Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 28 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Преп. Макарій Великій († 391 г.)

Преп. Макарій родился въ Египтѣ около 301 г. отъ благочестивыхъ и небогатыхъ родителей и въ юности своей пасъ стада. Пришедши въ зрѣлый возрастъ, преп. Макарій хотѣлъ проводить иноческую жизнь, но принужденъ былъ родителями вступить въ бракъ. Въ бракѣ онъ жилъ съ женою, какъ съ сестрой, и остался дѣвственникомъ. Жена его умерла черезъ нѣсколько дней, а вскорѣ затѣмъ скончались и родители его. Послѣ сего онъ, по совѣту одного отшельника старца, удалился для подвиговъ въ Нитрійскую, потомъ, на 30 г. своей жизни, по откровенію свыше, въ Скитскую пустыню. «Умертвивъ плотское мудрованіе», преп. Макарій «всяко пощеніе въ добродѣтельномъ житіи своемъ произобрази». Молитва, псалмопѣніе и богомысліе были главнымъ его занятіемъ. Его пустынные подвиги, посты и бдѣнія кажутся превышающими силы человѣка. Молчаніе и сердечная кротость преимущественно отличали и возвышали духъ великаго «отца пустыни». На 40 году отъ роду Макарій получилъ санъ пресвитера и за свои подвиги удостоился дара пророчества и такой благодати чудотвореній, что на голосъ его отвѣтствовали и мертвые, если требовала сего польза вѣры или счастье невинно страждущихъ. далѣе>>

Творенія

Преп. Макарій Великій († 391 г.)
Духовныя бесѣды о совершенствѣ, къ какому обязаны и о какомъ должны стараться христіане.

Бесѣда 1.
Иносказательное изъясненіе видѣнія, описаннаго Пророкомъ Іезекіилемъ.

1. Пророкъ Іезекіиль повѣдалъ Божественное и славное явленіе и видѣніе, которое видѣлъ, и описалъ оное, какъ явленіе, исполненное неизглаголанныхъ таинъ. Видѣлъ же онъ на полѣ херувимскую колесницу, четырехъ духовныхъ животныхъ. У каждаго животнаго было четыре лица: одно лице львиное, другое лице орлиное, еще лице тельчее и лице человѣческое. И у каждаго лица были крыла, такъ что ни у одного невозможно было различить, гдѣ — передняя, или задняя сторона. Плещи ихъ исполнены были очесъ, и перси также полны очей, и не было мѣста, неисполненнаго очей. При каждомъ лицѣ было по три колеса, какъ бы колесо — въ колесѣ, и въ колесахъ былъ духъ. И Пророкъ видѣлъ какъ бы подобіе человѣка, и подножіе у него — какъ бы сапфирное. Колесница сія (то-есть Херувимы и животныя) носила на себѣ возсѣдящаго Владыку. Куда ни угодно было Ему шествовать, — животныя всюду обращены были лицемъ. И Пророкъ видѣлъ подъ Херувимами какъ бы руку человѣчу, которая ихъ поддерживала и носила (Іез. 1, 5-28).

2. Истинно и несомнѣнно было то, что видѣлъ Пророкъ въ восхищеніи; но оно указывало на иное, прообразовало нѣчто таинственное и божественное, тайну подлинно сокровенную отъ родовъ; явленную же въ послѣднія времена, въ пришествіе Христово. Пророкъ созерцалъ тайну души, имѣющей принять Господа своего и содѣлаться престоломъ славы Его. Ибо душа, которую Духъ, уготовавшій ее въ сѣдалище и обитель Себѣ, сподобилъ пріобщиться свѣта Его, и осіялъ красотою неизреченной славы Своей, дѣлается вся свѣтомъ, вся лицемъ, вся окомъ; нѣтъ у нея ни одной части, неисполненной духовныхъ очей свѣта, то-есть, нѣтъ въ ней ничего омраченнаго; но вся она всецѣло содѣлана свѣтомъ и духомъ, вся исполнена очей, и не имѣетъ никакой послѣдней или задней стороны, но отовсюду представляется лицемъ, потому что снизошла на нее и возсѣдитъ на ней неизреченная красота славы Свѣта-Христа. И какъ солнце вездѣ себѣ подобно: — нѣтъ у него ни одной послѣдней или недостаточной части, но, состоя изъ частей одинаковыхъ, все оно всецѣло блистаетъ свѣтомъ, и все есть свѣтъ, или, какъ огонь, то-есть самый свѣтъ огня, весь самъ себѣ подобенъ, и не имѣетъ въ себѣ ни перваго ни послѣдняго, ни большаго ни меньшаго: такъ и душа, совершенно осіянная неизреченною красотою славы свѣта отъ лица Христова и совершенно вступившая. въ общеніе съ Духомъ Святымъ, и сподобившаяся стать жилищемъ и престоломъ Божіимъ, дѣлается вся окомъ, вся свѣтомъ, вся лицемъ, вся славою, вся духомъ, какъ уготовалъ, благоустроилъ и украсилъ ее духовною лѣпотою Христосъ, Который и носитъ, и водитъ, и поддерживаетъ, и подъемлетъ ее. Ибо сказано, что рука человѣча была подъ Херувимами (Іез. 1, 7). Самъ Христосъ и носимъ бываетъ душею, и водитъ ее.

3. Четыре животныя, носящія колесницу, представляли собою образъ владычественныхъ силъ разумной души. Какъ орелъ царствуетъ надъ птицами, левъ — надъ дикими звѣрями, волъ — надъ кроткими животными, а человѣкъ — надъ всѣми тварями: такъ и въ разумной душѣ есть болѣе царственныя силы, то-есть, воля, совѣсть, умъ и сила любви. Ими управляется душевная колесница, въ нихъ почиваетъ Богъ. А по иному способу объясненія, разумѣется сіе о небесной Церкви Святыхъ. И какъ тамъ Пророкъ говоритъ о животныхъ, что высота ихъ была чрезмѣрна, что онѣ исполнены очей, и что никому невозможно было объять число очей, или высоту, потому что не дано вѣдѣнія о семъ; какъ звѣзды на небѣ всякому человѣку дано видѣть и дивиться имъ, узнать же число ихъ никому невозможно: такимъ же образомъ въ небесную Церковь Святыхъ войти и наслаждаться въ ней дано всѣмъ желающимъ подвизаться, но узнать и объять число Святыхъ, — сіе принадлежитъ единому Богу. Сѣдящій на колесницѣ и на престолѣ всеочитыхъ животныхъ, то-есть, въ каждой душѣ, содѣлавшейся престоломъ и сѣдалищемъ Его, ставшей окомъ и свѣтомъ, шествуетъ и носится, возсѣдя на ней, и правя браздами духа, и направляя ее, какъ Самъ знаетъ. Какъ духовныя животныя шествовали, не куда сами хотѣли идти, но куда зналъ и хотѣлъ Сѣдящій на нихъ и Направляющій ихъ, такъ и душами Самъ правитъ, и водитъ ихъ, указуя путь Духомъ Своимъ. Такимъ образомъ, не по своей волѣ, когда хотятъ, возносятся души въ небеса; но Богъ направляетъ душу, свергнувъ тѣло, стремиться мыслію въ небеса, и опять, когда угодно Ему, ходитъ она во плоти и въ помыслахъ, то по Его же волѣ переходитъ къ предѣламъ земли, и Онъ показываетъ ей откровенія таинъ. О подлинно превосходный, благій, единый и истинный Браздодержецъ! Такъ, если душа предпрославлена нынѣ, и вступила въ единеніе съ Духомъ, то и тѣла сподобятся части въ воскресеніи.

4. А что души праведныхъ содѣлываются свѣтомъ небеснымъ, — о семъ самъ Господь сказалъ Апостоламъ: вы есте свѣтъ міра (Матѳ. 5, 14). Самъ, содѣлавъ ихъ свѣтомъ, повелѣлъ, чтобы чрезъ нихъ просвѣщался міръ, и говоритъ: ниже вжигаютъ свѣтильника, и поставляютъ подъ спудомъ, но на свѣщницѣ, и свѣтитъ всѣмъ, иже въ храминѣ. Тако да просвѣтится свѣтъ вашъ предъ человѣки (Матѳ. 5, 15-16). А сіе значитъ: не скрывайте дара, какой пріяли отъ Меня, но сообщайте всѣмъ желающимъ. И еще: Свѣтильникъ тѣлу есть око: аще убо будетъ око твое свѣтло, все тѣло твое просвѣтится: аще же око твое лукаво, все тѣло твое темно будетъ. Аще убо свѣтъ, иже въ тебѣ, тма есть, то тма кольми (Матѳ. 6, 22-23)? Какъ очи суть свѣтъ для тѣла; и когда очи здоровы, — все тѣло освѣщено; а когда попадетъ что въ очи, и они омрачатся, тогда все тѣло бываетъ во тмѣ: такъ Апостолы были поставлены очами и свѣтомъ для цѣлаго міра. Посему, Господь, заповѣдуя имъ, сказалъ: «если вы, будучи свѣтомъ для міра, устоите и не совратитесь, то просвѣщено будетъ все тѣло міра. А если вы — свѣтъ міра — омрачитесь; то тма, то-есть міръ, кольми?» Итакъ, Апостолы, ставъ свѣтомъ, послужили свѣтомъ для вѣровавшихъ, просвѣтивъ сердца ихъ тѣмъ небеснымъ свѣтомъ Духа, которымъ просвѣщены были сами.

5. А какъ были они и солію, то всякую вѣрующую душу растворяли и осоляли солію Святаго Духа. Ибо Господь сказалъ имъ: вы есте соль земли (Матѳ. 5, 13), именуя землею человѣческія души; потому что послужили они душамъ человѣческимъ небесною солію Духа, растворивъ ихъ и содѣлавъ негніющими и незараженными великимъ зловоніемъ. Какъ мясо безъ соли загниваетъ, наполняется великимъ зловоніемъ, и по причинѣ несноснаго смрада всѣ отвращаются отъ него; и въ загнившемъ мясѣ пресмыкаются черви, находятъ тамъ себѣ пищу, поядаютъ его и гнѣздятся въ немъ; но какъ-скоро посыпана соль, — питавшіеся мясомъ черви истребляются и гибнутъ, зловонный запахъ прекращается; потому что соль, по природѣ своей, истребляетъ червей, и уничтожаетъ зловоніе: такимъ же образомъ и всякая душа, неосоленная Святымъ Духомъ, непричастная небесной соли, то-есть Божіей силы, загниваетъ и наполняется великимъ зловоніемъ лукавыхъ помысловъ; почему, лице Божіе отвращается отъ страшнаго смрада суетныхъ помысловъ тмы и живущихъ въ такой душѣ страстей; закрадываются въ нее злые и страшные черви, то-есть, лукавые духи и темныя силы, питаются, гнѣздятся, пресмыкаются тамъ, поядаютъ и растлѣваютъ ее. Ибо сказано: возсмердѣша и согниша раны моя (Псал. 37, 6). Но какъ-скоро душа прибѣгнетъ къ Богу, увѣруетъ и испроситъ себѣ соль жизни, благаго и человѣколюбиваго Духа, снисшедшая небесная соль истребляетъ въ ней страшныхъ червей, уничтожаетъ вредное зловоніе, и очищаетъ душу дѣйствіемъ силы своей. А такимъ образомъ, когда истинная соль содѣлаетъ ее здравою и невредимою, — снова вводится она въ употребленіе и служеніе небесному Владыкѣ. Поэтому и въ Законѣ въ означеніе сего Богъ повелѣлъ всякую жертву осолять солію (Лев. 2, 13).

6. Итакъ, надобно, чтобы сперва заклалъ ее іерей, и она умерла, а потомъ, чтобы разсѣченная на части была она осолена, и наконецъ, уже возложена на огонь. Ибо, если іерей предварительно не предастъ овчати закланію и смерти, то не осоляется и не приносится оно во всеплодіе Владыкѣ. Такъ и наша душа, приступая къ истинному Архіерею — Христу, должна быть отъ Него закланною и умереть для своего мудрованія и для худой жизни, какою жила, то-есть, для грѣха; и какъ жизнь оставляетъ жертву, должно оставить ее лукавство страстей. Какъ тѣло, когда изъ него выйдетъ душа, умираетъ и не живетъ уже тою жизнію, какою жило, не слышитъ, не ходитъ: такъ, когда небесный Архіерей Христосъ благодатію силы Своей предастъ закланію и умертвитъ въ душѣ жизнь для міра, умираетъ она для той лукавой жизни, какою жила, и уже не слышитъ, не говоритъ, не живетъ въ грѣховной тмѣ; потому что лукавство страстей, какъ душа ея, по благодати выходитъ изъ нея. И Апостолъ взываетъ, говоря: мнѣ міръ распяся, и азъ міру (Гал. 6, 14). Ибо душа, пока живетъ въ мірѣ и въ грѣховной тмѣ, и не умерщвлена Христомъ, но имѣетъ еще въ себѣ душу порока, то-есть дѣйствіе тмы грѣховныхъ страстей, и симъ питается, — не принадлежитъ тѣлу Христову, не принадлежитъ тѣлу свѣта, но есть тѣло тмы, и донынѣ еще находится на сторонѣ тмы; какъ и наоборотъ тѣ, которые имѣютъ въ себѣ душу свѣта, то-есть силу Духа Святаго, находятся на сторонѣ свѣта.

7. Но скажетъ кто нибудь: почему душу называешь тѣломъ тмы, когда она не произведеніе тмы? — Обрати при семъ вниманіе, и выразумѣй правильно. Какъ повседневную одежду, которую ты носишь, приготовилъ другой, а ты въ нее одѣваешься; равно и домъ строилъ и сооружалъ иной, а ты въ немъ живешь: такимъ же образомъ и Адамъ, преступивъ Божію заповѣдь и послушавъ лукаваго змія, продалъ и уступилъ себя въ собственность діаволу, и въ душу, — эту прекрасную тварь, которую уготовалъ Богъ по образу Своему, — облекся лукавый, какъ и Апостолъ говоритъ: совлекъ начало и власти, побѣдилъ ихъ на крестѣ (Кол. 2, 15). Ибо для того было и пришествіе Господа, чтобы изгнать ихъ и возвратить Себѣ собственный Свой домъ и храмъ — человѣка. Посему-то душа называется тѣломъ лукавой тмы, пока въ ней пребываетъ грѣховная тма; потому что тамъ живетъ и содержится она въ продолженіе лукаваго вѣка тмы, какъ и Апостолъ, упоминая о тѣлѣ грѣховномъ и о тѣлѣ смерти, говоритъ: да упразднится тѣло грѣховное (Рим. 6, 6); и еще: кто мя избавитъ отъ тѣла смерти сея (Рим. 7, 24)? Подобно сему, и наоборотъ, душа увѣровавшая въ Бога, избавившаяся отъ грѣха, умершая для жизни темной и пріявшая въ себя свѣтъ Духа Святаго, какъ жизнь, и въ немъ ожившая, тамъ уже проводитъ жизнь свою; потому что тамъ удерживается свѣтомъ Божества. Ибо душа не отъ Божія естества и не отъ естества лукавой тмы, но есть тварь умная, исполненная лѣпоты, великая и чудная, прекрасное подобіе и образъ Божій, и лукавство темныхъ страстей вошло въ нее вслѣдствіе преступленія.

8. Наконецъ, душа тому и принадлежитъ, съ кѣмъ въ общеніи и единеніи она своими хотѣніями. Поэтому, или, имѣя въ себѣ Божій свѣтъ и въ немъ живя и украшаясь всякими добродѣтелями, причастна она свѣту упокоенія; или, имѣя въ себѣ грѣховную тму, подлежитъ осужденію. Ибо душа, желающая жить у Бога въ вѣчномъ упокоеніи и свѣтѣ, по сказанному прежде, должна приступить къ истинному Архіерею Христу, претерпѣть закланіе и умереть для міра и для прежней жизни лукавой тмы, преставиться же въ иную жизнь для божественнаго воспитанія. Если умираетъ кто въ городѣ, — не слышитъ ни голоса, ни рѣчей, ни шума живущихъ тамъ, но какъ-скоро умеръ, — переносится въ другое мѣсто, гдѣ нѣтъ ни гласовъ, ни воплей того города: такъ и душа, какъ-скоро предается на закланіе и умираетъ въ томъ градѣ вредныхъ страстей, въ которомъ жила и проводила время, не слышитъ уже въ себѣ гласа бесѣдъ тмы, не раздается уже въ ней говоръ и вопль суетнаго бесѣдованія и мятежа духовъ тмы, но преселяется она въ градъ, исполненный благости и мира, въ градъ Божественнаго свѣта; и тамъ живетъ и слышитъ, тамъ гражданствуетъ, разглагольствуетъ и бесѣдуетъ, тамъ совершаетъ дѣла духовныя и достойныя Бога.

9. Посему и мы будемъ молиться, чтобы силою Его пріять намъ закланіе и умереть для лукаваго вѣка тмы, чтобы истребленъ былъ въ насъ духъ грѣха, чтобы душа воспріяла въ себя небеснаго Духа, облеклась въ Него, преселилась изъ грѣховной тмы во свѣтъ Христовъ, и цѣлые вѣки упокоевалась въ жизни. Какъ на ристалищѣ колесницы несутся, и опередившая задерживаетъ другую, мѣшаетъ и препятствуетъ ей ѣхать впередъ и предвосхитить побѣду: такъ въ человѣкѣ проносятся душевныя и грѣховныя помышленія, и если грѣховному помышленію случится упредить, задерживаетъ оно душу, мѣшаетъ и препятствуетъ ей приблизиться къ Богу и одержать побѣду надъ грѣхомъ. А гдѣ возсѣдаетъ и правитъ душею самъ Господь, тамъ всегда одерживаетъ Онъ побѣду, искусно и постоянно правя браздами и путеводствуя колесницу души къ небесному и божественному образу мыслей. Не ведетъ Онъ брани со грѣхомъ, но, какъ полномочный и полновластный, всегда Самъ рѣшаетъ побѣду. Посему-то Херувимы несутся, не куда сами желаютъ идти, но куда путеводствуетъ Возсѣдящій на нихъ и Правящій ими; куда Ему угодно, туда и шествуютъ они, и самъ Онъ носитъ ихъ; ибо сказано: рука человѣча была подъ ними. Святыя души носятся и путеводствуются Духомъ Христовымъ, Который правитъ, куда Ему угодно. И когда угодно Ему, — носятся въ небесныхъ помыслахъ; а когда угодно, — и въ тѣлѣ. Гдѣ угодно Ему, тамъ и служатъ Ему. Какъ птицѣ ногами служатъ крылья; такъ небесный свѣтъ Духа воспріемлетъ крыла достойныхъ души помысловъ, путеводствуя и правя, куда Ему извѣстно.

10. Посему, какъ-скоро слышишь это, обрати вниманіе на себя самого, въ самомъ ли дѣлѣ и подлинно ли пріобрѣтено сіе душею твоею? Ибо это не слова, просто произносимыя, но дѣло, поистинѣ въ душѣ совершаемое. И если не пріобрѣлъ ты такихъ духовныхъ благъ, но еще нищъ; то должно тебѣ скорбѣть, плакать и болѣзновать непрестанно. Какъ мертвый еще для царства, и какъ язвленный, взывай всегда ко Господу и проси съ вѣрою, чтобы и тебѣ сподобиться сей истинной жизни. Богъ, сотворивъ тѣло сіе, даровалъ ему, что не изъ своего естества, не изъ тѣла заимствуетъ себѣ жизнь, пищу, питіе, одѣяніе, обувь; а напротивъ того, сотворивъ тѣло само по себѣ нагимъ, устроилъ что все необходимое для жизни заимствуетъ оно совнѣ, и невозможно тѣлу жить безъ того, что внѣ его существуетъ, то-есть безъ пищи, безъ питія, безъ одеждъ. Если же ограничивается оно тѣмъ, что — въ его естествѣ, не заимствуя ничего отвнѣ; то разрушаетея и гибнетъ. Такимъ же образомъ и душа, не имѣющая въ себѣ Божія свѣта, сотворенная же по Божію образу (ибо такъ домостроительствовалъ и благоволилъ Богъ, чтобъ имѣла она вѣчную жизнь), не изъ собственнаго своего естества, но отъ Божества Его, отъ собственнаго Духа Его, отъ собственнаго свѣта Его воспріемлетъ духовную пищу, и духовное питіе, и небесныя одѣянія, что и составляетъ истинную жизнь души.

11. Какъ въ тѣлѣ, по сказанному предъ симъ, жизнь не отъ него самого, но отъ того, что внѣ его, то-есть, отъ земли; и безъ существующаго внѣ его невозможно ему жить: такъ и душа, если еще нынѣ не возродится въ оную землю живыхъ и не будетъ тамъ духовно питаться и духовно возрастать, преспѣвая предъ Господамъ, и не облечетъ ее Божество въ неизреченныя ризы небесной лѣпоты, то безъ оной пищи невозможно ей самой собою жить въ услажденіи и упокоеніи. Ибо естество Божіе имѣетъ и хлѣбъ жизни, — Того, Кто сказалъ: Азъ есмь хлѣбъ животный (Іоан. 6, 35), и воду живу (Іоан. 4, 10), и вино, веселящее сердце человѣка (Псал. 103, 15), и елей радости (Псал. 44, 8), и многообразную пищу небеснаго Духа, и свѣтоносныя небесныя одежды, даруемыя Богомъ. Въ этомъ и состоитъ небесная жизнь души. Горе тѣлу, когда оно останавливается на своей природѣ, потому что разрушается и умираетъ. Горе и душѣ, если останавливается на своей природѣ, и уповаетъ на свои только дѣла, не имѣя общенія съ Божественнымъ Духомъ; потому что умираетъ, не сподобившись вѣчной Божественной жизни. Какъ отчаяваются въ больныхъ, когда тѣло ихъ не можетъ уже принимать пищи, и плачутъ о нихъ всѣ близкіе, друзья, родные и любимые ими: такъ Богъ и святые Ангелы достойными слезъ признаютъ тѣ души, которыя не вкушаютъ небесной пищи Духа и не живутъ въ нетлѣніи. И это, повторяю еще, не просто произносимыя слова. но самое дѣло духовной жизни, дѣло истины, совершаемое въ душѣ достойной и вѣрной.

12. Итакъ, если содѣлался ты Божіимъ престоломъ, и возсѣлъ въ тебѣ небесный Браздодержецъ, и душа твоя стала вся духовнымъ окомъ, и вся свѣтомъ; если напитанъ ты оною небесною пищею Духа, и напоенъ живою водою; если облекся въ одежды неизреченнаго свѣта; если внутренній человѣкъ твой опытно и несомнѣнно извѣдалъ все сіе: то вотъ живешь ты подлинно вѣчною жизнію, и душа твоя даже нынѣ упокоевается съ Господомъ; вотъ дѣйствительно пріобрѣлъ и пріялъ ты сіе отъ Господа, чтобы жить тебѣ истинною жизнію. Если же не сознаешь въ себѣ ничего такого: то плачь, скорби и сѣтуй; потому что донынѣ не пріобрѣлъ еще ты вѣчнаго и духовнаго богатства, донынѣ не пріялъ еще истинной жизни. Поэтому, сокрушайся о нищетѣ своей, день и ночь умоляя Господа; потому что находишься въ страшномъ грѣховномъ обнищаніи. И о если бы пріобрѣлъ кто хотя скорбь сію о нищетѣ своей! О если бы не проводили мы времени въ беззаботности, какъ пресыщенные! Кто скорбитъ, и ищетъ, и неотступно проситъ Господа, тотъ скорѣе получитъ избавленіе и небесное богатство, какъ сказалъ Господь, заключая слово о неправедномъ судіи и о вдовицѣ: кольми паче Богъ сотворитъ отмщеніе вопіющихъ къ Нему день и нощь? Ей, глаголю: сотворитъ отмщеніе ихъ вскорѣ (Лук. 16, 7-8). Ему слава и держава во вѣки! Аминь.

Источникъ: Преподобнаго отца нашего Макарiя Египетскаго Духовныя бесѣды, посланiе и слова, съ присовокупленiемъ свѣдѣнiй о жизни его и писанiяхъ. / Переведены с греческаго при Московской Духовной Академiи. — Изданiе четвертое. — Свято-Троицкая Сергiева Лавра: Собственная типографiя, 1904. — С. 3-13.

Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0