Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 22 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Григорій Нисскій († ок. 394 г.)
Слово на день, называемый по мѣстному обычаю у каппадокійцевъ: Ἐπισωζομένη, то есть на праздникъ Вознесенія Господа нашего Іисуса Христа.

Какой пріятный сопутникъ въ человѣческой жизни пророкъ Давидъ! Мы встрѣчаемъ его на всѣхъ путяхъ сей жизни. Какъ прилично онъ примѣняется ко всѣмъ духовнымъ возрастамъ, приспособляется къ всякому разряду стремящихся къ совершенству! Съ дѣтьми по Бозѣ онъ вмѣстѣ играетъ, съ мужами вмѣстѣ подвизается, юношей руководитъ, старости служитъ опорою; всѣмъ бываетъ все: для воиновъ, — оружіе, для подвизающихся, — наставникъ, для упражняющихся въ борьбѣ, — училище, для побѣдителей, — вѣнецъ; сотрапезникъ въ радости, утѣшеніе въ печали. Нѣтъ ничего въ нашей жизни, что лишено бы было этаго благодатнаго участія (пророка). Есть ли какая сильная молитва, которой не содѣйствовалъ бы Давидъ? Есть ли какая радость праздника, которой бы не украсилъ Пророкъ? Это можно видѣть и нынѣ; ибо и нынѣшній праздникъ, какъ ни великъ самъ по себѣ, пророкъ сдѣлалъ еще больше, предложивъ и съ своей стороны, приличныя предмету онаго, слова радости изъ псалмовъ. Ибо въ одномъ изъ нихъ (Псал. 22) повелѣваетъ тебѣ быть овцею, пасомою Богомъ, и не лишаемою никакаго блага, — овцею, для которой добрый Пастырь служитъ всѣмъ, и злакомъ для питанія и водою упокоенія и пищею и кущею и стезею и водительствомъ, распредѣляя свою благодать соотвѣтственно каждой нуждѣ. Всѣмъ этимъ онъ научаетъ Церковь, что должно тебѣ прежде всего быть овцею добраго Пастыря, благимъ оглашеніемъ руководимою къ божественнымъ пажитямъ и источникамъ ученія, дабы спогребстись ему крещеніемъ въ смерть и не страшиться этой смерти, потому что это не смерть, но тѣнь и отображеніе смерти; ибо аще пойду говоритъ посредѣ сѣни смертныя, не убоюся того, что будетъ со мною, какъ зла, яко Ты со мною еси (Псал. 22, 4). За тѣмъ утѣшивъ палицею Духа, ибо Духъ есть утѣшитель, предлагаетъ таинственную трапезу, уготованную сопротивъ демонской трапезѣ (Псал. 22, 5); ибо демоны стужали человѣческой жизни чрезъ идолослуженіе; сопротивъ имъ (предлагается) трапеза Духа. Потомъ помазуетъ главу елеемъ Духа и, присовокупивъ къ сему вино, веселящее сердце, производитъ въ душѣ трезвенное упоеніе, твердо направивъ помыслы отъ временнаго къ вѣчному. Ибо вкусившій сего упоенія перемѣняетъ краткую жизнь на нескончаемую, въ долготу дней продолжая обитаніе въ домѣ Божіемъ (Псал. 22, 6).

Даровавъ намъ это въ одномъ изъ псалмовъ, въ слѣдуюшемъ за нимъ Давидъ возбуждаетъ душу къ бóльшей и совершеннѣйшей радости. Если угодно объясню вамъ сокращенно смыслъ и сего (псалма). Господня земля, и исполненіе ея (Псал. 23, 1 и слѣд.). И такъ чтоже страннаго, о человѣкъ, въ томъ, что Богъ нашъ явился на землѣ и жилъ съ человѣками, когда земля есть Его твореніе и дѣло? И такъ нѣтъ ничего новаго и неприличнаго въ томъ, что Владыка во своя пришелъ (Іоан. 1, 11); ибо Онъ приходитъ не въ чужой міръ, но въ тотъ, который Самъ устроилъ, основавъ землю на моряхъ и содѣлавъ ее удобною для теченія по ней рѣкъ (Псал. 23, 2). Для чегоже пришелъ Онъ? Для того, чтобы извлекши тебя изъ пучины грѣха, возвести на гору (Псал. 23, 3), если для восхожденія ты воспользуешься царскою колесницею, то есть добродѣтельнымъ образомъ жизни. Ибо нельзя взойти на оную гору, если не будутъ сопутствовать тебѣ добродѣтели; для сего ты долженъ быть неповиненъ рукама, не оскверненъ никакимъ лукавымъ дѣломъ, чистъ сердцемъ, не обращаясь душею своею ни къ чему суетному, и не измышлять противъ ближняго ни какаго коварства (Псал. 23, 4). Награда за сіе восхожденіе есть благословеніе; Господь даруетъ таковому назначенную имъ милость (Псал. 23, 5). Сей есть родъ ищущихъ Его, восходящихъ на высоту посредствомъ добродѣтели и ищущихъ лице Бога Іаковля (Псал. 23, 6).

Слѣдующая же часть псалма, можетъ быть, выше и самаго Евангельскаго ученія; ибо Евангеліе повѣствуетъ о пребываніи Господа на землѣ и о возвращеніи его отъ насъ; сей же высокій Пророкъ, изшедъ изъ себя самаго какъ-бы неотягощаемый уже бременемъ тѣла и присоединившись къ небеснымъ силамъ, передаетъ намъ гласы ихъ, какъ сіи силы, торжественно сопровождая Владыку въ его нисхожденіи, повелѣваютъ пребывающимъ на землѣ ангеламъ, которымъ ввѣрена человѣческая жизнь, подьять входы, говоря: возмите врата, князи ваша, и возмитеся врата вѣчная: и внидетъ Царь славы (Псал. 23, 7). И поелику Содержащій въ себѣ все, куда ни нисходитъ, вездѣ соразмѣряетъ себя съ способностію пріемлющихъ, (ибо бываетъ не только человѣкомъ между людьми, но, конечно соотвѣтственно тому, и находясь среди ангеловъ, низводитъ Себя до ихъ естества), то вратари спрашиваютъ у вѣстника: кто есть сей Царь славы? (Псал. 23, 8). Въ отвѣтъ на сіе объявляютъ имъ, что онъ есть крѣпкій и сильный, имѣющій сразиться съ плѣнившимъ человѣческое естество и сокрушить имущаго державу смерти (Евр. 2, 14), чтобы по уничтоженіи послѣдняго врага возвратить къ свободѣ и миру родъ человѣческій. Опять повторяетъ тѣже гласы (Псал. 23, 9-10); ибо таинство смерти уже совершилось, побѣда надъ врагами одержана и противъ нихъ воздвигается побѣдный знакъ, — крестъ. И снова возшелъ на высоту Плѣнившій плѣнъ, давшій людямъ сіи благія даянія (Псал. 67, 19), — жизнь и царство. Снова должны отвориться находящіяся горѣ врата; въ свою очередь торжественно сопровождаютъ его наши стражи и повелѣваютъ отверзть Ему горнія врата, чтобы въ нихъ опять воспріять прославленіе. Но тамъ не узнаютъ Его, облеченнаго нечистою одеждою (Зах. 3, 4) нашей жизни, багряность одѣянія Котораго (происходнтъ) отъ точила (Ис. 63, 12) человѣческихъ золъ. Посему встрѣчаютъ сопровождающихъ такимъ вопросительнымъ гласомъ: кто есть сей Царь славы? За тѣмъ (слѣдуетъ) не прежній уже отвѣтъ: крѣпокъ и силенъ въ брани, но: Господь силъ, пріявшій власть надъ всѣмъ, возглавившій въ себѣ все, первенствующій во всемъ, возстановившій все въ прежнее состояніе творенія, Сей есть Царь славы.

Видите какъ Давидъ увеличилъ для насъ сладость праздника, присоединивъ собственную радость къ веселію Церкви. И такъ будемъ и мы подражать Пророку въ томъ, въ чемъ можно успѣшно подражать, — въ любви къ Богу, въ кротости жизни, въ долготерпѣніи къ ненавидящимъ насъ, чтобы наставленіе Пророка было руководствомъ жизни по Богѣ, во Христѣ Іисусѣ, Господѣ нашемъ, Которому слава во вѣки вѣковъ. Аминь.

Печатается по изданiю: Творенiя святаго Григорiя Нисскаго. Часть осьмая. М.: Типографiя В. Готье, 1871. — С. 92-97. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 45.)

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0