Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 24 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 22.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Кириллъ, архіеп. Іерусалимскій († 386 г.)
СЛОВА ОГЛАСИТЕЛЬНЫЯ.

14 Огласительное слово къ просвѣщаемымъ, говоренное безъ пріуготовленія въ Іерусалимѣ, на слова: и воскресшаго изъ мертвыхъ въ третій день, и восшедшаго на небеса и сѣдящаго одесную Отца.

Чтеніе изъ перваго посланія къ Коринѳянамъ: сказую же вамъ, братіе, благовѣствованіе, еже благовѣстихъ вамъ, и далѣе, — яко воста въ третій день по писаніемъ (1 Кор. 15, 1. 4).

1). Веселися Іерусалиме, и торжествуйте вси любящіи Іисуса, потому что возсталъ. Радуйтеся вси, елицы плакасте прежде (Ис. 66, 10), услышавъ о наглостяхъ и беззаконіяхъ іудеевъ. Ибо поруганный ими здѣсь паки возсталъ. И какъ прискорбно было слышать о крестѣ, такъ да возвеселитъ всѣхъ предстоящихъ благовѣствованіе о воскресеніи. Плачъ да обратится въ веселіе и сѣтованіе въ радость; радостью и веселіемъ да исполнятся уста наши ради Того, Кто сказалъ по воскресеніи: радуйтеся (Матѳ. 28, 9). Ибо извѣстна мнѣ была печаль христолюбцевъ въ прошедшіе дни, когда, поелику слово останавливалось на смерти и погребеніи, а не касалось благовѣствованія о воскресеніи: умъ ждалъ и не могъ дождаться, когда услышитъ желаемое. Итакъ воскресъ Мертвецъ, въ мертвыхъ свободь (Псал. 87, 6), и Освободитель мертвыхъ. Кто въ поруганіе, по Своему терпѣнію, увѣнчанъ былъ вѣнцемъ терновымъ, Тотъ воскресъ и увѣнчанъ діадимою побѣды надъ смертію.

2). Но какъ предложили мы свидѣтельства о крестѣ Его, такъ и теперь представимъ доказательства, удостовѣряющія въ воскресеніи. Поелику чтенный нынѣ Апостолъ говоритъ: погребенъ бысть, и воста въ третій день по писаніемъ (1 Кор. 15, 4): то когда самъ Апостолъ отсылаетъ насъ къ свидѣтельствамъ изъ Писаній, прекраснымъ будетъ дѣломъ познать намъ надежду своего спасенія, и во-первыхъ дознать, сказываютъ ли намъ Божественныя Писанія время Его воскресенія? Лѣтомъ ли оно, или осенью, или послѣ зимы? Въ какомъ мѣстѣ воскресаетъ Спаситель? И какимъ именемъ у чудныхъ Пророковъ провозглашено мѣсто воскресенія? Точно ли жены, искавшія Его и не нашедшія, а потомъ обрѣтшія, радуются? Хорошо будетъ дознать сіе, чтобы при чтеніи Евангелія, сказанія святыхъ Евангелій почитаемы были не баснями и не стихотворными произведеніями.

3). Итакъ, что Спаситель былъ погребенъ, ясно слышали вы въ предшествовавшей бесѣдѣ, такъ какъ Исаія говоритъ: будетъ съ миромъ погребеніе Его (Ис. 57, 2); потому что погребеніемъ Своимъ умиротворилъ небо и землю, приведя грѣшниковъ къ Богу. И: отъ лица неправды взяся праведный (Ис. 57, 1); и: будетъ сь миромъ погребеніе Его; и дамъ лукавыя вмѣсто погребенія Его (Ис. 53, 9). И есть въ Писаніяхъ пророчество Іакова: возлегъ усну, яко левъ, и яко скименъ; кто возбудитъ Его (Быт. 49, 9)? А подобно сему мѣсто въ книгѣ Числъ: возлегъ почи, яко левъ, и яко скименъ (Числ. 24, 9). Неоднократно слышали вы сказанное во Псалмѣ: и въ персть смерти свелъ Мя еси (Псал. 21, 16). Примѣтили мы и мѣсто погребенія въ сказанномъ: воззрите на твердый камень, его же изсѣкосте (Ис. 51, 1). Наконецъ будутъ у насъ слѣдовать свидѣтельства о самомъ воскресеніи Его.

4). Итакъ во-первыхъ въ одиннадцатомъ псалмѣ Пророкъ говоритъ: страсти ради нищихъ и воздыханія убогихъ, нынѣ воскресну, глаголетъ Господь (Псал. 11, 6). Но это для нѣкоторыхъ кажется сомнительнымъ, потому что Господь часто возстаетъ и во гнѣвѣ во отмщеніе врагамъ. Поэтому перейди къ псалму пятнадцатому, въ которомъ ясно говорится: сохрани Мя, Господи, яко на Тя уповахъ (Псал. 15, 1); и послѣ сего: не соберу соборы ихъ отъ кровей, ни помяну именъ ихъ устнама Моима (Псал. 15, 4); потому что, отвергнувъ Меня, Царемъ себѣ провозгласили Кесаря. И далѣе: предзрѣхъ Господа предо Мною выну, яко одесную Мене есть, да не подвижуся (Псал. 15, 8); и: еще же и до нощи наказаша Мя утробы Моя (Псал. 15, 7). И послѣ сего весьма ясно говоритъ: яко не оставиши душу Мою во адѣ, нижé дáси преподобному Твоему видѣти истлѣнія (Псал. 15, 10). Не сказалъ: нижé дáси преподобному Твоему видѣти смерти; тогда и не умеръ бы, но говоритъ, не узрю истлѣнія; не пребуду въ смерти. Сказалъ Ми еси пути живота (Псал. 15, 11). Вотъ ясно проповѣдуется жизнь по смерти! Обратись и къ двадцать девятому псалму: вознесу Тя, Господи, яко подъялъ Мя еси, и не возвеселилъ еси враговъ Моихъ о Мнѣ (Псал. 29, 2). Что же произошло? Спасся ли Ты отъ враговъ, или освободился отъ угрожавшихъ ударовъ? Самъ весьма ясно отвѣтствуетъ на сіе: Господи, возвелъ еси отъ ада душу Мою (Псал. 29, 4). Тамъ пророчески говоритъ: не оставиши, а здѣсь о будущемъ выражается какъ о сбывшемся: возвелъ еси: спаслъ Мя еси отъ нисходящихъ въ ровъ (Псал. 29, 4). Въ какое же время будетъ это? Вечеръ водворится плачь, и заутра радость (Псал. 29, 6). Ибо вечеромъ плачъ былъ у учениковъ, а на утро веселіе о воскресеніи.

5). Хочешь же знать и мѣсто? Говоритъ еще въ Пѣсняхъ: въ вертоградъ орѣховъ внидохъ (Пѣсн. 6, 10). Ибо вертъ бѣ, идѣже распятся (Іоан. 19, 41). И если теперь мѣсто сіе особенно украшено царскими дарами, то прежде былъ на немъ вертоградъ; остаются еще признаки и слѣды сего. Вертоградъ заключенъ, источникъ запечатлѣнъ (Пѣсн. 4, 12) Іудеями, которые сказали: помянухомъ, яко льстецъ Онъ еще сый живъ рече, яко по тріехъ днехъ востану. Повели убо утвердити гробъ (Матѳ. 27, 63-64). И потомъ; они же шедше утвердиша гробъ, знаменавше камень съ кустодіею (Матѳ. 27, 66). Имъ-то въ укоризну прекрасно нѣкто сказалъ: и въ покои судити ихъ имаши (Іов. 7, 18). Кто же есть источникъ запечатлѣнный! Или кто разумѣется подъ источникомъ кладязя воды живы (Пѣсн. 4, 15)? Самъ Спаситель, о которомъ написано: яко у Тебѣ источникъ живота (Псал. 35, 10).

6). Но что Софонія говоритъ ученикамъ отъ лица Христова? Готовися, утренюй, истлѣ все листвіе ихъ (Соф. 3, 7), то-есть, у іудеевъ не остается не только грозда спасенія, но и листвія, потому что виноградникъ ихъ посѣкается. Видишь, что говоритъ ученикамъ: готовися, утренюй. Утромъ ожидай воскресенія; и за симъ въ той же связи рѣчи продолжаетъ: сего ради потерпи Мене, глаголетъ Господь, въ день воскресенія Моего во свидѣтельство (Соф. 3, 8). Видишь, Пророкъ предвидѣлъ, что и мѣсто воскресенія наименуется свидѣтельствомъ. Ибо на какомъ основаніи сіе мѣсто Голгофы и воскресенія именуется не церковь, подобно прочимъ храмамъ, но мартиріонъ? Конечно, потому что Пророкъ сказалъ: въ день воскресенія Моего во свидѣтельство (мартиріонъ).

7). Кто же сей Воскресающій, и какой признакъ Его? Ясно говоритъ о семъ далѣе въ той же связи у Пророка: яко тогда обращу къ людемъ языкъ (Соф. 3, 9); потому что послѣ воскресенія, по ниспосланіи Святаго Духа, дана благодать языковъ, чтобы работати Господу подъ игомъ единѣмъ (Соф. 3, 9). И тому, что поработаютъ Господу подъ игомъ единѣмъ, какой иный еще признакъ, прилагается у того же Пророка? Отъ конецъ рѣкъ Еѳіопскихъ принесутъ жертвы Мнѣ (Соф. 3, 10). Знаешь написанное въ Дѣяніяхъ, когда пришелъ муринъ Евнухъ отъ конецъ рѣкъ Еѳіопскихъ. Посему, когда и время и свойство мѣста, когда и знаменія по воскресеніи, изрекаютъ Писанія; то признай наконецъ достовѣрнымъ воскресеніе, и никто да не поколеблетъ тебя въ исповѣданіи того, что Христосъ воскресъ изъ мертвыхъ.

8). Выслушай и другое свидѣтельство въ восемьдесятъ седмомъ псалмѣ, такъ какъ въ Пророкахъ говоритъ Христосъ, и глаголавшій тогда пришелъ въ послѣдствіи Самъ: Господи Боже спасенія моего, во дни воззвахъ и въ нощи предъ Тобою (Псал. 87, 2); и чрезъ нѣсколько словъ: быхъ яко человѣкъ безъ помощи, въ мертвыхъ свободь (Псал. 87, 5). Не сказалъ: быхъ человѣкъ безъ помощи, но: яко человѣкъ безъ помощи. Ибо распятъ не по немощи, но добровольно, и смерть была не по невольной немощи. Привмѣненъ быхъ съ нисходящими въ ровъ (Псал. 87, 5). И какой условный знакъ? Удалилъ еси знаемыхъ Моихъ отъ Мене (Псал. 87, 9); потому что ученики разбѣжались. Еда мертвыми твориши чудеса (Псал. 87, 11)? И вскорѣ потомъ: и Азъ къ Тебѣ, Господи, воззвахъ, и утро молитва Моя предваритъ Тя (Псал. 87, 14). Видишь, какъ показываютъ время часа и страданія и воскресенія.

9). И откуда возсталъ Спаситель? Въ Пѣсни Пѣсней говоритъ: возстани, пріиди ближняя Моя (Пѣсн. 2, 10), и въ слѣдующихъ стихахъ: въ покровѣ каменнѣ (Пѣсн. 2, 14). Покровомъ каменнымъ названъ бывшій тогда покровъ предъ дверію спасительнаго гроба, изсѣченный, какъ обыкновенно бываетъ здѣсь при гробахъ, изъ того же камня. Нынѣ не видно его, потому что преддверіе сіе отбито тогда для настоящаго благолѣпія. А прежде нежели гробъ устроенъ царскою щедростію, покровъ сей былъ напереди камня. Но гдѣ же сей камень, имѣющій покровъ? Лежитъ ли онъ среди города, или около стѣнъ, и на концѣ города? И внутри ли древнихъ стѣнъ, или въ предстѣніяхъ сооруженныхъ впослѣдствіи? На сіе говоритъ въ Пѣсни: въ покровѣ каменнѣ, близъ предстѣнія (Пѣсн. 2, 14).

10). Въ какое время года востаетъ Спаситель? Во время ли лѣта, или въ другое? Въ тѣхъ же Пѣсняхъ, немного выше сказаннаго, прямо говоритъ: зима прейде, дождь отъиде, отъиде себѣ. Цвѣти явишася на земли, время обрѣзанія приспѣ (Пѣсн. 2, 11-12). Земля не полна ли теперь цвѣтовъ, и не обрѣзываютъ ли виноградныя лозы? Видишь, упомянулъ и о томъ, что зима уже прошла, потому что съ наступленіемъ сего мѣсяца Ксанфика начинается уже весна. А время сіе есть первый у Евреевъ мѣсяцъ, въ которомъ праздникъ Пасхи, прежней прообразовательной, и нынѣшней истинной. Это есть время — сотворенія міра. Ибо Богъ сказалъ тогда: да прораститъ земля быліе травное, сѣющее сѣмя по роду и по подобію (Быт. 1, 11). И теперь, какъ видишь, всякое быліе осѣменяется. И какъ тогда Богъ, сотворивъ солнце и луну, даровалъ имъ равноденственныя теченія; такъ за нѣсколько предъ симъ дней было время равноденствія. Тогда сказалъ Богъ: сотворимъ человѣка по образу нашему и по подобію (Быт. 1, 26). И сіе: по образу человѣкъ удержалъ, а иное: по подобію помрачилъ въ себѣ непослушаніемъ. Посему въ тоже время, въ какое погубилъ сіе, совершено и исправленіе. Когда новосозданный человѣкъ, преслушавъ, изгнанъ былъ изъ рая, тогда же увѣровавшій человѣкъ, ставъ послушнымъ, введенъ въ рай. Поэтому тогда же совершилось спасеніе, когда произошло и отпаденіе. Егда цвѣти явишася, и обрѣзаніе приспѣ.

11). Вертоградъ былъ мѣстомъ погребенія, и насажденная въ немъ виноградная Лоза изрекла: Азъ есмъ Лоза (Іоан. 15, 1). Посему въ землѣ была насаждена, чтобы искоренилась за Адама наложенная клятва. Земля осуждена была произращать тернія и волчцы: но взошла изъ земли истинная виноградная лоза, чтобы исполнилось сказанное: Истина отъ земли возсія, и правда съ небесе приниче (Псал. 84, 12). Что же изречетъ погребаемый въ вертоградѣ? Объимахъ смирну Мою со ароматами Моими (Пѣсн. 5, 1). И еще: смирна алой со всѣми первыми мѵрами (Пѣсн. 4, 14). Но это признаки погребенія, и въ Евангеліяхъ сказано: пріидоша жены на гробъ, носяще, яже уготоваша ароматы (Лук. 24, 1), и Никодимъ, нося смѣшеніе смирнено и алойно (Іоан. 19, 39). За симъ написано: ядохъ хлѣбъ Мой съ медомъ Моимъ (Пѣсн. 5, 1), то-есть, горькое предъ страданіемъ и сладкое по воскресеніи. Потомъ воскреснувъ, вошелъ, дверемъ затвореннымъ (Іоан. 20, 19); ученики не повѣрили, потому что мняху духъ видѣти (Лук. 24, 37). Но Онъ говоритъ: осяжите Мя и видите (Лук. 24, 39), вложите персты въ язвы гвоздиныя, какъ требовалъ сего Ѳома (Іоан. 20, 25). И еще же не вѣрующимъ имъ и чудящимся отъ радости, рече имъ, имате ли что снѣдно здѣ? Они же даша Ему рыбы печены часть и отъ пчелъ сотъ (Лук. 24, 41-42). Видишь, какъ исполнилось сказанное: ядохъ хлѣбъ Мой съ медомъ Моимъ.

12). Но прежде нежели дверемъ затвореннымъ вошелъ Сей Женихъ и Врачъ душъ, искали Его оныя доблестныя и мужественныя жены. Пришли блаженныя ко гробу, и искали Воскресшаго, слезы еще капали изъ глазъ ихъ; когда должно было паче веселиться и ликовать о Воскресшемъ. Приходила, по Евангелію, Марія, искала и не нашла; потомъ услышала отъ Ангеловъ, а въ послѣдствіи увидѣла Христа. Ужели и сіе написано? Въ Пѣсни Пѣсней говоритъ: на ложи моемъ искахъ, Егоже возлюби душа моя (Пѣсн. 3, 1). Въ какое же время? На ложи моемъ въ нощи искахъ Егоже возлюби душа моя. А Марія, сказано, пріиде еще сущей тмѣ (Іоан. 20, 1). На ложи моемъ искахъ въ нощи, искахъ Его и не обрѣтохъ Его. И Марія говоритъ въ Евангеліи: взяша Господа Моего, и не вѣмъ, гдѣ положиша Его (Іоан. 20, 13). Тогда предстоящіе Ангелы врачуютъ отъ невѣдѣнія, сказавъ: что ищите живаго съ мертвыми (Лук. 24, 5)? Не только воскресъ, но воскресъ, съ Собою воскресивъ и мертвыхъ. Но не знала Марія, и отъ лица ея сказала Пѣснь Пѣсней ангеламъ: Видѣсте ли, Егоже возлюби душа моя? Яко мало, егда прейдохъ отъ нихъ, то-есть, отъ двухъ Ангеловъ, дондеже обрѣтохъ, Егоже возлюби душа моя: удержахъ Его, и не оставихъ Его (Пѣсн. 3, 3-4).

13). По явленіи Ангеловъ, пришелъ вѣстникомъ о Себѣ Самъ Іисусъ, и Евангеліе говоритъ: и се Іисусъ срѣте я, глаголя: радуйтеся: онѣ же приступльше, ястѣся за нозѣ Его (Матѳ. 28, 9). Онѣ емлются за Него, чтобы исполнилось сказанное: удержу Его, и не оставлю Его. Немощно тѣло жены, но мужественны мысли. Вода многа не угасила любви, и рѣки не потопили ея (Пѣсн. 8, 7). Искали мертваго, но не угасала надежда воскресенія. И Ангелъ говоритъ имъ: не бойтеся вы (Матѳ. 28, 5): не воинамъ, но вамъ говорю: не бойтеся. Тѣ пусть боятся, чтобы, когда дознаютъ опытомъ, засвидѣтельствовали и сказали: воистину Божій Сынъ бѣ (Матѳ. 27, 24). А вамъ не дóлжно бояться; потому что совершенна любы вонъ изгоняетъ страхъ (1 Іоан. 4, 18). Шедше рцыте ученикомъ Его, яко воста и т. д. (Матѳ. 28, 7), и онѣ удалились съ радостію исполненныя страха. Ужели и это написано? Вторый псаломъ, возвѣщая страданіе Христово, говоритъ: работайте Господеви со страхомъ, и радуйтеся Ему съ трепетомъ (Псал. 2, 11). Радуйтеся, ради Воскресшаго Господа, но съ трепетомъ, по причинѣ землетрясенія, и ради Ангела, явившагося подобно молніи.

14). Хотя архіереи и фарисеи, съ помощію Пилата, запечатали гробъ, однако же жены узрѣли Воскресшаго. И Исаія, зная малодушіе архіереевъ и твердость вѣры въ женахъ, говоритъ: жены грядущія съ позорища пріидите: не суть бо людіе имуще смысла (Ис. 27, 11). Архіереи не понимаютъ, а жены видятъ своими очами. И когда воины пришли во градъ и возвѣстили Архіереомъ вся бывшая, говорятъ: рцыте, яко ученицы Его нощію пришедше, украдоша Его, намъ спящимъ (Матѳ. 28, 18). Исаія, какъ бы отъ лица ихъ предсказалъ и сіе: по намъ глаголите, и возвѣщайте намъ иное прельщеніе (Ис. 30, 10). Возсталъ Воскресшій, и даяніемъ серебра убѣждаютъ воиновъ, но не убѣдятъ нынѣшнихъ царей. Тогда воины за серебро предали истину, а нынѣ цари по благочестію воздвигли сію, сребромъ и златомъ окованную святую Церковь воскресенія Бога-Слова, въ которой мы теперь, и украсили драгоцѣнностями изъ серебра и золота и дорогихъ камней. И аще сіе услышано будетъ у игемона, мы утолимъ его (Матѳ. 28, 14). Но если и убѣдили ихъ, то не убѣдите вселенной. Почему не были осуждены блюдущіе Іисуса Христа, какъ осуждены стражи темницы, изъ которой вышелъ Петръ? На тѣхъ произнесено осужденіе Иродомъ, ибо, по невѣдѣнію дѣла, не нашли себѣ оправданія; а сіи, знавъ истину, и скрывая ее за серебро, спасены архіереями. Но немногіе изъ іудеевъ убѣждены были тогда въ этомъ, а міръ покорился истинѣ. Сокрывшіе истину скрылись, а принявшіе ее явились, облеченные силою Спасителя, Который не только Самъ воскресъ изъ мертвыхъ, но воскресилъ съ Собою и мертвыхъ. И отъ лица сихъ воскресшихъ ясно говоритъ пророкъ Осія: исцѣлилъ ны по двою дню, въ день третій воскреснемъ, и живи будемъ предъ Нимъ (Ос. 6, 3).

15). Поелику же божественныя Писанія не убѣждаютъ непокорныхъ іудеевъ, не предавъ забвенію все написанное, оспориваютъ они воскресеніе Іисуса; то хорошо будетъ возразить имъ такъ: на какомъ основаніи утверждая, что Елисей и Илія воскрешали мертвыхъ, оспариваете воскресеніе нашего Спасителя? Не потому ли, что теперь нѣтъ у насъ такихъ свидѣтелей утверждаемаго, которые бы тогда жили? Посему и вы представьте такихъ свидѣтелей бывшаго тогда. Но то написано; — написано и это. Почему же одно пріемлете, а другое отвергаете? То написали евреи. И Апостолы всѣ были евреи. Итакъ, почему не вѣрите евреямъ? Матѳей, написавшій Евангеліе, написалъ оное на еврейскомъ языкѣ. А проповѣдникъ Павелъ евреинъ отъ еврей (Флп. 3, 5); и двѣнадцать Апостоловъ изъ евреевъ. Потомъ пятнадцать іерусалимскихъ епископовъ преемственно поставляемы были изъ евреевъ. Поэтому, на какомъ же основаніи свое пріемлете, а наше отвергаете, хотя и это написано вашими же евреями?

16). Но скажетъ кто-либо: воскресать мертвымъ — невозможно. Однакоже Елисей воскресилъ дважды, и при жизни, и по смерти. Притомъ вѣримъ, что повергнутый мертвецъ коснулся мертваго Елисея и воскресъ; почему же Христу не возстать изъ мертвыхъ? Но тамъ коснувшійся Елисея мертвецъ воскресъ, а Самъ воскресившій пребылъ, какъ и прежде, мертвымъ; здѣсь же и нашъ Мертвый воскресъ, а также воскресли и многіе, не прикасавшіеся къ Нему мертвецы. Ибо многа тѣлеса усопшихъ святыхъ восташа, и изшедше изъ гробъ по воскресеніи Его, внидоша во святый градъ, очевидно въ этотъ, въ которомъ и мы теперь. И явишася мнозѣмъ (Матѳ. 27, 52-53). Итакъ Елисей воскресилъ мертвеца, но не овладѣлъ вселенною; Илія воскресилъ мертвеца, но именемъ Иліи не изгоняются демоны. Не въ хулу пророкамъ говоримъ, но чтобы возвеличить болѣе ихъ Владыку; не ветхозавѣтное охуждая, восхваляемъ наше; потому что и то также наше: напротивъ того тѣмъ, что у ветхозавѣтныхъ, подтверждаемъ свое.

17). Но говорятъ еще: «тамъ мертвецъ, недавно только кончившій жизнь, воскрешается живымъ; покажите же намъ, чтобы возможно было воскреснуть тридневному мертвецу, — возможно было воскреснуть послѣ трехъ дней человѣку погребенному». Если будемъ искать на сіе свидѣтельства, то Самъ Господь Іисусъ даетъ въ Евангеліи, говоря: яко же бо бѣ Іона во чревѣ китовѣ три дни и три нощи: тако буетъ и Сынъ человѣческій въ сердцы земли три дни и три нощи (Матѳ. 12, 40). А если изслѣдуемъ сказаніе объ Іонѣ, то откроется сильное сходство. Проповѣдать покаяніе посланъ Іисусъ; для того же посланъ былъ и Іона. Но тотъ бѣжалъ не зная будущаго; а Іисусъ добровольно пришелъ на проповѣдь спасительнаго покаянія. Іона уснулъ на кораблѣ, и храпляше, когда бурно волновалось море (Іон. 1, 5); — и во время сна Іисусова, по домостроительству, возстало море, чтобы познать потомъ силу Почившаго. Тому сказали: что ты храплеши? Востани и моли Бога твоего, да спасетъ ны Богъ (Іон. 1, 6); здѣсь говорятъ Владыкѣ: Господи, спаси ны (Матѳ. 8, 25). Тамъ говорили: моли Бога твоего, а здѣсь спаси. Но Іона говоритъ: возьмите мя и вверзите въ море, и утолите море отъ васъ (Іон. 1, 12); а здѣсь Самъ запрети вѣтромъ и морю, и бысть тишина велія (Матѳ. 8, 26). И Іона ввергнутъ во чрево китово; а Іисусъ добровольно снишелъ туда, гдѣ мысленный китъ смерти снисшелъ добровольно, чтобы смерть изблевала поглощенныхъ ею, по написанному: отъ руки адовы избавлю я, и отъ руки смерти искуплю я (Ос. 13, 14).

18). Поелику къ этому привело насъ слово; то разсмотримъ, что труднѣе? востать ли отъ земли человѣку погребенному, или не согнить человѣку во чревѣ кита, вошедши во внутренность животнаго, гдѣ столько жара? Кто изъ людей не знаетъ, что внутри чрева бываетъ такой жаръ, отъ котораго согниваютъ и поглощенныя кости? Какъ же Іона не согнилъ во чревѣ кита, бывъ тамъ три дня и три ночи? И когда таково свойство всѣхъ людей, что безъ сего дыханія воздухомъ не можемъ мы жить, какъ живъ былъ онъ, въ теченіе трехъ дней не дыша симъ воздухомъ? Іудеи отвѣтствуютъ на сіе и говорятъ: на Іону, томимаго въ адѣ, снизошла Божія сила. Что же изъ сего? Ниспосылая силу рабу Своему, Господь даруетъ ему жизнь, а Самъ Себѣ даровать ея не можетъ? Если достовѣрно одно, то достовѣрно и другое. Если то не достовѣрно, недостовѣрно и это. А для меня равно достовѣрно и то и другое. Ибо вѣрую, что и Іона сохраненъ, потому что у Бога вся возможна (Матѳ. 19, 26). Вѣрую, что и Христосъ восталъ изъ мертвыхъ, ибо имѣю многія на сіе свидѣтельства въ Божественныхъ Писаніяхъ, и въ видимой до сего дня дѣйственности Воскресшаго, Который одинъ снисшелъ во адъ, а изшелъ въ сонмѣ многихъ. Снисшелъ въ смерть, и многа тѣлеса усопшихъ святыхъ восташа (Матѳ. 27, 52).

19). Ужаснулась смерть узрѣвъ, что снисшелъ во адъ новый Нѣкто, недержимый тамошними узами. Почему же, увидѣвъ Его, убоялись вы, вратницы адовы (Іов. 38, 17)? Какой необычайный страхъ, овладѣлъ вами? Бѣжала смерть, и бѣгство обличило боязнь. Стеклись святые Пророки, и законодатель Моѵсей, и Авраамъ, и Исаакъ, и Іаковъ, и Давидъ, и Самуилъ, и Исаія, и Креститель Іоаннъ, который вѣщаетъ и свидѣтельствуетъ: Ты ли еси грядый, или иного чаемъ (Матѳ. 11, 3)? Искуплены всѣ праведные, которыхъ поглотила смерть, потому что проповѣданному Царю надлежало содѣлаться Искупителемъ добрыхъ проповѣдниковъ. И послѣ сего каждый изъ проповѣдниковъ сказалъ: гдѣ ти смерте побѣда? Гдѣ ти аде жало (1 Кор. 15, 35)? Насъ искупилъ Побѣдодавецъ.

20). Сего Спасителя нашего образъ представилъ собою Пророкъ Іона, изъ чрева китова молясь и говоря: возопихъ въ скорби моей, и далѣе: изъ чрева адова (Іон. 2, 3). И хотя былъ въ китѣ, но говоритъ о себѣ, бывшемъ въ китѣ, что онъ во адѣ; потому что былъ образомъ Христа, имѣвшаго сойдти въ адъ. И чрезъ нѣсколько словъ, весьма ясно пророчествуя продолжаетъ рѣчь отъ лица Христова: понре глава Моя въ разсѣлины горъ (Іон. 2, 6); между тѣмъ какъ былъ во чревѣ китовомъ. Какія же горы содержатъ тебя въ себѣ? Знаю, говоритъ онъ, что прообразую собою Того, Кто будетъ положенъ во гробѣ, изсѣченномъ изъ камня. И будучи въ морѣ, Іона говоритъ: снидохъ въ землю (Іон. 2, 7); потому что носилъ на себѣ образъ Христа, снисшедшаго въ сердце земли. И провидя, какъ іудеи убѣждаютъ воиновъ солгать, и говорятъ: рцыте: яко украдоша Его (Матѳ. 28, 13), — Пророкъ продолжаетъ: хранящіи суетная и ложная, милость свою оставиша (Іон. 2, 9). Ибо пришелъ Милующій ихъ, и распяхъ, и воскресъ, давъ честную кровь Свою за іудеевъ и за язычниковъ. А они говорятъ: рцыте, яко украдоша Его, хранящіи суетная и ложная! О воскресеніи же Его говоритъ и Исаія: возведый отъ земли Пастиря овцамъ великаго (Ис. 63, 11; Евр. 13, 20); и присовокупилъ: великаго, чтобы не почли Его равночестнымъ пастырямъ предшествовавшимъ.

21). Итакъ, поелику имѣемъ у себя пророчества, то да будетъ у насъ и вѣра. Пусть падаютъ падающіе невѣріемъ, потому что сами того желаютъ. А ты сталъ на камнѣ вѣры въ воскресеніе, и ни одинъ еретикъ да не убѣдитъ тебя говорить хульно о воскресеніи. Ибо Манихеи до нынѣ утверждаютъ, что воскресеніе Спасителево мечтательное, а не дѣйствительное, и не слушаютъ Павла, который пишетъ: бывшемъ отъ сѣмени Давидова по плоти (Рим. 1, 3), и далѣе говоритъ еще изъ воскресенія отъ мертвыхъ Іисуса Христа Господа нашего (Рим. 1, 4). И къ нимъ опять продолжаетъ рѣчь и говоритъ: да не речеши въ сердцы твоемъ, кто взыдетъ на небо? Или кто снидетъ въ бездну, сирѣчь Христа отъ мертвыхъ возвести (Рим. 10, 7)? А подобно сему предостерегая и въ другомъ мѣстѣ, также написалъ: поминай Іисуса Христа, воставшаго отъ мертвыхъ (2 Тим. 2, 8). И еще: аще же Христосъ не воста, тще убо проповѣданіе наше, тща же и вѣра наша. Обрѣтаемся же и лжесвидѣтеле Божіи, яко послушествовахомъ на Бога, яко воскреси Христа, Егоже не воскреси (1 Кор. 15, 14-15). А далѣе говоритъ: нынѣ же Христосъ воста отъ мертвыхъ, начатокъ умершимъ бысть (1 Кор. 15, 20); и явися Кифѣ, таже единонадесятимъ (1 Кор. 15, 5). Ибо, если не вѣришь одному свидѣтелю, то имѣешь двѣнадцать свидѣтелей. Потомъ же явися болѣе пяти сотъ братіямъ единою (1 Кор. 15, 6). Если не вѣрятъ двѣнадцати, то пусть примутъ пятьсотъ. Потомъ же явися Іакову (1 Кор. 15, 7), брату Своему, первому здѣшнему епископу. Поэтому, если такой епископъ видѣлъ воскресшаго Христа Іисуса въ прежнемъ Его образѣ, то не будь невѣрующимъ и ты, ученикъ Его. Но скажешь, что братъ Іаковъ свидѣтельствовалъ по благорасположенію. Послѣди же явися и мнѣ (1 Кор. 15, 8), Павлу, врагу. Какое же свидѣтельство проповѣдующаго врага бываетъ сомнительно? Прежде былъ я гонитель, а теперь благовѣствую воскресеніе.

22). Много свидѣтелей воскресенія Спасителева. Ночь и свѣтъ полной луны, потому что была шестнадцатая ночь отъ новолунія; и камень гроба, пріявшій въ себя Христа, и сей камень противустанетъ въ лице іудеямъ; потому что видѣлъ онъ Господа; и камень тогда отваленный, и онъ, лежа до сего дня, свидѣтельствуетъ о воскресеніи. И явившіеся Ангелы Божіи свидѣтельствуютъ о воскресеніи Единороднаго. Свидѣтели — и Петръ и Іоаннъ и Ѳома и всѣ прочіе Апостолы, изъ которыхъ одни приходили ко гробу, и гробныя пелены, которыми обвитъ былъ прежде, видѣли лежащими тамъ по воскресеніи, другіе осязали руки и ноги Его, видѣли язвы гвоздиныя; всѣ же въ совокупности пріяли на себя спасительное дуновеніе, и сподобились власти прощать грѣхи силою Духа Святаго; жены, явшіяся за ноги, и видѣвшія великое землетрясеніе и блистательность бывшаго тамъ Ангела; и тѣ пелены, которыми былъ обвитъ, и которыя оставилъ воскресши; и воины и данное имъ серебро; и самое всѣми еще видимое мѣсто, и сіе зданіе святой церкви, христолюбивымъ изволеніемъ блаженной памяти царя Константина сооруженное и столько, какъ видимъ, укрáшенное.

23). Свидѣтельствуетъ о воскресеніи Іисуса и воскрешенная изъ мертвыхъ именемъ Его Тавиѳа. Какъ не увѣровать, что Христосъ воскресъ, когда и имя Его воскрешало мертвыхъ? Свидѣтельствуетъ о воскресеніи Іисуса и море, какъ слышалъ ты прежде; свидѣтельствуетъ и ловитва рыбъ и огнь лежащь, и рыба на немъ лежащая (Іоан. 21, 9). Свидѣтельствуетъ Петръ, хотя прежде трижды отрекшійся, но и троекратно исповѣдавшій, и принявшій повелѣніе пасти духовныхъ овецъ. До сего дня стоитъ гора Елеонская, и до нынѣ очамъ вѣрныхъ какъ бы указуетъ на Восшедшаго на облакѣ и на небесныя врата восхожденія. Ибо въ Виѳлеемъ снисшелъ съ небесъ; а съ горы Елеонской восшелъ на небеса, тамъ начавъ подвиги ради человѣковъ, а здѣсь увѣнчанный за подвиги. Итакъ много у тебя свидѣтелей; передъ тобою сіе мѣсто воскресенія; передъ тобою и лежащее къ востоку отъ насъ мѣсто вознесенія; свидѣтелями для тебя свидѣтельствовавшіе тамъ Ангелы, и облако, на которомъ восшелъ, и ученики, сошедшіе съ горы.

24). По порядку ученія вѣры требовалось сказать и о вознесеніи, но благодать Божія устроила, что въ вчерашній воскресный день слышалъ ты о семъ вполнѣ, сколько ожидалось отъ нашей немощи. Ибо, по смотрѣнію Божіей благодати, положенныя на Божіей службѣ чтенія заключали въ себѣ сказаніе о восшествіи Спасителя нашего на небеса. Сказанное же нами говорено было наиболѣе для всѣхъ и для совокупнаго множества вѣрующихъ, но преимущественно и для тебя. Спрашивается только, внимательно ли ты слушалъ, что было сказано? Ибо знаешь, что послѣдованіе вѣры учитъ тебя вѣровать въ Воскресшаго въ третій день и восшедшаго на небеса, и сѣдящаго одесную Отца. Поэтому думаю болѣе, что помнишь ты изъясненіе: однако же и нынѣ напомню тебѣ кратко, о чемъ было говорено. Припомни, что ясно написано въ псалмахъ: взыде Богъ въ воскликновеніи (Псал. 46, 6). Припомни, что говорили другъ другу Божественныя Силы: возмите врата князи ваша и проч. (Псал. 23, 7). Припомни, что говоритъ псаломъ: восшелъ еси на высоту, плѣнилъ еси плѣнъ (Псал. 67, 19). Припомни, что сказалъ пророкъ: сотворяяй на небо восходъ Свой (Амос. 9, 6), и все прочее, что говорено было вчера на возраженіе іудеевъ.

25). Ибо, когда оспориваютъ вознесеніе Спасителя, какъ нѣчто невозможное; вспомни сказанное о пренесеніи Аввакума. Ибо если Аввакумъ перенесенъ былъ Ангеломъ, подъятый за власы главы его; то гораздо паче Владыка Пророковъ и Ангеловъ, восшедши на облако съ горы Елеонской, могъ собственною Своею силою совершить восхожденіе на небеса. Припомни и подобныя симъ чудеса; чудодѣйствующему же Владыкѣ соблюди превосходство. Ибо тѣ были носимы, а Онъ Все носитъ. Примомни, что Енохъ преложенъ, а Іисусъ восшелъ. Припомни сказанное вчера объ Иліѣ, что Илія взятъ былъ на огненной колесницѣ; колесница же Христова тмами темъ, тысяща гобзующихъ (Псал. 67, 18). Илія взятъ къ востоку отъ Іордана, Христосъ же вознесся къ востоку отъ потока Кедрскаго; и тотъ яко на небо (2 Цар. 2, 11), а Іисусъ на небо; тотъ сказалъ, — что ученику Духомъ Святымъ дана будетъ сугубая благодать, а Христосъ ученикамъ Своимъ сообщиль такое обиліе благодати Святаго Духа, что не только имѣютъ Его въ себѣ самихъ, но возложеніемъ рукъ ихъ общеніе Духа передается и вѣрующимъ.

26). И когда войдешь въ такія пренія съ іудеями, и когда преодолѣешь ихъ представленіемъ сходства, тогда приступай уже къ превосходству славы Спасителя, а именно, что тѣ рабы, а Онъ — Божій Сынъ. Такъ напомнишь о превосходствѣ, разсуждая, что рабъ Христовъ восхищенъ бысть до третіяго небесе (2 Кор. 12, 2). Ибо если Илія достигъ до перваго, а Павелъ до третьяго неба; то конечно послѣдній пріялъ болѣе предпочтительное достоинство. Не стыдись своихъ Апостоловъ; они не хуже Моѵсея, не ниже Пророковъ, они высоки на ряду съ высокими, даже совершеннѣе совершенныхъ. Ибо Илія взятъ былъ на небо, а Петръ имѣетъ у себя ключи небеснаго царства, послѣ того, какъ сказано ему: еже аще разрѣшиши, на земли, будетъ разрѣшено на небесѣхъ (Матѳ. 16, 19). Илія взятъ только на небо, а Павелъ (такъ какъ ученикамъ Іисусовымъ подобало пріять во много кратъ обильнѣйшую благодать), восхищенъ и на небо и въ рай, слыша неизреченны глаголы, ихже не лѣть есть человѣку глаголати (2 Кор. 12, 4). Но Павелъ снисшелъ опять съ горнихъ странъ, не потому что недостоинъ былъ пребывать на третіемъ небѣ, но чтобы насладившись превыше человѣческихъ благъ и снисшедши со славою, проповѣдать Христа, и подъявъ за Него смерть, пріять и мученическій вѣнецъ. Оставляю прочее, сказанное вчера въ доказательство на воскресной службѣ; потому что къ наученію разумныхъ слушателей достаточно и одного напоминанія.

27). Припомни и то, что неоднократно говорено мною о сѣдѣніи Сына одесную Отца, такъ какъ въ изложеніи вѣры по порядку слѣдуетъ: и восшедшаго на небеса, и сѣдящаго одесную Отца. Не будемъ входить въ пытливыя изслѣдованія о качествѣ престола, потому что сіе непостижимо. Не потерпимъ тѣхъ, которые говорятъ худо, будто бы Сынъ только по крестѣ, воскресеніи и восшествіи на небо возсѣлъ одесную Отца; потому что не за преспѣяніе имѣетъ престолъ; но отъ рожденія (а рожденъ отъ вѣчности) сѣдитъ со Отцемъ. И прежде Спасителева пришествія во плоти, Исаія, узрѣвъ престолъ сей, говоритъ: видѣхъ Господа, сѣдяща на престолѣ высоцѣ и превознесеннѣ (Ис. 6, 1) и проч. Ибо никто никогда не видѣлъ Отца и явившійся тогда Пророку былъ Сынъ. И Псалмопѣвецъ говоритъ: готовъ престолъ Твой оттолѣ, отъ вѣка Ты еси (Псал. 92, 3). Много есть о семъ свидѣтельствъ, но какъ и времени уже много, то удовольствуемся и сими.

28). Теперь изъ многаго сказаннаго о сѣдѣніи Сына одесную Отца, дóлжно напомнить вамъ немногое. Псаломъ сто девятый ясно сказуетъ: рече Господь Господеви Моему: сѣди одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножіе ногъ Твоихъ (Псал. 109, 1). Спаситель, въ Евангеліи подтверждая сказанное, говоритъ, что Давидъ изрекъ сіе не отъ себя, но по вдохновенію Святаго Духа. Како убо Давидъ Духомъ Господа Его нарицаетъ, глаголя: рече Господь Господеви Моему, сѣди одесную Мене и проч. (Матѳ. 22, 43)? И въ Дѣяніяхъ Апостольскихъ говорится, что въ день Пятидесятницы, ставъ Петръ со единонадесятми (Дѣян. 2, 14), и ведя рѣчъ со Израильтянами, упомянулъ и о семъ свидѣтельствѣ въ сто девятомъ псалмѣ, приводя подлинныя его слова.

29). Подобно сему напомнить дóлжно и другія немногія свидѣтельства о сѣдѣніи Сына одесную Отца. Въ Евангеліи отъ Матѳея написано: обаче глаголю вамъ, отселѣ ýзрите Сына человѣческаго сѣдяща одесную Силы и проч. (Матѳ. 26, 64). Согласно съ симъ и Петръ говоритъ въ посланіи: воскресеніемъ Іисусъ Христовимъ, Иже есть одесную Бога, возшедъ на небо (1 Петр. 3, 21-22); и Апостолъ Павелъ въ посланіи къ Римлянамъ говоритъ: Христосъ Іисусъ умерый, паче же и воскресый, Иже и есть одесную Бога (Рим. 8, 34); а въ посланіи къ Ефесеямъ сказалъ Онъ: по дѣйству державы крѣпости Его, юже содѣя о Христѣ, воскресивъ Его отъ мертвыхъ, и посадивъ одесную Себе и проч. (Ефес. 1, 19-20); и Колоссянъ училъ такъ: аще убо воскреснусте со Хрпстомъ, вышнихъ ищите, идѣже есть Христосъ одесную Отца сѣдя (Кол. 3, 1): и въ послѣдствіи къ Евреямъ говоритъ: очищеніе грѣховъ сотворивъ, сѣде одесную престола величествія на высокихъ (Евр. 1, 3); и еще: кому же отъ Ангелъ рече когда: сѣди одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножіе ногъ Твоихъ (Евр. 1, 13)? И еще: Онъ же единую за всѣхъ на всегда принесши жертву, всегда сѣдитъ одесную Бога, прочее ожидая, дондеже положатся врази Его подножіе ногъ Его (Евр. 1, 10. 12. 13); и еще: взирающе на начальника вѣры и совершителя Іисуса, Иже вмѣсто предлежащія Ему радости, претерпѣ крестъ, о срамотѣ нерадивъ, одесную же престола Божія сѣде (Евр. 12, 2).

30). Хотя есть и иныя свидѣтельства о сѣдѣніи Единороднаго одесную Отца, но для насъ, въ настоящее время, достаточно и сихъ. Сдѣлаемъ только себѣ опять тоже напоминаніе, что не по пришествіи во плоти возъимѣлъ сіе достоинство сѣдѣнія, но и всегда прежде всѣхъ вѣковъ Единородный Божій Сынъ, Господь нашъ Іисусъ Христосъ имѣетъ престолъ одесную Отца. Самъ же Богъ всяческихъ Отецъ Христовъ, и Господь нашъ Іисусъ Христосъ, сшедшій и восшедшій и сѣдящій со Отцемъ, да сохранитъ души ваши; да соблюдетъ непоколебимымъ и непреложнымъ упованіе ваше на Воскресшаго; да совоскреситъ васъ мертвыхъ грѣхами вашими для небеснаго дара Своего; да сподобитъ васъ быть восхищенными на облацѣхъ въ срѣтеніе Господне на воздусѣ (1 Сол. 4, 17) во время благопотребное. И пока не наступитъ оное время славнаго втораго пришествія Его, да напишетъ имена всѣхъ васъ въ книгѣ живыхъ, и написавъ, да не изгладитъ уже (какъ изглаждаются имена многихъ отпадающихъ); да подастъ всѣмъ вамъ силу вѣровать въ Воскресшаго и ожидать Вознесшагося и паки Грядущаго (но грядущаго не отъ земли, будь остороженъ въ этомъ, человѣкъ, потому что придутъ обольстители); сѣдящаго горѣ и здѣсь съ нами соприсущаго, видящаго и мѣру и твердость вѣры въ каждомъ. Изъ того, что теперь не съ нами Онъ плотію, не заключай, что не съ нами и духомъ. Ибо предстоитъ здѣсь посреди насъ, слышитъ, что говоримъ о Немъ, видитъ въ тебѣ помышленія, испытуетъ сердца и утробы, и теперь готовъ приступающихъ ко крещенію, и всѣхъ васъ, во Святомъ Духѣ, вознести ко Отцу, и сказать: се Азъ и дѣти, яже Ми даде Богъ (Ис. 8, 18). Ему слава во вѣки! Аминь.

Печатается по изданiю: Творенiя иже во святыхъ отца нашего Кирилла, архiепископа Iерусалимскаго. – Изданiе второе. – Сергiевъ Посадъ: 2=я типографiя А. И. Снегиревой. – С. 182-200.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0