Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 22 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Григорій Нисскій (†ок. 394 г.)

Младшій братъ св. Василія Великаго, весьма похожій на него наружностію, онъ получилъ прекрасное образованіе. Онъ былъ краснорѣчивымъ проповѣдникомъ и толкователемъ Слова Божія сначала въ санѣ пресвитера, а потомъ (съ 372 года) въ санѣ епископа г. Ниссы въ Каппадокіи. Онъ присутствовалъ на 2-мъ Вселенскомъ Соборѣ и ему приписываютъ дополненіе Никейскаго Сѵмвола, относительно ученія о Святомъ Духѣ. Какъ «сѣкира, сѣкущая еретиковъ стремленія», и какъ «огнь, хврастныя ереси попаляющій», онъ по проискамъ аріанъ, противъ которыхъ онъ много писалъ обличеній, лишенъ былъ сана и провелъ 8 лѣтъ въ изгнаніи. Императоръ Граціанъ возвратилъ ему снова епископскій санъ. «Проповѣдникъ истины, основаніе благочестія, источникъ догматовъ высокихъ, наказаній потокъ медоточныхъ, цѣвница боговѣщанная», св. Григорій отличался пламенною ревностію о правой вѣрѣ, сострадательностію къ нищимъ, терпѣливостію, миролюбіемъ, прямодушіемъ и рѣдкою почтительностію къ своимъ роднымъ. Онъ скончался послѣ 394 г. Отъ него дошло нѣсколько поученій и книгъ въ защиту православія и въ обличеніе аріанъ и македоніанъ. (С. В. Булгаковъ. «Мѣсяцесловъ Православной Церкви».)

Творенія

Свт. Григорій Нисскій († ок. 394 г.)
I. Похвальное слово святымъ сорока мученикамъ.

Чѣмъ, предполагаю, многіе тяготятся, тому я мысленно радуюсь. Многимъ, вѣроятно, непріятно толпиться между собою въ тѣснотѣ, а для мемя это верхъ радости. Ибо радуется око пастыря, видя, какъ его стадо тѣснится отъ множества и переполняетъ ограду; хотя и не мала эта ограда овчая, но просторное мѣсто дѣлается тѣснымъ для стада многочисленнаго. Видя нѣчто таковое и около Господа, Петръ сказалъ ему въ отвѣтъ: наставниче, народи одержатъ Тя и гнѣтутъ (Лук. 8, 45). Подлинно, это значитъ, какъ говоритъ нѣгдѣ божественный Апостолъ, быть утѣсняему, но не стѣснену; ибо мы отовсюду, говоритъ, притѣсняемы, но не стѣснены (2 Кор. 4, 8). Но мнѣ какаго рода держать рѣчь предъ столь многочисленнымъ собраніемъ? Кто дастъ мнѣ голосъ, звучнѣйшій трубы, чтобы покрыть шумъ множества и сдѣлать слова доступными слуху собравшихся? Къ чему изъ прочитаннаго обративъ свою мысль, найду приличное для присутствующихъ слово? Обиленъ Іовъ, своимъ примѣромъ научающій мужеству въ жизни; обиленъ загадками приточникъ. Что сказать и о священномъ апостолѣ, который въ своемъ ученіи къ Ефссянамъ можетъ быть открылъ бы и намъ нѣчто изъ тѣхъ неизреченныхъ глаголовъ, которые называетъ превышающими человѣческое разумѣніе (2 Кор. 12, 4), въ загадочныхъ рѣченіяхъ открывая неизреченную тайну креста (Ефес. 3, 18-19)? Такаго же рода и другія, въ псалмопѣніяхъ заключающіяся, тайны: воспоминаніе (Псал. 69, 1), столпописаніе (Псал. 15, 1), точило (Псал. 80, 1). Ибо обративъ вниманіе на эти надписанія прочитанныхъ намъ псалмовъ, видимъ, что сіи загадочныя рѣченія могли бы дать не малый предметъ для слова. Но мнѣ кажется благовременнымъ, изслѣдованіе о сказанномъ приберечь до другаго времени; я желаю найти какое либо изреченіе (писанія) приличное и соотвѣтствующее радости настоящаго праздника. Какое же? Я знаю одинъ, свойственный природѣ, на самыхъ божественныхъ скрижаляхъ Законодателемъ природы начертанный, законъ, который повелѣваетъ воздавать своимъ родителямъ всякимъ благимъ воздаяніемъ, какое только возможно. Ибо, чти, говоритъ, отца твоего и матерь твою, яже есть заповѣдь первая во обѣтованіи, да благо ти будетъ (Исх. 20, 12; Ефес. 6, 2) Если же сей законъ есть первый съ обѣтованіемъ и исполненіе его приноситъ пользу самому исполняющему, ибо почитаніе родителей обращается на исполнившаго законъ; то хорошо бы всякому размышляющему имѣть въ виду эту заповѣдь, которой конецъ — благодѣяніе и благодать исполняющему оную. Но плотскіе наши отцы, послужившіе своему роду въ продолженіе назначеннаго имъ отъ начала времени, какъ давно уже умершіе, не имѣютъ нужды въ нашемъ почтеніи, такъ что невозможно исполнить сей законъ, за несуществованіемъ тѣхъ, кои могли бы принять отъ насъ благое воздаяніе. Законъ же повелѣваетъ намъ исполнять на дѣлѣ заповѣдь, чтобы получить обѣтованное; ибо невозможно недѣлающимъ получить награду дѣлающихъ. И такъ что же нужно дѣлать, кагда нѣтъ родителей, тому, кто и обѣтованнаго ищетъ и не имѣетъ возможности, какъ достигнуть того, къ чему стремится? Подлинно, сіе затрудненіе совершенно разрѣшаетъ для насъ то, что мы видимъ. Ибо, видя васъ, я не имѣю нужды слишкомъ заботиться объ иныхъ отцахъ. Вы — мои отцы, отцы и самыхъ отцевъ для меня; потому что отчество родившихся заключаетъ въ себѣ и достоинство родителей. Итакъ — какимъ же дѣломъ исполнимъ въ отношеніи къ вамъ законъ почтенія? Признательный, нѣжно любящій сынъ, своимъ служеніемъ подкрѣпляя старческій возрастъ отца, служитъ опорою хилой немощи, самъ будучи всѣмъ для отца. Посему отецъ представляется молодѣющимъ въ сынѣ, и дрожащая старческая рука, покоясь на юношеской крѣпости, пользуется силою юноши; и движеніе ногъ, сгибающихся уже отъ искривленія членовъ, дѣлается крѣпкимъ, при заботливости сына, поддержка со стороны котораго какъ бы опять возвращаетъ прямизну ногамъ старца. Если отъ времеми помрачилось и зрѣніе, опять при помощи сына старецъ дѣлается зоркимъ, водимый за руку въ движеніяхъ, необходимыхъ для жизии. Вы же, мои отцы, не таковы чтобы нуждаться въ чемъ-нибудь подобномъ.

И такъ за какое же дѣло мы можемъ получить плодъ, — благословеніе заповѣди? Что пріятнаго принесемъ вамъ въ даръ, когда вы не имѣете недостатка ни въ какомъ благѣ? Или и самое повѣствованіе о тѣхъ прекрасныхъ вещахъ, какія у васъ есть, можетъ замѣнить честь, которою мы обязаны вамъ? И такъ не время ли сказать и о томъ, какія и сколь многочисленныя блага служатъ украшеніемъ вашей жизни, — лучше же намъ слѣдуетъ не сказать только, но и указать на сіи блага. Можетъ-быть вы думаете, что я стану говорить объ этихъ обыкновенныхъ и всѣмъ извѣстныхъ благахъ, — о плодородіи земли, изобиліи плодовъ, о рѣкѣ, раздѣляющей ваше мѣстообитаніе? Я говорю объ этой рѣкѣ, замыкающей свое теченіе въ кругу равнины и образующей озеро, которая и выше озера и по выходѣ вновь изъ него, будучи раздѣлена (на каналы), соотвѣтственно потребностямъ каждаго изъ жителей, искусственно орошаетъ рощи и луга и доставляетъ живущимъ безчисленныя выгоды, позволяя раздѣлять себя сообразно со всякимъ желаніемъ жителей города. Пусть говорятъ объ этомъ другіе, тѣ, для которыхъ слово служитъ и средствомъ тщеславія и доставляетъ опытнымъ (въ этого рода краснорѣчіи) нѣкоторую честь, — умножать чрезъ то хвалу отечества. А кто-нибудь, мірской человѣкъ, умѣющій судить о благахъ сей жизни, къ этимъ похваламъ пусть присоединитъ, если хочетъ, похвалу и другой рѣкѣ; я говорю о сосѣдней, причисляемой, по величинѣ, къ знаменитымъ рѣкамъ во вселенной, которая, начинаясь у насъ, протекаетъ вблизи города, принося собою не мало хорошаго для увеличенія красоты страны и содѣйствія удобствамъ жизни. Если нужно перечислять основателей города, или прославлять роды населившихъ колоніи его, или повѣствовать сверхъ того объ успѣхахъ совершенныхъ у насъ силою оружія, о трофеяхъ, сраженіяхъ, удивительныхъ дѣлахъ храбрости, которыя бытописатели собрали въ книгахъ, то все это чуждо нашему собранію. Ибо христіанское слово стыдится вмѣнять христолюбцамъ въ похвалу то, что чуждо вѣрѣ; это значило бы прославлять тѣнь храбраго, вмѣсто его трофеевъ. И такъ слово наше пусть возвратится къ настоящему и представитъ нашимъ взорамъ вашъ собственный плодъ. Да умолкнетъ же рѣчь о мірскихъ красотахъ, хотя и этотъ предметъ могъ бы дать обильное содержаніе для похвальнаго слова. Ибо ни цѣлое небо, которое есть самое прекрасное и величайшее во всемъ сотворенномъ, ни сіяніе свѣтилъ, ни широту земли, ни иное что, по стихійному составу своему входящее въ составъ вселенной, боговдохновенное слово не признаетъ чѣмъ либо великимъ и достойнымъ удивленія. Божественное повелѣніе научило меня не относиться съ удивленіемъ ни къ чему преходящему. И такъ, если все небо и земля прейдетъ и весь образъ міра преходитъ, какъ говоритъ Апостолъ (1 Кор. 7, 31); то найдетъ ли кто приличнымъ, если мы сдѣлаемъ предметомъ похвалъ плодородіе земли и (обиліе) воды? Ибо хотя въ вашей мѣстности таковыхъ земныхъ удобствъ и болѣе, чѣмъ въ другихъ мѣстахъ; но въ сравненіи съ вашими благами, слово (Божіе), какъ извѣстно, вмѣняетъ ихъ ни во что. И такъ, обратимъ наши хвалы къ тому, что предпочтительнѣе по природѣ. На это укажутъ вамъ уже не слова наши, но и сами вы можете видѣть главное изъ вашихъ благъ. Ибо кто не знаетъ вашъ плодъ, — что вы произрастили сей многоплодный колосъ мучениковъ, числомъ плодовъ превысившій число тридцать? Посмотрите на сію священную ниву; здѣсь (собраны) снопы мучениковъ. Если хочешь узнать, о какой говорю нивѣ, посмотри вокругъ не далѣе настоящаго мѣста. Какое это мѣсто, въ которомъ находится сіе собраніе? Что говоритъ тебѣ это ежегодное обхожденіе круга (временъ)? Какія повѣствованія приноситъ тебѣ воспоминаніе сего дня? не тѣ ли это рѣчи и словеса, ихже только, какъ говоритъ Пророкъ, не слышатся гласи ихъ (Псал. 18, 4), повѣствующіе о чудесахъ благозвучнѣе всякаго слова? Если ты посмотришь на сіе мѣсто, оно скажетъ о себѣ, какъ о поприщѣ мучениковъ; если помыслишь о днѣ, онъ какъ бы нѣкоторый велегласный вѣстникъ возглашаетъ о вѣнцѣ мучениковъ. Кажется мнѣ, я слышу, какъ провозглашаетъ сей день: одинъ (день) гордится сотвореніемъ свѣтилъ, другой — неба, а иной величается устроеніемъ земли; мнѣ же для украшенія моего довольно чудесъ мучениковъ; довольно величаться красотою вѣнцевъ; довольно хвалиться знаками побѣды надъ діаволомъ. Какія въ часы мои произошли событія, достойныя повѣствованія! Какое я произвелъ приращеніе къ лику Ангеловъ! Какой плодъ дала Богу земля! Какой садъ насадилъ въ мое время Господь! Отсюда вся почти вселенная насадилась отпрысками здѣшнихъ отраслей, подобно тому, какъ полная силы виноградная лоза производитъ изъ себя и другія виноградныя лозы и сама остается безъ убыли. Сіе и другое сему подобное, мнѣ кажется, благовѣствуетъ благодать сего дня и мѣсто сего собранія. Но что дѣлать мнѣ при такомъ множествѣ народа, мнѣ тихогласному и медленному въ словѣ, рѣчь котораго едва слышна предстоящимъ, при шумѣ, заглушающемъ слова? Ибо иначе, я занялъ бы ваше вниманіе добрыми повѣствованіями о томъ, какимъ образомъ прекрасное сообщество сорока (мучениковъ) вмѣстѣ подвизалось и вмѣстѣ повсюду нашло себѣ жилище; какъ они и повсюду раздѣляются и другъ у друга гостятъ по мѣстамъ. Каждый, получившій какъ благодатный даръ, часть ихъ останковъ, пріялъ все цѣлое явленіе мучениковъ; ибо всѣ они, содѣлавшіеся едино о Господѣ, чрезъ одного вселяются и всѣ, въ полномъ своемъ числѣ. Но не заслужитъ ли порицанія наше слово за то, что умолчало о началѣ повѣствованія о нихъ? Какое же начало? Добрая и досточтимая юность, превосходная вѣра, которая содѣлала всѣхъ ихъ избранными, сіяющими красотою, величіемъ подобными молодымъ деревьямъ въ лѣтнемъ цвѣтѣ.... Видите ли какъ рѣчь заглушается смятеніемъ и слово прерывается шумомъ, такъ что мы, обуреваемые возгласами народа, какъ бы нѣкоторымъ волнующимся моремъ, по необходимости должны прибѣгнуть въ тихую пристань молчанія? Если же по благодати Божіей у насъ будетъ для второй (части) слова удобство при спокойствіи слушающихъ, то нынѣ оставленное восполнится Богу содѣйствующу. Ему слава во вѣки вѣковъ. Аминь.

Источникъ: Творенія святаго Григорія Нисскаго. Часть осьмая. М.: Типографiя В. Готье, 1871. — С. 213-221. (Творенія святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 45.)

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0