Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 24 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 22.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Кириллъ, архіеп. Іерусалимскій († 386 г.)
СЛОВА ТАЙНОВОДСТВЕННЫЯ КЪ НОВОПРОСВѢЩЕННЫМЪ.

5 Тайноводственное слово.

Чтеніе изъ соборнаго Петрова посланія: отложше всяку нечистоту, и всяку лестъ, и клевету, и т. д. (1 Петр. 2, 3).

1. Во время предшествовавшихъ Божіихъ службъ, по человѣколюбію Божію, достаточно слышали вы о крещеніи, о мѵропомазаніи и о пріобщеніи тѣла и крови Христовыхъ. Теперь необходимо перейдти къ слѣдующему, возложивъ сегодня вѣнецъ на духовное зданіе, воздвигнутое къ вашей пользѣ.

2. Итакъ видѣли вы, что діаконъ подаетъ для умовенія воду іерею и пресвитерамъ, окружающимъ Божій жертвенникъ. Безъ сомнѣнія же подаетъ онъ, — не ради нечистоты тѣлесной; потому что, имѣя тѣлесную нечистоту, вовсе и не вошли бы мы въ Церковь. Напротивъ того, умовеніе служитъ знакомъ, что должно вамъ быть чистыми отъ всѣхъ грѣховъ и беззаконій. Поелику руки знаменуютъ дѣятельность; то чрезъ умовеніе ихъ даемъ разумѣть чистоту и неукоризненность дѣяній. Не слышалъ ли ты, какъ блаженный Давидъ тайноводствуетъ къ сему самому, и говоритъ: умыю въ неповинныхъ руцѣ мои, и обыду жертвенникъ Твой, Господи (Псал. 25, 6)? Посему умовеніе рукъ служитъ знакомъ неповинности во грѣхахъ.

3. Потомъ діаконъ вываетъ: пріимите другъ друга, и облобызаемъ другъ друга. Не подумай, что лобзаніе есть обычное, какое бываетъ у друзей обыкновенныхъ на торжищахъ. Не таково сіе лобзаніе: оно съединяетъ взаимно души, и требуетъ отъ нихъ всякаго непамятозлобія. Посему лобзаніе сіе есть знакъ съединенія душъ и отгнанія всякаго памятозлобія. Поэтому Христосъ сказалъ: аще принесеши даръ твой ко олтарю, и ту помянеши, яко братъ твой имать нѣчто на тя: остави даръ твой предъ олтаремъ, и шедъ прежде смирися съ братомъ твоимъ, и тогда пришедъ принеси даръ твой (Матѳ. 5, 23-24). Итакъ лобзаніе есть примиреніе, и потому оно свято, какъ воскликнулъ нѣгдѣ блаженный Павелъ, говоря: цѣлуйте другъ друга лобзаніемъ святымъ (1 Кор. 16, 20); а Петръ сказалъ: лобзаніемъ любве (1 Петр. 5, 14).

4. Послѣ сего взываетъ іерей: горѣ сердца! Ибо дѣйствительно въ оный страшный часъ должно имѣть сердце устремленнымъ къ Богу, а не долу прилѣпленнымъ къ землѣ и къ земному. Поэтому іерей повелѣваетъ всѣмъ, въ оный часъ оставить житейскія заботы, домашнія попеченія, и имѣть сердце на небѣ, устремленнымъ къ человѣколюбцу Богу. Потомъ отвѣтствуете: имамы ко Господу, исповѣданіемъ сего соглашаясь съ іерейскимъ повелѣніемъ. Никто же да не предстоитъ такимъ, чтобы устами говорить: имамы ко Господу, а мысленно имѣть умъ прилѣпленный къ житейскимъ заботамъ. Посему и всегда должно памятовать о Богѣ: если же невозможно сіе, по немощи человѣческой, то всего болѣе прилагать о семъ стараніе въ оный часъ.

5. Потомъ іерей говоритъ: благодаримъ Господа. Ибо подлинно должны мы благодарить Господа, что насъ недостойныхъ призвалъ въ толикую благодать; что насъ, которые были врагами, примирилъ съ Собою, и сподобилъ Духа сыноположенія. Потомъ говорите: достойно и праведно. Ибо мы благодаря дѣлаемъ достойное и праведное дѣло, а Онъ не то, что праведно, но что выше правды, содѣвая, облагодѣтельствовалъ и сподобилъ насъ столькихъ благъ.

6. Послѣ того воспоминаемъ о небѣ, и землѣ, и морѣ, о солнцѣ и лунѣ, о звѣздахъ, о всей разумной и неразумной, видимой и невидимой твари, объ Ангелахъ, Архангелахъ, Силахъ, Господствахъ, Началахъ, Властяхъ, Престолахъ, многоличныхъ Херувимахъ, говоря мысленно Давидовыми словами: возвеличите Господа со Мною (Псал. 33, 4). Воспоминаемъ и о Серафимахъ, которые, какъ Исаія созерцалъ Духомъ Святымъ, предстоятъ окрестъ престола Божія, и двумя крылами покрываютъ лице, двумя — ноги, и двумя летаютъ, и говорятъ: святъ, святъ, святъ Господь Саваоѳъ (Ис. 6, 2-3). Ибо для того повторяемъ сіе, Серафимами преданное намъ, богословіе, чтобы въ семъ пѣснопѣніи имѣть намъ общеніе съ премірными воинствами.

7. Потомъ, освятивъ себя сими духовными пѣснями, умоляемъ человѣколюбца Бога ниспослать Святаго Духа на предлежащіе дары, да сотворитъ Онъ хлѣбъ тѣломъ Христовымъ, а вино кровію Христовою. Ибо безъ сомнѣнія, чего коснется Святый Духъ, то освящается и прелагается.

8. Потомъ, по совершеніи духовной жертвы, безкровнаго служенія, надъ умилостивительною сею жертвою умоляемъ Бога объ общемъ мирѣ церквей, о благосостояніи міра, о царяхъ, о воинахъ, о споборникахъ, о сущихъ въ немощахъ, о труждающихся, и, однимъ словомъ, о всѣхъ требующихъ помощи молимъ всѣ мы и приносимъ жертву сію.

9. Потомъ воспоминаемъ и преждеусопшихъ, сперва Патріарховъ, Пророковъ, Апостоловъ, мучениковъ, чтобы Богъ, по молитвамъ и предстательству ихъ пріялъ наше прошеніе; а потомъ воспоминаемъ о преждеусопшихъ святыхъ отцахъ и епископахъ, однимъ словомъ, о всѣхъ у насъ преждеусопшихъ, — вѣруя, что великая польза будетъ душамъ, о которыхъ приносится моленіе, когда предлагается святая и страшная Жертва.

10. И намѣреваюсъ убѣдить васъ примѣромъ: ибо знаю, что многіе разсуждаютъ: какая польза душѣ, отходящей изъ сего міра съ грѣхами, или не съ грѣхами, если творится о ней поминовеніе въ молитвѣ? Если какой царь пошлетъ въ изгнаніе оскорбившихъ его, а потомъ принимающіе въ нихъ участіе соплетутъ вѣнецъ и поднесутъ оный Царю за подвергшихся наказанію: то ужели не облегчитъ онъ наказаній осужденнымъ? Такимъ же образомъ и мы, принося Богу моленія за усопшихъ, хотя они и грѣшники, не вѣнецъ соплетаемъ, но приносимъ закланнаго за грѣхи наши Христа, за нихъ и за себя умилостивляя человѣколюбца Бога.

11. Наконецъ послѣ сего повторяемъ молитву, которую Спаситель предалъ ученикамъ Своимъ (Матѳ. 6, 9-13), съ чистою совѣстію именуя Бога Отцемъ, и говоря: Отче нашъ, Иже еси на небесѣхъ. Какое превеликое Божіе человѣколюбіе! Отпадшимъ отъ Него, дошедшимъ до крайности во злѣ, даруется такое забвеніе всего худаго и причастіе благодати, что именуютъ его Отцемъ! Отче нашъ, Иже еси на небесѣхъ. А небесами могутъ бытъ и носящіе въ себѣ образъ Небеснаго (1 Кор. 15, 49), которымъ Богъ обѣтовалъ: въ васъ вселюся и похожду (2 Кор. 6, 16).

12. Да святится имя Твое. Имя Божіе по естеству свято, хотя говоримъ, или не говоримъ, сіе. Но поелику иногда бываетъ оно въ согрѣшающихъ и поругано, по сказанному: васъ ради присно имя Мое хулится во языцѣхъ (Ис. 52, 5); то молимся, чтобы въ насъ святилось имя Божіе: не потому что оно изъ несвятаго дѣлается святымъ, но потому что въ насъ бываетъ свято, когда мы освящены и дѣлаемъ достойное святыни.

13. Да пріидетъ царствіе Твое. Чистой душѣ свойственно говоритъ съ дерзновеніемъ: да пріидетъ царствіе Твое. Ибо кто послушалъ Павла, сказавшаго: да не цартвуетъ убо грѣхъ въ мертвеннѣмъ вашемъ тѣлѣ (Рим. 6, 12), и очистилъ себя дѣломъ, и мыслію, и словомъ, тотъ скажетъ Богу: да пріидетъ царствіе Твое.

14. Да будетъ воля Твоя, яко на небеси и на земли. Божественные и блаженные Ангелы Божіи творятъ Божію волю, какъ сказалъ псалмопѣвецъ Давидъ: благословите Господа вси Ангели Его, сильніи крѣпостію, творящіи волю Его (Псал 102, 20). Посему молясь мысленно говори: какъ въ Ангелахъ совершается воля Твоя, Владыка, такъ да будетъ и во мнѣ на землѣ.

15. Хлѣбъ нашъ насущный даждь намъ днесь. Хлѣбъ обыкновенный не есть насущный, а сей святой хлѣбъ есть насущный, то-есть имѣющій дѣйствіе на сущность души. Сей хлѣбъ не во чрево вмѣщается и афедрономъ исходитъ (Матѳ. 15, 17); но сообщается всему твоему составу, къ пользѣ тѣла и души. А слово: днесь употреблено вмѣсто: ежедневно, какъ и Павелъ сказалъ: дондеже, днесь, нарицается (Евр. 3, 13).

16. И остави намъ долги наша, якоже и мы оставляемъ должникомъ нашимъ. Ибо много у насъ грѣховъ; падаемъ и словомъ и мыслію, и весьма много дѣлаемъ достойнаго осужденія. Аще речемъ, яко грѣха не имамы, то солжемъ, какъ говоритъ Іоаннъ (1 Іоан. 1, 8). И съ Богомъ вступаемъ въ договоръ, умоляя, Его прощать намъ грѣхи, какъ мы прощаемъ долги ближнимъ. Поэтому, представляя въ умѣ, въ замѣнъ чего и что получаемъ, не станемъ ждать и медлить взаимнымъ другъ другу прощеніемъ. Поступки, противъ насъ сдѣланные, малы, неважны, удобозаглаждаемы; а грѣхи, сдѣланные нами противъ Бога, велики и имѣютъ нужду въ человѣколюбіи, свойственномъ одному Богу. Посему будь остороженъ, и, по причинѣ неважныхъ и малыхъ прегрѣшеній противъ тебя, не загради для себя возможности получить отъ Бога прощеніе въ самыхъ тяжкихъ грѣхахъ.

17. И не введи нась во искушеніе, Господи. Ужели Господь научаетъ насъ молиться о томъ, чтобы вовсе не быть намъ искушаемыми? Какъ же сказано въ другомъ мѣстѣ: мужъ не искушенный не благоискусенъ (Сир. 34, 10); и еще: всяку радость имѣйте, братія моя, егда во искушенія впадаете различна (Іак. 1, 2)? Но, можетъ быть, войдти въ искушеніе значитъ погрязнуть въ искушеніи? Ибо искушеніе какъ бы подобно нѣкоему потоку, чрезъ который трудно перейдти. Посему одни, не погрязая въ искушеніяхъ, минуютъ ихъ, какъ бы сдѣлавшись нѣкіими искусными пловцами, и нимало не увлекаясь ими. А другіе не таковы, входятъ и погрязаютъ. Какъ, напримѣръ, Іуда, вошедши въ искушеніе сребролюбія, не переплылъ пучины, но погрязъ и погибъ тѣлесно и духовно. Петръ же вошелъ въ искушеніе отреченія, но вошедши не погрязъ, а мужественно переплывъ пучину, избавился отъ искушенія. Послушай еще, какъ въ другомъ мѣстѣ ликъ дошедшихъ до совершенства святыхъ благодаритъ за избавленіе отъ искушенія: искусилъ ны еси, Боже, разжеглъ ны еси, якоже разжизается сребро. Ввелъ ны еси въ сѣть: положилъ еси скорби на хребтѣ нашемъ. Возвелъ еси человѣки на главы наша: проидохомъ сквозѣ огнь и воду, и извелъ еси ны въ покой (Псал. 65, 10-12). Видишь, съ какимъ дерзновеніемъ говорятъ, что прешли искушенія, и не изнемогли. Сказано: и извелъ еси ны въ покой: войти же въ покой значитъ избавиться отъ искушенія.

18. Но избави насъ отъ лукаваго. Еслибы словами: не введи насъ во искушеніе означалось желаніе вовсе не быть искушаемыми; то не сказалъ бы: но избави насъ отъ лукаваго. Лукавый же есть противникъ демонъ, объ избавленіи отъ котораго молимся. Потомъ, по совершеніи молитвы говоришь: аминь, словомъ аминь, которое значитъ да будетъ, запечатлѣвая изреченное въ богопреданной молитвѣ.

19. Послѣ сего іерей говоритъ: святая святымъ. Святая — предлежащіе дары, пріявшіе на себя наитіе Святаго Духа, а святые — вы, сподобившіеся Духа Святаго. Посему святая приличествуютъ святымъ. Потомъ говорите вы: единъ святъ, единъ Господь Іисусъ Христосъ. Ибо дѣйствительно Онъ единъ святъ, святъ по естеству, а мы, хотя и святы, но не по естеству, а по причастію, подвигамъ и молитвѣ.

20. Послѣ сего слышите Псалмопѣвца, который Божественнымъ сладкопѣніемъ приглашаетъ васъ къ пріобщенію святыхъ тайнъ, и говоритъ: вкусите и видите, яко благъ Господь (Пс. 33, 9). Не тѣлесной гортани предоставьте судъ; нѣтъ, не ей, но неколеблющейся вѣрѣ. Ибо вкушающимъ повелѣвается вкусить не хлѣба и вина, но того, что изображаетъ собою тѣло и кровь Христовы.

21. Посему, приступая, не съ разжатыми дланями рукъ, не съ распростертыми перстами подходи; но шуйцу содѣлавъ престоломъ для десницы, какъ имѣющей принять на себя царя, и согнувъ длань, пріими тѣло Христово, и скажи при семъ: аминь. Потому, съ осторожностію освятивъ очи прикосновеніемъ святаго тѣла, пріобщись, внимательно наблюдая, чтобы отъ него не утратить чего-либо. Ибо, если утратишь что, лишишься чрезъ сіе какъ бы собственнаго своего члена. И скажи мнѣ, если кто дастъ тебѣ золотыхъ опилокъ, не со всею ли осторожностію будешь держать ихъ, оберегаясь, чтобы не потерять изъ нихъ чего-либо, и не потерпѣть ущерба? Посему не тѣмъ ли съ большею осторожностію будешь смотрѣть, чтобы не упало у тебя и крупицы отъ того, что драгоцѣннѣе золота и дорогихъ камней?

22. Послѣ того, какъ пріобщишься тѣла Христова, приступи и къ чашѣ съ кровію не съ распростертыми руками, но въ согбенномъ положеніи съ поклоненіемъ и чествованіемъ, говоря: аминь, освятись, причащаясь и крови Христовой. И пока еще на губахъ твоихъ остается влажность, прикасаясь руками, освяти и очи, и чело, и прочія орудія чувствъ. Потомъ, дождавшись молитвы, благодари Бога, Который сподобилъ тебя толикихъ тайнъ.

23. Содержите преданія сіи неискаженными, и сохраняйте себя непреткновенными. Не отторгайте себя отъ пріобщенія; не лишайте себя священныхъ и духовныхъ сихъ тайнъ ради грѣховнои скверны. Богъ же мира да освятитъ васъ всесовершенныхъ: всесовершенно ваше тѣло и душа и духъ да сохранится въ пришествіе Господа нашего Іисуса Христа. Ему слава, честь и держава, со Отцемъ и Святымъ Духомъ нынѣ, и всегда, и во вѣки вѣковъ! Аминь.

Печатается по изданiю: Творенiя иже во святыхъ отца нашего Кирилла, архiепископа Iерусалимскаго. – Изданiе второе. – Сергiевъ Посадъ: 2=я типографiя А.И. Снегиревой. – С. 295-301.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0