Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 22 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 22.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Св. равноап. Константинъ Великій († 337 г.)
Посланіе къ никодимійцамъ противъ Евсевія и Ѳеогниса
[1].

Константинъ Августъ — каѳолической никомидійской Церкви.

Вы всѣ, возлюбленные братія, по благодати Господа Бога, Спасителя нашего Христа, хорошо знаете, что есть Отецъ и Сынъ. Отецъ безначаленъ, безконеченъ, Отецъ настоящаго вѣка. Христосъ же Сынъ Божій, Творецъ всего, виновникъ нашего безсмертія, родился, какъ учитъ исповѣдуемая нами вѣра, принялъ тѣло съ тѣмъ, чтобы явить свою силу и уничтожить грѣхъ, происшедшій отъ діавола, избавить родъ человѣческій отъ погибели, невѣдѣнію дать новое ученіе вѣры, очистить недостойныя мысли ума, укротить ярость смерти и возвѣстить людямъ надежду безсмертія. При всѣхъ сихъ благахъ я особенно радуюсь обновленію вселенной. По-истинѣ удивительно, что столько народовъ, о которыхъ прежде говорили, какъ о невѣдущихъ Бога, приведены къ единомыслію и согласію въ вѣрѣ. Но какимъ образомъ народы будутъ познавать то, что мы сдѣлали предметомъ любопренія? Понимаете конечно, возлюбленные братія, что я обвиняю насъ самихъ. Мы христіане и разногласимъ увлекаемые жалкою страстію. Такова ли самая вѣра наша? Таково ли ученіе святѣйшаго закона? Откуда жъ выродилось настоящее зло? Кто научилъ этому столь незлобивый народъ? Не другой кто, какъ союзникъ тиранской жестокости Евсевій; ибо можно видѣть изъ многаго, что онъ всегда былъ на сторонѣ тиранна [2]: объ этомъ свидѣтельствуетъ убіеніе епископовъ, — и епископовъ истинныхъ; объ этомъ же вопіетъ громкое и жесточайшее гоненіе на христіанъ. Я уже не говорю теперь о нанесенныхъ мнѣ лично оскорбленіяхъ, чрезъ которыя скопища противниковъ имѣли весьма много успѣховъ. Онъ даже подсылалъ ко мнѣ соглядатаевъ и подавалъ тиранну чуть не вооруженную помощь. Да не подумаетъ кто либо, будто я не могу доказать этого. Вѣрное доказательство — то, что мною, какъ извѣстно, явно схвачены были преданные Евсевію пресвитеры и діаконы. Но я оставлю это; не негодованіе движетъ моими устами, а желаніе пристыдить ихъ. Того только боюсь, о томъ только безпокоюсь, что они и васъ, вижу, сдѣлали участниками въ преступленіи; ибо чрезъ наставленіе и превратное ученіе Евсевія ваши мысли стали чуждыми истины. Впрочемъ, вы не замедлите исцѣлиться, если, принявъ нынѣ епископа вѣрнаго и неукоризненнаго, будете взирать на Бога. Теперь это въ вашей власти, да и прежде должно было бы зависѣть отъ вашего суда, если бы вышеупомянутый Евсевій, при содѣйствіи людей, въ то время сильныхъ, не пришелъ сюда и безстыдно не разстроилъ надлежащаго порядка. Но такъ какъ объ этомъ Евсевіѣ нужно поговорить съ вашею любовію, то ваше незлобіе пусть припомнитъ себѣ бывшій въ городѣ Никеѣ соборъ, на которомъ я и самъ присутствовалъ, не имѣя въ мысли ничего другаго кромѣ желанія привести всѣхъ къ согласію, прежде же всего обличить и отстранить зло, получившее начало отъ безумія Арія александрійскаго и усиленное нелѣпою и пагубною ревностію Евсевія. Этотъ самый Евсевій, возлюбленнѣйшіе, съ какимъ, думаете, усиліемъ, — бывъ побѣждаемъ собственною совѣстью, — и съ какимъ безстыдствомъ, защищалъ отовсюду опровергнутую ложь! То подсылалъ онъ ко мнѣ различныхъ ходатаевъ за себя, то самъ просилъ какого либо съ моей стороны содѣйствія, чтобы ему, обличаемому въ столь важномъ преступленіи, не лишиться своей чести. Въ этомъ свидѣтельствуюсь самимъ Богомъ, который милостивъ ко мнѣ и къ вамъ. А что Евсевій обошелъ и низко обманулъ даже меня, вы сейчасъ узнаете. Тогда все сдѣлалось по его желанію, хотя въ душѣ своей таилъ онъ всякаго рода зло. Не говоря о другихъ безчестныхъ его поступкахъ, прошу васъ выслушать особенно то, что сдѣлалъ онъ вмѣстѣ съ сообщникомъ своего безумія, Ѳеогнисомъ. Я приказалъ выслать сюда изъ Александріи нѣкоторыхъ, отпавшихъ отъ нашей вѣры; потому что чрезъ ихъ происки разгоралось пламя вражды. Но упомянутые честные епископы, по милости собора однажды пощаженные въ видахъ покаянія, не только приняли ихъ и дали имъ у себя безопасный пріютъ, но и стали раздѣлять съ ними злыя ихъ намѣренія. Посему съ этими неблагодарными я опредѣлилъ поступить такъ: приказалъ взять ихъ и сослать въ самыя отдаленныя мѣста. Теперь ваше дѣло обратиться къ Богу съ тою вѣрою, въ которой, какъ извѣстно, вы всегда жили, и по этой вѣрѣ живя правильно, поступать такъ, чтобы мы радовались имѣя епископовъ неукоризненныхъ, православныхъ и человѣколюбивыхъ. А кто осмѣлится вспоминать о тѣхъ губителяхъ, или неосмотрительно хвалить ихъ, тотъ въ своей дерзости немедленно будетъ обузданъ властію служителя Божія, то есть моею. Богъ да сохранитъ васъ, братія возлюбленные!

Примѣчанія:
[1] Ѳеодор. Церк. ист. 1, 20.
[2] Ликинія.

Источникъ: Дѣянія Вселенскихъ Соборовъ, изданныя въ русскомъ переводѣ при Казанской Духовной Академіи. Томъ первый.Изданіе третье. — Казань: Центральная Типографія, 1910. – С. 88-90.

/ Къ оглавленію раздѣла /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0