Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 24 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 24.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Преп. Макарій Великій († 391 г.)

Преп. Макарій родился въ Египтѣ около 301 г. отъ благочестивыхъ и небогатыхъ родителей и въ юности своей пасъ стада. Пришедши въ зрѣлый возрастъ, преп. Макарій хотѣлъ проводить иноческую жизнь, но принужденъ былъ родителями вступить въ бракъ. Въ бракѣ онъ жилъ съ женою, какъ съ сестрой, и остался дѣвственникомъ. Жена его умерла черезъ нѣсколько дней, а вскорѣ затѣмъ скончались и родители его. Послѣ сего онъ, по совѣту одного отшельника старца, удалился для подвиговъ въ Нитрійскую, потомъ, на 30 г. своей жизни, по откровенію свыше, въ Скитскую пустыню. «Умертвивъ плотское мудрованіе», преп. Макарій «всяко пощеніе въ добродѣтельномъ житіи своемъ произобрази». Молитва, псалмопѣніе и богомысліе были главнымъ его занятіемъ. Его пустынные подвиги, посты и бдѣнія кажутся превышающими силы человѣка. Молчаніе и сердечная кротость преимущественно отличали и возвышали духъ великаго «отца пустыни». На 40 году отъ роду Макарій получилъ санъ пресвитера и за свои подвиги удостоился дара пророчества и такой благодати чудотвореній, что на голосъ его отвѣтствовали и мертвые, если требовала сего польза вѣры или счастье невинно страждущихъ. далѣе>>

Творенія

Преп. Макарій Великій († 391 г.)
Духовныя бесѣды о совершенствѣ, къ какому обязаны и о какомъ должны стараться христіане.

Бесѣда 2.
О царствѣ тмы, то-есть грѣха, и о томъ, что одинъ Богъ можетъ отъять отъ насъ грѣхъ и избавить насъ отъ рабства лукавому князю.

1. Лукавый князь — царство тмы, вначалѣ плѣнивъ человѣка, такъ обложилъ и облекъ душу властію тмы, какъ облекаютъ человѣка, чтобы содѣлать его царемъ и дать ему всѣ царскія одѣянія, и чтобы отъ головы до ногтей носилъ онъ на себѣ все царское. Такъ лукавый князь облекъ грѣхомъ душу, все существо ея, и всю осквернилъ, всю плѣнилъ въ царство свое, не оставилъ въ ней свободнымъ отъ своей власти ни одного члена ея, ни помысловъ, ни ума, ни тѣла, но облекъ ее въ порфиру тмы. Какъ въ тѣлѣ страждетъ не одна его часть, или не одинъ его членъ, но все оно всецѣло подвержено страданіямъ: такъ и душа вся пострадала отъ немощей порока и грѣха. Лукавый всю душу, эту необходимую часть человѣка, этотъ необходимый членъ его, облекъ въ злобу свою, то-есть въ грѣхъ; и такимъ образомъ, тѣло содѣлалось страждущимъ и тлѣннымъ.

2. Когда Апостолъ говоритъ: совлекитесь ветхаго человѣка (Кол. 3, 9), тогда разумѣетъ человѣка совершеннаго, у котораго соотвѣтствуютъ очамъ свои очи, головѣ — своя голова, ушамъ — свои уши, рукамъ — свои руки, и ногамъ — свои ноги. Ибо лукавый осквернилъ и увлекъ къ себѣ всего человѣка, душу и тѣло, и облекъ человѣка въ человѣка ветхаго, оскверненнаго, нечистаго, богоборнаго, непокорнаго Божію закону, — въ самый грѣхъ, чтобы не смотрѣлъ уже, какъ желательно человѣку, но и видѣлъ лукаво, и слышалъ лукаво, и ноги его поспѣшали на злодѣяніе, и руки дѣлали беззаконіе, и сердце замышляло лукавое. Поэтому, будемъ и мы умолять Бога, чтобы совлекъ съ насъ ветхаго человѣка; потому что одинъ Богъ можетъ отъять отъ насъ грѣхъ. Крѣпче насъ тѣ, которые плѣнили насъ и держатъ въ царствѣ своемъ; но Богъ далъ обѣтованіе — избавить насъ отъ рабства сего. Когда свѣтитъ солнце, и дуетъ какой-нибудь вѣтеръ; и у солнца — свое тѣло и своя природа, и у вѣтра — своя же природа и свое тѣло, и никто не можетъ отдѣлить вѣтеръ отъ солнца, если единый Богъ не прекратитъ вѣтра, чтобы не дулъ онъ болѣе. Такъ и грѣхъ примѣшался къ душѣ; но и у грѣха, и у души — своя особенная природа.

3. Посему, невозможно разлучить душу съ грѣхомъ, если Богъ не прекратитъ и не остановитъ сего лукаваго вѣтра, пребывающаго въ душѣ и въ тѣлѣ. И еще, какъ иный видитъ летающую птицу, и хочетъ самъ летать; но, не имѣя крыльевъ, летать не можетъ: такъ и у человѣка есть желаніе быть чистымъ. неукоризненнымъ, неоскверненнымъ, не имѣть въ себѣ порока, всегда же пребывать съ Богомъ; но силъ на это у него нѣтъ. Желаетъ онъ возлетѣть въ божественный воздухъ, въ свободу Святаго Духа; но не можетъ, пока не получитъ крылъ. Посему, будемъ умолять Бога, чтобы далъ намъ крилѣ голубинѣ Святаго Духа, да полетимъ къ Нему и почіемъ (Псал. 54, 7.), и да отлучитъ у насъ отъ души и тѣла, и да прекратитъ въ насъ лукавый вѣтръ — самый грѣхъ, живущій въ членахъ души и тѣла. Ибо Ему одному возможно сдѣлать сіе. Сказано: се Агнецъ Божій, вземляй грѣхи міра (Іоан. 1, 29). Онъ одинъ людямъ, вѣрующимъ въ Него, сотворилъ милость сію, что избавляетъ ихъ отъ грѣха; Онъ содѣлываетъ неисповѣдимое сіе спасеніе тѣмъ, которые всегда чаютъ и надѣются, и непрестанно ищутъ сего.

4. Какъ въ темную и глубокую ночь дуетъ какой-нибудь жестокій вѣтеръ и приводитъ въ движеніе, смятеніе и сотрясеніе всѣ растенія и сѣмена: такъ и человѣкъ, подпавъ подъ власть темной ночи — діавола, и пребывая въ ночи и во тмѣ, страшно дующимъ вѣтромъ грѣха приводится въ колебаніе, сотрясеніе и движеніе; у него въ смятеніи вся природа, душа, помыслы его и умъ, въ сотрясеніи всѣ тѣлесные члены. Ни одинъ членъ души и тѣла не свободенъ и не можетъ не страдать отъ живущаго въ насъ грѣха. Подобно сему есть день свѣта и божественный вѣтръ Святаго Духа, который вѣетъ и оживотворяетъ души, пребывающія во дни Божественнаго свѣта, и проникаетъ все существо души, и помыслы, и всю сущность, и всѣ тѣлесные члены прохлаждаетъ и упокоеваетъ Божественнымъ и неизглаголаннымъ упокоеніемъ. Сіе-то выразилъ Апостолъ: нѣсмы чада нощи ниже тмы: вси бо вы сынове свѣта есте и сынове дне (1 Сол. 5, 5). И какъ тамъ, въ обольщеніи, ветхій человѣкъ совлекъ съ себя человѣка совершеннаго и носитъ одежду царства тмы, одежду хулы, невѣрія, небоязненности, тщеславія, гордыни, сребролюбія, похоти, а подобнымъ образомъ, и другія одѣянія царства тмы, нечистыя и скверныя рубища: такъ и здѣсь опять, которые совлекли съ себя человѣка ветхаго и земнаго, и съ которыхъ Іисусъ совлекъ одежды царства тмы, тѣ облеклись въ новаго и небеснаго человѣка — Іисуса Христа, и также опять, въ соотвѣтственность очамъ имѣютъ свои очи, и въ соотвѣтственность ушамъ — свои уши, и въ соотвѣтственность главѣ — свою главу, чтобы всецѣлый человѣкъ былъ чистъ и носилъ на себѣ небесный образъ.

5. И Господь облекъ ихъ въ одѣянія царства неизреченнаго свѣта, въ одѣянія вѣры, надежды, любви, радости, мира, милосердія, благости, а подобно, и во всѣ прочія божественныя, животворныя одѣянія свѣта, жизни, неизглаголаннаго упокоенія, чтобы, какъ Богъ есть любовь, радость, миръ, благость, милосердіе, такъ и новый человѣкъ содѣлался симъ по благодати. И какъ царство тмы и грѣхъ сокрыты въ душѣ до дня воскресенія, когда тмою, сокрытою нынѣ въ душѣ, покроется и самое тѣло грѣшниковъ: такъ и царство свѣта и небесный образъ — Іисусъ Христосъ таинственно нынѣ озаряетъ душу и царствуетъ въ душѣ святыхъ; но, оставаясь сокровеннымъ отъ очей человѣческихъ, едиными душевными очами дѣйствительно видимъ Христосъ до дня воскресенія, когда и самое тѣло покроется и будетъ прославлено тѣмъ свѣтомъ Господнимъ, какой еще нынѣ есть въ душѣ человѣческой, чтобы тогда и самому тѣлу царствовать вмѣстѣ съ душею, еще нынѣ пріемлющею въ себя царство Христово, упокоеваемою и озаряемою вѣчнымъ свѣтомъ. Слава Его щедротамъ и благоутробію! Милуетъ Онъ рабовъ Своихъ, и просвѣщаетъ и избавляетъ ихъ отъ царства тмы, и даруетъ имъ свѣтъ Свой и царство Свое. Ему слава и держава во вѣки! Аминь.

Источникъ: Преподобнаго отца нашего Макарiя Египетскаго Духовныя бесѣды, посланiе и слова, съ присовокупленiемъ свѣдѣнiй о жизни его и писанiяхъ. / Переведены с греческаго при Московской Духовной Академiи. — Изданiе четвертое. — Свято-Троицкая Сергiева Лавра: Собственная типографiя, 1904. — С. 14-17.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0