Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 24 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Кириллъ, архіеп. Іерусалимскій († 386 г.)

Святитель Кирилл ИерусалимскийСвятитель Кириллъ, архіепископъ Іерусалимскій родился въ Палестинѣ отъ благочестивыхъ родителей, въ 315 г. Какъ человѣкъ хорошо образованный и благочестивый, сіявшій «свѣтлостми духовныя премудрости», онъ рано былъ принятъ въ клиръ Іерусалимской Церкви и въ 346 г. былъ возведенъ въ санъ пресвитера, получивъ должность катехета и проповѣдника. Поставленный въ 350 г. во Іерусалимскаго епископа, онъ явился ревностнымъ защитникомъ православія, и неутомимо боролся съ ересями: Арія, Македонія, манихейства и др. Еретики мстили ему за это, и, по ихъ проискамъ, онъ не разъ лишался своей каѳедры, но каждый разъ былъ возвращаемъ снова благочестивыми Императорами. Св. Церковь прославляетъ его, какъ «учителей наставника, іереевъ благолѣпіе, божественнаго поборника Христовы Церкви», «вѣрныхъ заступника». Св. Кириллъ участвовалъ на II Вселенскомъ Соборѣ, и скончался въ 386 году, оставивъ послѣ себя 18 огласительныхъ поученій къ готовящимся ко св. крещенію и 5 тайноводственныхъ поученій къ просвѣщеннымъ св. крещеніемъ. (С. В. Булгаковъ. «Мѣсяцесловъ Православной Церкви».)

Творенія

Свт. Кириллъ Іерусалимскій († 386 г.)
Слова огласительныя.

Первое огласительное слово къ просвѣщаемымъ,
говоренное безъ приготовленія въ Іерусалимѣ и заключающее въ себѣ первоначальное ученіе приступающимъ ко крещенію.

Чтеніе изъ Исаіи: измыйтеся, чисти будите, отъимите лукавства отъ душъ вашихъ предъ очима Моима и проч. (Ис. 1, 16).

1. Теперь по призванію, а вскорѣ и по благодати, ученики Новаго Завѣта и общники Таинъ Христовыхъ! Сотворите себѣ сердце ново и духъ новъ (Іез. 18, 31), да будетъ веселіе небеснымъ. Ибо, если, по Евангелію, бываетъ радость о единомъ грѣшницѣ кающемся (Лук. 15, 7); то кольми паче подвигнетъ небесныхъ къ веселію спасеніе столькихъ душъ. Вступивъ на добрый и превосходный путь, благоговѣйно теките поприщемъ благочестія. Ибо готовый къ избавленію вашему Единородный Сынъ Божій предстоитъ и говоритъ: пріидите ко Мнѣ вси труждающіися и обремененніи, и Азъ упокою вы (Матѳ. 11, 28). Вы, покрытые тяжестію грѣхопаденій и связанные пленицами собственныхъ грѣховъ своихъ, слышите сей пророческій гласъ: измыйтеся, чисти будите, отъимите лукавства отъ душъ вашихъ предъ очима Моима, чтобы воззвалъ вамъ Ангельскій ликъ: блажени, ихже оставишася беззаконія, и ихже прикрышася грѣси (Псал. 31, 1). Вы, которые теперь только возжгли свѣтильники вѣры, соблюдайте ихъ въ рукахъ своихъ неугасимыми, чтобы Тотъ, Кто тогда, на этой всесвятой Голгоѳѣ, разбойнику за вѣру отверзъ рай, и вамъ даровалъ воспѣть брачную пѣснь.

2. Если кто здѣсь рабъ грѣха, да уготовится вѣрою къ свободному возрожденію сыноположенія, и, сложивъ съ себя бѣдственнѣйшее рабство грѣху, пріявъ же блаженнѣйшее рабство Господу, да сподобится наслѣдовать небесное царство. Посредствомъ исповѣди совлекитесь ветхаго человѣка, тлѣющаго въ похотѣхъ прелестныхъ (Ефес. 4, 22), чтобы облечься въ новаго, обновляемаго въ разумъ по образу Создавгиаго его (Кол. 3, 10). Пріобрѣтите вѣрою обрученіе Духа Святаго (2 Кор. 5, 5), чтобы могли вы быть принятыми въ вѣчныя обители. Приступите къ таинственной печати, чтобы содѣлаться удобовѣдомыми Владыкѣ. Сопричислитесь къ святому и словесному стаду Христову, назначенному стоять одесную Его и наслѣдовать уготованную вамъ жизнь. Ибо тѣ, на комъ лежитъ еще грѣховная чешуя, поставляются ошуюю, потому что не приступаютъ къ благодати Божіей, даруемой Христомъ при возрожденіи крещеніемъ. Разумѣю же не возрожденіе тѣлъ, но духовное возрожденіе души; потому что тѣла раждаются отъ видимыхъ родителей, а души возраждаются вѣрою. Ибо духъ, идѣже хощетъ, дышетъ (Іоан. 3, 8). И тогда, если будешь достоинъ, услышишь: добрѣ, благій рабе и вѣрный (Матѳ. 25, 21), только сдѣлалось бы явнымъ, что не имѣешь въ совѣсти никакой нечистоты лицемѣрія.

3. Ибо, если кто изъ предстоящихъ здѣсь думаетъ искусить благодать, то себя обольщаетъ, и не знаетъ силы. Нелицемѣрную душу имѣй, человѣкъ, ради испытующаго сердца и утробы (Псал. 7, 10). Какъ приступающіе къ набору воиновъ входятъ въ изслѣдованіе о возрастѣ и тѣлесномъ сложеніи набираемыхъ; такъ и Господь, вписуя въ воинство Свое души, испытуетъ произволенія. И если кто имѣетъ сокрытое лицемѣріе, — отвергаетъ сего человѣка, какъ неспособнаго къ истинному служенію въ воинствѣ. А если найдетъ достойнаго, — съ готовностію даетъ ему благодать. Не даетъ же святая псомъ (Матѳ. 7, 6). Гдѣ видитъ добрую совѣсть, тамъ даетъ чудную спасительную печать, которой трепещутъ демоны, и которую знаютъ Ангелы, — даетъ, чтобы одни гонимые бѣжали отъ запечатлѣннаго, другіе съ любовію пріяли его, какъ своего. Посему пріемлющимъ духовную сію и спасительную печать потребно и собственное произволеніе. Ибо какъ писчая трость или и стрѣла имѣютъ нужду въ дѣйствующемъ, такъ и благодать имѣетъ потребность въ вѣрующихъ.

4. Пріемлешь на себя оружіе не тлѣнное, но духовное. Насаждаешься уже въ мысленномъ раю. Получаешь новое имя, котораго прежде не имѣлъ. До сего времени ты былъ оглашеннымъ, теперь будешь именоваться вѣрнымъ. Пересаждаешься уже къ маслинамъ духовнымъ, отъ маслины дикой привитый къ маслинѣ доброй (Рим. 11, 24), отъ грѣховъ къ правдѣ, отъ сквернъ къ чистотѣ. Пріобщись къ святой Лозѣ. Но если пребудешь на Лозѣ, то возрастешь какъ вѣтвь плодовитая. А если не пребудешь, истребленъ будешь огнемъ (Іоан. 15, 4-6). Поэтому, принесемъ достойные плоды. Да не будетъ съ нами того же, что было съ оною безплодною смоковницею; иначе Іисусъ и нынѣ пришедши проклянетъ за безплодіе. Напротивъ того, пусть всякому можно будетъ сказать о себѣ: Азъ же, яко маслина плодовита въ дому Божіи: уповахъ на милость Божію во вѣкъ (Псал. 51, 10); я — маслина не чувственная, но духовная, свѣтоносная. Посему, Божіе дѣло — насаждать и напоевать; а твое — приносить плодъ. Божіе дѣло — даровать, а твое — принять и соблюсти. Не пренебрегай благодатію, потому что дается туне; напротивъ того, пріявъ, соблюдай благоговѣйно.

5. Настоящее время дано тебѣ для исповѣди. Исповѣдуйся во всемъ, что тобою сдѣлано, словомъ и дѣломъ, во дни и въ ночи. Исповѣдуйся во время благопріятно, и въ день спасенія (2 Кор. 6, 2). Пріими небесное сокровище. Будь внимателенъ къ заклинаніямъ, присутствуй при оглашеніяхъ, помни, что будетъ сказано. Ибо говорится не для того только, чтобы слышать тебѣ, но чтобы вѣрою запечатлѣть сказанное. Истреби въ себѣ всякое человѣческое попеченіе; потому что подвизаешься о душѣ, а мірское оставляешь совершенно. И оставляемое тобою маловажно, а даруемое Господомъ велико. Оставь настоящее, и вѣруй въ будущее. Столько лѣтъ провелъ ты въ суетномъ занятіи міромъ; ужели для души своей сорока дней не употребишь на молитву? Упразднитеся и уразумѣйте, яко Азъ есмь Богъ (Псал. 45, 11), говоритъ Писаніе. Избѣгай празднаго многоглаголанія; не осуждай другихъ, и осуждающаго не слушай съ удовольствіемъ, но паче готовъ будь къ молитвамъ. Подвижничествомъ докажи неослабность сердца своего. Очисти сосудъ свой, чтобы пріять въ него большую благодать. Оставленіе грѣховъ дается всѣмъ равно: но причастіе Святаго Духа даруется по мѣрѣ вѣры каждаго. Если мало трудишься, то мало и пріемлешь. А если сдѣлаешь много, то велика и награда. Ради себя самого подвизаешься, имѣй въ виду полезное.

6. Если имѣешь что на кого, оставь. Приходишь сюда получить оставленіе грѣховъ; необходимо и тебѣ простить согрѣшившаго. Иначе съ какимъ лицемъ скажешь Господу: «оставь мнѣ многіе грѣхи мои», когда самъ ты и немногихъ не простилъ такому же, какъ ты рабу? Будь прилеженъ къ службамъ Божіимъ, не только теперь, когда служители церкви требуютъ отъ тебя прилежанія, но и по принятіи благодати. Если хорошо это, пока ты не пріялъ; ужели перестанетъ быть хорошимъ и послѣ даянія? Если, пока не былъ ты привитъ, полезно было для тебя орошеніе и воздѣлываніе; то не гораздо ли полезнѣе будетъ по насажденіи. Подвизайся о душѣ своей, а наипаче въ таковые дни. Питай свою душу Божественными чтеніями. Ибо Господь уготовалъ тебѣ трапезу духовную. Скажи подобно Псалмопѣвцу: Господь пасетъ мя, и ничтоже мя лишитъ. На мѣстѣ злачнѣ, тамо всели мя: на водѣ покойнѣ воспита мя. Душу мою обрати (Псал. 22, 1-3), да возвеселятся Ангелы, и Самъ Христосъ, великій Архіерей, пріявъ произволеніе ваше, и принося всѣхъ васъ ко Отцу, скажетъ: се Азъ, и дѣти, яже Ми даде Богъ (Ис. 8, 18). Онъ да соблюдетъ всѣхъ васъ благоугодными Ему. Ему слава и держава въ безконечные вѣки вѣковъ! Аминь.

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Кирилла, архіепископа Іерусалимскаго. — Изданіе второе. — Сергіевъ Посадъ: 2-я типографія А. И. Снегиревой, 1893. — С. 21-24.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0