Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 18 января 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Іаковъ Низибійскій († 350 г.)

Сынъ князя гефѳальскаго (въ Арменіи), онъ получилъ хорошее образованіе. Съ самаго юнаго возраста возлюбивши отшельничество, онъ долгое время жилъ на высокихъ пустынныхъ горахъ, около г. Низибіи (на границѣ Персіи и Римской имперіи), гдѣ предавался самымъ строгимъ подвигамъ: жилъ подъ открытымъ небомъ, питался только древесными плодами и зеліемъ, одѣвался козьими кожами и все время проводилъ въ молитвенной бесѣдѣ съ Богомъ. Въ гоненіе Максимина онъ прославился мужественнымъ исповѣданіемъ вѣры. За его благочестивую жизнь жители низибійскіе избрали его своимъ епископомъ (не позже 314 г.). Онъ прославился своею великою ревностію къ православной вѣрѣ, великими чудесами и даромъ прозорливства. Его молитвами Низибія спасена была отъ нашествія Сапора, царя персидскаго. Онъ присутствовалъ на I Всел. Соборѣ и былъ здѣсь однимъ изъ болѣе видныхъ сторонниковъ и защитниковъ православія. Онъ былъ пастыремъ весьма мудрымъ, просвѣщеннымъ и учительнымъ. При немъ въ Низибіи была огласительная школа, въ которой онъ былъ самъ наставникомъ, своимъ высокимъ нравственнымъ обликомъ производя сильное вліяніе на сердца слушателей. Къ нему св. Григорій (см. 30 сент.) обращался съ письменной просьбой написать нѣчто о вѣрѣ, и Низибійскій пастырь послалъ ему въ отвѣтъ раздѣленное на 18 главъ разсужденіе далѣе>>

Творенія

Свт. Іаковъ Низибійскій († 350 г.)
Слово о смиреніи.

1. Смиреніе всегда прекрасно. Оно освобождаетъ людей отъ всѣхъ мучительныхъ заботъ. Плоды его изобильны, вожделѣнны. Отъ него раждается простосердечіе, коимъ Ной угодилъ Богу и получилъ спасеніе, такъ какъ написано: Видѣхъ тя праведна предо Мною и проста въ родѣ семъ (Быт 7, 1). Какими похвалами украшается смиреніе! Писаніе говоритъ, что кроткіе наслѣдятъ землю и вселятся въ ней во вѣки вѣковъ. Также Господь говоритъ устами пророка Исаіи: Въ комъ упокоюсь, или въ комъ вселюся, токмо въ кроткихъ и смиренныхъ, и трепещущихъ словеси Моего? И еще: Лучше кроткодушенъ со смиреніемъ, нежели иже стяжаваетъ градъ. Опять: Смиренныя утверждаеть Господь въ славѣ. И о Моисеѣ мужѣ вѣрномъ написано: Человѣкъ Моисей кротокъ зѣло паче всѣхъ человѣкъ сущихъ на земли. Смиреніе есть знакъ и выраженіе доброты и благочестія. Любящіе добродѣтель сію получаютъ чрезъ нее дары многочисленные. Въ смиренныхъ открывается милосердіе. Смиреніе есть жилище святости. Смиренные бываютъ опытны, и уста ихъ изливаютъ мудрость. Смиреніе дастъ смыслъ и разумъ, и сердце наполняетъ восторгомъ. Хощешь ли научиться воздержанію и терпѣнію? Ищи образца для сего въ смиренныхъ. Они служатъ примѣромъ уединенной, подвижнической жизни. Смиренный любезенъ во всемъ; слова его сладки, на лицѣ написана веселость. Во всемъ находитъ онъ радость. Смиренныхъ украшаетъ любовь; ибо они умѣютъ ходить во свѣтѣ ея. Кроткіе и смиренные сохраняютъ себя отъ всякаго зла, и благость сердца отражается на свѣтломъ лицѣ ихъ. Говорятъ ли они? всѣ слова ихъ пристойны. Смѣются ли? смѣхъ ихъ не слышенъ. Смиренный боится презирать другихъ, ибо презрѣніе есть порожденіе ненависти. Ежели онъ слышитъ злословіе, то затыкаетъ слухъ свой, дабы такія слова не вошли въ его сердце. Мысль смиреннаго устремляется ко всему благому, а тщательность духа спѣшитъ осуществить благое. Онъ пьетъ Божественное ученіе, какъ воду; и мудрость, какъ елей, проникаетъ внутренность его. Смиренный поставляетъ себя ниже другихъ, но сердце его обитаетъ въ вышнихъ, и мысли носятся тамъ, гдѣ хранятся его сокровища. Онъ смотритъ въ землю, но взоръ ума его устремленъ выспрь, на красоту неба. Онъ всегда опасается, чтобы какъ нибудь не слетѣло съ языка мстительное слово въ порицаніе кого нибудь. Смиренный приверженъ къ закону Господню, и въ немъ находитъ врачевство потребное для души своей. Онъ радуется о счастіи ближняго своего, и заботится объ немъ, какъ о себѣ самомъ. Встрѣчается ли онъ съ гордымъ? его кротость плѣняетъ и связываетъ духъ надменнаго. Смиреніе разрушаетъ укрѣпленные замки, смягчаетъ ярость, обезоруживаетъ злобу.

2. Смиреніемъ Іаковъ побѣдилъ ярость Исава брата своего и четыреста мужей, бывшихъ съ Нимъ. Смиреніемъ Іосифъ преодолѣлъ гнѣвъ братьевъ своихъ, которые преслѣдовали его завистію и ненавистію. Смиреніемъ Моисей покорилъ и обуздалъ всю гордость Фараона. Смиреніемъ Давидъ низложилъ надменнаго Голіаѳа, приблизившагося къ нему съ насмѣшливымъ ругательствомъ. Смиреніемъ Езекія побѣдилъ высокоуміе царя Сеннахирима, который хотѣлъ поколебать его твердость угрозами и богохульствомъ. Смиреніемъ Даніилъ и его братія посрамили нечестивыхъ клеветниковъ своихъ.

3. Смиренные далеки отъ всякой зависти, злаго соперничества и безпокойнаго искательства. Величавость гордости для нихъ отвратительна, упорное непослушаніе имъ чуждо. Удаляя отъ себя ложъ, они непричастны злословія. Какъ сыны мира и согласія, ненавидятъ и изгоняютъ вражду; какъ неусыпные ревнители добраго имени, чуждаются всякаго легкомыслія. Они не знаютъ лукавства, любятъ искренность и чистосердечіе. Они спокойны, ибо живутъ надеждою успокоенія. Какъ сами сдѣлались чуждыми для сего міра, такъ чужды для нихъ и шумныя его занятія. Человѣкоубійцы суть ненавистные изверги въ глазахъ ихъ. Хранилища сердецъ ихъ полны благихъ сокровищъ. Мысли ихъ чисты отъ коварства; око сердецъ обращено къ міру превыспреннему, созерцаетъ красоту Господа своего и наполняетъ духъ неизреченнымъ восторгомъ. Сердца ихъ зачинаютъ помышленія благія, уста раждаютъ плодъ добрый. Отверзши сердце свое для благой любви Господа своего, они тщательно исторгаютъ изъ него непотребные плевелы. Сѣмена ихъ приносятъ плодъ сторичный, ибо орошаются водою изъ источника жизни. Уничиженіе, насажденное во глубинѣ души, оплодотворяетъ ихъ вѣру и любовь. Они облекаются во Христа, какъ драгоцѣннѣйшую одежду, и берегутъ ее отъ всякой нечистоты. Въ нихъ обитаетъ Духъ, коимъ запечатлѣны отъ Бога; они любятъ Его, не огорчаютъ Его. Они украшаютъ храмы свои для Царя, который грядетъ, который входитъ и обитаетъ въ кроткихъ и смиренныхъ; утверждаютъ храмину свою на твердомъ камнѣ, и не боятся ни ярости волнъ, ни свирѣпства вѣтровъ. Свѣтлы, какъ солнце; умны, какъ мудрыя дѣвы, и заблаговременно уготовляютъ свѣтильники для срѣтенія Царя грядущаго, надѣясь войти въ брачный Его чертогъ. Они берутъ сребро и дѣлаютъ надлежащее употребленіе изъ своихъ талантовъ, дабы получить область надъ десятію градовъ (Лук. 19, 16-17); охотно открываютъ и расточаютъ свое имущество, никогда не оставляютъ въ сокровищницѣ и не скрываютъ сребра своего. Что касается до внѣшняго состоянія, тѣломъ они ходятъ по землѣ, но мысли ихъ устремлены къ Господу; они идутъ по пути святому и входятъ въ царство вратами тѣсными, они постоянно привержены къ соблюденію закона и упражняются въ дѣлахъ благочестія съ прилѣжаніемъ неусыпнымъ. Въ мірѣ живутъ какъ странники, непрестанно ожидая возвращенія въ небесное свое отечество. Мысли ихъ возвышенны, воспаряютъ къ небесамъ, душа съ поспѣшностію летитъ въ домъ святый, превыспренній; очи ихъ, проникая въ высоту, созерцаютъ Жениха, уготовляющаго себя на бракъ. Туда восходятъ Ангелы ихъ и приносятъ миръ душамъ ихъ. Имена смиренныхъ написаны въ книгѣ жизни, и они молятся, воздыхаютъ, чтобы изъ ней не быть изглаженнымъ; приносятъ въ даръ посты и молитвы Тому, кто имѣетъ власть вписать и изгладить; начертаваютъ законъ Его на сердцахъ своихъ, дабы самимъ удостоиться быть вписанными въ книгу вѣчности; непрестанно сокрушаются о грѣхахъ своихъ, дабы имена ихъ не изгладились изъ книги животной; любятъ скорби настоящей жизни, надѣясь чрезъ то освободиться отъ мученій вѣчныхъ. Они настроиваютъ языкъ свой для пѣсней духовныхъ, дабы насладиться радостно въ той странѣ, откуда исходитъ сладкій голосъ утѣшенія; усиливаются проникнуть въ страну сію, и, снѣдаемые желаніемъ вселиться въ ней, возсылаютъ молитвенные вздохи чтобы желаніе ихъ исполнилось. Таковы друзья смиренія.

4. Смиренные суть сыны Всевышняго и братья Христовы. Господь сошелъ къ намъ въ привѣтствіи: Марія приняла Его смиреніемъ. Когда Гавріилъ привѣтствовалъ блаженную Марію и сказалъ ей: радуйся благословенная въ женахъ! — сіе привѣтствіе породило плодъ, и она зачала Сына, благословила и возвеличила Господа, призрѣвшаго на смиреніе рабы своея и отвергшаго горделивыхъ и надменныхъ. Вышній возноситъ всѣхъ смиренныхъ и изливаетъ на нихъ дары благословенія. Потомъ когда Христосъ родился, небесные стражи учили насъ смиренію благословеннымъ пѣснопѣніемъ: Слава на небеси, спасеніе землѣ, благоволеніе къ человѣкамъ! И Господь, желая научить насъ смиренію, такъ сказалъ: Аще тя кто ударитъ въ десную твою ланиту, обрати ему и другую: и хотящему ризу твою взяти, отпусти ему и срачицу. И аще кто тя пойметъ по силѣ поприще едино, иди съ нимъ два (Матѳ. 5, 39-41). Что заповѣдалъ нашъ Спаситель, смиренные могутъ исполнить. Высокость и слава неприличны смиренному: вѣнецъ царственный не къ лицу убогаго. Богъ ненавидитъ того, кто подъ покровомъ смиренія питаетъ гордость. Царь наказываетъ смертію нищаго, который домогается вѣнца; ибо слава и величіе только Царю приличны. Слава есть достояніе его, величество соединенно съ его природою. Царскія отличія свойственны Царю, а не простолюдину и человѣку низкой породы. Тотъ ненавистенъ и отвратителенъ для всѣхъ, кто не умѣетъ различать своего состоянія. Посему, возлюбленный, чего Богъ не хощетъ видѣть между нами, то не должно и быть у насъ; каждый пусть остается съ тѣмъ, что имѣетъ; будемъ довольны своимъ состояніемъ. Намъ прилично смиреніе, а Царю слава и знаменитость. Онъ пусть владѣетъ своимъ, а мы своимъ; ибо онъ оставилъ намъ въ удѣлъ смиреніе. Чего онъ не далъ намъ, тѣмъ не должно и пользоваться. Но хотя бы онъ и предоставилъ намъ что нибудь, это есть знакъ его одобренія. Безразсуденъ и лукавъ тотъ, кто восхищаетъ что нибудь чужое. Напротивъ, кто твердо стоитъ на степени смиренныхъ, того Всевышній вознесетъ въ царствѣ Своея славы.

5. Человѣкъ не можетъ служить двумъ господамъ. Какое общеніе у гордости съ смиреніемъ? Что общаго у гнѣвливости съ кротостію? Какое соучастіе у лѣности съ прилѣжаніемъ, у заботливости съ спокойствіемъ? Кто предается удовольствію и утѣхамъ въ сей жизни, тотъ лишится ихъ въ будущемъ вѣкѣ. И всякой, кто любитъ смиреніе, вознесется и возвеличится въ царствѣ славы. Богачь одѣвался въ порфиру, тщеславился, гордился, но по смерти подвергся мученіямъ; а Лазарь, проведшій жизнь въ уничиженіи, вознесенъ и сидитъ въ лонѣ Авраама. Фарисей и мытарь во храмѣ молились вмѣстѣ: но фарисей въ высокоуміи оправдывалъ самъ себя, и потому вышелъ и возвратился въ домъ свой осужденнымъ; а мытарь, смирившій себя самаго, возвратился въ домъ оправданнымъ. Зло несовмѣстно съ добромъ, мракъ противенъ свѣту, дружество — непріязни; смиреніе ничего не имѣетъ общаго съ завистію и рвеніемъ, безмолвіе — съ строптивостію. Зло не можетъ сопротивляться добру; мракъ бежитъ, когда является свѣтъ; сладость прогоняетъ горечь; кротость побѣждаетъ притворство; молчаливость уничтожаетъ споры. Мракъ не воюетъ съ темнотою, ненависть не востаетъ противъ непріязни; зависть не противится отвращенію, желчь не можетъ ненавидѣть горечи: но злые преслѣдуютъ добрыхъ, нечестивые — праведныхъ; гордые превозносятся надъ смиренными; лжецы посмѣваются надъ правдивыми; безумные презираютъ мудрыхъ, и тотъ, въ комъ нѣтъ никакой искренности, повсюду издѣвается надъ чистосердечіемъ. Гордому смиренный столько же ненавистенъ, какъ человѣкоубійца. Чьи руки привыкли къ злодѣянію, тотъ не можетъ безъ зависти смотрѣть на человѣка праведника. Чьи уста исполнены лжи, для того откровенность противна и несносна.

6. Одно средство къ предостереженію себя отъ злобы завистниковъ — молчаніе и терпѣніе. Они получатъ ужасное воздаяніе. Змій завидовалъ благополучію Адама въ раю, и подвергся за сіе троякому проклятію. Богъ отнялъ у него ноги и заставилъ ходить на персяхъ и чревѣ; лишилъ его свойственной пищи и далъ ему въ снѣдь землю; представилъ его человѣку, какъ врага, коего должно попирать ногами. Каинъ по зависти убилъ Авеля, и былъ осужденъ скитаться по землѣ, какъ бѣглецъ и изгнанникъ. Исавъ завидовалъ кроткому Іакову, и Іаковъ восхитилъ у него благословеніе первородства, — надменный братъ былъ подчиненъ смиренному. И тѣ, которые по зависти ненавидѣли Іосифа смиреннаго, поклонились Іосифу превознесенному. По зависти фараонъ преслѣдовалъ евреевъ и умерщвлялъ дѣтей ихъ въ водахъ: какою мѣрою мѣрилъ другимъ, возмѣрилось и самому. Корей съ сообщниками своими возненавидѣлъ Моисея, и страшная казнь постигла мятежниковъ: бездна отверзла гортань свою и поглотила ихъ, возгорѣлся огнь и пожралъ единомышленниковъ злодѣя. Возненавидѣли Моисея Ааронъ и Маріамъ, — и Святый угрожалъ погубить ихъ, Маріамъ поражена была седьмидневною проказою. Саулъ ненавидѣлъ, коварно преслѣдовалъ Давида, — и Духъ Святый удалился отъ него; попустилъ духу лукавому безпокоить его и мучить. Ахаавъ преслѣдовалъ и убилъ Навуѳея, и тамъ, гдѣ пролита кровь Навуѳея, тамъ псы лизали кровь самаго Ахаава. Іезавель, послѣ тщетныхъ покушеній умертвить Илію, была съѣдена псами, а Илія вознесенъ на небо. Огнь попалилъ завистниковъ, которые клеветали на праведныхъ (Даніила и братій его), а праведники вышли изъ него невредимы. Халдеи, злословящіе Даніила, впали въ ровъ, который изрыли для невиннаго. Аманъ, за ненависть къ Мардохею и его народу, самъ повѣшенъ на крестѣ съ дѣтьми своими. Наконецъ жестокосердый и несмысленный народъ, который не принялъ Христа Царя своего, изгнанъ изъ отечества и разсѣянъ по всей землѣ; а Христосъ, принявъ вѣнецъ славы, возсѣлъ на престолѣ своемъ. Предъ Нимъ падутъ всѣ ненавидящіи Его. Столь пространно я писалъ тебѣ для того, дабы ты зналъ, какъ жестоко нечестивые преслѣдуютъ смиренныхъ, и сколь жестокія казни ожидаютъ ихъ самихъ.

7. Знай притомъ, возлюбленный, что въ каждомъ человѣкѣ, оскверненномъ беззаконіями, обитаетъ злая ненависть и господствуетъ тотъ же нечистый духъ, коимъ и Саулъ одержимъ былъ. Ибо когда Давидъ игралъ на гусляхъ для Саула, дабы его успокоить, Саулъ, побуждаемый господствующимъ въ немъ духомъ ненависти, покушался пронзить копьемъ своего утѣшителя. Напротивъ, кто воодушевляется смиреніемъ, въ томъ обитаетъ духъ кроткій, тотъ содѣлывается храмомъ самаго Христа. Еще повторяю сказанное мною: добрые не завидуютъ злымъ, но злые добрымъ. Видно ли когда, чтобы богатые завидовали бѣднымъ, благочестивые нечестивымъ, праведники грѣшникамъ, чада созиданія развратителямъ, правдолюбцы обманщикамъ, благонравные распутнымъ, честные обидчикамъ? Посему достигай смиренія, которое побѣждаетъ зависть и изгоняетъ вражду; присовокупи къ нему молчаніе и терпѣніе, могущія предостеречь отъ разврата. Люби смиреніе, будь трезвъ, пріучайся къ терпѣнію. Смиреннаго многіе любятъ, а гордаго и надменнаго ненавидятъ даже тѣ, которые одного съ нимъ духа. Удаляйся отъ гнѣва и воздерживайся отъ всякаго порока и скверны; поелику Богъ ненавидитъ ихъ. Не отворяй для гнѣва двери, то есть, уста твои, и не искажай имъ лица твоего, не давай ему языка, дабы онъ не произвелъ горькихъ плодовъ; пусть умретъ его изчадіе, пусть злые помыслы уничтожатся въ самомъ началѣ своемъ.

8. Если когда возгорится въ тебѣ гнѣвъ, то вмѣстѣ распространится въ тебѣ и мракъ. Посему не ввѣряй ему языка своего, и языку не передавай всѣхъ помышленій, которыя восходятъ на сердце твое. Погреби ихъ внутри во глубинѣ своего сердца. Если же сердце твое раждаетъ мысль благую, то передай ее языку своему, и такимъ образомъ уста твои издадутъ добрыя слова. Надобно, чтобы слово нѣсколько дней обращалось въ сердцѣ твоемъ: если найдешь его достойнымъ, передай языку; если же нѣтъ, то пусть оно умретъ въ сердцѣ твоемъ и погребенно будетъ въ твоихъ помышленіяхъ. Стереги языкъ отъ ложнаго свидѣтельства, дабы огнь не возгорѣлся въ тѣлѣ твоемъ. Тщательно сохраняй Господа, въ тебѣ обитающаго, и не впускай въ сердце твое ничего такого, что Ему непріятно, враждебно. Онъ хощетъ жить въ человѣкѣ одинъ; злыя помышленія не должны при Немъ присутствовать. Языкъ, коимъ ты прикасаешься къ ранамъ Господа своего, долженъ любить молчаніе; уста, коими лобызаешь Царя мира, должны остерегаться отъ раздора; ничто гнилое не должно исходить изъ нихъ: иначе и Христосъ оставитъ тебя и удалится. Люби смиреніе, оно твердо, какъ желѣзная стѣна; стяжи трезвѣніе и плоды благотворительности. Душа, питающаяся ими, насыщается, веселится и торжествуетъ. Всякое древо познается отъ плода своего: человѣческія мысли обнаруживаются посредствомъ словъ. Мудрый изъ словъ узнаетъ мысли того, съ кѣмъ обращается; ибо уста говорятъ отъ избытка сердца. Мужъ Богобоязливый говоритъ только доброе, его слухъ отвращенъ отъ кощунства, его языкъ не произноситъ ничего злаго; ибо мысли его не раждаютъ ничего такого, что заслуживаетъ отвращеніе. Онъ находитъ удовольствіе только въ размышленіи о законѣ Господа своего. Таковы плоды добраго древа. Равнымъ образомъ и человѣка, помышляющаго злое, мудрый узнаетъ изъ словъ его. Если онъ говоритъ только шуточное и колкое, если занимается пересудами и кощунствомъ; то слушающій его познаетъ, что таковыя слова какъ зачаты преступно, такъ и родились; ибо все, прежде нежели родится, имѣетъ свое зачатіе. Вспомни, что сказалъ Спаситель нашъ: Всяко древо доброе плоды добры творитъ: а злое древо плоды злы творитъ. Не можетъ древо добро плоды злы творити, ни древо зло плоды добры творити. Тѣмже убо отъ плодъ ихъ познаете ихъ (Матѳ. 7, 17-18. 20). Такъ человѣкъ добрый отъ благаго сокровища сердца своего износитъ слова добрыя, а злой человѣкъ отъ злаго сокровища сердца своего износитъ слова злыя. Ибо уста говорятъ то, что сокрыто внутри. Хотя бы на древѣ было тысяча плодовъ, по одному можешь узнать свойство цѣлаго древа. Если ты вкусишь одинъ плодъ съ древа, и онъ покажется тебѣ сладкимъ и пріятнымъ; то душа твоя одна желаетъ съѣсть всѣ плоды того древа. Такъ благочестивый человѣкъ, встрѣшившись съ злымъ человѣкомъ, тотчасъ узнаетъ свойство его изъ словъ его. Увидѣвъ, что слова его достойны отвращенія, исполнены духомъ разврата, онъ не хочетъ болѣе и слушать его. Если же сойдется съ человѣкомъ благоразумнымъ и узнаетъ, что бесѣда его добра, сладка, исполнена мудрости и разума; онъ въ то же время хочетъ услышать всѣ слова его и передать ихъ душѣ своей. Онъ по вкусу, такъ сказать, распознаетъ человѣка, который хочетъ только казаться смиреннымъ. Ибо кто притворяется мудрымъ, кроткимъ и смиреннымъ, а въ сердцѣ помышляетъ злое, тотъ, хотя между людьми носитъ личину смиреннаго и какъ бы мудреца благомыслящаго, подобенъ бываетъ горькому плоду, который видомъ похожъ на шепталу [1], а горечью своею отвратителенъ для вкуса.

9. Прилѣпись, возлюбленный, къ смиренію; его и запахъ пріятенъ и вкусъ сладокъ. Смиренный и на землѣ великъ. Его сердце обитаетъ въ дольнихъ странахъ, но любезно для жителей горнихъ. Смиренный не смущается, если здѣсь встрѣтится ему какая нибудь непріятность; ибо онъ привыкъ быть довольнымъ своимъ состояніемъ. Но какъ тяжело бываетъ надменному, неумѣющему смирять себя, когда случится съ нимъ какое нибудь несчастіе! Много друзей у смиреннаго, но никто не спрашиваетъ о его здоровьѣ. Многіе проповѣдуютъ его славу, но собственное смиреніе открываетъ ему только нечистоты грѣховъ его. Что скрывается въ его сердцѣ, того онъ никому не сказываетъ. Онъ непоколебимо стоитъ на пути своемъ и углубляется въ премудрость. Его умъ занятъ предметами возвышенными, небесными. Надобно со вниманіемъ слушать слово смиреннаго; ибо оно взвѣшено въ мысляхъ его. Храмъ сердца его исполненъ благихъ сокровищъ; языкъ приноситъ плодъ пріятный. Смиреніе есть источникъ мира; изъ него текутъ воды созиданія. Ной любилъ смиреніе, и оно спасло его отъ потопа. Къ нему прилѣпился Авраамъ, и содѣлался наслѣдникомъ міра; ибо въ смиреніи повергался предъ Господомъ Богомъ, называя себя прахомъ и пепломъ. Въ смиреніи воспитанъ былъ Исаакъ, и — ему служили цари, любили дѣлать съ нимъ договоры. Простодушный Іаковъ получилъ отъ отца благословеніе Исава брата своего. Всѣ Праотцы наши были кротки, смиренны и миролюбивы, — и Всевышній превознесъ смиренныхъ, уничижилъ и посрамилъ гордыхъ. Любилъ смиреніе праведный Іовъ, и его невинность засвидѣтельствована самимъ Господомъ. Его ненавидѣлъ лукавый сатана, но Іовъ посрамилъ врага и противника праведныхъ. Господь превознесъ поборника правды, подтвердивъ собственнымъ свидѣтельствомъ его невинность.

10. Люби добродѣтель смиренія, возлюбленный! Она свойственна человѣку по началу тѣлесной его природы. Справедливость требуетъ, чтобъ мы смиряли самихъ себя, Адамъ произошелъ изъ персти земной, и Господь далъ ему заповѣдь, чтобы онъ соблюдалъ ее. Ежели бы человѣкъ сохранилъ заповѣдь сію; то Господь перевелъ бы его въ состояніе высшее. Но поелику онъ сталъ домогаться высоты несвойственной его природѣ; то Господь возвратилъ его въ прежнее уничиженіе — въ землю. Подлинно на сіе указываютъ слова Спасителя нашего: Всякъ возносяйся смирится (Лук. 14, 11). Адамъ возносился, и возвратился въ землю, изъ которой взятъ былъ. Спаситель нашъ уничижилъ Себя, и получилъ славу свою, наслѣдовалъ имя, еже паче всякаго имени; но Адамъ, обольщенный духомъ гордости, подвергся уничиженію и къ уничиженію сему присовокупилось еще проклятіе.

И такъ, возлюбленный, необходимо и свойственно человѣку любить смиреніе, пребывать въ томъ состояніи, какое сообразно съ настоящею его природою. Ибо корень уничиженія находится въ землѣ, и избытокъ плодовъ его бываетъ соразмѣренъ его углубленію. Плоды его вожделѣнны; ибо онъ производитъ спокойствіе и скромность, образуетъ характеръ любезный и безмятежный. Смиренные бываютъ простодушны, терпѣливы, любезны, невинны, искренни, учены, мудры, предусмотрительны, благоразумны, миролюбивы, милосерды, любообщительны, снисходительны; ихъ умъ проникаетъ глубины мудрости, ихъ сердце наслаждается спокойствіемъ, ихъ душа сіяетъ красотою. Блаженна та душа, которая прививается къ сему столь плодотворному древу; ибо въ ней царствуетъ миръ, въ ней живетъ Тотъ, кто любитъ жить въ кроткихъ и смиренныхъ.

Примѣчаніе:
[1] Шептала (ϰυδώνιον μῆλον cotoneum) родъ яблокъ, растующихъ на островѣ Критѣ, которыя представляются какъ бы позлащенными, издаютъ превосходнѣйшій запахъ и составляютъ любимую пищу для жителей Юга (Плиній. кн. 15. гл. 11.

Источникъ: Святаго Іакова епископа Низибійскаго, Слово о смиреніи. // Журналъ «Христiанское чтенiе, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академiи» на 1827 годъ. Часть XXVI. — Изданіе второе. — СПб.: Въ Типографіи Ильи Глазунова и К°, 1839. — С. 263-283.

/ Къ оглавленію раздѣла /

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0