, когда найдетъ мужа очищеннаго, какъ огнище, хорошо приготовленное, вселяется въ него, согрѣваетъ душу какъ бы насиживая яйца, раждаетъ многихъ и прекрасныхъ чадъ, то есть добрыя дѣла, честныя мысли, вѣру, благочестіе, правду, цѣломудріе, непорочность, чистоту; таковы чада Духа, а наши стяжанія. Доколѣ ты будешь изучать первыя начала (вѣры)? Открой твою душу, какъ хартію, и дозволь намъ начертать совершенное ученіе; не все тебѣ лепетать съ дѣтьми; не будь младенецъ смысломъ. Стыжусь за тебя, что состарѣвшись уже, ты бываешь изгоняемъ съ оглашенными, какъ дитя неразумное и неспособное сохранить тайну, которую намѣрены возвѣстить. Присоединись къ посвященнымъ въ таинства людямъ и узнай сокровенныя рѣчи. Произнеси съ нами то, что и шестокрылатые Серафимы говорятъ, воспѣвая съ совершенными христіанами. Возжелай пищи укрѣпляющей душу; вкуси питіе веселящее сердце; возлюби таинство, старыхъ незримо возвращающее къ молодости. Подражай пламенному желанію еѳіопскаго евнуха; ибо онъ, послѣ того, какъ принялъ въ спутники на колесницу Филиппа приведеннаго Духомъ, во время пути научился не только читать, но и понимать мудраго Исаію; и при помощи толкованія, какъ добрый ловчій песъ, почуявъ кровь и закланнаго агнца, началъ сильно лаять на Филиппа, пока тотъ не привелъ его къ совершенной ловитвѣ пророчества находившагося въ рукахъ его; возжелавъ, тотчасъ же получилъ крещеніе, не выжидая гостинницы, не дожидаясь города или деревни или мѣста священнаго. Справедливо разсуждалъ онъ, что всякое мѣсто есть Господнее, и всякая вода годна для совершенія крещенія, только бы нашлась вѣра у пріемлющаго, и благословеніе освящающаго іерея. Замедленіемъ не раздражи крестителя, не прогнѣвай его, отлагая со дня на день и тратя въ обѣщаніяхъ скоротекущее время. Смотри, чтобы тебя не постигли порицанія, подобныя Іоанновымъ, чтобы и тебя не назвали порожденіемъ эхидны (Матѳ. 3, 7) и аспидомъ глухимъ, который приходитъ въ ярость отъ гласа обавающаго (Псал. 57, 5), чтобъ и тебѣ не показали сѣкиру изощренную и сверкающую, лежащую при деревѣ и угрожающую посѣченіемъ (Матѳ. 3, 10). При выборѣ изъ двухъ золъ, лучше удостоившись спасительнаго крещенія впасть опять въ грѣхъ, нежели кончить жизнь непричастнымъ благодати. Ибо грѣхъ, можетъ быть, получитъ и прощеніе по человѣколюбію Божію, на которое великая надежда у добрыхъ, а тому совершенно недоступно спасеніе по точночу опредѣленію. Ибо когда слышу, что неложный голосъ говоритъ: аминь, аминь глаголю тебѣ, аще кто не родится, свыше, не можетъ видѣти царствія Божія (Іоан. 3, 5), то ничего не могу ожидать добраго для неомытыхъ водою крещенія. Въ самомъ дѣлѣ, какого снисхожденія заслуживаютъ тѣ, которые пренебрегли милостію царскою, не приняли прощенія долговъ, и не воздали благодарности за свободу, усвояя ее, когда она добровольно нисходила къ нимъ съ неба, но презрѣніемъ дара нанесли безчестіе Даровавшему? Душу не просвѣщенную и не украшенную благодатію возрожденія, не знаю, примутъ ли Ангелы послѣ разлученія ея отъ тѣла. И какъ это можетъ быть, когда она незапечатлѣна, и не носитъ никакого знака Владычняго? Естественно, она будетъ кружиться въ воздухѣ, блуждая, носясь туда и сюда, никѣмъ не взысканная, какъ не имѣющая господина, желающая успокоенія и пріюта и не находящая, тщетно скорбящая, безплодно раскаявающаяся, подобно богачу, который, облачаясь въ порфиру и виссонъ, во всякаго рода наслажденіяхъ и роскошной жизни готовитъ вещество для неугасимаго огня.

Но я хочу вамъ разсказать нѣкоторую повѣсть о человѣкѣ несчастномъ, лишившемся великой надежды и искавшемъ воды въ безводное время. Недавно, когда нашествіе кочующихъ скиѳовъ опустошало многія страны съ жителями, въ сосѣднемъ городѣ Команахъ въ то время, какъ варвары грабили предмѣстья, одинъ юноша благороднаго рода именемъ Архій, котораго и я хорошо зналъ, скорбя о своихъ и общихъ отечества бѣдствіяхъ вышелъ изъ города и крѣпости, чтобы разсмотрѣть вѣрно, сколько грабителей, варваровъ, и сколько сдѣлано ими зла, но попавшись врагамъ былъ пораженъ стрѣлою. Упавъ и приближаясь къ смерти, сколько было силы, онъ кричалъ (такъ какъ былъ не крещенъ), «горы и лѣса крестите, дерева, камни, источники, дайте благодать», — и съ этими жалостными воплями скончался. Городъ, узнавъ о семъ, скорбѣлъ болѣе, нежели о бѣдствіяхъ причиненныхъ войною. Подобны сему и тѣ, которые нечаянно постигаются болѣзнями. Ибо, когда вчера здоровый и обѣщающій себѣ долгіе годы жизни испытаетъ участь древняго безумца (Лук. 12, 20), и ему безнадежно будетъ сказано, что въ сію ночь душа твоя разрѣшится отъ тѣла, тогда крикъ и вопль; все требуется какъ возможно скорѣе, сосудъ, вода, священникъ, слово приготовляющее къ принятію благодати, котораго требуетъ нужда, но болѣзнь прерываетъ, дѣлая сильнымъ и частымъ дыханіе. Произходитъ смятеніе не меньше производимаго столкновеніемъ на войнѣ; всѣ домашніе, встрѣчаясь другъ съ другомъ, мечутся, вездѣ давка, смятеніе, печальный и невнятный шумъ, какъ бы во время ночной битвы; сталкиваются другъ съ другомъ рабы, родные, друзья, дѣти, жена. Итакъ, пока время мира, устроимъ благоразумно наши дѣла; во время тишины и мира жизни примите даръ Христовъ, когда и получающій высокое и несравнимое благодѣяніе съ удовольствіемъ включается въ списокъ усыновляемыхъ, и всѣ знаемые его отъ перемѣны на лучшее получаютъ неизреченную радость и веселіе.

Но боюсь, говоришь ты, что естество наше склонно ко грѣху, и посему медлю приступить къ благодати возрожденія. Хотя благовиденъ предлогъ твоего страха, и хорошо ты прикрываешь себя покровомъ осторожности, но короткій вопросъ тебѣ предложенный легко скинетъ съ тебя личину. Ты говоришь, что остаешься оглашеннымъ, боясь грѣха: скажи же, какою ты живешь жизнью: не подлежащею осужденію, жизнью безгрѣшною, или во грѣхахъ? Если безгрѣшною, то почему боишься крещенія, и до него сохраняя предписанную закономъ правильность жизни? Если же у тебя не чиста и не внимательна жизнь то зачѣмъ медлишь въ беззаконіяхъ и долгимъ упражненіемъ пріобрѣтаешь навыкъ въ злѣ? Ясно, что ты ожидаешь послѣдняго вздоха, чтобы съ принятіемъ крещенія въ послѣдній часъ окончилась жизнь. Это новая и странная торговля, не золотомъ и одеждами, но множествомъ беззаконій, мелочное барышничество очищеніемъ души. Какъ свиньи переходятъ изъ лужи въ лужу, и грязь служитъ жилищемъ для нихъ; такъ сжившіеся съ нечистотою прибавляютъ одно беззаконіе къ другому, ибо или оскверняются блудомъ, или изощряются въ гнусномъ прелюбодѣяніи, или предаются пьянству, возбуждающему злыя пожеланія, или дѣлаютъ сродные симъ и сходные грѣхи. Они боятся крещенія, какъ запрещенія удовольствій и удержанія отъ гнусныхъ наслажденій. Итакъ, когда выставляющій предлогомъ замедленія крещенія грѣхи говоритъ, что боюсь; то ясно, что онъ не грѣха остерегается, но желаетъ долѣе оставаться въ грѣховной жизни. А имѣющіе въ глубинѣ души такую худую мысль во первыхъ и не удостоиваются благодати, но обманывая себя суетными надеждами, неожиданно поемлются смертію, застигающею тихо и нечаянно, какъ коварный тать. Но если Богъ, по великому Своему долготерпѣнію и благости, и удостоитъ любителя грѣха, таинствъ въ послѣдній день, они не получатъ отъ этого торга столько выгоды, сколько думаютъ. Думаютъ, что для нихъ тотчасъ же отверзется царство небесное; что они улучатъ нѣкое жилище изобильное дивными благами, и удостоятся почестей наравнѣ съ праведными. Но это — суетная надежда обольщающая душу ложнымъ мнѣніемъ. Какъ мнѣ кажется, судьба людей въ будущей жизни будетъ троякая, говоря вообще безъ подраздѣленій. Первый чинъ достойныхъ хвалы и праведныхъ; второй — и не удостоиваемыхъ почести и не наказуемыхъ; третій — несущихъ наказанія за грѣхи свои. Гдѣ мы поставимъ принявшихъ благодѣяніе крещенія предъ смертію? Ясно, что въ разрядъ вторыхъ, и это по снисхожденію, чтобы и они не лишены были части въ человѣколюбіи, свойственномъ Богу. Ибо нерадѣвшій о пути преуспѣянія въ добродѣтели не свободенъ отъ наказанія и осужденія, потому что если желаніе зла подвергаетъ осужденію, то ненавидѣніе добра есть явный признакъ испорченности. Итакъ, что ты пріобрѣтешь великаго, когда лишишься царствія и тѣхъ обѣтованій, которыхъ око не видало, и ухо не слыхало? Но я не терплю наказанія, говоришь ты, не страшусь угрозъ; съ меня достаточно, если не потерплю чего либо худаго, хотя и не окажусь преуспѣвшимъ въ чемъ либо благородномъ. Это образъ мыслей лукаваго раба, стоющаго осужденія на тяжкую работу, узъ, бичей, который старается только избѣгнуть наказанія и ни во что ставитъ наслажденіе свободною славою и почестями свѣтлыми. Такимъ людямъ непріязненъ самый голосъ всѣхъ святыхъ, противны дѣянія праведныхъ отъ начала міра. Они всѣ не боязненно любили опасности, давали желающимъ разсѣкать и умерщвлять различнымъ образомъ тѣло, и при всякихъ мученіяхъ не ослабѣвали въ подвигѣ, ожидая въ царствѣ небесномъ чести за кровь и мужество. Ради сего Авраамъ, получивъ повѣленіе, приносилъ въ жертву своего сына, Моисей боролся съ трудностями пустыни, Илія проводилъ пустынную и полную лишеній жизнь; и всѣ пророки проидоша въ милотѣхъ и козіихъ кожахъ, лишени, скорбяще, озлоблени (Евр. 11, 37). Ради сей чести благовѣстники терпѣли раны за Евангеліе и мученики подвизались противъ казней отъ мучителей. И каждый истинно разумный, носящій въ себѣ образъ Божій и сочувствующій высокому и небесному, не захотѣлъ бы ни жить, ни воскреснуть вмѣстѣ съ прочими имѣющими ожить людьми, если бы не надѣялся заслужить похвалу отъ Бога, какъ добрый рабъ, и удостоиться какихъ либо почестей. При семъ образѣ мыслей и Давидъ собственное свое стремленіе къ Богу уподобляетъ жаждѣ еленя и желаетъ видѣть лице Божіе, чтобы возвеселиться въ мысленныхъ объятіяхъ (Псал. 41, 1-2); и Павелъ желаетъ, совлекшись плоти, какъ тяжелой и обременительной одежды, разрѣшитися и со Христомъ быти (Флп. 1, 23). Конечно оба они имѣли въ виду блаженное и неизмѣняемое веселіе. Если же къ нему нѣтъ никакого влеченія, то все прочее по истинѣ, какъ говоритъ Екклезіастъ, суета суетствій (Еккл. 1, 2).

Итакъ, христіане, причастники званія небеснаго, бѣгайте всякой подобной мысли достойной разбойниковъ и злодѣевъ и не считайте верхомъ блаженства возможность избѣжать наказаній; но вожделѣвайте даровъ и вѣнцевъ, которые Богъ уготовалъ подвижникамъ правды. Безъ лукавства пожелайте крещенія, примите талантъ и употребите его въ дѣло, и такимъ образомъ будете по слову притчи начальниками десяти городовъ (Лук. 19, 17). А умершій въ минуту крещенія скрылъ талантъ въ землю и непремѣнно услышитъ то, что сказано было рабу лукавому и лѣнивому (Матѳ. 25, 26). Новопросвѣщенный, если къ вѣрѣ не присоединитъ храненіе заповѣди, по истинѣ не болѣе какъ только не виновный. Былъ онъ узникомъ, новиннымъ безчисленнымъ винамъ, страшился суда, трепеталъ времени отвѣта. Явилось вдругъ человѣколюбіе царя; Онъ отверзъ темницу, выпустилъ на свободу злыхъ. Воспоемъ и поклонимся даровавшему благодать, ибо Онъ по изобилію благодати спасъ нечаявшихъ жизни. А помилованный да знаетъ себя, и да ведетъ себя смиренно. Пусть не думаетъ, что онъ сдѣлалъ что нибудь доброе, потому что онъ освобожденъ отъ узъ. Оставленіе вины свидѣтельствуетъ о милосердіи простившаго, а не о добромъ поведеніи прощеннаго. Пріявшій баню пакибытія подобенъ молодому воину, только что внесенному въ воинскіе списки, но еще ничего не выказавшему воинственнаго или мужественнаго. Какъ онъ, повязавши поясъ и облекшись хламидою, несчитаетъ себя тотчасъ же храбрымъ, и подходя къ царю не разговариваетъ съ нимъ дерзновенно, какъ знакомый, и не проситъ милостей раздаваемыхъ трудившимся и подвизавшимся: такъ и ты, получивъ благодать, не думай обитать вмѣстѣ съ праведными и быть причтеннымъ къ ихъ лику, если не претерпишь многихъ бѣдъ за благочестіе, не будешь вести борьбы съ плотію и за тѣмъ съ діаволомъ, и мужественно не противостанешь всѣмъ стрѣляніямъ лукавыхъ духовъ. Но лучше, если то угодно, мы примемъ въ наставленіе себѣ въ настоящемъ случаѣ слова самаго Господа, которыя будутъ произнесены на общемъ судѣ. Что Онъ говоритъ? Пріидите благословеніи Отца Моего, наслѣдуйте уготованное вамъ царствіе отъ сложенія міра (Матѳ. 25, 34) За что? Не за то, что облеклись одеждою нетлѣнія, не за то, что омыли грѣхи ваши, но за то, что совершали дѣла любви, и тотчасъ слѣдуетъ списокъ напитанныхъ, напоенныхъ, одѣтыхъ. И справедливо неложный Судія такъ судитъ; ибо благодать есть даръ Господа, а образъ жизни есть дѣло удостоеннаго почести. Никто не требуетъ награды за полученную милость, но напротивъ становится должникомъ. Посему, когда мы просвѣтимся крещеніемъ, обязаны признательностію Благодѣтелю, а признательность наша къ Богу состоитъ въ милосердіи къ собратіямъ, въ заботѣ о нашемъ спасеніи въ упражненіи въ добродѣтели. Итакъ бросьте суетную мысль, вы, отлагающіе крещеніе до смерти, зная, что вѣра требуетъ сопутствія сестры своей, — доброй жизни, которой да удостоимся по благому произволенію и помощи Бога, Емуже подобаетъ поклоненіе нынѣ и во вѣки. Аминь.

Источникъ: Творенiя святаго Григорiя Нисскаго. Часть седьмая. — М.: Типографiя В. Готье, 1865. — С. 434-450. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, Томъ 44.)

Къ оглавленію раздѣла


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0