Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 26 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 27.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Преп. Макарій Великій († 391 г.)

Преп. Макарій родился въ Египтѣ около 301 г. отъ благочестивыхъ и небогатыхъ родителей и въ юности своей пасъ стада. Пришедши въ зрѣлый возрастъ, преп. Макарій хотѣлъ проводить иноческую жизнь, но принужденъ былъ родителями вступить въ бракъ. Въ бракѣ онъ жилъ съ женою, какъ съ сестрой, и остался дѣвственникомъ. Жена его умерла черезъ нѣсколько дней, а вскорѣ затѣмъ скончались и родители его. Послѣ сего онъ, по совѣту одного отшельника старца, удалился для подвиговъ въ Нитрійскую, потомъ, на 30 г. своей жизни, по откровенію свыше, въ Скитскую пустыню. «Умертвивъ плотское мудрованіе», преп. Макарій «всяко пощеніе въ добродѣтельномъ житіи своемъ произобрази». Молитва, псалмопѣніе и богомысліе были главнымъ его занятіемъ. Его пустынные подвиги, посты и бдѣнія кажутся превышающими силы человѣка. Молчаніе и сердечная кротость преимущественно отличали и возвышали духъ великаго «отца пустыни». На 40 году отъ роду Макарій получилъ санъ пресвитера и за свои подвиги удостоился дара пророчества и такой благодати чудотвореній, что на голосъ его отвѣтствовали и мертвые, если требовала сего польза вѣры или счастье невинно страждущихъ. далѣе>>

Творенія

Преп. Макарій Великій († 391 г.)
Духовныя бесѣды о совершенствѣ, къ какому обязаны и о какомъ должны стараться христіане.

Бесѣда 6.
Намѣревающіеся благоугождать Богу должны совершать молитвы въ мирѣ, въ безмолвіи, въ кротости и премудрости, чтобы, молясь съ воплями, не стать соблазномъ для всѣхъ. Въ сей же бесѣдѣ заключаются два вопроса: вещественныя ли творенія суть престолы и вѣнцы? и что такое дванадесять престоловъ израилевыхъ?

1. Приступающіе ко Господу должны совершать молитвы въ безмолвіи и мирѣ и въ великомъ благодушіи, и внимать Господу не съ воплями непристойными и смѣшанными, но съ томленіемъ сердца и трезвенными помыслами. Иной, страждущій въ болѣзни, когда подвергаютъ его прижиганіямъ и другимъ хирургическимъ врачеваніямъ, весьма мужественно и терпѣливо переноситъ причиняемую ему боль, безъ смятенія и смущенія владѣя собою. А другіе, терпя ту же боль, во время прижиганій и хирургическихъ врачеваній, издаютъ непристойные вопли. Боль же одинакова у обоихъ, — и кто кричитъ, и кто не кричитъ, и кто приходитъ, и кто не приходитъ въ смятеніе. Такъ, иные имѣютъ скорбь и болѣзненное ощущеніе, и благодушно переносятъ сіе безъ смущенія, владѣя помыслами ума своего; а другіе, имѣя ту же скорбь, переносятъ ее нетерпѣливо, съ смятеніемъ и смущеніемъ совершаютъ молитвы, чѣмъ соблазняются слушающіе; другіе же, и не чувствуя ничего болѣзненнаго, но напоказъ, или по своенравію, издаютъ безчинные вопли, какъ-будто можно благоугодить тѣмъ Богу.

2. Рабу Божію надлежитъ пребывать не въ такомъ неустройствѣ, но во всякой кротости и мудрости, какъ сказалъ Пророкъ: на кого воззрю? токмо на кроткаго и молчаливаго, и трепещущаго словесъ Моихъ (Ис. 66, 2). Находимъ также, что при Моисеѣ и Иліѣ, когда являлся имъ Богъ, предъ величіемъ Владыки во множествѣ служили и трубы и силы, но пришествіе Господне отличалось и обнаруживалось тѣмъ, что исчислено выше, то-есть миромъ, безмолвіемъ и покоемъ. Ибо сказано: се гласъ хлада тонка, тамо Господь (3 Цар. 19, 12). А симъ показывается, что покой Господень состоитъ въ мирѣ и въ благодушіи. Но какое основаніе положитъ и какое начало сдѣлаетъ человѣкъ, въ томъ и пребываетъ до конца. Если начнетъ совершать молитву громогласно и съ смятеніемъ, то и до конца удержитъ сей навыкъ. Поелику же Господь человѣколюбивъ; то въ иныхъ случаяхъ и сему человѣку оказываетъ Онъ помощь. Почему, такіе люди, поощряясь дѣйствіемъ благодати, до конца остаются при своемъ навыкѣ. Но видимъ, что это — дѣло невѣждъ, потому что и другихъ соблазняютъ, и сами въ смущеніи совершаютъ молитву.

3. Истинное основаніе молитвы таково — быть внимательнымъ къ помысламъ, и совершать молитву въ великомъ безмолвіи и мирѣ, чтобы и посторонніе не соблазнялись. Такой человѣкъ, если пріиметъ благодать Божію и совершенство, до конца будетъ совершать молитву въ безмолвіи, а еще болѣе послужитъ къ назиданію многихъ. Нѣсть бо нестроенія Богъ, но мира (1 Кор. 14, 33). Молящіеся съ воплями походятъ на управляющихъ гребцами; они не могутъ молиться вездѣ, ни въ церквахъ, ни въ селеніяхъ, развѣ будутъ только молиться въ пустыняхъ, гдѣ полная имъ воля. Молящіеся же въ безмолвіи, безъ сомнѣнія, будутъ назидать другихъ на всякомъ мѣстѣ. Человѣку надобно все усиліе свое обращать на помыслы, и чтó служитъ пищею лукавымъ помысламъ, то отсѣкать, а устремляться мыслію къ Богу, и хотѣнія помысловъ не исполнять, но кружащіеся помыслы собирать отвсюду во едино, различая естественные помыслы отъ лукавыхъ. Душа подъ грѣхомъ уподобляется какъ бы большому лѣсу на горѣ, или тростнику въ рѣкѣ, или какой-нибудь чащѣ терній и деревьевъ; посему, намѣревающіеся проходить симъ мѣстомъ должны протягивать впередъ руки и съ усиліемъ и трудомъ раздвигать предъ собою вѣтви. Такъ и душу окружаетъ цѣлый лѣсъ помысловъ, внушаемыхъ сопротивною силою; почему, потребны великая рачительность и внимательность ума, чтобы человѣку отличать чуждые помыслы, внушаемые сопротивною силою.

4. Иной полагается на свою силу, думаетъ самъ собою просѣчь стоящія передъ нимъ горы; а другой спокойно и съ разсудительностію управляетъ умомъ своимъ, и безъ утомленія совершаетъ дѣло свое успѣшнѣе перваго. Такъ и въ молитвахъ нѣкоторые прибѣгаютъ къ непристойнымъ воплямъ, какъ-будто довѣряя тѣлесной крѣпости, не замѣчая расхищенія помысловъ, но думая собственною своею силою исполнить дѣло въ совершенствѣ; а другіе бываютъ внимательны къ помысламъ, и весь подвигъ совершаютъ внутренно. Таковые своимъ разумѣніемъ и разсудительностію могутъ преуспѣвать, отражать возстающіе помыслы и ходить въ волѣ Господней. Находимъ же у Апостола, что большимъ называетъ онъ того, кто назидаетъ другаго. Глаголяй бо языки, говоритъ онъ, себе зиждетъ: а пророчествуяй, церковь зиждетъ. Болій же пророчествуяй, нежели глаголяй языки (1 Кор. 14, 4-5). Посему, пусть каждый предпочтетъ назиданіе другихъ, и сподобится онъ небеснаго царства.

5. Вопросъ. Поелику нѣкоторые говорятъ, что престолы и вѣнцы суть творенія вещественныя, а не существа духовныя; то какъ понимать сіе?

Отвѣтъ. Престолъ Божества есть умъ нашъ, и наоборотъ, престолъ ума — Божество и Духъ. А подобно и сатана, силы и князи тмы, со времени преступленія заповѣди, возсѣли въ сердцѣ, въ умѣ, и въ тѣлѣ Адамовомъ, какъ на собственномъ своемъ престолѣ. Почему, пришелъ наконецъ Господь, и пріялъ на Себя тѣло отъ Дѣвы; потому что, если бы угодно Ему было прійти непокровеннымъ Божествомъ, кто могъ бы вынести сіе? Напротивъ того, посредствомъ сего орудія — тѣла — возглаголалъ Онъ къ человѣкамъ. И наконецъ, лукавыхъ духовъ, возсѣдающихъ въ тѣлѣ, низложилъ Господь съ престоловъ, то-есть понятій и помысловъ, которыми они правили, и очистилъ совѣсть, и престоломъ Себѣ самому содѣлалъ умъ, и помыслы, и тѣло.

6. Вопросъ. Что же значитъ сказанное Господомъ: сядете на двоюнадесяте престолу, судяще обѣманадесяте колѣнома Исраилевома (Матѳ. 19, 28)?

Отвѣтъ. Находимъ, что исполнилось сіе на землѣ, послѣ того какъ Господь вознесся на небо; потому что на двѣнадцать Апостоловъ низпослалъ Онъ Духа Утѣшителя и святую силу, и она, снисшедши, осѣнила ихъ, и возсѣла на престолахъ разумовъ ихъ. Когда же предстоящіе стали говорить: яко сіи виномъ исполнени суть (Дѣян. 2, 13); тогда Петръ началъ уже судить ихъ, говоря объ Іисусѣ: «Мужа сильнаго словомъ и знаменіями распяли вы, повѣсивъ на древѣ. И вотъ, творитъ онъ здѣсь чудеса, расторгаетъ камни гробницъ, и воскрешаетъ мертвыхъ. Ибо написано: въ послѣднія дни излію отъ Духа Моего на всяку плоть, и прорекутъ сынове ваши, и дщери ваша» (Дѣян. 2, 17). И такимъ образомъ, многіе оглашены Петромъ и приступили къ покаянію; почему насталъ новый міръ, избранный Богомъ.

7. Видишь, какъ открылось начало суда. Тамъ открылся новый міръ; ибо здѣсь дана имъ власть возсѣсть и судить въ мірѣ семъ. Правда, что будутъ они возсѣдать и творить судъ въ пришествіе Господне, при воскресеніи мертвыхъ: но сіе же совершается и здѣсь; потому что Духъ Святый возсѣдаетъ на престолахъ разумовъ ихъ. Да и вѣнцы, какіе пріемлютъ христіане въ ономъ вѣкѣ, не суть творенія вещественныя. Кто утверждаетъ послѣднее, тотъ говоритъ худо. Напротивъ того, въ семъ являетъ Себя преобразующійся Духъ. Что говоритъ Апостолъ Павелъ о небесномъ Іерусалимѣ, что онъ мати всѣмъ намъ (Гал. 4, 26), то и мы исповѣдуемъ. Въ разсужденіи же одѣянія, какое носятъ на себѣ христіане, явно, что самъ Духъ облекаетъ ихъ во имя Отца и Сына и Святаго Духа, во вѣки. Аминь.

Источникъ: Преподобнаго отца нашего Макарiя Египетскаго Духовныя бесѣды, посланiе и слова, съ присовокупленiемъ свѣдѣнiй о жизни его и писанiяхъ. / Переведены с греческаго при Московской Духовной Академiи. — Изданiе четвертое. — Свято-Троицкая Сергiева Лавра: Собственная типографiя, 1904. — С. 59-63.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0