Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 23 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Кириллъ, архіеп. Іерусалимскій († 386 г.)
СЛОВА ТАЙНОВОДСТВЕННЫЯ КЪ НОВОПРОСВѢЩЕННЫМЪ.

1 Тайноводственное слово. Къ новопросвѣщеннымъ.

Чтеніе изъ перваго Петрова соборнаго посланія, начинающееся словами: трезвитеся, бодрствуйте и до конца посланія (1 Петр. 5, 8-14).

1. И прежде съ вами, преискреннія и вожделѣнныя чада Церкви, желалъ я побесѣдовать о сихъ духовныхъ и небесныхъ таинствахъ. Но поелику хорошо зналъ, что зрѣніе гораздо вѣрнѣе слуха; то и ожидалъ настоящаго времени, чтобы, послѣ сего опыта, нашедши васъ болѣе пріуготовленными къ тому, что будетъ говорено, привести на свѣтлый и благоуханный лугъ сего сада. Притомъ же, сподобившись Божественнаго и животворящаго крещенія, пріобрѣли вы болѣе удобопріемлемости къ Божественнымъ тайнамъ. Посему, когда должно уже предложить трапезу совершеннѣйшихъ ученій, въ точности преподадимъ вамъ сіе, чтобы знать вамъ, какое дѣйствіе совершилось надъ вами въ оный вечеръ крещенія.

2. Сперва вошли вы въ преддверіе, въ притворъ, гдѣ совершается крещеніе, и ставъ лицемъ къ западу, слышали и получили повелѣніе простереть руку, и отрицались сатаны, такъ какъ бы онъ былъ передъ вами. Надобно же вамъ знать, что прообразованіе сего есть въ ветхозавѣтной исторіи. Ибо, когда Фараонъ — этотъ лютый и жестокій мучитель, угнеталъ свободный и благородный народъ еврейскій, тогда Богъ послалъ Моѵсея, вывести Евреевъ изъ горькаго рабства египетскаго. И кровію агнца помазаны были праги, чтобы Погубляющій бѣжалъ отъ домовъ, имѣющихъ на себѣ знаменіе крови, и народъ еврейскій освободился чудеснымъ образомъ. Но поелику врагъ преслѣдовалъ и освобожденныхъ, и хотя видѣлъ, что море чудесно для нихъ раздѣлилось, однакоже шелъ впередъ, по самымъ слѣдамъ ихъ; то погрязъ онъ внезапно, и потопленъ въ Чермномъ морѣ.

3. Теперь перейди отъ ветхозавѣтнаго къ новозавѣтному, отъ прообразованія къ дѣйствительности. Тамъ посылается Богомъ во Египетъ Моѵсей; здѣсь ниспосылается отъ Отца въ міръ Христосъ. Тамъ Моѵсей, чтобы извести изъ Египта угнѣтенный народъ; здѣсь Христосъ, чтобы избавить обремененныхъ въ мірѣ грѣхами. Тамъ кровь агнца служила охраненіемъ отъ губителя; здѣсь кровь Агнца непорочна Іисуса Христа (1 Петр. 1, 19) содѣлалась отгнаніемъ бѣсовъ. Тотъ мучитель до самаго моря гнался въ слѣдъ древняго онаго народа, и тебя этотъ наглый, безстыдный и злотворный демонъ преслѣдовалъ даже до сихъ спасительныхъ водъ. Тотъ погрязъ въ морѣ, а этотъ исчезаетъ въ спасительной водѣ.

4. Однакоже слышишь повелѣніе, съ рукою простертою, какъ бы присутствующему, сказать ему: «отрицаюсь тебя, сатана». Хочу же тебѣ объяснить, почему стояли вы, обратясь лицемъ на западъ. Это необходимо. Поелику западъ есть мѣсто видимой тмы, а сатана есть тма, и державу имѣетъ во тмѣ; то въ знаменованіе сего, смотря на западъ, отрицаетесь вы онаго темнаго и примрачнаго князя. Поэтому, что сказано каждымъ изъ васъ, когда вы стояли лицемъ къ западу? Отрицаюсь тебя, сатана, лютый и жестокій мучитель, то-есть: не боюсь уже силы твоей, потому что сокрушилъ ее Христосъ, пріобщившись плоти и крови моей, да въ нихъ упразднитъ смертію смерть, и я не буду на всегда повиненъ работѣ (Евр. 2, 15-16). Отрицаюсь тебя, коварный и злохитренный змій; отрицаюсь тебя, навѣтникъ, подъ притворною дружбою содѣлавшій всякое беззаконіе, и праотцамъ нашимъ внушившій отступничество. Отрицаюсь тебя, сатана, виновникъ и споспѣшникъ всякаго порока.

5. Потомъ второе реченіе научаетъ тебя сказать: и всѣхъ дѣлъ твоихъ. А дѣла сатаны — всякій грѣхъ. котораго и необходимо тебѣ отречься, подобно тому, какъ избѣгшій мучителя, безъ сомнѣнія, избѣгъ и оружій его. Поэтому всякій грѣхъ, по роду своему, причисляется къ дѣламъ діавольскимъ. Сверхъ того знай, что все тобою сказанное, особливо въ этотъ страшный часъ, записывается въ книгахъ Божіихъ. Почему, какъ скоро поступишь въ чемъ-либо вопреки сему, осужденъ будешь, какъ преступникъ. Итакъ отрекись отъ дѣлъ сатаны, то-есть отъ всѣхъ дѣяній и помышленій противузаконныхъ.

6. Потомъ говоришь: и всея гордыни твоей. А гордыня діавольская есть страсть къ зрѣлищамъ, конскія ристалшца, псовая охота и всякая подобная суета, объ освобожденіи отъ которой молясь, Святый говоритъ Богу: отврати очи мои, еже не видѣти суеты (Псал. 118, 37). Не будь страстнымъ любителемъ зрѣлищъ, гдѣ увидишь непотребства лицедѣевъ, производимыя съ оскорбленіемъ и всякимъ безстыдотвомъ, и неистовыя пляски женоподобныхъ мужей. Не пристращайся и къ тѣмъ, которые на псовой охотѣ предаютъ себя звѣрямъ, въ угожденіе жалкому чреву; чтобы услужить чреву своему яствами, сами они въ подлинномъ смыслѣ дѣлаются пищею неукротимыхъ звѣрей, и, если сказать самую правду, за собственнаго бога своего, то-есть, за чрево, вступаютъ въ единоборство, подвергая опасности жизнь свою. Бѣгай и конскихъ ристалищъ, этого безумнаго зрѣлища, ввергающаго въ пропасть и души. Ибо все это есть гордыня діавольская.

7. Но и выставляемое на идольскихъ празднествахъ, какъ то: мяса, или хлѣбы, или что иное, сему подобное и оскверненное призываніемъ всескверныхъ демоновъ, причисляется къ гордынѣ діавольской. Ибо какъ хлѣбъ и вино Евхаристіи, до святаго призыванія достопокланяемой Троицы, были простымъ хлѣбомъ и простымъ виномъ, а по совершеніи призыванія, хлѣбъ дѣлается тѣломъ Христовымъ, а вино кровію Христовою: такъ, подобно сему, таковыя яства гордыни сатанинской, по природѣ своей будучи простыми яствами, призываніемъ демоновъ оскверняются.

8. Послѣ сего говоришь: и всего служенія твоего. А служеніе діаволу есть молитва въ идольскихъ капищахъ и все совершаемое въ честь бездушныхъ идоловъ: возжженіе свѣтильниковъ, или кажденіе при источникахъ, при рѣкахъ, какъ иные, бывъ обольщены сновидѣніями, или демонами, приходили къ онымъ, думая найдти исцѣленіе отъ тѣлесныхъ страданій, или что-либо тому подобное. Ты не вмѣшивайся въ это. Птицегаданіе, ворожба, прорицанія, или предохранительныя привѣски, или надписи на дощечкахъ, волшебства, или другія злоухищренія, и все тому подобное, составляютъ служеніе діаволу. Поэтому бѣгай сего. Ибо если подпадешь сему, по отреченіи отъ сатаны и по сочетаніи со Христомъ: то извѣдаешь въ діаволѣ лютѣйшаго мучителя, который, можетъ быть, прежде заботился о тебѣ, какъ о ближнемъ своемъ, и послаблялъ тебѣ въ горькомъ рабствѣ, а теперь сильно огорченъ тобою. И Христа лишишься, и испытаешь злобу сатаны. Не слышалъ ли ветхозавѣтной исторіи, повѣствующей намъ о Лотѣ и о дочеряхъ его? Не спасся ли онъ съ дочерями, потому что достигъ горы? а жена его бысть столпъ сланъ (Быт. 19, 26), какъ вѣчный памятникъ, свидѣтельствующій о лукавомъ ея произволеніи и обращеніи вспять. Посему будь внимателенъ къ себѣ, и не обращайся вспять, возложивъ руку на рало (Лук. 9, 62), и потомъ возвратившись опять къ сланымъ житейскимъ дѣяніямъ; но бѣги въ гору, къ Іисусу Христу, къ сему камню, отторгшемуся безъ рукъ, и наполнившему Собою вселенную (Дан. 2, 34-35).

9. Посему, какъ скоро отрицаешься сатаны, совершенно расторгая всякій съ нимъ договоръ и древніе завѣты съ адомъ, отверзается тебѣ рай Божій, который насади Богъ на востоцѣхъ (Быт. 2, 8), и изъ котораго за преступленіе изгнанъ былъ праотецъ нашъ. А въ знаменованіе сего обращаютъ тебя отъ запада къ востоку, къ странѣ свѣта. Тогда повелѣваютъ тебѣ говорить: вѣрую во Отца и Сына и Святаго Духа, и въ едино крещеніе покаянія; о чемъ въ прежнихъ огласительныхъ словахъ, какъ даровала благодать Божія, сказано тебѣ пространно.

10. Итакъ, ограждаемый сими словами, будь трезвенъ; зане супостатъ нашъ діаволъ, какъ недавно читано, яко левъ рыкая, ходитъ, искій кого поглотити (1 Петр. 5, 8). Въ предшествовавшія сему времена, поглощала смерть возмогши; но при святой банѣ пакибытія, отъятъ Богъ всякую слезу отъ всякаго лица (Ис. 25, 8). Ибо не будешь болѣе плакать, совлекшись ветхаго человѣка, но восторжествуешь, облекшись въ ризу спасенія, въ Іисуса Христа.

11. И сіе происходило во внѣшнемъ притворѣ. Когда же, по волѣ Божіей, въ слѣдующихъ тайноводствахъ войдемъ во Святая Святыхъ; тогда узнаемъ тамъ совершаемыя многознаменательныя дѣйствія. Богу же Отцу слава, держава, и величіе съ Сыномъ и Святымъ Духомъ во вѣки вѣковъ! Аминь.

Печатается по изданiю: Творенiя иже во святыхъ отца нашего Кирилла, архiепископа Iерусалимскаго. – Изданiе второе. – Сергiевъ Посадъ: 2=я типографiя А.И. Снегиревой. – С. 281-285.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0