Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 19 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Григорій Нисскій (†ок. 394 г.)

Младшій братъ св. Василія Великаго, весьма похожій на него наружностію, онъ получилъ прекрасное образованіе. Онъ былъ краснорѣчивымъ проповѣдникомъ и толкователемъ Слова Божія сначала въ санѣ пресвитера, а потомъ (съ 372 года) въ санѣ епископа г. Ниссы въ Каппадокіи. Онъ присутствовалъ на 2-мъ Вселенскомъ Соборѣ и ему приписываютъ дополненіе Никейскаго Сѵмвола, относительно ученія о Святомъ Духѣ. Какъ «сѣкира, сѣкущая еретиковъ стремленія», и какъ «огнь, хврастныя ереси попаляющій», онъ по проискамъ аріанъ, противъ которыхъ онъ много писалъ обличеній, лишенъ былъ сана и провелъ 8 лѣтъ въ изгнаніи. Императоръ Граціанъ возвратилъ ему снова епископскій санъ. «Проповѣдникъ истины, основаніе благочестія, источникъ догматовъ высокихъ, наказаній потокъ медоточныхъ, цѣвница боговѣщанная», св. Григорій отличался пламенною ревностію о правой вѣрѣ, сострадательностію къ нищимъ, терпѣливостію, миролюбіемъ, прямодушіемъ и рѣдкою почтительностію къ своимъ роднымъ. Онъ скончался послѣ 394 г. Отъ него дошло нѣсколько поученій и книгъ въ защиту православія и въ обличеніе аріанъ и македоніанъ. (С. В. Булгаковъ. «Мѣсяцесловъ Православной Церкви».)

Творенія

Свт. Григорій Нисскій († ок. 394 г.)
Каноническое посланіе къ святому Литоію, епископу Мелетинскому.

Правило 1.

Одна изъ принадлежностей святаго праздника состоитъ и въ томъ; чтобы мы выразумѣли законный и каноническій образъ дѣйствованія относительно согрѣшившихъ, дабы уврачевать всякую душевную болѣзнь, происходящую отъ какого-либо грѣха. Поелику этотъ вселенскій праздникъ созданія, по учрежденному обращенію годоваго круга, каждый годъ совершаемый во всемъ мірѣ, совершается ради воскрешенія падшаго, а паденіе есть грѣхъ, воскресеніе же возстаніе отъ грѣховнаго паденія; то прилично было бы въ этотъ день приводить къ Богу не только тѣхъ, которые обновляются возрожденіемъ чрезъ благодать крещенія, но и тѣхъ, которые опять возвращаются на путь жизни чрезъ покаяніе и обращеніе отъ мертвыхъ дѣлъ и руководить таковыхъ къ спасительному упованію, котораго они лишились чрезъ грѣхъ. Дѣло же не маловажное установить опредѣленія относительно ихъ на основаніи суда правильнаго и испытаннаго, по заповѣди пророка, повелѣвающей устрояти словеса на судѣ, чтобы, какъ говоритъ Писаніе, не подвигнулся во вѣкъ и въ память вѣчную былъ праведникъ (Псал. 111, 5-6). Ибо какъ и при леченіи тѣла, цѣль врачебнаго искусства одна — возвращеніе здоровья больному, хотя способы леченія различны; потому что по различію болѣзней и способъ леченія сообразуется съ каждымъ изъ недуговъ: такъ и при душевной болѣзни, вслѣдствіе множества и разнообразія страданій, врачебный уходъ, ведущій леченіе сообразно съ недугомъ, необходимо долженъ быть разнообразенъ. Но чтобы былъ стройный порядокъ (въ изслѣдованіи) предложеннаго вопроса, мы расположимъ (нашу) рѣчь такимъ образомъ.

По первоначальному раздѣленію, въ душѣ нашей замѣчаются три силы: разумная, вожделѣтельная и раздражительная. Этими силами совершаются и правыя дѣла людей живущихъ добродѣтельно, и паденія людей склоняющихся къ пороку. Посему намѣревающійся употребить леченіе, соотвѣтствующее заболѣвшей части души, прежде всего долженъ обратить вниманіе на то, въ какой части произошла болѣзнь; потомъ уже соотвѣтственно этому производить леченіе страждущей, чтобы, вслѣдствіе неопытности въ способѣ врачеванія, не случилось того, что леченіе получитъ не та часть души, которая подверглась болѣзни; какъ впрочемъ и видимъ, что многіе врачи, будучи не въ состояніи узнать той части тѣла, въ которой главное начало недуга, лекарствами своими только усиливаютъ болѣзнь. Часто болѣзнь происходитъ отъ избытка жара, тогда какъ страждущимъ отъ избытка холода полезно бываетъ теплое и согрѣвающее; но если эти средства, примѣняемыя къ симъ послѣднимъ, неосмотрительно будутъ употреблять при врачеваніи палимыхъ чрезмѣрнымъ жаромъ, то болѣзнь сдѣлаютъ неизлечимою. Итакъ, какъ для врачей весьма необходимымъ признается изученіе особенностей составныхъ частей тѣла, чтобы каждую изъ нихъ, находится ли она въ хорошемъ или дурномъ положеніи, можно было возстановлять въ случаѣ уклоненія ея отъ естественнаго состоянія: такъ и мы, держась выше указаннаго раздѣленія усматриваемыхъ въ душѣ силъ, началомъ и основаніемъ соотвѣтственнаго страданіямъ (душевнымъ) врачеванія, сдѣлаемъ общее разсмотрѣніе. Итакъ соотвѣтственно троякому, какъ мы сказали, раздѣленію свойственныхъ душѣ движеній, на силу разумную, вожделѣтельную и раздражительную, добрыя дѣйствія разумной части души суть: благочестивый образъ мыслей о божественномъ, искуство отличать добро отъ зла, соединенное съ яснымъ и отчетливымъ сужденіемъ о природѣ предметовъ — о томъ, какіе изъ нихъ достойны избранія и какіе — отвращенія и отверженія. И опять по противоположности сему конечно можно будетъ видѣть и пороки этой части души: нечестіе относительно Божества, неразсудительность о томъ, что истинно прекрасно, превратное и ошибочное мнѣніе о природѣ вещей, такъ что свѣтъ «считается тьмою, а тьма свѣтомъ», какъ говоритъ Писаніе (Ис. 5, 20). Добродѣтельное же направленіе вожделѣтельной части дущи состоитъ въ устремленіи горячей любви къ подлинно-вожделѣнному и истинно прекрасному, чтобы здѣсь находила предметъ для своей дѣятельности, вся какая ни есть въ насъ сила и расположеніе любви, въ томъ убѣжденіи, что ничто иное не вожделѣнно по своей природѣ, кромѣ добродѣтели и Существа, служащаго источникомъ добродѣтели. Уклоненіе же съ прямаго пути и грѣхъ этой части души бываетъ, когда кто свое вожделѣніе направляетъ къ призрачному тщеславію или къ цвѣтущей красотѣ тѣлесной. Отсюда происходитъ сребролюбіе, славолюбіе, сластолюбіе и всѣ подобные имъ пороки, которые имѣютъ своимъ началомъ этотъ родъ зла. Наконецъ, правыя дѣйствія силы раздражительной суть: ненависть ко злу, борьба противъ страстей и укрѣпленіе въ душѣ мужества, чтобы сражаясь за вѣру и добродѣтель не страшиться того, что многимъ кажется страшнымъ, но противустоять грѣху даже до крови, презирать угрозу смертію, тяжкія мученія и лишеніе того, что всего пріятнѣе и, словомъ, быть выше всего, что многихъ держитъ въ плѣну удовольствій силою привычки и предъубѣжденія. Паденія же этой силы души всѣмъ извѣстны: зависть, ненависть, вражда, злословіе, ссоры, сварливое и мстительное настроеніе души, надолго удерживающее злопамятство и доводящее многихъ до убійства и кровопролитія. Ибо умъ необученный, какъ съ пользою употреблять оружіе, остріе желѣза обращаетъ противъ самого себя и оружіе, данное намъ отъ Бога на защиту, бываетъ на погибель тому, кто злоупотребляетъ имъ.

Правило 2.

Итакъ, по раздѣленію грѣховъ вышеуказаннымъ способомъ, тѣ грѣхи, которые относятся къ мыслительной части души, отцами признаются тягчайшими и заслуживающими бóльшаго, болѣе продолжительнаго и строгаго исправленія. Напримѣръ, кто отрекся вѣры во Христа и оказался измѣнникомъ, впавши или въ іудейство, или идолопоклонство, или манихейство или въ иной какой-нибудь подобный видъ безбожія; тотъ если добровольно рѣшился на это зло, а потомъ раскаялся, временемъ покаянія долженъ имѣть все время жизни своей. Ибо таковый, во время совершенія таинственной молитвы, никогда не удостоивается покланяться вмѣстѣ съ народомъ Богу, но долженъ молиться на единѣ, а отъ пріобщенія Святыхъ Таинъ долженъ быть отлученъ совершенно. Но въ часъ смерти своей, тогда да удостоится причастія Святыни. Если же сверхъ чаянія случится ему остаться въ живыхъ; то опять онъ долженъ проводить жизнь подъ тѣмъ же осужденіемъ, не сподобляясь Святыхъ Таинъ до самой смерти. А тѣ, которые вынуждены были къ тому пытками и жестокими мученіями, находятся подъ запрещеніемъ на опредѣленное время. Святые Отцы оказали такое человѣколюбіе потому, что не душа ихъ подверглась паденію, но слабость тѣлесная не могла устоять противъ мученій. Посему насильственное и мученіями вынужденное отступленіе, при обращеніи, подвергается эпитиміи въ той же мѣрѣ, какъ и грѣхъ любодѣянія.

Правило 3.

А кто прибѣгнетъ къ чародѣямъ или прорицателямъ или обѣщающимъ при содѣйствіи демоновъ совершить какія-либо очищенія и отвращеніе вреда, — такихъ надобно тщательно допрашивать и испытывать, оставаясь ли въ вѣрѣ во Христа они вовлечены были въ такой грѣхъ какою-нибудь нуждою, потому что какое-нибудь несчастіе или невыносимая потеря внушила имъ такое намѣреніе; или со всѣмъ презрѣвши исповѣданіе, нами имъ ввѣренное, прибѣгли къ содѣйствію демоновъ. Ибо если они сдѣлали это съ отступленіемъ отъ вѣры и съ тѣмъ, чтобы не вѣровать въ поклоняемаго христіанами Бога: то очевидно ихъ надобно будетъ подвергнуть осужденію какъ отступниковъ. Если же довела ихъ до этого какая-нибудь невыносимая нужда, овладѣвъ ихъ малодушіемъ и обольстивъ ихъ какою-нибудь ложною надеждою; то и такимъ должно быть оказано снисхожденіе, подобно тѣмъ, которые во время исповѣданія не могли устоять противъ мученій.

Правило 4.

Грѣхи, происходящіе отъ вожделѣнія и сладострастія, раздѣляются слѣдующимъ образомъ: одинъ называется прелюбодѣяніемъ, другой — блудомъ. Нѣкоторые же болѣе точные (изслѣдователи) и грѣхъ блуда хотятъ почитать прелюбодѣяніемъ; потому что одинъ — законный союзъ жены съ мужемъ и мужа съ женою. Итакъ все незаконное во всякомъ случаѣ противозаконно, и кто беретъ не свое, тотъ очевидно беретъ чужое. Ибо человѣку дана Богомъ одна помощница и надъ женою поставлена одна глава. Итакъ если кто стяжалъ себѣ, по выраженію божественнаго Апостола, свой собственный сосудъ (1 Сол. 4, 4), тому законъ природы дозволяетъ правильное употребленіе его. Но кто обратится не къ своему, тотъ безъ сомнѣнія будетъ пользоваться чужимъ. А чужое для каждаго все, что не его собственное, хотя бы оно и не имѣло признаннаго владѣтеля. Поэтому, на взглядъ болѣе строгихъ изслѣдователей этого предмета, блудъ не далеко отъ грѣха прелюбодѣянія, ибо и божественное Писаніе говоритъ не многъ буди къ чуждей (Прит. 5, 20). Но поелику Отцы оказывали нѣкоторое снисхожденіе къ людямъ болѣе немощнымъ, то и допущено въ семъ грѣхѣ такое видовое раздѣленіе: блудъ есть и называется имъ выполненіе похоти, содѣланное безъ обиды другому, а прелюбодѣяніе — злоумышленіе и обида чуждому союзу. Сюда относится и скотоложество и мужеложество, потому что и сіи грѣхи суть прелюбодѣяніе противъ природы. Ибо здѣсь наносится обида другому роду и притомъ вопреки природѣ. При такомъ раздѣленіи, допущенномъ и въ этомъ видѣ грѣха, общее врачеваніе состоитъ въ томъ, чтобы человѣкъ чрезъ покаяніе сдѣлался чистымъ отъ страстнаго неистовства въ этихъ родахъ плотоугодія. Поелику же осквернившіеся блудомъ къ этому грѣху не присоединяютъ обиды другому: то назначается двоякое время покаянія тѣмъ, которые осквернили себя прелюбодѣяніемъ или иными возбраненными пороками — скотоложествомъ и неистовствомъ къ мужескому полу. Ибо въ сихъ случаяхъ, какъ я сказалъ, грѣхъ удвояется: одинъ (состоитъ въ непозволенномъ сладострастіи, другой —) въ обидѣ другому. И въ отношеніи къ покаянію согрѣшившихъ сладострастіемъ, должно быть допущено нѣкоторое различіе. Ибо самъ собою приступившій къ исповѣданію грѣховъ, по собственному побужденію рѣшившійся быть обличителемъ своихъ тайнъ, какъ уже начавшій врачеваніе своего недуга и показавшій признакъ своего измѣненія къ лучшему, пусть будетъ подъ эпитиміею болѣе снисходительною; а застигнутый въ преступленіи или вслѣдствіе подозрѣнія или обвиненія противъ воли изобличенный, подвергается продолжительнѣйшему исправленію, такъ что допускается къ пріобщенію Святыхъ Таинъ послѣ строгаго очищенія. Касательно этого существуетъ такое правило: осквернившіеся блудодѣяніемъ въ продолженіе трехъ лѣтъ совсѣмъ отлучаются отъ (церковной) молитвы; въ продолженіи трехъ участвуютъ только въ слушаніи (Писанія); въ продолженіи же другихъ трехъ лѣтъ они молятся вмѣстѣ съ припадающими въ покаяніи и потомъ уже причащаются Святыхъ Таинъ. Для тѣхъ же, которые обнаруживаютъ болѣе ревности въ исправленіи себя, и жизнію своею показываютъ возвращеніе къ добру, надзирающій (за кающимися) ради пользы церковнаго домостроительства, можетъ сократить время слушанія и скорѣе приводить ихъ къ обращенію; и опять, онъ можетъ сократить и это время и скорѣе допустить до пріобщенія смотря потому, въ какомъ состояніи найдетъ онъ врачуемаго, при тщательномъ испытаніи своемъ. Ибо, какъ запрещено повергать бисеръ предъ свиньями, такъ съ другой стороны безразсудно лишать драгоцѣннаго бисера того, кто содѣлался уже человѣкомъ, чрезъ оставленіе и очищеніе страсти. Преступленіе же закона, происходящее отъ прелюбодѣянія и прочихъ видовъ нечистоты, какъ выше было сказано, во всемъ должно быть врачуемо тѣмъ же судомъ, какъ и грѣхъ блуда, но съ удвоеніемъ времени. И при этомъ надобно обращать вниманіе на расположеніе врачуемаго, подобно тому какъ и на расположеніе впадшихъ въ скверну блуда, чтобы сообразно съ этимъ раньше или позднѣе допускались они къ причастію блага.

Правило 5.

Послѣ сего остается подвергнуть изслѣдованію раздражительную силу души, когда она, уклонившись отъ правильнаго употребленія негодованія, впадаетъ въ грѣхъ. Много бываетъ отъ раздраженія грѣховныхъ дѣлъ и всякихъ золъ, но отцамъ нашимъ угодно было объ иныхъ не входить въ подробное изслѣдованіе и они не признали достойнымъ особенной заботливости врачеваніе всѣхъ согрѣшеній, происходящихъ отъ раздраженія. Хотя Писаніе запрещаетъ не только простой ударъ, но и всякое злословіе или хулу (Кол. 3, 8; Ефес. 4, 31) и другое подобное, что происходитъ отъ раздражительности, но они только противъ злодѣянія убійства постановили предохранительныя средства въ эпитиміяхъ. Преступленіе это раздѣляется на вольное и невольное. Вольное убійство во первыхъ бываетъ тогда, когда обдуманно предпринято человѣкомъ, приготовившимъ и средства, какъ совершить это злодѣяніе; потомъ къ вольному убійству относится и то, когда кто-нибудь во время драки нанося и самъ получая удары наноситъ рукою ударъ въ какое-нибудь опасное мѣсто. Ибо однажды подчинившись ярости и отдавшись стремленію гнѣва, онъ во время страсти уже не думаетъ ни о чемъ, что могло бы прекратить зло, такъ что убійство, совершенное во время драки, возводится въ дѣло произвола, а не случая. Невольное же убійство узнается по очевиднымъ признакамъ, когда кто, имѣя въ виду что-нибудь другое, случайно совершитъ какое-нибудь тяжкое зло. Итакъ за вольное убійство назначается тройной срокъ времени для тѣхъ, которые хотятъ покаяніемъ уврачевать произвольное преступленіе. Для нихъ полагается три девятилѣтія съ назначеніемъ по девяти лѣтъ на каждую степень покаянія, такъ что удаленный отъ церкви находится въ совершенномъ отлученіи въ продолженіи девяти лѣтъ; столько же лѣтъ находится на степени слушающихъ, удостоиваясь только слушанія учителей и Писаній; въ продолженіи третьяго девятилѣтія молится вмѣстѣ съ припадающими въ покаяніи; послѣ сего приступаетъ къ пріобщенію Святыхъ Таинъ. Очевидно, что и за такимъ домостроительствующій въ церкви долженъ имѣть тоже наблюденіе; по вниманію къ раскаянію и для него можетъ быть сокращена продолжительность эпитиміи, такъ что, вмѣсто девяти лѣтъ на каждую степень покаянія, можетъ быть назначено или восемь, или семь, или шесть, или пять только лѣтъ, если великостію раскаянія онъ упреждаетъ время и ревностію въ исправленіи себя превосходитъ тѣхъ, которые въ продолжительное время менѣе дѣятельно очищаютъ себя отъ скверны (грѣха). Невольное же убійство, хотя и считается достойнымъ снисхожденія, но не похвальнымъ. Сіе сказалъ я, чтобы стало ясно, что того, кто осквернитъ себя хотя и невольно убійствомъ, церковное правило объявляетъ уже не чистымъ вслѣдствіе преступленія, недостойнымъ благодати священства. А какое время назначено для очищенія простаго блуда, такое же заблагоразсудили положить и для невольныхъ убійцъ; очевидно, что и здѣсь надобно испытывать расположеніе кающагося, такъ что если достовѣрно его обращеніе, то конечно не нужно соблюдать число лѣтъ, но чрезъ сокращеніе времени вести къ возсоединенію съ церковію и къ причастію Святыхъ Таинъ. Если же кто, не исполнивъ времени (покаянія) назначеннаго правилами, отходитъ изъ жизни сей: то человѣколюбіе отцевъ повелѣваетъ причастить его Святыхъ Таинъ, чтобъ онъ не отпущенъ былъ безъ напутствія въ это послѣднее и дальнее странствованіе. Но если причастившись Святыхъ Таинъ, останется въ живыхъ; то долженъ ожидать исполненія назначеннаго времени, находясь на той степени, на которой былъ прежде дозволеннаго ему по нуждѣ пріобщенія.

Правило 6.

Другой же видъ идолослуженія (ибо такъ божественный Апостолъ называетъ любостяжаніе — Кол. 3, 5), не понимаю, какъ отцы наши опустили изъ виду безъ врачеванія. Однакожъ и это зло, кажется, бываетъ недугомъ души по тройственному ея составу; ибо и умъ, погрѣшая въ сужденіи о добрѣ, воображаетъ, что благо заключается въ веществѣ и не обращаетъ вниманія на красоту невещественную; и вожделѣніе стремится къ низшему, уклоняясь отъ истинно вожделѣннаго; и гнѣвливое и раздражительное расположеніе (души), въ этомъ грѣхѣ много находитъ поводовъ для себя. И говоря вообще, этотъ недугъ подходитъ подъ апостольное опредѣленіе любостяжанія. Ибо божественный Апостолъ объявилъ, что оно не только идолослуженіе, но и корень всѣхъ золъ (1 Тим. 6, 10). Однакожь этотъ видъ болѣзни оставленъ безъ особаго разсмотрѣнія и безъ врачеванія; посему болѣзнь эта и умножается въ церквахъ и никто принимаемыхъ въ клиръ не испытываетъ, не осквернились ли они симъ видомъ идолопоклонства. Но вслѣдствіе того, что отцы наши не обратили вниманія на это, мы считаемъ достаточнымъ — болѣзни любостяжанія врачевать, насколько возможно, всенароднымъ словомъ ученія, очищая ихъ разсужденіемъ, какъ нѣкоторыя болѣзни, происходящія отъ полносочія. Только воровство и гробокопательство и святотатство мы считаемъ (тяжкими) недугами, потому что таково у насъ о семъ преемственное отъ отцевъ преданіе. Божественное Писаніе относитъ также къ числу запрещенныхъ дѣлъ лихву и ростъ и присоединеніе при помощи нѣкоторой власти къ своему имуществу чужаго, хотя бы это сдѣлано было подъ видомъ договора. Итакъ поелику наше мнѣніе не настолько достойно уваженія, чтобъ имѣть значеніе правилъ; то къ сказанному мы прибавимъ каноническій приговоръ о дѣйствіяхъ всѣми согласно признаваемыхъ запрещенными. Воровство раздѣляется на разбойничество и кражу, цѣль того и другаго одна — отнятіе чужаго; но между ними великое различіе въ отношеніи къ расположенію души. Ибо разбойникъ, для достиженія своей цѣли употребляетъ и человѣкоубійство, запасаясь для этого и оружіемъ и помощію себѣ подобныхъ и пользуясь удобствомъ мѣстности, такъ что онъ подлежитъ такому же суду, какъ и человѣкоубійцы, если онъ чрезъ раскаяніе возвратится къ церкви Божіей. Присвояющій же себѣ чужое чрезъ тайное похищеніе, потомъ на исповѣди открывшій свой грѣхъ священнику, долженъ врачевать свою болѣзнь дѣйствіями противоположными своей страсти, то-есть раздаяніемъ своего имущества нищимъ, дабы расточеніемъ того, что имѣетъ, показать, что онъ заботится объ очищеніи себя отъ болѣзни любостяжанія. Если же онъ ничего не имѣетъ, кромѣ тѣла; то Апостолъ повелѣваетъ ему врачевать такую болѣзнь тѣлеснымъ трудомъ. Слово же (Апостола) читается такъ: крадый къ тому да не крадетъ, но паче да труждается, дѣлая благое, да имать подаяти требующему (Ефес. 4, 28).

Правило 7.

И самое гробокопательство раздѣляется на заслуживающее и не заслуживающее снисхожденія. Ибо кто, щадя честь мертвыхъ и оставляя неприкосновеннымъ похороненное тѣло такъ что не выставляется на свѣтъ солнечный неблагообразіе естества, воспользуется нѣкоторыми изъ камней гробницы для какой-нибудь постройки; тотъ хотя и поступитъ непохвально, но обычай это дѣйствіе сдѣлалъ простительнымъ, если матеріалъ будетъ употребленъ на нѣчто лучшее и общеполезнѣйшее. Раскапывать же прахъ тѣла, обратившагося въ землю, и тревожить кости въ надеждѣ пріобрѣсти какое-нибудь украшеніе, закопанное съ умершимъ, — это такое преступленіе, которое подвергается такому же суду какъ и простой блудъ, о чемъ было говорено выше, причемъ предстоятель церкви изъ самой жизни врачуемаго долженъ усматривать лекарство для него, такъ что можетъ сократить продолженіе эпитиміи, опредѣленное правилами.

Правило 8.

Святотатство въ ветхозавѣтномъ Писаніи признано достойнымъ не меньшаго осужденія, какъ и убійство. Ибо и обличенный въ убійствѣ и похитившій посвященное Богу равно подвергались побіенію камнями (Нав. 7, 25). Въ церковномъ же обыкновеніи, не знаю какъ, послѣдовало нѣкоторое снисхожденіе и послабленіе, такъ что очищеніе этого недуга принято болѣе легкое. Ибо преданіе отцевъ такимъ назначило этитимію менѣе продолжительную, чѣмъ за прелюбодѣяніе. Во всякомъ же видѣ грѣха прежде всего надобно обращать вниманіе на то, каково расположеніе врачуемаго и для врачеванія достаточнымъ считать не время (ибо какого исцѣленія можно ожидать только отъ времени?), но добрую волю того, кто врачуетъ себя покаяніемъ. Все это послѣ тщательнаго изслѣдованія собравши изъ того, что было подъ руками, усердно посылаемъ тебѣ, человѣкъ Божій, поелику надобно повиноваться повелѣніямъ братьевъ. Ты же, не переставай приносить о насъ обычныя молитвы Богу; ибо какъ почтительный сынъ, ты обязанъ родившаго тебя по Бозѣ поддерживать въ старости твоими молитвами по зѣповѣди, повелѣвающей чтить родителей, да благо ти будетъ и долголѣтенъ будеши на земли (Исх. 20, 12). Увѣренъ же, что ты примешь это письмо, какъ праздничный даръ и не презришь дара, хотя бы онъ былъ и ниже твоего высокаго духа.

Источникъ: Творенія святаго Григорія Нисскаго. Часть осьмая. М.: Типографія В. Готье, 1871. — С. 420-437. (Творенія святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 45.)

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0