Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 29 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Кириллъ, архіеп. Іерусалимскій († 386 г.)
Бесѣда о разслабленномъ при купѣли (Іоан. 5, 1-14).

1. Гдѣ явится Іисусъ, тамъ и спасеніе. Видитъ ли мытаря, сидящаго на мытницѣ? — дѣлаетъ его Апостоломъ и Евангелистомъ. Погребенъ ли съ мертвыми? воскрешаетъ мертвыхъ. Слѣпымъ даруетъ зрѣніе, а глухимъ — слухъ. И купѣли обходитъ, не зданія осматривая, но исцѣляя больныхъ.

2. Была въ Іерусалимѣхъ овчая куѣѣль, пять притворъ имущи (Іоан. 5, 2), четыре притвора вокругъ и пятый въ срединѣ: въ ней слежаше множество болящихъ (Іоан. 5, 3); но велико было и невѣріе Іудеевъ. Цѣлитель же и Врачъ душъ и тѣлъ мѣрою подавалъ исцѣленіе; врачуетъ сперва много лѣтъ болѣвшаго, чтобы его скорѣе освободить отъ страданій. Не день и не два, даже и не первый годъ, но тридцать восемь лѣтъ, приходилось ему лежать. Страдая продолжительною болѣзнію, извѣстенъ былъ зрителямъ, и показалъ силу Врачующаго. Всѣ знали разслабленнаго по давности; а великій Врачъ, хотя и показалъ силу Свою, но былъ отвергаемъ пріемлющими Его съ худымъ расположеніемъ.

3. Обходя купѣль, Онъ видитъ, не вопросами дознавшись, но Божественною силою восполняетъ, что нужно было узнать. Видѣвъ (Іоан. 5, 6), не спрашивая, съ какого времени лежитъ, но видѣвъ, узнаетъ сіе Вѣдавшій и прежде, нежели видѣлъ. Ибо если о томъ, что на сердцѣ, не требоваше, да кто вопростъ о человѣкѣ (Іоан. 16, 30): Самъ бо вѣдяше, что бѣ въ человѣцѣ (Іоан. 2, 24); тѣмъ паче зналъ о болѣзняхъ, приходящихъ отвнѣ.

4. Видитъ Онъ человѣка, лежащаго, обремененнаго весьма тяжкою болѣзнію; ибо велико было бремя грѣховъ его, и долговременно болѣзненное страданіе. Предложенный болящему вопросъ, какъ бы выражаетъ его желаніе. Хощеши ли цѣлъ быти (Іоан. 5, 6)? И не сказалъ ничего болѣе, но оставилъ при обоюдномъ разумѣніи вопроса, котораго смыслъ былъ двоякій. Поелику не тѣломъ только, но и душею страдалъ разслабленный, согласно съ сказаннымъ ему въ послѣдствіи: се здравъ еси; ктому не согрѣшай, да не горше ти что будетъ (Іоан. 5, 14); то вопросилъ его: хощеши ли цѣлъ быти? Какая великая сила Врача, Который помощь предоставляетъ хотѣнію! Поелику спасеніе отъ вѣры, то и сказано разслабленному: хощеши ли? — чтобы за хотѣніемъ послѣдовало и дѣйствіе. Изрѣчь это могъ только Іисусъ; а врачи тѣлесные не въ силахъ сказать сего. Врачующіе болѣзни чувственныя не могутъ говорить всякому: хощеши ли цѣлъ бити? Іисусъ и хотѣніе даруетъ, и вѣру пріемлетъ, и даръ даетъ безмездно.

5. Спаситель проходилъ нѣкогда путемъ, и сидѣли два слѣлца, которые не видѣли тѣлесно, но имѣли просвѣщенный умъ. Ибо Кого не познавали книжники, Того указывали вопіявшіе слѣпцы. Фарисеи, изучившіе Законъ, упражнявшіеся въ немъ съ дѣтства до старости, и состарѣвшіеся въ невѣжествѣ, говорили: Сего не вѣмы, откуду есть (Іоан. 9, 29), ибо во своя пріиде, и свои Его не пріяша (Іоан. 1, 11); а слѣпцы вопіяли, говоря: помилуй ны Сыне Давидовъ (Матѳ. 20, 30). И Кого не познали изучившіе Законъ, Того познали не имѣвшіе и очей, служившихъ для чтенія. Спаситель, подошедши къ нимъ, сказалъ: вѣруета ли, яко могу сіе сотворити (Матѳ. 9, 28)? И: что хощета, да сотворю вама (Матѳ. 20, 32)? Не говоритъ: что по вашему желанію сказать Мнѣ вамъ? Но что хощета, да сотворю вама? Потому что Онъ Творецъ и Жизнодавецъ, и не теперь началъ творить. Отецъ Его всегда дѣлаетъ, и Онъ дѣлаетъ вмѣстѣ съ Отцемъ (Іоан. 5, 17); и по мановенію Отца есть Творецъ всяческихъ. Онъ, Единый отъ Единаго непосредственно рожденный, вопрошаетъ слѣпыхъ, говоря: что хощета да сотворю вама? Вопрошаетъ не потому, что не знаетъ, что хотятъ (это было явно), но для того, чтобы, сообразно съ словомъ ихъ, дать имъ даръ, и чтобы они оправдались отъ своихъ словесъ. Ибо Вѣдущій сердца, безъ сомнѣнія, зналъ, что будетъ сказано, но ожидалъ слова, чтобы вопросъ привлекъ за собою дѣйствіе.

6. Такъ, явившись и къ сему разслабленному, и предлагая Свою помощь недужному (и нимало неудивительно, что пришелъ къ лежащему при купѣли, когда снисшелъ съ небесъ, чтобы предложить Свою помощь всѣмъ намъ), Врачъ вопрошаетъ его: хощеши ли цѣлъ быти? А симъ вопросомъ влекъ его къ познанію и побуждалъ къ вопросу. Это — даръ великой благодати; потому что былъ безмездный. Больной нашелъ добровольно пришедшаго къ нему Врача, и говоритъ Ему: ей Господи (Іоан. 5, 7). Долговременность болѣзней моихъ дѣлаетъ вожделѣннымъ для меня здравіе; желаю быть здравымъ, но человѣка не имамъ (Іоан. 5, 7). Не унывай, человѣкъ, что не имѣешь ты человѣка. Предъ тобою предстоитъ Богъ; въ одномъ Онъ человѣкъ, а въ другомъ — Богъ. Ибо должно исповѣдывать и то и другое. Нѣтъ пользы въ исповѣданіи человѣчества, когда не исповѣдуется Божество; такое исповѣданіе навлечетъ паче клятву; потому что проклятъ, иже надѣется на человѣка (Іер. 17, 5). Поэтому и мы, если, надѣясь на Іисуса, надѣемся на человѣка, не присоединяя въ надеждѣ своей и Божества, то наслѣдуемъ клятву. Нынѣ же исповѣдуемъ и Бога и человѣка, то и другое исповѣдуемъ истинно; дѣйствительно покланяясь Богу, рожденному отъ истиннаго Отца, и человѣку, не мечтательно, но въ самой дѣйствительности родившемуся, ожидаемъ истиннаго спасенія.

7. Хочу цѣлъ быти, но человѣка не имамъ. Видишь, не тамъ ли явилъ Свою дѣйственность, гдѣ оскудѣло спасеніе? Многіе недужные имѣли свои домы, а также знакомыхъ, или кого другаго. А этотъ, подлинно угнетенный всякою нищетою, не имѣя никакой возможности получить помощь отвнѣ, оставленный въ совершенномъ одиночествѣ, возымѣлъ помощникомъ единороднаго Божія Сына. Хощеши ли цѣлъ бьти? Ей Господи, но человѣка не имамъ, да егда возмутится вода, ввержетъ мя вь купѣль. Имѣешь у себя источникъ: яко у Тебе источникъ живота (Псал. 35, 10), — источникъ, дающій отъ себя источники. Если кто испіетъ отъ воды сей, рѣки отъ чрева его истекутъ (Іоан. 7, 38), не воды долу текущей, но воды біющей вверхъ (вода Іисусова дѣлаетъ скачущими не свыше долу, но отъ земнаго къ небесному), воды, текущія въ животъ вѣчный (Іоан. 4, 14); потому что Іисусъ — источникъ благъ.

8. И чего ждешь отъ купѣли? Съ тобою Тотъ, Кто ходитъ по водамъ, запрещаетъ вѣтрамъ, укрощаетъ море, не Себѣ только постилаетъ море, какъ твердую опору, но и Петру даровалъ силу ходить по водамъ. Ибо, когда была самая темная ночь, и явился Свѣтъ; но не былъ Онъ узнанъ (ходящій по водамъ Іисусъ неузнаваемъ былъ по чертамъ лица, только свойство голоса показывало Его присутствіе); ученики, почитая его за призракъ, убоялись, Іисусъ же сказалъ имъ: Азъ есмь, не бойтеся (Матѳ. 14, 27); тогда Петръ говоритъ Ему: аще Ты еси, Котораго знаю, или, лучше сказать, Котораго явилъ мнѣ Отецъ, повели ми пріити къ Тебѣ по водамъ (Матѳ. 14, 28), и Іисусъ, со всею щедростію подавая сіе, говоритъ ему: пріиди (Матѳ. 14, 29).

9. Такъ при водахъ купѣли предстоялъ Укротитель и Творецъ водъ. Ему говоритъ разслабленный: человѣка не имамъ, да егда возмутится вода, ввержетъ Мя въ купѣль. Спаситель говоритъ ему: для чего ждешь возмущенія водъ? Уврачуйся невозмутимо. Для чего ожидаешь видимаго движенія? Повелѣніе исполняется по слову скорѣе мановенія. Всмотрись только въ дѣйственность источника, познай во плоти видимаго Бога; и взирай не на видимое, но на совершаемое видимымъ. Человѣка не имамъ, да егда возмутится вода, ввержетъ мя въ купѣль. Іисусъ же говоритъ ему: для чего ожидаешь малаго? для чего ищешь врачеванія въ водахъ? Востани; изрекло тебѣ Воскресеніе. Ибо Спаситель вездѣ, и для всѣхъ бываетъ всѣмъ; для алчущихъ — хлѣбомъ, для жаждущихъ — водою, для мертвыхъ — воскресеніемъ, для недужныхъ — врачемъ, для грѣшниковъ — искупленіемъ.

10. Востани, возми одръ твой, и ходи (Іоан. 5, 8). Но сперва востань, сперва свергни съ себя недугъ, а потомъ воспріими крѣпость вѣры. Укрѣпись сперва противъ одра, который носитъ тебя на себѣ, надъ деревянною утварью учись носить носившаго тебя долгое время. И тотъ деревянный одръ повелѣлъ носить Спаситель, о которомъ сказано: одръ сотвори себѣ Царъ отъ древесъ ливанскихъ. Столпы его сотвори сребряны, восклоненіе его багряно, внутрь его каменіе постлано (Пѣсн. 3, 9-10). Это — знаменія страданія, представленныя въ брачныхъ пѣсняхъ, и трезвенныхъ, и цѣломудренныхъ. Ибо не почитай сихъ пѣсней выраженіемъ плотской и страстной любви, принимая реченіе по понятію многихъ, и нимало не углубляясь въ ихъ силу. Напротивъ того, сіи брачныя изреченія исполнены цѣломудрія. И если не понимаешь пѣсней, то обратисъ къ притчамъ, и отъ послѣднихъ восходи къ первымъ въ порядкѣ и постепенно. Премудрость созда себѣ домъ (Прит. 9, 1); рѣчь идетъ какъ бы о женѣ. И посла своя рабы (Прит. 9, 3); и въ другомъ мѣстѣ говоритъ еще: возжелѣй ея, и соблюдетъ тя (Прит. 4, 6). Разумѣется любовь не къ женѣ, но къ премудрости, изгоняющей плотскую любовь. Ибо гдѣ пріобрѣтеніе премудрости, тамъ и изгнаніе любви плотской; потому что премудрости свойственны не страсти, но мудрыя помышленія. Кони женонеистовни сотворишася (Іер. 5, 8) — вотъ неразумное стремленіе! Поэтому, если услышишь въ пѣсняхъ что-либо сказанное о женихѣ и невѣстѣ, не падай до земли, не съ страстнымъ движеніемъ выслушивай это, симъ безстрастнымъ побѣждай въ себѣ страсти.

11. Посему въ Пѣсняхъ изучай то, что божественно, исполнено цѣломудрія, указуетъ на страданіе Христово. Ибо, повѣствуя о страданіи Спасителевомъ, именуютъ они и мѣсто: внидохъ въ вертоградъ (Пѣсн. 5, 1) ради погребеннаго тамъ. Упомянули и объ ароматахъ: полнымъ пріялъ мѵро мое (Пѣсн. 5, 5); потому что домостроительство исполнено. И о томъ, что по воскресеніи, сказали: ядохъ хлѣбъ Мой съ медомъ моимъ (Пѣсн. 5, 1); потому что дали Ему отъ пчелъ сотъ (Лук. 24, 42). И о винѣ есмѵрнисменѣ упомянули также Пѣсни: напою Тя отъ вина съ вонями строенаго (Пѣсн. 8, 2). О мѵрѣ же, возліянномъ на главу Его, сказано въ другомъ мѣстѣ: дондеже Царь на восклоненіи своемъ, нардъ мой даде воню свою (Пѣсн. 1, 11); потому что возлежащу Ему въ дому Сѵмона прокаженнаго, пришедши жена, сокруши алавастръ мѵра нарднаго пистикіа многоцѣнна: и возливаше Ему на главу (Марк. 14, 3). Такъ и о крестѣ сказано: одръ, то-есть древо крестное, подъемлющее на себѣ Господа. Столпы его сотвори сребряны: началомъ креста было сребро — предательство. Какъ въ преукрашенномъ домѣ распростертъ вверху золотый потолокъ, все же это убранство возносятъ на себѣ столпы; такъ сребро было началомъ и распятію и воскресенію Христову. Если бы не предалъ Іуда, Христосъ не былъ бы распятъ. Посему, какъ начало славнаго страданія, столпы его сотвори сребряны.

12. Восходъ его багрянъ: потому и облекли Его въ багряницу, дѣлая сіе на поруганіе, однакоже пророчески; потому что Христосъ былъ Царь. Хотя въ посмѣяніе наипаче сдѣлали сіе, однакоже сдѣлали на этотъ разъ, и сдѣланное стало знаменіемъ царскаго сана. Вѣнецъ былъ терновый, но все же вѣнецъ, притомъ соплетенный воинами; потому что цари провозглашаются воинами. Восходъ его багрянъ, внутрь его каменіе постлано (Λιϑόστροτον). Внимательные ученики Церкви знаютъ Лиѳостротонъ, глаголемый Гавваѳа, въ домѣ Пилатовомъ (Іоан. 19, 13).

13. Сказано же сіе мною по случаю отступленія отъ одра разслабленнаго къ одру цареву. Итакъ, Господь сказалъ ему: востани, возми одръ твой и ходи (Іоан. 5, 8). Болѣзнъ долговременная, но врачество дѣйствуетъ весьма скоро; разслабленіе многолѣтнее, укрѣпленіе же весьма скорое! Ибо здѣсь Творецъ тѣлесныхъ жилъ, Который различно врачевалъ слѣпыхъ, и помазаніе бреніемъ обращалъ въ чудное врачество; потому что, если и имѣющему зрѣніе покрыть глаза бреніемъ, это попрепятствуетъ ему видѣть, а Іисусъ бреніемъ даровалъ зрѣніе и невидящимъ. А инымъ и иначе явлена также сила Его. Разслабленнему же изрекъ: востани, возми одръ твой, и ходи. Какое, думаешь, изумленіе объяло видѣвшихъ это? Чудно было видимое, но ужасно и невѣріе; многолѣтняя болѣзнь врачуется, а долговременное невѣріе осталось неуврачеваннымъ; Іудеи пребыли въ страстяхъ, и не пожелали уврачеванія.

14. Но если должно было изумляться совершившемуся, то должно было и поклониться Врачу душъ и тѣлъ. Они же возроптали, потому что были потомки ропотниковъ, превращающіе доброе въ худое, называющіе горькое сладкимъ и сладкое горькимъ (Ис. 5, 20). А Іисусъ со всякимъ смотрѣніемъ дѣлалъ въ субботу, дѣлая, что выше субботы, чтобы убѣждало самое дѣланіе. Поелику слово преоборается словомъ, а дѣло непреоборимо; то врачевалъ Онъ въ субботу, уча тому, чтобы не было прекословія, но самое дѣло убѣждало видящихъ.

15. Іудеи говорили: суббота есть, и недостоитъ ти взяти одра твоего (Іоан. 5, 10). Здѣсь былъ Самъ Законоположникъ, а нѣкто другой сказалъ: не достоитъ ти! Постави Господи законоположителя надъ ними (Псал. 9, 21), сказано о Спасителѣ. Исцѣленный предъ симъ по душѣ и по тѣлу, у Премудрости заимствовавъ мудрое слово, немедленно отвѣтствуетъ; не зная какъ отвѣтить по закону, давая же краткій отвѣтъ, говоритъ: «всѣ вы знаете долговременную болѣзнь мою, знаете, сколько лѣтъ лежалъ я на одрѣ, бѣдствовалъ въ одиночествѣ; никто изъ васъ не показалъ заботливости о мнѣ, чтобы взять и ввергнуть перваго въ купѣль и тѣмъ исцѣлить. Почему же, не показавъ заботливости тогда, теперь приняли на себя законодательную власть, говоря: недостоитъ ти взяти одра твоего? Поэтому, дамъ вамъ самый короткій отвѣтъ: Иже мя сотвори цѣла, Той мнѣ рече (Іоан. 5, 11). Если презираете меня, то съ изумленіемъ взирайте на дѣло. Ни пластыря не прилагалъ, ни другихъ какихъ не употреблялъ врачебныхъ средствъ или пособій, но изрекъ слово, и послѣдовало дѣло; повелѣлъ, и исполняю повелѣніе. Благопокоренъ сталъ я сему повелѣнію Уврачевавшаго Своимъ повелѣніемъ. Если бы Повелѣвшій не силенъ былъ исцѣлять Своими повелѣніями, то не должно было бы слушаться сихъ повелѣній. Поелику же словомъ повелѣлъ прекратиться долговременному и видимому недугу; то по всей справедливости слушаю Того, Кого послушала болѣзнь, и удалилась. Иже мя сотвори цѣла, Той мнѣ рече: возми одръ твой».

16. Исцѣлевый же не вѣдяше, кто есть Исцѣлившій (Іоан. 5, 13). Изъ сего видно, какъ далекъ былъ отъ тщеславія Спаситель нашъ; исцѣливъ Онъ уклонися, чтобы не пріобрѣсти извѣстности симъ исцѣленіемъ. А мы поступаемъ совершенно напротивъ: если случится когда видѣть сонъ, или оказать помощь возложеніемъ рукъ, или призваніемъ имени Божія изгнать бѣса, не только не скрываемъ дѣла, но еще и хвалимся, когда и не спрашиваютъ. Іисусъ же, дѣлами Своими научая насъ не говорить о себѣ, совершивъ исцѣленіе, уклонися; чтобы не стать извѣстнымъ, благовременно Онъ удаляется, и благовременно приходитъ. Когда надлежало распространиться похваламъ за доброе дѣло, тогда удаляется. А когда народъ разошелся, тогда, чтобы къ тѣлесному исцѣленію присовокупить и душевное врачеваніе, приходитъ и говоритъ: се здравъ еси: ктому не согрѣшай (Іоан. 5, 14).

17. Различно поступаетъ Врачъ; иногда врачуетъ сперва душу, а потомъ тѣло; иногда же наоборотъ. Ктому не согрѣшай, да не горше ти что будетъ: научая одного, учитъ многихъ. Ибо не къ нему одному идетъ сіе слово, но и ко всѣмъ намъ. Если подвергнемся когда страданіямъ, или печалямъ, или нуждамъ, никто да не вмѣняетъ сего Богу. Богъ бо нѣсть искушаемъ злыми, не искушаетъ же Той никогоже (Іак. 1, 13); но кійждо изъ насъ, плѣницами грѣховъ истязаемъ (Прит. 5, 22), наказуется. Ктому не согрѣшай, да не горше ти что будетъ. Всякій человѣкъ да слышитъ сказанное. Кто прежде сего блудодѣйствовалъ, пусть отложитъ страсть. Кто прежде сего былъ любостяжатель, пусть содѣлается милостивымъ. Да слышитъ хищникъ: ктому не согрѣшай. Велико непамятозлобіе Божіе, преизобильна благодать! Но безмѣрнаго долготерпѣнія не обращай въ поводъ къ презорству; не грѣши по той причинѣ, что Богъ долготерпѣливъ. Напротивъ того, исцѣлись наконецъ отъ плотскихъ страстей, и самъ скажи нынѣ кстати чтенное: егда бо бѣхомъ во плоти, страсти грѣховныя, яже закономъ, дѣйствоваху во удѣхъ нашихъ (Рим. 7, 5). Если же Апостолъ говоритъ: егда бѣхомъ во плоти, то разумѣетъ не сію плоть, которою мы обложены, но дѣла плотскія. Нося еще плоть, сказалъ онъ: егда бѣхомъ во плоти. Въ какомъ смыслѣ Богъ намѣреваясь навести потопъ, сказалъ: не имать Духъ Мой пребывати въ человѣцѣхъ сихъ, зане суть плоть (Быт. 6, 3); потому что духъ превращенъ въ плотское произволеніе: въ такомъ и здѣсь Апостолъ говоритъ: егда бѣхомъ во плоти.

18. Посему никто да не будетъ во плоти; но, и во плоти пребывая, да не ходитъ по плоти. Ибо Апостолъ не того хочетъ, чтобы мы не дѣлали худаго, совершенно удалившись изъ міра, но чтобы, во плоти пребывая, порабощали плоть, и не были у нея въ подчиненіи. Будемъ не раболѣпствовать ей, но владѣть ею. Пищу станемъ употреблять умѣренно, не чревоугодію предаваясь, но обуздывая чрево, чтобы владѣть и тѣмъ, что отъ чрева. Тѣло да будетъ въ подчиненіи у души, а не душа увлекается плотскими удовольствіями. Ктому не согрѣшай, да не горше ти что будетъ. Всѣмъ проповѣдуетъ слово сіе: о если бы слышало это всякое ухо! Ибо не всякій плотскій слухъ, пріемля слово, пріемлетъ уже иное и въ разумъ. Посему-то Спаситель, бесѣдуя съ имѣющими плотскій слухъ, сказалъ: имѣяй уши слышати, да слышитъ (Матѳ. 11, 15).

19. Поэтому да послушаетъ всякій Іисуса,и ктому не согрѣшаетъ. Притечемъ же къ Тому, Кто прощаетъ грѣхи. И если мы недужны, — къ Нему прибѣгнемъ. Если болѣзнуемъ душею, послѣдуемъ за Врачемъ вѣдѣнія. Если алчемъ; пріимемъ хлѣбъ. Если стали мы мертвы; воспріимемъ воскресеніе. Если состарѣлись въ невѣдѣніи; у Премудрости испросимъ себѣ мудрости.

20. Но слово завлекло насъ къ тому, что продлили мы слово, и можетъ быть, воспрепятствовали тѣмъ отеческому поученію. Время же призываетъ къ слышанію высшихъ глаголовъ, чтобы, воспользовавшись высшими наставленіями, самыми дѣлами возслали мы славословіе Богу. Ему слава и нынѣ, и всегда, и во вѣки вѣковъ! Аминь.

Печатается по изданiю: Творенiя иже во святыхъ отца нашего Кирилла, архiепископа Iерусалимскаго. – Изданiе второе. – Сергiевъ Посадъ: 2=я типографiя А.И. Снегиревой. – С. 302-311.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0