Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 21 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Преп. Макарій Великій († 391 г.)

Преп. Макарій родился въ Египтѣ около 301 г. отъ благочестивыхъ и небогатыхъ родителей и въ юности своей пасъ стада. Пришедши въ зрѣлый возрастъ, преп. Макарій хотѣлъ проводить иноческую жизнь, но принужденъ былъ родителями вступить въ бракъ. Въ бракѣ онъ жилъ съ женою, какъ съ сестрой, и остался дѣвственникомъ. Жена его умерла черезъ нѣсколько дней, а вскорѣ затѣмъ скончались и родители его. Послѣ сего онъ, по совѣту одного отшельника старца, удалился для подвиговъ въ Нитрійскую, потомъ, на 30 г. своей жизни, по откровенію свыше, въ Скитскую пустыню. «Умертвивъ плотское мудрованіе», преп. Макарій «всяко пощеніе въ добродѣтельномъ житіи своемъ произобрази». Молитва, псалмопѣніе и богомысліе были главнымъ его занятіемъ. Его пустынные подвиги, посты и бдѣнія кажутся превышающими силы человѣка. Молчаніе и сердечная кротость преимущественно отличали и возвышали духъ великаго «отца пустыни». На 40 году отъ роду Макарій получилъ санъ пресвитера и за свои подвиги удостоился дара пророчества и такой благодати чудотвореній, что на голосъ его отвѣтствовали и мертвые, если требовала сего польза вѣры или счастье невинно страждущихъ. далѣе>>

Творенія

Преп. Макарій Великій († 391 г.)
Духовныя бесѣды о совершенствѣ, къ какому обязаны и о какомъ должны стараться христіане.

Бесѣда 10.
О томъ, что дары Божіей благодати сохраняются и умножаются смиренномудріемъ и усердіемъ, утрачиваются же превозношеніемъ и нерадѣніемъ.

1. Души правдолюбивыя и боголюбивыя, съ великою надеждою и вѣрою вожделѣвающія совершенно облечься во Христа, не столько имѣютъ нужды въ напоминаніи другихъ, и не терпятъ въ себѣ даже какого-либо умаленія въ небесномъ желаніи и любви къ Господу; но, всецѣло пригвоздившись ко кресту Христову, ежедневно сознаютъ въ себѣ ощущеніе духовнаго преспѣянія въ привязанности къ духовному Жениху; уязвившись же небеснымъ желаніемъ и жаждая правды добродѣтелей, сильно и ненасытимо вожделѣваютъ духовнаго озаренія. А если за вѣру свою сподобляются пріять познаніе Божественныхъ таинъ, или дѣлаются причастными веселія небесной благодати: то не полагаются сами на себя, почитая себя чѣмъ-либо; но въ какой мѣрѣ сподобляются духовныхъ дарованій, въ такой же, по ненасытимости небеснаго желанія, съ большимъ еще напряженіемъ взыскуютъ оныхъ; чѣмъ болѣе ощущаютъ въ себѣ духовнаго преспѣянія, тѣмъ паче алчутъ и жаждутъ причастія и пріумноженія благодати; чѣмъ болѣе обогащаются духовно, тѣмъ паче какъ бы обнищеваютъ въ собственномъ о себѣ мнѣніи, по причинѣ ненасытимости духовнаго желанія стремиться къ небесному Жениху, какъ говоритъ Писаніе: ядущіи Мя еще взалчутъ, и піющіи Мя еще вжаждутся (Сир. 24, 23).

2. Такія души, имѣющія въ себѣ пламенную и ненасытимую любовь ко Господу, достойны вѣчной жизни; а потому, сподобляются избавленія отъ страстей и въ полнотѣ благодати совершенно пріемлютъ озареніе и причастіе Святаго Духа, неизреченнаго и таинственнаго общенія. Души же немужественныя и разслабленныя, — которыя, по тому самому, что находятся еще во плоти, не стараются здѣсь за терпѣніе и великодушіе пріять въ себя, не отчасти, но совершенное освященіе сердца, не надѣются въ совершенствѣ, съ полнымъ ощущеніемъ и съ несомнѣнностію, быть въ общеніи съ Утѣшителемъ Духомъ, — по сему самому, не пріяли отъ Духа избавленія отъ вредныхъ страстей, или, наоборотъ, и сподобились Божіей благодати, но, увлекаемыя порокомъ, предались какой-то безпечности и недѣятельности.

3. Поелику, пріявъ благодать Духа и находя для себя благодатное утѣшеніе въ упокоеніи, желаніи и въ духовной сладости, и положившись на сіе, превозносятся онѣ, предаются безпечности, не сокрушаясь сердцемъ, не смиряясь въ мысляхъ и не достигнувъ совершенной мѣры безстрастія, не получивъ того, чтобы со всею рачительностію и вѣрою совершенно исполниться благодати, удовлетворились онѣ тѣмъ, и успокоились, и остановились при маломъ благодатномъ утѣшеніи; то подобныя симъ души, преуспѣвъ болѣе въ превозношеніи, нежели въ смиреніи, если и сподобились какого дарованія, лишаются онаго за безпечное небреженіе и за суетную кичливость ихъ самомнѣнія.

4. Душа истинно боголюбивая и христолюбивая, хотя бы совершила тысячи праведныхъ дѣлъ, по ненасытимому стремленію своему ко Господу, думаетъ о себѣ, будто бы ничего еще она не сдѣлала; хотя бы изнурила тѣло свое постами и бдѣніями, при такихъ остается чувствованіяхъ, будто бы не начинала еще трудиться для добродѣтелей; хотя бы сподобилась достигнуть различныхъ духовныхъ дарованій, или откровеній и небесныхъ таинъ, по безмѣрной и ненасытимой любви ко Господу, сама въ себѣ находитъ, будто бы ничего еше не пріобрѣла; а напротивъ того, ежедневно алкая и жаждая, съ вѣрою и любовію пребывая въ молитвѣ, не можетъ насытиться благодатными тайными и благоустроеніемъ себя во всякой добродѣтели. Она уязвлена любовію небеснаго Духа, при помощи благодати непрестанно возбуждаетъ въ себѣ пламенное стремленіе къ небесному Жениху, вожделѣваетъ совершенно сподобиться таинственнаго и неизреченнаго общенія съ Нимъ въ святынѣ Духа, съ откровеннымъ лицемъ души, взираетъ на небеснаго Жениха лицемъ къ лицу, въ духовномъ и неизглаголанномъ свѣтѣ, со всею несомнѣнностію входитъ въ единеніе съ Нимъ, сообразуется смерти Его, съ великимъ вожделѣніемъ непрестанно ожидаетъ смерти за Христа, несомнѣнно вѣруетъ, что чрезъ Духа пріиметъ совершенное избавленіе отъ грѣха и тмы страстей, и, очистившись Духомъ, освятившись душевно и тѣлесно, сподобится стать чистымъ сосудомъ для пріятія въ себя небеснаго мѵра и обителію небеснаго и истиннаго Царя Христа. И тогда-то содѣлывается она достойною небесной жизни, ставъ еще здѣсь чистымъ жилищемъ Святаго Духа.

5. Но придти въ такую мѣру возможно душѣ не вдругъ и не безъ испытаній. Напротивъ того, многими трудами и подвигами, съ продолженіемъ времени, при рачительности, послѣ испытаній и различныхъ искушеній, пріемлетъ она духовное возрастаніе и преспѣяніе даже до совершенной мѣры безстрастія; и тогда уже, съ готовностію и мужественно выдержавъ всякое искушеніе отъ грѣха, сподобится великихъ почестей, духовныхъ дарованій, небеснаго богатства, и такимъ образомъ, содѣлается наслѣдницею небеснаго царствія о Христѣ Іисусѣ Господѣ нашемъ. Ему слава и держава во вѣки! Аминь.

Источникъ: Преподобнаго отца нашего Макарiя Египетскаго Духовныя бесѣды, посланiе и слова, съ присовокупленiемъ свѣдѣнiй о жизни его и писанiяхъ. / Переведены с греческаго при Московской Духовной Академiи. — Изданiе четвертое. — Свято-Троицкая Сергiева Лавра: Собственная типографiя, 1904. — С. 79-82.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0