Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 24 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Кириллъ, архіеп. Іерусалимскій († 386 г.)

Святитель Кирилл ИерусалимскийСвятитель Кириллъ, архіепископъ Іерусалимскій родился въ Палестинѣ отъ благочестивыхъ родителей, въ 315 г. Какъ человѣкъ хорошо образованный и благочестивый, сіявшій «свѣтлостми духовныя премудрости», онъ рано былъ принятъ въ клиръ Іерусалимской Церкви и въ 346 г. былъ возведенъ въ санъ пресвитера, получивъ должность катехета и проповѣдника. Поставленный въ 350 г. во Іерусалимскаго епископа, онъ явился ревностнымъ защитникомъ православія, и неутомимо боролся съ ересями: Арія, Македонія, манихейства и др. Еретики мстили ему за это, и, по ихъ проискамъ, онъ не разъ лишался своей каѳедры, но каждый разъ былъ возвращаемъ снова благочестивыми Императорами. Св. Церковь прославляетъ его, какъ «учителей наставника, іереевъ благолѣпіе, божественнаго поборника Христовы Церкви», «вѣрныхъ заступника». Св. Кириллъ участвовалъ на II Вселенскомъ Соборѣ, и скончался въ 386 году, оставивъ послѣ себя 18 огласительныхъ поученій къ готовящимся ко св. крещенію и 5 тайноводственныхъ поученій къ просвѣщеннымъ св. крещеніемъ. (С. В. Булгаковъ. «Мѣсяцесловъ Православной Церкви».)

Творенія

Свт. Кириллъ Іерусалимскій († 386 г.)
Слова огласительныя.

Третье огласительное слово къ просвѣщаемымъ,
безъ пріуготовленія говоренное въ Іерусалимѣ, о крещеніи.

Чтеніе изъ посланія къ Римлянамъ: или не разумѣете, яко елицы во Христа Іисуса крестихомся, въ смерть Его крестихомся? Спогребохомся убо Ему крещеніемъ въ смерть и проч. (Рим. 6, 3-4).

1. Радуйтеся небеса, и веселися земле (Ис. 49, 13) о готовящихся окропиться иссопомъ и очиститься иссопомъ духовнымъ и силою Того, Кто во время страданія напоенъ съ иссопа и трости. И небесныя Силы да радуются, а души, которымъ предстоитъ сочетаніе съ духовнымъ Женихомъ, да уготовляются. Вотъ гласъ вопіющаго въ пустыни: уготовайте путь Господень (Ис. 40, 3). Дѣло сіе немаловажно; это не какое-либо обыкновенное и необдуманное тѣлесное сопряженіе, но, по мѣрѣ вѣры, избраніе всеиспытующимъ Духомъ. Мірскія супружества и обязательства совершаются не всегда по строгому выбору; но гдѣ красота или богатство, туда скорѣе склоняется женихъ. Здѣсь не туда взираетъ, гдѣ тѣлесная красота, но гдѣ неукоризненная совѣсть въ душѣ, здѣсь рѣшаетъ выборъ не осужденія достойная мамона, но обогащеніе души благоговѣніемъ.

2. Поэтому, чада оправданія, послушайтесь Іоанна, который призываетъ и говоритъ: исправите путь Господень (Іоан. 1, 23); отъимите всѣ преткновенія и соблазны, чтобы прямо вамъ шествовать къ жизни вѣчной. Нелицемѣрною вѣрою уготовьте чистые сосуды души къ пріятію Святаго Духа. Начните ризы свои измывать покаяніемъ, чтобы, когда позваны будете въ брачный чертогъ, оказаться вамъ чистыми. Женихъ просто зоветъ всѣхъ, потому что благодать щедра; и громкій гласъ проповѣдниковъ всѣхъ собираетъ. Однако же Женихъ Самъ потомъ различаетъ вошедшихъ на сей имѣющій таинственное значеніе бракъ. Да не услышитъ нынѣ кто-либо изъ вписавшихъ имена свои: друже, како вшелъ еси сѣмо не имый одѣянія брачна (Матѳ. 22, 12)? Но да услышитъ всякій изъ васъ: Добре, рабе благій и вѣрный, о малѣ былъ еси вѣренъ, надъ многими тя поставлю: вниди въ радость Господа твоего (Матѳ. 25, 21). Ибо донынѣ стоялъ ты еще внѣ дверей. О если бы всякому изъ васъ можно было сказать: введе мя царь въ ложницу свою (Пѣсн. 1, 3); Да возрадуется душа моя о Господѣ: облече бо мя въ ризу спасенія, и одежду веселія; яко на жениха возложи на мя вѣнецъ, и яко невѣсту украси мя красотою (Ис. 61, 10)! О если бы душа каждаго изъ васъ оказалась не имущую скверны, или порока, или нѣчто отъ таковыхъ (Ефес. 5, 27); и не до пріятія благодати (не говорю сего: ибо возможно ли это для васъ, которые призваны для оставленія грѣховъ?) но когда дана будетъ благодать, тогда совѣсть ваша, оказавшись неосужденною, споспѣшествовала благодати!

3. Велико подлинно дѣло сіе, братія, и со вниманіемъ приступайте къ нему. Каждый изъ васъ предстанетъ Богу предъ тмами ангельскихъ воинствъ, Духъ Святый запечатлѣетъ души ваши, вступите въ воинство великаго Царя. Поэтому уготовляйтесь, снаряжайтесь, не свѣтлыми украсившись ризами, но душевнымъ при доброй совѣсти благоговѣніемъ. Внимательно взирай на сію купель, не какъ на простую воду, но какъ на духовную благодать, подаваемую вмѣстѣ съ водою. Ибо, какъ приносимое на жертвенникъ, по природѣ будучи просто, оскверняется призываніемъ идоловъ; такъ и на оборотъ, простая вода, по призваніи на нее Святаго Духа, Христа и Отца, пріобрѣтаетъ силу святости.

4. Поелику человѣкъ двойственъ, состоитъ изъ души и тѣла; то и очищеніе двояко, — безплотное для безплотнаго, а тѣлесное для тѣла; и вода очищаетъ тѣло, а Духъ запечатлѣваетъ душу, чтобы приступить намъ къ Богу, окропивъ сердце Духомъ, и омывъ тѣло чистою водою. Посему, когда будешь сходить въ воду, не одну водную стихію имѣй въ виду, но ожидай спасенія отъ дѣйствія Святаго Духа; потому что безъ того и другаго невозможно тебѣ достигнуть совершенства. Не я говорю это, но Господь Іисусъ Христосъ, Который имѣетъ надъ симъ власть. Онъ говоритъ: аще кто не родится свыше (Іоан. 3, 5), и присовокупляетъ къ сему: водою и Духомъ, не можетъ внити во царствіе Божіе (5). Кто крещенъ водою, но не сподобился Духа, тотъ не имѣетъ совершенной благодати. И кто, хотя и заслуживаетъ похвалу за дѣла, но не пріялъ запечатлѣнія въ водѣ, тотъ не войдетъ въ царство небесное. Смѣло слово сіе, но не мое: такъ опредѣлилъ Іисусъ. И вотъ тебѣ доказательство на сіе изъ Божественнаго Писанія: Корнилій былъ мужъ праведный, сподобившійся видѣнія Ангеловъ: своими молитвами и милостынями воздвигъ онъ добрый столпъ себѣ на небесахъ предъ Богомъ. Пришелъ Петръ, и Духъ изліялся на вѣрующихъ; стали говорить иными языками и пророчествовать; и послѣ благодати Духа, говоритъ Писаніе, повелѣ имъ Петръ креститися во имя Іисусъ Христово (Дѣян. 10, 48), чтобы, по возрожденіи души вѣрою, и тѣло пріобщилось благодати въ водѣ.

5. Если же кому желательно узнать, почему благодать преподается чрезъ воду, а не чрезъ другую стихію; то найдетъ и сіе, изучивъ Божественныя Писанія. Вода есть нѣчто великое и наилучшее изъ четырехъ видимыхъ стихій міра. Мѣсто обитанія Ангеловъ — небо, но небеса изъ водъ. Мѣсто жительства человѣковъ — земля, но и земля изъ водъ. Прежде всякаго шестидневнаго устроенія тварей Духъ Божій ношашеся верху воды (Быт. 1, 2). Начало міра — вода, и начало Евангелія — Іорданъ. Свобода Израилю отъ Фараона дана моремъ: и свобода міру отъ грѣховъ — банею водною въ глаголѣ Божіемъ (Ефес. 5, 26). Гдѣ завѣтъ съ кѣмъ-либо, тамъ и вода. Завѣтъ съ Ноемъ утвержденъ послѣ потопа; завѣтъ съ Израилемъ на горѣ Синаѣ, но съ водою и волною червленою и иссопомъ (Евр. 9, 19). Илія вземлется, но и здѣсь вода, потому что сперва переходитъ Іорданъ, а потомъ на колесницѣ восходитъ на небо. Архіерей сперва омывается, потомъ приноситъ ѳиміамъ; потому что Ааронъ прежде омылся, а потомъ сталъ Архіереемъ (Исх. 19, 4-5). Да и возможно ли молиться о другихъ, не очистившись еще водою? Такъ символомъ крещенія была умывальница, поставленная внутри Скиніи (Исх. 40, 7).

6. Крещеніе — конецъ ветхаго и начало новаго завѣта. Ибо первый преподаятель онаго — Іоаннъ, въ сравненіи съ которымъ не больше никто изъ рожденныхъ женами, Іоаннъ — конецъ пророковъ: вси бо пророцы и законъ до Іоанна (Матѳ. 11, 13), — но и начатокъ Евангельскихъ событій; ибо сказано: зачало Евангелія Іисуса Христа, и далѣе: бысть Іоаннъ крестяй въ пустыни (Марк. 1, 1-4). Если укажешь на Илію Ѳесвитянина, взятаго на небо; то и онъ не больше Іоанна. Енохъ преложенъ; но не больше Іоанна. Великъ законодатель Моисей, досточудны и всѣ Пророки; но они не больше Іоанна. Не я осмѣливаюсь сравнивать Пророковъ съ Пророками; но ихъ и нашъ Владыка Господь Іисусъ изрекъ: не воста въ рожденныхъ женами болій Іоанна (Матѳ. 11, 11), не въ рожденныхъ дѣвами, но женами. Великій изъ рабовъ сравнивается съ подобными ему рабами. У Сына же превосходство и благодать не имѣютъ сравненія съ слугами. Видишь ли, какого человѣка избралъ Богъ быть первымъ дѣятелемъ сей благодати? нестяжателя, пустыннолюбца, не человѣконенавистника, того кто ѣлъ акриды и окрилялъ душу; питался медомъ и изрекалъ, что сладостнѣе и полезнѣе меда; облекался въ одежду изъ верблюжьихъ волосовъ, и показалъ въ себѣ образецъ подвижничества, и носимый еще въ матерней утробѣ, освященъ былъ Духомъ Святымъ. Былъ освященъ и Іеремія, но не пророчествовалъ во чревѣ. Одинъ Іоаннъ, носимый еще во чревѣ, взыграся радощами (Лук. 1, 44), и не видя тѣлесными очами, позналъ Владыку духомъ. Поелику благодать крещенія велика; то требовала и великаго предстоятеля.

7. Іоаннъ крестилъ во Іорданѣ, и исхождаше къ нему вся Іерусалима (Матѳ. 3, 5), пользуясь начатками крещеній; потому что достоинство всѣхъ благъ въ Іерусалимѣ. Но знайте, Іерусалимляне, какъ исходившіе крестились отъ Іоанна. Сказано: исповѣдающе грѣхи своя (6). Сперва показывали они язвы, а потомъ Іоаннъ прилагалъ врачевство, и вѣрующимъ давалъ избавленіе отъ вѣчнаго огня. И если желаешь увѣриться въ томъ самомъ, что крещеніе Іоанново служило избавленіемъ отъ угрожающаго огня; то послушай, что говоритъ онъ: рожденія ехиднова, кто сказа вамъ бѣжати отъ будущаго гнѣва (7)? Поэтому, не будь уже ехидною; и если былъ ты нѣкогда порожденіемъ ехидны, то совлекись, говоритъ Іоаннъ, самаго существа прежней грѣховной жизни. Всякая змѣя, вползая въ узкую скважину, слагаетъ съ себя старость, и въ тѣснотѣ совлекаясь ветхости, юнѣетъ потомъ тѣломъ. Такъ и ты, говоритъ Іоаннъ, входи узкими и тѣсными дверьми, и утѣснивъ себя постомъ, изнуждай погибель свою (Прит. 16, 26). Совлекись ветхаго человѣка съ дѣянми его (Кол. 3, 9), и скажи словами Пѣсней: совлекохся ризы моея, како облекуся въ ню (Пѣсн. 5, 3)? Но, можетъ быть, кто-либо изъ васъ лицемѣръ, человѣкоугодникъ, притворяется благоговѣйнымъ, а въ сердцѣ не вѣруетъ, съ лицемѣріемъ Симона волхва пришелъ не благодать пріять, но полюбопытствовать, что дается. И онъ да слышитъ отъ Іоанна: уже и сѣкира при корени древа лежитъ: всяко убо древо, еже не творитъ плода добра, посѣкаемо бываетъ, и во огнь вметаемо (Матѳ. 3, 10). Судія не умолимъ; отложи лицемѣріе.

8. Поэтому, что должно дѣлать, и какіе плоды покаянія? Имѣяй двѣ ризѣ, да подастъ не имущему (учащій достоинъ вѣроятія; потому что самъ первый исполняетъ преподаваемое, не побоялся сказать, не возбраняла ему совѣсть и не связывала языка): и имѣяй брашна, такожде да творитъ (Лук. 3, 1). Желаешь насладиться благодатію Святаго Духа, а нищихъ не удостоишь и чувственныхъ яствъ? Ищешь великаго, а не удѣлишь малаго? Если ты и мытарь, если и блудникъ, надѣйся спасенія. Мытари и любодѣйцы варяютъ вы въ царствіи Божіи (Матѳ. 21, 31). Свидѣтель и Павелъ, который говоритъ: ни блудницы, ни идолослужители, ни другіе перечисленные за симъ, царствія Божія не наслѣдятъ. И сими убо нѣцыи бѣсте, но омыстеся, но освятитеся (1 Кор. 6, 9. 11). Не сказалъ: таковы нѣцыи и теперь, но, сими нѣцыи бѣсте. Прощается грѣхъ по невѣдѣнію, упорная же злоба осуждается.

9. Въ похвалу крещенію имѣешь самого Единороднаго Сына Божія. Ибо что уже говорить мнѣ о человѣкѣ? Великъ Іоаннъ; но что онъ предъ Господомъ? Велегласенъ сей гласъ; но что онъ предъ Словомъ? Превосходенъ сей проповѣдникъ; но что онъ предъ Царемъ? Прекрасенъ крещающій въ водѣ; но что онъ предъ Тѣмъ, Кто крещаетъ Духомъ Святымъ и огнемъ? Духомъ Святымъ и огнемъ крестилъ Спаситель Апостоловъ, когда бысть внезапу съ небесе шумъ, яко носиму дыханію бурну, и исполни весь домъ, идѣже бяху сѣдяще: и явишася имъ раздѣлени языцы яко огненни, сѣде же на единомъ коемждо ихъ, и исполнишася вси Духа Свята (Дѣян. 2, 2-4).

10. Если не принялъ кто крещенія, то не имѣетъ спасенія, за исключеніемъ однихъ мучениковъ, которые и безъ воды пріобрѣтаютъ царствіе. Ибо Спаситель, избавляя вселенную крестомъ, изъ пронзеннаго ребра источилъ кровь и воду, чтобы живущіе во времена мирныя крестились въ водѣ, а живущіе во времена гоненій крестились въ собственной своей крови. И мученичество Спаситель также называетъ крещеніемъ, говоря: можете ли пити чашу, юже Азъ пію, и крещеніемъ, имъ же Азъ крещаюся, креститися (Марк. 10, 38)? Исповѣдуютъ вѣру мученики, ставъ позоромъ міру, и ангеломъ, и человѣкомъ (1 Кор. 4, 9); вскорѣ исповѣдуешь и ты, но не время еще слышать тебѣ о семъ.

11. Іисусъ освятилъ крещеніе, крестившись Самъ. Если Сынъ Божій крестился; кто изъ благочестивыхъ пренебрежетъ крещеніемъ? Крестился же не для того, чтобы получить прощеніе во грѣхахъ (потому что былъ безгрѣшенъ); но, будучи безгрѣшнымъ, крестился, чтобы крещаемымъ даровать божественную благодать и божественное достоинство. Какъ, понеже дѣти пріобщишася крови и плоти, и Той пріискреннѣ пріобщися тѣхже (Евр. 2, 14), чтобы мы, ставъ причастниками пришествія Его во плоти, содѣлались причастниками божественной Его благодати: такъ крестился Іисусъ, чтобы и чрезъ сіе намъ опять, общеніемъ въ томъ, вмѣстѣ со спасеніемъ пріять и достоинство. Въ водахъ былъ змій, по словамъ Іова, вмѣщающій Іорданъ въ уста свои (Іов. 40, 18). Итакъ, поелику надлежало сокрушить главы змія, Іисусъ, нисшедши въ воды, связалъ крѣпкаго, чтобы мы получили власть наступать на змѣй и скорпіоновъ. Звѣрь этотъ былъ не малъ, но страшенъ. Ни одинъ корабль рыбарей не могъ поднять кожи единой ошиба его (Іов. 40, 26). Предъ нимъ текла пагуба (Іов. 41, 13), истреблявшая встрѣчающихся. Пришла Жизнь, чтобы наконецъ заградились уста смерти, и всѣ мы спасенные сказали: гдѣ ти смерте жало? Гдѣ ти аде побѣда (1 Кор. 15, 55)? Жало смерти истребляется крещеніемъ.

12. Нисходишь ты въ воду, неся съ собою грѣхи; но запечатлѣвшее душу призваніе благодати не попускаетъ уже страшному змію поглотить тебя. Нисшедши мертвымъ въ грѣхахъ, восходишь оживотворенный правдою. Ибо если снасажденъ ты сталъ подобію смерти (Рим. 6, 5) Спасителя, то сподобишься и воскресенія. Какъ Іисусъ, воспринявъ на Себя вселенскіе грѣхи, умеръ, чтобы, умертвивъ грѣхъ, воскресить тебя правдою; такъ и ты, снишедши въ воду, и нѣкоторымъ образомъ погребенный въ водахъ, какъ Онъ въ каменномъ гробѣ, возстань, паки ходя во обновленіи жизни (4).

13. Когда же сподобишься благодати, тогда Господь дастъ тебѣ власть бороться съ сопротивными силами. Ибо, какъ Онъ чрезъ сорокъ дней по крещеніи былъ искушаемъ, не потому, чтобы не могъ побѣдить и прежде сего, но потому, что все хотѣлъ творить въ порядкѣ и послѣдовательно: такъ и ты, не осмѣливавшійся бороться съ сопротивными до крещенія, пріявъ же благодать и положившись уже на оружіе правды, подвизайся тогда, и если хочешь, будь благовѣстникомъ.

14. Іисусъ Христосъ — Сынъ Божій; но не прежде крещенія сталъ благовѣствовать. Если же самъ Владыка выжидалъ времени, соблюдая порядокъ, то мы рабы должны ли отваживаться на что-либо безъ соблюденія порядка? Оттолѣ начатъ Іисусъ проповѣдати (Матѳ. 4, 17), когда сниде на Него Духъ Святый тѣлеснымъ образомъ въ видѣ голубя (Лук. 3, 22), не для того, чтобы первый видѣлъ его Іисусъ (Онъ зналъ Его и до тѣлеснаго сошествія), но чтобы видѣлъ крещающійся Іоаннъ. Азъ, говоритъ Іоаннъ, не вѣдѣхъ Его: но пославый мя крестити водою, Той мнѣ рече: надъ Него же узриши Духа сходящаго и пребывающа на немъ, Той есть (Іоан. 1, 33). Если и ты имѣешь нелицемѣрное благоговѣніе, то и на тебя низойдетъ Духъ Святый, и Отчій свыше гласъ воззоветъ къ тебѣ не: сей есть Сынъ Мой (Матѳ. 3, 17), но: сей сдѣлался нынѣ сыномъ Моимъ. Ибо: есть изречено о Немъ единомъ; потому что въ началѣ бѣ Слово, и Слово бѣ къ Богу, и Богъ бѣ Слово (Іоан. 1, 1). О Немъ сказуется: есть, потому что всегда Онъ — Божій Сынъ; о тебѣ же: нынѣ содѣлался, потому что не по природѣ имѣешь, а по присвоенію пріемлешь всыновленіе. Онъ — Сынъ вѣчно, а ты пріемлешь благодать по преспѣянію.

15. Посему уготовь душевный сосудъ, чтобы содѣлаться тебѣ сыномъ Божіимъ, наслѣдникомъ Богу, снаслѣдникомъ же Христу (Рим. 8, 17), если только уготовляешь себя къ тому, чтобы пріять, если съ вѣрою приходишь для того, чтобы содѣлаться вѣрнымъ, если по собственному произволенію отлагаешь ветхаго человѣка. Ибо прощено тебѣ будетъ все, что ни сдѣлано тобою, блудъ ли, прелюбодѣяніе ли, или другое какое подобнаго рода непотребство. Что больше сего — распять Христа? Крещеніе очищаетъ и отъ сего. Ибо тѣмъ тремъ тысячамъ, которые распяли Господа, когда они приходятъ, вопрошаютъ и говорятъ: «что сотворимъ, мужіе братіе (Дѣян. 2, 37)? Ибо велика язва. Устрашилъ ты насъ, Петръ, нашимъ паденіемъ, сказавъ: Начальника жизни убисте (Дѣян. 3, 15). Какой пластырь для такой язвы? Какое очищеніе отъ такой скверны? Какое спасеніе въ такой погибели?» — Петръ говоритъ: покайтеся, и да крестится кійждо васъ во имя Іисуса Христа, Господа нашего, во оставленіе грѣховъ, и пріимите даръ Святаго Духа (Дѣян. 2, 38). О неисповѣдимое Божіе человѣколюбіе! Не надѣются спастись, и сподобляются Святаго Духа! Видишь силу крещенія. Если кто изъ васъ хульными словами распиналъ Христа, если кто изъ васъ по невѣдѣнію отвергся Его предъ людьми, если кто лукавыми дѣлами произвелъ то, что хулится ученіе Его; то, принесши покаяніе, да будетъ благонадеженъ; таже благодать готова и нынѣ.

16. Дерзай, Іерусалимъ; отъятъ Господь вся неправды твоя (Соф. 3, 15). Отмыетъ Господь скверну сыновъ и дщерей его духомъ суда и духомъ зноя (Ис. 4, 4); воскропитъ на вы воду чисту, и очиститеся отъ всякаго грѣха вашего (Іез. 36, 25). Ликовать о васъ будутъ Ангелы, и скажутъ: кто сія восходящая убѣлена, и утвержаема о братѣ своемъ (Пѣсн. 8, 5). Ибо душа, бывшая прежде рабою, теперь самаго Владыку именуетъ братомъ; и Онъ, пріемля нелицемѣрное ея произволеніе, возгласитъ: се еси добра, ближняя моя, се еси добра; зубы твои, яко стада остриженныхъ (Пѣсн. 4, 1-2), по причинѣ исповѣданія, произносимаго съ доброю совѣстію, и какъ сказано далѣе: вся двоеплодны, по причинѣ сугубой благодати, то-есть, совершаемой водою и Духомъ, или возвѣщаемой ветхимъ и новымъ завѣтомъ. И всѣ вы, скончавъ поприще поста, содержа въ памяти сказанное, принеся плодъ въ дѣлахъ благихъ, неукоризненно представъ духовному Жениху, да улучите отпущеніе грѣховъ отъ Бога. Ему слава съ Сыномъ и Святымъ Духомъ во вѣки! Аминь.

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Кирилла, архіепископа Іерусалимскаго. — Изданіе второе. — Сергіевъ Посадъ: 2-я типографія А. И. Снегиревой, 1893. — С. 36-44.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0