Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 24 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 26.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Григорій Нисскій (†ок. 394 г.)

Младшій братъ св. Василія Великаго, весьма похожій на него наружностію, онъ получилъ прекрасное образованіе. Онъ былъ краснорѣчивымъ проповѣдникомъ и толкователемъ Слова Божія сначала въ санѣ пресвитера, а потомъ (съ 372 года) въ санѣ епископа г. Ниссы въ Каппадокіи. Онъ присутствовалъ на 2-мъ Вселенскомъ Соборѣ и ему приписываютъ дополненіе Никейскаго Сѵмвола, относительно ученія о Святомъ Духѣ. Какъ «сѣкира, сѣкущая еретиковъ стремленія», и какъ «огнь, хврастныя ереси попаляющій», онъ по проискамъ аріанъ, противъ которыхъ онъ много писалъ обличеній, лишенъ былъ сана и провелъ 8 лѣтъ въ изгнаніи. Императоръ Граціанъ возвратилъ ему снова епископскій санъ. «Проповѣдникъ истины, основаніе благочестія, источникъ догматовъ высокихъ, наказаній потокъ медоточныхъ, цѣвница боговѣщанная», св. Григорій отличался пламенною ревностію о правой вѣрѣ, сострадательностію къ нищимъ, терпѣливостію, миролюбіемъ, прямодушіемъ и рѣдкою почтительностію къ своимъ роднымъ. Онъ скончался послѣ 394 г. Отъ него дошло нѣсколько поученій и книгъ въ защиту православія и въ обличеніе аріанъ и македоніанъ. (С. В. Булгаковъ. «Мѣсяцесловъ Православной Церкви».)

Творенія

Свт. Григорій Нисскій († ок. 394 г.)
Слово о Святомъ Духѣ.

Предметъ всякаго праздника содѣлываетъ свѣтлѣе Давидъ, всегда соотвѣтственно потребности настраивая свою многостройную цитру. Итакъ и великій праздникъ пятидесятницы пусть озаритъ намъ тотъ же пророкъ, бряцаломъ духа ударяя по струнамъ мудрости и возглашая пѣснь. Пусть изречетъ изъ онаго божественнаго пѣснопѣнія сіи приличныя настоящей благодати слова: пріидите возрадуемся Господеви (Псал. 94, 1). Прежде нужно узнать благодать, въ чемъ она состоитъ, а потомъ примѣнить къ содержанію ея соотвѣтствующія слова изъ пророчества; позвольте и мнѣ, сколько возможно, изъяснить по порядку все, что касается сего предмета.

Отъ начала впало въ заблужденіе человѣчество относительно познанія Бога, и оставивъ Господа твари, одни обольстившись стали служить стихіямъ міра, другіе же начали почитать естество демоновъ, а многимъ и рукотворенныя изображенія идоловъ показались божествомъ, и для служенія симъ лжеименнымъ богамъ устроялись ими и жертвенники, и храмы, и посвященія, и жертвы, и священныя рощи, и капища. Но воззрѣлъ окомъ человѣкоколюбія на поврежденіе естества человѣческаго Владыка твари и постепенно опять возводитъ человѣческую жизнь отъ заблужденія къ познанію истины. Ибо какъ тѣ, кои съ нѣкоторымъ знаніемъ врачебнаго искуства возстановляютъ силы истощенныхъ долговременнымъ голодомъ, не вдругъ позволяютъ имъ насыщаться, щадя ихъ слабость; но когда посредствомъ соразмѣрнаго употребленія пищи прибудетъ у нихъ силы, тогда позволяютъ сколько угодно наполнять себя пищею: такимъ же образомъ, когда человѣческое естество было истощено страшнымъ гладомъ, домостроительствомъ (Божіимъ) установлена была постепенность въ пріобщеніи къ таинственной пищѣ, такъ чтобы люди, всегда восходя къ совершенству въ нѣкоторомъ послѣдовательномъ порядкѣ, достигли такимъ образомъ до предѣла совершенства. Ибо, что спасаетъ насъ, это есть животворящая Сила, которой вѣруемъ подъ именемъ Отца и Сына и Святаго Духа. Но неспособные къ воспріятію сей истины вполнѣ, въ слѣдствіе приключившейся имъ отъ душевнаго глада слабости, прежде всего, отвлекаемые отъ многобожія пророками и закономъ, пріучаются взирать на единое божество, и въ единомъ божествѣ уразумѣваютъ единую только силу Отца, будучи неспособны, какъ я сказалъ, къ совершенной пищѣ. За тѣмъ, для ставшихъ болѣе совершенными при помощи закона открывается чрезъ Евангеліе и единородный Сынъ; послѣ сего предлагается намъ совершенная пища для нашего естества, — Духъ Святый, въ которомъ жизнь. Вотъ предметъ праздника; посему прилично намъ собравшимся для празднованія Духу слушаться предводителя сего духовнаго ликостоянія, Давида, который говоритъ: пріидите возрадуемся Господеви. Господь же духъ есть, какъ говоритъ Апостолъ (2 Кор. 3, 17).

Ибо сегодня, при окончаніи, по годичному обращенію времени, пятидесятницы, въ самый сей часъ (если теперь третій часъ дня) дарована неизглаголанная благодать. Снова сообщилъ себя людямъ Духъ, который прежде отдалился отъ нашего естества, потому что человѣкъ сталъ плотію (Быт. 6, 3). И когда бурнымъ онымъ дыханіемъ были изгнаны изъ воздуха и разсѣяны духовныя силы злобы и всѣ скверные демоны, тогда снишествіемъ Духа въ видѣ огня исполнились божественной силы всѣ пребывавшіе въ горницѣ (Дѣян. 1, 13): ибо невозможно иначе содѣлаться причастникомъ Святаго Духа, какъ обитая на высотѣ сей жизни. Пріобщаются Святаго Духа только тѣ, кои мудрствуютъ горняя, преставивъ свое жилище отъ земли на небо, и живутъ въ горницѣ высокаго образа жизни. Ибо такъ говоритъ книга Дѣяній, что когда собрались въ горницѣ оный чистый и невещественный огонь раздѣляется въ видѣ языковъ по числу учениковъ. Но они бесѣдовали съ Парѳянами, Мидянами и Еламитянами и прочими народами, свободно приспособляя свою рѣчь къ каждому народному нарѣчію; а я, какъ говоритъ Апостолъ, хощу пять словесъ въ церкви умомъ моимъ глаголати, да и ины пользую, нежели тмы словесъ языкомъ (1 Кор. 14, 19). Тогда полезно было говорить одною рѣчью съ иноязычными, чтобы проповѣдь не была бездѣйственною для невѣдущихъ, встрѣчая препятствіе въ языкѣ проповѣдующихъ; теперь же, когда всѣ (здѣсь) говоримъ однимъ языкомъ, нужно поискать огненнаго языка Духа, для просвѣщенія помраченныхъ обманомъ. Итакъ и въ семъ да руководитъ насъ Давидъ, взявъ въ сопутники себѣ Апостола. Ибо сей псаломъ, начало котораго даруетъ намъ радость о Господѣ, въ словахъ: пріидите возрадуемся Господеви, не только руководитъ насъ къ славословію Святаго Духа, но гораздо болѣе, — въ томъ, что слѣдуетъ далѣе, поучаетъ насъ о божествѣ Его. Скажу же вамъ и самыя слова Пророка, съ которыми согласуется и великій Апостолъ; изреченіе его таково: днесь, аще гласъ его услышите, не ожесточите сердецъ вашихъ, яко въ прогнѣваніи, во дни искушенія въ пустыни: въ онь же искусиша мя отцы ваши (Псал. 94, 8-9). Упоминая о сихъ словахъ божественный Апостолъ говоритъ такъ: тѣмъ же, яко же глаголетъ Духъ Святый (Евр. 3, 7), и сказавъ сіе приводитъ самыя слова Пророка относя ихъ къ лику Духа. Итакъ, кто есть тотъ, котораго искусиша отцы ихъ въ пустынѣ? Кто тотъ, котораго прогнѣвали? Узнай это отъ самого Пророка, который говоритъ, что искусиша Бога Вышняго (Псал. 77, 56). И Апостолъ также указавъ на лице Святаго Духа, приписываетъ Ему сіи самыя реченія: тѣмъ же, яко же глаголетъ Духъ Святый въ день искушенія въ пустыни, идѣже искусиша мя отцы ваши (Евр. 3, 8-9). Итакъ, поелику Духъ Святый говоритъ: искусиша мя отцы ваши въ пустыни, а пророкъ свидѣтельствуетъ, что тотъ, кого искусили въ пустынѣ, есть вышній Богъ; то да заградятся уста духоборцевъ, говорящія неправду о Богѣ, когда и Апостолъ и Пророкъ сказаннымъ ясно возвѣщаютъ божество Духа. Ибо Пророкъ говоритъ: искусиша Бога Вышняго и какъ бы отъ лица Божія произноситъ къ Израильтянамъ оныя слова: въ пустыни искусиша мя отцы ваши; а великій Павелъ сіи слова приписываетъ Святому Духу, такъ что чрезъ это доказывается, что Духъ Святый есть Вышній Богъ. Итакъ, согласны ли враги славы Духа видѣть огненный языкъ божественныхъ словесъ, освѣщающій сокровенное, или будутъ смѣяться (надъ нами), какъ надъ напившимися сладкаго вина (Дѣян. 2, 13)? Я же, хотя бы они и сказали это о насъ, совѣтую вамъ, братіе, не бояться порицанія таковыхъ и не упадать духомъ отъ ихъ насмѣшекъ. О, если бы и у нихъ было когда нибудь сладкое вино, это нововыжатое вино, излившееся изъ точила, которое истопталъ Господь чрезъ Евангеліе, дабы напоить тебя кровію собственнаго грозда (Ис. 63, 2-3)! О, еслибы и они исполнились онаго новаго вина, названнаго ими сладкимъ, котораго не испортили еще торгаши примѣсью еретической воды! Тогда они конечно исполнились бы и Духа, при помощи котораго всѣ кипящіе Духомъ какъ пѣну сбрасываютъ съ себя грубость и нечистоту невѣрія. Но не могутъ таковые пріять въ себя сего сладкаго вина, потому что носятъ еще ветхіе мѣхи, которые будучи не въ состояніи сдержать таковаго вина, еретически расторгаются. Мы же, братіе, пріидите возрадуемся Господеви, какъ говоритъ пророкъ, пія и сладкія питія благочестія, какъ повелѣваетъ Ездра (2 Ездр. 9, 51), и свѣтло празднуя съ ликами Апостоловъ и пророковъ, пріидите по дару Святаго Духа возрадуемся и возвеселимся въ день сей, его же сотвори Господь во Христѣ Іисусѣ, Господѣ нашемъ, Коему слава во вѣки вѣковъ. Аминь.

Источникъ: Творенія святаго Григорія Нисскаго. Часть осьмая. М.: Типографія В. Готье, 1871. — С. 98-104. (Творенія святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 45.)

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0