Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 21 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Преп. Макарій Великій († 391 г.)

Преп. Макарій родился въ Египтѣ около 301 г. отъ благочестивыхъ и небогатыхъ родителей и въ юности своей пасъ стада. Пришедши въ зрѣлый возрастъ, преп. Макарій хотѣлъ проводить иноческую жизнь, но принужденъ былъ родителями вступить въ бракъ. Въ бракѣ онъ жилъ съ женою, какъ съ сестрой, и остался дѣвственникомъ. Жена его умерла черезъ нѣсколько дней, а вскорѣ затѣмъ скончались и родители его. Послѣ сего онъ, по совѣту одного отшельника старца, удалился для подвиговъ въ Нитрійскую, потомъ, на 30 г. своей жизни, по откровенію свыше, въ Скитскую пустыню. «Умертвивъ плотское мудрованіе», преп. Макарій «всяко пощеніе въ добродѣтельномъ житіи своемъ произобрази». Молитва, псалмопѣніе и богомысліе были главнымъ его занятіемъ. Его пустынные подвиги, посты и бдѣнія кажутся превышающими силы человѣка. Молчаніе и сердечная кротость преимущественно отличали и возвышали духъ великаго «отца пустыни». На 40 году отъ роду Макарій получилъ санъ пресвитера и за свои подвиги удостоился дара пророчества и такой благодати чудотвореній, что на голосъ его отвѣтствовали и мертвые, если требовала сего польза вѣры или счастье невинно страждущихъ. далѣе>>

Творенія

Преп. Макарій Великій († 391 г.)
Духовныя бесѣды о совершенствѣ, къ какому обязаны и о какомъ должны стараться христіане.

Бесѣда 7.
О снисхожденіи Христовомъ къ человѣку. Бесѣда сія заключаетъ въ себѣ также нѣсколько вопросовъ и отвѣтовъ.

1. Представь, что кто-нибудь входитъ въ царскіе чертоги, видитъ изображенныя тамъ исторіи и украшенія, въ иномъ мѣстѣ разложенныя сокровища, а въ иномъ что-нибудь иное, и возсѣдаетъ съ царемъ за трапезой, и предложены ему самыя сладкія яства и питія, и вполнѣ наслаждается онъ и зрѣніемъ и убранствомъ; а послѣ этого влекутъ его оттуда, и онъ отведенъ въ мѣста зловонныя; или, представь, что какая-нибудь дѣвица, превосходя всѣхъ красотою, мудростію и богатствомъ, избираетъ себѣ мужемъ человѣка нищаго, незнатнаго, некрасиваго, одѣтаго въ рубища, и снимаетъ съ него нечистыя одежды, и облекаетъ его въ царскую ризу, и возлагаетъ на него вѣнецъ, и дѣлается его супругою; наконецъ нищій начинаетъ приходить въ изумленіе и говоритъ: «мнѣ ли бѣдному, нищему, смиренному и уничиженному дана такая супруга?» Такъ и Богъ поступилъ съ бѣднымъ и уничиженнымъ человѣкомъ. Далъ ему вкусить инаго вѣка, иной сладчайшей пищи. Показалъ ему славу и царскія неизреченныя небесныя красоты. И человѣкъ, сравнивъ уже оныя духовныя блага съ благами вѣка сего, если видитъ потомъ царя, властителей, мудрыхъ, то все отвергаетъ, имѣя въ виду небесное сокровище; потому что Богъ есть любовь, а онъ пріялъ въ себя небесный Божественный огнь Христовъ, и наслаждается, и радуется, и привязанъ къ тому.

2. Вопросъ. Сатана, или въ воздухѣ, или въ людяхъ, бываетъ ли вмѣстѣ съ Богомъ?

Отвѣтъ. Если солнце сіе, будучи тварію, освѣщаетъ мѣста грязныя, и отъ того не терпитъ вреда; то тѣмъ паче Божество, пребывая и тамъ, гдѣ сатана, не очерняется и не оскверняется. Попустило же Оно быть злу для упражненія людей. Но зло омрачается и ослѣпляется, и не можетъ видѣть чистоты и тонкости Божества. Если же кто скажетъ, что свое мѣсто — сатанѣ, и свое — Богу, то симъ приводитъ онъ къ мысли, что Богъ описуется тѣмъ мѣстомъ, въ которомъ живетъ лукавый. Какъ же говоримъ мы, что благое неописуемо и необъемлемо, что все въ немъ пребываетъ, и что благое не оскверняется отъ злаго? Въ томъ ли смыслѣ, что, поелику небо и солнце и горы пребываютъ въ самомъ Богѣ и Имъ состоятся, то и сами они стали Богомъ? — Созданія поставлены въ собственномъ своемъ чинѣ; а Создатель, пребывающій съ тварями, есть Богъ.

3. Вопросъ. Поелику грѣхъ преображается въ свѣтлаго Ангела и уподобляется почти благодати; то какъ можно человѣку уразумѣвать козни діавольскія, и какъ отличать и принимать то, что отъ благодати?

Отвѣтъ. Что — отъ благодати, въ томъ есть радость, есть миръ, есть любовь, есть истина. Сама истина побуждаетъ человѣка искать истины. Всякій же видъ грѣха исполненъ смятенія; въ немъ нѣтъ любви и радости предъ Богомъ. Такъ, цикорій походитъ на салатъ; но одинъ горекъ, а другой сладокъ. И въ самой благодати есть подобное истинѣ, и есть самая существенность истины; какъ напримѣръ, есть лучъ солнечный и самый кругъ солнца, и инаково является лучъ, инаково же — свѣтъ, заключенный въ самомъ кругѣ. Свѣтильникъ горитъ въ домѣ, и иное есть повсюду сіяющій отъ него лучъ, иное же — болѣе блистательный и ясный свѣтъ въ самомъ свѣтильникѣ. Такъ, бываетъ нѣчто отъ благодати, когда человѣкъ видитъ вдали отъ себя какъ бы нѣкія видѣнія, и радуется симъ видѣніямъ. Иное же дѣло, когда входитъ въ человѣка сила Божія, и объемлетъ члены и сердце его, и плѣняетъ умъ въ любовь Божію. Когда Петра взяли и ввергли въ темницу; тогда къ нему заключенному пришелъ Ангелъ, расторгъ узы его и извелъ его изъ темницы, и Петръ, какъ бы находясь въ изступленіи, мняше видѣніе зрѣти (Дѣян. 12, 9).

4. Вопросъ. Какимъ образомъ падаютъ и тѣ, въ которыхъ воздѣйствовала Божія благодать?

Отвѣтъ. Самые чистые по своей природѣ помыслы бываютъ поползновенны и падаютъ. Человѣкъ начинаетъ превозноситься, осуждать другаго и говорить: «ты грѣшникъ», а себя самого признавать праведнымъ. Развѣ не знаешь, чтó говоритъ Павелъ? Дадеся ми пакостникъ плоти, аггелъ сатанинъ, да ми пакости дѣетъ, да не превозношуся (2 Кор. 12, 7). И въ чистой природѣ есть возможность превозношенія.

5. Вопросъ. Можетъ ли кто при помощи свѣта видѣть душу свою, такъ какъ иные отвергаютъ откровеніе, и говорятъ, что въ слѣдствіе вѣдѣнія и ощущенія бываетъ видѣніе?

Отвѣтъ. Есть ощущеніе, есть видѣніе, и есть озареніе. И кто имѣетъ озареніе, тотъ выше имѣюшаго ощущеніе. У него озаренъ умъ; а сіе значитъ то, что получилъ онъ нѣкоторое преимущество предъ имѣющимъ ощущеніе; ибо созналъ въ себѣ нѣкую несомнѣнность видѣній. Но иное есть откровеніе, когда душѣ бываютъ открыты дѣла великія и Божіи тайны.

6. Вопросъ. Видитъ ли кто душу при помощи откровенія и Божія свѣта?

Отвѣтъ. Какъ тѣлесныя очи видятъ солнце, такъ и озаренные Божіимъ свѣтомъ видятъ образъ души; но немногіе христіане достигаютъ сего видѣнія.

7. Вопросъ. Душа имѣетъ ли зракъ?

Отвѣтъ. Имѣетъ образъ и зракъ, уподобляющійся Ангелу. Ибо какъ Ангелы имѣютъ образъ и зракъ, и какъ внѣшній человѣкъ имѣетъ образъ, такъ и внутренній имѣетъ образъ подобный Ангелу, и зракъ подобный внѣшнему человѣку.

8. Вопросъ. Иное ли что есть умъ, а иное душа?

Отвѣтъ. Какъ тѣлесныхъ членовъ много, и всѣ называются однимъ человѣкомъ; такъ и у души много членовъ: умъ, совѣсть, воля, помыслы осуждающіе и оправдывающіе; но все это связано въ одинъ помыслъ, все это члены только души, а душа одна; и это внутренній человѣкъ. Но какъ внѣшнія очи издали видятъ тернія, и стремнины, и пропасти; такъ умъ, по быстротѣ своего зрѣнія, предусматриваетъ козни и навѣты сопротивной силы, и будучи какъ бы душевнымъ окомъ, предохраняетъ душу. Почему, воздадимъ славу Отцу и Сыну и Святому Духу во вѣки вѣковъ. Аминь.

Источникъ: Преподобнаго отца нашего Макарiя Египетскаго Духовныя бесѣды, посланiе и слова, съ присовокупленiемъ свѣдѣнiй о жизни его и писанiяхъ. / Переведены с греческаго при Московской Духовной Академiи. — Изданiе четвертое. — Свято-Троицкая Сергiева Лавра: Собственная типографiя, 1904. — С. 64-67.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0