Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 23 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Кириллъ, архіеп. Іерусалимскій († 386 г.)
СЛОВА ТАЙНОВОДСТВЕННЫЯ КЪ НОВОПРОСВѢЩЕННЫМЪ.

2 Тайноводственное слово. О крещеніи.

Чтеніе изъ посланія къ Римлянамъ, начинающееся словами: или не разумѣете, яко елицы во Христа Іисуса крестихомся, въ смерть Его крестихомся? до словъ: нѣсте бо подъ закономъ, но подъ благодатію (Рим. 6, 3-14).

1. Полезны намъ ежедневныя тайноводства и ученія новыя, возвѣщающія о предметахъ новыхъ; а наипаче полезны каждому изъ васъ, обновленному изъ человѣка ветхаго въ человѣка новаго. Потому и предложу вамъ, по необходимости, продолженіе вчерашняго тайноводства, чтобы дознать вамъ, какое было знаменованіе совершеннаго вами во внутреннемъ притворѣ.

2. Едва вступивъ, совлекли вы съ себя хитонъ; и сіе было изображеніемъ того, что совлеклись вы ветхаго человѣка съ дѣяньми его (Кол. 3, 9). А совлекши съ себя хитонъ, стали вы наги, подражая въ семъ на крестѣ обнаженному Христу, и сею наготою совлекшему начала и власти, и дерзновеніемъ побѣдившему на древѣ (Кол. 2, 15). Поелику въ членахъ вашихъ гнѣздились сопротивныя силы; то непозволительно уже стало вамъ носить оный ветхій хитонъ, разумѣю же, конечно, не сей чувственный хитонъ, но ветхаго человѣка, тлѣющаго въ похотѣхъ прелестныхъ (Ефес. 4, 22), въ котораго да не облекается уже снова душа, единожды его совлекшаяся, но да скажетъ словами невѣсты Христовой въ Пѣсни Пѣсней: совлекохся ризы моея, како облекуся въ ню (Пѣсн. 5, 3)? Чудное подлинно дѣло! Обнажены вы были предъ взорами всѣхъ, и не стыдились; потому что дѣйствительно уподобились первозданному Адаму, который въ раю былъ нагъ, и не стыдился (Быт. 2, 25).

3. Потомъ, по совлеченіи хитона, помазаны вы были заклинательнымъ елеемъ отъ верхнихъ власовъ на главѣ до ногъ, и содѣлались причастниками доброй маслины — Іисуса Христа; потому что, отсѣченные отъ маслины дикой, привиты стали къ маслинѣ доброй, и содѣлались причастниками тука истинной маслины. Посему заклинательный елей былъ знаменованіемъ причастія тука Христова, истребленіемъ всякаго слѣда сопротивной силы. Ибо какъ дуновеніе святыхъ и призваніе имени Божія, подобно самому сильному пламени, жжетъ и прогоняетъ демоновъ; такъ и сей заклинательный елей призываніемъ Бога и молитвою пріобрѣтаетъ такую силу, что не только сожигая изглаждаетъ слѣды грѣха, но и изгоняетъ всѣ невидимыя силы лукаваго.

4. Послѣ сего приведены вы были къ святой купѣли Божественнаго крещенія, какъ Христосъ со креста несенъ былъ къ предлежащему гробу. И каждый былъ вопрошаемъ: вѣруетъ ли во имя Отца и Сына и Святаго Духа? Произносили вы спасительное исповѣданіе, и трижды погружались въ воду, и снова изникали изъ воды, симъ прознаменуя и давая разумѣть тридневное Христово погребеніе. Ибо какъ Спаситель нашъ три дни и три нощи совершилъ во чревѣ земли (Матѳ. 12, 40), такъ и вы первымъ изникновеніемъ изъ воды изобразили первый день, а погруженіемъ — первую ночь Христова пребыванія въ землѣ. И какъ пребывающій въ ночи ничего не видитъ, а кто во дни, тотъ пребываетъ во свѣтѣ; такъ и вы въ погруженіи, какъ въ ночи, ничего не видѣли, а при изникновеніи изъ воды снова какъ бы стали пребывать во дни. Въ тоже самое время и умирали вы, и раждались; и спасителъная оная вода содѣлалась для васъ и гробомъ и матерью. И что Соломонъ сказалъ объ иномъ, то приличествуетъ вамъ. Ибо тамъ сказалъ онъ: время раждати, и время умирати (Еккл. 3, 2); о васъ же должно сказать наоборотъ: время умирать, и время раждаться. Однимъ временемъ совершилось то и другое, и смерти сопутственнымъ стало ваше рожденіе.

5. Новое и необычайное дѣло! Умираемъ мы не въ самой дѣйствительности, и погребены бываемъ не въ самой дѣйствительности, и распявшись не самымъ дѣломъ, воскресаемъ, но уподобленіе бываетъ только въ образѣ, а спасеніе въ самой вещи. Христосъ подлинно былъ распятъ, подлинно погребенъ, и подлинно воскресъ, и все сіе даровалъ намъ, чтобы, пріобщившись страданій Его уподобленіемъ, на самомъ дѣлѣ пріобрѣсти намъ спасеніе. Какое преизбыточествующее человѣколюбіе! Христосъ пріялъ гвозди на пречистыя руки и ноги Свои, и терпѣлъ болѣзнь, а мнѣ безболѣзненно и безтрудно за общеніе въ болѣзни даруетъ спасеніе.

6. Никто да не думаетъ, что крещеніе есть благодать оставленія только грѣховъ; а не вмѣстѣ и сыноположенія, какъ Іоанново крещеніе давало только отпущеніе грѣховъ. Напротивъ того, точно знаемъ, что оно, какъ служитъ очищеніемъ грѣховъ и сообщаетъ даръ Святаго Духа, такъ бываетъ и вѣрнымъ изображеніемъ Христовыхъ страданій. Посему-то и Павелъ, недавно взывая, сказалъ: или не разумѣете, яко елицы во Христа Іисуса крестихомся, въ смерть Его крестихомся? спогребохомся бо Ему крещеніемъ въ смерть (Рим. 6, 3-4). Сказалъ же онъ сіе полагавшимъ, что, хотя крещеніе сообщаетъ намъ отпущеніе грѣховъ и сыноположеніе, но не имѣетъ еще общенія въ истинныхъ страданіяхъ Христовыхъ чрезъ уподобленіе.

7. Посему да познаемъ, что все, что ни претерпѣлъ Христосъ, пострадалъ Онъ ради насъ и нашего ради спасенія на самомъ дѣлѣ, а не въ привидѣніи, и мы дѣлаемся причастниками Его страданій. Павелъ весьма опредѣленно воскликнулъ: аще бо снасаждени быхомъ подобію смерти Его, то и воскресенія будемъ (Рим. 6, 5). Прекрасно сказано: снасаждени; ибо здѣсь насаждена истинная виноградная Лоза, и мы пріобщеніемъ крещенія смерти содѣлались снасажденными съ Нею. Со всякимъ вниманіемъ обрати умъ свой на слова Апостола. Не сказалъ: аще снасаждени быхомъ смерти, но говоритъ: подобію смерти. Ибо во Христѣ истинная была смерть, душа Его дѣйствительно разлучилась съ тѣломъ, и погребеніе было истинное; потому что святое тѣло Его повито было чистою плащаницею, и все происходившее было съ Нимъ истинно. Но въ насъ смерти и страданій одно подобіе, а спасенія не подобіе, а самая дѣйствительность.

8. Достаточно научившись сему, прошу васъ, содержите сіе въ памяти, чтобы мнѣ недостойному сказать о васъ: люблю васъ, яко вся моя помните, и преданія, какія предахъ вамъ, держите (1 Кор. 11, 2). Силенъ же есть Богъ, представившій васъ, яко отъ мертвыхъ, живыхъ (Рим. 6, 13), даровать вамъ, да и вы во обновленіи жизни ходите (Рим. 6, 21). Ему слава и держава нынѣ и во вѣки! Аминь.

Печатается по изданiю: Творенiя иже во святыхъ отца нашего Кирилла, архiепископа Iерусалимскаго. – Изданiе второе. – Сергiевъ Посадъ: 2=я типографiя А.И. Снегиревой. – С. 285-288.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0