Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 19 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 22.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Григорій Нисскій (†ок. 394 г.)

Младшій братъ св. Василія Великаго, весьма похожій на него наружностію, онъ получилъ прекрасное образованіе. Онъ былъ краснорѣчивымъ проповѣдникомъ и толкователемъ Слова Божія сначала въ санѣ пресвитера, а потомъ (съ 372 года) въ санѣ епископа г. Ниссы въ Каппадокіи. Онъ присутствовалъ на 2-мъ Вселенскомъ Соборѣ и ему приписываютъ дополненіе Никейскаго Сѵмвола, относительно ученія о Святомъ Духѣ. Какъ «сѣкира, сѣкущая еретиковъ стремленія», и какъ «огнь, хврастныя ереси попаляющій», онъ по проискамъ аріанъ, противъ которыхъ онъ много писалъ обличеній, лишенъ былъ сана и провелъ 8 лѣтъ въ изгнаніи. Императоръ Граціанъ возвратилъ ему снова епископскій санъ. «Проповѣдникъ истины, основаніе благочестія, источникъ догматовъ высокихъ, наказаній потокъ медоточныхъ, цѣвница боговѣщанная», св. Григорій отличался пламенною ревностію о правой вѣрѣ, сострадательностію къ нищимъ, терпѣливостію, миролюбіемъ, прямодушіемъ и рѣдкою почтительностію къ своимъ роднымъ. Онъ скончался послѣ 394 г. Отъ него дошло нѣсколько поученій и книгъ въ защиту православія и въ обличеніе аріанъ и македоніанъ. (С. В. Булгаковъ. «Мѣсяцесловъ Православной Церкви».)

Творенія

Свт. Григорій Нисскій († ок. 394 г.)
Письма.

II.
О тѣхъ, которые предпринимаютъ путешествія въ Іерусалимъ.

Поелику ты, возлюбленный, письмомъ спросилъ меня, то я почелъ приличнымъ отвѣтить тебѣ обо всемъ по порядку. Для посвятившихъ себя однажды высшему роду жизни, я признаю весьма полезнымъ, чтобъ они постоянно обращались къ словамъ Евангелія. И какъ выравнивающіе что-либо правиломъ, находящіяся въ рукахъ ихъ кривыя вещи по прямизнѣ прави́ла дѣлаютъ прямыми; такъ думаю должно и мнѣ, примѣняя къ своимъ дѣйствіямъ какъ бы нѣкое прямое и неизмѣнное прави́ло, разумѣю образъ жизни по Евангелію, по нему направлять себя къ Богу. Итакъ поелику есть люди изъ избравшихъ иноческую и отшельническую жизнь, которые считаютъ дѣломъ благочестія посѣтить мѣста Іерусалимскія, въ которыхъ видны памятники пребыванія во плоти Господа, то хорошо бы имъ посмотрѣть на прави́ло, и если требуетъ этого руководительство заповѣдей, то дѣлать это дѣло, какъ повелѣніе Господне. Если же нѣтъ этого въ заповѣдяхъ Владыки, то не знаю гдѣ бы заповѣдано было желать дѣлать что-либо, ставя себя самого закономъ въ выборѣ добраго. Тамъ, гдѣ Господь призываетъ благословенныхъ къ наслѣдію Царства небеснаго, путешествія въ Іерусалимъ Онъ не поставилъ въ числѣ добрыхъ дѣлъ. Тамъ, гдѣ Онъ возвѣщаетъ блажества, не внесъ въ число ихъ усердія къ сему. Имѣющій же умъ пусть размыслитъ, зачѣмъ стараться дѣлать то, что не дѣлаетъ ни блаженнымъ, ни къ Царствію небесному близкимъ? Хотя бы и было это дѣло полезно, и въ такомъ случаѣ совершеннымъ не такъ хорошо объ немъ ревновать. Но поелику это дѣло по тщательномъ разсмотрѣніи оказывается приносящимъ и вредъ душевный избравшимъ строгую жизнь, то оно должно быть предметомъ не ревности особой, но величайшей осторожности, чтобы рѣшившійся жить по Богу, не испыталъ какого-либо вреда. Что же въ семъ вреднаго? Благочестивый образъ жизни обязателенъ для всѣхъ и для мужей и для женъ; отличіе же жизни любомудрой, цѣломудренность; а она сохраняется при несмѣшанномъ и отдѣльномъ образѣ жизни, чтобы природа не оскорблялась смѣшеніемъ и тѣснымъ сближеніемъ ни женщинъ съ мужчинами, ни мужчинъ съ женщинами, коль скоро они стремятся къ соблюденію цѣломудрія. Но во время путешествія, необходимость всегда приводитъ къ нарушенію осторожности и къ безразличію въ соблюденіи правилъ; ибо женщинѣ неудобно было бы совершить такой отдаленный путь, еслибъ она не имѣла охранителя; по физической слабости она и поднимается (кѣмъ-либо) на вьючное животное, и спускается съ него, и въ трудныхъ случаяхъ поддерживается. А для того, чтобы поднимать, нужно имѣть или знакомаго, который исполнялъ бы эту услугу, или наемника, который бы прислуживалъ; въ обоихъ случаяхъ неизбѣжно здѣсь нареканіе. Ибо ввѣряетъ ли себя чужому или своему, — все не сохраняетъ закона цѣломудрія. А поелику въ восточныхъ странахъ, въ постоялыхъ дворахъ, въ гостиницахъ и городахъ много распущенности, и повода ко грѣху, то какъ можетъ быть, чтобы у ходящаго въ дыму не стало рѣзать глаза? Гдѣ оскверняется слухъ, оскверняется и зрѣніе, оскверняется и сердце, принимая непотребное чрезъ зрѣніе и слухъ. Какъ можно пройти безстрастно мѣста, гдѣ дѣйствуютъ страсти? Да и что бóльшаго получитъ тотъ, кто побываетъ въ этихъ мѣстахъ, какъ будто Господь доселѣ тѣлесно обитаетъ въ нихъ, а отъ насъ удалился, или какъ будто Духъ Святый обилуетъ между Іерусалимлянами, а къ намъ не можетъ прейти? Напротивъ, если заключить о присутствіи Божіемъ потому, что видимъ, то скорѣе можно бы подумать, что Богъ болѣе пребываетъ среди Каппадокійцевъ, нежели въ другихъ мѣстахъ. Ибо сколько у нихъ жертвенниковъ, при которыхъ прославляется имя Божіе! Едва ли въ цѣлой почти вселенной насчитаетъ кто столько жертвенниковъ. Потомъ, еслибы бóльшая была благодать въ мѣстахъ Іерусалимскихъ, то грѣхъ не водворился бы въ живущихъ тамъ. А теперь, нѣтъ вида нечистоты, на который бы они не дерзали; у нихъ и лукавство, и прелюбодѣяніе, и воровство, и идолослуженіе и отравленіе и зависть и убійство, особенно между ними обыкновенно послѣдняго рода зло, такъ что нигдѣ нѣтъ такой готовности къ убійству, какъ въ сихъ мѣстахъ; единоплеменные подобно звѣрямъ ищутъ крови другъ друга, ради гнусной корысти.

Итакъ, тамъ гдѣ это бываетъ, чѣмъ ты докажешь, чтобы въ этихъ мѣстахъ была бóльшая благодать? Но знаю, что возражаютъ многіе противъ моихъ словъ. Они говорятъ: за чѣмъ же ты себѣ самому не предписалъ этого закона? Ибо если нѣтъ никакой пользы живущему по Богу быть тамъ, для чего ты напрасно предпринималъ такой путь? Выслушайте же мое оправданіе въ семъ. Мнѣ по той необходимости, въ какой поставленъ я жить отъ Правителя нашей жизни, случилось быть въ тѣхъ мѣстахъ ради святаго собора, созваннаго для устройства церкви Аравійской. А такъ какъ Аравія сопредѣльна странѣ Іерусалимской, то я обѣщался предстоятолямъ святыхъ Іерусалимскихъ церквей прибыть къ нимъ на совѣщаніе, такъ какъ дѣла были въ замѣшательствѣ и нуженъ былъ у нихъ посредникъ. При томъ же и благочестивѣйшій Императоръ доставилъ удобство пути, давъ общественную колесницу, а потому мнѣ не было нужды терпѣть то, что, какъ узнали, терпятъ другіе. Ибо колесница была для насъ и церковью и монастыремъ, гдѣ мы всю дорогу вмѣстѣ воспѣвали Господу и постились. И такъ нами никто да не соблазняется, только болѣе долженъ быть убѣдителенъ совѣтъ нашъ, потому что мы совѣтуемъ о томъ, что видѣли своими очами. Что явившійся Христосъ есть истинный Богъ, это мы исповѣдывали и прежде чѣмъ были на мѣстѣ, и послѣ сего вѣра не уменьшилась и не увеличилась. О вочеловѣченіи чрезъ Дѣву мы знали и прежде чѣмъ были въ Виѳлеемѣ; и воскресенію изъ мертвыхъ мы вѣровали прежде, нежели видѣли гробъ; что истинно было вознесеніе, исповѣдали прежде, нежели увидѣли гору Масличную. Ту только принесло намъ пользу путешествіе, что по сравненію мы узнали, что у насъ болѣе святаго, чѣмъ въ другихъ странахъ. Посему боящіеся Господа, хвалите Его въ тѣхъ мѣстахъ, въ которыхъ находитесь. Ибо перемѣна мѣста не приближаетъ къ намъ Бога. Но гдѣ бы ты ни былъ, Господь придетъ къ тебѣ, если обитель души твоей окажется такою, чтобы Господь могъ вселиться въ тебѣ и ходить (Лев. 26, 12). А если внутренній твой человѣкъ полонъ лукавыхъ помысловъ, то хотя бы ты былъ на Голгоѳѣ, хотя бы на горѣ Масличной, хотя бы подъ памятникомъ воскресенія, ты столько далекъ отъ принятія Христа въ себя, сколько и тѣ, которые не исповѣдали и начала вѣры. Итакъ, возлюбленный, совѣтуй братьямъ изъ тѣла путешествовать къ Господу, а не изъ Каппадокіи въ Палестину. Если же кто выставитъ на видъ противъ сего слово Господа, заповѣдавшее ученикамъ не отлучаться отъ Іерусалима, пусть уразумѣетъ смыслъ сказаннаго. Поелику благодать Святаго Духа и раздаяніе (его даровъ) еще не было сообщено Апостоламъ, то Господь приказалъ имъ оставаться въ томъ же мѣстѣ, пока не облекутся силою свыше. Еслибы то, что было сказано, продолжалось до нынѣ, то-есть, еслибы Духъ Святый раздавалъ бы каждому дары въ видѣ огня, то всѣмъ слѣдовало бы быть въ томъ мѣстѣ, гдѣ совершается раздаяніе дарованій. А если Духъ, гдѣ хощетъ дышетъ, то и здѣсь увѣровавшіе дѣлаются причастниками дарованія, по сходству вѣры, а не по причинѣ путешествія въ Іерусалимъ.

Источникъ: Творенія святаго Григорія Нисскаго. Часть осьмая. М.: Типографія В. Готье, 1871. — С. 449-455. (Творенія святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 45.)

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0