Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 23 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Кириллъ, архіеп. Іерусалимскій († 386 г.)
СЛОВА ТАЙНОВОДСТВЕННЫЯ КЪ НОВОПРОСВѢЩЕННЫМЪ.

3 Тайноводственное слово. О мѵропомазаніи.

Чтеніе изъ перваго соборнаго Іоаннова посланія, начинающееся словами: и вы помазаніе имате отъ Бога, и вѣсте вся, и до словъ: и не посрамимся отъ Него въ пришествіе Его (1 Іоан. 2, 20-28).

1. Во Христа крестившись и во Христа облекшись (Гал. 3, 27), содѣлались вы сообразными Сыну Божію (Рим. 8, 29); потому что Богъ, предопредѣлившій насъ въ усыновленіе (Ефес. 1, 5), содѣлалъ сообразными тѣлу славы Христовой (Флп. 3, 21). Посему, ставъ причастниками Христовыми (Евр. 3, 14), справедливо называетесь помазанниками (χριστοὶ); и о васъ сказалъ Богъ: не прикасайтеся помазаннымъ Моимъ (Псал. 104, 15). Помазанниками же содѣлались вы, пріявъ изображающее Святаго Духа. И все надъ вами совершено въ образѣ; потому что вы образъ Христовъ. Какъ Христосъ, омывшись въ рѣкѣ Іорданѣ, и сообщивъ водамъ благоуханіе Божества, вышелъ изъ водъ, и было на Него существенное наитіе Духа Святаго: потому что подобное почиваетъ на подобномъ; такъ подобно, и вамъ, исшедшимъ изъ купѣли священныхъ водъ, дано мѵропомазаніе, изображающее собою то самое, чѣмъ помазанъ Христосъ. А это есть Духъ Святый, о Которомъ и блаженный Исаія, въ пророчествѣ о Немъ, сказалъ отъ лица Господня: Духъ Господень на Мнѣ, Егоже ради помаза Мя, благовѣстити нищимъ посла Мя (Ис. 61, 1).

2. Ибо Христосъ не отъ человѣка, и не елеемъ или мѵромъ тѣлеснымъ, былъ помазанъ, но Отецъ, предопредѣлившій Ему быть Спасителемъ цѣлаго міра, помазалъ Его Духомъ Святымъ, какъ говоритъ Петръ: Іисуса, Иже отъ Назарета, Егоже помаза Богъ Духомъ Святымъ (Дѣян. 10, 38). И Пророкъ Давидъ взывалъ, говоря: престолъ Твой Боже въ вѣкъ вѣкажезлъ правости, жезлъ царствія Твоего. Возлюбилъ еси прадву, и возненавидѣлъ еси неправду: сего ради помаза Тя Боже Богъ Твой елеемъ радости паче причастникъ Твоихъ (Псал. 44, 8). И какъ Христосъ дѣйствительно былъ распятъ, и погребенъ, и воскресъ, а вы сподобились въ крещеніи уподобительно быть съ Нимъ распятыми и погребенными и воскреснуть: такъ и въ разсужденіи мѵропомазанія — Онъ помазанъ духовнымъ елеемъ радости, то-есть Духомъ Святымъ, Который именуется елеемъ радости; потому что есть вина духовнаго радованія, а вы, пріобщившисъ Христу и ставъ Его причастниками, помазаны мѵромъ.

3. Но смотри, не подумай, что сіе есть мѵро простое. Какъ хлѣбъ Евхаристіи, по призваніи Святаго Духа, есть уже хлѣбъ не простой, но тѣло Христово: такъ и святое мѵро сіе, по призваніи, не простое уже, или, какъ бы сказалъ иный, обыкновенное мѵро, но дарованіе Христа, и Духа Святаго, отъ присутствія Божества Его содѣлавшееся дѣйственнымъ. Имъ назнаменательно помазуются чело и другія орудія чувствъ. И тѣло помазуется видимымъ мѵромъ, а душа освящается Святымъ и Животворящимъ Духомъ.

4. Сперва мѵропомазано у васъ чело, чтобы освободиться вамъ отъ того стыда, какой всюду носилъ съ собою первый человѣкъ, преступившій законъ, и чтобы откровеннымъ лицемъ взирать вамъ на славу Господню (2 Кор. 3, 18). Потомъ мѵропомазаны уши, чтобы пріобрѣсти вамъ уши, способныя внимать Божествешіымъ тайнамъ, уши, о которыхъ сказалъ Исаія: и приложи ми Господь ухо, еже слышати (Ис. 50, 4), и Господь Іисусъ говорилъ въ Евангеліи: имѣяй уши слышати, да слышитъ (Матѳ. 11, 15.). Потомъ мѵропомазаны ноздри, чтобы, воспріявъ на себя Божественное мѵро, сказать вамъ: Христово благоуханіе есмы Богови въ спасаемыхъ (2 Кор. 2, 15). Послѣ сего мѵропомазаны перси, чтобы, оболкшеся въ броня правды, вамъ стати противу кознемъ діавольскимъ (Ефес. 6, 14. 11). Ибо какъ Христосъ, исшедши по крещеніи и наитіи Святаго Духа, поборолъ сопротивника: такъ и вы, по священномъ крещеніи и таинственномъ помазаніи, облекшись во всеоружіе Святаго Духа, противостаньте сопротивной силѣ, и поборайте ее, говоря: вся могу о укрѣпляющемъ мя Христѣ (Флп. 4, 14).

5. Сподобившись сего святаго мѵропомазанія, именуетесь вы христіанами, оправдывая имя сіе возрожденіемъ. Ибо прежде, нежели сподобились вы сей благодати, не были въ подлинномъ смыслѣ достойными и сего наименованія, но приближались только къ тому, чтобы вамъ быть христіанами.

6. Необходимо же вамъ знать, что въ ветхозавѣтномъ Писаніи есть назнаменованіе сего мѵропомазанія. Ибо Моѵсей, когда сообщилъ брату Божіе повелѣніе, поставляя его первосвященникомъ; тогда, измывъ его водою, помазалъ елеемъ (Лев. 8, 6-12). И отъ сего именно прообразовательнаго помазанія первосвященникъ именовался помазанникомъ. Такъ и Соломона первосвященникъ, возводя на царство, помазалъ, измывъ сперва въ Гіонѣ (3 Цар. 1, 38-39). Но надъ ними совершалось это прообразовательно; а надъ вами совершается не прообразовательно, но въ самой дѣйствительности; потому что вы дѣйствительно помазаны Святымъ Духомъ. Начало вашего спасенія — Христосъ; потому что Онъ въ дѣйствительности начатокъ, а вы примѣшеніе. Но если начатокъ святъ; то святость прійдетъ и на примѣшеніе (Рим. 11, 16).

7. Храните сіе помазаніе неоскверненнымъ: ибо оно, если пребудетъ въ васъ, научитъ всему, какъ недавно слышали вы сказанное блаженнымъ Іоанномъ, который много любомудрствуетъ о семъ помазаніи. Оно свято и есть духовное охраненіе тѣлу и спасеніе душѣ. О немъ пророчествуя, со временъ древнихъ блаженный Исаія говорилъ: и сотворитъ Господь всѣмъ языкомъ: на горѣ сей (горою же и въ другихъ мѣстахъ именуетъ Церковь, какъ напримѣръ, когда говоритъ (Ис. 2, 2): и будетъ въ послѣдняя дни явлена гора Господня) — испіютъ вино, испіютъ радость, помажутся мѵромъ (Ис. 25, 6). И слушай, что для удостовѣренія твоего говоритъ онъ о семъ мѵрѣ, какъ о таинственномъ: предаждь сія вся языкомъ: той бо совѣтъ Господень на вся языки (Ис. 25, 7). Посему, помазанные симъ святымъ мѵромъ, блюдите въ себѣ оное неоскверненнымъ и непорочнымъ, преуспѣвая въ добрыхъ дѣлахъ, и благоугождая Начальнику спасенія вашего Христу Іисусу. Ему слава во вѣки вѣковъ! Аминь.

Печатается по изданiю: Творенiя иже во святыхъ отца нашего Кирилла, архiепископа Iерусалимскаго. – Изданiе второе. – Сергiевъ Посадъ: 2=я типографiя А.И. Снегиревой. – С. 289-292.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0