Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 25 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Преп. Макарій Великій († 391 г.)

Преп. Макарій родился въ Египтѣ около 301 г. отъ благочестивыхъ и небогатыхъ родителей и въ юности своей пасъ стада. Пришедши въ зрѣлый возрастъ, преп. Макарій хотѣлъ проводить иноческую жизнь, но принужденъ былъ родителями вступить въ бракъ. Въ бракѣ онъ жилъ съ женою, какъ съ сестрой, и остался дѣвственникомъ. Жена его умерла черезъ нѣсколько дней, а вскорѣ затѣмъ скончались и родители его. Послѣ сего онъ, по совѣту одного отшельника старца, удалился для подвиговъ въ Нитрійскую, потомъ, на 30 г. своей жизни, по откровенію свыше, въ Скитскую пустыню. «Умертвивъ плотское мудрованіе», преп. Макарій «всяко пощеніе въ добродѣтельномъ житіи своемъ произобрази». Молитва, псалмопѣніе и богомысліе были главнымъ его занятіемъ. Его пустынные подвиги, посты и бдѣнія кажутся превышающими силы человѣка. Молчаніе и сердечная кротость преимущественно отличали и возвышали духъ великаго «отца пустыни». На 40 году отъ роду Макарій получилъ санъ пресвитера и за свои подвиги удостоился дара пророчества и такой благодати чудотвореній, что на голосъ его отвѣтствовали и мертвые, если требовала сего польза вѣры или счастье невинно страждущихъ. далѣе>>

Творенія

Преп. Макарій Великій († 391 г.)
Духовныя бесѣды о совершенствѣ, къ какому обязаны и о какомъ должны стараться христіане.

Бесѣда 3.
О томъ, что братія между собою должны жить искренно, въ простотѣ, въ любви, въ мирѣ, вести же борьбу и брань съ внутренними помыслами.

1. Братія должны пребывать другъ съ другомъ въ великой любви. Молятся ли они, или читаютъ Писанія, или занимаются какою работою, — въ основаніе да полагаютъ любовь другъ къ другу; въ такомъ случаѣ произволеніе ихъ можетъ сподобиться Божія благоволенія. И кто молится, и кто читаетъ, и кто работаетъ, всѣ могутъ дѣлать съ пользою, если сіи живутъ между собою въ праводушіи и простотѣ. Ибо что написано? Да будетъ воля Твоя, яко на небеси и на земли (Матѳ. 6, 10), чтобы, — какъ Ангелы на небесахъ пребываютъ между собою въ великомъ единомысліи, живя въ мирѣ и любви, и нѣтъ тамъ превозношенія или зависти, но взаимная любовь и искренность, — такъ пребывали между собою и братія. Если случается какимъ-нибудь тридцати человѣкамъ быть за однимъ дѣломъ, то не могутъ они продолжать сіе цѣлый день и цѣлую ночь; напротивъ того, нѣкоторые изъ нихъ проведутъ въ молитвѣ часовъ шесть, и хотятъ читать, иные же усердно прислуживаютъ, а другіе занимаются какой-либо работой.

2 Посему, братія, если что дѣлаютъ, должны быть во взаимной любви и въ радости. Кто работаетъ, тотъ о молящемся пусть говоритъ такъ: «сокровище, которымъ владѣетъ братъ мой, есть общее; слѣдовательно, владѣю имъ и я». И кто молится, тотъ о читающемъ пусть говоритъ такъ: «чѣмъ воспользуется онъ въ чтеніи, то и мнѣ послужитъ въ пользу». И кто работаетъ, тотъ пусть говоритъ опять слѣдующее: «въ услугѣ, какую оказываю, общая есть польза». Какъ членовъ тѣлесныхъ много, и они составляютъ одно тѣло, и взаимно помогаютъ другъ другу, и каждый членъ исполняетъ собственное свое дѣло; сверхъ того, глазъ смотритъ за цѣлое тѣло, и руки работаютъ за всѣ члены, и ноги ходятъ, нося на себѣ всѣ части тѣла, а иный членъ состраждетъ другимъ: такъ пусть будутъ и братія между собою. И кто молится, тотъ да не осуждаетъ работающаго за то, что онъ не молится. И кто работаетъ, да не осуждаетъ молящагося, говоря: «онъ продолжаетъ молитву, а я работаю». И кто прислуживаетъ, да не осуждаетъ другаго. Напротивъ того, каждый, что ни дѣлалъ бы онъ, пусть дѣлаетъ въ славу Божію. Читающій съ любовію и радостію да взираетъ на молящагося, разсуждая такъ: «онъ и о мнѣ молится». А молящійся такъ да разсуждаетъ о работающемъ: «что дѣлаетъ онъ, то дѣлаетъ для общей пользы».

3. И такимъ образомъ, великое единогласіе, миръ и единодушіе могутъ всѣхъ между собою содержать въ союзѣ мира, и можно будетъ жить другъ съ другомъ въ праводушіи и простотѣ, привлекая на себя Божіе благоволеніе. Главнѣйшее же изъ всего, какъ очевидно, есть благовременное пребываніе въ молитвѣ. Сверхъ того, предметомъ исканія пусть будетъ одно — имѣть въ душѣ сокровище и жизнь, то-есть имѣть Господа во умѣ. Работаетъ ли кто, или молится, или читаетъ, да имѣетъ оное непреходящее стяжаніе, то-есть Духа Святаго. Нѣкоторые же говорятъ, что Господь требуетъ отъ людей однихъ явныхъ плодовъ, а тайное совершаетъ самъ Богъ. Но не такъ бываетъ на дѣлѣ; напротивъ того, сколько ограждаетъ кто себя по внѣшнему человѣку, столько же онъ долженъ бороться и вести брань съ помыслами; потому что Господь требуетъ отъ тебя, чтобы самъ на себя былъ ты гнѣвенъ, велъ брань съ умомъ своимъ, не соглашался на порочные помыслы, и не услаждался ими.

4. Но чтобы искоренить уже грѣхъ и живущее въ насъ зло, — то сіе можетъ быть совершено только Божіею силою. Ибо не дано и невозможно человѣку — искоренить грѣхъ собственною своею силою. Бороться съ нимъ, противиться, наносить и принимать язвы — въ твоихъ это силахъ; а искоренить — Божіе дѣло. А если-бы самъ ты въ состояніи былъ сдѣлать сіе, то какая была бы нужда въ Господнемъ пришествіи? Какъ невозможно — видѣть глазу безъ свѣта, или говорить безъ языка, или слышать безъ ушей, или ходить безъ ногъ, или работать безъ рукъ: такъ безъ Іисуса невозможно спастись, или войти въ небесное царство. Если же говоришь: «видимымъ образомъ я не блудникъ, не прелюбодѣй, не сребролюбецъ; слѣдовательно, праведенъ»; то обольщаешься въ этомъ, думая, что все уже совершилъ. Не три только части грѣха, отъ которыхъ человѣку должно оградить себя, но ихъ тысячи. Откуда кичливость, небоязненность, невѣріе, ненависть, зависть, коварство, лицемѣріе? Не долженъ ли ты вести съ ними брань и борьбу въ тайнѣ и въ помыслахъ? Если въ домѣ у тебя разбойникъ; то сіе сокрушаетъ уже тебя, и не даетъ тебѣ быть беззаботнымъ, даже самъ начинаешь нападать на него, наносишь ему раны и принимаешь ихъ: такъ и чуша должна сопротивляться, противоборствовать и отражать.

5. Произволеніе твое, противоборствуя, пребывая въ трудѣ и скорби, начинаетъ, наконецъ, одерживать верхъ; оно и падаетъ, и возстаетъ; грѣхъ снова низлагаетъ его; въ десяти и въ двадцати бореніяхъ побѣждаетъ и низлагаетъ душу; но и душа со временемъ въ одномъ чемъ-нибудь побѣждаетъ грѣхъ. И опять, если душа стоитъ твердо и ни въ чемъ не ослабѣваетъ, то начинаетъ брать преимущество, рѣшать дѣло и одерживать надъ грѣхомъ побѣды. Но если и при этомъ посмотришь внимательно: то грѣхъ все еще побораетъ человѣка, пока не достигнетъ онъ въ мужа совершенна, въ мѣру возраста (Еф. 4, 13), и вполнѣ не побѣдитъ смерть. Ибо написано: послѣдній врагъ испразднится смерть (1 Кор. 15, 26). Такъ-то люди преодолѣваютъ грѣхъ и дѣлаются его побѣдителями. А если, какъ сказали мы выше, говоритъ кто-нибудь: «я не блудникъ, не прелюбодѣй, не сребролюбецъ, для меня довольно сего»; то въ такомъ случаѣ боролся онъ съ тремя частями, а съ другими двадцатью, которыми грѣхъ также воюетъ съ душею, не боролся, напротивъ же того, побѣжденъ ими. Посему, должно бороться и подвизаться во всемъ; потому что умъ, какъ неоднократно говорили мы, есть борецъ, и имѣетъ равномощную силу препираться съ грѣхомъ и противиться помысламъ.

6. Если же говоришь, что противная сила крѣпче, и порокъ вполнѣ царствуетъ надъ человѣкомъ; то обвиняешь въ несправедливости Бога, Который осуждаетъ человѣчество за то, что послушалось сатаны. Когда сатана силенъ и покоряетъ себѣ какою-то приневоливающею силою; тогда, по твоему, онъ выше и сильнѣе души. Выслушай же меня, наконецъ. Если юноша борется съ отрокомъ, и отрокъ побѣжденъ, и осуждаютъ отрока за то, что онъ побѣжденъ: то великая въ этомъ несправедливость. Посему, утверждаемъ, что умъ есть борецъ, и борецъ равносильный. И борющаяся душа, взыскавъ помощи и защиты, получаетъ ихъ, и сподобляется избавленія; потому что борьба и подвигъ возможны при равныхъ силахъ. Прославимъ Отца и Сына и Святаго Духа во вѣки. Аминь.

Источникъ: Преподобнаго отца нашего Макарiя Египетскаго Духовныя бесѣды, посланiе и слова, съ присовокупленiемъ свѣдѣнiй о жизни его и писанiяхъ. / Переведены с греческаго при Московской Духовной Академiи. — Изданiе четвертое. — Свято-Троицкая Сергiева Лавра: Собственная типографiя, 1904. — С. 18-21.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0