Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 19 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Кириллъ, архіеп. Іерусалимскій († 386 г.)

Святитель Кирилл ИерусалимскийСвятитель Кириллъ, архіепископъ Іерусалимскій родился въ Палестинѣ отъ благочестивыхъ родителей, въ 315 г. Какъ человѣкъ хорошо образованный и благочестивый, сіявшій «свѣтлостми духовныя премудрости», онъ рано былъ принятъ въ клиръ Іерусалимской Церкви и въ 346 г. былъ возведенъ въ санъ пресвитера, получивъ должность катехета и проповѣдника. Поставленный въ 350 г. во Іерусалимскаго епископа, онъ явился ревностнымъ защитникомъ православія, и неутомимо боролся съ ересями: Арія, Македонія, манихейства и др. Еретики мстили ему за это, и, по ихъ проискамъ, онъ не разъ лишался своей каѳедры, но каждый разъ былъ возвращаемъ снова благочестивыми Императорами. Св. Церковь прославляетъ его, какъ «учителей наставника, іереевъ благолѣпіе, божественнаго поборника Христовы Церкви», «вѣрныхъ заступника». Св. Кириллъ участвовалъ на II Вселенскомъ Соборѣ, и скончался въ 386 году, оставивъ послѣ себя 18 огласительныхъ поученій къ готовящимся ко св. крещенію и 5 тайноводственныхъ поученій къ просвѣщеннымъ св. крещеніемъ. (С. В. Булгаковъ. «Мѣсяцесловъ Православной Церкви».)

Творенія

Свт. Кириллъ Іерусалимскій († 386 г.)
Слова огласительныя.

Слово предогласительное, или предисловіе къ словамъ огласительнымъ.

1. Воня блаженства предъ вами уже, просвѣщаемые; собираете уже мысленные цвѣты, чтобы соплести изъ нихъ небесные вѣнцы; повѣяло уже благоуханіе Духа Святаго. Вступили уже вы въ преддверіе царскихъ чертоговъ; о если бы ввелъ васъ къ себѣ Царь! Появился цвѣтъ на древахъ; о если бы видѣть на нихъ и совершенный плодъ! Между тѣмъ имена ваши вписаны, призваніе въ воинство было, брачные свѣтильники въ рукахъ, изъявлены и желаніе небеснаго житія, и благое изволеніе, и сопровождающая оное надежда. Ибо не лживъ сказавшій: любящимъ Бога вся поспѣшествуютъ во благое (Рим. 8, 28). Но хотя Богъ и щедръ въ благотвореніи, однакоже отъ каждаго ожидаетъ искренняго произволенія. Почему Апостолъ присовокупилъ: сущимъ по изволенію званнымъ. Изволеніе, когда оно искреннее, дѣлаетъ тебя званнымъ. Но если тѣломъ ты здѣсь, но не здѣсь мыслію; то нѣтъ въ этомъ пользы.

2. И Симонъ волхвъ приступалъ нѣкогда къ купели сей. И крестился, но не просвѣтился; омылъ тѣло водою, но не просвѣтилъ сердца Духомъ; погружалось въ воду, и вышло изъ воды, тѣло, а душа не погребалась со Христомъ, и не воскресла съ Нимъ. Представляю примѣры паденій, чтобы тебѣ не пасть. Съ тѣми было сіе прознаменовательно, написано же въ наученіе и донынѣ приступающимъ, чтобы изъ васъ кто-либо не оказался искушающимъ благодать; да не кій корень горести выспрь прозябаяй, пакость сотворитъ (Евр. 12, 15), чтобы изъ васъ кто не вышелъ, говоря: «позволь посмотрѣть, что дѣлаютъ вѣрные. Пойду, посмотрю, и узнаю, что у нихъ». Чаешь увидѣть, а не чаешь, что и тебя увидятъ; думаешь, тебѣ любопытно знать, что бываетъ у вѣрныхъ, а Богъ не полюбопытствуетъ видѣть сердце твое.

3. Однажды полюбопытствовалъ нѣкто войдти на бракъ, упоминаемый въ Евангеліи, и, облекшись въ неприличную одежду, вошелъ онъ, возлегъ и ѣлъ. Женихъ дозволилъ это. Но самому надлежало видѣть, что всѣ въ бѣлыхъ одеждахъ, и на себя возложить такую же одежду. Напротивъ того онъ вкушалъ одинаковыя со всѣми яства, но не одинаковыя имѣлъ и одѣяніе и произволеніе. А женихъ былъ, хотя и щедръ, однако же не неразборчивъ. Обходитъ и осматриваетъ каждаго изъ возлежащихъ (ему желательно знать не то, какъ ѣдятъ, но благоприлично ли ведутъ себя); и увидѣвъ человѣка пришлаго, не имѣющаго на себѣ брачнаго одѣянія, говоритъ ему: друже, како вшелъ еси сѣмо (Матѳ. 22, 12)? Въ какомъ видѣ? Съ какою совѣстію? Положимъ, что не остановилъ тебя придверникъ по щедрости приглашавшаго; положимъ, что былъ ты въ невѣдѣніи, въ какой одеждѣ должно приходить на пиршество. Но ты вошелъ, и видѣлъ, какъ свѣтлы одежды у возлежащихъ; не надлежало ли вразумиться тебѣ видимымъ? Не надлежало ли тебѣ благовременно войдти, чтобы благовременно и выйдти? Теперь и вошелъ ты не во-время, и не ко времени будешь изгнанъ. И приказываетъ слугамъ: «свяжите ему ноги, дерзко вошедшія, свяжите ему руки, не умѣвшія возложить свѣтлаго одѣянія, и вверзите его во тму кромѣшную (ст. 13); потому что не достоинъ онъ брачныхъ свѣтильниковъ». Видишь, что было тогда съ нимъ? Поберегись и ты.

4. Мы, служители Христовы, пріемлемъ всякаго, и какъ бы исправляя должность придверниковъ, оставляемъ двери не запертыми. Нѣтъ запрещенія войдти тебѣ, если у тебя и душа осквернена грѣхами и намѣреніе нечисто. И ты вошелъ, принятъ, имя твое вписано. Видишь ли досточестное это благоустройство Церкви? Примѣчаешь ли порядокъ и знаніе дѣла, чтеніе писаній, присутствіе клира, послѣдованіе ученія? Почти мѣсто, и вразумись видимымъ. Выходи нынѣ благовременно, и наутро входи еще благовременнѣе. Если одѣяніемъ души твоей служитъ сребролюбіе, входи въ другой одеждѣ; скинь съ себя ту одежду, какая на тебѣ, а не прикрывай ея. Совлекись любодѣянія и нечистоты, и облекись въ свѣтлую ризу цѣломудрія. Предваряю тебя о семъ, прежде нежели пришелъ. Женихъ душъ Іисусъ, и усмотрѣлъ одежды. Долговременный дается тебѣ срокъ. Сорокъ дней имѣешь на покаяніе. Много у тебя удобнаго времени и совлечься, и омыться, и облечься, и войдти. Если же останешься при зломъ произволеніи; предваряющій тебя не виновенъ, но ты не ожидай пріять благодать. Пріиметъ тебя вода, но не воспріиметъ духъ. Если кто знаетъ у себя язву; пусть возметъ пластырь; если кто палъ, пусть возстанетъ. Да не будетъ среди васъ Симона, да не будетъ въ васъ ни лицемѣрія, ни праздной пытливости.

5. Можно войдти тебѣ и по другому побужденію. Возможно и то, что мужъ хочетъ сдѣлать пріятное женѣ, и потому приходитъ сюда. Тоже слово можно обратить и къ женщинамъ. Нерѣдко и рабъ желаетъ угодить господину, и другъ — другу своему. Оставляю приманку на удѣ, и уловляю тебя, который приходишь съ худымъ произволеніемъ, но можешь быть спасенъ благою надеждою. Можетъ быть, и не знаешь ты, куда идешь, и какая тебя мрежа пріемлетъ въ себя. Ты въ сѣтяхъ церковныхъ; отдайся въ плѣнъ живой, не бѣги. Тебя уловляетъ Іисусъ не для того, чтобы умертвить, но чтобы, умертвивъ, оживотворить. Должно тебѣ умереть и воскреснуть. Слышалъ ты, что говоритъ Апостолъ: мертвы грѣху, живы же правдѣ (Рим. 6, 11). Умри грѣхамъ, и живи правдѣ, живи съ нынѣшняго дня.

6. Смотри, какое достоинство даруетъ тебѣ Іисусъ. Назывался ты оглашеннымъ, потому что возглашали тебѣ отвнѣ; слышалъ ты о надеждѣ, и не зналъ ея; слышалъ о таинствахъ, и не разумѣлъ; слушалъ писаніе, и не зналъ глубины его. Теперь не отвнѣ возглашаютъ тебѣ, но внутри себя слышишь гласъ, потому что живущій въ тебѣ духъ содѣлываетъ умъ твой Божественнымъ жилищемъ. Когда услышишь написанное о таинствахъ, тогда уразумѣешь, чего не зналъ. И не подумай, что пріемлешь нѣчто малое. Ты, достойный сожалѣнія человѣкъ, пріемлешь именованіе Божіе. Слушай, что говоритъ Павелъ: вѣренъ Богъ (1 Кор. 1, 9); слушай, что говоритъ другое Писаніе: Богъ вѣренъ и праведенъ (Втор. 32, 4). Псалмопѣвецъ, провидя сіе, что люди пріимутъ наименованіе Божіе, сказалъ отъ лица Божія: Азъ рѣхъ: бози есте, и сынове Вышняго вси (Псал. 81, 6). Но смотри, чтобы не было у тебя именованіе вѣрнаго, а произволеніе невѣрнаго. Вступилъ ты въ состязаніе, продолжай теченіе. Другаго подобнаго времени не будешь имѣть. Если бы предстояли тебѣ дни брачные, не всѣмъ ли бы ты пренебрегъ, и не занялся ли бы уготовленіемъ пиршества? Намѣреваясь же душу посвятить небесному Жениху, ужели не оставишь тѣлеснаго, чтобы пріять духовное?

7. Крещенія нельзя принять дважды или трижды, разсуждая такъ: «не удалось однажды, поправлю дѣло въ другой разъ». Если однажды не получилъ ты успѣха, то дѣло неисправимо. Ибо единъ Господь, едина вѣра, едино крещеніе (Ефес. 4, 5). Только еретиковъ нѣкоторыхъ перекрещиваютъ [1], потому что первое ихъ крещеніе не было крещеніе.

8. Богъ не требуетъ отъ насъ ничего инаго, кромѣ добраго произволенія. Не спрашивай: «какъ изгладятся грѣхи мои»? Сказываю тебѣ: изволеніемъ, вѣрою. Что сего короче? Но если уста твои скажутъ, что желаешь, а сердце не скажетъ сего, то судитъ тебя Сердцевѣдецъ. Съ нынѣшняго дня оставь всякое негодное дѣло. Пусть языкъ твой не произноситъ непристойныхъ словъ, не погрѣшаетъ взоръ твой, и мысль твоя не кружится надъ тѣмъ, что безполезно.

9. Да поспѣшаютъ ноги твои на оглашенія. Тщательно принимай заклинанія: сдѣлано ли на тебя дуновеніе, произнесено ли заклинаніе, — это для тебя спасительно. Неочищеннымъ и поддѣльнымъ почитай золото, которое смѣшано съ разными веществами, съ мѣдью, съ оловомъ, съ желѣзомъ, съ свинцомъ. Намъ нужно имѣть у себя одно золото, а золото не можетъ быть очищено отъ примѣсей безъ огня. Такъ и душа не можетъ быть очищена безъ заклинаній. Онѣ Божественны, собраны изъ Божественныхъ писаній. Покрывало на лицѣ у тебя, чтобы ничѣмъ не развлекался умъ, чтобы блуждающій всюду взоръ не приводилъ въ волненіе сердца. Но когда покрыты очи, не препятствуетъ это ушамъ принимать въ себя спасительное. Какъ опытные въ мастерствѣ золотыхъ дѣлъ, тонкими орудіями поддувая въ огонь и направляя оный на сокрытое въ плавильномъ сосудѣ золото, чрезъ усиленіе окружающаго пламени достигаютъ желаемаго; такъ, когда заклинатели Божественнымъ Духомъ внушаютъ страхъ, и въ тѣлѣ, какъ въ горнилѣ, разжигаютъ душу, — убѣгаетъ врагъ демонъ, остается же спасеніе, остается надежда вѣчной жизни, и душа, очистившись отъ грѣховъ, пріемлетъ наконецъ спасеніе. Посему пребудемъ, братія, въ упованіи, предадимъ себя самихъ, и будемъ надѣяться, чтобы Богъ всяческихъ, видя наше произволеніе, очистилъ насъ отъ грѣховъ, подалъ намъ благія надежды въ дѣлѣ нашемъ, и даровалъ намъ спасительное покаяніе. Богъ призвалъ; и ты призванъ.

10. Неисходно пребывай во время оглашеній. Если и надолго простремъ слово, да не ослабѣваетъ умъ твой. Ибо пріемлешь оружіе на сопротивныя силы; пріемлешь оружіе на ереси, на Іудеевъ, на Самарянъ, на язычниковъ. Много у тебя враговъ, бери много и стрѣлъ, потому что долженъ стрѣлять во многихъ; и потребно тебѣ научиться, какъ устрѣлить Еллина, какъ бороться съ еретикомъ, съ Іудеемъ, съ Самаряниномъ. Оружіе готово, пріуготованъ мечъ Духа. Но должно и тебѣ добрымъ произволеніемъ напрягать десницу, чтобы вести брань Господню, побѣдить сопротивныя силы, остаться непобѣдимымъ во всякомъ еретическомъ дѣлѣ.

11. Но вотъ тебѣ приказаніе: заучай, что сказано, и соблюдай на вѣкъ. Не почитай сего обыкновенными бесѣдами. И тѣ много полезны и достойны вѣры; но если о чемъ съ нерадѣніемъ выслушаемъ сегодня, то научимся сему на утро. Если же изъ ученія, какое, по порядку, преподается о банѣ пакибытія, выслушано что сегодня съ нерадѣніемъ, то когда сіе будетъ исправлено? Представь, что теперь время насажденія деревъ; если не вскопаемъ землю, и не углубимъ въ нее посажденнаго, то когда же въ другое время можетъ быть хорошо насаждено, что однажды посажено худо? Представь, что оглашеніе есть зданіе; если не углубимся въ землю, и не положимъ основанія, если не будемъ скрѣплять дома одна за другою полагаемыми въ зданіи связями, чтобы не оказалось что-либо нетвердымъ, и зданіе не стало непрочнымъ, то нѣтъ нималой пользы въ прежнемъ трудѣ. Напротивъ того должно, чтобы по порядку былъ камень прилаженъ къ камню и уголъ связанъ съ угломъ, чтобы, по отсѣченіи нами излишняго, зданіе возводилось наконецъ стройно. Такъ и тебѣ предлагаемъ, какъ бы камни вѣдѣнія. Должно тебѣ выслушать о Богѣ живомъ; должно выслушать о судѣ; должно выслушать о Христѣ; должно выслушать о воскресеніи. Многое надобно сказать тебѣ одно за другимъ, о чемъ говорено теперь не въ связи, но что будетъ предложено въ стройномъ порядкѣ. Но если не совокупишь сего во едино, не будешь помнить перваго и втораго; то, хотя созидающій и созидаетъ, но зданіе у тебя будетъ не прочно.

12. Поэтому, когда произносится огласительное чтеніе, если будетъ допытываться у тебя оглашаемый: «что говорили учащіе»? — ничего не пересказывай стоящему внѣ. Ибо преподаемъ тебѣ тайну и надежду будущаго вѣка. Соблюдай тайну Мздовоздаятелю. Да не скажетъ тебѣ кто-либо: «что за вредъ, если узнаю и я»? И больные просятъ вина; но если дано безвременно, производитъ оно помѣшательство ума; и бываютъ два худыя послѣдствія: и больной гибнетъ, и на врача клевещутъ. Такъ, если и оглашаемый услышитъ что отъ вѣрнаго, то и оглашаемый впадаетъ въ помѣшательство ума (ибо незнаетъ того, что выслушалъ, и охуждаетъ дѣло, осмѣиваетъ сказанное, и вѣрный осуждается, какъ предатель. Вотъ, ты стоишь уже на самомъ предѣлѣ; смотри, не разглашай произносимаго, не потому что оно не достойно пересказа, но потому, что слухъ недостоинъ принять это. И ты былъ нѣкогда оглашаемымъ, и я не сообщалъ тебѣ предлагаемаго теперь. Когда опытомъ извѣдаешь высоту преподаваемаго, тогда узнаешь, что оглашаемые недостойны слышать это.

13. Единой матери сынами и дщерями содѣлались вы, вписанные. Когда войдете до начатія заклинаній, пусть каждый изъ васъ бесѣдуетъ о благочестіи. И если кто изъ васъ не явится, отыщите его. Если позванъ ты на обѣдъ, не будешь ли дожидаться званнаго вмѣстѣ съ тобою? Если ты имѣешь брата, не поищешь ли добра брату? Не любопытствуй, наконецъ, о томъ, что безполезно, — о томъ, что дѣлалъ городъ, что дѣлала весь, что дѣлалъ Царь, что дѣлалъ Епископъ, что дѣлалъ Пресвитеръ, Взирай горѣ! Въ этомъ имѣетъ потребность самое твое положеніе. Упразднитеся и уразумѣйте, яко Азъ есмь Богъ (Псал. 45, 11). Если видишь, что вѣрные служатъ и не заботятся, то они уже въ безопасности; знаютъ, что пріяли, имѣютъ уже благодать. А ты стоишь еще на перевѣсѣ, можешь быть принятымъ, или не принятымъ. Не подражай тѣмъ, у которыхъ нѣтъ заботы, но взыщи страха.

14. И когда бываетъ заклинаніе, пока не соберутся другіе заклинаемые, пусть будутъ мужи съ мужами и жены съ женами. Теперь потребенъ мнѣ Ноевъ ковчегъ, въ которомъ были Ной и сыновья его, также жена Ноя и жены сыновъ его. Ибо, хотя ковчегъ былъ одинъ, и дверь затворена, однако же въ немъ все было въ порядкѣ. Хотя и церковь затворена, и всѣ вы внутри ея; но пусть все будетъ на своемъ мѣстѣ, мужи съ мужами, жены съ женами, чтобы преднамѣреніе спасенія не обратилось въ поводъ къ гибели. Хотя прекрасно преднамѣреніе — сидѣть близко другъ къ другу; но пусть далеки будутъ страсти. Притомъ сидящіе вмѣстѣ мужи пусть имѣютъ у себя полезную книгу, и пусть одинъ читаетъ, а другой слушаетъ. Если же книги нѣтъ, то пусть одинъ молится, другой бесѣдуетъ о чемъ-либо полезномъ. Да соединится также вкупѣ дѣвственное собраніе, и да безмолвствуетъ, занимаясь или пѣніемъ, или чтеніемъ, чтобы говорили уста, но не слышали постороннія уши. Женѣ говорить въ церкви не повелѣваю (1 Тим. 2, 12). Подобно сему да поступаетъ и замужняя. Пусть молится, и уста ея движутся, а гласъ ея не слышится (1 Цар. 1, 13), да произойдетъ Самуилъ, и безплодная душа твоя породитъ спасеніе услышавшаго Бога. Ибо таково истолкованіе имени: Самуилъ.

15. Посмотрю на рачительность каждаго, посмотрю на благоговѣніе каждой. Пусть до благоговѣнія разжигается умъ, расплавляется душа, умягчается подъ млатомъ жестокосердіе невѣрія, спадетъ съ желѣза излишняя изгарь, и останется чистое; спадетъ съ желѣза ржа, и останется неповрежденное. Нѣкогда и вамъ покажетъ Богъ оную ночь, ту свѣтозарную тму, о которой сказано: тма не помрачится отъ тебе, и нощь, яко день, просвѣтится (Псал. 138, 12). Тогда каждому и каждой изъ васъ отверзется райская дверь; тогда насладитесь благоухающими Христоносными водами; тогда пріимите на себя Христово имя и дѣйственность Божественнаго. Воззрите теперь окомъ ума, представьте мысленно Ангельскіе лики, возсѣдающаго Владыку всяческихъ Бога, и одесную сосѣдящаго Единороднаго Сына, и соприсущаго Духа, и служащіе Престолы и Господства, каждаго же и каждую изъ васъ спасаемаго и спасаемую. Какъ оглашенъ уже слухъ вашъ: такъ пожелай огласиться онымъ добрымъ гласомъ, когда по спасеніи вашемъ возгласятъ Ангелы: блажени ихже оставишася беззаконія, и ихже прикрышася грѣси (Псал. 31, 1), — когда, подобно звѣздамъ въ церкви, войдете чистые тѣломъ и свѣтоносные душею.

16. Великое дѣло — предстоящее крещеніе, оно — искупленіе плѣннымъ; оставленіе прегрѣшеній, смерть грѣха, пакибытіе души, свѣтлое одѣяніе, святая нерушимая печать, колесница на небо, райское наслажденіе, предуготованіе царствія, дарованіе всыновленія. Но змій при пути наблюдаетъ за проходящими; смотри, чтобы не угрызъ невѣріемъ. Видитъ онъ многихъ спасаемыхъ, и ищетъ, кого поглотити (1 Петр. 5, 8). Ты входишь къ Отцу духовъ, но долженъ пройдти мимо этого змія. Какъ же минуешь его? Обуй нозѣ во уготованіе благовѣствованія мира (Ефес. 6, 15), чтобы, если и угрызетъ, не причинилъ тебѣ вреда. Запасись живущею въ тебѣ вѣрою, твердою надеждою, этою крѣпкою обувью, чтобы пройдти мимо врага и войдти къ Владыкѣ. Уготовь сердце свое къ принятію ученія, къ общенію въ Святыхъ тайнахъ. Чаще молись, чтобы сподобилъ тебя Богъ небесныхъ и безсмертныхъ таинъ. Не проводи безъ молитвы ни дня, ни ночи; но какъ скоро сонъ отпадаетъ отъ очей твоихъ, умъ да упражняется въ молитвѣ. Если увидишь, что срамный помыслъ входитъ тебѣ на умъ, берись за эту спасительную мысль, за воспоминаніе о судѣ. Упражняй умъ изученіемъ, чтобы забыть тебѣ худое. Если увидишь, что скажетъ тебѣ кто-нибудь: «Для того ли приходишь, чтобы сойдти въ воду? Развѣ нѣтъ бань въ городѣ?» — то знай, что внушаетъ тебѣ это змій изъ моря. Внимай не устамъ говорящаго, но дѣйствующему Богу. Храни душу свою, чтобы содѣлаться неуловимымъ, и пребывъ въ надеждѣ, стать наслѣдникомъ вѣчнаго спасенія.

17. Повелѣваемъ вамъ это, и учимъ васъ этому, какъ человѣки: не дѣлайте же, чтобы зданіе наше было сѣно, тростіе и солома, и чтобы, когда дѣло сгоритъ, понесли мы ущербъ, но сдѣлайте, чтобы дѣло наше было злато, сребро, каменіе честное (1 Кор. 3, 12. 15). Мое дѣло — сказать, твое — согласиться на это, а Божіе — совершить. Напряжемъ умъ, устремимъ душу, уготовимъ сердце. Мы подвизаемся о душѣ, надѣемся вѣчныхъ благъ. Богъ, вѣдущій сердца наши, знаетъ, кто искрененъ, кто лицемѣренъ; и Онъ силенъ сохранить искренняго, и лицемѣра содѣлать вѣрнымъ. Ибо можетъ содѣлать вѣрнымъ и невѣрнаго, если только отдастъ Ему сердце. Онъ да истребитъ, еже на васъ рукописаніе (Кол. 2, 14). Даруетъ вамъ прощеніе прежнихъ грѣхопаденій, насадитъ васъ въ Церкви, пріиметъ васъ въ свое воинство, облекши въ оружіе правды, исполнитъ небесными благами Новаго Завѣта, и дастъ неизгладимую во вѣки печать Святаго Духа о Христѣ Іисусѣ Господѣ нашемъ. Ему слава во вѣки вѣковъ! Аминь.


Сіи оглашенія просвѣщаемыхъ, предлагая для чтенія приступающимъ къ крещенію и вѣрнымъ, пріявшимъ уже крещеніе, вовсе не давай ни оглашеннымъ, ни другому кому, не содѣлавшемуся еще христіаниномъ; иначе дашь отвѣтъ Господу. И если съ сихъ оглашеній сдѣлаешь списокъ; то, какъ предъ Господемъ, пропиши и это.

Примѣчаніе:
[1] Такъ читается сіе мѣсто по изданію Рейшля (1848 г.).

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Кирилла, архіепископа Іерусалимскаго. — Изданіе второе. — Сергіевъ Посадъ: 2-я типографія А. И. Снегиревой, 1893. — С. 11-20.

Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0