Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 24 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 25.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Преп. Макарій Великій († 391 г.)

Преп. Макарій родился въ Египтѣ около 301 г. отъ благочестивыхъ и небогатыхъ родителей и въ юности своей пасъ стада. Пришедши въ зрѣлый возрастъ, преп. Макарій хотѣлъ проводить иноческую жизнь, но принужденъ былъ родителями вступить въ бракъ. Въ бракѣ онъ жилъ съ женою, какъ съ сестрой, и остался дѣвственникомъ. Жена его умерла черезъ нѣсколько дней, а вскорѣ затѣмъ скончались и родители его. Послѣ сего онъ, по совѣту одного отшельника старца, удалился для подвиговъ въ Нитрійскую, потомъ, на 30 г. своей жизни, по откровенію свыше, въ Скитскую пустыню. «Умертвивъ плотское мудрованіе», преп. Макарій «всяко пощеніе въ добродѣтельномъ житіи своемъ произобрази». Молитва, псалмопѣніе и богомысліе были главнымъ его занятіемъ. Его пустынные подвиги, посты и бдѣнія кажутся превышающими силы человѣка. Молчаніе и сердечная кротость преимущественно отличали и возвышали духъ великаго «отца пустыни». На 40 году отъ роду Макарій получилъ санъ пресвитера и за свои подвиги удостоился дара пророчества и такой благодати чудотвореній, что на голосъ его отвѣтствовали и мертвые, если требовала сего польза вѣры или счастье невинно страждущихъ. далѣе>>

Творенія

Преп. Макарій Великій († 391 г.)
Духовныя бесѣды о совершенствѣ, къ какому обязаны и о какомъ должны стараться христіане.

Бесѣда 9.
О томъ, что Божіи обѣтованія и пророчества исполняются при различныхъ испытаніяхъ и искушеніяхъ, и что отъ искушеній лукаваго избавляются приверженные къ единому Богу.

1. Духовное дѣйствіе Божіей благодати въ душѣ совершается великимъ долготерпѣніемъ, премудростію и таинственнымъ смотрѣніемъ ума, когда и человѣкъ съ великимъ терпѣніемъ подвизается въ продолженіе времени и цѣлыхъ лѣтъ. И дѣло благодати тогда уже оказывается въ немъ совершеннымъ, когда свободное произволеніе его, по многократномъ испытаніи, окажется благоугоднымъ Духу, и съ теченіемъ времени покажетъ опытность и терпѣніе. Ясные образцы сего порядка представимъ изъ богодухновенныхъ Писаній.

2. Утвеждаемое мною подобно тому, что было съ Іосифомъ. Чрезъ столько времени и чрезъ сколько лѣтъ совершилось опредѣленіе Божіей о немъ воли, и исполнились видѣнія! А прежде въ сколькихъ трудахъ, скорбяхъ и тѣснотахъ испытанъ былъ Іосифъ! И когда все претерпѣлъ мужественно, во всемъ оказался благоискуснымъ и вѣрнымъ Богу рабомъ; тогда уже сталъ царемъ Египта и препиталъ родъ свой, и исполнились и пророчество о невидимомъ и та воля Божія, о которой задолго по великому смотрѣнію было предречено.

3. Подобное сему было и съ Давидомъ. Богъ чрезъ Пророка Самуила помазалъ его въ царя. И когда былъ онъ помазанъ, тогда гонимый Сауломъ долженъ былъ спасаться отъ смерти бѣгствомъ. И гдѣ Божіе помазаніе? Гдѣ скорое исполненіе обѣтованія? Ибо какъ-скоро помазанъ, — сталъ терпѣть жестокія скорби, удаляясь въ пустыни, не имѣя даже насущнаго хлѣба и спасаясь бѣгствомъ у язычниковъ отъ Саулова противъ него злоумышленія. И въ такихъ скорбяхъ пребывалъ тотъ, кого Богъ помазалъ въ царя! Потомъ, когда многіе годы былъ испытываемъ и искушаемъ, терпѣлъ скорби и переносилъ ихъ великодушно, рѣшительно ввѣрился Богу и себя самого удостовѣрилъ: «что сотворилъ со мною Богъ пророческимъ помазаніемъ, и о чемъ сказалъ, что будетъ это со мною, то несомнѣнно должно исполниться»: тогда уже за многое долготерпѣніе совершилась, напослѣдокъ, воля Божія; и послѣ многихъ испытаній воцарился Давидъ; и явственнымъ стало тогда Божіе слово, и помазаніе, совершенное Пророкомъ, оказалось твердымъ и истиннымъ.

4. Подобное сему было и съ Моисеемъ. Богъ, предувѣдавъ и предопредѣливъ его въ вождя и избавителя народу, сдѣлалъ, что сталъ онъ сыномъ дочери Фараоновой, возращенъ въ царскомъ богатствѣ, въ славѣ и въ роскоши, наученъ всякой египетской мудрости. А когда возмужалъ Моисей и великъ сталъ вѣрою, — отрекся отъ всего этого, злостраданія и поношенія Христовы изволивъ паче, по Апостольскому слову, нежели имѣти временную грѣха сладость (Евр. 11, 25). И бѣжавъ изъ Египта, сей царскій сынъ, воспитанный въ такихъ удовольствіяхъ и въ царской роскоши, сколько провелъ времени въ пастырскихъ занятіяхъ? И послѣ сего, наконецъ, за великое долготерпѣніе найденный благоискуснымъ и вѣрнымъ Богу, какъ перенесшій много искушеній, содѣлался онъ избавителемъ, вождемъ и царемъ Израиля, и отъ самого Бога названъ богомъ Фараоновымъ (Исх. 7, 1). Ибо чрезъ него Богъ поражалъ казнями Египетъ; чрезъ него показалъ Фараону дѣла великія и чудныя, и наконецъ, потопилъ египтянъ въ морѣ. Видишь, по истеченіи сколькихъ лѣтъ открылись и послѣ сколькихъ испытаній и скорбей пришли въ исполненіе Божія воля и Божіе намѣреніе?

5. Подобное сему было и съ Авраамомъ. За сколько времени Богъ изрекъ обѣтованіе — даровать ему сына, и не тотчасъ даровалъ его, но сколько лѣтъ до сего продолжались съ Авраамомъ испытанія и искушенія! И онъ, — великодушно претерпѣвъ все съ нимъ встрѣтившееся и утвердивъ себя вѣрою въ той мысли, что Давшій обѣтованіе неложенъ и исполнитъ слово Свое, а такимъ образомъ оказавшись вѣрнымъ, — улучилъ обѣтованіе.

6. А также и Ной, — когда въ пятисотый годъ жизни его Богъ повелѣлъ строить ковчегъ, возвѣщая, что наведетъ на вселенную потопъ, который и навелъ въ шестисотый годъ, — сто лѣтъ провелъ въ великомъ терпѣніи, нимало не колеблясь мыслію, сотворитъ, или не сотворитъ Богъ сказанное Имъ, но рѣшительно утвердившись вѣрою въ томъ, что, если сказалъ о семъ Богъ, то несомнѣнно сіе исполнится; а такимъ образомъ, когда произволеніе его найдено благоискуснымъ въ вѣрѣ, терпѣніи и великодушіи, во всей чистотѣ сохранивъ заповѣдь, одинъ онъ спасся съ домомъ своимъ.

7. Примѣры же сіи привели мы изъ Писаній въ доказательство, что дѣйствіе Божіей благодати открывается въ человѣкѣ, и пріемлетъ онъ дарованіе Духа Святаго, какого сподоблена бываетъ душа вѣрная, только послѣ долговременнаго боренія, послѣ опытовъ великаго терпѣнія и великодушія, послѣ искушеній и испытаній, когда свободное произволеніе испытано будетъ всякими скорбями. Когда ни въ чемъ не оскорбитъ оно Духа, но по благодати будетъ во всемъ согласно съ заповѣдями, тогда бываетъ оно сподоблено — достигнуть свободы отъ страстей, пріять полноту духовнаго всыновленія, изрекаемаго въ таинствѣ, также духовнаго богатства и такого разумѣнія, которое — не отъ міра сего, и котораго дѣлаются причастными одни истинные христіане. Почему, таковые люди во всемъ отличны отъ всѣхъ людей благоразумныхъ, свѣдущихъ и мудрыхъ, имѣющихъ въ себѣ духа міра.

8. Таковой, по написанному (1 Кор. 2, 14), востязуетъ всякаго человѣка. О каждомъ знаетъ онъ, изъ какого источника беретъ слово, гдѣ остановился, и на какой находится степени; о немъ же самомъ никто изъ людей, имѣющихъ въ себѣ духа міра, не можетъ знать и судить. Кто только имѣетъ въ себѣ подобнаго небеснаго Божія Духа, тотъ и знаетъ подобнаго ему, какъ говоритъ Апостолъ: духовная духовными сразсуждающе. Душевенъ же человѣкъ не пріемлетъ, Духа Божія, юродство бо ему есть: духовный же востязуетъ убо вся, а самъ той ни отъ единаго востязуется (1 Кор. 2, 14-15). Таковой человѣкъ почитаетъ гнуснымъ и ненавистнымъ все славное въ мірѣ — богатство, роскошь и всякое наслажденіе, даже самое знаніе, и все, что есть въ вѣкѣ семъ.

9. Какъ человѣкъ, находящійся въ жару и одержимый огневицею, если подать ему самую сладкую снѣдь или сладкое питіе, гнушается тѣмъ и отвергаетъ; потому что жжетъ его и сильно дѣйствуетъ въ немъ болѣзнь: такъ, подобно сему, распаляемые небеснымъ, священнымъ и честнымъ духовнымъ желаніемъ, уязвленные въ душѣ ревностію любви Божіей, — когда тотъ Божественный и небесный огнь, который Господь пришелъ воврещи на землю, и хощетъ, чтобы скорѣе онъ возгорѣлся (Лук. 12, 49), начнетъ сильно въ нихъ дѣйствовать, разжжетъ ихъ небесною приверженностію ко Христу, — по сказанному выше, все славное и высоко цѣнимое въ вѣкѣ семъ признаютъ достойнымъ презрѣнія и ненавистнымъ, потому что огнь любви Христовой объемлетъ, разжигаетъ и распаляетъ ихъ преданностію къ Богу и небесными благами любви, и ничто небесное, земное и преисподнее, не въ состояніи отлучить ихъ отъ любви сей, какъ засвидѣтельствовалъ Апостолъ Павелъ: кто ны разлучитъ отъ любве Христовы, и такъ далѣе (Рим. 8, 35)?

10. Но пріобрѣтеніе души своей и небесной духовной любви невозможно человѣку, если не содѣлается чуждымъ всего, что — въ вѣкѣ семъ, и не посвятитъ себя исканію любви Христовой, и если умъ его не поставитъ себя внѣ всякаго вещественнаго и земнаго развлеченія, чтобы ему можно было всецѣло заняться достиженіемъ единой цѣли, стремясь къ оной по всѣмъ заповѣдямъ; чтобы все попеченіе, исканіе, развлеченіе и упражненіе души состояло въ изслѣдованіи духовной сущности, — того, какъ должна быть она украшена предписанными въ заповѣдяхъ добродѣтелями, небеснымъ благолѣпіемъ Духа, общеніемъ въ чистотѣ и святынѣ Христовой; чтобы человѣкъ, отъ всего отрекшись, отсѣкши отъ себя всякое вещественное и земное препятствіе, отказавшись отъ плотской любви, или отъ пристрастія къ родителямъ и родственникамъ, непозволялъ уму своему заниматься или развлекаться чѣмъ-либо инымъ, какъ то: начальствомъ, славою, почестями, плотскою дружбою въ мірѣ, или другими какими-нибудь земными заботами; но чтобы весь умъ всецѣло воспріялъ на себя попеченіе и скорбь объ изысканіи духовной сущности души, всецѣло и съ терпѣніемъ пребывалъ въ чаяніи и ожиданіи наитія Духа, какъ говоритъ Господь: въ терпѣніи вашемъ стяжите души ваша (Лук. 21, 19); и еще: ищите царствія Божія, и сія вся приложатся вамъ (Матѳ. 6, 33).

11. Да будетъ же это, чтобы человѣкъ, — такъ подвизаясь и непрестанно пребывая внимательнымъ къ себѣ, въ молитвѣ ли то, или въ послушаніи, или въ какомъ бы то ни было дѣлѣ, совершаемомъ по Богу, — возмогъ избѣжать тмы лукавыхъ демоновъ. Ибо умъ, который непрестанно вникаетъ въ самого себя и взыскуетъ Господа, можетъ пріобрѣсти душу свою, хотя бы она была въ погибели страстей, если только всегда отдаетъ себя въ плѣнъ побужденію и ревности стремиться ко Господу, и къ Нему единому прилѣпляется, по сказанному: плѣняюще всякъ разумъ въ послушаніе Христово (2 Кор. 10, 5), чтобы, въ слѣдствіе такого подвига, желанія и исканія, умъ сподобился быть съ Господомъ въ единый духъ дара и благодати Христовой, упокоеваясь въ сосудѣ души, уготовавшей себя на всякое дѣло благое и не оскорбляющей Духа Господня собственными своими изволеніями и разсѣянностію вѣка сего, или попеченіями о славѣ, о начальствѣ, или самочинными мнѣніями, или плотскими удовольствіями и сдруженіемъ и общеніемъ съ лукавыми людьми.

12. Достолюбезно то, если душа, — всецѣло посвятивъ себя Господу, къ Нему единому прилѣпившись, безъ забвенія пребывая въ заповѣдяхъ Его и достойно почтивъ нашедшаго и пріосѣнившаго ее Христова Духа, — сподоблена быть въ единый со Христомъ духъ и въ единое сраствореніе, какъ говоритъ Апостолъ: прилѣпляйся Господеви, единъ духъ есть съ Господемъ (1 Кор. 6, 17). Если же преданъ кто попеченіямъ, или славѣ, или любоначалію, или заботится о человѣческихъ почестяхъ и домогается ихъ, и душа его возмущается и омрачается земными помыслами, предается чему-либо въ вѣкѣ семъ и овладѣвается тѣмъ; то подобная душа, если бы и пожелала прейти тму страстей, въ какой держатъ ее лукавыя силы, или бѣжать отъ нея и отгнать ее отъ себя, не можетъ сего сдѣлать, потому что любитъ и творитъ волю тмы, и несовершенно возненавидѣла порочныя начинанія.

13. Посему, уготовимся отъ всего произволенія и со всею охотою идти ко Господу и стать Христовыми послѣдователями, для исполненія воли Христовой и для памятованія и соблюденія всѣхъ Христовыхъ заповѣдей; совершенно устранившись отъ любви къ міру, предадимъ души свои единому Христу; то будемъ имѣть въ умѣ, чтобы Имъ однимъ заниматься, о Немъ одномъ имѣть попеченіе, Его единаго искать. Если же, по причинѣ тѣла, не употребимъ должнаго радѣнія объ исполненіи заповѣдей и о послушаніи Богу; то, по крайней мѣрѣ, умъ нашъ да не устраняется отъ любви ко Господу, — отъ того, чтобы искать Его и стремиться къ Нему. А подвизаясь съ такимъ умомъ, съ правымъ образомъ мыслей шествуя путемъ правды и всегда пребывая внимательными къ себѣ, да улучимъ обѣтованіе Духа Его, и по благодати да избавимся отъ гибели во тмѣ страстей, какими одержима душа, а чрезъ сіе содѣлаемся достойными вѣчнаго царствія, и сподобимся блаженствовать со Христомъ цѣлые вѣки, прославляя Отца и Сына и Святаго Духа во вѣки. Аминь.

Источникъ: Преподобнаго отца нашего Макарiя Египетскаго Духовныя бесѣды, посланiе и слова, съ присовокупленiемъ свѣдѣнiй о жизни его и писанiяхъ. / Переведены с греческаго при Московской Духовной Академiи. — Изданiе четвертое. — Свято-Троицкая Сергiева Лавра: Собственная типографiя, 1904. — С. 72-78.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0