Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 18 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Григорій Нисскій († ок. 394 г.)
На слова Писанія: а блудяй, во свое тѣло согрѣшаетъ (1 Кор. 6, 18.).

Грозная труба апостольскаго наставленія, возвѣщая воинству многія и другія правила благочестія, особенно же отгоняя отъ безднъ студодѣянія, прилагаетъ въ концѣ и воинское предписаніе: бѣгайте, говоритъ, блудодѣянія; всякъ грѣхъ, его же аще сотворитъ человѣкъ, кромѣ тѣла есть (1 Кор. 6, 18.). Борцы чувственныхъ войнъ усовершаются въ боевомъ искусствѣ, то прямо нападая на противника, то уклоняясь отъ него бѣгствомъ. Есть и брань духовная, въ которой также потребно искусство противоборства и бѣгства. Зная сіе, Павелъ ведетъ свое воинство къ тому и другому роду искусства благочестивой брани; то учитъ постоянству въ битвѣ: станите препоясани чресла ваши истиною (Ефес. 6, 14.); то совѣтуетъ обманывать противника бѣгствомъ: бѣгайте блудодѣянія (1 Кор. 6, 18.). Если случится война со стороны невѣрія, то полезно противостоять ему; если же врагъ угрожаетъ коварствомъ, то хороша противъ такихъ противниковъ засада. Если напрягается лукъ клеветъ, то полезна борьба съ ложью лицемъ къ лицу; если же уязвляетъ образъ блудный, то полезнѣе дать тылъ и бѣжать отъ прямой встрѣчи съ нимъ; ибо прелюбодѣяніе направляетъ свои стрѣлы въ глаза. Посему должно помнить приказаніе военачальника: бѣгайте блудодѣянія. Ибо блудъ есть такой порокъ, отъ котораго должно бѣжать болѣе, чѣмъ отъ другихъ. Другіе злые виды грѣха, по-видимому, щадятъ тѣло совершающихъ, и содѣланное останавливается только на томъ, кого коснулось дѣло; напримѣръ, въ грабежахъ терпятъ вредъ только ограбленные, въ порокѣ зависти сила страсти обрушивается только на тѣхъ, коимъ завидуютъ; въ клеветахъ, если имъ вѣрятъ, опять опасность только для оклеветаннаго, въ убійствахъ несчастіе убитому; и если кто обратитъ вниманіе на послѣдствіе всѣхъ неправыхъ дѣлъ, тотъ найдетъ, что неправо поступающіе получаютъ прибыль, а вредъ терпятъ претерпѣвающіе неправду. Но прелюбодѣяніе не знаетъ этого раздѣленія, не отдѣляетъ дѣла подвергшагося ему отъ дѣла совершившаго, но наноситъ вредъ обоимъ вмѣстѣ, соединяя блудника и блудницу общимъ союзомъ оскверненія, и обезчестившій тѣло подвергается одинаково безчестію съ обезчещеннымъ. Убійцы, умерщвляя, случается, не умираютъ вмѣстѣ съ убитыми; осквернившій же плоть и самъ сопричастенъ оскверненію.

И посмотри со мною на эту тонкость въ словахъ Апостола: бѣгайте, говоритъ, блудодѣянія. Почему? Потому что всякъ грѣхъ, его же аще сотворитъ человѣкъ, кромѣ тѣла есть (то есть не вредитъ естеству тѣла, а совершается внѣ тѣла человѣка причинившаго вредъ), а блудяй во свое тѣло согрѣшаетъ; не какъ убійца, который противъ чужаго тѣла (грѣшитъ), сохраняя свое неуязвленнымъ; не какъ любостяжательный, который вредитъ иному, остерегаясь вреда собственному тѣлу; блудникъ самъ себѣ вредитъ, самъ себя пронзаетъ стрѣлою безчестія. Воръ рѣшается на воровство, чтобы питать тѣло, а блудникъ заботится объ ограбленіи собственной плоти. Любостяжательнаго побуждаетъ къ хищенію мысль о пріобрѣтеніи корысти; блудодѣяніе же наноситъ ущербъ чистотѣ тѣла. Завистливому причиняетъ страданіе слава другаго, а блудникъ самъ содѣваетъ собственное безславіе. Ибо что безчестнѣе бремени блудодѣянія? Всякое рабство грѣху безславно, ибо безчеститъ благородство души; но блудодѣй есть самый безславный рабъ грѣха; ибо осужденный имъ выгребать свои нечистоты, онъ собираетъ кучи сквернъ и исправляетъ нечистую работу. Не гнусно ли ходить около нечистотъ, тереться около предметовъ постыдныхъ, имѣть тѣло не отличающееся отъ рубища? Ибо какое различіе между рубищемъ и блудодѣемъ? Онъ отторгается оть тѣла Церкви, разрушается ежедневнымъ гніеніемъ — грѣховными удовольствіями, отбрасывается какъ ненужное рубище, лежитъ на попраніе всѣмъ демонамъ. На немъ діаволъ отпечатлѣваетъ свою гнилость.

Внѣшнее положеніе блудника не менѣе дурно, какъ и внутреннее состояніе. Отъ него бѣгутъ въ домахъ, отвращаются въ собраніяхъ; онъ оскорбленіе для сближающихся съ нимъ, предметъ презрѣнія для враждебныхъ ему, позоръ для родственниковъ; его проклинаютъ служители, онъ печаль родителямъ, посмѣшище для домашнихъ, предметъ для смѣха и разговора сосѣдямъ: его отвергаютъ при попыткахъ жениться; послѣ брака онъ подозрительный супругъ. Видя блудодѣяніе матерію такого множества золъ, Павелъ заповѣдаетъ побѣдительное бѣгство: бѣгайте блудодѣянія.

Сіи слова напомнили мнѣ нынѣ цѣломудреннаго юношу, бѣгствомъ восторжествовавшаго надъ египетскимъ блудодѣяніемъ. Многое склоняло юношу къ увлеченію: возрастъ, въ которомъ сильна любовь къ удовольствіямъ, иго рабства, любовное прельщеніе госпожи; ибо говоритъ Писаніе: бысть сицевый нѣкій день, и вниде Іосифъ въ домъ дѣлати дѣла своя: и никтоже бяше отъ сущихъ въ дому внутрь: и ухвати госпожа за ризы глаголющи: лязи со мною (Быт. 39, 11-12). Велико достоинство цѣломудрія! Госпожу оно сдѣлало рабою раба. Разжена была стрѣла блуда, но она не нашла въ душѣ сгараемаго вещества и угасла въ одеждѣ. Она говорила: лязи со мною, а цѣломудріе гласило юношѣ напротивъ: бодрствуй со мною, и онъ на дѣлѣ показалъ неусыпность. Ибо бодрость духа не воздремала отъ прельщеній, умъ не заснулъ отъ очарованій. Но для него горьче брани былъ голосъ госпожи, приказывавшей: лязи со мною.

Готовымъ стоялъ невѣстоводитель блуда, — діаволъ, и вмѣстѣ съ блудницею тянулъ одежды и соучаствовалъ въ ея уловкахъ, но не зналъ онъ, что вступилъ въ борьбу съ искуснымъ и опытнымъ подвижникомъ цѣломудрія, хорошо ускользающимъ отъ ея уловокъ; ибо, говоритъ Писаніе, оставивъ ризы своя въ рукахъ ея, убѣже и изыде вонъ (Быт. 39, 13.). О нагота, болѣе скромная, чѣмъ прикрытая одеждою! Что же неистовство египетскаго безпутства? Свои пороки слагаетъ на Іосифа, и прибѣжавъ къ мужу, говоритъ: ты ввелъ къ намъ отрока Евреина наругатися намъ; ибо онъ сказалъ мнѣ: я лягу съ тобою. Егда же возвысихъ гласъ мой и возопихъ, остави ризы у мене и отбѣже (Быт. 39, 14-15.).

Опять Іосифъ оклеветывается изъ-за одежды. Прежде, братья, взявъ его одежду, при помощи ея злодѣйственно клеветали на него, что онъ растерзанъ звѣрями; теперь женщина, взявши одежду, оклеветываетъ его въ блудодѣяніи. Къ Іосифу прилично примѣняются слова Господа: раздѣлиша ризы моя себѣ (Псал. 21, 19.). Но, о праведное попеченіе Божіе о Іосифѣ! Онъ не прославилъ Іосифа прежде искушеній, но въ сновидѣніяхъ показалъ ему будущее, научая, что издалека еще благоуготовилъ Онъ праведнымъ славу; соизволилъ же искушеніемъ испытать юношу, чтобы заградить уста порицателей. Ибо еслибы Іосифъ не далъ опыта (своей добродѣтели), то порицатели сказали бы, что событія египетскія дѣло слѣпаго случая. Іосифъ царствуетъ и отрокъ повелѣваетъ варварами. Какую доблесть оказалъ онъ? За какую добродѣтель достигъ сего? Предупреждая такіе толки о праведникѣ, Богъ соизволяетъ на искушеніе его, чтобы оно было для праведника свидѣтельствомъ, и заградило уста порицателей. Итакъ будемъ отвращаться отъ стрѣлъ, которыя мещетъ образъ блудный. Закроемъ глаза отъ сластолюбія; цѣломудріе пусть бдитъ надъ охраною тѣла, чистота да вселится въ члены, чтобы такимъ образомъ тѣло было обиталищемъ Духа. Припишемъ и самый приговоръ, который возглашаетъ страшное для распутныхъ опредѣленіе: аще кто храмъ Божій растлитъ, растлитъ сего Богъ (1 Кор. 3, 17.).

Печатается по изданiю: Творенiя святаго Григорiя Нисскаго. Часть седьмая. М.: Типографiя В. Готье, 1865. – С. 451-456. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 44.)

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0