Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 28 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Кириллъ, архіеп. Іерусалимскій († 386 г.)

Святитель Кирилл ИерусалимскийСвятитель Кириллъ, архіепископъ Іерусалимскій родился въ Палестинѣ отъ благочестивыхъ родителей, въ 315 г. Какъ человѣкъ хорошо образованный и благочестивый, сіявшій «свѣтлостми духовныя премудрости», онъ рано былъ принятъ въ клиръ Іерусалимской Церкви и въ 346 г. былъ возведенъ въ санъ пресвитера, получивъ должность катехета и проповѣдника. Поставленный въ 350 г. во Іерусалимскаго епископа, онъ явился ревностнымъ защитникомъ православія, и неутомимо боролся съ ересями: Арія, Македонія, манихейства и др. Еретики мстили ему за это, и, по ихъ проискамъ, онъ не разъ лишался своей каѳедры, но каждый разъ былъ возвращаемъ снова благочестивыми Императорами. Св. Церковь прославляетъ его, какъ «учителей наставника, іереевъ благолѣпіе, божественнаго поборника Христовы Церкви», «вѣрныхъ заступника». Св. Кириллъ участвовалъ на II Вселенскомъ Соборѣ, и скончался въ 386 году, оставивъ послѣ себя 18 огласительныхъ поученій къ готовящимся ко св. крещенію и 5 тайноводственныхъ поученій къ просвѣщеннымъ св. крещеніемъ. (С. В. Булгаковъ. «Мѣсяцесловъ Православной Церкви».)

Творенія

Свт. Кириллъ Іерусалимскій († 386 г.)
Слова огласительныя.

Пятое огласительное слово къ просвѣщаемымъ,
говоренное безъ пріуготовленія въ Іерусалимѣ, о вѣрѣ.

Чтеніе изъ посланія къ Евреямъ: есть же вѣра уповаемыхъ извѣщеніе, вещей обличеніе невидимыхъ; въ сей бо свидѣтельствовани быша древніи, и проч. (Евр. 11, 1-2).

1. Какое достоинство даетъ вамъ Господь, изъ чина оглашенныхъ вводя васъ въ чинъ вѣрныхъ, сіе изображаетъ Апостолъ Павелъ, говоря: вѣренъ Богъ, Имъ же звани бысте въ общеніе Сына Его Іисуса Христа (1 Кор. 1, 9). Какъ Богъ называется вѣрнымъ, такъ и ты пріемлешь то же наименованіе, пріемля съ тѣмъ и высокое достоинство. Ибо именуется Богъ, какъ благимъ, и праведнымъ, и Вседержителемъ, и Творцемъ всяческихъ, такъ и вѣрнымъ. Суди же поэтому, въ какое восходишь достоинство, готовясь принять на себя одинаковое съ Богомъ именованіе.

2. Посему здѣсь ищется прочее, да вѣренъ кто обрящется по совѣсти (1 Кор. 4, 2). Ибо мужа вѣрна дѣло обрѣсти (Прит. 20, 6). Ищется же не для того, чтобы мнѣ открылъ ты совѣсть свою, потому что не отъ человѣческаго дне будешь судимъ (1 Кор. 4, 3), но чтобы нелживость вѣры открылъ ты Богу, испытующему сердца и утробы (Псал. 7, 10), и знающему помышленія человѣческія. Мужъ вѣрный есть нѣчто великое; онъ богатѣе всякаго богатства. Вѣрному весь міръ богатство (Прит. 17, 6), потому что презираетъ и попираетъ онъ это. Богатѣющіе видимымъ и пріобрѣтающіе много — нищи душевно; чѣмъ больше собираютъ, тѣмъ паче снѣдаются желаніемъ недостающаго имъ. А мужъ вѣрный (что всего удивительнѣе), богатъ и въ нищетѣ. Ибо зная, что должно имѣть только пищу и одѣяніе, и симъ оставаясь доволенъ (1 Тим. 6, 8), попираетъ богатство.

3. И не у насъ только однихъ, носящихъ на себѣ имя Христово, достоинство вѣры велико, но и все, что совершается въ мірѣ, даже тѣми, которые чужды Церкви, совершается вѣрою. Вѣрою законы супружества сочетаваютъ во едино далекихъ между собою, и по вѣрѣ въ брачныя обязательства человѣкъ чужой дѣлается участникомъ въ обладаніи рабами и имѣніемъ другаго. Вѣрою держится и земледѣліе. Кто не вѣритъ, что получитъ плодъ, тотъ не станетъ переносить труды. По вѣрѣ люди пускаются въ море, ввѣривъ себя малому древу, самую твердую изъ стихій землю мѣняютъ на непостоянное стремленіе волнъ, неизвѣстнымъ предаваясь надеждамъ и имѣя только вѣру, которая для нихъ надежнѣе всякаго якоря. Поэтому вѣрою держится большая часть дѣлъ человѣческихъ, и въ этомъ, какъ сказано, увѣрены не мы одни, но и тѣ, которые внѣ Церкви. Ибо хотя не принимаютъ они Писаній, выдаютъ же свои какія-то ученія, но и эти ученія принимаютъ вѣрою.

4. Къ истинной вѣрѣ призываетъ васъ и сегодня бывшее чтеніе, указывая вамъ путь, какъ и вы должны благоугождать Богу. Ибо сказано, что безъ вѣры не возможно угодити Богу (Евр. 11, 6). Рѣшится ли когда человѣкъ служить Богу, если не вѣруетъ, что Онъ Мздовоздаятель бываетъ? Будутъ ли хранить, отроковица — дѣвство, и юноша — цѣломудріе, если не вѣруютъ, что для непорочности есть неувядаемый вѣнецъ? Вѣра есть око, которое просвѣщаетъ всякую совѣсть, и сообщаетъ разумѣніе; ибо Пророкъ говоритъ: и аще не увѣрите, ниже имате разумѣти (Ис. 7, 9). Вѣра заграждаетъ уста львовъ (Евр. 11, 33), подобно Даніилу; ибо Писаніе говоритъ о немъ: и изведенъ бысть Даніилъ изъ рва, и всякаго тлѣнія не обрѣтеся на немъ, яко вѣрова въ Бога своего (Дан. 6, 23). Что страшнѣе діавола? Но и противъ него не имѣемъ другаго оружія, кромѣ вѣры, — этого невешественнаго щита противъ невидимаго врага. Діаволъ мещетъ въ насъ разными стрѣлами, чтобы сострѣляти во мрацѣ (Псал. 10, 2) не трезвящихся. Но, когда врагъ невидимъ, имѣемъ у себя крѣпкую оборону — вѣру, по слову Апостола: надъ всѣми же воспріимше щитъ вѣры, въ немъ же возможете вся стрѣлы лукаваго разжженныя угасити (Ефес. 6, 16). Діаволъ часто бросаетъ разжженную стрѣлу похотѣнія срамныхъ удовольствій, но вѣра, напоминая судъ и охлаждая умъ, угашаетъ стрѣлу сію.

5. Длинно слово о вѣрѣ, и продолженія цѣлаго дня не достанетъ намъ на то, чтобы передать оное. Но достаточно намъ пока изъ ветхаго завѣта указать въ примѣръ одного Авраама; потому что мы стали сынами его по вѣрѣ. Онъ оправдался не дѣлами только, но и вѣрою. Много было заслугъ его, но не за нихъ нареченъ другомъ Божіимъ, а когда увѣровалъ (Іак. 2, 23). И всякое дѣло свое совершалъ онъ по вѣрѣ. По вѣрѣ оставилъ родителей, по вѣрѣ оставилъ отечество, и страну и домъ. Посему, какъ онъ оправдался, такъ и ты оправдайся. Мертвъ уже былъ онъ тѣломъ для чадородія, потому что самъ былъ старъ и престарѣлую имѣлъ супругу — Сарру, и не оставалось уже никакой надежды имѣть дѣтей. Богъ обѣщаетъ старцу рожденіе сына. И не изнемогъ Авраамъ вѣрою, не усмотри своея плоти уже умерщвленныя (Рим. 4, 19); взирая не на тѣлесную немощь, но на силу Дающаго обѣтованіе, понеже вѣрна непщева Обѣтовавшаго (Евр. 11, 11), отъ тѣлъ какъ бы омертвѣвшихъ сверхъ чаянія пріобрѣлъ сына. И по пріобрѣтеніи, когда получилъ повелѣніе принести сына въ жертву, хотя слышалъ сказанное: во Исаацѣ наречется тебѣ сѣмя (Быт. 21, 12), приноситъ Богу единороднаго, вѣруя яко и изъ мертвыхъ воскресити силенъ есть Богъ (Евр. 11, 19). Связавъ сына и возложивъ на дрова, приноситъ его произволеніемъ; и только по благости Бога, Который, вмѣсто чада, даетъ овна, пріемлетъ сына живымъ. И сверхъ сего, будучи вѣрнымъ, запечатлѣнъ въ правду, пріялъ обрѣзаніе, печать вѣры, яже въ необрѣзаніи (Рим. 4, 11), пріявъ вмѣстѣ обѣтованіе, что будетъ отцемъ многихъ народовъ.

6. Посмотримъ же, какъ Авраамъ отецъ многихъ народовъ! Нѣтъ спора, что онъ отецъ іудеевъ по плотскому преемству. Но если будемъ обращать вниманіе на плотское преемство, то принуждены будемъ изреченіе сіе признать ложнымъ. потому что Авраамъ не всѣмъ намъ отецъ по плоти; напротивъ того примѣръ вѣры его дѣлаетъ всѣхъ насъ сынами Авраамовыми. Почему же, и какъ это? Для людей невѣроятное дѣло воскреснуть кому-либо изъ мертвыхъ, какъ невѣроятное также дѣло отъ омертвѣвшихъ старцевъ ожидать чадородія. Но мы вѣруемъ во Христа, о Которомъ возвѣщается, что Онъ распятъ на древѣ, умеръ и воскресъ. Такимъ образомъ уподобленіемъ въ вѣрѣ усыновляемся мы Аврааму, и тогда въ слѣдствіе вѣры, подобно ему, пріемлемъ духовную печать, обрѣзываемые въ крещеніи Духомъ Святымъ, краеобрѣзаніемъ не тѣла, но сердца, какъ говоритъ Іеремія: обрѣжите Богу обрѣзаніе сердца вашего (Іер. 4, 4), и по слову Апостола: во обрѣзаніи Христовѣ спогребшеся Ему крещеніемъ и проч. (Кол. 2, 11-12).

7. Если соблюдаемъ вѣру сію, то будемъ неосуждены, и украсимся добродѣтелями всякаго рода. Ибо вѣра такъ сильна, что дѣлаетъ людей легкими, и могутъ они ходить по морю. Петръ былъ подобный намъ изъ плоти и крови человѣкъ, поддерживавшій жизнь такою же, какъ и мы, пищею; но сказалъ Іисусъ: пріиди, и онъ, увѣровавъ, хождаше по водамъ (Матѳ. 14, 29); потому что для него вѣра была на водахъ надежнѣе всякой опоры, и тяжелое тѣло возносилось вверхъ легкостію вѣры. Но пока онъ вѣровалъ, дотолѣ безопасно шелъ но водамъ; а какъ скоро поколебался въ вѣрѣ, началъ утопать. Съ постепеннымъ изнеможеніемъ вѣры увлекалось въ воду и тѣло его. И видя немощь его, Цѣлитель душевныхъ немощей Іисусъ сказалъ ему: маловѣре, почто усумнѣлся еси (Матѳ. 14, 31)? И опять, подкрѣпляемый Державшимъ его за руку, какъ скоро снова увѣровалъ, руководимый Владыкою, вновь пріемлетъ ту же силу ходить по водамъ. Ибо о семъ не прямо упомянуло Евангеліе, сказавъ: и влѣзшимъ имъ въ корабль (Матѳ. 14, 32). Не говоритъ, что Петръ плылъ, а потомъ взошелъ на корабль, но даетъ разумѣть, что, какое разстояніе прошелъ Петръ, идя къ Іисусу, такое же прошедши и обратно, взошелъ на корабль.

8. Вѣра же имѣетъ столько силы, что спасается не одинъ только вѣрующій, но по вѣрѣ однихъ спасались и другіе. Капернаумскій разслабленный не имѣлъ вѣры; но вѣровали тѣ, которые принесли и свѣсили его съ кровли. Ибо въ больномъ, вмѣстѣ съ тѣломъ, болѣла и душа. И не подумай, что обвиняю его напрасно; само Евангеліе сказало: видѣвъ Іисусъ, не его вѣру, но вѣру ихъ, говоритъ разслабленному: востани (Матѳ. 9, 2. 6). Вѣровали принесшіе, а исцѣленіемъ воспользовался разслабленный.

9. Желаешь ли достовѣрнѣе узнать, что вѣрою однихъ спасаются другіе? Скончался Лазарь. Прошелъ день, два и три; тѣлесныя связи распались, и гнилость начала уже поядать тѣло его. Какъ же могъ увѣровать и умолять за себя Избавителя четверодневный мертвецъ? Но чего не доставало умершему, то восполнено родными его сестрами. Ибо сестра припала къ ногамъ пришедшаго Господа; и когда на вопросъ: гдѣ положисте его, отвѣчала: Господи, уже смердитъ; четверодневенъ бо есть; Господь говоритъ: аще вѣруеши, узриши славу Божію (Іоан. 11, 34. 39. 40), какъ бы выражая симъ: «недостатокъ вѣры умершаго ты восполни». И столько превозмогла вѣра сестеръ, что изъ вратъ адовыхъ вызвала мертваго. Такъ другіе, увѣровавъ за другихъ, возмогли воскрешать мертвыхъ; не тѣмъ ли паче пріобрѣтешь пользу ты, если искренно будешь вѣровать самъ за себя? Но если ты и не вѣренъ, или маловѣренъ, то Господь человѣколюбивъ и преклоняется къ тебѣ кающемуся. Скажи только и ты благопризнательно: вѣрую Господи, помози моему невѣрію (Марк. 9, 24). Если же почитаешь себя вѣрующимъ, но не имѣешь еще совершенства вѣры; то и тебѣ, подобно какъ Апостоламъ, потребно сказать: Господи, приложи намъ вѣру (Лук. 17, 5). Ибо имѣешь то, что отъ тебя, гораздо же больше пріимешь того, что отъ Него.

10. Понятіе вѣры по именованію одно, но дѣлится на два вида: одинъ видъ вѣры — вѣра догматическая, соглашеніе души на что-либо. И она полезна душѣ, какъ говоритъ Господь: слушаяй словесъ Моихъ, и вѣруяй Пославшему Мя, имать животъ вѣчный: и на судъ не пріидетъ (Іоан. 5, 24); и еще: вѣруяй въ Сына нѣсть осужденъ (Іоан. 3, 18), но прейдетъ отъ смерти въ животъ (Іоан. 5, 24). Великое подлинно Божіе человѣколюбіе! Праведники благоугождали Богу многіе годы; но что пріобрѣли они, преспѣвая въ многолѣтнемъ благоугожденіи, то нынѣ Іисусъ даетъ тебѣ за одинъ часъ. Ибо, если ты увѣруешь, что Іисусъ Христосъ есть Господь, и яко Богъ Того воздвиже изъ мертвыхъ, спасешися (Рим. 10, 9), и Тѣмъ, Кто ввелъ разбойника въ рай, и ты переселенъ будешь въ рай. И не колеблясь вѣруй, что сіе возможно. Ибо увѣровавшаго разбойника въ одинъ часъ Спасшій на сей святой Голгоѳѣ Самъ спасетъ и тебя увѣровавшаго.

11. Другой же видъ вѣры есть вѣра даруемая Христомъ, какъ дарованіе благодати. Овому бо Духомъ дается слово премудрости, иному же слово разума о томъ же Дусѣ: другому же вѣра тѣмъ же Духомъ: иному же дарованія исцѣленій (1 Кор. 12, 8-9). Сія по благодати Духомъ даруемая вѣра есть не только догматическая, но и превыше человѣческихъ силъ дѣйственная. Если имѣетъ кто вѣру сію, то скажетъ горѣ сей: прейди отсюди тамо, и прейдетъ (Матѳ. 17, 20). Ибо какъ скоро по вѣрѣ кто скажетъ сіе, вѣруя, что дѣйствительно такъ будетъ, и не размыслитъ въ сердцѣ своемъ (Марк. 11, 23), то пріемлетъ онъ тогда благодать. О сей-то вѣрѣ сказано: аще имате вѣру, яко зерно горушно (Матѳ. 17, 20). Какъ горчичное зерно но величинѣ своей мало, а по дѣйствію сильно, и посѣянное на маломъ пространствѣ раскидываетъ вокругъ большія вѣтви, а когда выростетъ, можетъ укрывать и птицъ; такъ и вѣра въ самое краткое мгновеніе производитъ въ душѣ много добраго; потому что душа представляетъ себѣ Бога, и будучи озарена вѣрою, сколько возможно ей, созерцаетъ Бога, также обтекаетъ предѣлы міра; и прежде скончанія вѣка сего видитъ уже судъ и мздовоздаяніе по обѣтованіямъ. Посему имѣй ту вѣру въ Бога, которая отъ тебя самого, чтобы пріять и отъ Него ту, которая превыше человѣческихъ силъ дѣйственна.

12. А что касается до вѣры изучаемой и исповѣдуемой; то пріобрѣти и блюди одну ту, которая предается тебѣ нынѣ Церковію, и подтверждается всѣмъ Писаніемъ. Поелику же не всѣ могутъ читать Писанія; но однимъ простота, а другимъ какое-либо занятіе, препятствуютъ въ пріобрѣтеніи знанія; то, чтобы не погибла какая душа отъ невѣдѣнія, все ученіе вѣры заключаемъ въ немногихъ стихахъ. И мнѣ желательно, чтобы вы помнили его слово въ слово, и со всякою рачительностію повторяли между собою, не записывая онаго на бумагу, но начертавъ памятію въ сердцѣ, остерегались, чтобы, во время занятія вашего симъ ученіемъ, никто изъ оглашенныхъ не услышалъ преданнаго вамъ; желательно также, чтобы сіе исповѣданіе вѣры во всякое время жизни служило для васъ напутствіемъ, и вы кромѣ него не принимали другаго исповѣданія, даже если бы мы перемѣнили мысли, и стали говорить противное тому, чему учимъ теперь, или если бы захотѣлъ обольстить васъ ангелъ сопротивный, преобразившись въ Ангела свѣтлаго. Ибо аще мы, или Ангелъ съ небесе благовѣститъ вамъ паче еже пріясте, анаѳема да будетъ (Гал. 1, 8-9). И пока запомни самыя реченія сего исповѣданія, какія слышишь, а въ свое время выслушивай и подтвержденіе изъ Священнаго Писанія на каждое заключающееся въ немъ реченіе. Ибо изложеніе вѣры не по человѣческому разсужденію составлено, но изъ всего Писанія выбрано самое существенное, и составляется изъ сего одно ученіе вѣры. Какъ горчичное сѣмя къ маломъ зернѣ содержитъ много вѣтвей: такъ и сіе изложеніе вѣры въ немногихъ словахъ объясняетъ все вѣдѣніе благочестія, заключающееся въ ветхомъ и новомъ завѣтѣ. Итакъ видите, братія, храните преданія (2 Сол. 2, 15), какія пріемлете теперь, и напишите ихъ на скрижали сердца вашего (Прит. 7, 3).

13. Соблюдайте съ благоговѣніемъ, чтобы иныхъ, когда облѣнятся, не расхитилъ врагъ, и чтобы какой еретикъ не извратилъ преданнаго вамъ. Ибо вѣра есть вданіе купцамъ сребра, какое мы нынѣ пріобрѣли (Лук. 19, 23), и Богъ у васъ потребуетъ отчета въ этомъ залогѣ. Засвидѣтельствую (1 Тим. 5, 21), какъ говоритъ Апостолъ, предъ Богомъ, оживляющимъ всяческая, и Христомъ Іисусомъ свидѣтельствовавшимъ при Понтійстѣмъ Пилатѣ доброе исповѣданіе, соблюсти сію преданную вамъ вѣру не скверну, даже до явленія Господа нашего Іисуса Христа (1 Тим. 6, 13-14). Теперь ввѣрено тебѣ сокровище жизни, и Владыка потребуетъ залога сего въ явленіе Свое, еже во своя времена явитъ блаженный и единъ сильный, Царь царствующихъ и Господь господствующихъ, единъ имѣяй безсмертіе, и во свѣтѣ живый неприступнѣмъ, Егоже никто же видѣлъ есть отъ человѣкъ ниже видѣти можетъ (1 Тим. 6, 15-16). Ему слава, честь и держава во вѣки вѣковъ! Аминь.

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Кирилла, архіепископа Іерусалимскаго. — Изданіе второе. — Сергіевъ Посадъ: 2-я типографія А. И. Снегиревой, 1893. — С. 63-70.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0