Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 24 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 22.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Кириллъ, архіеп. Іерусалимскій († 386 г.)

Святитель Кирилл ИерусалимскийСвятитель Кириллъ, архіепископъ Іерусалимскій родился въ Палестинѣ отъ благочестивыхъ родителей, въ 315 г. Какъ человѣкъ хорошо образованный и благочестивый, сіявшій «свѣтлостми духовныя премудрости», онъ рано былъ принятъ въ клиръ Іерусалимской Церкви и въ 346 г. былъ возведенъ въ санъ пресвитера, получивъ должность катехета и проповѣдника. Поставленный въ 350 г. во Іерусалимскаго епископа, онъ явился ревностнымъ защитникомъ православія, и неутомимо боролся съ ересями: Арія, Македонія, манихейства и др. Еретики мстили ему за это, и, по ихъ проискамъ, онъ не разъ лишался своей каѳедры, но каждый разъ былъ возвращаемъ снова благочестивыми Императорами. Св. Церковь прославляетъ его, какъ «учителей наставника, іереевъ благолѣпіе, божественнаго поборника Христовы Церкви», «вѣрныхъ заступника». Св. Кириллъ участвовалъ на II Вселенскомъ Соборѣ, и скончался въ 386 году, оставивъ послѣ себя 18 огласительныхъ поученій къ готовящимся ко св. крещенію и 5 тайноводственныхъ поученій къ просвѣщеннымъ св. крещеніемъ. (С. В. Булгаковъ. «Мѣсяцесловъ Православной Церкви».)

Творенія

Свт. Кириллъ Іерусалимскій († 386 г.)
Слова огласительныя.

Второе огласительное слово къ просвѣщаемымъ,
говоренное безъ приготовленія въ Іерусалимѣ, о покаяніи и оставленіи грѣховъ и о сопротивникѣ.

Чтеніе изъ Іезекіиля: правда праведнаго на немъ будетъ, и беззаконіе беззаконника на немъ будетъ. И беззаконникъ аще обратится отъ всѣхъ беззаконій своихъ, и т. д. (Іез. 18, 20-21).

1. Ужасное зло — грѣхъ, и самая тяжкая болѣзнь души — беззаконіе, оно подсѣкаетъ ея силы, и подвергаетъ ее вѣчному огню. Зло есть произведеніе свободнаго произволенія. И что грѣшимъ самопроизвольно, о семъ ясно говоритъ въ одномъ мѣстѣ Пророкъ: Азъ насадихъ тя виноградъ плодоносенъ, весь истиненъ: како превратился еси въ горесть, виноградъ чуждій (Іер. 2, 21)? Насажденіе прекрасно, плодъ худъ; зло отъ произволенія. Насадитель не виновенъ, а виноградъ пожженъ будетъ огнемъ; потому что насажденъ на добро, плодъ же принесъ по произволенію на зло. Ибо по словамъ Екклесіата, сотвори Богъ человѣка праваго, и сіи взыскаша помысловъ многихъ (Еккл. 7, 29). Того бо есмы твореніе, создани на дѣла благая, говоритъ Апостолъ (Ефес. 2, 10). Поэтому Творецъ, какъ благій, создалъ на дѣла благая, но созданное, по собственному произволенію, уклонилось въ лукавство. И потому грѣхъ, какъ сказано, ужасное зло, впрочемъ не неизцѣльное. Ужасное зло для удерживающаго въ себѣ грѣхъ, удобоисцѣлимое же для слагающаго съ себя грѣхъ покаяніемъ. Ибо представь человѣка, который держитъ въ рукѣ огонь. Пока уголь у него въ рукѣ, безъ сомнѣнія жжетъ его; но если броситъ уголь, — удалитъ отъ себя и то, что жгло. Если же кто думаетъ, что грѣша не опаляется онъ; то Писаніе говоритъ ему: ввяжетъ ли кто огонь въ нѣдра, ризъ же не сожжетъ ли (Прит. 6, 27)? Грѣхъ попаляетъ душевныя силы.

2. Но спроситъ кто-нибудь: что такое грѣхъ? Животное ли? Ангелъ ли? Демонъ ли? Что въ немъ дѣйствуетъ? Не внѣ тебя, человѣкъ, сей борющійся съ тобою врагъ; напротивъ того изъ тебя произрастаетъ злая отрасль. Взирай правыми очами, и не будетъ похоти; владѣй своимъ и не бери чужаго, и не пробудится хищничество; помни судъ, и не усилятся въ тебѣ ни блудъ, ни прелюбодѣяніе, ни убійство, ни другое какое-либо беззаконіе. А когда забываешь Бога, тогда начинаешь уже помышлять лукавое, и дѣлаешь беззаконіе.

3. Но не ты одинъ главный виновникъ дѣла; напротивъ того есть иный нѣкто, самый злый совѣтникъ — діаволъ. Онъ всѣхъ подущаетъ, но не преодолѣваетъ не покаряющихся ему. Поэтому Екклесіастъ говоритъ: аще духъ владѣющаго взыдетъ на тя, мѣста твоего не остави (Еккл. 10, 4). Затвори дверь свою, и удали его отъ себя, и не сдѣлаетъ тебѣ вреда. Если же безъ отвращенія примешь на себя похотливую мысль, то посредствомъ помысловъ пуститъ въ тебѣ корни, свяжетъ умъ твой, и увлечетъ тебя въ пучину золъ. Но, можетъ быть, скажешь: «я вѣрный; мною не возобладаетъ похоть, хотя и часто буду помышлять». Не знаешь развѣ, что, по долгомъ времени, и въ камень нерѣдко углубляется корень? Не принимай въ себя сѣмени, потому что сокрушитъ вѣру твою. Вырви зло съ корнемъ, пока не процвѣло, чтобы, вознерадѣвъ въ началѣ, не искать въ послѣдствіи сѣкиръ и огня. Если началось воспаленіе въ глазахъ, лѣчи заблаговременно, чтобы не искать врача тогда уже, какъ ослѣпнешь.

4. Итакъ первый виновникъ грѣха и родоначальникъ золъ есть діаволъ. Не я говорю это, но Господь сказалъ: яко исперва діаволъ согрѣшаетъ (1 Іоан. 3, 8). Прежде него никто не грѣшилъ. Согрѣшилъ же онъ не отъ природы — по необхоримости получивъ наклонность ко грѣху; иначе вина грѣха падала бы опять на того, Кто устроилъ его такимъ. Напротивъ того, будучи созданъ благимъ, по собственному произволенію сдѣлался діаволомъ, отъ дѣлъ своихъ получивъ себѣ имя. Бывъ Архангеломъ, въ послѣдствіи названъ діаволомъ за клевету; бывъ добрымъ Божіимъ служителемъ, сталъ сатаною въ полномъ значеніи сего имени, потому что сатана значитъ противникъ. И это — не мое ученіе, но духоноснаго Пророка Іезекіиля. Онъ, творя плачъ о сатанѣ, говоритъ: ты печать уподобленія, и вѣнецъ доброты. Въ раи Божіемъ былъ еси (Іез. 28, 12). И чрезъ нѣсколько словъ: былъ еси непороченъ во днѣхъ твоихъ, отъ него же дне созданъ еси, дондеже обрѣтошася неправды въ тебѣ (Іез. 28, 15). Весьма хорошо сказано: обрѣтошася въ тебѣ; не отвнѣ привнесено зло, но самъ ты породилъ его. Въ послѣдующихъ словахъ Пророкъ сказалъ и причину: вознесеся сердце твое въ добротѣ твоей множества ради грѣховъ твоихъ, и за грѣхи твои уязвленъ еси, и на землю повергохъ тя (Іез. 28, 16-17). Согласно также съ симъ говоритъ Господь въ Евангеліи: видѣхъ сатану, яко молнію съ небесе спадша (Лук. 10, 18). Видишь согласіе ветхаго завѣта съ новымъ. Діаволъ палъ, и многихъ увлекъ съ собою въ отступленіе. Онъ влагаетъ похотѣнія въ покаряющихся ему. Отъ него прелюбодѣяніе, блудъ и все, что только есть худаго. Чрезъ него праотецъ нашъ Адамъ изринутъ, и тотъ рай, который самъ собою приноситъ чудные плоды, промѣнялъ на приносящую тернія землю.

5. «Итакъ, чтоже?» скажетъ кто-нибудь; «погибли мы обольстившись; ужели же нѣтъ спасенія? Пали мы; ужели же невозможно возстать? Стали мы слѣпы; ужели же невозможно прозрѣть? стали мы хромы; ужели же невозможно начать ходитъ прямо? Короче сказать: умерли мы; ужели же невозможно воскреснуть?» — Тотъ, Кто воскресилъ четверодневнаго смердѣвшаго Лазаря, ужели не воскреситъ гораздо съ большимъ удобствомъ тебя, человѣкъ, когда ты еще живъ? Изліявшій за насъ честную кровь, Самъ избавитъ насъ отъ грѣха. Не будемъ отчаяваться, братія; не ввергнемся въ безнадежное состояніе. Ужасно не вѣровать въ надежду покаянія. Кто не чаетъ спасенія, тотъ безъ мѣры присовокупляетъ зло къ злу. А кто надѣется уврачеванія, тотъ удобно уже сберегаетъ себя. Разбойникъ, не ожидающій помилованія, возрастаетъ въ дерзости, а надѣющійся прощенія нерѣдко приходитъ въ покаяніе. Притомъ и змѣя слагаетъ съ себя старость свою; ужели же мы не отложимъ грѣха? И терніями заросшая земля, если хорошо воздѣлана, превращается въ плодоносную; ужели же намъ невозвратимо спасеніе? Природа дѣлаетъ возможнымъ спасеніе, но требуется уже и произволеніе.

6. Богъ человѣколюбивъ, и человѣколюбивъ не въ малой мѣрѣ. Не говори: «Я блудникъ, и прелюбодѣй, мною сдѣланы тяжкіе грѣхи, и не однажды, но многократно; ужели Богъ проститъ меня? Ужели все это предастъ забвенію?» Слушай, чтó говоритъ Псалмопѣвецъ: коль многое множество благости Твоея, Господи (Псал. 30, 20)! Всѣ грѣхи твои въ совокупности не препобѣждаютъ множества щедротъ Божіихъ: Всѣ язвы твои не препобѣждаютъ опытности верховнаго Врача. Предай только себя съ вѣрою. Скажи Врачу немощь. Скажи и ты, подобно Давиду: рѣхъ, исповѣмъ на мя беззаконіе мое Господеви; и на тебѣ также исполнится за симъ сказанное: и Ты оставилъ еси нечестіе сердца моего (Псал. 31, 5).

7. Желаешь ли видѣть Божіе человѣколюбіе ты, недавно приступившій къ оглашенію? Желаешь ли видѣть Божіе человѣколюбіе и множество долготерпѣнія? Слушай объ Адамѣ. Первозданный Божій Адамъ впалъ въ преступленіе. Не могъ ли Богъ тотчасъ предать его смерти? Смотри же, чтó дѣлаетъ человѣколюбивый Господь. Извергаетъ его изъ рая, потому что, по причинѣ грѣха, былъ онъ недостоинъ пребыванія тамъ; однако же поселяетъ его прямо рая (Быт. 3, 24), чтобы видя, откуда ниспалъ, отъ какого блаженства и до какого доведенъ бѣдствія, спасся наконецъ покаяніемъ. Первородный изъ людей Каинъ сталъ братоубійцею и изобрѣтателемъ золъ, первымъ виновникомъ убійствъ, первымъ завистникомъ. Но убивъ брата, на что осуждается? Стеня и трясыйся будеши на земли (Быт. 4, 12). Грѣхъ великъ, наказаніе мало.

8. И въ этомъ подлинно было Божіе человѣколюбіе, но еще малое въ сравненіи съ послѣдующимъ. Ибо разсуди, чтó было при Ноѣ. Согрѣшили исполины, и великое беззаконіе разлилось тогда по землѣ, и за оное надлежало быть потопу. И въ пятисотое лѣто Богъ изрекаетъ угрозу, наводитъ же потопъ на землю въ шестисотое лѣто. Видишь ли широту Божія человѣколюбія, простирающуюся на сто лѣтъ? Развѣ не могъ Онъ немедленно содѣлать то, что сдѣлалъ чрезъ столѣтіе? По Онъ съ намѣреніемъ продолжаетъ время, давая возможность къ покаянію. Видишь ли Божію благость? И если бы жившіе тогда покаялись, то не остались бы лишенными Божія человѣколюбія.

9. Перейдемъ, наконецъ, и къ другимъ, получившимъ спасеніе за покаяніе. Но, можетъ быть, иная изъ женъ скажетъ: «я блудница, прелюбодѣйка, осквернила тѣло свое всякаго рода непотребствомъ; возможно ли для меня спасеніе?» — посмотри, жена, на Раавъ; и себѣ ожидай спасенія. Ибо, если явно и открыто предававшаяся блуду спаслась ради покаянія, то ужели ради покаянія и поста, не спасется однажды когда-либо впадшая въ блудъ еще до принятія благодати? Вникни же, какъ спаслась Раавъ. Только сказала: Богъ вашъ на небеси и на земли (Нав. 2, 11). Вашъ, говоритъ, Богъ, а своимъ не осмѣлилась назвать, по причинѣ развратной жизни. И если хочешь слышать свидѣтельство Писанія о томъ, что она спаслась, имѣешь написанное въ псалмахъ: помяну Раавъ и Вавилона вѣдущимъ Мя (Псал. 86, 4). Велико Божіе человѣколюбіе, и о блудницахъ воспоминаетъ въ Писаніи! И не просто говоритъ: помяну Раавъ и Вавилона, но присовокупляетъ: вѣдущимъ Мя. Поэтому и мужамъ, а равно и женамъ, возможно спасеніе, пріобрѣтаемое покаяніемъ.

10. Если и цѣлый народъ согрѣшаетъ, и сіе не препобѣждаетъ Божія человѣколюбія. Народъ слилъ тельца, но Богъ не отступилъ отъ Своего человѣколюбія. Люди отреклись отъ Бога, но Богъ не отрекся отъ Себя. Сіи бози твои Израилю (Исх. 32, 4), говорили Израильтяне; но Богъ Израилевъ снова, какъ обычно Ему, сталъ Спасителемъ ихъ. И не народъ одинъ согрѣшилъ, но и Архіерей Ааронъ. Ибо Моисей говоритъ, что и на Аарона былъ гнѣвъ Господень, присовокупляетъ же: и помолился я о немъ, и простилъ его Богъ (Втор. 9, 20). И Моисей, молясь за согрѣшившаго Архіерея, умилостивилъ Господа; Единородный ли Іисусъ, молясь за насъ, не умилостивитъ Бога? И Аарону, по причинѣ паденія его, не воспретилъ Богъ вступить въ Первосвященство; воспретитъ ли тебѣ, пришедшему изъ язычниковъ, приступить ко спасенію? Покайся и ты, человѣкъ, подобно Аарону, благодать не будетъ и тебѣ возбранена. На будущее время покажи въ себѣ неукоризненный нравъ. А Богъ истинно человѣколюбивъ, и ни одинъ человѣкъ не можетъ достойнымъ образомъ изречь Его человѣколюбіе. И если совокупятся вмѣстѣ всѣ языки человѣческіе, то и тогда не возмогутъ повѣдать даже и части Божія человѣколюбія. Ибо приводимъ здѣсь только нѣчто изъ написаннаго о человѣколюбіи Его къ падшему роду. Но не знаемъ, сколько простилъ Онъ Ангеламъ. Ибо и къ нимъ снисходитъ, потому что Единъ только безгрѣшенъ, очищающій грѣхи наши Іисусъ. И объ Ангелахъ достаточно сего.

11. О насъ же, если угодно, представлю и другіе примѣры. Обратись къ блаженному Давиду, и его возми въ образецъ покаянія. Подвергся паденію великій мужъ; послѣ полуденнаго отдохновенія ходя по крышѣ дома, смотрѣлъ онъ безъ всякой особой мысли, и потерпѣлъ нѣчто человѣческое. Грѣхъ совершенъ, но не умерла добрая мысль исповѣдать свое паденіе. Приходитъ Пророкъ Наѳанъ, скорый обличитель и цѣлитель язвы. Господь прогнѣвался, говоритъ онъ, и ты согрѣшилъ. Такъ простолюдинъ сказалъ царствующему, и Порфироносный Царь не вознегодовалъ, потому что внималъ не говорившему, но Пославшему. Не ослѣпила его дружина предстоящихъ воиновъ; представлялъ же онъ мысленно Ангельское Господне воинство, и Невидимаго яко видя убоялся (Евр. 11, 17), и въ отвѣтъ пришедшему, паче же, въ лицѣ его, Пославшему говоритъ: согрѣшихъ ко Господу (2 Цар. 12, 13). Видишь смиренномудріе Царя, видишь его исповѣдь. Ни кѣмъ не былъ онъ уличенъ, не многіе знали о поступкѣ. Дѣло сдѣлано скоро, тотчасъ явился обвинитель Пророкъ, и падшій исповѣдуется во злѣ. И поелику съ добрымъ чувствомъ исповѣдалъ грѣхъ; то и уврачеваніе было весьма скорое. Угрожавшій Пророкъ Наѳанъ немедленно говоритъ: и Господь отъя согрѣшеніе твое (13). Видишь, какая скорая перемѣна въ человѣколюбцѣ Богѣ. Обаче, сказано, поощряя изощрилъ еси враговъ Господнихъ (14). По причинѣ праведности твоей, было у тебя много враговъ, но охраняло тебя цѣломудріе. Поелику уже утратилъ ты это великое оружіе, то враги готовы возстать на тебя.

12. Такъ Пророкъ утѣшалъ блаженнаго Давида, но царь, хотя совершенно слышалъ, что Господь отъя согрѣшеніе его, не оставилъ однакоже покаянія; напротивъ того вмѣсто порфиры облекся во вретище, и вмѣсто златокованнаго царскаго престола возсѣлъ на пеплѣ и на землѣ. И не только возсѣлъ на пеплѣ, но пепелъ употребилъ и въ пищу, какъ самъ говоритъ: пепелъ яко хлѣбъ ядяхъ (Псал. 101, 10). Слезами изнурялъ похотливое око, говоря: измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу (Псал. 6, 7). Когда князи приглашали его вкусить хлѣба, не слушалъ ихъ, но цѣлую седмицу продолжалъ постъ. Если же царь исповѣдывалъ такъ грѣхъ свой, не долженъ ли исповѣдывать грѣхи свои ты, простолюдинъ? И по возстаніи Авессалома, когда у Давида было много путей къ бѣгству, рѣшается онъ бѣжать чрезъ гору масличную, какъ бы мысленно взывая къ Искупителю, который тамъ вознесся на небо. И когда злобно проклинаетъ его Семей, Давидъ говоритъ: оставите его (2 Цар. 16, 10). Ибо зналъ, что, кто отпущаетъ, тому будетъ отпущено.

13. Видишь, что прекрасное дѣло — исповѣдываться! Видишь, что кающимся возможно спасеніе. И Соломонъ палъ; но чтó говоритъ? послѣди азъ покаяхся (Прит. 24, 32). И Ахаавъ, царь самарійскій, былъ пребеззаконный идолослужитель, не знавшій себѣ мѣры, убійца Пророковъ, чуждый благочестія, алчный до чужихъ полей и виноградниковъ; но когда съ помощію Іезавели убилъ Навуѳея, и пришелъ Пророкъ Илія и изрекъ только угрозу, Ахаавъ разодралъ одежды и облекся во вретище. И что говоритъ человѣколюбивый Богъ Иліѣ? Видѣлъ ли еси, какъ умилися Ахаавъ отъ лица Моего (3 Цар. 21, 29?) Богъ какъ бы убѣждаетъ раздраженнаго Пророка снизойдти къ кающемуся. Ибо говоритъ: не наведу зла во днехъ его. Хотя и послѣ прощенія не оставляетъ Ахаавъ лукавства; однако же благоснисходительный Господь прощаетъ его, не потому что не знаетъ будущаго, но потому что даруетъ прощеніе, сообразно съ настоящимъ временемъ покаянія. Ибо праведному Судіѣ свойственно судить о каждомъ поступкѣ, соотвѣтственно оному.

14. Также Іеровоамъ стоялъ, принося жертву идоламъ на алтарѣ, и изсохла рука его, потому что велѣлъ схватить обличавшаго Пророка. Извѣдавъ же опытомъ силу предстоящаго, говоритъ: помолися предъ лицемъ Господа Бога твоего (3 Цар. 13, 6). И за это слово снова возстановилось здравіе руки его. Но если Пророкъ исцѣлилъ Іеровоама; то не можетъ ли Христосъ, уврачевавъ тебя, освободить отъ грѣховъ? Пребеззаконенъ былъ и Манассія, который перепилилъ Исаію, и осквернилъ себя всякимъ родомъ идолослуженія, и наполнилъ Іерусалимъ кровьми невинныхъ. Но, отведенный плѣнникомъ въ Вавилонъ, испытаніе бѣдствій употребилъ онъ во врачевство покаянія. Ибо Писаніе говоритъ, что смирился Манассія предъ Господомъ, и помолися, и услышалъ Господь, и возврати его на царство его (2 Пар. 33, 13). Если тотъ, кто перепилилъ Пророка, спасся покаяніемъ; ужели не спасешься ты, не сдѣлавшій ничего подобнаго?

15. Смотри, не предавайся напрасному невѣрію въ силу покаянія. Угодно ли тебѣ знать, сколько сильно покаяніе? Желаешь ли увѣдать крѣпкое оружіе спасенія, и дознать, сколько сильна исповѣдь? Сто восемьдесятъ пять тысячъ враговъ низложилъ Езекія тѣмъ, что исповѣдался. Подлинно и это дѣло великое, но оно мало еще въ сравненіи съ тѣмъ, что скажу тебѣ. Тотъ же Езекія покаяніемъ сдѣлалъ, что отмѣненъ произнесенный надъ нимъ Божій приговоръ. Ибо, когда впалъ онъ въ болѣзнь, Исаія говоритъ ему: заповѣждь дому твоему, умреши бо ты, и не будеши живъ (4 Цар. 20, 1). Чего было ожидать послѣ этого? Какая оставалась надежда на спасеніе послѣ сказаннаго пророкомъ: умреши бо ты? Но Езекія не оставилъ покаянія, помня написанное: егда возвратився воздохнеши, тогда спасешися (Ис. 30, 15), отвратился онъ къ стѣнѣ; и поелику дебелость стѣны не останавливаетъ молитвъ, возсылаемыхъ съ благоговѣніемъ, — съ ложа устремивъ умъ къ небу, говоритъ: «Господи, помяни меня (4 Цар. 20, 3). Достаточно сего къ исцѣленію, если Ты вспомнишь о мнѣ, потому что не подлежишь времени, но самъ Ты — законоположникъ жизни. И наша жизнь зависитъ не отъ времени рожденія и сочетанія звѣздъ, какъ суесловятъ иные; но Ты, какъ угодно Тебѣ, законополагаешь, кому и когда должно жить». — И кому, по пророческому приговору, не было надежды жить, тому приложено пятнадцать лѣтъ жизни знаменіемъ солнца, совершившаго обратное теченіе. При томъ ради Езекіи солнце возвратилось назадъ, а ради Христа солнце померкло. Не отступивъ же назадъ, но померкнувъ, показало тѣмъ различіе между тѣмъ и другимъ, то-есть между Езекіею и Іисусомъ. И если Езекія могъ сдѣлать, чтобы отмѣнено было Божіе опредѣленіе; то Іисусъ ли не даруетъ оставленія грѣховъ? Возвратись и воздохни о себѣ заключи дверь и помолись, чтобы отпустилъ тебѣ Богъ грѣхи, и изъялъ тебя изъ палящаго пламени; потому что исповѣдь можетъ и огонь угашать, можетъ и львовъ укрощать.

16. Если же не вѣришь, приведи себѣ на мысль, чтó постигло бывшихъ съ Ананіею. Какіе излили они потоки? Сколько секстаріевъ воды нужно было, чтобы угасить пламень пещи, восходившій на сорокъ девять лактей? Но гдѣ восходилъ на столько пламень, тамъ подобно рѣкѣ излилась вѣра, тамъ въ противодѣйствіе бѣдствіямъ сказали: Праведенъ еси, Господи, о всѣхъ, яже сотворилъ еси намъ; яко согрѣшихомъ и беззаконновахомъ (Дан. 3, 27. 29). И покаяніе потушило пламень. Если не вѣришь, что покаяніе можетъ угасить геенскій огнь; то познай сіе изъ того, чтó совершилось надъ бывшими съ Ананіею. Но кто-нибудь изъ болѣе вникательныхъ слушателей скажетъ: «тѣхъ справедливо избавилъ тогда Богъ. Поелику не восхотѣли покланяться идоламъ; то Богъ и даровалъ имъ силу». Въ такомъ случаѣ перейду къ другому примѣру покаянія.

17. Какого ты мнѣнія о Навуходоносорѣ? Не слышалъ ли въ Писаніи, что былъ онъ кровожаденъ, свирѣпъ, имѣлъ львиный нравъ? Не слышалъ ли, что кости царей изнесъ изъ гробовъ (Вар. 2, 25?)? Не слышалъ ли, что въ плѣнъ отвелъ народъ Божій? Не слышалъ ли, что ослѣпилъ глаза царю, давъ ему прежде видѣть избіеніе чадъ? Не слышалъ ли, что сокрушилъ онъ Херувимовъ, не говорю Херувимовъ умосозерцаемыхъ, нѣтъ, не предполагай сего, человѣкъ! — но Херувимовъ изваянныхъ — то очистилище, отъ среды котораго глаголалъ Божій гласъ, попралъ завѣсу святыни, взявъ кадильницу, внесъ въ идольскій храмъ, отнялъ всѣ приношенія, и храмъ сожегъ до основанія? Сколькихъ казней достоинъ онъ былъ за умерщвленіе царей, за сожженіе святыни, за плѣненіе народа, за внесеніе въ идольскій храмъ священныхъ сосудовъ? Не заслуживалъ ли онъ тысячи смертей?

18. Видишь великость зла; обрати же теперь вниманіе на Божіе человѣколюбіе. Навуходоносоръ уподобился звѣрямъ, жилъ въ пустынѣ, подвергнутъ казни, но для того, чтобы чрезъ это спастись. Когти, какъ у льва, были у него: потому что былъ хищникомъ святыни; и власы имѣлъ львиные, потому что былъ хищнымъ, рыкающимъ львомъ. Траву, аки волъ ядяше, потому что какъ несмысленный скотъ не зналъ Давшаго ему царство. Отъ росы тѣло его оросися; потому что прежде сего, видѣвъ огнь угашенный росою, не увѣровалъ И что же совершается? Послѣ всего этого говоритъ онъ: азъ Навуходоносоръ очи свои на небо воздвигъ, и Вышняго благословихъ, и Живущаго во вѣки похвалихъ, и прославихъ (Дан. 4, 30-31). И поэтому, когда позналъ онъ Вышняго, возслалъ къ Богу благодарственные гласы, пришелъ въ раскаяніе о томъ, что было имъ сдѣлано, и позналъ немощь свою, — тогда Богъ возвращаетъ ему царственную честь.

19. Итакъ, что же? Навуходоносору, который сдѣлалъ столько худаго, и потомъ исповѣдался, Богъ даруетъ прощеніе и царство; ужели не дастъ, оставленія грѣховъ и небеснаго царства тебѣ кающемуся, если будешь жить достойнымъ того образомъ? Господь человѣколюбивъ, скоръ въ прощеніи и медленъ въ наказаніи. Посему, никто не отчаявайся въ своемъ спасеніи. Верховный и первенствующій изъ Апостоловъ Петръ трижды отрекся отъ Господа предъ рабынею, но раскаявшись, плакася горько (Матѳ. 26, 75), и плачемъ показалъ сердечное покаяніе. А потому не только получилъ прощеніе въ томъ, что отрекся, но неотъемлемымъ соблюлъ и апостольское достоинство.

20. Поэтому, братія, имѣя многіе примѣры согрѣшившихъ, и покаявшихся, и спасенныхъ, и сами исповѣдуйтесь Господу, чтобы получить прощеніе въ прежнихъ грѣхахъ, сподобиться небеснаго дара и наслѣдовать небесное царство со всѣми Святыми о Христѣ Іисусѣ. Ему слава во вѣки вѣковъ! Аминь.

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Кирилла, архіепископа Іерусалимскаго. — Изданіе второе. — Сергіевъ Посадъ: 2-я типографія А. И. Снегиревой, 1893. — С. 25-35.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0